Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧВК «ВАГНЕР»)'

ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧВК «ВАГНЕР») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частная военная компания / ЧВК Вагнер / легализация ЧВК / незаконные вооружённые формирования / боевые действия / наёмничество / private military company / PMC Wagner / legalization of PMCs / illegal armed formations / fighting / mercenary activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В статье проведена аналитическая оценка правового регулирования деятельности частной военной компании на примере ЧВК «Вагнер». Целью статьи является изучение процесса легализации частной военной компании в России и рассмотрения ее как элемента системы обороноспособности страны. Достижение намеченной цели осуществлялось путем изучения нормативных правовых актов как Российской Федерации, так и международных. Результатом исследования является рассмотрение правовой легализации ЧВК с соблюдением международных стандартов, в частности, Женевских конвенций от 12 августа 1949 года. Также авторами предложены правовые рекомендации по юридическому регулированию юридического статуса и правового положения ЧВК «Вагнер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS AND LEGAL POSITION OF PRIVATE MILITARY COMPANIES (ON THE EXAMPLE OF THE WAGNER PMC)

The article provides an analytical assessment of the legal regulation of the activities of a private military company on the example of PMC “Wagner”. The purpose of the article is to study the process of legalization of a private military company in Russia and to consider it as an element of the country’s defense capability system. Achievement of the intended goal was carried out by studying normative legal acts of both the Russian Federation and international ones. The result of the study is the consideration of legal legalization of PMCs, in compliance with international standards, in particular, the Geneva Conventions of August 12, 1949. The authors also proposed legal recommendations on legal regulation of the legal status and legal position of PMC “Wagner”.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧВК «ВАГНЕР»)»

Научная статья С. 36-39

УДК 342.97+343.3/.7

001: 10.47475/2311-696Х-2024-41-2-36-39

ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧВК «ВАГНЕР»)

Александр Геннадьевич Упоров1, Кирилл Александрович Упоров2

1,2 Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Новокузнецк, Россия

1 uporo65@mail.ru

@ https://orcid.org/0000-0003-0211-4231

2 kiriHbossl999@gmaiI.com

Аннотация. В статье проведена аналитическая оценка правового регулирования деятельности частной военной компании на примере ЧВК «Вагнер». Целью статьи является изучение процесса легализации частной военной компании в России и рассмотрения ее как элемента системы обороноспособности страны. Достижение намеченной цели осуществлялось путем изучения нормативных правовых актов как Российской Федерации, так и международных. Результатом исследования является рассмотрение правовой легализации ЧВК с соблюдением международных стандартов, в частности, Женевских конвенций от 12 августа 1949 года. Также авторами предложены правовые рекомендации по юридическому регулированию юридического статуса и правового положения ЧВК «Вагнер».

Ключевые слова: частная военная компания, ЧВК Вагнер, легализация ЧВК, незаконные вооружённые формирования, боевые действия, наёмничество

Для цитирования: Упоров А. Г., Упоров К.А. Юридический статус и правовое положение частных военных компаний (на примере ЧВК «Вагнер») // Правопорядок: история, теория, практика. 2024. №2 (41). С. 36-39. 001: 10.47475/2311-696Х-2024-41-2-36-39

Research article

LEGAL STATUS AND LEGAL POSITION OF PRIVATE MILITARY COMPANIES (ON THE EXAMPLE OF THE WAGNER PMC)

Alexandr G. Uporov1, Kirill A. Uporov2

1,2 Kuzbass Institute ofthe Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk, Russia

1 uporo65@mail.ru

© https://orcid.org/0000-0003-0211-4231

2 kiriHbossl999@gmaiI.com

Abstract. The article provides an analytical assessment of the legal regulation of the activities of a private military company on the example of PMC "Wagner". The purpose of the article is to study the process of legalization of a private military company in Russia and to consider it as an element of the country's defense capability system. Achievement of the intended goal was carried out by studying normative legal acts of both the Russian Federation and international ones. The result of the study is the consideration of legal legalization of PMCs, in compliance with international standards, in particular, the Geneva Conventions of August 12, 1949. The authors also proposed legal recommendations on legal regulation of the legal status and legal position of PMC "Wagner".

