КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ
ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
преподаватель факультета русского языка Циндаоского научно-технического университета, аспирантка ДВГУ
Чжэн ЧЖИЛЯНЬ,
Перестройка и быстрое развитие экономики в Китае позволили многим китайским женщинам реализовать свои способности в профессиональной и научной деятельности. Однако возникли другие трудности. Не все из них смогли «подстроиться» под новые правила жизни, в результате чего одни потеряли свои рабочие места, у других изменился общественный статус. Кроме того, в Китае заметно пошатнулся институт семьи, семейные отношения перестали быть традиционно прочными и нерушимыми, увеличилось количество разводов.
Насущная необходимость всё успевать, быть в курсе событий, политики государства, быть востребованной профессионально, создать и сохранить семью — всё это не могло не отразиться отрицательно на психологическом состоянии женщины. Одним из самых тяжелых потрясений для женщины является развод.
Китайский закон о браке предусматривает право на развод и мужчине, и женщине, к браку всегда традиционно относились серьёзно. Китайский брак считался незыблемым, правительство постоянно вмешивалось в семейную жизнь людей, регулируя их поведение. Так, с 1949 г. с провозглашением КНР до начала перестройки процент разводов в Китае был очень низким. После 1980 г. с появлением свобод, ростом уровня жизни и улучшением материального состояния людей понятие о браке и семье начинает меняться. Правительство почти перестало контролировать личную жизнь граждан, «кривая» разводов резко поползла вверх1.
Можно выделить ряд факторов, усугубляющих это явление:
1. Изменение социального статуса супруга
В семье, долгое время считавшейся хорошей, образцовой, муж быстро идёт вверх по карьерной лестнице, достигая положения руководителя высшего звена. Он постоянно занят, забывает о личной жизни
и детях. Жена часто чувствует себя одинокой и ненужной. Неприязнь между супругами увеличивается, всё заканчивается разводом.
2. Изменение материального положения супруга
С развитием рыночных отношений в Китае мужчины имеют больше шансов достичь материальных высот. За улучшением материального положения следует, как правило, расширение круга знакомых, появляются новые хобби, новые развлечения. В рамках семьи таким мужчинам часто становится скучно, она тяготит, сковывает и мешает им. Их привлекает весёлая, беззаботная жизнь, свободные отношения, не знающие обязательств. В итоге — развод.
3. Современная «мода»
C изменением условий жизни в китайском обществе постепенно становятся приоритетными такие категории, как женская красота и молодость, которые, однако, поставлены на «службу» «золотому тельцу», т.е. они продаются, и «спрос», надо сказать, постоянно растёт. Это явление становится не просто привычным, но и весьма популярным; в Китае растёт проституция. Иметь, например, молодую красивую любовницу китайскому мужчине стало модно. Но у этого явления есть и другая сторона. Красивые молодые девушки не всегда довольствуются ролью любовниц, они начинают активно вмешиваться в семейные отношения своих любовников, так что семья в итоге разваливается. По разным статистическим данным разводы увеличились от 24 до 40%.
4. Конфликты с родителями мужа
Уважительное отношение к пожилым людям, старшим по возрасту долгое время было характерным для китайского общества, в частности для китайской семьи. Это национальная традиция. Однако современные условия жизни нивелируют традиции, молодым людям всё чаще приходится напоминать, что старших почитать необходимо.
Но, как это ни странно, здесь есть и свои «плюсы». Так, долгое время считалось необходимым условием для женщины в семье не только подчиняться мужу, но и его родителям, муж не вправе был перечить воле родителей в отношении своей жены, поскольку в китайском обществе традиционно мужчина во всём должен поддерживать родителей. Современные женщины, имеющие возможность быть материально независимыми от мужа, желая освободиться из-под гнета его родителей, сами выступают инициаторами развода.
5. Семейное насилие
Издавна сложилось так, что «сильная» половина китайского общества, т.е. мужчины, была вправе демонстрировать свою физическую
силу в семье, поднимая руку и на жену, и на детей. В наши дни это явление, к сожалению, сохранилось, мужчины не выносят напряженности текущей жизни, её жёстких требований, позволяют себе «расслабиться» на своих близких — на жёнах и детях, которых попросту бьют, порой до самозабвения.
