Научная статья на тему 'Положение женщины в современной китайской семье'

Положение женщины в современной китайской семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7387
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / СЕМЬЯ / КИТАЙ / СТАТУС / РАВНОПРАВИЕ / WOMEN / FAMILY / CHINA / STATUS / EQUAL PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дампилон Надежда Баировна

В статье рассматривается положение современной китайской женщины в семье в условиях модернизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women status in modern chinese family

The article is devoted to researching family status of women in modern China

Текст научной работы на тему «Положение женщины в современной китайской семье»

Сведения об авторах

Анякин Владимир Алексеевич - кандидат технических наук, доцент, Братский государственный университет, Братск. Data on authors

Anyakin Vladimir Alekseevich - Candidate of technological sciences, associate professor, Bratsk State University.

УДК 316.356.2 (510) ББК 60.561.51 (5 Кит)

Н.Б. Дампилон

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ КИТАИСКОИ СЕМЬЕ

В статье рассматривается положение современной китайской женщины в семье в условиях модернизации общества. Ключевые слова: женщина, семья, Китай, статус, равноправие.

N. B. Dampilon

WOMEN STATUS IN MODERN CHINESE FAMILY

The article is devoted to researching family status of women in modern China.

Key words: women, family, China, status, equal privileges.

Семье как базовой ячейке общества в Китае всегда уделяли особое внимание. Еще Конфуций говорил о том, что «государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство. И мир в это государство вносят гармоничные отношения мужчины и женщины». Семья в Китае как основная собственническая и хозяйственная единица обеспечивала социальный престиж всем своим членам и рассматривалась как главная опора общества, основа стабильности и процветания.

Политика реформ и открытости, начатая в 1978 году, обусловила серьезные изменения в государстве и обществе. Вслед за успехами в экономике, политике и других областях человеческой деятельности произошли изменения и в семейной сфере, где были предприняты шаги по реформированию семейного законодательства, приняты законы, предполагающие соблюдение равноправия и взаимных интересов всех членов семьи. Принятая китайским правительством в 2005 г. теория построения социалистического гармоничного общества предполагает в первую очередь социальную гармонию как главный ценностный ориентир развития современного китайского общества, где вопросы семьи являются приоритетными.

Традиционная модель семейной организации характеризовалась патриархальностью, патрилиней-ностью (родство прослеживалось по отцовской линии) и патрилокальностью (супруги жили вместе или рядом с семьей мужа). Она сформировалась на основе конфуцианских представлений о семье и характере взаимоотношений между различными категориями родственников по крови и браку, культе предков и учении о сыновней почтительности (сяо). Для женщин брак был практически единственным способом обеспечения средств к существованию, дети -единственным смыслом их жизни, до замужества они были зависимы от отца, потом - от мужа, после смерти мужа - от старшего сына [3]. Установленные Конфуцием представления о семье были неизменны на протяжении более чем двух тысячелетий.

Закон о браке 1950 г. объявил вне закона существовавшую ранее систему семейно-брачных отношений, заложив демократические и в принципе чуждые китайскому менталитету основы института брака и семьи - свободное вступление в брак, свободное расторжение брака, равноправие супругов в браке, единобрачие. Женщинам были предоставлены равные с мужчинами права во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, которые были закреплены Конституцией КНР.

Произошедшие изменения в социальной структуре всего китайского общества привели к изменению традиционных ценностных ориентаций. В современном обществе к традиционным ценностным ориентациям девушек (брак, семья, дети) добавились новые: получение образования, профессии, карьерный рост, независимость от родителей и по возможности финансовая самостоятельность в браке. Они ориентированы на равноправные отношения в семье, совместное ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

Очевидно, что результатом политики реформ и открытости стало быстрое повышение уровня жизни и увеличение материальных доходов. Данные госкомстата Китая показывают, что в 2004 г. семейный доход горожан составил 9422 юаня, это в два раза выше чем в 1995 г., площадь проживания составила 25 кв.м., что в три раза выше показателей за 1995 г. В 2004 г. доходы сельских жителей составили 2936 юаней, которые выше показателей 1995 г. в 1,8 раз[1].

