УДК 347.6(510) Н.Б. Дампилон
ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЖЕНЩИН В КИТАЕ:
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭГАЛИТАРИЗМА В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ
В статье рассматриваются общественные и правовые особенности, определяющие гендерный и юридический статусы женщин в китайском обществе, а также анализируются основные условия и возможности их полноправного социального развития.
Ключевые слова: юридический статус женщин, китайское общество, семейное право.
N.B.Dampilon
LEGAL STATUS OF WOMEN IN CHINA: IMPLEMENTATION OF EGALITARIANISM IN FAMILY LAW
This article discusses social and legal characteristics that determine the gender and legal status of women in Chinese society, and analyzes the basic conditions and opportunities for their full social development.
Keywords: legal status of women, Chinese society, family law.
В последнее время проблема юридического статуса женщин в Китае стала одной из важнейших, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Женщины, проявляя явное недовольство тем положением, которое они занимают в обществе, все больше и больше «обнаруживают» свою непредставленность в различных сферах общественной и политической жизни.
В то же время нельзя не отметить, что Китай предпринимал и предпринимает меры, направленные на совершенствование правового положения женщин. Эти меры нашли отражение как в Конституции страны, так и в ряде других правовых актов.
Работ, непосредственно касающихся вопросов юридического статуса женщин в Китае, сравнительно немного. Обычно они основаны на результатах исследований социального статуса женщин. В юридической науке проблема правового положения женщин в основном рассматривается в рамках отдельных отраслей права - трудового, аграрного, семейного, конституционного. Причем в большей мере эта проблема предусматривает практическое ее разрешение. Теория правового положения женщин как единая категория юридической науки пока еще недостаточно разработана.
Определение юридического статуса женщин представляет собой задачу выявления особенностей законодательных норм, касающихся отношений женщин и общества. Юридический статус женщин является основным показателем социального и гарантией его получения. Он включает два важных аспекта: с одной стороны, определение прав женщин законодательством, с другой -
механизм осуществления этих законных прав.
Конституцией КНР, Законом о труде, Законом о наследовании, гражданским правом и уголовным правом в равной степени четко установлены права и интересы женщин. Кроме того, в настоящее время в каждой провинции, городе, автономном районе инициированы и приняты законы по охране прав и интересов женщин.
В 1992 г. был принят Закон КНР о гарантиях прав женщин, в 1994 г. - Закон КНР об охране здоровья матери и ребенка, которые защищают права женщин, стимулируют соблюдение равноправия между мужчиной и женщиной. Китайское правительство учредило ряд и других законов, касающихся этого вопроса [1]. Также была подписана международная Конвенция о правах человека. Правительство КНР приняло ответственность и обязательства по выполнению пунктов закона о правах человека по отношению к женщинам. Например, в 1985 г. была одобрена «Стратегия повышения статуса женщин к 2000 г.». В 1990 г. Всемирная организация трудящихся рассмотрела и утвердила «Пакт о равной заработной плате мужчин и женщин». В Китае были учреждены организации, охраняющие права слабого пола: Всекитайская федерация женщин, Комитет женской молодежи, Специальная организация по работе с женщинами и детьми. В 1996 г. Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, комсомольский центр, Всекитайская федерация женщин, организация инвалидов совместно известили о намерении оказывать особым социальным группам правовую поддержку, включая и женщин. Таким образом, очевиден тот факт, что китайское правительство пытается более или ме-
нее оптимально разрешить проблему правового положения женщин [2, с. 20].
По поручению Всекитайской федерации женщин Государственный комитет статистики провел в 1990 г. опрос «Статус женщин Китая», результаты которого показали, что население дает более высокую оценку юридическому статусу женщин, нежели экономическому или статусу семьи [1].