Рано или поздно, но такой брак распадается. Традиция иметь один прочный брачный союз в Китае уже, как мы упоминали, пошатнулась. Но в сознании большинства китайцев развод — отрицательное явление. Участь разведённых женщин в китайском обществе часто весьма печальная.
Во-первых, разведённая женщина зачастую не может реализовать себя, свои способности на профессиональной ниве по той причине, что руководители мужчины опасаются появления нежелательных для них слухов о якобы излишнем внимании и симпатии к «разведёнке», что повредит их репутации. Такие женщины, как правило, замыкаются в себе, избегают общения в коллективе.
Во-вторых, большинство разведённых женщин сами воспитывают детей, оставшись с ними после развода. Дети, получившие психологическую травму из-за развода родителей, нередко являются объектом для нападок и издёвок со стороны сверстников и даже взрослых. Статистика показывает, что такие дети, вырастая, чаще идут на преступления, чем дети из благополучных семей. Всё это тяжело переживает женщина-мать, которая сначала не может защитить своего ребёнка, а потом уберечь его от опасного криминального будущего.
В-третьих, разведённой женщине труднее найти работу, предпочтение отдаётся замужней женщине, даже если она менее квалифицирована. Особенно тяжело приходится женщинам, не получившим высшее образование. Их участь быть служанкой или домработницей; кто помоложе, имеют надежду завести себе богатого любовника.
В-четвёртых, китайские фонды, оказывающие иногда материальную поддержку (пособия) матерям, больше помогают замужней женщине, нежели незамужней или разведённой. Получить же субсидии на приобретение квартиры разведённой женщине невозможно — это не предусмотрено настоящим законодательством. Данное обстоятельство удручает многих разведенных женщин, оставшихся по тем или иным причинам без квартиры. Если они уже немолоды, устроить личную жизнь снова практически невозможно.
Итак, с началом перестройки женщина, законодательно имеющая равные с мужчиной права, постепенно оказалась на «вторых ролях», особенно, если она разведенная. С 1949 г. после создания КНР правительство осуществляло ряд мер, направленных на защиту и поддержку женщин: право на работу, на лечение, охрана брака и семьи, пособия по рождению ребёнка и уходу за ним, стабильная оплата труда, гарантированные пенсионные выплаты и т.д.
Новая система государственных отношений предъявила жёсткие требования к женщинам, лишив их всяких гарантий. К этому многие женщины, конечно же, были не готовы. Ситуация такова, что они должны перестраиваться, чтобы успевать за более мобильными и сильными мужчинами, не доверяющими женщинам, зачастую нарочито принижающими их способности и ограничивающими их функции. О феодальных традициях, как это ни странно, ещё не забыли. Женщина оказалась одна со своими проблемами и экономического, и психологического характера, помощи ждать неоткуда, поддержка общества доведена до минимума. Женщина живёт под тяжёлым «прессингом» забот, обязательств и общественного мнения.
Еще одно очень важное явление, характерное для современного китайского общества, — свободный секс и сожительство. До образования КНР мужчина в Китае мог иметь несколько жён, которые всецело находились в его власти. После 1949 г. брачным законом было разрешено иметь только одну жену, причём мужчина и женщина были уравнены в правах и обязанностях. Брачные отношения стали находиться под строгим контролем и регулироваться со стороны администрации. Нарушение их, например руководителем, грозило ему отстранением от занимаемой должности.
С началом перестройки всё изменилось, появилось больше свобод. Администрация перестала вмешиваться в брачные отношения. Китай не пережил сексуальной революции, как некогда Западная Европа, но свободные сексуальные отношения развиваются быстро.
Что движет китайскими женщинами, выбирающими свободные отношения с мужчинами? Здесь можно выделить ряд причин. В числе первых—романтизм. Женщины стремятся к романтической красивой любви, находя её не в семье, а «на стороне», тем самым, внося оживление в свою скучно-монотонную, на их взгляд, семейную жизнь. Многие женщины по работе контактируют с иностранными гражданами, перенимая западный тип мышления.