Значительно разнообразилась культурная жизнь семьи. В 2004 г. количество людей, имеющих телевизоры, достигло 95%, а расходы, затрачиваемые на досуг и развлечения, составили 14% всего семейного бюджета.

Увеличение доходов семьи, повышение качества товаров и культурной жизни позитивно повлияли на статус женщины в семье.

Возраст вступления в брак зачастую связан с положением женщины в обществе и семье. Ранние браки обусловлены решением родителей, к тому же связаны с такими явлениями, как прерывание учебы, низкий уровень образования, доходов, высокая рождаемость и высокий процент разводов.

Пятая перепись населения (2000 г.) показала, что среди 15-19-летних ранние браки среди девушек составляют 1,2%, что по сравнению с 1990 г. ниже на 74%, средний возраст вступления в брак женщин детородного возраста с 22,5 лет в 1995 г. поднялся до 24,2 лет в 2001 г. [1]. Это, с одной стороны, является объективным следствием повышения уровня образования у женщин, а с другой - это связано с большой миграцией сельских женщин в города в поисках работы, расширением своего кругозора, поиском более перспективного партнера и другими причинами, которые постепенно меняют традиционные взгляды и привычки.

Свобода выбора партнера зачастую отражает положение женщины в структуре семьи. Это одна из составляющих свободы, достигнутой в сфере личной жизни. Урбанизация и модернизация привели к увеличению тенденции свободы выбора партнера, постепенно ослабевает влияние родителей. В 2000 г. процент браков по настоянию родителей снизился с 30 до 14%(в городе 7%), увеличились показатели свободы выбора партнера. Но в сравнении с мужчинами эти показатели все еще меньше.

Необходимо подчеркнуть, что молодые образованные женщины более свободны в выборе партнера. У женщин в возрасте 54 года и старше, 45-54 лет, 25-44 лет а также младше 25 лет свобода выбора в процентном соотношении распределилась следующим образом: 43, 49, 68 и 83% соответственно, у женщин с начальным, неполным средним и средним образованием - 49, 72 и 85% соответственно [1].

В результате исследований было выявлено, что женщины дают высокую оценку отношениям между супругами(63%), 28% опрошенных подтвердили, что между супругами теплые отношения, 43% счастливы и 50% сравнительно счастливы в браке. Хотя некоторые, естественно, скрывали отрицательные стороны брака, но большинство участников опроса дали положительную оценку браку, которые единодушно подтверждены выводами ученых.

Также следует упомянуть, что степень удовлетворенности браком у женщин ниже, чем у мужчин. У сельских женщин эти показатели еще меньше. Хотя степень удовлетворенности браком у женщин сравнительно высокая, многие упомянули что в отношениях чувствуется некоторое пренебрежение со стороны мужчин, даже были даны утвердительные ответы на отсутствие уважения в отношениях как такового. Основными причинами таких явлений стали возросшие требования к качеству брака, уровень ожиданий, связанных с семейной жизнью, уровень требований от партнера. Одновременно, по сравнению с традиционным обществом, современные китайцы откровенно, свободно обсуждают проблему отношений и чувств между супругами. В сельской местности эти показатели, конечно, иные.

Вследствие большой нагруженности домашними обязанностями городские жительницы обладают большими правами принятия решений в семье, чем мужья. Иногда это может завуалировать тот факт, что некоторые мужчины избегают домашних обязанностей и женщины вынуждены взять в свои руки заботы по дому. Кроме того, право на хозяйствование является показателем независимой воли и свободы человека, и, возможно, данные показатели являются более подходящими для измерения статуса женщин в семье. В современной семье женщины полностью свободны в выборе высококлассных продуктов потребления, имеют право работать, выезжать в командировки, учиться, помогать материально своим родителям. В процентном соотношении показатели по данным параметрам разделились на 89, 71 и 91% соответственно [1]. В правах на личные расходы и материальной помощи своим родителям женщины ненамного уступают мужчинам, но из-за того, что они больше заняты на домашней работе, имеют меньше возможностей для работы, учебы, командировок, чем мужчины.

