Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ'

ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / СОБОРНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинникова Олеся Дмитриевна, Шаганян Аннета Михайловна

В статье рассматриваются понятие, сущность и содержание таких правовых категорий, как «юридический менталитет» и «правовое сознание», предпринимается попытка выявить их соотношение. Исследуются разнообразные подходы к правосознанию и юридическому менталитету, на основании чего формулируется вывод об их уникальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MENTALITY AND LEGAL AWARENESS: CONCEPT, ESSENCE AND CORRELATION OF CATEGORIES

The article deals with the concept, essence and content of such legal categories as «legal mentality» and «legal consciousness», an attempt is made to identify their relationship. Various approaches to legal consciousness and legal mentality are studied, on the basis of which a conclusion is formed about their uniqueness.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ»

УДК 340.114.5 : 1 ББК 67.0

Овчинникова Олеся Дмитриевна Ovchinnikova Olesya Dmitrievna

доцент кафедры конституционного и международного права Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: olesya901@mail.ru

Associate Professor, Department of Constitutional and International Law, the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.

Шаганян Аннета Михайловна Shaganyan Annetta Mikhailovna

доцент кафедры конституционного и международного права Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: sha-anneta@mail.ru

Associate Professor, Department of Constitutional and International Law, the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.

ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ

Legal mentality and legal awareness: concept, essence and correlation of categories

В статье рассматриваются понятие, сущность и содержание таких правовых категорий, как «юридический менталитет» и «правовое сознание», предпринимается попытка выявить их соотношение. Исследуются разнообразные подходы к правосознанию и юридическому менталитету, на основании чего формулируется вывод об их уникальности.

Ключевые слова: менталитет, юридический менталитет, правовое сознание, правосознание, мышление, соборность, мировоззрение.

На современном этапе развития правовой науки теоретическая база изучения юридического менталитета и правосознания различных социальных общностей и групп значительно увеличивается, постепенно растет и число исследований, посвященных данной проблеме, поскольку сегодня происходит не только активное развитие права и проникновение его во все сферы жизнедеятельности общества, но и повышение роли правосознания.

Юридический менталитет представляет собой сложный правовой феномен, являющийся фундаментальным в теории правосознания. Это можно объяснить тем, что именно данное научное явление позволяет рассмотреть правосознание как социальной группы в целом, так и индивида в отдельности, а также способствует глубинному познанию структур юридической психологии.

The article deals with the concept, essence and content of such legal categories as «legal mentality» and «legal consciousness», an attempt is made to identify their relationship. Various approaches to legal consciousness and legal mentality are studied, on the basis of which a conclusion is formed about their uniqueness.

Keywords: mentality, legal mentality, legal consciousness, sense of justice, thinking, conciliarity, outlook.

В русском языке термин «менталитет» встречался довольно редко и обозначал «ум, мышление; благоразумие, рассудительность; образ мыслей; сознание, совесть; мнение, взгляд» [1, с. 365]. В российской правовой системе понятие «правовой менталитет», или «юридический менталитет», появилось в 90-х годах прошлого столетия. Сегодня юридический менталитет находит свое отражение в таких отраслях отечественной науки, как юриспруденция и политология.

А.И. Коваленко, который одним из первых начал использовать понятие «правовой менталитет», определял его как «устойчивое мировоззрение той или иной социальной группы, класса, нации, народа и иной общности на государство и право, способ их существования и функционирования» [3, с. 20]. Кроме того, исследователь считает, что юридический

менталитет представляет собой особый взгляд индивида или группы на политическую систему, в которой они находятся и которую считают идеальной для нормальной жизнедеятельности [3, с. 24]. Подобная интерпретация исследуемого термина была одной из самых первых и весьма удачных в отечественной правовой науке.

По мнению А.Ю. Мордовцева, «правовой менталитет является совокупностью правовых представлений, устойчивых форм и стиля юридического мышления, которые в разных социумах имеют собственное содержание, различным образом сочетаются, но всегда лежат в основе восприятия компонентов национальной государственности, определяют специфику правового поведения индивида и социальных групп» [4]. Среди прочего ученый замечает, что правовой менталитет является совокупностью элементов именно мышления, поскольку менталитет - это все-таки компонент сознания индивида, именно оно заставляет человека следовать принятым установкам и привычкам [4]. Таким образом, ученые считают правовой менталитет структурным элементом сознания.

