Научная статья на тему 'Национальное достояние как разновидность конституционно-правового режима (на примере природных ресурсов)'

Национальное достояние как разновидность конституционно-правового режима (на примере природных ресурсов) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
2194
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / CONSTITUTIONAL LAW REGIME / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ / NATIONAL HERITAGE / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES / ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / NATURAL OBJECTS / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / NATIONAL WEALTH / ОБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ / OBJECTS OF NATIONAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петухова Е.П.

В статье говорится о необходимости формализации понятия «национальное достояние» в связи с его широким использованием представительными органами, исполнительными органами государственной власти и правоприменителями. В представленной работе изложены подходы к определению категории «национальное достояние», анализируется происхождение слов «достояние» и «национальный», рассмотрены синонимы национального достояния и используемые в федеральном законодательстве модификации национального достояния (например, публичное достояние многонационального народа России или компоненты национального достояния). Несмотря на отсутствие слова «достояние» в Конституции Российской Федерации, оно активно используется Федеральным Собранием Российской Федерации и представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье представлены модели понимания категории «национальное достояние»: «общие вещи для всех», советская модель и широко распространенное декларативное использование термина. Дано сравнение «национального достояния» со схожими терминами и правовыми категориями, такими как «национальное богатство», «общественное достояние», «всенародное достояние», «право собственности», «государственная собственность». Описаны случаи и способы использования термина «национальное достояние» в федеральных нормативных правовых актах. Национальное достояние это межотраслевая правовая категория, представляющая собой совокупность некоторых объектов; национальное достояние определенный порядок правового регулирования владения, распоряжения, эксплуатации, других видов использования, а также охраны этих объектов. В статье проанализировано правовое содержание режима национального достояния на примере природных ресурсов. Дана характеристика объектов, признанных объектами национального достояния. Выделены субъекты конституционно-правового режима национального достояния в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Рассмотрена необходимость создания универсального правового режима национального достояния, устанавливающего общие принципы и направления правовых мер регулирования. Отмечены закрепленные в нормативных актах правовые режимы отдельных видов природных объектов, признанных объектами национального достояния. Указаны особенности правового режима национального достояния, особенности управления, в том числе государственного управления, объектами национального достояния в Российской Федерации и в других странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Heritage as a Constitutional Law Regime (a Case-Study of Natural Resources)

The article is devoted to the necessity of formalizing the notion of national heritage as it has become frequent in the speeches of the people belonging to representative, executive and judicial bodies. The paper shows the approaches to the definition of the category of national heritage, analyzes the origin of the words heritage and national, describes the synonyms of the notion of national heritage and its modifications used in the federal legislation, e.g. "public heritage of the multinational people of Russia" or "components of national heritage). Despite the absence of the word heritage in RF Constitution, it is frequently used by federal and regional legislators. The paper shows the models of understanding the category of national heritage: common things for all, the Soviet model and a widespread use of the term in declarative documents. The article describes a comparison between national heritage and similar terms and legal categories such as national wealth, public domain, public property, ownership, state property. The article describes cases and manners of use of the term national heritage in the regulations. National Resource is analyzed as an interbranch legal category, which is a combination of some objects, and as a certain legal order of ownership, operation, other uses, protection of these objects. The article analyzes the legal content of the national heritage regime on the example of the natural resources. The article outlines the characteristics of the objects of national resource, the subjects of the national resource regime in accordance with the Constitution of the Russian Federation. The article discusses the necessity of creating a universal legal regime of the national resource, which establishes common principles and directions of legal regulation. The article describes the legal regime of the certain types of objects of national treasure fixed in the legislation. The article outlines the peculiarities of national treasure regime, the peculiarities of management features, including the government management, of the objects of national resource in the Russian Federation and abroad.

Текст научной работы на тему «Национальное достояние как разновидность конституционно-правового режима (на примере природных ресурсов)»

Национальное достояние как разновидность конституционно-правового режима

(на примере природных ресурсов)*

ЕЕ Е.П. Петухова

Аспирантка, научный ассистент кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20, Российская Федерация. E-mail: katerinp@ yandex.ru.

