Научная статья на тему 'Юридический язык и власть'

Юридический язык и власть Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / AUTHORITY / LEGAL LANGUAGE / LAW / LEGISLATION / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелёв Артур Николаевич

Анализируется власть и особенности ее проявления в современном обществе. Актуальность исследования т. н. «проблемы власти» определяется тем, что вся наша жизнь во многом подчинена влиянию власти и соответственно тех, у кого она находится. В общественной жизни происходит постоянное противостояние между властью и обществом, и в зависимости от того, у кого находится власть, мы, как правило, можем судить о состоянии общества. Ставится цель проанализировать возможные законодательные и иные механизмы контроля за «обладателями» власти и особенности ответственности лиц за злоупотребление властью, которой они наделяются для решения государственных и иных задач. Указывается, что деятельность органов власти должна быть не только законодательно регламентирована и организована, но и обеспечена всеми средствами необходимыми для ее функционирования. Особое место среди этих средств занимает язык. Особо подчеркивается, что значительная роль в данном вопросе отводится юридическому языку, поскольку интенсивность влияния права и эффективность правового регулирования в целом зависят от того, какими способами и каким языком власть конструирует правовые понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL LANGUAGE AND AUTHORITY

It is devoted to the analysis of authority and the peculiarities of its manifestation in the modern society. The urgency of study of the so called “problem of authority” is determined by the fact, that our lives are influenced by authority, hence by those exercising it. In social life there exists a constant confrontation between the authorities and the society; and, as a rule, one can judge the state of the society based on who wields the power. The purpose is to analyze legislative and other mechanisms that make it possible to control “the powers that be”, and to examine the peculiarities of liability of those who abuse the power which is conferred on them for the purpose of solving state and other tasks. It is pointed out that the activity of authorities should be legislatively regulated and organized, as well as provided with all means which are necessary for its functioning. Language has a special place in the list of these means. It is emphasized that in this problem a significant role belongs to the legal language as the intensity of the impact of the law and the efficiency of legal regulation on the whole depends on which methods and language the authorities use to form legal terms.

Текст научной работы на тему «Юридический язык и власть»

УДК 340.113.1

ЮРИДИЧЕСКИЙ ЯЗЫК И ВЛАСТЬ

© Артур Николаевич ШЕПЕЛЁВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, е-шай: arturtmb@mail.ru

Анализируется власть и особенности ее проявления в современном обществе. Актуальность исследования т. н. «проблемы власти» определяется тем, что вся наша жизнь во многом подчинена влиянию власти и соответственно тех, у кого она находится. В общественной жизни происходит постоянное противостояние между властью и обществом, и в зависимости от того, у кого находится власть, мы, как правило, можем судить о состоянии общества. Ставится цель проанализировать возможные законодательные и иные механизмы контроля за «обладателями» власти и особенности ответственности лиц за злоупотребление властью, которой они наделяются для решения государственных и иных задач. Указывается, что деятельность органов власти должна быть не только законодательно регламентирована и организована, но и обеспечена всеми средствами необходимыми для ее функционирования. Особое место среди этих средств занимает язык. Особо подчеркивается, что значительная роль в данном вопросе отводится юридическому языку, поскольку интенсивность влияния права и эффективность правового регулирования в целом зависят от того, какими способами и каким языком власть конструирует правовые понятия.

Ключевые слова: власть; юридический язык; право; законодательство; ответственность.

Не секрет, что во все времена власть вызывала у людей желание обладать ею. И добившись власти, некоторые из ее обладателей начинали использовать предоставленные возможности для воплощения своих корыстных интересов, которые часто не совпадали с государственными и общественными интересами.

В настоящее время существуют определенные механизмы, которые не допускают попадания власти в «недобросовестные руки», но они, к сожалению, иногда работают неэффективно. В связи с этим, «проблема власти» и ответственности ее обладателей перед обществом вызывает постоянные дискуссии как среди ученых, так и среди различных слоев общества.

По-разному можно относиться к «проблеме власти» - придавать ей огромное значение или вовсе не замечать ее существования. Но вся наша жизнь во многом подчинена влиянию власти и соответственно тех, у кого она находится. В общественной жизни происходит постоянное противостояние между властью и обществом, и в зависимости от того, у кого находится власть, мы, как правило, можем судить о состоянии общества.

Власть - это право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять своей воле; политическое господство, государственное управление и его виды; лица,

обличенные правительственными, административными полномочиями [1, с. 84]. Власть в современном государстве носит публичный характер, и одним из механизмов контроля власти является законодательная ответственность лиц за злоупотребление властью, которой они наделяются для решения государственных и иных задач.

