Научная статья на тему 'Юридический язык и аналитическая философия права'

Юридический язык и аналитическая философия права Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
527
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / LEGAL LANGUAGE / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ANALYTICAL LEGAL PHILOSOPHY / ПРАВОВЫЕ ПРАВИЛА / LEGAL RULES / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / CONCEPTUAL ANALYSIS / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / Г. Л. А. ХАРТ / H.L.A. HART

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оглезнев Виталий Васильевич

В статье доказывается, что предметом аналитической философии права является юридический язык. Автор приходит к выводу, что анализ основных юридических понятий, языка и структуры правовых норм позволит повысить эффективность правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL LANGUAGE AND ANALYTIC PHILOSOPHY OF LAW

The summary: In article the author proves the point of view that a proper subject matter of analytical legal philosophy is legal language. The analysis of the use of the basic legal concepts, the analysis of language and structure of legal rules will allow finally to increase an efficiency of legal system.

Текст научной работы на тему «Юридический язык и аналитическая философия права»

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ И РУССКИЕ ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В. В. Оглезнев

ЮРИДИЧЕСКИЙ ЯЗЫК И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА*

В статье доказывается, что предметом аналитической философии права является юридический язык. Автор приходит к выводу, что анализ основных юридических понятий, языка и структуры правовых норм позволит повысить эффективность правовой системы.

Ключевые слова: юридический язык, аналитическая философия права, правовые правила, концептуальный анализ, методология, Г. Л. А. Харт.

Во второй половине XX века под влиянием аналитической философии (логического и лингвистического позитивизма) правовые позитивистские воззрения подвергаются значительному усовершенствованию, что наиболее явно находит свое отражение в положениях аналитической философии права [1, с. 149-165]. Бурное развитие в начале прошлого столетия аналитической философии возродило интерес представителей этого интеллектуального течения к исследованию природы права. Внимание к языку права, структуре и логике правовых норм, содержанию нормативного предписания было обусловлено становлением и развитием аналитической философии права, изначально понимаемой в качестве специфического направления самой аналитической философии, а затем - как самостоятельная отрасль научного знания [18, с. 14-28]. Г. Харт (1907-1992), пожалуй, самый известный представитель аналитической философии права, так определил ее предметную область: «.. .современная [аналитическая] философия не только занимается проблемами обыденного языка, но и говорит на нем; и теперь между двумя этими науками [аналитическая философия и философия права] больше не существует барьера из метафизического жаргона технических терминов» [14, с. 357-358]. Схожую мысль мы обнаруживаем у Дж. Раза в трактовке Дж. Диксона: «Аналитическая юриспруденция занимается объяснением природы права, пытаясь выделить

и объяснить те черты, которые делают его тем, что оно есть. Успешная теория права этого типа представляет собой теорию, состоящую из утверждений о праве, которые: 1) с необходимостью являются истинными и 2) адекватно объясняют природу права. Я использую выражение "природа права" для обозначения тех существенных свойств, которые должна проявить данная совокупность явлений с тем, чтобы быть правом» [13, с. 17]. Действительно, своей главной задачей аналитическая философия права считала и считает «прояснение» языка, на котором формулируются значимые для философии вопросы и утверждения. Достичь этого можно только путем точного определения всех используемых понятий и их соотнесения с эмпирически наблюдаемыми явлениями. Вот как, например, определяет предмет аналитической философии права XXI века современный американский правовед Б. Бикс: «Несмотря на то, что "анализ" - это термин, включающий как нахождение необходимых и достаточных условий, так и разумное объяснение практических вопросов, предметом изучения аналитической философии права является сущность права и правовых понятий. Аналитическая философия права является частью аналитической традиции в философии и тесно связана с ней - с традицией, что доминировала в англоязычной философии на протяжении прошлого столетия» [2, с. 211-218].

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 12-33-01380а2, № 13-33-01289а2) и Совета по грантам Президента РФ (проект № МК-2149.2014.6).