Н=!»1 Аннотация

В статье говорится о необходимости формализации понятия «национальное достояние» в связи с его широким использованием представительными органами, исполнительными органами государственной власти и правоприменителями. В представленной работе изложены подходы к определению категории «национальное достояние», анализируется происхождение слов «достояние» и «национальный», рассмотрены синонимы национального достояния и используемые в федеральном законодательстве модификации национального достояния (например, публичное достояние многонационального народа России или компоненты национального достояния). Несмотря на отсутствие слова «достояние» в Конституции Российской Федерации, оно активно используется Федеральным Собранием Российской Федерации и представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье представлены модели понимания категории «национальное достояние»: «общие вещи для всех», советская модель и широко распространенное декларативное использование термина. Дано сравнение «национального достояния» со схожими терминами и правовыми категориями, такими как «национальное богатство», «общественное достояние», «всенародное достояние», «право собственности», «государственная собственность». Описаны случаи и способы использования термина «национальное достояние» в федеральных нормативных правовых актах. Национальное достояние — это межотраслевая правовая категория, представляющая собой совокупность некоторых объектов; национальное достояние — определенный порядок правового регулирования владения, распоряжения, эксплуатации, других видов использования, а также охраны этих объектов. В статье проанализировано правовое содержание режима национального достояния на примере природных ресурсов. Дана характеристика объектов, признанных объектами национального достояния. Выделены субъекты конституционно-правового режима национального достояния в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Рассмотрена необходимость создания универсального правового режима национального достояния, устанавливающего общие принципы и направления правовых мер регулирования. Отмечены закрепленные в нормативных актах правовые режимы отдельных видов природных объектов, признанных объектами национального достояния. Указаны особенности правового режима национального достояния, особенности управления, в том числе государственного управления, объектами национального достояния в Российской Федерации и в других странах мира.

* В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «На пути к конкурентному правопорядку», выполненного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013 году, грант №12-05-0006.

Ключевые слова

правовой режим, конституционно-правовой режим, национальное достояние, природные ресурсы, природные объекты, национальное богатство, объекты национального достояния

Широкое использование законодателем термина «национальное достояние» и его аналогов приводит к необходимости формализации данного понятия. Правовое осмысление понятия «достояние» встречается в работах А.П. Анисимова, А.П. Бибаров-Го-сударева, М.Ю. Галятина, A.B. Захарова, Н. Коблякова, Д.С. Львова, Т. Мартьяновой, A.B. Никитина, С.Ю. Панова, А.Г Прокофьевой, E.H. Прониной, С.М. Скрыль, С.А. Сосны, Е.А. Суханова, В.А. Тишкова, Р. Яковлевой и др.

Достояние — это то, что безраздельно принадлежит кому-либо. Частица «досто» в русском языке используется для усиления достоинства и значения, для придания значимости всему тому, что охватывает термин. Синонимами слова «достояние» являются добро, имущество, собственность, владение; наследие, имение, наследство1. Слово «национальный» означает принадлежность определенной нации, относящийся к жизни определенной нации. Слова «национальный», «народный», «государственный», «общенациональный» являются синонимами2. Таким образом, словосочетания «национальное достояние», «народное достояние», «государственное достояние», «общенациональное достояние» в этимологическом значении — это синонимы. В данной работе будет употребляться термин «национальное достояние».

Конституция Российской Федерации не содержит слова «достояние», у нас нет легального определения термина «национальное достояние». Тем не менее, слово «достояние» широко используется в федеральном законодательстве. Встречаются такие его модификации, как достояние3, национальное достояние Российской Федерации4, национальное достояние России5, национальное достояние народов Российской Федерации6, национальное достояние Российского государства7, достояние народов Российской

1 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. 1949-1992. Словарь иностранных слов русского языка. Словарь синонимов // !Л1Ь: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 21 сентября 2013 г.)

2 См.: Там же.

3 Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. № 3612-1 (ред. от 2 июля 2013 г.) // Российская газета. 1992. № 248.

4 Статья 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О зерне» // Российская газета. 1993. № 102.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 (ред. от 27 декабря 2012 г.) «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»» // СЗ РФ. 2006. № 10. Ст. 1101; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

6 Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

7 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (ред. от 2 июля 2013 г.) «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Федерации8, публичное достояние многонационального народа России9. Кроме этого, в законодательстве упоминаются объекты национального достояния10, объекты общенационального достояния11, компоненты национального достояния12.

Иногда используется термин «национальное богатство», под которым понимают, например, выраженную в денежном эквиваленте совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности13. В Законе РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» национальное богатство народов РСФСР определено путем перечисления материальных ценностей естественного происхождения, а также художественных и культурных ценностей14. На наш взгляд, термин «национальное богатство» в контексте данного исследования совпадает с понятием «объекты национального достояния». Во избежание пересечения понятий в работе будет использоваться термин «объекты национального достояния». Следует сказать, что в науке не существует единого подхода к определению «национального достояния». Национальное достояние можно рассматривать с различных сторон.

Выделяется несколько моделей понимания категории «национальное достояние»15. Первая модель: имущество, составляющее национальное достояние, не принадлежит никому, даже государству. Такое имущество объявляется общественным, управляется государством и предоставляется в пользование отдельным лицам. Это объекты, которые по своим природным или объективным свойствам могут находиться только в общественном пользовании. Их основу образуют «общие вещи для всех»16. Их перечень достаточно широк и постоянно пополняется. Например, из числа объектов естественного

8 Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011 г.) «О животном мире» // СЗРФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

9 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 429; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833.

