Научная статья на тему 'Правовое регулирование видов общественного контроля в Российской Федерации'

Правовое регулирование видов общественного контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1863
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОФСОЮЗЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердникова Е. В.

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования отдельных видов общественного контроля в Российской Федерации. Цель. Основная цель работы состоит в исследовании правовых основ классификации общественного контроля в зависимости от сферы его реализации, а также в выявлении проблемных аспектов выделения его отдельных видов. Результаты. Автором проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности осуществления общественного контроля, определены основные проблемы юридической классификации видов данной деятельности в зависимости от сферы ее реализации. В статье показано соотношение нормативного регулирования основ общественного контроля и реального многообразия законодательных актов в указанной сфере. Принятие закона, закрепившего основы общественного контроля в России, породило ряд проблемных аспектов в рамках правопонимания сферы реализации данного института, что, как следствие, может повлечь образование коллизионных ситуаций в процессе его правоприменения. Возникает потребность в нормативной детализации отдельных элементов общественного контроля, начиная с определения понятия и заканчивая его структурно-функциональной составляющей. Заключение. Автор приходит к выводу, что общественный контроль носит универсальный характер и охватывает практически все направления общественных отношений. Вместе с тем действующее законодательство, закрепляющее основы общественного контроля, не учитывает данный фактор, ограничивая область его реализации и правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование видов общественного контроля в Российской Федерации»

ПРАВО

УДК 342.571

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВИДОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. В. Бердникова

доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

Введение. Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования отдельных видов общественного контроля в Российской Федерации. Цель. Основная цель работы состоит в исследовании правовых основ классификации общественного контроля в зависимости от сферы его реализации, а также в выявлении проблемных аспектов выделения его отдельных видов. Результаты. Автором проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности осуществления общественного контроля, определены основные проблемы юридической классификации видов данной деятельности в зависимости от сферы ее реализации. В статье показано соотношение нормативного регулирования основ общественного контроля и реального многообразия законодательных актов в указанной сфере. Принятие закона, закрепившего основы общественного контроля в России, породило ряд проблемных аспектов в рамках правопонимания сферы реализации данного института, что, как следствие, может повлечь образование коллизионных ситуаций в процессе его правоприменения. Возникает потребность в нормативной детализации отдельных элементов общественного контроля, начиная с определения понятия и заканчивая его структурно-функциональной составляющей. Заключение. Автор приходит к выводу, что общественный контроль носит универсальный характер и охватывает практически все направления общественных отношений. Вместе с тем действующее законодательство, закрепляющее основы общественного контроля, не учитывает данный фактор, ограничивая область его реализации и правового регулирования.

Ключевые слова: общественный контроль, профсоюзы, общественный экологический контроль, общественный жилищный контроль, общественный финансовый контроль.

DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-1 -97-107

Введение

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Закон об общественном контроле) [1] определил базовые элементы общественной контрольной деятельности в области публичной власти и публичных организаций, однако современные общественные отношения не ограничиваются данной сферой реализации контрольной функции. Анализ нормативных правовых актов, закрепляющих категорию «общественный контроль», позволяет сделать вывод о многообразии видов и форм его проявления.

Цель

Основная цель работы состоит в исследовании правовых основ классификации общественного контроля, а также в выявлении противоречий нормативного закрепления его видов в законодательстве России.

Результаты

С точки зрения философского познания, вид - это понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с другими видовыми понятиями [2, с. 6]. Другими словами, классификация общественного контроля на виды нацелена на более глубокое понимание единых свойств объекта исследования через его деление на более мелкие индивидуализированные элементы, объединенные общими признаками, которые в совокупности составляют целое. Достижению задач систематизации и упорядочения отношений, связанных с общественным контролем, способствует выделение критериев - особых признаков, позволяющих оценить основания выделения индивидуального в общем.

Самая распространенная классификация общественного контроля осуществляется по сфере его реализации. Закон об общественном контроле, наряду с деятельностью органов публичной власти и публичных организаций, выделяет следующие области правового регулирования, в которых действуют отдельные федеральные законы: обеспечение обороны страны и безопасности государства; общественная безопасность и правопорядок; деятельность полиции, органов следствия, прокуратуры и судов; деятельность, связанная с исполнением наказаний; контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание психиатрической помощи.