Однако ученые считают, что взгляды людей, отраженные в законодательстве, и фактическое воплощение их в жизнь еще далеки друг от друга [2]. Указанное исследование показало, что отношении в таких вопросов, как «наследование имущества семьи замужними дочерьми», «имущественное положение вдов» и «выбор фамилии детьми», у населения складываются противоречивые мнения. Юридический статус женщин подтвержден и согласован законодательством, несмотря на это некоторые пункты требуют доработки и пересмотра. Необходима дальнейшая работа в этом направлении.
Отечественная синология мало внимания уделяет изучению юридического статуса китайских женщин. К примеру, практически нет подобных исследований в контексте семейного права, имеющиеся работы изучают лишь семьи в общем. Так, О.Манухина рассматривает процессы изменения семейного права в Китае в период с 1911 по 2001 г., анализируя его форму и содержание, условия создания новой системы семейнобрачных отношений, основанной на соблюдении равноправия и взаимных интересов всех членов семьи, с учетом изменений и поправок в Законе о браке.
После образования Нового Китая в 50-х гг. ХХ в. был издан Закон КНР о браке, который легитимизировал равноправное положение женщины в семье. В первой главе закона закрепляется пункт об «уничтожении феодальной системы брака, осуществлявшей деспотизм и насилие, основывавшейся на господстве мужчины над женщиной и игнорировании интересов детей. Вводится в действие новая демократическая система брака, основанная на свободном выборе вступающих в брак, единобрачии, равных правах мужчин и женщин и охране законных интересов женщин и детей». В соответствии с законом, любой брак должен основываться на свободном волеизъявлении мужчины и женщины и единобрачии. Запрещалось двоеженство, взятие наложниц, принятие в семью девочек в качестве невест для сыновей, брак в форме «купли - продажи». Важной и социально
востребованной стала отмена запрета на вступление в повторный брак для вдов. Официальный возраст вступления в брак для мужчин составил 20 лет, для женщин - 18 лет. До образования КНР большинство юношей создавали семьи до достижения ими 20-летнего возраста. Незамужняя восемнадцатилетняя девушка считалась старой девой [3, с. 124]. Повышение брачного возраста позволило обеспечить защиту здоровья самих молодоженов и их будущего потомства, а также способствовало осуществлению принципа свободы брака, поскольку чем старше брачующихся, тем они более самостоятельны и экономически независимы от своих родителей. Для заключения брака жених и невеста должны были лично явиться по месту жительства в соответствующий административный орган и зарегистрировать свой брак. Заключение брака через посредников запрещалось. Официальная регистрация отношений препятствовала двоеженству и двоемужеству, помогала контролировать исполнение норм закона [3, с. 125]. Исключение было установлено лишь для национальных меньшинств. Закон КНР о браке допускает заключение брака таких граждан в соответствии с национальными традициями и без государственной регистрации.
В качестве основания прекращения брака предусматривался лишь развод. Проблема свободы развода имела в Китае исключительное значение для женщин. Закон о браке 1950 г. не ограничивался только вопросами заключения и расторжения брака, но и регулировал внутрисемейные отношения между мужем и женой. В нем говорилось, что «муж и жена являются совместно живущими спутниками жизни, обладающими равными правами в семье», каждый из которых «имеет свободу выбора занятий, участия в работе и общественной деятельности».
В вопросах имущественных отношений муж и жена обладали равными правами владения и распоряжения имуществом семьи и его взаимного наследования, в то время как по старому китайскому законодательству жена не могла иметь отдельного имущества, за исключением личной одежды, украшений и т.п.
В процессе принятия и проведения закона в жизнь возникало множество трудностей, которые во многом были обусловлены нежеланием части населения страны принимать нововведения. Многовековые традиции, низкий образовательный уровень населения сдерживали изменения института семьи и брака в Китае. В условиях не-
приятия частью населения нового закона о браке руководство КНР вынуждено было развернуть всенародное движение за проведение его в жизнь. Основными методами реализации нового семейного права стала агитационная и пропагандистская работа.