Кроме того, хотя в 42% семей женщина полностью распоряжается распределением семейного бюджета(мужчины - 21%), в то же время они намного меньше тратят денег на личные нужды, чем муж-чины(так считают 47%). В городах, считают, что мужчины тратят больше, около 60% опрошенных. Тех, которые считают, что расходы женщин больше, оказалось 21%. 65% считают, что, скорее всего это, связано с расходами мужчин на сигареты, вино.

Вслед за повышением уровня жизни и повсеместным распространением бытовой техники, уменьшается количество времени, затрачиваемое на выполнение домашней работы. Китайские социологи подсчитали, что общее количество времени, затрачиваемое женщиной на домашнюю работу, с 5,01 ч. в 1990 г. снизилось до 4,01 ч. в 2000 году. Среди них горожанки в среднем тратят 3,34 ч., что на 2,08 ч. больше, чем у мужчин, деревенске жительницы тратят 4,27 ч., что на 2,92 ч. выше, чем у мужчин. То есть женщины по-прежнему несут на себе домашние хлопоты. Хотя большинство женщин считают распределение домашних обязанностей справедливым (88% дали утвердительный ответ), но, в сравнении с мужчинами они все-таки менее удовлетворены.

Имея ввиду, что справедливое распределение обязанностей по дому является основным показателем изменения степени удовлетвореность статусом в семье, большинство женщин считают, что домашние обязанности распределены несправедливо. Недовольных своим положением в семье женщин больше, чем мужчин, а еще больше среди сельских женщин.

Также внимание исследователей требуют проблемы, связанные с контрацепцией. В 1995 г. прирост населения составил 17,12%, в 2004 г. этот показатель составил 12,29%, 15-49 летние в среднем в 1995 г. имели 1,51 ребенка, в 2004 г. -1,17. У женщин детородного возраста 1,81 ребенок, среди них в городе - 1,22 ребенка, в деревне - 1,98; замужние женщины, пользующиеся методами контрацепции, составляют 83%, также уменьшилось количество искусственных абортов [1].

Осуществление политики планового деторождения является общей ответственностью мужчины и женщины, но данные исследований показывают, что в 81% семей именно женщины берут на себя ответственность за контрацепцию.

Хотя эти данные не показывают значительной разницы между городом и деревней, было выявлено, что сельские мужчины прибегают к контрацепции чаще из-за боязни вреда здоровью (23%), это выше показателей горожан (12%). Большинство участников опроса говорят: «Обычно жена принимает, и мы тоже». К сожалению, молодые люди младше 35 лет, наоборот, чувствуют меньше ответственности. Мужчины с высшим образованием, считающие что «оба супруга несут ответственность контрацепции», составили всего 20%.

Также одной из острых проблем китайского общества является проблема насилия в семье. Результы исследований показали, что на вопросы: «Поднимали ли на вас руку в семье? Были ли такие случаи за последние полгода?», 76% опрошенных ответили, что муж ни разу «не поднимал руку», 11% подтвердили, что за последние полгода не было такого случая, 13% ответили, что были «подвергнуты избиениям» за последние полгода, менее 1% были «часто избиваемы», и среди них больше сельских женщин [2]. В городах женщины с низким уровнем образования больше подвергаются насилию со стороны мужа, а в деревнях, женщины с высшим образованием чаще подвержены насилию, чем женщины с начальным или средним уровнем образования. Эти факты отражают различия между городом и деревней.

По данным исследований, за последние 5 лет женщины, подвергшиеся дискриминации со стороны мужа из-за рождения девочки, составили 5%; 3% подверглись вмешательству в права и интересы в браке, как, например, в вопросах любви и брака, что значительно выше, чем у мужчин. Лишь 25% сельских жительниц положительно ответили на вопрос о равном распределении имущественных прав на наследование между братьями и сестрами, 4% женщин подтвердили вмешательство в имущественные права. Кроме того, еще имеют место такие дикие прецеденты, как утопление новорожденных девочек, обмен, продажа женщин в рабское замужество.

Нам кажется важным выделить факторы, обусловливающие положение женщины в семье. Одним из таких показателей считаем материальное положение женщин. Развитие рыночной экономики и урбанизация повлияли на повышение уровня образования и материального благополучия женщин. Женщины несут на себе функции воспроизводства человечества, но в ожесточенной рыночной конкуренции в распределении материальных ресурсов они находятся в невыгодном положении.

