Юридическое измерение свободы экономических отношений (философско-правовые и уголовно-правовые аспекты)
Короткий Филипп Викторович,
кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» E-mail: [email protected]
Автор рассматривает свободу как социальную ценность, а также указывает на конфликт, лежащий в основе реализации прав и свобод человека.
Особое внимание в научной статье уделено вопросу о границах свободы человека, целях и пределах её ограничения со стороны государства и иных социальных институтов. Наибольшие проблемы, на взгляд автора, связаны с определением пределов реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере экономической деятельности.
Свободные экономические отношения наиболее полным образом отвечают интересам социального развития общества и государства. В связи с этим, государство осуществляет их правовое регулирование и правовую охрану. Немаловажная роль отведена нормам уголовного права. С одной стороны, нормы уголовного права обеспечивают охрану свободы экономических отношений от значительных по степени и характеру общественной опасности посягательств. С другой стороны, реакция государства на указанные посягательства порождает новые социальные связи между совершившим преступление лицом и государственными органами, осуществляющими уголовное преследование. Кроме того, решая задачи общей и частной превенции, нормы уголовного права упорядочивают поставленные под их охрану общественные отношения.
По мнению автора, излишняя криминализация, выраженная во введении избыточных уголовно-правовых запретов, особо чувствительна именно для сферы экономической деятельности. Допущенные законодателем пробелы регулирования могут иметь крайне негативные последствия, нивелирующие свободу экономической деятельности.
Ключевые слова: свобода; права и свободы человека и гражданина; свобода экономических отношений; экономическая деятельность; преступления, посягающие на свободу экономических отношений; уголовно-правовое регулирование; уголовно-правовая охрана; превенция.
см см
Свобода - это одна из ключевых категорий, посредством которой описывается место человека в обществе, а также выстраивается система координат, определяющих онтологические и экзистенциальные основания человеческого существования.
При этом, несколько категоричным выглядит встречающееся в научной литературе суждение о том, что «свобода является высшей социальной ценностью» [11, с. 71]. Высшая социальная ценность - это жизнь человека, что подтверждается фактом приоритетной правовой охраны права на жизнь по отношению к иным правам и свободам человека и гражданина. Так, и в Декларации прав и свобод человека и гражданина [см.:
2], и в Конституции Российской Федерации [см.:
3] статьи, гарантирующие право на жизнь, поставлены авторами этих документов перед статьями, гарантирующими право на свободу (статьи 7 и 8, а также статьи 20 и 22 названных правовых актов соответственно). Не случайно, Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации [см.:
4] (далее - УК РФ) открывается Главой 16, посвя-щённой преступлениям против жизни и здоровья. А уже в Главе 17 уголовного закона объединены преступления против свободы, чести и достоинства личности. Что касается свободы экономической деятельности, то на защиту этой ценности направлены главным образом нормы Главы 22 УК РФ.
Право на свободу и личную неприкосновенность, наряду с правом на жизнь и рядом иных личных прав и свобод, относятся к правам первого поколения, то есть к базовым правам, традиция оформления которых восходит к конституциям стран Европы и Америки XVШ-XIX вв.
Свобода может быть названа второй по значимости социальной ценностью после жизни человека. Очевидно, реализация права на свободу и личную неприкосновенность немыслима без гарантий охраны права человека на жизнь. Обладающий разумом и свободной волей человек вправе по собственному выбору определять стратегию своего поведения, включающую способы удовлетворения имеющихся у него потребностей и характер взаимодействия с другими людьми. Однако, в условиях принципиальной ограниченности и ис-черпаемости понимаемых предельно широко благ, к обладанию которыми стремится человек, он неизбежно вступает в конфликт с другими людьми, имеющими аналогичные потребности и интересы.
Широко известна концепция Т. Гоббса, который естественное, догосударственное состояние об-
щества поименовал как «война всех против всех» (лат. «bellum omnium contra omnes»). Ничем неограниченная свобода человека в своей реализации приводит к перманентным конфликтам и «взаимному страху». В подобном состоянии социума жизнь человека находится под постоянной угрозой и именно для того, чтобы защитить право на жизнь, люди приходят к необходимости заключения общественного договора. Суть этого договора состоит в отказе людей от части имеющихся у них свобод в пользу государства, которое обязуется гарантировать безопасность общества и жизнь каждого отдельно взятого его члена [см.: 8, с. 137].
Вопросы, касающиеся границ свободы человека, целей и пределов её ограничения со стороны государства и иных социальных институтов входят в число базовых, ключевых вопросов, решения которых лежат в области философии, этики, юриспруденции и иных отраслей гуманитарного знания. Попытки рефлексии в этих направлениях предпринимаются и в искусстве, прежде всего, в художественной литературе. Однако, поиск универсальных ответов на очерченные вопросы существенным образом ограничен историческими, социально-культурными и иными особенностями, характерными для общества, социальные рецепты для которого предлагает исследователь и частью которого, в тоже самое время, он является.