10 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» (Документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 1419-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власова Якова Константиновича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»» (Документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

11 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-Ф3 (ред. от 4 марта 2013 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

13 См.: Быбаров А.К, Захаров A.B. Категория «национальное достояние» в юридической науке: проблемы теоретического понимания и применения // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сб. науч. тр. членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Тамбов, 2010. Вып. 1. С. 113.

"Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. №293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 22. Ст. 260.

15 См.: Панов С.Ю. Многообразие подходов к использованию термина народное достояние // Право и общество. Архангельск, 2004. С. 183-189.

16 См.: Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960. С. 91.

происхождения — это воздушное пространство над территорией страны, внутренние морские воды и дно внутренних морей, русла рек, озера, лагуны и иные водоемы естественного происхождения, заливы, бухты, общественные парки, национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Данная модель используется в законодательстве некоторых зарубежных стран17. Существование вещей, находящихся в общем употреблении, а потому изъятых из частного обращения, право распоряжаться которыми ограничено даже у государства, признавал Б.Н. Чичерин18.

Вторая модель понимания категории «национальное достояние»: это имущество, юридическим собственником которого является государство, а народ — экономическим. Данная модель использовалась в советскую эпоху для объяснения отождествления государственной собственности и всенародного достояния19.

Третья модель понимания категории «национальное достояние»: объявление чего-либо национальным достоянием преследует декларативную цель. Эта модель охватывает случаи использования термина в качестве лозунга без позитивного содержания20.

Национальное достояние — это не просто межотраслевая правовая категория, представляющая собой совокупность неких объектов (материальных, духовных и интеллектуальных ресурсов и ценностей)21. Признание того или иного имущества (земли, недр, культурных ценностей и т.д.) национальным достоянием порождает определенный порядок правового регулирования владения, эксплуатации, других видов использования, охраны этого имущества, а именно правовой режим этого имущества.

Необходимо отличать национальное достояние от общественного достояния и от права собственности. Режим общественного достояния используется в области регулирования интеллектуальной собственности22. Право собственности, в том числе право государственной собственности, является категорией гражданского права и устанавливается в отношении вещей, которые могут быть объектами права собственности. Объекты национального достояния, и природные ресурсы в частности, являются вещами

17 См.: Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2. С. 57-63.

18 См.: Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005. С. 483.

19 Статьи 5 и 6 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик, утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями) //URLhttp://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cNsst 1936.htm#l (датаобращения: 25 сентября 2013 г.); статья 10 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // URL http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/c№stl977.htm#i (дата обращения: 25 сентября 2013 г.)

20 См., напр.: Исаев A.C. Лес как национальное достояние России // Век глобализации. 2011. № 1. С. 148-158; Мелентьев Г.Б., Короткий В.М., Маттина E.H., Самонов А.Е. Торф — национальное достояние России: перспективы многоцелевого использования и экологическая безопасность // Экология промышленного производства. 2011. № 1. С. 69-80; Харючи С.Н. Обь-Иртышский бассейн — национальное достояние России // Экономика региона. 2007. № 2. С. 83-88; Пернатые коллекции — национальное достояние // Птицеводство. 2003. № 1. С. 36-38; Курмазов В.В., Цыгар A.A. Российские тихоокеанские лососи — национальное достояние России // Рыбное хозяйство. 2010. № 2. С. 30; Сатаров В.Н., Тук-mapoe В.Р., Смирнов A.M. Медоносная пчела: национальное достояние, экология, этика и педагогика // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 6. С. 101-107.

21 См.: Бибаров А.П. Специальный правовой режим национального достояния // Развитие молодежной юридической науки в современном мире: сб. науч. тр. по матер. VII Международной научно-практической интернет-конференции 21 мая 2010 г. Тамбов, 2010. С. 20.

22 Статья 1282 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЭ (ред. от 23 июля 2013 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 сентября 2013 г.) // СЗ РФ. 2006. №52 (ч. 1). Ст. 5496.

общего пользования и имеют нецивилистическую природу, не обладают свойствами предметно-индивидуальной приев айв аемости и юридического обособления23. Так как природные ресурсы не являются результатом труда человека, то и не должны присваиваться и поступать в чью-либо собственность24.