Keywords: private military company, PMC Wagner, legalization of PMCs, illegal armed formations, fighting, mercenary activity

For citation: Uporov AG, Uporov KA. Legal status and legal position of private military companies (on the example of the Wagner PMC). Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice], 2024;(2):36-39. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-41-2-36-39 (In Russ.)

Ведение

Частные военные компании (далее — ЧВК) являются сравнительно новым феноменом. Юристы-международники сходится во мнении, что единого определения термина «ЧВК» в юридической науке не существует [1, с. 56]. В интернете, кроме специализированной литературы, можно встретить немало ресурсов, где приводится краткая информация о контрактниках и указывается, что ЧВК — это компании, предлагающие специализированные военные услуги, такие, как непосредственное участие в боевых действиях, стратегическое планирование, разведку, логистическую поддержку, обучение и обслуживание1.

22 октября 2014г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ депутатами Г. С.Носовко и Д. Е. Горовцовым был официально внесен проект федерального закона №6303276 «О частных военно-охранных компаниях», однако он был отклонен Госдумой по формальному признаку — из-за отсутствия заключения Правительства РФ [5, с. 15,20].

Описание исследования

Частные военные компании в России не имеют законодательного регулирования. Фактически частные военные компании запрещены на территории России, и любая деятельность в этой области рассматривается как незаконная.

Нередко бытует мнение, что деятельность частных военных компаний и так урегулирована Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»2, которым предусмотрено создание частных охранных организаций. Кроме того, существует Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране»3. Однако представленные в них понятия указывают на невозможность распространения закрепленных в них положений на ЧВК. Так, частная охранная организация (ЧОО) — это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию (выдается органами внутренних дел) на осуществление частной охранной деятельности. В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В свою очередь, ведомственная охрана — это совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами

1 Куманьков А. Д. Частная военная компания // Большая российская энциклопедия : [сайт]. URL: https://bigenc.ru/c/ chastnaia-voennaia-kompaniia-d6dc53 http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102015099 (дата обращения: 01.11.2023).

2 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_385/ (дата обращения: 01.11.2023).

3 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_22716/ (дата обращения: 01.11.2023).

исполнительной власти и организациями органов управления сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. Имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством РФ. Их перечень определен постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 5144. Федеральным законом могут быть установлены организации, имеющие право на создание ведомственной охраны [5, с. 17-18].

Частные военные и охранные компании используются в традиционных сферах как в мирной жизни, так и в регионах со сложной обстановкой, в частности, в зонах вооруженных конфликтов [3, с. 172].

В России имеются компании, которые могут заключать правительственные контракты в области безопасности и обороны, их деятельность регулируется соответствующим законодательством. Но, несмотря на это, деятельность ЧВК «Вагнер» и других частных военных компаний может нарушать законы РФ и международные стандарты, такие как дополнительный протокол I кЖеневским конвенциям от 12 августа 1949 года, и подпадать под уголовное преследование.

ЧВК «Вагнер» — это российская частная военная компания, которая специализируется на оказании услуг по обучению и консультированию в области безопасности, а также на проведении операций вооруженного конфликта в различных частях мира5. ЧВК «Вагнер» была замечена во многих конфликтах в различных странах, включая Сирию, Украину, Централь-ноафриканскую Республику, Ливию и другие. В рамках этих конфликтов ЧВК «Вагнер» предоставляла свои услуги как российским частным компаниям, так и правительствам других стран.

Критики компании утверждают, что ее деятельность незаконна, так как частные военные компании запрещены в России. Кроме того, некоторые обвинения связывают ЧВК «Вагнер» с нарушениями прав человека и военными преступлениями. Однако представители компании отрицают все эти обвинения и утверждают, что их деятельность законна, и они действуют в соответствии с международным правом.

