ния общественных отношений, в той или иной степени затрагивающих взаимоотношения полов, в современном Китае формируются условия, позволяющие разрешить проблему гендерного неравенства. Основным направлением правовой реформы в этой плоскости должны стать национальные проекты в области демографии, здоровья, образования, борьбы с бедностью.
Главной социальной подвижкой стало осознание необходимости переоценки всей структуры общества и отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Только путем такой фундаментальной перестройки (реструктуризации) общества и его институтов женщины смогут получить возможность занять принадлежащее им по праву место равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Эти перемены еще раз ярко подчеркнули, что права женщин, гендерное равенство - это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все. На всех уровнях продолжается широкое обсуждение вопроса значимости участия женщин в принятии решений не только в семьи, но и в обществе. Это способствует укреплению осознания необходимости принимаемых изменений в семейном праве и других сферах для достижения гендерного эгалитаризма. В данном случае правительство Ки-
тая разрабатывает различные программы, положительно влияющие не только на семейно-брачную сферу, но и на общество в целом. Государство наращивает темпы работы по подготовке, пересмотру и внедрению в юридическую практику нормативноправовых актов о защите прав и интересов женщин, ведется контроль и мониторинг механизмов их реализации.
Литература
1. URL:www.china.org.cn
2. Законы и политика гендерного равенства. Пекин,
2008.
3. Манухина О.В. Процесс изменения семейного права в Китае (1911-2002 гг.) //Проблемы дальнего Востока. №6. С. 121.
4. Косарева И.А. Принципы семейного права Китая [Электронный ресурс]. URL:http:// www.iurfak.kht.ru
5. Костюнин А. Китай и гендерное равенство [Электронный ресурс]. URL:http:// www.novostiuzbekistana. st.uz/42 272/obsh.htm
Дампилон Надежда Баировна - ассистент кафедры филологии стран Дальнего Востока восточного факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, email: [email protected]
Dampilon Nadezhda Bairovna - assistant of department of Far East countries philology of Buryat State University, e-mail: [email protected]
УДК 294.3 (510) Т.Ф. Марханова
ИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ТРЕТЬЕГО ПАТРИАРХА ШКОЛЫ ТЯНЬТАЙ ЧЖИ И
В статье автор приводит биографические данные величайшего философа китайской буддийской школы тяньтай Чжи И. Анализируется философско-сотериологическая концепция одного из трактатов Чжи И «Фа цзе цы ди чу мень».
Ключевые слова: Чжи И, школа тяньтай, сотериология, дхарма, праджня, пустота.
T.F. Markhanova FROM THE HISTORICAL AND CREATIVE BIOGRAPHY OF THE THIRD PATRIARCH OF TYANTAI’S SCHOOL - CHZHI-I
In this article, the author results the biographic data the great Chinese Buddhist philosopher of Tyantai school S -Chzhi-I, and also his treatises. The article analyses philosophy-soteriology concept of one of the treatise by Chzhi-I «Fa jie ci di chu men”.
Keywords: Chzhi-I, Tyantai’s School, soteriology, dharma, prajna, emptiness.
Чжи И известен как основоположник школы чил государственную поддержку. В 548 г. полковокитайского буддизма тяньтай. Согласно буддий- дец Хоу Цзин поднял восстание против династии
ским сведениям, он родился в провинции Цзинь Лян, положившее начало междоусобной войне за
(ныне провинция Ху нань). Отец был чиновником власть. В 557 г. престол захватил Чэнь Ба-сянь из
при династии Лян, основанной Сяо Янем на юге обедневшего аристократического рода, который
Китая в 502-577 гг. В этот период буддизм полу- участвовал в разгроме Хоу Цзина и подавлении
крестьянского восстания в Гуанчжоу. Им была основана новая династия и государство Чэнь.
Этот период быд тяжелым для Чжи И. Он попал в трудные условия жизни, заставившие его поклясться перед статуей Будды в храме города Чань Ша провинции Цзинь, что он станет буддийским монахом. В возрасте 20 лет Чжи И принял 150 полных обетов бикшу (нищенствующих монахов). К этому времени он уже тщательно изучил многие из наук, в особенности правоведение. В период царствования императора Чэнь Вэня (560) много говорили об учителе Хуй Сы, который считался одним из первых наставников школы тянь-тай. Он проживал в городе Кванджу (Корея, ныне провинция Хэ Нань). Наслышавшись о Хуй Сы, Чжи И решил отправиться к нему, чтобы получить ценные знания о буддизме. Хуй Сы прочел ему проповедь четырех благоденствий [2, с. 251].