Цивилизованным обществом достигнут консенсус относительно незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина, а также допустимости их ограничения в строго очерченных случаях. Этот консенсус оформлен, прежде всего, в основополагающих международно-правовых документах, первостепенное место среди которых занимает Всеобщая декларация прав человека [см.: 1]. Аналогичный подход зафиксирован и в Конституции РФ, в которой соответствующие вопросы раскрыты, в частности, в ст. 55. Часть третья этой статьи в числе целей ограничения прав и свобод человека и гражданина называет необходимость «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Юридическое измерение целей ограничения прав и свобод человека и гражданина основывается на началах справедливости и правового равенства [см.: 10, с. 38]. Причём, если такие цели ограничения, как необходимость обеспечения обороны страны и безопасности государства видятся более или менее осязаемыми, то трактовка цели защиты прав и законных интересов других лиц нередко сопряжена с большими трудностями. Речь, прежде всего, идёт о пределах реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере экономической деятельности. Так, государство, с одной стороны, осуществляет правовую охрану свободы экономических отношений, с другой стороны, неизбежно её ограничивает и задаёт пределы её реализации.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что свобода предпринимательской деятельности и свобо-
да договоров могут быть ограничены только федеральными законами и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты перечисленных в ст. 55 Конституции РФ ценностей [см.: 5]. При этом, высший орган конституционного контроля подчеркивает недопустимость чрезмерного ограничения права человека на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [см.: 6].
Экономические отношения складываются в связи с созданием, распределением, обменом и потреблением материальных и духовных благ. Частью первой статьи 8 Конституции РФ гарантируются «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Это, входящее в основы конституционного строя нашей страны, положение развито в Главе 2 Конституции РФ, посвящённой правам и свободам человека и гражданина. Так, провозглашено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34). Предметом свободной экономической деятельности выступают материальные и духовные блага, право частной собственности на которые закреплено частью второй статьи 35 Конституции РФ.
В отличие от свободной экономической деятельности, «право свободно распоряжаться своими способностями к труду» (ст. 37 Конституции РФ) не предусматривает использование лицом имеющегося у него имущества. Как правило, это опосредованное использование способностей человека, связанное с наёмным трудом. Реализуя это право человек осуществляет трудовую деятельность, которая по своей суть не является свободной экономической деятельностью.
Экономическая свобода предполагает возможность лица осуществлять хозяйственную деятельность независимо не только от недобросовестного воздействия иных участников указанной деятельности, но и от неправового вмешательства со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. При этом, современное российское государство не только регулирует экономические отношения, но и само является их активным участником. Государственные компании по сути монополизируют целые сектора отечественной экономики, причём нередко даже в тех сферах, где подобное доминирование не может быть оправдано теми или иными общественными интересами.
Свободные экономические отношения наибо- р лее полным образом отвечают интересам соци- Д ального развития общества и государства. Имен- Ч
т
но в рамках рассматриваемых отношений, по об- К щему правилу: рачительно используются ресур- ё сы; своевременно и всесторонне удовлетворяется у спрос населения на товары, работы и услуги; чле- А
см см
ны общества получают возможность реализовать свой личностный потенциал посредством участия в предпринимательской и иной законной экономической деятельности; активно внедряются инновационные технологии и новаторские решения в сфере экономики. Меняется также и социальная структура общества, а именно формируется социальный слой, материальное благополучие представителей которого не зависит от государства. Речь идёт о людях, занятых в частном секторе экономики. Они являются налогоплательщиками, создают собственные профессиональные и иные сообщества, а также осознают себя как некую общность, имеющую сходные социальные интересы и стремящуюся их реализовать посредством влияния на процесс принятия политических значимых решений. Это имеет самое непосредственное отношение к вопросам укрепления демократии и гражданского общества.
Осознавая значимость свободных экономических отношений, а также возникающие в данной связи риски и вызовы, государство формализует указанные отношения в чёткие правовые рамки. В этой связи нельзя не согласиться с Т.И. Отческой в том, что «состояние законности в экономике является одним из важнейших факторов, определяющих экономическое и социальное развитие страны» [11, с. 71].
Функцию регулирования экономических отношений выполняют, прежде всего, нормы гражданского, хозяйственного и предпринимательского права. В известном смысле, вся содержательная наполненность норм названных отраслей права проникнута духом свободы экономических отношений. Тем самым, как пишет, в частности, Д.А. Савченко, «правовой охране экономических отношений предшествует их правовое закрепление» [13, с. 39].
