Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
853
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ / КОМБАТАНТ / НАЕМНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулаков Андрей Владимирович, Галактионов Станислав Александрович

Статья посвящена актуальным и дискуссионным в настоящее время вопросам, связанным с деятельностью частных военных компаний. Отмечается, что в последние три-четыре десятилетие значительно выросло количество частных военных компаний, а их совокупная численность стала превышать более пяти миллионов человек. Свою деятельность частные военные компании осуществляют более чем в 110 странах мира. Не является исключением и Россия, в которой функционирует более десятка ЧВК, наиболее известными из которых являются «Вагнер», «Редут», «РСБ Групп» и др. Несмотря на столь широкий географический охват и спектр деятельности, пересекающийся с государственными интересами, ни в России, ни в других странах нет единого мнения относительно статуса сотрудников ЧВК и их сотрудников. Правительства различных стран предлагают рассматривать сотрудников ЧВК в качестве комбатантов, гражданских подрядчиков, наемников-преступников. Подвергая анализу российские законопроекты и международно-правовые акты, затрагивающие рассматриваемую проблему, авторы делают вывод о необходимости принятия специального закона, регулирующего деятельность частных военных компаний, зарегистрированных на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулаков Андрей Владимирович, Галактионов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF PRIVATE MILITARY COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to topical and currently debatable issues related to the activities of private military companies. It is noted that in the last three or four decades, the number of private military companies has grown significantly, and their total number has exceeded more than five million people. Private military companies operate in more than 110 countries around the world. Russia is no exception, where there are more than a dozen PMCs, the most famous of which are Wagner, Redut, RSB Group, etc. Despite such a wide geographical coverage and a range of activities that intersect with state interests, neither in Russia nor in other countries there is a consensus on the status of PMCs employees and their employees. The governments of various countries propose to consider PMCs employees as: combatants; civilian contractors; criminal mercenaries. Analyzing Russian draft laws and international legal acts affecting the problem under consideration, the authors conclude that it is necessary to adopt a special law regulating the activities of private military companies registered in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИЛИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2023.52.1.009 УДК 344

Кулаков Андрей Владимирович

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: Kulakov-sui@yandex.ru

Галактионов Станислав Александрович

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и процесса, Самарский филиал Московского городского педагогического университета, 443081, Россия, г. Самара, ул. Стара Загора, 76, e-mail: sgalaktionov77@mail.ru

Andrey V. Kulakov

Candidate of Law,

Senior research Associate of the Organizational, Scientific, Editorial and Publishing Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: Kulakov-sui@yandex.ru

Stanislav A. Galaktionov

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of Criminal Law and Procedure Department,

Samara branch of the Moscow City Pedagogical University,

76, Stara Zagora str., Samara, Russia, 443081,

e-mail: sgalaktionov77@mail.ru

ПРАВОВОЙ статус частных военных компании в российской федерации

Аннотация. Статья посвящена актуальным и дискуссионным в настоящее время вопросам, связанным с деятельностью частных военных компаний.

Отмечается, что в последние три-четыре десятилетие значительно выросло количество частных военных компаний, а их совокупная численность стала превышать более пяти миллионов человек.

Свою деятельность частные военные компании осуществляют более чем в 110 странах мира. Не является исключением и Россия, в которой функционирует более десятка ЧВК, наиболее известными из которых являются ©Вагнер», «Редут», «РСБ Групп» и др.

Несмотря на столь широкий географический охват и спектр деятельности, пересекающийся с государственными интересами, ни в России, ни в других странах нет единого мнения относительно статуса сотрудников ЧВК и их сотрудников. Правительства различных стран предлагают рассматривать сотрудников ЧВК в качестве комбатантов, гражданских подрядчиков, наемников-преступников.

Подвергая анализу российские законопроекты и международно-правовые акты, затрагивающие рассматриваемую проблему, авторы делают вывод о необходимости принятия специального закона, регулирующего деятельность частных военных компаний, зарегистрированных на территории РФ.

Ключевые слова: правовой статус, частные военные компании, комбатант, наемник.

LEGAL STATUS OF PRIVATE MILITARY COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Summary. The article is devoted to topical and currently debatable issues related to the activities of private military companies.

It is noted that in the last three or four decades, the number ofprivate military companies has grown significantly, and their total number has exceeded more than five million people.

Private military companies operate in more than 110 countries around the world. Russia is no exception, where there are more than a dozen PMCs, the most famous of which are Wagner, Redut, RSB Group, etc.