С течением времени «варварская» династия табгачей Северная Вэй практически полностью китаизировалась, её военная мощь ослабла. Возникла угроза вторжения в Китай орд Тюркского каганата. В конце VI в. в северокитайском государстве Северная Чжоу к власти пришли китайские и китаизированные тюркские аристократы во главе с Ян Цзянем. Отрицательное отношение большинства китайцев к феодальной раздробленности, а также воля аристократии к консолидации против внешних врагов и внутренних экономических проблем привели к тому, что Ян и его сторонники смогли относительно легко добиться объединения страны. В 581 г. Ян Цзянь был провозглашен под именем Вэнь-ди императором новой династии Суй и стал первым за более чем 300 лет правителем, чья власть распространялась на весь Китай. Процесс возрождения городов начался ещё до воцарения династии. Уже при суйцах в городах развивалась торговля, образовывались купеческие и ремесленные гильдии. Снижением налогов и отменой ряда государственных монополий Ян Цзяню удалось форсировать дальнейшее развитие торговли и земледелия.
Период Суй характеризуется началом расцвета буддизма. В это время Хуй Сы велел Чжи И отправиться в храм Цзинь с целью распространения и развития буддизма. Вместе с 27-ю людьми он двинулся на восток проповедовать радость познания дхармы. После двух лет (569) получил приглашение от чиновника выступить с сутрой «Фа Хуа» (Лотосовая сутра). Сутра Белого Лотоса Высшего Закона (Саддхармапундарика сутра), Лотосовая Сутра или Сутра Лотоса - это одна из известней-
ших и особо почитаемых махаянистских сутр в Восточной Азии. Она провозглашалась окончательным и полным изложением учения Будды. Впервые сутра была переведена на китайский язык с санскрита в V в. Кумарадживой. Главная цель Лотосовой сутры - обоснование единства трех названных Буддой путей к спасению: пути ученичества и обретения архатства (шравакая-на), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна) и пути помощи другим в достижении спасения (бодхисаттваяна). Все три провозглашались, в сущности, одним путем просветления (буддхая-на). Будда представлен в сутре трансцендентным вечным существом, окруженным множеством мудрецов (архатов), богов, бодхисаттв и друрих фигур; здесь упоминается одно из «тел Будды» -«непроявленное тело закона» (дхармакая). В сутре сказано, что религиозные заслуги приобретаются проповедующими, повторяющими и слушающими Лотосовую сутру, которая есть не просто изложение истины, но главный объект поклонения. Как и большинство буддийских текстов, эта сутра, вероятно, была написана через несколько веков после паринирваны Будды Шакьямуни. По мнению некоторых переводчиков, Сутра Лотоса была изначально написана на одном из пракритов и только позже переведена на санскрит для придания ей большей весомости [1].
Чжи И жил в храме Цзинь в общей сложности 8 лет. Кроме объяснения и изложения Лотосовой сутры он написал комментарии к «Да чжи ду лунь» и «Цы ди чань мэнь» («ши чань бо луо ми цы ди фа мень»), сочинение «Лю мяо фа мень». Через 7 лет Чжи И покинул храм Цзинь. Местом его дальнейшего жительства и проповеди стала гора Тяньтай (Небесное подножие), которая и послужила основанием для названия школы. В 3-м году 3-го месяца (585) Чжи И снова прибыл в Нанкин, жил в монастыре Тяньди. Император Яо Цзянь попросил Чжи И проповедовать во дворце Тай цзи сутры «Да чжи ду лунь» («Маха-праджняпарамита-шастра», «Шастра Великой праджняпарамиты») и «Фа хуа».
В обсуждении этих сутр принимали участие все известные буддийские монахи. Храм, как правило, был переполнен, монахи внимательно слушали и записывали фразы проповеди Чжи И. Много слушателей на основе своих записей создали собственные произведения. После проповедей в Нанкине Чжи И вновь отправился в свою хижину на гору Тяньтай.