Как правило, режим национального достояния устанавливается в отношении особых, исключительных и специальных объектов и в том случае, когда необходимо подчеркнуть их важность для государства и общества в целом, признание значимости международным сообществом, а также уникальность такого объекта. Категорию «национальное достояние» традиционно связывают с культурными, художественными, археологическими и историческими ценностями, хотя в последнее время эту категорию применяют также к различным природным ресурсам и природным объектам. Объекты национального достояния выполняют экономические, социальные, экологические, культурные и нравственные функции, обеспечивают национальные интересы государства, экономическую и экологическую безопасность страны, способствуют формированию национальной идентичности народа и национального сознания личности. Природные ресурсы в качестве объектов национального достояния представляют собой уникальные природные богатства, формирующие среду обитания человека. Характеристика того или иного объекта как достояния, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, является по своей сути и предназначению обоснованием для установления особенностей правового режима такого объекта25.

Содержание правового режима национального достояния представляет собой общественные отношения, складывающиеся по поводу содержания, управления, использования, эксплуатации, охраны и т.п. объектов национального достояния. Субъектом режима национального достояния является многонациональный народ Российской Федерации; нынешние и будущие поколения (Преамбула Конституции Российской Федерации); народы, проживающие на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Возможность признания у народа правосубъектности в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, связана с признанием народа субъектом конституционно-правовых отношений.

Правосубъектность народа в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, объясняется через народный суверенитет и учредительный характер народовластия26. Поскольку народ является субъектом власти, передающим свои властные правомочия представителям законодательной и исполнительной власти, точно так же народ может быть признан правомочным субъектом в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, в частности многонациональный народ Российской Федерации; народы, проживающие на соответствующей территории, имеют правомочия обладать природными ресурсами, наследовать их от предыдущих поколений, сохранять для будущих поколений, извлекать из них полезные свойства, сохранять, бережно относиться и др.

23 См.: Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2. С. 57-63.

24 См .-.Суханов Е.А. Лекции и праве собственности. М. 1991. С. 29, 64.

25 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

26 См.: Быбаров-Государев А.П. Юридическая конструкция национального достояния // Актуальные проблемы юридической науки и практики... Тамбов, 2011. Вып. 2. С. 21.

А.П. Бибаров-Государев предлагает создать универсальный правовой режим национального достояния, устанавливающий общие принципы и направления административно-правовых мер регулирования27. Мы разделяем позицию о создании универсального правового режима национального достояния. Хотя, по нашему мнению, эта работа продлится не один год. На текущий момент отсутствует единое понимание не только самого термина «национальное достояние», но и одноименного правового режима, не разработаны структура и правовое содержание режима национального достояния, отсутствует долговременная устойчивая практика по использованию и сохранению уже признанных объектов национального достояния из числа природных объектов.

Обращаясь к вопросу нормативно-правового регулирования режима национального достояния, надо сказать, что в России приняты нормативные правовые акты, устанавливающие правовые режимы отдельных видов природных объектов, признанных объектами национального достояния, и регулирующие отношения по вопросам использования и охраны таких объектов. Например, Закон Российской Федерации «О зерне»28, Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»29, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»30, постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»»31, постановление Правительства Российской Федерации «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»32 и др. До принятия отдельного Федерального закона «О национальном достоянии России»33 необходимо сосредоточить внимание на эффективном исполнении уже имеющихся правовых норм.

Особенностями режима национального достояния является презумпция преобладания общественных интересов над частными в регулируемой сфере, право неограниченного круга лиц пользоваться соответствующими благами. Одной из особенностей режима национального достояния является обязанность собственника (если таковой имеется) обеспечить охрану данного имущества для будущих поколений, а также установление для собственника дополнительных ограничений, связанных с обеспечением общественных интересов. К таким ограничениям, например, относятся установление

27 См.: Бибаров А.П. Специальный правовой режим национального достояния // Развитие молодежной юридической науки в современном мире... С. 21.

28 Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О зерне» // Российская газета. 1993. № 102.

29 Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

10 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

31 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 (ред. от 27 декабря 2012 г.) «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»» //СЗ РФ. 2006. № 10. Ст. 1101.

32 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

33 См.: Бибаров А.П. Специальный правовой режим национального достояния // Развитие молодежной юридической науки в современном мире... С. 22.

целевого характера использования объекта национального состояния, обязанность поддержания их в надлежащем состоянии, обязанность эффективного использования и недопустимость ограничения свободного распоряжения ими34.

Одной из проблем управления объектами национального достояния в Российской Федерации является преобладание государства в структуре управления природными объектами, признанными объектами национального достояния. В странах западной демократии вопросы управления объектами национального достояния государством сведены к минимуму (Великобритания, США, Австралия). Ведущую роль в сохранении объектов, признанных объектами национального достояния, играют общественные организации и муниципальные власти35. Учитывая мировой опыт, тем не менее мы считаем, что в России, безусловно, необходимо совершенствовать структуру управления в сфере использования и сохранения природных объектов, признанных объектами национального достояния, но не в направлении минимизации государственного участия, а по пути расширения возможностей общественного контроля.