Хотя Закон о браке 1950 г. был социально значим, он не регулировал ряд важных моментов семейно-брачных отношений: вопросы усыновления, присвоения фамилии детям, положения родителей как законных представителей своих детей и т.д. Многие его положения носили обобщенный и абстрактный характер, что могло привести к отходу от закона и вольной интерпретации норм права. В основном в силу этих причин государство в лице высшего руководства страны и местных партийных органов стало вмешиваться в дела семьи и брака. Особенно личные права и интересы человека не были ничем защищены и попирались властями в годы «культурной революции» (1966-1976 гг.). В это время широкое распространение получили принудительные браки, разводы и браки по политическим мотивам, игнорирование такой нормы человеческой жизни, как любовь между мужчиной и женщиной, формирование в обществе так называемой коммунистической морали, ставившей на первое место общественные интересы и принижавшей интересы и потребности личности [3, с. 126].
Начало в 1978 г. политики реформ и открытости внешнему миру стало отправной точкой изменений в вопросах семьи и брака. Одним из шагов в данном направлении стало принятие нового закона о браке, унаследовавшего форму, принципы и содержание закона 1950 г., но в котором впервые упоминалось о планируемом деторождении и защите прав и интересов пожилых людей. С осуществлением политики планируемого рождения детей было связано очередное повышение возраста вступления в брак. Брачный возраст составил для мужчин 22 года, для женщин - 20 лет. Что касается процедуры развода, то в законе 1980 г., как и в законе 1950 г., говорилось о свободном праве расторжения брака. Добавление положения о наличии взаимных чувств между мужем и женой являлось показателем того, что основу брака должна составлять любовь [3, с. 127].
В настоящее время в стране действует Закон КНР о браке 1980 г. с поправками, которые были внесены в соответствии с решением 21-й сессии Постоянного комитета ВСНП девятого созыва от 28 апреля 2001 г. Вплоть до настоящего времени
идет процесс его совершенствования, что является объективной необходимостью и имеет непосредственное отношение к трансформации семейнобрачных отношений в современном Китае.
В последние годы большое внимание уделяется вопросам изменения Закона о браке. Некоторые специалисты считают, что нужно добавить пункт об ответственности за супружескую измену, другие полагают, что вмешательство в семейную жизнь может повлечь за собой более серьезные последствия и такие меры являются отражением регрессии в развитии общества.
Доминирующей тенденцией в вопросах семьи и брака в современном Китае является равноправие мужчин и женщин (ст. 13 закона КНР «О браке»). Самостоятельный выбор фамилии - одно из важнейших прав человека, обретенных китайскими женщинами (ст. 14) [4].
Если в старом Китае женщина находилась вне общественной жизни, то в настоящее время правительство всемерно поощряет женское участие во всех сферах социальной жизни - образовании, науке и технике, культуре и спорте, здравоохранении и др. Однако по-прежнему образовательный уровень сельских женщин остается низким.
Как и мужчина, китайская женщина имеет право собственности на семейное имущество и право наследования. В феодальном Китае имущественными правами обладали только мужчины. Вдова не имела права на имущество, нажитое в период брака, оно поступало в собственность главы семейного клана. Девушка, вышедшая замуж, не могла наследовать имущество своих родителей.
Экономическая независимость современных китайских женщин позволяет им занять достойное место в семье, участвовать в решении семейных вопросов (финансовых, по воспитанию детей, содержанию родителей и др.).
Торговля женщинами и детьми в феодальном Китае была делом обычным и распространенным. В настоящее время преступлением является как продажа, так и покупка женщин и детей (ст.240-242 УК КПК). В связи с этим ведется работа на государственном уровне, обеспечивающая приоритетную охрану их прав. В 1999 г. Госсовет принял Уведомление по поводу решительной борьбы с преступной деятельностью по продаже женщин и детей. Всекитайское собрание народных представителей в 1991 г. по инициативе женских общественных организаций, прежде всего Всекитайской федерации женщин, приняло Решение о строгом наказании преступников, занимающихся
похищением женщин и детей с целью бизнеса и Решение о строгом запрещении проституции.