Позиции некоторых отечественных теоретиков и философов права схожи с утверждениями зарубежных коллег. Например, В. П. Макаренко отмечает, что объектом аналитической философии права выступает «природа юридических процедур и анализ правовых аргументов при судебном выборе, интерпретации и применении законов. Этот аспект является центральным в аналитической философии права. Речь идет об анализе и критике институционального и философского базиса правопорядка - центральной категории либеральной политики и теории демократии» [3, с. 11]. Иными словами, сущность аналитической философии права заключается в «глубинном анализе специфики правовых процессов» [3, с. 10].

И. Н. Грязин считает, что в развитии современной (80-90-е годы XX века) аналитической философии права можно выделить два основных направления: 1) продолжение более или менее формального анализа правового знания с отдельными ссылками на этический фон правовых предписаний; 2) возвращение к исходным положениям аналитической философии права и их новое развитие в единстве с этическим и общесоциальным содержанием. Современное состояние аналитической философии права, по его мнению, характеризуется следующими тенденциями:

1) признание необоснованности введения в теорию аксиомы о наличии единой законодательной воли на основе ее «самоочевидности»;

2) построение более сложных аксиоматических систем («честное естественное состояние» Дж. Ролза, «минимальное государство» Р. Нози-ка, «вторичные правила» Г. Харта и другие), заменяющих элементарную «волю законодателя» и включающих в себя, по крайней мере на терминологическом уровне, элементы теории естественного права (формальное введение некоторых естественно-правовых философских идей). Логический анализ правового знания, выявление недостаточности последнего и привнесение в него элементов нормативной и дескриптивной этики;

3) замена анализа материальной детерминации этико-правовых явлений проблемами теоретической выводимости, проистекающей из переключения внимания аналитической философии права на методологические проблемы теории права, перехода от анализа языка права к детальному изучению правового знания [4, с. 194].

Аналитическая традиция в философии права, отмечает И. Н. Грязин, претерпела в течение последних двух-трех десятилетий значительные,

даже принципиальные изменения, не затронувшие ее фундаментальных методологических установок. Во-первых, право по-прежнему исследуется как сущее бытие, и, во-вторых, сохраняется ориентация на формально логический и лингвистический анализ феномена права [4, с. 174, 195].

В то же время в англо-американской, как и в отечественной, философии и теории права не различаются такие термины, как «юридический позитивизм», «аналитическая философия права», «аналитическая юриспруденция». Довольно часто в научной литературе эти понятия употребляются как синонимы, что значительно затрудняет идентификацию объектов, которых они обозначают, либо одно следует из другого. Думается, что терминологический анализ в данной ситуации необходим. Убедительным в этой связи выглядит замечание Г. Харта о том, что термин «юридический позитивизм», с которым нередко отождествляется аналитическая юриспруденция, так и не получил адекватного определения [5, с. 112]. По мнению исследователя, можно выделить пять значений термина «юридический позитивизм», которые чаще всего встречаются в философии и теории права:

1) представление о том, что право является человеческой командой;

2) представление о том, что необходимой связи между правом и моралью или правом, какое оно есть, и правом, каким оно должно быть, не существует;

3) представление о том, что анализ юридических концептов необходимо осуществлять и отличать от исторических исследований причин или источников права, от социологических исследований отношения права и других социальных феноменов, будь то термины морали, социальных целей, «функций» или чего-то другого;

4) представление о том, что правовая система является «закрытой логической системой», в которой правильные юридические решения могут быть логически выведены из предустановленных правовых норм без ссылок на социальные цели, политику и моральные стандарты;

5) представление о том, что моральные суждения не могут быть обоснованы или подтверждены как суждения о фактах, исходя из рациональных аргументов, доказательств или свидетельств («нонкогнитивизм» в этике).

Первые три значения термина «юридический позитивизм» настолько очевидны, что их анализ вряд ли способен пролить свет на понимание исследуемой области. Последние два нуждают-

Современная философия права: западноевропейские и русские традиции исследования

ся в подробном изучении, поскольку именно эти представления, неразборчиво использующие ярлык «позитивизм» для двусмысленного обозначения каждой из этих теорий, совершенно запутали вопрос о специфике и характере нового (аналитического) направления в современной юриспруденции [6].