В литературе также высказано предположение, что режим национального достояния в качестве меры охраны подразумевает обязательное установление государственной собственности, что обеспечит эффективный контроль за использованием объектов национального достояния36. На наш взгляд, правовой режим национального достояния мог бы распространяться на природные объекты, признанные объектами национального достояния и находящиеся не только в государственной собственности, но и в муниципальной, а также в частной собственности. Ограничение оборотоспособности и изъятие из оборота не обязательно должно быть связано с установлением государственной собственности37.

В действующем российском законодательстве сформулированы и другие особенности правового режима национального достояния. Так, объекты национального достояния являются предметом мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации38, сведения на объекты национального достояния являются государственной тайной39, граждане имеют право контролировать оптималь-

14 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

15 См.: Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия: информ. сб. / кол. авт. (научн. ред. Ю.А. Веденин). М., 1999. С. 96.

16 См.: Прокофьева А.Г. Объекты общественного достояния как составляющая публично-правовой собственности // Тенденции развития юридической науки: «Университетская наука — региону»: матер, междунар. науч.-метод. конф., проводимой в рамках юбилейной 50-й научно-методической конференции преподавателей и студентов. 2005. С. 311; Быбаров-Государев А.П. Теоретико-правовая необходимость обособления понятия «национальное достояние» в правовой науке и законодательстве // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: матер. IX Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2012. С. 17-18.

17 См.: Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2. С. 57-63.

18 Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014; Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 7. Ст. 724.

19 Указ Президента Российская Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (ред. от 21 сентября 2011 г.) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 2007. № 53. Ст. 6550.

ное использованием национального достояния40 в формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Правовой режим национального достояния природных ресурсов и природных объектов, учитывая конституционно-правовое положение земли и других природных ресурсов, конституционно-правовой статус многонационального народа Российской Федерации, нынешних и будущих поколений, народов, проживающих на соответствующей территории, представляет собой отдельный вид конституционно-правового режима природных ресурсов.

Конституционно-правовой режим национального достояния применительно к природным ресурсам необходим для установления специального правового регулирования управлением, использованием и охраной отдельных видов природных объектов. Такой правовой режим должен быть установлен в отношении особых, исключительных и уникальных природных объектов, важность которых для общества и государства установлена, признана и неоспорима.

Библиография

Бибаров А.П. Специальный правовой режим национального достояния // Развитие молодежной юридической науки в современном мире: сб. науч. тр. по матер. VII Международной научно-практической Интернет-конференции 21 мая 2010 г. Тамбов, 2010.

Бибаров А.П., Захаров A.B. Категория «национальное достояние» в юридической науке: проблемы теоретического понимания и применения // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сб. науч. тр. членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Тамбов, 2010. Вып. 1. Бибаров-1осударев А.П. Теоретико-правовая необходимость обособления понятия «национальное достояние» в правовой науке и законодательстве // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: матер. IX Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2012.

Бибаров-кюударев А.П. Юридическая конструкция национального достояния // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сб. научн. тр. членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Тамбов, 2011. Вып. 2.

Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. №293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 22. Ст. 260.

Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О зерне» // Российская газета. № 102. 29.05.1993.

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (ред. от 2 июля 2013 г.) «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия: ин-форм. сб. кол. авт. (научн. ред. Ю.А. Веденин). М., 1999.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЭ (ред. от 4 марта. 2013 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

Исаев A.C. Лес как национальное достояние России // Век глобализации. 2011. № 1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // URL http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/cnst1977.htm#i (дата обращения: 25 сентября 2013 г.).

40 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина A.B. Жмаковского» // СЗ РФ. 2004. № 19 (ч. 2). Ст. 1923.

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями) // URL http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/cnst1936.htm#1 (дата обращения: 25 сентября 2013 г.).

Курмазов В.В., Цыгир A.A. Российские тихоокеанские лососи — национальное достояние России // Рыбное хозяйство. 2010. № 2.

Мелентьев ГБ., Короткий В.М., Малинина E.H., Самонов А.Е. Торф — национальное достояние России: перспективы многоцелевого использования и экологическая безопасность // Экология промышленного производства. 2011. № 1. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. 1949-1992. Словарь иностранных слов русского языка. Словарь синонимов // URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 21 сентября 2013 г.)

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 1419-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власова Якова Константиновича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г.) (ред. от2 июля 2013 г.)// Российская газета. №248. 17.11.1992. Панов С.Ю. Многообразие подходов к использованию термина народное достояние // Право и общество. Архангельск, 2004.