Существует значительное количество нормативных правовых актов, которые определяют порядок организации, структуру, полномочия, гарантии деятельности и других различных органов власти. Например, такие как: Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2], Федеральный закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [3], Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» [4], Постановление Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию» [5] и др.

Некоторые нормативные правовые акты просто указывают, регулируют они или не регулируют властные отношения. Например, Налоговый кодекс РФ [6] указывает, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Гражданский кодекс РФ [7] указывает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т. ч. к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Ответственность органов власти и должностных лиц, наделенных властью, непосредственно устанавливается только в единичных законодательных актах. Например, Уголовный кодекс РФ (УК РФ) [8] и Кодекс РФ об административных правонарушениях КоАП [9] содержат следующие положения:

- ст. 287 УК РФ устанавливает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию;

- ст. 315 УК РФ устанавливает ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению;

- ст. 5.21. КоАП устанавливает ответственность за неперечисление, а также перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной вла-

сти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;

- статья 5.36. КоАП устанавливает ответственность за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем;

- ст. 5.47. КоАП устанавливает ответственность за участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;

- ст. 7.29. КоАП устанавливает ответственность должностных лиц государственного или муниципального заказчика, должностных лиц федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, вы-

полнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- ст. 14.9. КоАП устанавливает ответственность за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ.

Негативные последствия, которые предусматриваются за определенные правонарушения совершаемые «обладателями власти», конечно же, играют немаловажную роль в контроле за деятельностью власти. Но мы понимаем, что только одними карательными мерами проблему злоупотребления со стороны власти решить нельзя. На наш взгляд, деятельность органов власти должна быть не только законодательно регламентирована и организована, но и обеспечена всеми необходимыми средствами для ее деятельности (политическими, экономическими, социальными и др.). Особое место среди этих средств занимает язык.

Язык - это система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе; совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной сло-варно-грамматической системе; речь, способность говорить; то, что выражает, объясняет собой что-нибудь [1, с. 893].

Власть и язык взаимодействуют постоянно. Существует мнение по поводу отношений власти и языка в России: современное понятие «власть» родилось во время путча 1993 г. и быстро приобрело почти магическую силу. Причем именно само слово, а не те, кто этой самой властью обладает. И воспринимается это слово как нечто самоочевидное. Если же спросить, что же это такое, внятного ответа не будет. Большинство сограждан олицетворяют власть с президентом или правительством. Иными словами, есть некое существо или группа существ, которые, заняв определенную социальную позицию, в силу закона природы оказываются на центральном месте экранов телевизоров и страниц газет, что дает им право распоря-

жаться всеми нами во имя нашего же блага и предполагает само собой разумеющуюся компетентность во всех сферах социального и физического бытия. Если, по Платону, верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам, то в России все гораздо проще. Любой человек, попавший во власть, автоматически становится мудрецом, сведущим абсолютно во всем, в т. ч. и в родном языке. В сущности, получается, что власть это фикция. Объективно власти не существует. Механизмы принуждения несравнимо слабее инстинкта добровольного подчинения. А подчиняются не реальной силе (за исключением некоторых ситуаций), а слову, причем не тому, с которым мы имеем дело в повседневной жизни, в школе и литературе, а слову власти. И это слово совершенно особого рода. Оно отстраненное, обезличенное, в сущности нечеловеческое. Произносящий его говорит не от своего лица, даже если говорит «я». Это не «Я», а «Оно», рукотворная фикция, приобретшая самостоятельное бытие. Природу ее толком не осознают даже те, кто себя с властью идентифицирует. Язык власти правдив, даже когда говорящий на нем откровенно врет, поскольку власть говорит не о событиях объективной действительности - войнах, катастрофах, экономике, а о самой себе [10].

С данным видением проблемы трудно не согласиться, т. к. оно объективно указывает на те негативные обстоятельства, которые сопровождают сегодняшнюю власть.

Если рассматривать язык в общем контексте общества и культуры, то он будет неоднороден и в нем можно будет выделить целый ряд языков, потому что общество или культура имеют сложное строение и различные специализированные сферы функционирования, в каждой из которых формируется свой язык. Языки, которые обслуживают особую сферу, особую деятельность (профессию, род занятий и т. д.) являются специализированными. Таких специализированных (профессиональных) языков или подъязыков существует большое количество, поскольку возникают они в определенных группах в условиях официального и неофициального общения и удовлетворяют потребности этих групп.

При этом в обществе существует строго не фиксированная сфера обыденной жизни, в которой функционирует естественный язык,

т. е. язык, складывавшийся на протяжении многих веков и служащий средством обыденно-обиходной жизнедеятельности и взаимоотношений людей. Естественный язык может существовать в виде «низкого», простонародного языка и в виде «высокого», литературного языка. Специализированный язык не может обходиться без естественного языка (в основном литературного), но используя его ресурсы, он подчиняет его специфике своей сферы функционирования [11].