Вторая причина — деньги. Одни женщины становятся любовницами богатых мужчин, получая деньги и беззаботную жизнь, другие — проститутками за невозможностью или нежеланием зарабатывать на жизнь иным способом.
Появившиеся в Китае гражданские браки — явление ранее не приемлемое для китайского общества, но очень популярное в Европе. Официальный брачный союз требует ответственности и обязательств, потому многие современные женщины предпочитают сначала испытать своего партнёра. Совместная жизнь показывает, подходят ли они друг другу, нужны ли им официальные брачные отношения.
Особой разновидностью гражданского брака можно назвать временно-вынужденный союз. Женщина, какое-то время одна проживающая в чужом городе или за границей, находит себе спутника. Их сближают
обстоятельства, в которых они оказались. Как правило, такие отношения впоследствии прекращаются.
И последнее. Это, образно выражаясь, необходимость для некоторых женщин свободного «плавания» по реке своей жизни. Женщины, принадлежащие к верхушке общества, — богатые, респектабельные, успешные. Большинство из них замужем, но им не хватает остроты жизненных ощущений, духовной близости, сексуального удовлетворения; они находят мужчину, соответствующего их требованиям, но семью сохраняют.
На наш взгляд, свободные сексуальные отношения в целом отрицательно сказываются на судьбе китайских женщин. Проявляется это в следующем.
1. Потеря активного права на брак
Несмотря на то, что женщина, вступающая в свободные сексуальные отношения, считает себя современной, восточное воспитание, восточные традиции заставляют ее невольно в глубине души надеяться на прочный законный союз. Для старшего поколения «такое» свободное поведение считается позорным, «нечистую» женщину нельзя брать в жёны.
2. Утрата духовной близости в любви
Китайской женщине, стремящейся к созданию семьи, необходимы богатая духовная жизнь, любовь, тепло. Свободный союз часто лишает её такого права и надежды, поскольку мужчина может бросить её, как надоевшую игрушку, а в глазах обществе она осуждена.
3. «Равнодушие» закона
Китайский закон не признаёт свободного сожительства, поэтому женщины лишаются какой-либо помощи от правосудия в случае применения к ним физического насилия со стороны их сожителей.
4. Потеря здоровья и возможности материнства
Демографическая политика Китая ограничивает деторождение.
Правительство разрешает иметь только одного ребёнка в семье; при неофициальных отношениях лучше не иметь ребёнка, так как он будет незаконнорожденным. Современные методы контрацепции непопулярны; частые аборты ведут к потере здоровья и возможности иметь детей в будущем.
Итак, мы можем констатировать, что свободные брачные отношения, свободное сожительство являются в целом уродливым проявлением брачных отношений в Китае. Женщины больше теряют, нежели приобретают. Их ожидает осуждение общества, потеря активного права на брак, потеря здоровья, отсутствие законодательной защиты, духовное опустошение.
Однако, как ни трудна жизнь, женщина старается идти в ногу со временем, и нельзя не признать в этом её упорство, силу, интеллект. И, несмотря на жесткие законы в современном обществе, когда выживает сильнейший, китайские женщины не просто «выживают», а, преодолевая все препятствия, достигают определённых успехов.
1. Вопреки сдерживающему восточному феодальному фактору женщины активно интересуются политикой, юриспруденцией, занимая даже руководящие должности. Надо отметить, что такие женщины приобретают жёсткие черты характера.
2. Многие женщины выбирают научную деятельность. Работая в вузах и научных учреждениях, они проявляют свои способности в решении государственных задач.
3. Спортивные достижения китайских женщин (волейбол, плавание, прыжки в воду) уже поразили мир. Это свидетельствует о настойчивости, силе воли и стойком характере китайских женщин.
4. Успехи в коммерческой деятельности. С начала перестройки в Китае появилась женщина-коммерсант, осваивающая новую, незнакомую ей деятельность по разным причинам: либо заставила жизнь, либо доказать свою состоятельность и возможности. Она вынуждена работать в условиях жесткой конкуренции, но это закаляет ее характер.