И. Н. Грязина также напоминает, что аналитическая философия права, являясь разновидностью позитивизма в юриспруденции, не вполне эквивалентна аналитике и позитивизму в самой философии. Так, например, классики позитивизма от философии (О. Конт, Г. Спенсер) не имели в своих взглядах на общество ничего позитивистского, как это понимают философы права и этики. Дело в том, что, в отличие от позитивного знания, являющегося ключевым понятием позитивистской философии, философия права основывается на положительном, позитивном законе. Последний, в отличие от закона желаемого, воображаемого и т.п., представляет собой форму действительного, фактического права. Аналитическая философия права возникает во второй половине XVIII века с появлением трудов И. Бен-тама. В его работах эксплицированы два течения (между которыми не всегда легко провести четкую границу): 1) правовой социологический позитивизм - направление, ставящее своей задачей изучение «действительных» социальных отношений в сфере правоприменения и определяющее право как «то, что суды на самом деле делают» (позиция американского правового реализма); 2) правовой аналитический позитивизм (собственно аналитическая философия права) -направление, ориентированное в первую очередь на изучение правового языка, правовых текстов и понимающее под правом совокупность норм, принятых в определенном порядке (Дж. Остин, Г. Харт и другие). Оба этих течения применяют методологию «положительного» правоведения к различным предметам: в одном случае предметом является «функционирование» права, в другом -юридические тексты [4, с. 17 5].

Г. Харт, напротив, стремится последовательно применять аналитический метод при определении границ правовой сферы. В этом смысле предметом его исследования является не «позитивное право» в целом, а его отдельные элементы: позитивное право включает в себя различные источники права (законы, обычаи, доктрины, прецеденты), законы состоят из правовых норм, а нормы - из правил. В связи с этим главной категорией для Г. Харта становится «правило»,

то есть правовое высказывание о наличии либо отсутствии определенных правоотношений и их структурных элементах [7, с. 20].

Таким образом, интерес к логической и лингвистической сторонам права обусловлен позитивистской теорией права (или аналитической юриспруденцией). В связи с этим предметом науки права, по словам Ф. Оппенгейма, является «логический анализ юридического языка, понятый как средство выражения, а также истолкования и изучения норм права» [17, с. 142].

Разработка проблематики «языка права» в правовом позитивизме связана с влиянием на правоведение некоторых идей философского неопозитивизма, прежде всего концепции Л. Витгенштейна, посвященной критике естественного языка [9, с. 1-75], и теории логического позитивизма «Венского кружка». Мысли Витгенштейна были использованы для разработки принципа верифицируемости как одного из основных гносеологических постулатов логического позитивизма. Между тем в позитивистской теории права понимание принципа верифицируемости было упрощено - вместо установления истинностного значения научных суждений правоведы занялись поисками референтов юридических терминов. Именно эта исследовательская установка стала центральной в аналитической философии права и на протяжении ее развития не раз подвергалась переосмыслению и переформулированию [10, с. 11].

Разделяя методологический тезис аналитической философии о том, что для понимания языковых выражений необходимо изучать контекст их употребления и правила «языковой игры», в которой данные выражения участвуют, Г. Харт первым попытался использовать эти идеи для построения своей философско-правовой теории [11]. Он пишет, что «.лингвистическая философия, задуманная как прояснение множества форм и различенных функций языка, не знала границ своего предмета: ее цели и прозрения могли применяться не только для толкования дискурса повседневной жизни, но также и в любой дисциплине, где были основания считать, что неумение отделить друг от друга некоторые формы дискурса, разница между которыми часто скрывается за одним и тем же грамматическим выражением, привело к затруднениям и путанице» [13, с. 3]. Г. Харт, находясь под безграничным влиянием этих идей, попробовал показать значимость такой формы лингвистической философии для философии права и юриспруденции,