В современной юридической науке существует мнение о том, что правовой менталитет является совокупностью юридической деятельности и мышления, в частности подобной позиции придерживается Р.М. Овчиев [5, с. 41]. Однако такой подход получил критику со стороны Д.В. Меняйло, поскольку, по его мнению, правовой менталитет является исключительно частью духовного мира человека и общества, а следовательно, выражаться посредством правового действия или поведения не представляется возможным. «Правовым менталитетом являются исторически сложившиеся специфические, наиболее типичные и устойчивые для определенной социальной или национально-этнической общности, системы мировоззренческих представлений, оцениваний и реагирований на объекты государственно-правовой действительности» [6, с. 87].

Учитывая вышеизложенное, под юридическим менталитетом следует понимать совокупность правовых структурных элементов, коллективных бессознательных умонастроений и представлений, распространенных в обществе правил, образов и стилей правового мышления, которые в различных социумах имеют своеобразное содержание, сочетаются многими разнообразными способами, но постоянно опираются на подсознание и являются осно-

вой своеобразного взгляда на правовую реальность, а также уникального правового поведения индивида и различных социальных групп.

В юридической литературе тема правового менталитета достаточно актуальна, поскольку в современных реалиях без учета данной категории изучение герменевтических основ права не может быть целостным и полным. Несмотря на актуальность данной темы, о ее слабом развитии свидетельствует неопределенность соотношения правосознания и правового менталитета. Правосознание как научная категория находит свое отражение в работах многих правоведов. Например, С.С. Алексеев пишет, что «правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни» [7]. Именно чувственное отношение человека к праву и есть значимая составляющая правосознания, поскольку оно является определенным элементом сознания человека, существует на идеальном уровне, а также зависит от мировоззрения индивида или устоявшегося в обществе взгляда на мир. Зачастую правосознание очень тесно переплетается с моральными взглядами. Так, люди дают оценку праву и различным правовым явлениям, исходя из собственных представлений о таких категориях морали, «совесть», «честь», «добро», «справедливость» и т. д.

Теоретико-методологические основы правосознания всегда находились под пристальным вниманием российских правоведов. Так, в науке правосознание раскрывается посредством «общественного сознания, содержащего субъективное отношение индивида к правовой действительности, и проявляет себя в форме социально значимых действий и поступков человека» [8]. Большинство ученых придерживаются мнения о том, что правосознание оказывает огромное влияние на поведение человека, на его функционирование в обществе, содержит в себе представление индивида о правовой системе, в которой он существует, формирует у него отношение к праву в целом, что определяет в дальнейшем его юридически значимые поступки.

Следует признать справедливость мнения В.Н. Корнева, утверждающего, что объектом правосознания выступает не объективная действительность, а взгляды, идеи, представления, суждения о государственно-правовых явлениях. «Правосознание - это теоретическое и эмоционально-ценностное восприятие и

осознание господствующих в обществе идей о существующем или желаемом государстве, праве и правосудии, выраженное в совокупности знаний, чувств, переживаний, определяемых политическими интересами и ценностями» [9].

Из множества определений понятия правосознания в научной литературе выделяют основные его характеристики, которые являются составляющими элементами данной дефиниции. Так, по мнению И.Ю. Лимаренко, правосознание обладает следующими особыми свойствами: «1) является сферой общественного сознания; 2) отражает правовую действительность; 3) включает совокупность знаний, теорий, взглядов, идей, представлений, убеждений, установок, ценностных ориента-ций, оценок, настроений, эмоций, переживаний, чувств, привычек; 4) определяет отношение субъекта к действующему праву; 5) регулирует поведение в юридически значимых ситуациях; 6) формирует представления о желаемом праве и в дальнейшем находит конкретное выражение в нормах права» [10].

На основании вышеизложенного правосознание следует понимать как корреляцию разума и чувств, отражающих правовые реалии, с представлениями, правовыми идеями, ценностными ориентирами конкретного индивида к праву, что является определяющим его деяний в юридически значимых отношениях.

Категории «правовой менталитет» и «правосознание» начали изучаться российскими учеными сравнительно недавно, поэтому для лучшего понимания их сущности целесообразно соотнести их и обозначить, являются ли они самостоятельными относительно друг друга или все-таки одно из них выступает структурным элементом другого.