Однако следует отметить, что ряд федеральных законов, затрагивающих отдельные аспекты общественного контроля в указанных сферах, так до сих пор и не принят. Например, на уровне федерального законодательства остается неурегулированным общественный контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, хотя в Положении о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденном Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976, указывается, что ФСКН России осуществляет свою деятельность в том числе во взаимодействии с общественными объединениями и иными организациями [3]. Ей также предоставлено право образовывать координационные, консультативные экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

В настоящее время ФСКН разработан проект Федерального закона « Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в котором в числе основных принципов

деятельности органов наркоконтроля и службы в органах наркоконтроля являются открытость, публичность, общественное доверие и поддержка граждан [4].

Также остается неурегулированной сфера общественного контроля за содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день на рассмотрении Государственной думы Федерального собрания РФ находится проект Федерального закона № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенный Президентом Российской Федерации [5]. Необходимость принятия данного акта определяется Национальной стратегией действий в интересах детей на 20122017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, реализация которой предусматривает принятие мер, направленных на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей, в том числе посредством внедрения правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах [6].

Пробельность законодательства в указанных сферах требует безотлагательного устранения существующей коллизии между содержанием основообразующего Закона об общественном контроле, устанавливающего факт законодательного закрепления общественного контроля в указанных правоотношениях, и существующей правовой реальностью, которая характеризуется лакунарностью правового регулирования отдельных направлений реализации данной формы контроля.

Еще одним поводом для критики принятого Закона об общественном контроле является тот факт, что законодатель, устанавливая вышеприведенный перечень сфер реализации общественного контроля, не учел некоторые иные направления его осуществления, установленные, главным образом, ранее принятыми нормативными актами. К ним следует отнести сферу трудовых правоотношений, сферу социального обеспечения и социального обслуживания; сферу экологии, земельных правоотношений и природных ресурсов; избирательный процесс; сферу финансов и экономики; обеспечение и защиту прав детей; сферу защиты прав потребителей; сферу образования и науки; сферу жилищного строительства и ЖКХ; сферу культуры и спорта; сферу охраны здоровья граждан. Рассмотрим особенности правового регулирования общественного контроля в указанных сферах.

Трудовые правоотношения, сфера социального обеспечения и социального обслуживания

Трудовой кодекс РФ в качестве одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда называет содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. В число обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда включается беспрепятственный допуск представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [7]. Важную роль в осуществлении общественного контроля в сфере трудовых правоотношений играют профсоюзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Законодатель наделяет данные организации широким перечнем прав на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, реализация которых позволяет говорить о достаточно высокой степени контроля профсоюзов в отношении органов государственной власти. Так, например, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они также вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

Общественный контроль и его обеспечение позиционируются как важнейшие принципы при осуществлении обязательного социального страхования [8]; при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений [9]. Статья 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» устанавливает общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, который осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накопле-

ний. Данный орган формируется на паритетной основе из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей; в него также могут быть включены граждане РФ, представляющие иные общественные объединения и организации, в том числе объединения и организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Данный орган имеет широкий перечень прав, связанных с запросом и получением информации, заслушиванием докладов Центрального банка Российской Федерации о результатах проверок в указанной сфере, направлением обращений в ЦБ РФ с требованиями об устранении выявленных нарушений, о проведении дополнительных расследований и проверок и принятии иных неотложных мер, устраняющих выявленные факты нарушения прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, созданием экспертных групп из числа российских и международных специалистов в области пенсионного обеспечения и инвестиций [10].

Практически аналогичный вышеописанному механизм общественного контроля прописан в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», предусматривающем создание Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений [11], а также Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», регламентирующем осуществление общественного контроля за инвестированием накоплений для жилищного обеспечения путем создания Совета по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения [12].

Сфера экологии, земельных правоотношений и природных ресурсов

Общественный контроль в сфере экологических правоотношений является тем необходимым инструментом, который позволяет усиливать участие граждан в принятии решений, касающихся охраны окружающей среды и обеспечения экологических прав граждан.

Современное законодательство содержит достаточное количество норм, закрепляющих общественный контроль в экологической сфере. Так, ст. 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль), который осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны

окружающей среды [13]. В качестве его субъектов выделяются общественные объединения, иные некоммерческие организации, а также граждане. Результаты общественного экологического контроля предоставляются в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления и подлежат обязательному рассмотрению.

