Сухоруков А. А.
РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ДОСТИЖЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ НАШЕЙ СТРАНЫ
4.6. РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ДОСТИЖЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Сухоруков Алексей Александрович, аспирант
Место учебы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Аннотация: в статье представлена аналитическая оценка правового регулирования частных военных компаний (ЧВК). Предпринимается попытка фрагментарного аналитического научно-правового рассмотрения обусловленности легализации российских ЧВК, как процесса, направленного на продуктивное участие данных военных институтов в качестве элементов системы обороноспособности современной России, с учётом соблюдения максимального количества пунктов МГП.
Задача: причина написания исследовательской работы заключается в обострившейся актуализации проблематики правового регулирования деятельности российских ЧВК, а также оценки влияния зарубежного законодательства, обеспечивающего правовую обусловленность функционирования частных военных компании других стран. На сегодняшний день среди зарубежных исследователей, занимающихся настоящей научно-правовой проблематикой, известны труды П. У. Сингера, Дж. Скэйхилла, Р. Уэсселера и других. Цель проведения исследования в настоящей научно-правовой области заключается в осуществлении попытки внесения собственного методологического вклада в научную обусловленность формирования российской законодательной базы, регулирующей деятельность отечественных ЧВК.
Модель: в данной статье используется методы анализа и синтеза, структурализма, системно-функциональный и формально-логический методы исследования.
Выводы:
1. Легализация частных военных компаний минимизирует создание и использование некими акторами, осуществляющими деятельность в сфере террористической направленности с целью реализации частных интересов, группы и организации боевиков.
2. Рассматриваемый процесс легализации обуславливает очевидность непосредственного отношения данных категорий коммерческих организаций к системе Вооружённых сил Российской Федерации. Следовательно, при участии ЧВК России в боевых операциях их сотрудники обладают защитой международного гуманитарного права.
3. Правовое регулирование российских ЧВК обуславливает их непосредственное отношение к Вооружённым силам России в качестве резервного элемента системы обороноспособности нашего государства, а также возлагает на них юридическую ответственность тотального соблюдения правовой незыблемости главной, для нашей стороны, константы - норм международного права.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: настоящее исследование ориентировано на изучение объективной детерминанты правовой обусловленности формирования законодательной базы, регулирующей деятельность частных военных компаний Российской Федерации. Результаты научной работы актуальны для включения их в курсы правовых дисциплин, преподаваемых в вузах России. Кроме того, данные результаты могут стать фундаментальной основой последующих научно-правовых исследований в обозначенной области с целью аргументации или контраргументации продуктивности легализации отечественных ЧВК.
Практическое значение: результаты настоящей исследовательской работы, с некоторой допустимостью, могут стать составляющей методологического научно-правового обоснования необходимости процессов формирования и реализации правового комплекса, регулирующего деятельность российских частных военных компаний.
Социальные последствия: продуктивность формирования и реализации законодательной базы, обуславливающее эффективность правового регулирования ЧВК, как резервной составляющей системы обороноспособности нашей страны, может сыграть детерминирующую роль в укреплении социального баланса внутри Российского государства.
Оригинальность/ценность: результаты настоящих исследований могут быть не безуспешно использованы в последующей исследовательской деятельности по заявленной проблематике. Статья ориентирована на представителей научно-правовых кругов, представителей законотворческой деятельности и лиц, интересующихся проблематикой легализации ЧВК в современной России.
Ключевые слова: частные военные компании, международное гуманитарное право, легализация ЧВК России, система обороноспособности страны, наёмники, сотрудники.
Социально-политические науки
1'2018
THE ROLE OF LEGAL REGULATION OF PMC IN MODERN RUSSIA IN ACHIEVING THE EFFECTIVENESS OF STRENGTHENING THE DEFENSE OF OUR COUNTRY
Suhorukov Aleksey A., postgraduate
Study place: Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
Abstract: this article analyzes the current situation of legal regulation of private military companies(PMC). There an attempt is made to fragmentary analytical scientific and legal consideration of the conditionality of legalization of Russian PMCs as a process aimed at the productive participation of these military institutions as elements of the defense system of modern Russia, taking into account the maximum number of IHL points.
Task: the reason for writing this researching work is the sharpening of the actualization of the problems of legal regulation of the activities of Russian PMCs, as well as assessing the impact of foreign legislation that provides legal conditioning for the functioning of private military companies of other countries. Nowadays, among foreign researchers involved in this scientific and legal issue, well known the works of P. U. Singer, J. Scahill, R. Uesseler and others. The purpose of the research in this scientific and legal field is to implement an attempt to make its own methodological contribution to the scientific conditionality of the formation of the Russian legislative framework governing the activities of domestic PMCs.