Наряду со специализированными языками существует такой язык, как юридический язык. Власть, осуществляя определенные действия, всегда стремится оформить их надлежащим правовым образом. И для этого ей нужен юридический язык во всем его многообразии.

Регулирующая, волевая функция права определяет не только поведение людей, но и функции языка, т. к. язык в юридической сфере является единственным материалом, первоэлементом, из которого создаются и оформляются все правовые категории [12, с. 15]. Правовые нормы не могут существовать иначе как в определенных языковых формах. Язык формулирует, выражает волю власти и доводит ее до сведения всего общества, следовательно, он выполняет конструктивную и коммуникативную функцию. Но эти функции язык выполняет во всех сферах общения. В праве же он несет особую, специфическую функцию, которая определяется назначением права - быть регулятором общественных отношений [13, с. 2].

Юридический язык - это уникальное правовое явление (взаимосвязь языка и права), представляющее собой социально и исторически обусловленную систему способов и правил словесного выражения понятий и категорий, выработанных и применяемых в целях регулирования взаимоотношений субъектов в юридической жизни общества. При этом слово в системе юридического языка адаптируется к потребностям точного и ясного изложения правовой информации. Точность и четкость правовых актов во многом определяется тем, как власть использует в своей деятельности юридический язык, а это, в свою очередь, определяет природу законодательства. Можно сказать, что юридический язык - это система, в которой язык является средством реализации правовой и

иных смежных с ней сфер жизнедеятельности общества.

Функционирование юридического языка происходит в процессе правового регулирования общественных отношений, в ходе которого осуществляется информационное воздействие на людей с целью упорядочить социальные связи. Право способно выполнять свою регулирующую функцию только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена человеком, его сознанием. В свою очередь, для этого необходимы оптимальные способы выработки, представления, передачи и хранения сообщений, использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению. В связи с тем, что важнейшим информационным средством в человеческом обществе считается слово, правовое регулирование в аспекте словесности можно рассматривать как функционирование юридического языка, созданного и употребляемого для адекватного выражения правовых понятий и категорий. Любая реальность, в т. ч. и связанная с правом, осознается человеком лишь постольку, поскольку она названа словом. Неграмотное оформление этой реалии неизбежно ведет к ее искажению, а лингвистическая некомпетентность юридического языка способна причинить вред не только отдельному человеку, но и всему обществу [14].

Юридический язык - это сложная система, которая имеет определенную структуру. Основными структурными элементами юридического языка, по нашему мнению, являются:

1) язык закона - обслуживает сферу правотворчества;

2) язык правовой доктрины - обслуживает сферу правовых научных произведений;

3) профессиональная речь юристов -обслуживает разговорную сферу профессиональной деятельности юристов (судебные заседания, общение с клиентами и т. п.);

4) язык процессуальных актов - обслуживает сферу правовых процессуальных действий путем их фиксации;

5) язык договоров - обслуживает сферу договорных отношений. Отметим, что здесь речь идет, в первую очередь, о гражданско-правовой сфере, в которой договор как письменный документ занимает центральное место и имеет свой специфический язык. Суще-

ствует большое количество гражданско-правовых и иных документов, не являющихся договорами, таких как устав, доверенность, завещание, акт приемки, расписка, правила внутреннего трудового распорядка и т. п., но все они составляются с использованием ресурсов языка договоров;

6) нотариальный язык. Относительно нотариального языка укажем, что процесс выделения его в качестве отдельного элемента юридического языка исторически происходил в странах континентальной Европы, в частности, тех, население которых говорит на романских языках. Здесь частноправовая документация на протяжении более тысячи лет составлялась отдельным органом: нотариатом. В России же существование нотариального языка можно считать лишь условным, поскольку языковые нужды нотариата с успехом обслуживают иные обозначенные нами внутренние компоненты юридического языка;

7) язык общения в правовой и смежной с ней сферах - включает в себя абсолютно любое общение, так или иначе связанное с правовой действительностью. Субъектами данного общения выступают как не юристы, так и юристы, использующие этот язык вне сферы своей профессиональной деятельности. В качестве примера можно привести общение заключенных на тюремном сленге (язык заключенных) или общение обычного гражданина в рамках получения им статуса предпринимателя в инспекции Федеральной налоговой службы.

Обозначенные элементы сами по себе являются самостоятельными системами, но в совокупности они обладают большими возможностями для решения различных задач, стоящих перед властью и обществом.