Статья 26 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закрепляет, что в целях предупреждения и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха бытовыми отходами и сточными водами, соблюдения санитарных и иных правил содержания земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, садовых, огородных и дачных земельных участков и прилегающих к ним территорий, обеспечения выполнения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, электросетей, электроустановок, средств пожаротушения, а также в целях охраны памятников и объектов природы, истории и культуры на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрании уполномоченных) может избираться комиссия такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, которая работает под руководством правления такого объединения [14].

Помимо указанных нормативных правовых актов общественный контроль в сфере природоохранной деятельности закрепляется в целях охраны атмосферного воздуха [15], выполнения норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности [16], соблюдения законодательства об обращении с отходами [17], участия граждан и юридических лиц в охране и использовании животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания [18].

Земельные правоотношения также предусматривают осуществление общественного земельного контроля, под которым понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов публичной власти по принятию решений, установленных Земельным кодексом РФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений [19].

Избирательный процесс

Одним из принципиально критических положений Закона об общественном контроле является

норма, закрепляющая, что общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдума в Российской Федерации, не входят в сферу регулирования указанного акта. Данный тезис, на наш взгляд, противоречит конституционной доктрине общественного контроля, активно разрабатываемой в науке конституционного права и развиваемой правовыми позициями Конституционного суда РФ.

Кроме того, действующее российское избирательное законодательство как закрепляет принципы открытости и гласности избирательного и референдумного процессов, так и определяет общественный контроль в качестве способа обеспечения реализации данных принципов преимущественно в форме деятельности наблюдателей [20, 21]. Таким образом, представляется целесообразным устранить данную правовую коллизию, включив указанную сферу в предмет правового регулирования Закона об общественном контроле, а также выделить в нем отдельную главу, посвященную регламентации форм общественного контроля за избирательным процессом.

Сфера финансов и экономики

Анализ научных трудов, посвященных исследованию общественного контроля, позволяет выделить еще одну разновидность данной деятельности, осуществляемую в сфере финансовых правоотношений, - общественный финансовый контроль. По мнению профессора Н. И. Химиче-вой, данный вид контроля основан на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе право на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Она пишет: «Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций» [22, с. 168].

Юридическое выражение общественного финансового контроля можно найти в ряде правовых актов, действующих в сфере экономической и инвестиционной политики. Так, например, в соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года формированию благоприятного делового климата будут способствовать институциональные изменения, в том числе в части повышения общественного контроля [23]. Создание системы независимого общественного

контроля деятельности на рынке ценных бумаг, равно как и обеспечение инвесторов полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах, развитие вневедомственного и общественного контроля за достоверностью данной информации определяются в числе базовых принципов развития нормативной правовой базы рынка ценных бумаг [24].

Развитие системы общественного контроля за деятельностью коммерческих организаций на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации предусматривается Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. № 408. В этих целях данный документ рекомендует Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации привлекать общественные организации вкладчиков и акционеров к работе Фонда и региональных фондов по защите прав вкладчиков и акционеров и обеспечить работу Общественного совета по делам вкладчиков и акционеров при Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ [25].

Обеспечение и защита прав детей

Проблема защиты прав отдельных категорий граждан является на сегодняшний день приоритетным направлением развития государственной социальной политики. Дети, как одна из наиболее уязвимых в социальном и юридическом отношении часть общества, нуждаются в более пристальном внимании со стороны законодателя, который должен обеспечивать дополнительные гарантии их правового статуса и разрабатывать меры по охране их физического и психологического развития. Общественный контроль, центральной задачей которого является защита прав, свобод и законных интересов граждан, представляется эффективным средством предотвращения нарушений в сфере детства. Однако перечень законодательных актов, закрепляющих формы и методы общественного контроля по обеспечению прав детей, ограничивается нормами Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [26], который направлен на регулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. В нем определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, предусмотрена обязательная классификация информационной продукции для ее производителей и распространителей, определены тре-

бования к обороту информационной продукции, особенности осуществления экспертизы, а также регламентированы особенности осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию и ответственность за правонарушения в данной сфере.

Защита прав потребителей

Важную роль общественный контроль играет в сфере защиты прав потребителей. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» [27] общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей и т. д.