Во-первых, одним из таких показателей является заработная плата. В вопросах занятости и материального положения эти показатели улучшились. До 72% 18-49-летних горожанок трудоустроены, что выше показателей за 1990 год на 16,2%. Средний заработок замужних женщин составил 3356 юаней, что составляет 56% среднего заработка женатых муж-чин(5971 юаней). Среди них у замужних женщин до-

ходы сравнительно высоки, но все-таки в целом у женщин разных профессий доход ниже, чем у мужчин [4]. Это различие обусловлено в основном низким уровнем образования женщин, более низким социальным статусом. Из-за замужества, в последующем из-за рождения ребенка женщины зачастую уступают мужчинам в активном участии в общественном производстве, вынуждены прервать учебу. Все это влияет на профессиональный статус и овладение материальными ресурсами. При трудоустройстве, женщины часто подвергаются дискриминации по половому признаку, на пенсию выходят раньше мужчин на 5-10 лет, часто бывают уволены в возрасте старше 40 лет и т.д., что обостряет и без того невыгодное положение женщин в перераспределении ресурсов и участии в развитии общества.

Во-вторых, следует рассмотреть скрытые доходы граждан. Кроме чистой заработной платы, скрытые доходы в виде социальных гарантий и благ для женщин менее доступны, чем для мужчин. Данные статистики подтверждают, что предоставляемые работодателем медицинское обслуживание, базовое медицинское страхование, пенсия, базовое социальное страхование по старости, от безработицы, от травм на работе, больничные, жилищные субсидии и другие блага у замужних женщин меньше, чем у женатых мужчин. Это в первую очередь связано с тем, что доля постоянной занятости женщин уступает мужчинам, что, в свою очередь, обусловливает меньший уровень гарантий работодателя и общественных благ.

Следует также рассмотреть материальную базу супругов. После вступления в брак большинство супружеских пар проживает в доме родителей мужа (66%), всего лишь 4% пар - в семье родителей жены, а остальные 30% - отдельно[4]. Прибавить к этому часто больший заработок мужа, и в вопросах покупки жилья, капиталовложений, кредитования и других важных материальных вопросах, право решения все-таки остается за мужчинами. К тому же жилье записывается на мужа (мужчины и женщины 95 и 5% соответственно), вклады также записаны на имя мужа (80 и 20% на мужа и жену соответственно). Хотя в семьях, где присутствуют гармоничные отношения супругов, факт того, что жилье записано на одного из супругов, не должен влиять на притязания второго супруга. Но в случае возникновения конфликтов, вплоть до разводов, трудно гарантировать законные права и интересы одного из супругов (часто жены). Кроме того, права на недвижимость раньше записывались на родителей мужа. Добавим к этому высокий доход, недвижимость мужа - и женщина опять-таки в невыгодном положении, которое влияет на статус в семье и степень удовлетворения браком.

Необходимо упомянуть о различиях между городом и деревней, которые влияют на отношения в семье. В основном эти различия обусловлены обширной территорией Китая, и, соответственно, разницей в развитии этих районов. Государство гарантировало осуществление прав по периоду занятости, по беременности, по рождению ребенка, периоду кормления. Эти меры в достаточной степени сократили различия в уровне образования, профессио-

нальной стратификации, материальных доходах, размере пенсии между мужчинами и женщинами города. Но в деревне женщины в течение долгого времени не получали заработную плату, в тяжелом сельскохозяйственном труде они уступают мужчинам физически и в основном работают на вспомогательной, подсобной работе.

Начиная с конца 1970-х гг., в деревнях повсеместно была внедрена система семейного подряда, которая повысила эффективность сельскохозяйственного производства и семейного дохода. В результате этого множество женщин получили независимые источники производства и право распоряжаться собственным трудом. Однако мужчинам в обществе переходного периода легче найти работу, чем женщинам. Они более мобильны, тысячами устремляются в города в поисках возможностей для увеличения доходов, расширения кругозора и совершенствования в профессиональной сфере.