В соответствии с конституционными принципами было принято более 10 законодательных актов, около 40 административных актов и положений, свыше 80 законов местного значения, гарантирующих особые права женщин и молодежи [5].
Необходимые гарантии получило право китайской женщины на добровольное решение стать матерью, которое она обычно принимает вместе с мужем. В старом Китае к женщине относились как к механизму деторождения. Матери, родившие девочек, как и бесплодные женщины, подвергались унижениям. В настоящее время значительно повысилась степень свободы женщин при вступлении в брак, укрепилась их роль в решении семейных вопросов. Государство обеспечивает охрану здоровья матери и ребенка, бесплатно предоставляя предродовое врачебное наблюдение и т.д.
Важное значение в стране придается созданию семейного комфорта, уважительному отношению к женщине и равенству между мужчинами и женщинами. В сентябре 2001 г. была обнародована Программа моральных норм граждан, в которой подчеркивается необходимость равноправия мужчин и женщин в семейной жизни, обеспечения законных прав и интересов женщин, борьбы против их дискриминации.
При поддержке правительства в семьях формируется благоприятная для обеспечения равенства среда. Если раньше решения в семье в большинстве своем принимались мужчинами, то сейчас появилась основа для расширения прав и свобод женщин, которые могут выдвигать собственные приоритеты и ценности, самостоятельно решать семейные вопросы, быть равноправными партнерами мужчин как в семье, так и в обществе [4].
Все еще актуальными остаются многие проблемы: экономическое неравенство, неравенство в доходах, женская безработица и др. Кроме того, очень заметно неравноправие мужчин и женщин в вопросах разделения власти, отсутствуют механизмы технической и финансовой поддержки женщин-предпринимателей, имеется неравный доступ к капиталу, особенно к земле и кредитам, существует дискриминация при получении образования, реализации права наследовать и владеть собственностью. Рабочие-мигранты и женщины, проживающие в сельской местности, особенно страдают в период экономического спада, когда они более всего уязвимы перед безработицей и
часто вынуждены выполнять высокие объемы работ за очень низкую оплату. Все это значительно тормозит процесс расширения прав и возможностей женщин.
Положительным моментом является повсеместное осуществление юридической помощи и юридической пропаганды в сфере обеспечения законных прав и интересов женщин. Принимаются надлежащие меры по борьбе с насилием в отношении женщин, ужесточена ответственность за преступления, связанные с их с целью продажи. Предприняты шаги по распространению правовых знаний путем публикации и популяризации законов, защищающих равный статус и права человека всех женщин.
Таким образом, правительство Китая добивается повышения правового самосознания и уровня защиты общечеловеческих прав женщин, используя национальные механизмы в качестве инструмента, распространяющего среди женщин информацию об их правах. Международные договоры и национальные кодексы переводятся на китайский язык и широко публикуются, особенно главы, посвященные правам женщин.
Несмотря на все усилия правительства, не снижается напряженность в вопросах трудоустройства уволенных со службы, предоставления определенных гарантий пожилым женщинам, образования женщин-инвалидов, страхования жизни и профессии, гарантий женщинам при разводе, образования и воспитания детей. Остаются острыми проблемы домашнего насилия, женской преступности, проституции и т.д.
В китайском обществе, как и в любом другом, наглядно проявляется зависимость женщины от экономики, политики, духовной сферы. Это требует особого социального осмысления, выработки технологии и методики социальной работы, сложность которой естественно связана с многочисленными противоречивыми процессами, непосредственно влияющими на положение женщин. Кроме того, существующее законодательство зачастую не соответствует реальной действительности и не всегда отвечает потребностям человека. Многие постановления и указы, касающиеся улучшения положения женщин, так и остаются декларацией, не находя применения в жизни.