Despite such a wide geographical coverage and a range of activities that intersect with state interests, neither in Russia nor in other countries there is a consensus on the status of PMCs employees and their employees. The governments of various countries propose to consider PMCs employees as: combatants; civilian contractors; criminal mercenaries.

Analyzing Russian draft laws and international legal acts affecting the problem under consideration, the authors conclude that it is necessary to adopt a special law regulating the activities of private military companies registered in the territory of the Russian Federation.

Keywords: legal status, private military companies, combatant, mercenary.

© 2023 Кулаков А. В., Галактионов С. A.

ВЕСТНИК СЮИ

Последние несколько десятилетий (начиная с 1990-х гг.) международный рынок военных услуг характеризуется значительным увеличением количества частных военных компаний (далее - ЧВК). В качестве причин этого называют окончание ©холодной войны», что повлекло за собой сокращение численности армий многих стран мира и высвобождение большого количества высококлассных специалистов. Не стала исключением и Россия, в которой с момента распада СССР в 1991 г. численность армии сократилась более чем в три раза.

При данных обстоятельствах отдельные государства, преследующие национальные цели, в обход системы международного права стали пользоваться аутстаффингом иностранных ЧВК, предоставляющих обширный спектр услуг - от подготовки и обучения военнослужащих до проведения войсковых операций или консалтинга при их проведении, а также выступающих в качестве посредников на рынке продукции военного назначения, имущества и снаряжения.

В настоящее время количество ЧВК составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более пяти миллионов человек, а их деятельность осуществляется более чем в 110 странах мира.

Только в России в настоящее время функционирует более десятка ЧВК, наиболее известными из которых являются «Вагнер», «Редут», «РСБ Групп» и др. [1]. Сфера их деятельности в соответствии с уставными документами охватывает такие направления, как сопровождение гуманитарных грузов в горячие точки планеты; подготовка военных специалистов в различных областях; аудит безопасности, техническая защита и вооруженная охрана различных объектов (например, газо- и нефтепроводов); правовое/юридическое обеспечение; непосредственное участие в боевых действиях и многое другое.

За последние десять лет вооруженные силы РФ достаточно часто использовались как для обеспечения общественной безопасности: референдум по присоединению Крыма (2014 г.), так и в различных вооруженных конфликтах: антитеррористическая операция в Сирии (с сентября 2015 г.); миротворческая операция в Нагорном Карабахе (ноябрь 2020 г.); подавление протестов в Казахстане (январь 2022 г.); специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины (с 24 февраля 2022 г.).

В вооруженных конфликтах в Сирии и Украине, которые продолжаются и в настоящее время, со стороны Российской Федерации принимают участие сотрудники ЧВК.

ЧВК как организации, чья деятельность пересекается с интересами государства, не могут оставаться вне правового поля. Тем не менее до настоящего времени как в России, так и в других странах нет единого мнения относительно статуса сотрудников ЧВК. Правительства различных стран предлагают рассматривать сотрудников ЧВК в качестве комбатантов; гражданских подрядчиков; наемников-преступников [2, с. 65].

Первые попытки определения статуса ЧВК и их сотрудников в российском законодательстве были предприняты в 2012 г. разработкой проекта Федерального закона «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний». Однако законопроект не выдержал критики парламентариев.

На наш взгляд, неудачными были как само определение ЧВК, так и цели ее деятельности. Так, ЧВК определялась как лицензированная военная компания, которая должна была оказывать военные услуги на договорной основе иностранным юридическим лицам и именно на территории иностранного государства. Основной целью ее деятельности определялось продвижение на иностранном рынке российской военной продукции.

В 2014 г. вновь была предпринята законотворческая попытка урегулировать деятельность ЧВК. Подготовленный законопроект «О частных военно-охранных компаниях» более подробно регламентировал деятельность ЧВК и определял их статус.

Отличительными чертами законопроекта, касающимися понятия ЧВК, являлись следующие:

- ЧВК определялось через термин «юридическое лицо»;

- ЧВК обязана была получить лицензию на ведение деятельности в Федеральной службе безопасности;

- в сферу деятельность ЧВК входило оказание на договорной основе военных и охранных услуг государству, физическим и юридическим лицам (в том числе иностранным).

Кроме того, в законопроекте определялись разрешенные и запрещенные виды деятельности ЧВК.