Кроме того, социальные гарантии введены в деревнях не везде, также сложно изменить традиционные взгляды, такие как «чем больше сыновей, тем больше счастья». Деревенские женщины часто подвергаются дискриминации, у них меньше возможностей в получении образования, меньше прав в наследовании имущества, независимости в браке. Утопление новорожденных девочек, обмен, продажа женщин и другие факты, как нам кажется, непосредственно обусловлены этими причинами.

Анализ показывает, что осознание гендерного равенства влияет на разделение труда в семье, справедливость в распределении обязанностей, качество брака. Чем больше супруги придерживаются традиционных взглядов, тем неравнее распределены обязанности в семье. Вследствие того, что мужчины несут на себе меньше обязанностей по дому, картина гендерного неравенства ясна: женщины, считающие, что супруги должны равноправно выполнять работу по дому, менее удовлетворены браком, а мужчины, считающие, что супруги должны сообща выполнять домашние работы, более довольны браком, чем остальные.

В результате, в обществе переходного периода, в условиях рыночной экономики женщинам сложно конкурировать с мужчинами. Ученые, обеспокоенные нынешними проблемами, призывают освободить трудящихся от противоречивого курса политики и «вернуть женщин в семьи». Остается только добавить ко всему этому почитателей «настоящих женщин», «мужского характера», которые ясно свидетельствуют о существовании традиционных взглядов на гендерную политику. Исследования показали, что 31% респондентов считают, что «у мужчин от природы талантов больше». С популярной в последние годы поговоркой «лучше удачно выйти замуж, чем удачно найти работу» согласились 37% опрошенных, а 52% полностью согласны или сравнительно согласны с тезисом «мужчина главный в обществе, а

женщина главная в доме». Примечательно, что эти данные практически неизменны за последние годы.

Многие не отрицают того, что «муж должен кормить семью, а жена - заботится о ней», но при этом имеют в виду, что муж должен «больше развиваться на работе», а жена «больше заботиться о семье». Процент супругов, выступающих категорически против тезиса «мужчина главный в обществе, а женщина главная в доме», не только не уменьшился на 10% за последние 10 лет, а наоборот, увеличился (13%) [5]. Это, конечно же, отрицательно влияет на разнообразие гендерных ролей, справедливость распределения домашних обязанностей, принятие ответственности в таких вопросах, как ограничение деторождения и воспитание детей, уменьшение случаев домашнего насилия, равноправные гармоничные взаимоотношения супругов.

Вслед за углублением изменений в системе экономики и повышением уровня жизни горожан удовлетворенность китайских женщин семейной жизнью и браком повсеместно повышается. Они получили сравнительно большую независимость в таких вопросах, как любовь, право решений в семье и личных делах. Уменьшение рождаемости и повсеместная оснащенность бытовой техникой уменьшили количество времени, затрачиваемого женщинами на домашний труд. Но все-таки женщины по-прежнему несут на себе бремя домашних хлопот.

В заключение необходимо сказать, что китайское правительство внимательно изучает и оценивает влияние индустриализации и глобализации на женщин, особенно этот интерес и забота проявляются по отношению к сельским женщинам. Для этого принимаются эффективные меры по улучшению социальной культурной среды для развития женщин, уменьшению различий между мужчиной и женщиной в пользовании материальными ресурсами. Кроме того, проводится пропагандистская работа среди сельских жителей. Одновременно, женщинам предоставляются равные возможности в получении образования и занятости, совершенствуется система социальных гарантий сельским жителям.

Литература

1. Китайская женщина в семье [электронный ресурс]. Режим доступа : www.women.com.cn

2. Китайская женщина[электронный ресурс]. Режим доступа: www.cpirc.org.cn

3. Почагина О.В. Китайская молодежь: отношение к семье и браку. Проблемы Дальнего Востока. 2003. №6. С.109.

4. www.xinhuanet.cn.

5. www.women.cn.

Literature

1. Chinese women in family . www.women.com.cn

2. Chinese women. www.cpirc.org.cn

3. Pochagina O.V. Chinese young people: attitude of family and marriage. Problems of Far East. 2003. №6,109 p.

4. www.xinhuanet.cn

5. www.women.cn

Сведения об авторах

Дампилон Надежда Баировна - аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета Data on authors

Dampilon Nadezhda Bairovna- the post-graduate student of philosophy faculty of Buryat State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.