Помимо Закона РФ «О защите прав потребителей», общественный контроль в указанной сфере отражается и в иных нормативных правовых актах. Так, например, контроль осуществляется гражданами и общественными объединениями за соблюдением Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Данным актом закрепляется обязанность государственных органов и должностных лиц содействовать им в проведении соответствующих проверок фактов нарушения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях. Также Законом предусматривается создание консультативно-экспертных советов

при федеральных органах законодательной и исполнительной власти, органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в целях анализа возможных социально-экономических последствий законодательных инициатив по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций [28].

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляется общественный контроль в сфере социального обслуживания, осуществляемый гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции должны оказывать содействие в его реализации [29].

Образование и наука

Усилению общественной контрольной составляющей в сфере образования способствовало принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) [30], который создал правовую основу для внедрения общественных институтов внешней оценки качества образования, в первую очередь, посредством закрепления общественной и общественно-профессиональной аккредитации, а также нормативно обязал привлекать в процессе государственной аккредитации независимые экспертные организации и работодателей, которые фактически уже принимали участие в оценке качества образования (например, посредством членства в комиссиях по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников вузов).

В ст. 89 Закона об образовании установлено, что управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер, включая в себя в том числе независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию.

На наш взгляд, в структуре общественного контроля сферы образования можно выделить два основных уровня:

1) экспертный, выражающийся в экспертизе качества правовой составляющей образовательного процесса посредством организации общественных обсуждений нормативных правовых

актов и деятельности общественных советов при структурах органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих организацию образовательного процесса;

2) институционально-организационный, способствующий независимой оценке качества деятельности образовательного учреждения и качества подготовки обучающихся.

Сфера жилищного строительства и ЖКХ

Одной из наиболее «проблемных» с точки зрения обеспечения качества управления представляется сфера жилищно-коммунального хозяйства. Наряду с необходимостью повышения эффективности предоставления услуг возникает и ряд иных вопросов, связанных, например, с открытостью и прозрачностью формирования коммунальных тарифов. В данном контексте видится особо актуальным осуществление общественного контроля в указанной сфере.

Часть 8 ст. 20 Жилищного кодекса РФ устанавливает: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации» [31]. Министерством регионального развития Российской Федерации были разработаны Методические рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан [32].

Одним из практических выражений данного направления стало создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства - единой федеральной централизованной информационной системы, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной

инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством [33].

Сфера культуры и спорта

Действующее законодательство закрепляет общественный контроль как один из способов повышения качества услуг, предоставляемых в сфере культуры. Так, ст. 36.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) определяет независимую оценку качества оказания услуг организациями культуры как форму общественного контроля, осуществляемую в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности [34].

Независимая оценка качества проводится в отношении условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации кулыу-ры; удовлетворенность качеством оказания услуг. Ее объектами выступают как организации культуры, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и негосударственные организации культуры, которые оказывают государственные, муниципальные услуги в сфере культуры.

Основной формой организации и проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры выступают общественные советы, образуемые на всех уровнях публичной власти.

Сфера физической культуры и спорта предусматривает проведение общероссийскими спортивными федерациями и аккредитованными региональными спортивными федерациями и их представителями общественного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки по соответствующим видам спорта [35].

Сфера охраны здоровья граждан

Независимая оценка качества также предусмотрена в отношении предоставления услуг медицинскими организациями. Статья 79.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет: «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях по-

вышения качества их деятельности. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи» [36]. Формы и критерии оценки качества медицинских услуг аналогичны установленным для организаций культуры.

Заключение

Подводя итог рассмотрению видов общественного контроля, выделяемых на основе сфер его реализации, следует отметить, что анализ действующих правовых актов и теоретических разработок ученых-правоведов позволяет сделать вывод о том, что законодательство об общественном контроле характеризуется противоречивостью и нуждается в совершенствовании как с концептуальной точки зрения, так и с юридико-технической стороны.

Закон об общественном контроле весьма необоснованно ограничил сферу правового регулирования данных правоотношений, оставив без внимания большую часть направлений их реализации. Кроме того, отдельные виды общественного контроля, указанные в вышеупомянутом Законе, оказались неурегулированными в действующем законодательстве. В сфере избирательных и референдумных правоотношений Закон об общественном контроле создал неопределенность правопонимания возможности осуществления контроля за подготовкой и проведением выборов и референдума.