Model: this article uses methods of analysis and synthesis, structuralism, system-functional and formal-logical methods of investigation.
Conclusions:
1. The legalization of private military companies minimizes the creation and using of certain actors carrying out activities in the terrorist field with the aim of realizing private interests, groups and organization of militants.
2. The process of legalization under consideration causes the obvious direct relationship of these categories of commercial organizations to the system of the Armed Forces of the Russian Federation. Consequently, with the participation of Russian PMCs in combat operations, their employees have the protection of international humanitarian law.
3. The legal regulation of the Russian PMCs stipulates their direct relation to the Russian Armed Forces as a reserve element of the defense system of our state, and lays legal responsibility for them on the total observance of the legal inviolability of the main constant for us, the norms of international law.
The field of researching/ the possibility of the following using of the results of scientific work: this researching aimed on the studying of the objective determinants of legal conditions associated with the legislative framework governing the activities of private military societies of the Russian Federation. The results of this scientific work are relevant for their inclusion in the courses of legal disciplines, taught in Russian universities. In addition, these results can become a fundamental basis for the following scientific and legal research in the designated area with the aim of providing arguments or counter-arguments to the productivity of legalizing domestic PMCs.
Practical significance: the results of this research work, with some permissibility, can become a component of a methodological scientific and legal justification for the necessity of the formation process and implementation of a legal complex, which regulates the activities of Russian private military companies.
Social consequences: the efficiency of the formation and implementation of the legislative framework, which determines the efficiency of the legal regulation of PMCs, as a reserve component of the defense system of our country, can play a determinative role in strengthening of the social balance within the Russian Federation.
The originality/ the value: the results of these researches can be used successfully in the following research activities on the stated problems. The article aimed at representatives of scientific and legal circles, lawmakers and persons interested in the issues of legalizing PMCs in modern Russia.
Keywords: private military companies, international humanitarian law, legalization of the PMC of Russia, the country's defense system, mercenaries, employees.
На сегодняшний день актуальность проблематики функционирования частных военных компаний на территории значительного количества государств не вызывает сомнений. Ряд последних событий военно-политической направленности и допустимость (на основании определённых информационных источников) участия в данных процессах рассматриваемых структур придаёт актуализированную пестроту необходимости научного обоснования деятельности ЧВК. Наиболее ярким информационным поводом в этом вопросе послужили сообщения об участии частной военной компании США Black Water в социально-политическом противостоянии населения Киева в дни государственного переворота на Украине в 2014 году, а также привлечение новым украинским руководством одного из дочерних подразделений обозначенной американской
ЧВК - Greystone Limited с целью локализации про-тестных настроений в восточной части территории Украинского государства [9, с. 5]. Нельзя не учесть и того факта, что усилением обозначенной выше актуальности служит, с объективной точки зрения, информация о ключевой роли российской частной военной компании - Вагнер в борьбе с ИГИЛ в Сирии: прорыв кольца террористов вокруг города Дейр-эз-Зор, освобождение Пальмиры, зачистка Алеппо [3, с. 3].
Проблема наличия частных военных компаний на территории Российской Федерации при отсутствии правовой обусловленности настоящего наличия является не маловажной составляющей систематизированного комплекса вопросов по формированию и функционированию ЧВК современной России. Вопрос легализации деятельности рассматриваемых военных институтов детерминировал
Сухоруков А. А.
РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ДОСТИЖЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ НАШЕЙ СТРАНЫ
дискуссию крайне дуалистической неоднородной направленности в аналитических, научно-правовых и политологических кругах. В качестве дискуссионной основы обозначенной проблематики выступает, с некоторой допустимостью, антагонистичность двух точек зрения. Одна концептуально-правовая позиция заключается в том, что легитимация частных военных компаний окажет стимулирующий эффект на рост массовых боевых действий с целью реализации частно-собственнических интересов и внесёт, таким образом, дисбаланс в функционирование системы обороноспособности нашей страны. Сторонники другой точки зрения придерживаются мнения, в соответствии с которым легализация ЧВК - инсти-туционализация данных организаций, направленная на стратегическое укрепление российской военно-оборонительной системы, выраженное в правовом обеспечении возможностей их использования в интересах современного Российского государства в рамках международного гуманитарного правового поля.