Из анализа проблем преодоления противоречий между правовым статусом женщин и их фактическим положением в современном китайском обществе можно сделать вывод, что при всех сложностях в сфере правового регулирова-
ния общественных отношений, в той или иной степени затрагивающих взаимоотношения полов, в современном Китае формируются условия, позволяющие разрешить проблему гендерного неравенства. Основным направлением правовой реформы в этой плоскости должны стать национальные проекты в области демографии, здоровья, образования, борьбы с бедностью.
Главной социальной подвижкой стало осознание необходимости переоценки всей структуры общества и отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Только путем такой фундаментальной перестройки (реструктуризации) общества и его институтов женщины смогут получить возможность занять принадлежащее им по праву место равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Эти перемены еще раз ярко подчеркнули, что права женщин, гендерное равенство - это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все. На всех уровнях продолжается широкое обсуждение вопроса значимости участия женщин в принятии решений не только в семьи, но и в обществе. Это способствует укреплению осознания необходимости принимаемых изменений в семейном праве и других сферах для достижения гендерного эгалитаризма. В данном случае правительство Ки-
тая разрабатывает различные программы, положительно влияющие не только на семейно-брачную сферу, но и на общество в целом. Государство наращивает темпы работы по подготовке, пересмотру и внедрению в юридическую практику нормативноправовых актов о защите прав и интересов женщин, ведется контроль и мониторинг механизмов их реализации.
Литература
1. URL:www.china.org.cn
2. Законы и политика гендерного равенства. Пекин, 2008.
3. Манухина О.В. Процесс изменения семейного права в Китае (1911-2002 гг.) //Проблемы дальнего Востока. №6. С. 121.
4. Косарева И.А. Принципы семейного права Китая [Электронный ресурс]. URL:http:// www.iurfak.kht.ru
5. Костюнин А. Китай и гендерное равенство [Электронный ресурс]. URL:http:// www.novostiuzbekistana. st.uz/42 272/obsh.htm
Дампилон Надежда Баировна - ассистент кафедры филологии стран Дальнего Востока восточного факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, email: [email protected]
Dampilon Nadezhda Bairovna - assistant of department of Far East countries philology of Buryat State University, e-mail: [email protected]
УДК 294.3 (510) Т.Ф. Марханова
ИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ТРЕТЬЕГО ПАТРИАРХА ШКОЛЫ ТЯНЬТАЙ ЧЖИ И
В статье автор приводит биографические данные величайшего философа китайской буддийской школы тяньтай Чжи И. Анализируется философско-сотериологическая концепция одного из трактатов Чжи И «Фа цзе цы ди чу мень».
Ключевые слова: Чжи И, школа тяньтай, сотериология, дхарма, праджня, пустота.
T.F. Markhanova FROM THE HISTORICAL AND CREATIVE BIOGRAPHY OF THE THIRD PATRIARCH OF TYANTAI’S SCHOOL - CHZHI-I
In this article, the author results the biographic data the great Chinese Buddhist philosopher of Tyantai school S -Chzhi-I, and also his treatises. The article analyses philosophy-soteriology concept of one of the treatise by Chzhi-I «Fa jie ci di chu men”.
Keywords: Chzhi-I, Tyantai’s School, soteriology, dharma, prajna, emptiness.
Чжи И известен как основоположник школы чил государственную поддержку. В 548 г. полковокитайского буддизма тяньтай. Согласно буддий- дец Хоу Цзин поднял восстание против династии
ским сведениям, он родился в провинции Цзинь Лян, положившее начало междоусобной войне за
(ныне провинция Ху нань). Отец был чиновником власть. В 557 г. престол захватил Чэнь Ба-сянь из
при династии Лян, основанной Сяо Янем на юге обедневшего аристократического рода, который
Китая в 502-577 гг. В этот период буддизм полу- участвовал в разгроме Хоу Цзина и подавлении