Список литературы

1. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : федер. закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. 1), ст. 4213.

2. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 1999. 576 с.

3. Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков : указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 20.01.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3234 ; 2015. № 4, ст. 641.

4. Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ : проект федер. закона (подготовлен ФСКН России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.05.2013. (Документ опубликован не был). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О проекте Федерального закона № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» : постановление ГД ФС РФ от 16.03.2012 № 179-6 ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 13, ст. 1455.

6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23, ст. 2994.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3 ; 2015. № 14, ст. 2022.

8. Об основах обязательного социального страхования : федер. закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3686 ; 2014. № 49 (ч. VI), ст. 6916.

9. О негосударственных пенсионных фондах : федер. закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации.1998. № 19, ст. 2071 ; 2014. № 30 (ч. I), ст. 4219.

10. Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3028 ; 2014. № 49 (ч. VI), ст. 6912.

11. О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений : федер. закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1), ст. 7038 ; 2014. № 30 (ч. I), ст. 4217.

12. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих : федер. закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 34, ст. 3532 ; 2013. № 52 (ч. I), ст. 6961.

13. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133 ; 2014. № 48, ст. 6642.

14. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан : федер. закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 16, ст. 1801 ; 2015. № 1 (ч. I), ст. 52.

15. Об охране атмосферного воздуха : федер. закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2222 ; 2015. № 1 (ч. I), ст. 11.

16. О радиационной безопасности населения : федер. закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 141 ; 2011. № 30 (ч. 1), ст. 4596.

17. Об отходах производства и потребления : федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009 ; 2015. № 1 (ч. I), ст. 38.

18. О животном мире : федер. закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 17, ст. 1462 ; 2013. № 19, ст. 2331.

19. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147 ; 2015. № 10, ст. 1418.

20. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253 ; 2015. № 14, ст. 2015.

21. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федер. закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 49, ст. 5497 ; 2014. № 23, ст. 2931.

22. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химиче-ва. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2011. 720 с.

23. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). (По состоянию на 30.04.2013). URL: http://www.economy. gov.ru (дата обращения: 22.04.2015).

24. Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации : указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 (ред. от 16.10.2000) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 28, ст. 3356 ; 2000. № 43, ст. 4233.

25. Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров : указ Президента РФ от 21.03.1996 № 408 (ред. от 16.10.2000) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 13, ст. 1311 ; 2000. № 43, ст. 4233.

26. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 48 ; 2014. № 42, ст. 5615.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. О защите прав потребителей : закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.05.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 140 ; 2014. № 19, ст. 2317.

28. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции : федер. закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4553 ; 2015. № 14, ст. 2022.

29. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (ч. I), ст. 7007 ; 2014. № 30 (ч. I), ст. 4257.

30. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598 ; 2015. № 29 (ч. 1), ст. 4364.

31. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1 (ч. 1), ст. 14 ; 2015. № 1 (ч. I), ст. 52.

32. О проведении разъяснительной работы по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных

услуг (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг») : письмо Минрегиона России от 02.04.2012 № 7435-АП/14 // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. № 11. Ноябрь.

33. О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства : федер. закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. I), ст. 4210.

34. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от

21.07.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46, ст. 2615 ; 2014. № 30 (ч. I), ст. 4217.

35. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от

06.04.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242 ; 2015. № 14, ст. 2018.

36. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации.2011. № 48, ст. 6724 ; 2015. № 14, ст. 2018.

The Types of Legal Regulation of Public Control in the Russian Federation

E. V. Berdnikova

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia

E-mail: [email protected]

Introduction. The article analyzes the peculiarities of the legal regulation of certain types of social control in the Russian Federation. Purpose. The main objective of the work is to study the legal basis for the classification of public control depending on the scope of its implementation and to identify problematic aspects of allocation of the individual species. Results. The author analyzes the Russian regulatory framework governing the peculiarities of social control, the basic problem of the legal classification of the activity, depending on the scope of its implementation. The analysis of the ratio of regulatory foundations of social control and the real diversity of legislation in this area. Adoption of the law, securing the foundations of social control in Russia has given rise to a number of problematic aspects of law within the scope of the implementation of this institution that, as a result, may lead to the formation of conflict situations in the course of its enforcement. There is a need for the regulatory details of individual elements of social control, starting with the definition and ending with its structural and functional component. Conclusion. The author concludes that public control is universal and covers virtually all areas of public relations. However, the current legislation, fixing the foundations of social control, does not account for this factor, limiting the scope of its implementation and regulation. Key words: social control, trade unions, public ecological control, control of public housing, public financial control.