Деятельность ЧВК «Вагнер» в различных конфликтах за рубежом может также нарушать международное право. Однако эта компания не признана официально Россией, и ее деятельность не соответствует международным нормам и правилам. В связи с этим регулирование деятельности ЧВК «Вагнер» является юридической проблемой, требующей соответствующего законодательного регулирования и судебного преследования в соответствии с законами и международными стандартами.

4 URL: https://base.garant.ru/12120197/ (дата обращения: 01.11.2023).

5 Опера «Вагнера». Нужны ли России легальные частные военные компании? // Газета.ги. URL: https://www.gazeta. ru/comments/2018/02/21_e_11658277.shtml (дата обращения: 01.11.2023).

Мотивация сотрудников ЧВК «Вагнер» и других ЧВК обычно связана с финансовым вознаграждением, так как они работают на контрактной основе. Однако каждый сотрудник может иметь свои собственные личные мотивы, такие как желание помочь своей стране, стремление к приключениям и опыту в области безопасности, а также улучшение своих профессиональных навыков.

Вопросы сохранения и пропаганды моральных ценностей в военной среде могут различаться в зависимости от культуры и менталитета военных специалистов из разных стран. Тем не менее существуют международные профессиональные стандарты и нормы поведения для военнослужащих, которые регулируются международными договорами, в частности, Женевскими конвенциями1.

Частная военная компания «Вагнер» становится объектом многочисленных вопросов и осуждения со стороны мирового сообщества. Ряд правозащитных организаций обвиняют ее в причастности к конфликтам в Сирии и Ливии, где, по их данным, бойцы ЧВК нарушают права человека и международное гуманитарное право. Некоторые страны также обвиняют «Вагнер» в поддержке режимов, которые они считают не демократическими или незаконными.

В 2020 году СМИ сообщили о гибели более 100 бойцов «Вагнера» в ходе боевых действий в Ливии2. Это свидетельствует о том, что деятельность ЧВК сопряжена с высокими рисками и потенциальными опасностями для ее сотрудников. Кроме того, участие в таких конфликтах может привести к серьезным последствиям для международных отношений и стабильности в регионе.

В целом, деятельность ЧВК «Вагнер» вызывает много вопросов и требует серьезного внимания со стороны международного сообщества. Чтобы обеспечить соблюдение прав человека и международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах, необходимо разработать международные нормы и правила для регулирования деятельности ЧВК и других подобных организаций.

Задачи ЧВК «Вагнер» могут различаться в зависимости от места их применения. Однако, в целом, можно выделить несколько общих задач. Во-первых, это участие в боевых действиях, в том числе выполнение задач по защите объектов и прямое участие в боевых действиях. Во-вторых, ЧВК «Вагнер» может выполнять задачи по охране объектов, таких как нефтяные скважины [4, с. 117]. В-третьих, ЧВК «Вагнер» может

1 Женевские конвенции и протоколы к ним // Организация Объединенных Наций и международное гуманитарное право : [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/humanitarian/law/ geneva.shtml (дата обращения: 04.11.2023].

2 Al-Atrush S., Kravchenko S. Putin-Linked Mercenaries Are Fighting on Libya's Front Lines // Bloomberg. URL: https://www. bloomberg.com/news/articles/2019-09-25/-putin-s-chef-deploys-mercenaries-to-libya-in-latest-adventure?srnd=premium-europe

(дата обращения: 07.11.2023].

выполнять задачи по поддержке местных властей, например, в Центральноафриканской Республике. И, наконец, ЧВК «Вагнер» может выполнять и другие задачи, такие как обеспечение логистики и снабжения боевиков или проведение разведки и наблюдения.

Результаты исследования

и обсуждение

Согласно законодательству России, деятельность ЧВК «Вагнер» является незаконной как внутри страны, так и за ее пределами. Российское законодательство не разрешает использование частных военных компаний для выполнения задач. В России отсутствует официальное регулирование ЧВК, включая ЧВК Вагнера. Таким образом, деятельность ЧВК «Вагнер» противоречит не только российскому законодательству, но также не имеет признания со стороны международного сообщества [2, с. 39].