Пернатые коллекции — национальное достояние // Птицеводство. 2003. № 1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №3. С.. 429.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» //СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина A.B. Жмаковского» //СЗ РФ. 2004. № 19 (ч.2). Ст. 1923. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О [осудар-ственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 (ред. от 27 декабря 2012 г.) «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»» //СЗ РФ. 2006. № 10. Ст. 1101. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» (Документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Прокофьева А.Г Объекты общественного достояния как составляющая публично-правовой собственности //Тенденции развития юридической науки: «Университетская наука — региону»: матер, междунар. науч.-метод, конференции, проводимой в рамках юбилейной 50-й научно-методической конференции преподавателей и студентов / редкол.: Казачкова З.М., Клюковская

И.Н., Кудряшов К.В., Медведев С.Н., Мухачев И.В., Навасардова Э.С. (отв. за вып.), Семенов В.Е., Чечель ПИ., Щербакова Л.М. 2005.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» //СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510. Сатаров В.Н., Туктаров В.Р., Смирнов A.M. Медоносная пчела: национальное достояние, экология, этика и педагогика // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 6. Сосна С.А. О концепции общественного достояния // [осударство и право. 1996. № 2. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991.

Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 7. Ст. 724.

Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (ред. от 21 сентября 2011 г.) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 2007. № 53. Ст. 6550.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011 г.) «О животном мире» //СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»» //СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014. Харючи С.Н. Обь-Иртышский бассейн — национальное достояние России // Экономика региона. 2007. № 2.

Часть четвертая Пражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЭ (ред. от 23 июля 2013 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 сентября 2013 г.) //СЗ РФ. 2006. №52 (1 ч.). Ст. 5496.

Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005.

National Heritage as a Constitutional Law Regime (a Case-Study of Natural Resources)

Ekaterina Petukhova

Postgraduate, research assistant at the Chair of Constitutional and Municiplal Law, Law Faculty, National Research University "Higher School of Economics'.' Address: National Research University "Higher School of Economics',' 20 Myasnitskaya str., Moscow, 101000, the Russian Federation. E-mail: katerinp@yandex.ru

M=l=l Abstract

The article is devoted to the necessity of formalizing the notion of national heritage as it has become frequent in the speeches of the people belonging to representative, executive and judicial bodies. The paper shows the approaches to the definition of the category of national heritage, analyzes the origin of the words heritage and national, describes the synonyms of the notion of national heritage and its modifications used in the federal legislation, e.g. "public heritage of the multinational people of Russia" or "components of national heritage). Despite the absence of the word heritage in RF Constitution, it is frequently used by federal and regional legislators. The paper shows the models of understanding the category of national heritage: common things for all, the Soviet model and a widespread use of the term in declarative documents. The article describes a comparison between national heritage and similar terms and legal categories such as national wealth, public domain, public property, ownership, state property. The article describes cases and manners of use of the term national heritage in the regulations. National Resource is analyzed as an interbranch legal category, which is a combination of some objects, and as a certain legal order of ownership, operation, other uses, protection of these objects. The article analyzes the legal content of the national heritage regime on the example of the natural resources. The article outlines the characteristics of the objects of national resource, the subjects of the national resource regime in accordance with the Constitution of the Russian Federation. The article discusses the necessity of creating a universal legal regime of the national resource, which establishes common principles and directions of legal regulation. The article describes the legal regime of the certain types of objects of national treasure fixed in the legislation. The article outlines the peculiarities of national treasure regime, the peculiarities of management features, including the government management, of the objects of national resource in the Russian Federation and abroad.

Keywords

Legal regime, constitutional law regime, national heritage, natural resources, natural objects, national wealth, objects of national heritage.

References

Bibarov A.R (2010) Spetsial'niy pravovoy rezhim natsional'nogo dostoyaniya. Proceedings of the VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-Konferentsii, Tambov, 21 May, 2010, p. 20. Bibarov A.P., ZakharovA.V. (2010) Kategoriya'natsional'noe dostoyanie' vyuridicheskoy nauke: problem teoreticheskogo ponimaniya I primeneniya [Category of National Heritage in Legal Science: Problem of Theoretical Understanding and application], Aktual'nie problem yuridicheskoy nauki I prtaktiki: Sbornik Nauchnykh Trudov Chlenov Tambovskogo regional'nogo Otdeleniya Obshchestvennoy organizatsii As-sotsitsiya yuristov Rossii [Topical Issues of Legal Science and Practice: The Collection of Works of the Tambov Office of All-Russia Organization Association of Russian Lawyers], Tambov, p. 113. Bibarov-Gosudarev A.P. (2012) Teoretiko-pravovaya neobkhodimost' obosobleniya ponyatiya 'nat-sional'noe dostoyanie' v pravovoy nauke I zakonodatel'stve. Proceedings of the IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-Konferentsii, Tambov, 2012, p. 17-18.