References

1. Ob osnovakh obshcestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ [On the basis of social control in the Russian Federation. Federal law of 21.07.2014 № 212-FZ]. Sobranie

zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 30 (pt.1), art. 4213.

2. Filosofskiy entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, INFRA-M Publ., 1999. 576 p.

3. Voprosy Federal'noi sluzhby Rossiiskoi Federatsii po kontrolyu za oborotom narkotikov: ukaz Prezidenta RF ot 28.07.2004 № 976 (red. ot 20.01.2015) [Questions of Federal Drug Control Service ofRussia. Presidential Decree of28.07.2004 № 976 (an edition of20.01.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2004, no. 31, art. 3234; 2015, no. 4, art. 641.

4. Ob organakh po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veschestv: proekt federal'nogo zakona (podgotovlen FSKN Rossii) (ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostoianiiu na 06.05.2013). (Dokument opublikovan ne byl) (On the bodies to monitor traffic in narcotic drugs and psychotropic substances. Draft Federal law (prepared by the Federal Drug Control Service of Russia) (not included in the State Duma, the text as of 06.05.2013). The document was not published). ATP «Consultant» [electronic resource].

5. O proekte Federal'nogo zakona № 3138-6 «Ob ob-schestvennom kontrole za obespecheniem prav detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei»: postanovlenie GD FS RF ot 16.03.2012 № 179-6 GD [On the Draft Federal Law № 3138-6 «On public control over the rights of orphans and children left without parental care». Resolution of the State Duma of 16.03.2012 № 179-6 GD]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 13, art. 1455.

6. O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody: ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 № 761 [National Strategy of Action for Children for 2012-2017. Presidential Decree of 01.06.2012 № 761]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 23, art. 2994.

7. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 06.04.2015) [Labour Code of the Russian Federation of 30.12.2001 № 197-FZ (an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 1 (pt. 1), art. 3; 2015, no. 14, art. 2022.

8. Ob osnovakh obyazatel'nogo sotsial'nogo strakhovaniya: federal'nyi zakon ot 16.07.1999 № 165-FZ (red. ot 01.12.2014) [On the bases of compulsory social insurance. Federal law of 16.07.1999 № 165-FZ (an edition of 01.12.2014)]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1999, no. 29, art. 3686; 2014, no. 49 (pt. VI), art. 6916.

9. O negosudarstvennykh pensionnykh fondakh: federal'nyi zakon ot 07.05.1998 № 75-FZ (red. ot 21.07.2014) [On Private Pension Funds: The Federal Law of 07.05.1998 № 75-FZ (an edition of 21.07.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 19, art. 2071; 2014, no. 30 (pt. I), art. 4219.

10. Ob investirovanii sredstv dlya finansirovaniya nakopi-tel'noi pensii v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 24.07.2002 № 111-FZ (red. ot 01.12.2014) [On investment funds for the funded pension in the Russian Federation.

Federal law of 24.07.2002 № 111-FZ (an edition of 01.12.2014)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 30, art. 3028; 2014, no. 49 (ch. VI), art. 6912.

11. O poryadke finansirovaniya vyplat za schet sredstv pen-sionnykh nakoplenii: federal'nyi zakon ot 30.11.2011 № 360-FZ (red. ot 21.07.2014) [On the order of payments financing by pension funds. Federal law of 30.11.2011 № 360-FZ (an edition of 21.07.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2011, no. 49 (pt. 1), art. 7038; 2014, no. 30 (pt. I), art. 4217.

12. O nakopitel'no-ipotechnoi sisteme zhilischnogo obe-specheniya voennosluzhaschikh: federal'nyi zakon ot 20.08.2004 № 117-FZ (red. ot 28.12.2013) [On the accumulating mortgage system of housing for military personnel. Federal law of 20.08.2004 № 117-FZ (an edition of 28.12.2013)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2004, no. 34, art. 3532; 2013, no. 52 (pt. I), art. 6961.