Вопрос правового регулирования ЧВК остается открытым: необходимо определить, нужно ли легализовать ЧВК или оставить ее вне закона. Хотя международное право является главной нормативной основой для деятельности частных военных компаний, в настоящее время его значение снижается, так как государства все чаще игнорируют его положения.

Может быть, необходимо легализовать частные военные компании? Возможно, но на данный момент государство не ощущает такой потребности. Однако признание их деятельности официально может решить некоторые общественные проблемы, такие как создание новых официальных рабочих мест и восполнение пробелов в законодательстве3.

Заключение и вывод

Частные военные компании могут подорвать принцип монопольного права государства на легитимность применения силы, расширить круг лиц, имеющих официальное право на вооружение, и вызвать другие последствия. Однако частные военные компании имеют и свои преимущества, такие как способность к быстрому реагированию, высокий профессионализм и экономическая эффективность. Таким образом, согласимся с О. Е. Козловой в том, что частные военные компании с течением времени только набирают популярность, по-прежнему действуют «вне закона» в некоторых государствах [2, с. 40].

Проблема наличия частных военных компаний на территории Российской Федерации при отсутствии правовой обусловленности настоящего наличия является немаловажной составляющей систематизированного комплекса вопросов по формированию

3 Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборного обследования рабочей силы : приказ Росстата от 30 июня 2017 года №445 (документ утратил силу] // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219641/ (дата обращения: 01.11.2023].

и функционированию ЧВК современной России [6, с. 62]. Деятельность ЧВК «Вагнер», как и любая другая, связанная с наемными военными компаниями, требует юридического регулирования. Для этого можно использовать следующие рекомендации:

1. Создание законодательной базы для определения статуса частных военных компаний и установления правил их деятельности. Обязательными условиями должны быть выполнение компаниями определенных требований для получения права на осуществление деятельности.

2. Установление квалификационных требований к сотрудникам частных военных компаний, учитывая их участие в боевых действиях и возможность негативных последствий.

3. Ограничение мест осуществления деятельности и получение соответствующих разрешений на деятельность в каждой стране, чтобы предотвратить

нарушения законодательства и снизить риск для гражданских лиц.

4. Установление контроля со стороны государства над деятельностью частных военных компаний и наказание за нарушение законодательства.

5. Международное сотрудничество и создание международных стандартов для регулирования деятельности частных военных компаний.

6. Обеспечение обучения сотрудников частных военных компаний в соответствии с международными стандартами, определяющими требования к военным специалистам и их поведению в условиях военных действий.

Необходимо учитывать, что определение правового статуса сотрудников ЧВК достаточно сложно и не идентично понятию «наемник», используемого в дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года.

Список литературы

1. АбгарянН. Г. Сравнительно-правовой анализ термина «частная военная компания» // Вестник Российско-Армянского (Славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1 (25). С. 55-62. EDN: ZURNYZ.

2. Козлова О. Е. Проблемы правового регулирования частныхвоенныхкомпаний// Исследования молодыхуче-ных: материалы XIV Междунар. науч. конф. (Казань, 20-23 ноября 2020 г.). Казань : Молодой ученый, 2020. С. 39-41.

3. Михайленко А. Н. Проблемы и перспективы развития системы регулирования частных военных и охранных компаний // Вопросы политологии. 2016. № 3 (23). С. 172-193. EDN: WMJWEF.

4. Новоселов H.A. Проблемы законодательного регулирования деятельности частныхвоенныхкомпаний в России // NovaUm.Ru. 2019. № 22. С. 116-118.

5. Романовский Г. Б. Правовой статус частных военных компаний // Гражданин и право. 2015. №12. С. 15-28. EDN: VBTSZP.

6. Сухоруков A.A. Роль правового регулирования частныхвоенныхкомпаний современной России в достижении эффективности укрепления обороноспособности нашей страны // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 61-64.

ВКЛАД АВТОРОВ

Вклад авторов равноценный.

CONTRIBUTION OF AUTHORS

Contributions by the authors are equal.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 20.11.2023. Дата рецензирования статьи / Revised: 15.04.2024. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.