В следующем году (592 г.) он вернулся на ро-
дину в город Цзинчжоу (г. Хубэй), тогда и основал в уезде Дан Ян на горе Юй Цюань одноименный храм. Следующие два года (593-595 гг.) читал в этом храме комментарии «Фа хуа цзинь сюань и», и «Мо хэ чжи гуань» (большое чистое созерцание).
Весной 595 г. Чжи И снова прибыл в Янчжоу. там он написал комментарий «Цзинь мин цзин шу», а в сентябре снова вернулся на гору Тяньтай, где предавался медитации, в это время ему уже исполнилось 58 лет. Через два года в (597 г.) он остановился в храме Цзя сян у буддийского монаха Цзи Цан, который некогда приглашал Чжи И проповедовать в храме сутру «Фа хуа». Там же Чжи И устно преподал шастру «Гуань си лунь» ученикам. В октябре Ян Гуань отправил посла пригласить к себе Чжи И. Патриарх с трудом достигнул каменной горы, боль настигла его и он не смог идти дальше. Чжи И умер в возрасте 60-ти лет, после 40 лет монашества [2, с. 252].
За свою жизнь Чжи И основал 36 храмов. После его кончины император династии Цзинь, согласно завещанию Чжи И, основал на горе Тяньтай буддийский храм, в 605 г. храм назвали Цзинь.
Чжи И распространял буддизм в течение 30 лет, оставил после себя множество трудов, часть из которых была составлена лично им самим, другая - его учениками.
Сочинения Чжи И установили стандарт для школы тяньтай, среди них главными считаются «Фа хуа цзин сюань и», «Фа хуа цзин вень цзю», «Мо хэ чжи гуань» - три великие произведения этой школы.
Среди произведений Чжи И особое место занимает трактат «Фа цзе ци ди чу мень» (Первоначальные врата ступеней мира дхарм). Являясь выдающимся памятником буддийской мысли, получившей развитие в средневековом Китае, трактат «Фа цзе цы ди чу мэнь» представляет собой энциклопедию буддийских учений. В нем изложены концепции раннего буддизма, Хинаяны и Махая-ны. В этом контексте подробно излагаются абхид-хармическая теория и теория Праджняпарамиты, которые даются в гармоничном единстве, где из одного вытекает другое, например, из концепции четырех истин логически следует концепция аб-хидхармы, из концепции абхидхармы - концепция Праджняпарамиты [3, с. 8]. Такое изложение буддийского учения средневековым автором имеет важное значение, с одной стороны, как источник по буддийской теории, оформленный в Средневековье, с другой - как отражение концепции пони-
мания буддизма в Средневековом Китае.
Чжи И задумал свое сочинение как экспозицию всех теорий буддизма от Абхидхармы до Праджняпарамиты, т.е. он хотел представить все буддийские учения в качестве компонентов общей системы. В этом труде Чжи И стремился очертить контуры всего буддийского учения, включая философские, этические, сотериологические, психологические аспекты Хинаяны и Махаяны как ступеней единого процесса на пути к спасению. Трактат начинается с изложения принципов Абхидхармы. Эта теория выработала строгий категориальный аппарат, центральным понятием которого была дхарма [3, с. 7]. Чжи И в сочинении «Фа цзе цы ди чу мэнь» сводит все дхармы к наме (мин) и рупе (сэ), они определяются следующим образом: «Нама - это все то, что относится к сознанию (духовному). Это есть дхармы, которые обусловливают образ сознания. Обладая функцией причинности, они тем не менее не препятствуют проявлению реальной природы. Дхармы сознания отличаются от рупы и имеют различные наименования, поэтому называются намой <...>. Рупа - это дхармы, обладающие формой и препятствующие проявлению реальной природы. Они обнимают десять аятан и еще одну аятану (включают 11 аятан). Дхармы, обладающие формой и препятствующие проявлению реальной природы, не имеют функций восприятия и отличаются от дхарм сознания, поэтому называются ру-пой» [4, с. 96].
Нама и рупа делятся на пять скандх. Пять скандх - это рупа скандха сэ (сэ инь), ведана сканд-ха (шоу инь), санджня скандха (сян инь), санскара скандха (син инь), виджняна скандха (ши инь). В буддизме термин скандха имеет значение «скрывать». [Она] может скрывать истинную мудрость постижения нирваны (освобождение от мирских сует), не прерывая при этом возрастающий цикл рождения и смертей в их единстве и разрозненности там же.