В свою очередь, нормы административного и уголовного права призваны охранять экономические отношения от общественно опасных посягательств. То есть тех деяний, совершение которых деформирует рассматриваемые отношения, причиняет ущерб их участникам и подрывает установленные государством в данной сфере «правила игры». Думается, что категория общественной опасности, вопреки представленным в научной литературе схоластическим спорам [см., например: 7, с. 278; 15, с. 47], применима как к преступлениям, так и к административным правонарушениям. Водораздел между ними проходит по степени и характеру общественной опасности, которая в случае совершения преступных деяний такова, что эффективное противодействие их совершенно не уголовно-правовыми мерами становится невозможным.
С одной стороны, нормы уголовного права обеспечивают охрану свободы экономических отношений от значительных по степени и характеру общественной опасности посягательств [см.: 9, с. 115]. С другой стороны, реакция государства на указанные посягательства порождает новые
социальные связи между совершившим преступление лицом и государственными органами, осуществляющими уголовное преследование [см.: 12, с. 135].
Кроме того, уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на свободу экономических отношений, самим фактом своего наличия воздействуют на лиц, потенциально склонных к криминальному поведению, побуждая их воздержаться от совершения преступлений. Думается, что, решая задачи общей и частной превенции, нормы уголовного права упорядочивают поставленные под их охрану общественные отношения. То есть понуждают их участников, как минимум, учитывать факт наличия угрозы уголовной ответственности при выборе алгоритмов своего экономического поведения. Так, в частности, Я.И. Тихонов называет этот эффект «опережающим правовым регулированием», понимая под ним «процесс влияния превентивных норм с помощью средств правового воздействия на поведение субъектов права до возникновения юридических фактов» [14, с. 3].
Указанное замечание особо справедливо применительно именно к посягательствам, совершаемым в сфере экономической деятельности. Значительная часть из их числа относится к так называемой «беловоротничковой преступности» [см.: 16, 519 р.]. Речь, в частности, идёт о преступлениях, совершаемых в банковской и налоговой сферах, а также в сфере биржевой торговли. Лица, совершающие подобные посягательства, обладают большим, чем среднестатистический преступник, уровнем образования и интеллекта. Они, как правило, хорошо осведомлены обо всех изменениях действующего, в том числе и уголовного законодательства. Исходя из этого, можно утверждать, что, грамотно прописанные уголовно-правовые нормы об ответственности за совершение посягательств на свободу экономической деятельности способны оказать на подобных лиц действенное предупредительное воздействие. Напротив, недостатки и пробелы уголовного закона могут быть ими использованы в своих криминальных целях.
Отмеченное обстоятельство имеет и ещё одно следствие. Оно состоит в том, что излишняя криминализация, выраженная во введении избыточных уголовно-правовых запретов, особо чувствительна именно для сферы экономической деятельности. Допущенные законодателем ограничения нормативного регулирования могут иметь негативные последствия, нивелирующие свободу экономической деятельности. Среди этих последствий: снижение деловой активности, отток капитала за рубеж, сокращение числа рабочих мест и объёма налоговых поступлений.
Уголовное законодательство, направленное на охрану свободы экономических отношений, должно являть собой чёткий набор единообразно сконструированных, понятных для восприятия и удобных для применения уголовно-правовых запретов. Потенциал уголовного права следует ис-
пользовать для охраны общественных отношений в сфере свободной экономической деятельности лишь при условии неэффективности иных, ино-отраслевых мер правового воздействия (прежде всего, находящихся в арсенале административного права).
Литература
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 05.04.1995. № 67.
2. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991. № 52. Ст. 1865.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 04.07.2020. № 144.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с жалобами открытых акционерных обществ «Газпром», «Газпром нефть», «Оренбур-гнефть» и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.02.2010. № 6. Ст. 700 (Постановление).
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.07.1999. № 30. Ст. 3988.
7. Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. - М.: Изд-во Норма, 2008. - 991 с.
8. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. - 747 с.
9. Жариков Ю.С. Уголовно-правовое регулирование и механизм его реализации. - М.: Юриспруденция, 2009. - 216 с.
10. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. - 647 с
11. Отческая Т.И. Обеспечение прокуратурой и судами свободы экономической деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 6. С. 70-74.
12. Петрова Г.О. Уголовно-правовое регулирование и его средства: норма и правоотношение: Дис. ... докт. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2003. - 304 с.
13. Савченко Д.А. Механизм правовой охраны экономики: основные элементы // Юрист. 2017. № 23. С. 37-40.
14. Тихонов Я.И. Юридическая превенция как фактор опережающего регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 9. С. 3-5.