13. Ob okhrane okruzhayuschei sredy: federal'nyi zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (red. ot 24.11.2014, s izm. ot 29.12.2014) [On environmental protection. Federal law of 10.01.2002 № 7-FZ (an edition of 24.11.2014, as amended of29.12.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 2, art. 133; 2014, no. 48, art. 6642.

14. O sadovodcheskikh, ogorodnicheskikh i dachnykh nekommercheskikh ob''edineniyakh grazhdan: federal'nyi zakon ot 15.04.1998 N 66-FZ (red. ot 31.12.2014) [On the horticultural, gardening and dacha non-profit associations of citizens. Federal law of 15.04.1998 № 66-FZ (an edition of 31.12.2014)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 16, art. 1801; 2015, no. 1 (pt. I), art. 52.

15. Ob okhrane atmosfernogo vozdukha: federal'nyi zakon ot 04.05.1999 № 96-FZ (red. ot 29.12.2014) [On the protection of the atmosphere. Federal law of 04.05.1999 № 96-FZ (an edition of 29.12.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1999, no. 18, art. 2222; 2015, no. 1 (pt. I), art. 11.

16. O radiatsionnoi bezopasnosti naseleniya: federal'nyi zakon ot 09.01.1996 № 3-FZ (red. ot 19.07.2011) [On the Radiation Safety. Federal law of 09.01.1996 № 3-FZ (an edition of 19.07.2011)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 3, art. 141; 2011, no. 30 (pt. 1), art. 4596.

17. Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniya: federal'nyi zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ (red. ot 29.12.2014) [On Production and Consumption Waste. Federal law of 24.06.1998 № 89-FZ (an edition of 29.12.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 26, art. 3009; 2015, no. 1 (pt. I), art. 38.

18. O zhivotnom mire: federal'nyi zakon ot 24.04.1995 № 52-FZ (red. ot 07.05.2013) [On the animal world. Federal law of24.04.1995 № 52-FZ (an edition of 07.05.2013)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 17, art. 1462; 2013, no. 19, art. 2331.

19. Zemel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 08.03.2015) [Land Code of the Rus-

sian Federation of 25.10.2001 № 136-FZ (an edition of 08.03.2015)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 44, art. 4147; 2015, no. 10, art. 1418.

20. Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Feder-atsii: federal'nyi zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (red. ot 06.04.2015) [On Basic Guarantees of Electoral Rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation. Federal law of 12.06.2002 № 67-FZ (an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 24, art. 2253; 2015, no. 14, art. 2015.

21. Ob obespechenii konstitutsionnykh prav grazhdan Rossiiskoi Federatsii izbirat' i byt' izbrannymi v organy mest-nogo samoupravleniya: federal'nyi zakon ot 26.11.1996 № 138-FZ (red. ot 04.06.2014) [On ensuring the constitutional rights of citizens of the Russian Federation to elect and be elected to bodies of local self-government. Federal law of26.11.1996 № 138-FZ (an edition of04.06.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 49, art. 5497; 2014, no. 23, art. 2931.

22. Finansovoe pravo: uchebnik [Financial Law. Textbook. Ans. ed. N. I. Himicheva. 4th ed., rev. and add.]. Moscow, Norma Publ.; INFRA-M Publ., 2011. 720 p.

23. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii). (Po sostoianiiu na 30.04.2013) [Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2030 (designed by Ministry of Economic Development of Russia). (On 30.04.2013). Available at: http://www. economy.gov.ru (accessed 22 April 2015).

24. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya rynka tsennykh bumag v Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 01.07.1996 № 1008 (red. ot 16.10.2000) [On approval of the Concept of development of the securities market in the Russian Federation. Presidential Decree of 01.07.1996 № 1008 (an edition of 16.10.2000)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 28, art. 3356; 2000, no. 43, art. 4233.

25. Ob utverzhdenii Kompleksnoi programmy mer po obespecheniyu prav vkladchikov i aktsionerov: ukaz Prezidenta RF ot 21.03.1996 № 408 (red. ot 16.10.2000) [On approval of the Comprehensive Program of measures to ensure the rights of depositors and shareholders. Presidential Decree of 21.03.1996 № 408 (an edition of 16.10.2000)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 13, art. 1311; 2000, no. 43, art. 4233.