На уровне международных отношений принято ориентироваться на два основных документа (в общепринятом понимании), регламентирующих деятельность частных военных компаний. Ключевым из них является Документ Монтрё, предписывающий, в рекомендательном порядке, регулятивные основы деятельности ЧВК в зонах военных конфликтов, осуществляемой в пределах норм законодательных актов международного гуманитарного права [1, с. 30-31]. В качестве следующего документального источника, относительно рассматриваемой проблематики, выступает Международный кодекс поведения ЧОК, послуживший началом формирования фундаментальной основы последующей легализации сферы военного наёмничества при условиях соблюдения МГП и законодательства в сфере прав человека [10, с. 4]. Общеизвестен тот факт, что настоящие документы носят исключительно рекомендательный характер.
Юридической силой, обязывающей ЧВК к соблюдению и выполнению, обладают такие акты международного гуманитарного права, как Женевские конвенции от 12 августа 1949 года «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях», «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море», «Об обращении с военнопленными», «О защите гражданского населения во время войны», а также Дополнительные протоколы к данным конвенциям от 8 июля 1977 года, касающиеся защиты жертв международных вооружённых конфликтов и жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера [2, с. 1]. Кроме того, право вооружённых конфликтов, имеющее непосредственное отношение к отрасли международного гуманитарного права, предусматривает строжайший запрет на аутсорсинг частных военных служб, следовательно, структур, не являющихся составляющими институциональными силовыми ведомствами вооружённых сил [8, с. 2].
Задача настоящей публикации состоит не в выявлении несоответствий нормам международного правового комплекса, обозначенного выше, деятельности зарубежных частных военных компаний. В статье предпринимается попытка фрагментарного аналитического научно-правового рассмотрения обусловленности легализации российских ЧВК, как процесса, направленного на продуктивное участие данных военных институтов в
качестве элементов системы обороноспособности современной России, с учётом соблюдения максимального количества пунктов МГП. Именно такая позиция, отвечающая требованиям политической стратегии нашего государства, отображена в содержании проекта закона «О деятельности частных военных компаний (ЧВК)», текст которого отправлен на заключение Правительства Российской Федерации 24 января 2018 года.
В концептуальном содержании данного законопроекта, подвергающего трактовке правовые отношения, связанные с формированием, реорганизацией и ликвидацией частных военных компаний, отображены функциональные особенности настоящих организаций, которые предписываются к реализации ими в результате принятия и вступления в силу рассматриваемого законодательного проекта. К этим особенностям относятся принятие активного участия в защите прав и свобод российских граждан за рубежом, национальных интересов нашего государства, охране сотрудников российских компаний на территории зарубежных стран со сложной военно-политической ситуацией, развитии международного военного сотрудничества, снижении уровня военных и террористических угроз путём выполнения и оказания военных и военно-охранных работ и услуг, в операциях по противодействию наркотрафику, организованной преступности, в мероприятиях по восстановлению общественного и конституционного порядка, оказании консалтинговых услуг. Кроме того, законопроект предписывает функциям отечественных ЧВК локализацию международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, оговаривает условия защиты суверенитета и целостности иностранного государства, восстановление конституционного строя на его территории. Данный документ предусматривает лицензирование деятельности частных военных компаний Министерством обороны Российской Федерации [6, с. 1].
Выше изложенная характеристика предполагаемого правового обеспечения формирования и функционирования ЧВК России способствует формулированию ряда умозаключений:
Во-первых, легализация частных военных компаний минимизирует создание и использование некими акторами, осуществляющими деятельность в сфере террористической направленности с целью реализации частных интересов, группы и организации боевиков. В этом случае ЧВК наделяется статусом юридического лица. Следовательно, реализация профессиональных функций сотрудников легитимных военной компании с момента выдачи лицензии трактуется не как деятельность наёмников, попадающая под действие пунктов 1 и 3 статьи 359 Уголовного кодекса Российской Федерации [7, с. 50], а как легальная профессиональная деятельность сотрудников, работающих по найму. Данное обстоятельство регулируется подпунктом 2.7.1. пункта 2.7. раздела 2 Приказа Росстата «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы» [5, с. 1], а также законодательными актами отраслей гражданского и трудового права современной России;
Во-вторых, легализация частных военных компаний является, по своей сути, констатацией факта непосредственного отношения данных категорий коммерческих организаций к системе Вооружённых сил Рос-
Социально-политические науки
12018
сийской Федерации. Попадая под государственный правовой патронаж, сотрудники ЧВК России при участии в боевых операциях, в случае нападения приобретают защиту международного гуманитарного права, так как их юридический статус, с момента легализации и выдачи лицензии частной военной компании, позволяет трактовать данные лица в качестве представителей вооружённых сил государства-участника конфликта. В этом случае, попадая в плен рассматриваемая категория лиц получает статус военнопленных и не может подвергаться суду за непосредственное участие в боевых действиях, при условии соблюдения норм международного гуманитарного права [4, с. 3];
В третьих, правовое регулирование российских ЧВК обуславливает их непосредственное отношение к Вооружённым силам России в качестве резервного элемента системы обороноспособности нашего государства, а значит, возлагает на них юридическую ответственность за реализацию интересов Российской Федерации при условии тотального соблюдения правовой незыблемости главной, для нашей стороны, константы - норм международного права.