ЮРИЛИЧЕСКИЕ НАУКИ

Несмотря на достаточно подробную регламентацию деятельности ЧВК, законопроект не был поддержан Государственной думой. По высказыванию С. М. Миронова - лидера думской фракции ©Справедливой России - За правду» - основанием отказа явилось надуманное ©противоречие законопроекта ч. 5 ст. 13 Конституции РФ» [3].

Отсутствие специального закона не означает, что деятельность ЧВК находится в правовом вакууме.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Женевские конвенции 1949 г. и принятые дополнительные протоколы к ним являются частью российской правовой системы, в частности Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I).

Упомянутый протокол, помимо прочего, в разделе 11 определяет статус комбатантов и военнослужащих, устанавливает понятия шпионов и наемников.

Содержание термина ©наемник», отличающее его от сотрудника ЧВК как комбатанта, подробно раскрывается в Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.

Данная конвенция, несмотря на то что является не ратифицированной, нашла свое отражение (с незначительными отличиями), в уголовном законодательстве России, в частности, в примечании к ст. 359 УК РФ.

Определенной правовой основой, устанавливающей порядок создания и деятельности ЧВК, выступает Федеральный закон ©Об обороне», в соответствии со ст. 9 которого запрещается создание и существование не предусмотренных федеральными законами формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо формирований, в которых предусматривается прохождение военной службы.

Нормы указанного закона проецируются в ст. 208 УК РФ, устанавливающей ответственность за формирование, руководство или финансирование вооруженного формирования, не предусмотренного законом, а также участие в нем, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. При этом следует указать, что наличие подобной цели является обязательным для квалификации.

Таким образом, будучи убежденными, что создание ЧВК, подконтрольных государству, не противоречит ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, отметим, что в настоящее время деятельность таких ЧВК, как ©Вагнер», не только не нарушает действующее российское законодательство, но и способствует укреплению обороноспособности РФ, наряду с вооруженными силами они решают боевые задачи в ходе проведения специальной военной операции. Исходя из вышеизложенного, учитывая, однако, специфику создания и деятельности ЧВК, считаем, что в отечественном законодательстве назрела острая необходимость в принятии специального закона, регулирующего деятельность таких компаний как на территории РФ, так и за ее пределами. В законе необходимо отразить:

- понятие ЧВК, ее цели и задачи, разрешенные и запрещенные виды деятельности, источники финансирования;

- порядок создания, реорганизации и ликвидации ЧВК;

- требования, предъявляемые к сотрудникам ЧВК, и социальные гарантии для них;

- порядок и основания применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ЧВК;

- ответственность за нарушение законодательства и порядок осуществления контроля за деятельностью ЧВК.

У российского законодателя есть пример удачной легализации деятельности граждан в сфере обеспечения безопасности государства, которым является Закон ©О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Библиографический список

1. Какие ЧВК есть в России и в мире: полный список [Электронный ресурс] // Федерал Пресс. URL: https://fedpress.ru/article/3140747 (дата обращения: 26.02.2023).

ВЕСТНИК СЮИ

2. Камерон Л. Частные военные компании: их статус по международному гуманитарному праву и воздействие МГП на регулирование их деятельности // Международный журнал Красного креста. 2006. № 863. Т. 88. С. 63-95.

3. Миронов: правительство не поддержало закон о ЧВК из-за угроз безопасности государству [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5843724 (дата обращения: 01.03.2023).

References

1. Kakie CHVK est' v Rossii i v mire: polnyj spisok [What PMCs are there in Russia and in the world: a complete list]. Federal Press [Federal Press]. URL: https://fedpress.ru/article/3140747 (Accessed: 26.02.2023) [in Russian].

2. Kameron L. Chastnye voennye kompanii: ih status po mezhdunarodnomu gumanitarnomu pravu i vozdejstvie MGP na regulirovanie ih deyatel'nosti [Private military companies: their status under international humanitarian law and the impact of IHL on the regulation of their activities]. Mezhdunarodnyj zhurnal Krasnogo kresta [International Journal of the Red Cross], 2006, no. 863, vol. 88, pр. 63-95 [in Russian].

3. Mironov: pravitel'stvo ne podderzhalo zakon o CHVK iz-za ugroz bezopasnosti gosudarstvu [Mironov: the government did not support the law on PMCs because of threats to the security of the state]. Kommersant" [Kommersant]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5843724 (Accessed: 01.03.2023) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.