поскольку считал, что внимание к сложным и разнообразным способам связи слов и правовых правил способствовало бы внесению ясности. Возможно, именно это утверждение Л. Витгенштейна имеет в виду Г. Харт: «Свои познания об употреблении языка мы стремимся привести в порядок: порядок, служащий определенной цели, один из множества возможных порядков, а не единственно возможный порядок как таковой. С этой целью мы вновь и вновь подчеркиваем различия, которые легко упускаются из виду в наших обычных языковых формах... Путаницы, занимающие нас, возникают тогда, когда язык находится на холостом ходу, а не тогда, когда он работает» [9, с. 131]. Поэтому в качестве основных проблем философии права, эксплицирующих его предмет, Г. Харт называет вопросы определения права и анализ правовых понятий, а также проблемы, связанные с правовым мышлением [15, с. 89]. Подобная актуализация референтного поля философии права есть подтверждение приверженности основным постулатам и теоретико-методологическим установкам аналитической философии языка. По этому поводу Г. Харт отмечает, что слова в юридическом языке употребляются в соответствии с определенными правилами не для того, чтобы описать мир, а чтобы изменить его. Это подтверждается примером обещаний. Предложение «Я обещаю, что встречу тебя на вокзале» не является дескрипцией, а создает моральное обязательство у лица, которое его произнесло. «Чтобы понять все это, - пишет Г. Харт, - надо признать особую функцию языка: существуют правила или конвенции, согласно которым лицо, произносящее определенные слова, приводит в действие некоторые другие правила. Этим и определяется функция или, в широком смысле, значение слов» [16, с. 276].

Исследование юридического языка неизбежно связано (хотя и достаточно сложным образом) с вопросом о сущности права. И каждый раз, когда затрагиваются проблемы языка, дело не ограничивается только семантикой или стилистикой [10, с. 7]. О связи языка и права А. А. Ушаков пишет: «Язык в праве выступает как конструктивное институциональное начало самого права. Последнее живет не только в действиях людей, но и в языке: право есть языковое явление. Язык в праве используется не только для его обозначения: из языка строится само право, его структура. Язык - это плоть и кровь права. В этом весь смысл и вся философия вопроса о роли язы-

ка в праве... Язык - первоэлемент и единственный строительный материал в праве» [18, с. 289].

Литература

1. Дидикин А. Б. Формирование аналитической традиции в современной философии права // S^ole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2010. № 4(1 ).

2. Бикс Б. О философии в американском праве: аналитическая философия права // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 2 (22).

3. Макаренко В. П. Аналитическая философия права: концепции и проблемы // Правоведение. 2002. № 6.

4. Грязин И. Н. Аналитическая философия права: Современные тенденции // Современная аналитическая философия: сборник. М., 1988. Вып. 1.

5. Харт Г. Л. А. Позитивизм и разграничение права и морали // Правоведение. 2005. № 5(262).

6. Оглезнев В. В., Суровцев В. А. Аналитическая философия права Г. Харта и правовой реализм // Правоведение. 2013. № 4.

7. Афонасин Е. В., Дидикин А. Б. Философия права. Новосибирск, 2006.

8. Ушаков А. А. Очерки советской законодательной стилистики. Право и язык. М., 2008.

9. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. I.

10. Лезов С. В. Юридические понятия и язык права в современных зарубежных исследованиях (научно-аналитический обзор). М., 1986.

11. Оглезнев В. В. Г. Л. А. Харт и формирование аналитической философии права. Томск, 2012.

12. Dickson J. Evaluation in legal theory. Oxford, 2001.

13. Hart H. L. A. Introduction // Essays in jurisprudence and philosophy. Oxford, 1983.

14. Hart H. L. A. Philosophy of law and jurisprudence in Britain (1945-1952) // The American journal of comparative law. 1953. № 3.

15. Hart H. L. A. Problems of the philosophy of law // Essays in jurisprudence and philosophy. Oxford, 1983.

16. Hart H. L. A. Jhering's heaven of concepts // essays in jurisprudence and philosophy. Oxford, 1983.

17. Oppenheim F. E. Outline of a logical analysis of Law // Philosophy of science. 1944. Vol. 11. № 3.

18. Hall J. Analytic philosophy and jurisprudence // Ethics. 1966. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.