Нельзя не обратить внимания на тот немаловажный факт, в соответствии с которым формирование правовой базы законодательного регулирования частных военных компаний в России будет осуществляться поэтапно продолжительный период времени. Для достижения эффективности по решению задач, направленных на достижение наивысшего уровня рентабельности правового регулирования ЧВК Российской Федерации, необходимо привлечение к активному участию в настоящем процессе не только представителей законотворческой сферы, но как высокопрофессиональных специалистов области военной юриспруденции, так и представителей российских научно-правовых кругов. Вместе с тем, проблематика правовой обусловленности функционирования частных военных компаний России в ближайшем будущем не утратит своей актуализированной пестроты.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 96,17%.
Список литературы:
1. Документ Монтрё от 17 сентября 2008 года «О соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооружённого конфликта. М.: Региональный информационный центр МККК в Москве, 2011. 31 с.
2. Источники международного гуманитарного права. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года // Библиотека ВВМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.velib.com (дата обращения: 24.02.2018).
3. Опера «Вагнера». Нужны ли России легальные частные военные компании? // Газета.ги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru (дата обращения: 21.02.2018).
4. Правовое положение сотрудников частных военных компаний // Международное право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interlaws.ru (дата обращения: 21.02.2018).
5. Приказ Росстата от 30 июня 2017 года №445 «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборного обследования рабочей силы» // Интернет-сайт правовой информации - Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2018).
6. Справороссы направляют на заключение в Правительство Российской Федерации законопроект о ЧВК // Политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tass.ru (дата обращения: 24.02.2018).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-Ф3 (в ред. от 19.02.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2018).
8. Цепков Н. Частные военные компании: краткий обзор мирового и российского регулирования // Законодательство. Международное право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakon.ru (дата обращения: 24.02.2018).
9. Частная военная компания Black Water. ЧВК и наёмники // Портал «Современная армия» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.modemarmy.ru/article/456/ blackwater (дата обращения: 23.02.2018).
10. Юридические аспекты деятельности ЧВК - гарантии и ответственность // Частная военная компания «МАР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chvk-mar.ru (дата обращения: 21.02.2018).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Сухорукова Алексея Александровича «Роль правового регулирования частных военных компаний современной России в достижении эффективности укрепления обороноспособности нашей страны» Статья аспиранта МФПУ «Синергия» Сухорукова Алексея Александровича по теме «Роль правового регулирования частных военных компаний современной России в достижении эффективности укрепления обороноспособности нашей страны» объёмом 11 страниц, включает в себя название статьи, аннотацию, ключевые слова, информацию об авторе, задачу, цель и модель статьи, а также выводы, представленные на русском и английском языках. Статья также включает, рамки исследования и возможность последующего использования результатов исследования, практическую значимость и социальные последствия проведенного исследования, а также оригинальность и ценность, и библиографический список.
В рамках статьи проведено исследование законодательства Российской Федерации, а также международных конвенций и соглашений в области правового регулирования частных военных компаний, определена цель легализации частных военных компаний в РФ, выявлена необходимость более детального правового регулирования частных военных компаний в РФ
В статье определена проблема наличия частных военных компаний на территории Российской Федерации.
Автором, на основании проведённого исследования международных отношений определена необходимость ориентироваться на два основных документа (в общепринятом понимании), регламентирующих деятельность частных военных компаний. К таким документам автор относит: Документ Монтрё и Международный кодекс поведения ЧОК.
Работа, проделанная автором при написании данной статьи, необходима для дальнейшего исследования и поиска решения проблем правового регулирования частных военных компаний в РФ.
Качество оформления: в целом, статья соответствует требованиям для опубликования в журнале «Социально-политические науки».
Заключение: статья Сухорукова Алексея Александровича на тему «Роль правового регулирования частных военных компаний современной России в достижении эффективности укрепления обороноспособности нашей страны» может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
доцент кафедры административного и финансового права МФПУ «Синергия», кандидат юридических наук, доцент
Клейменова М. О.