5. Китайские женщины получили право свободного выбора. Имея высшее образование и хорошую квалификацию, многие женщины предпочитают «удобную», подходящую работу, которую легко можно оставить при появлении более выгодного или интересного предложения.
Всё это говорит о том, что китайские женщины стали активны и уверенны в себе. Они ищут, пробуют, не останавливаются перед трудностями, конкурируют с мужчинами наперекор традиционным представлениям. В целом это способствует развитию общества.
Итак, мы можем констатировать, что женщин в китайском обществе можно условно разделить: одни в силу различных обстоятельств оказались на «обочине жизни» и вынуждены выживать в тяжёлых экономических условиях; другие не просто удачно адаптировались к новой жизни, но и нашли своё место в этой жизни, они активны и оптимистичны.
В китайской науке идёт исследование так называемого «образа современной женщины». Разные научные школы имеют своё видение этого «образа» и предлагают свои теории, моделирующие поведение женщин. По версии одной из таких школ, Китай нельзя назвать современной передовой державой (он относится к развивающимся странам), и «время женщин» ещё не «пришло», и неизвестно, «придёт» ли оно, потому китайские женщины должны заниматься только вопросами семьи, дома, подчиняя всё видению и регулированию со стороны мужа.
Другая концепция строится на том же принципе, с той лишь разницей, что подходит к этому с биологической стороны, т.е. сама при-
рода распорядилась таким образом, что женщина должна выполнять своё чисто биологическое предназначение — рожать и быть только матерью и женой2.
Согласно третьей «теории реальности» общественное равенство мужчин и женщин не более, чем иллюзия. Действия женщины так или иначе продиктованы мужской волей. Поэтому лучше наслаждаться этим «званием», это подарок природы, и надо заниматься больше собой, чтобы быть «настоящей женщиной».
И только четвёртая «теория возвышения» не просто не отказывает китайской женщине в активном участии в социальной жизни страны, но видит заложенный в них огромный потенциал, который можно успешно реализовать прежде всего на профессиональном поприще, и в этом они могут «пойти» дальше мужчин.
Мы считаем первые три концепции несостоятельными, так как они не учитывают реалий сегодняшнего дня. По последним статистическим данным, 30% учёных в Китае составляют женщины, более трёх тысяч занимаются делопроизводством. В собственных компаниях и на предприятиях из появившихся новых специальностей 30% были освоены в первую очередь женщинами. Нельзя ограничивать женщину рамками семьи и интересами мужа. Женщины почувствовали себя социально значимыми, нужными, их жизнь стала интереснее и насыщеннее.
Однако с «теорией возвышения» мы также не совсем согласны, она, на наш взгляд, слишком феминистическая. Нельзя «возвышать» женщину, занижая при этом роль мужчины в обществе, и не стоит «разводить» их по разным полюсам.
Современные китайские женщины своим образом жизни невольно стали авторами собственной теории, согласно которой им необходимо успешно совмещать работу и семью. Это очень трудно, но их это не пугает, они к этому готовы и на практике это доказывают. С другой стороны, понимание и поддержка семьи и общества тоже необходимы. Только на основе равного отношения и к мужчине, и к женщине в социальном плане общество будет по-настоящему развиваться3.
Таким образом, в результате перестройки перед китайскими женщинами открылись новые горизонты, а сами женщины представляют себя по-новому обществу и всему миру.
1 Бай Цюйцянь. Китайская женщина. Пекин: Лит. изд-во, 2001. Кит. яз.
2 Го Лиминь. Женщина в перестройке КНР. Тяньцзинь: Народное изд-во, 2003. Кит. яз.
3 Ду Сюецзэн. Новая традиция Китая. Пекин: Народное изд-во, 2005. Кит. яз.
SUMMARY: “Woman in Modern Chinese Society: Problems and Achievements” — is the theme of the article by a lecturer of the Russian language from Scientific-Technical University of Tsindao city (People’s Republic of China). The author of the article is a post graduate student of the Far Eastern State University.