26. O zaschite detei ot informatsii, prichinyayushei vred ikh zdorov'yu i razvitiyu: federal'nyi zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ (red. ot 14.10.2014) [On the protection of children from information harmful to their health and development. Federal law of29.12.2010 № 436-FZ (an edition of 14.10.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2011, no. 1, art. 48; 2014, no. 42, art. 5615.

27. O zaschite prav potrebitelei: zakon RF ot 07.02.1992 № 2300-1 (red. ot 05.05.2014) [On the Consumer Pro-

tection. Law of the Russian Federation of 07.02.1992 № 2300-1 (an edition of 05.05.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 3, art. 140; 2014, no. 19, art. 2317.

28. O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noi i spirtosoderzhaschei produktsii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol'noi produktsii: federal'nyi zakon ot 22.11.1995 № 171-FZ (red. ot 06.04.2015) [On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol and alcohol products, and limit consumption (drinking) alcohol products. Federal law of 22.11.1995 № 171-FZ (an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 48, art. 4553; 2015, no. 14, art. 2022.

29. Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 28.12.2013 № 442-FZ (red. ot 21.07.2014) [On the bases of social services to the citizens of the Russian Federation. Federal law of28.12.2013 № 442-FZ (an edition of 21.07.2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 52 (pt. I), art. 7007; 2014, no. 30 (pt. I), art. 4257.

30. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 13.07.2015) [On Education in the Russian Federation. Federal law of 29.12.2012 №273-FZ (an edition of 13.07.2015]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 53 (pt. 1), art. 7598; 2015. no. 29 (pt. 1), art. 4364.

31. Zhilischnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2004 № 188-FZ (red. ot 31.12.2014) [Housing Code of the Russian Federation of 29.12.2004 № 188-FZ (an edition of 31.12.2014)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2005, no. 1 (pt. 1), art. 14; 2015, no. 1 (pt. I), art. 52.

32. O provedenii raz#yasnitel'noi raboty po voprosam prav i obyazannostei potrebitelei kommunal'nykh uslug (vmeste s «Metodicheskimi rekomendatsiyami po prove-deniyu informatsionno-raz#yasnitel'noi raboty s grazh-

danami po voprosam prav i obyazannostei potrebitelei kommunal'nykh uslug»): pis'mo Minregiona Rossii ot 02.04.2012 № 7435-AP/14. [On conducting advocacy for the rights and duties of consumers of public services (with the «Guidelines for conducting outreach with citizens on the rights and responsibilities of consumers of utility services»). Letter of the Ministry of Regional Development of Russia from 02.04.2012 № 7435-AP/14. Zakonodatel'nye i normativnye dokumenty v ZhKH [The legislative and regulatory documents in housing], 2012, no. 11. November.

33. O gosudarstvennoi informatsionnoi sisteme zhilischno-kommunal'nogo hozyaistva: federal'nyi zakon ot 21.07.2014 № 209-FZ [On the state information system, housing and communal services. Federal law of 21.07.2014 № 209-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 30 (pt. I), art. 4210.

34. Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o kul'ture (utv. VS RF 09.10.1992 № 3612-1) (red. ot 21.07.2014) [Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture (app. VS RF 09.10.1992 № 3612-1) (an edition of 21.07.2014)]. Vedomosti SND i VS RF [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1992, no. 46, art. 2615; 2014, no. 30 (pt. I), art. 4217.

35. O fizicheskoi kul'ture i sporte v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ (red. ot 06.04.2015) [On Physical Culture and Sports in the Russian Federation. Federal law of 04.12.2007 № 329-FZ (an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2007, no. 50, art. 6242; 2015, no. 14, art. 2018.

36. Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 06.04.2015) [On the basis of the health of citizens in the Russian Federation. Federal law of 21.11.2011 № 323-FZ (an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2011, no. 48, art. 6724; 2015, no. 14, art. 2018.

УДК 342.537

ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ: ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Н. Н. Аверьянова

доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

Е. О. Локтионова

магистрант юридического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

Введение. Статья посвящена изучению института экспертизы законопроектов в рамках законотворческого процесса России. Цель. Основная цель работы состоит в теоретическом осмыс-

лении института экспертизы законопроектов в законотворческом процессе России и проведении классификации видов экспертиз, закрепленных в законодательстве России. Результа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.