Вторая часть сочинения посвящена принципам Праджняпарамиты. Здесь Чжи И приступает к непосредственному изложению сути Праджни, ее основной концепции - пустоты. Указывается восемнадцать видов пустоты, изложенных Нагар-джуной в его сочинении «Махапраджняпарамита шастра»:
- Внутренняя пустота.
- Внешняя пустота. Внутренняя и внешняя пустота.
- Пустота пустоты.
- Великая пустота.
- Пустота первого значения (абсолютной истины).
- Пустота наличия силы.
- Пустота отсутствия силы.
- Пустота безначальности.
- Пустота рассеивания (иллюзии).
- Пустота природы.
- Пустота собственного вида.
- Пустота всех дхарм.
- Пустота невозможности достижения.
- Пустота отсутствия дхарм.
- Пустота наличия дхарм.
- Пустота отсутствия и наличия дхарм.
В этом перечислении видов пустоты особенно требует пояснения три первых вида пустоты, остальные виды не нуждаются в дополнительном разъяснении.
Внутренняя пустота - это пустота внутренних дхарм, а внутренние дхармы, свою очередь, - шесть аятан, составляющих внутренние корни глаза, уха, носа, языка, тела, а также манас (и), понимаемые как субъективная сторона чувственного.
Внешняя пустота - это пустота внешних дхарм, представляющих собой шесть внешних пылинок цвета, звука, запаха, вкуса, соприкосновения и дхармовую аятану, являющихся соответственно объективной стороной чувственного.
Внутренняя и внешняя пустота - это пустота 12-ти аятан. Другие виды пустоты отрицают в том же духе все остальные компоненты сущего.
УДК 10(09) 1: 291.1
Таковы принципы изложения концепции пустоты, которые были предложены тяньтайским патриархом в строгом контексте праджняпара-митских сутр и шастр [3, с. 141].
При этом Чжи И не разделял философские, сотериологические и другие аспекты, т.е. не считал их различными.
В данном произведении, несмотря на философскую направленность, четко прослеживается сотериологическая линия. До главы пять идет аб-хидхармическое изложение дхарм, с главы шесть четко прослеживается сотериологический конспект. Важным моментом содержания трактата является обоснование сотериологической концепции об отсутствии «я».
Литература
1. Буддийский словарь //Википедия. URL:http:// ru.wikipedia.org/
2. Чжунгуо Фо Цзяо. Пекин: Изд-во Пекин. гос. ун-та,
2009. 433 с.
3. Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 271 с.
4. Янгутов Л.Е. Философия Абхидхармы как теоретическое обоснование сотериологии буддизма в сочинении Чжи И // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2009. Вып. 8. С. 95-101
Марханова Татьяна Фридриховна - аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
Markhanova Tatyana Fridrikhovna - post-graduate student of philosophy department of Buryat State University, email: [email protected]
С.П. Нестеркин
УЧЕНИЕ ЧАНЬ-БУДДИЗМА ОБ ОТСУТСТВИИ «САМОСТНОСТИ»
Статья посвящена рассмотрению взглядов чань-буддизма на проблему «самостности» личности и дхарм. В работе анализируются подходы к ее решению в различных направлениях этой школы китайского буддизма.
Ключевые слова: история философии, теория личности, буддизм, религиоведение, китайский буддизм, чань.
S.P. Nestyorkin THE TEACHING OF SELFLESSNESS IN CHAN BUDDHISM
The article is devoted to consideration of the selflessness ofpersonality and dharmas conception in Chan Buddhism. The work analyzes the approaches to its decesion in various tendencies of this school in Chinese Buddhism.
Keywords: history of philosophy, personality theories, Buddhism, Chan.
Учение об отсутствии самостности, «Я» (апа^ та) является одним из центральных в сотериоло-гии буддизма. Его анализу придавалось большое значение уже в самый ранний период становления буддийской философии [1]. Придя в Китай, буддизм не только перенес туда все многообразие теоретических дискуссий индийского буддизма
относительно этой проблематики, но и развил свои собственные концепции. Анализ проблемы самостности, «Я» личности и дхарм мы встречаем во всех школах китайского буддизма [2]. Один из наиболее своеобразных подходов к этому вопросу мы обнаруживаем в школе Чань.
Концепция самостности (atmavada) в чань-