Bibarov-Gosudarev A. P. (2011 ) Yuridicheskie konstruktsiya natsional'nogo dostoyaniya [Legal Construction of National Heritage], Aktual'nie problem yuridicheskoy nauki I prtaktiki: Sbornik Nauchnykh Trudov Chlenov Tambovskogo regional'nogo Otdeleniya Obshchestvennoy organizatsii Assotsitsiya yuristov

Rossii [Topical Issues of Legal Science and Practice: The Collection of Works of the Tambov Office of All-Russia Organization Association of Russian Lawyers], Tambov, p. 21.

(1990) Zakon RSFSR of 31/10/1990 №293-1 Ob obespechenii ekonomicheskoy osnovy suvereniteta RSFSR. Vedomosti VS RSFSR, 1990, no 22.

(1993) Zakon RSFSR ot 14/05/1993 №4973-1 (red ot 18/07/2011) O zerne. Rossiiskaya Gazeta.

(1991) Zakon RF ot 25/10/1991 # 1807-1 (red ot 02/07/2013) O Yazykakh narodov Rossiyskoy Federat-sii. Vedomosti SND I VS RSFSR 12/12/1991, no 50, art. 1740.

Vedenin Yu.A. (Ed.) (1999) Zarubezhnoe zakonodatel'stvo v oblasti sokhraneniya kul'turnogo I prirod-nogo naslediya. [Foreign Laws on Preserving Culture and Nature Heritage], Moscow, (in Russian)

(2001) Zemel'niy kodeks Rossiiskoy Federatsii ot 25/10/2001 no 136 FZ (red. ot 04/03/2013) [RF Land Code], Sobrnie Zakonodatel'stva RF [Collection of RF Laws],

Issaev A.S. (2011) Les kak natsional'noe dostoyanie Rossii [Forest as a National Heritage of Russia], Vek Globalizatsii [Age of Globalization], no 1, pp. 148-158.

(1977) Konstitutsiya (Osnovnogo zakona) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublic [Constitution (of the Fundamental Law)]. Available at: URL http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/cnst1977.htm#i (1936) Konstitutsiya (Osnovnogo zakona) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublic [Constitution (of the Fundamental Law)]. Available at: URL http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/cnst1936.htm#1 Kurmazov V.V., Tsygir A.A. (2010) Rossiiskie tikhookeanskie lososi — natsional'noe dostoyanie Rossii [Russia's Pacific Salmon is Russia's National Heritage], Rybnoe Khozyaistvo, no 2, p.30. Melent'yev G.B., Korotkiy VM., Malinina E.N., Samonov A.E. (2011) Torf — natsional'noe dostoyanie Rossii [Peat is Russia's National Heritage], Ekologiya promyshlennogoproizvodstva, no 1, pp. 69 — 80.

Novitskiy I.B. (1960) Osnovy rimskogo grazhdanskogoprava [Fundamentals of Roman Civil Law], Moscow. (in Russian)

Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. (1949) Tolkoviy Slovar' Ozhegova [Ozhegov's Explanatory Dictionary], (in Russian)

Slovar' inostrannykh slov russkogo yazyka, Slovar' synonymov [Dictionary of Foreign Words in Russian, Dictionary of Synonyms], Available at: http://dic.academic.ru/

(2011) Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 05.10.2011 №1419-0-0 "Ob otkaze v prinyatii k rass-motreniyu zhaloby grazhdanina VlasovaYakova Konstantinovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav abzatsem pyatym punkta 2 stat'i 6 Federal'nogo zakona "Ob osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh" (Dokument opublikovan ne byl). Konsultant Plyus.

(1992) Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kul'ture (utv. VS RF 09.10.1992 №3612-1) (red. ot 02.07.2013). Rossiiskaya Gazeta, no. 248.

Panov S.Yu. (2004) Mnogoobrazie podkhodov k ispol'zovaniyu termina narodnoe dostoyanie [A Variety of Approaches to Applying the term people's heritage], Pravo I Obshchestvo, pp. 183-189. (2003) Pernatie kollektsii — natsional'noe dostoyanie [Bird Collections as a National Heritage], Ptit-sevodstvo, no. 1, pp. 36-38.

Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 07.06.2000 №10-P "Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel'nykh polozheniy Konstitutsii Respubliki Altay i Federal'nogo zakona "Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii" //Sobranie Zakonodatel'stva RF. 19.06.2000. №25. ST. 2728 Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 09.01.1998 №1-P "Po delu o proverke konstitutsionnosti Lesnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii" //Sobranie Zakonodatel'stva RF. 19.01.1998. №3. ST. 429

Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.04.2004 №8-P "Po delu o proverke konstitutsionnosti Zemel'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s zaprosom Murmanskoy oblastnoy Dumy" // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 03.05.2004. № 18. ST. 1833

Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.04.2004 №9-P "Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel'nykh polozheniy Federal'nykh zakonov "O federal'nom byudzhete na 2002 god" "O federal'nom byudzhete na 2003 god" "O federal'nom byudzhete na 2004 god" i prilozheniy k nim v svyazi s zaprosom gruppy chlenov Soveta Federatsii i zhaloboy grazhdanina A.V. Zhmakovskogo" // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 10.05.2004. №19 (chast' 2). ST. 1923

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 №717 "O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013 - 2020 gody" // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 06.08.2012. №32. ST 4549

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.02.2006 №99 (red. ot 27.12.2012) "O federal'noy tselevoy programme "Sokhranenie i vosstanovlenie plodorodiya pochv zemel' sel'skokhozyaystvennogo naz-nacheniya i agrolandshaftov kak natsional'nogo dostoyaniya Rossii na 2006 — 2010 gody i na period do 2013 goda" // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 06.03.2006. №10. ST. 1101.

Prikaz Ministerstva prirodnykh resursov RF ot 22.04.2003 №342 "Ob utverzhdenii osnovnykh naprav-leniy razvitiya sistemy gosudarstvennykh prirodnykh zapovednikov i natsional'nykh parkov v Rossiyskoy Federatsii na period do 2015 goda" (Dokument opublikovan ne byl) // SPS Konsul'tantPlyus. Prokofieva A.G. (2005) Ob'ekty obshchestvennogo dostoyaniya ka sostovlyayushchaya publichno-pravovoy sobstvennosti [Objects of Public Heritage as a component of public law property], Tendentsii razvitiya yuridicheskoy nauki:"Universitetskaya nauka — regionu" [Tendencies in the Development of Legal Science], Proceedings of Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii, provodimoy v ramkakh yubileynoy 50-y nauchno-metodicheskoy konferentsii prepodavateley i studentov. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2002 №1225-r «Ob Ekologicheskoy doktrine Rossiyskoy Federatsii» // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 09.09.2002. №36. ST. 3510.

Satarov V.N., Tuktarov V.R., Smirnov A.M. (2008) Medonosnaya pchela: natsional'noe dostoyanie, ekologiya, etika, I pedagogika [Honey Bee — a National Heritage, ecology, ethics, pedagogy], Peda-gogicheskiy zhurnal Bashkortostana, no 6, pp. 101 — 107.

Sosna S.A. (1996) O kontseptsii obshchestvennogo dostoyaniya [On the Conception of Public heritage], Gosudarstvo I Pravo, no. 2, pp. 57 — 63.

Sukhanov E.A. (1991) Lektsii o prave sobstvennosti [Lectures on the Right of Ownership], Moscow, (in Russian)

Ukaz Prezidenta RF ot 05.02.2010 №146 "O Voennoy doktrine Rossiyskoy Federatsii" // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 15.02.2010. №7. ST 724

Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.1995 №1203 (red. ot 21.09.2011) "Ob utverzhdenii Perechnya svedeniy, otnesennykh k gosudarstvennoy tayne" // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 31.12.2007. №53. ST. 6550 Federal'nyy zakon ot 14.03.1995 №33-FZ (red. ot 25.06.2012) "Ob osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh" //Sobranie Zakonodatel'stva RF. 20.03.1995. №12. ST. 1024

Federal'nyy zakon ot 23.02.1995 №26-FZ (red. ot 25.06.2012) "O prirodnykh lechebnykh resursakh, lechebno-ozdorovitel'nykh mestnostyakh i kurortakh" //Sobranie Zakonodatel'stva RF. 27.02.1995. №9. ST. 713

Federal'nyy zakon ot 24.04.1995 №52-FZ (red. ot 21.11.2011) "O zhivotnom mire" // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 24.04.1995. №17. ST. 1462

Federal'nyy zakon ot 26.02.1997 №31-FZ (red. ot 30.12.2012) "O mobilizatsionnoy podgotovke i mobili-zatsii v Rossiyskoy Federatsii" // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 03.03.1997. №9. ST. 1014 Kharyuchi S.N. (2007) Ob-lrtyshinskiy bassein — natsional'noe dostyoyanie Rossii [Ob Irtysh Basin as a National Russian Heritage], Ekonomika iZhizn', no. 2, pp. 83 — 88.

Chast' Chetvertaya Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii ot 18.12.2006 N 230-FZ (red. Ot 23.07.2013) (s izm. i dop., vstupayushchimi v silu s 01.09.2013) // Sobranie Zakonodatel'stva RF. 25.12.2006. №52 (1 ch.). ST. 5496

Chicherin B.N. (2005) Sobstvennost' I gosudarstvo [Ownership and State], Saint Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.