15. Уголовное право России. Часть общая. / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2015. 592 с.
16. David O. Friedrichs. White Collar Crime. Definitional Debates and the Case for a Typological Approach. Wiley-Blackwell, 2019. 519 p.
LEGAL DIMENSION OF FREEDOM OF ECONOMIC RELATIONS (PHILOSOPHICAL-LEGAL AND CRIMINAL-LEGAL ASPECTS)
Korotkii Ph.V.
Kuban State University
The author considers freedom as a social value, and also points to the conflict underlying the realization of human rights and freedoms. Particular attention in the scientific article is paid to the issue of the boundaries of human freedom, the goals and limits of its restrictions on the part of the state and other social institutions. The greatest problems, in the author's opinion, are related to the determination of the limits of the realization of human and civil rights and freedoms in the sphere of economic activity.
Free economic relations most fully meet the interests of the social development of society and the state. In this regard, the state carries out their legal regulation and legal protection. An important role is assigned to the norms of criminal law. On the one hand, the norms of criminal law ensure the protection of freedom of economic relations from encroachments, significant in terms of the degree and nature of the public danger. On the other hand, the reaction of the state to these offenses generates new social ties between the person who committed the crime and the state bodies carrying out criminal prosecution. In addition, solving the problems of general and private prevention, the norms of criminal law streamline the public relations placed under their protection. According to the author, excessive criminalization, expressed in the introduction of excessive criminal law prohibitions, is especially sensitive precisely for the sphere of economic activity. The regulatory gaps allowed by the legislator can have extremely negative consequences that level the freedom of economic activity.
Keywords: freedom; human and civil rights and freedoms; freedom of economic relations; economic activity; crimes infringing on the freedom of economic relations; criminal law regulation; criminal law protection; prevention.
References
1. «Universal Declaration of Human Rights» (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948) // Rossiyskaya Gazeta. 04/05/1995. № 67.
2. Resolution of the Supreme Council of the RSFSR of 22.11.1991 № 1920-1 «On the Declaration of the Rights and Freedoms of Man and Citizen» // Vedomosti SND of the RSFSR and the Armed Forces of the RSFSR. 12/26/1991. № 52. Art. 1865.
3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the nationwide vote on 01.07.2020) // Rossiyskaya Gazeta. 04.07.2020. № 144.
4. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. June 17, 1996. № 25. Art. 2954.
5. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 28.01.2010 № 2-P «On the case of checking the consti-
5
"O
C3
<
tutionality of the provisions of paragraph 2 of paragraph 3 and paragraph 4 of Article 44 of the Federal Law» On Joint Stock Companies in connection with complaints of open joint stock companies «Gazprom, «Gazprom oil», «Orenburgneft «and the Joint-Stock Commercial Savings Bank of the Russian Federation (OJSC)» // Collected Legislation of the Russian Federation. 02/08/2010. № 6. Art. 700 (Decree).
6. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 15.07.1999 № 11-P «In the case of checking the constitutionality of certain provisions of the RSFSR Law» On the State Tax Service of the RSFSR «and the Laws of the Russian Federation» On the Fundamentals of the Tax System in the Russian Federation «police»» // Collected Legislation of the Russian Federation. July 26, 1999. № 30. Art. 3988.
7. Administrative law: textbook / Ed. L.L. Popova, M.S. Studeniki-na. - Moscow: Norma Publishing House, 2008. - 991 p.
8. Hobbes T. Selected works: in 2 volumes. M.: Mysl, 1964. T. 2. -747 p.
9. Zharikov Yu.S. Criminal legal regulation and the mechanism of its implementation. - M.: Jurisprudence, 2009. - 216 p.
10. Nersesyants V.S. Philosophy of law: Textbook for universities. -M.: Publishing house NORMA (Publishing group NORMA-IN-FRA-M), 2001. - 647 p.
11. Otcheskaya T.I. Ensuring freedom of economic activity by the prosecutor's office and courts // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2018. № . 6. P. 70-74.
12. Petrova G.O. Criminal law regulation and its means: norm and legal relationship: Dis. ... doct. jurid. sciences. - Nizhny Novgorod, 2003. - 304 p.
13. Savchenko D.A. The mechanism of legal protection of the economy: basic elements // Lawyer. 2017. № 23. P. 37-40.
14. Tikhonov Ya. I. Legal prevention as a factor of anticipatory regulation // State power and local government. 2018. № 9. P. 3-5.
15. Criminal law of Russia. The part is common. / Resp. ed. L.L. Kruglikov. M.: Walters Kluver, 2015. 592 p.
16. David O. Friedrichs. White Collar Crime. Definitional Debates and the Case for a Typological Approach. Wiley-Blackwell, 2019. 519 p.
CM CM