В юридическом языке следует различать план содержания (смысловой строй - что объективируется в системе символов) и план выражения (формально-грамматический строй - как, какими способами и на основе каких правил осуществляется конкретное символическое описание), потому что смысловой строй юридического языка характеризуется соотнесенностью с категориальным аппаратом общественного сознания, направленного на установление справедливости во взаимоотношениях людей.

В итоге укажем мнение Т.В. Губаевой [14], согласно которому юридический язык

всегда задает определенную точку зрения на все обозначаемое, тем самым, отражая правовую систему того общества, в условиях которого он функционирует. В юридическом языке фиксируются все негативные моменты, происходящие в обществе. От того, какими способами власть конструирует правовые понятия, зависит интенсивность влияния права и эффективность правового регулирования в целом, его позитивная или разрушительная функция в жизни общества.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Скворцова. М., 2003.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.

3. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: федеральный закон РФ от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 170.

4. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 (ред. от 10.09.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2290.

5. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию: постановление Правительства РФ от 04.11.2003 г. № 669 (ред. от 18.09.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 2. Ст. 226.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015 г.) // Собрание

законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

10. Погодин Ф.О. Слово и власть // Независимая газета. 2001. 16 февраля.

11. Кульжанова Г. Язык и политика (к постановке проблемы) // Суверенный Казахстан в гуманитарном измерении: культура, политика, экономика: сборник материалов международной научно-теоретической конференции. Алматы, 2001.

12. Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. Пермь, 1967.

13. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997.

14. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 1996.

1. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka / pod obshch. red. L.I. Skvortsova. M., 2003.

2. Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon RF ot 06.10.1999 g. № 184-FZ (red. ot 06.04.2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1999. № 42. St. 5005.

3. O poryadke osveshcheniya deyatel'nosti organov gosudarstvennoy vlasti v gosudarstvennykh sredstvakh massovoy informatsii: federal'nyy zakon RF ot 13.01.1995 g. № 7-FZ (red. ot 12.03.2014 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1995. № 3. St. 170.

4. Voprosy sistemy i struktury federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2008 g. № 724 (red. ot 10.09.2014 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. № 20. St. 2290.

5. Ob upolnomochennom federal'nom organe ispolnitel'noy vlasti, osushchestvlyayushchem gosudarstvennoe regulirovanie deyatel'nosti negosudarstvennykh pensionnykh fondov po negosudarstvennomu pensionnomu obespecheniyu, obyazatel'nomu pensionnomu strakhovaniyu: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.11.2003 g. № 669 (red. ot 18.09.2014 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2006. № 2. St. 226.

6. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya): federal'nyy zakon RF ot 31.07.1998 g. № 146-FZ (red. ot 08.03.2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1998. № 31. St. 3824.

7. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya): federal'nyy zakon RF ot 30.11.1994 g. № 51-FZ (red. ot 06.04.2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1994. № 32. St. 3301.

8. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon RF ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (red. ot 30.03.2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1996. № 25. St. 2954.

9. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh: federal'nyy zakon RF ot 30.12.2001 g. № 195-FZ (red. ot 06.04.2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.

10. Pogodin F.O. Slovo i vlast' // Nezavisimaya gazeta. 2001. 16 fevralya.

11. Kul'zhanova G. Yazyk i politika (k postanovke problemy) // Suverennyy Kazakhstan v gumanitarnom izmerenii: kul'tura, politika, ekonomika: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii. Almaty, 2001.

12. Ushakov A.A. Ocherki sovetskoy zakonodatel'noy stilistiki. Perm', 1967.

13. Ivakina N.N. Professional'naya rech' yurista. M., 1997.

14. Gubaeva T.V. Slovesnost' v yurisprudentsii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Kazan', 1996.

Поступила в редакцию 10.07.2015 г.

UDC 340.113.1

LEGAL LANGUAGE AND AUTHORITY

Artur Nikolaevich SHEPELEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of Civil Law Department, e-mail: arturtmb@mail.ru

It is devoted to the analysis of authority and the peculiarities of its manifestation in the modern society. The urgency of study of the so called "problem of authority" is determined by the fact, that our lives are influenced by authority, hence by those exercising it. In social life there exists a constant confrontation between the authorities and the society; and, as a rule, one can judge the state of the society based on who wields the power. The purpose is to analyze legislative and other mechanisms that make it possible to control "the powers that be", and to examine the peculiarities of liability of those who abuse the power which is conferred on them for the purpose of solving state and other tasks. It is pointed out that the activity of authorities should be legislatively regulated and organized, as well as provided with all means which are necessary for its functioning. Language has a special place in the list of these means. It is emphasized that in this problem a significant role belongs to the legal language as the intensity of the impact of the law and the efficiency of legal regulation on the whole depends on which methods and language the authorities use to form legal terms.

Key words: authority; legal language; law; legislation; responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.