На сегодняшний день соотношение правового менталитета и правосознания представлено четырьмя подходами: правовой менталитет является частью правосознания; данные понятия тождественны; правовой менталитет шире правосознания; правовой менталитет выходит за пределы правового сознания.

Согласно первому подходу правовой менталитет является той частью общественного сознания, на уровне которого человеческая мысль становится частью эмоций и норм поведения. В результате происходит процесс, который способствует затуханию специфических основ правового менталитета, а явление переходит к групповому правосознанию. В структуре элементов правосознания правовой менталитет является его

глубинным уровнем и выступает в роли основы привычного образа юридической действительности [9]. Правосознание и правовой менталитет представляют собой неразрывное единство, определяя друг друга. Так, правовой менталитет является интуитивным неизменяемым элементом правосознания, который способствует преемственности в процессе эволюции общества, не подвергаясь влиянию со стороны различных социальных потрясений и катастроф. Однако данная позиция весьма противоречива, поэтому подвергается критике.

С точки зрения сторонников второго подхода, правовой менталитет выступает «характеризующим элементом различных типов сознания, его психологических и социальных сторон мышления, свойственных разным индивидам одной и той же этнической общности в отношении права» [13]. Правовой менталитет, как и правосознание, является взглядом индивида на правовую действительность, оба понятия подразумевают оценку человеком или группой правовой системы, действующей в обществе, отношение к праву и уверенность в том, что данная система соответствует его внутренним убеждениям.

Правоведы, которые придерживаются точки зрения о том, что правовой менталитет является более широким понятием, чем правосознание, раздвигают его границы и выводят за пределы правосознания, поскольку в него включаются не только исторически сложившиеся формы мышления, но и шаблоны поведения, которые не являются составляющей частью правосознания человека. «Данная правовая категория представляет собой совокупность однообразных для общества реакций на повседневные правовые явления в виде эмоций и чувств, находящихся на бессознательном уровне» [11]. Правовой менталитет «включает в себя, прежде всего, некие структуры национального характера, действующие, не проходя через сознание, спонтанно» [12]. С данной позиции правовой менталитет выступает основой сознательного и бессознательного. Однако представленная позиция также подвергается критике, поскольку если все-таки признать, что правовой менталитет есть бессознательное явление, то придется отвергнуть наличие в нем правового мышления, а оно, являясь наиболее усовершенствованным элементом правового менталитета, накапливает весь прошлый опыт, сохраняя его, совершенствуя и исключая ошибки [11].

Сторонники четвертого подхода утверждают, что правовой менталитет существует вне правосознания, выступая структурным феноменом общественного сознания. Правовой менталитет включает в себя глубинные формы мышления и поступков людей, являющиеся отличительной чертой той или иной общности. Кроме того, правовой менталитет содержит скрытую предрасположенность действовать и принимать окружающую действительность в соответствии с исторически сложившимися в обществе духовно-культурными установками. И.А. Шаповалов, В.Н. Синюков, А.Ю. Мордовцев указывают на то, что правовой менталитет не может входить в структуру правосознания, поскольку он является своеобразной формой мышления, способностью воспринимать существующую действительность и находится в структуре общественного сознания в качестве фундамента идеологических составляющих правового сознания [11].

Проанализировав все вышеприведенные точки зрения и мнения ученых, можно сделать вывод, что правовой менталитет представляет собой одно из многофункциональных правовых явлений, относящихся к духовной сфере человечества, и лежит в основе современных правовых явлений. Кроме того, правовой менталитет находится в тесной взаимосвязи с правосознанием, выступая для последнего принципом (основой) его развития и выражения, в то время как правосознание наряду с правовым мышлением и т. п. являются средствами для его функционирования.

В России правовой менталитет и правосознание представляют собой сложные структурные и многоуровневые явления. В данных категориях объединяются различные культурные, исторические, психологические образы, стандарты правового мышления и поведения, духовная консервативность бессознательного и сознательного слоев, свойственные им психологические реакции на нестандартные, нетипичные ситуации. Российский правовой менталитет и правосознание выражают внутренние механизмы, структурные элементы отечественного сознания, которые складывались на протяжении всего исторического развития российского общества.

Формирование отечественного правового менталитета и правосознания обусловливается географическим положением государства. Так, Л.А. Чикин указывает на то, что одной из особенностей эволюции российского правово-

го сознания является влияние как восточных, так и западных правовых ценностей. По своей сущности Россия является и не Востоком, и не Западом, но одновременно с этим она принимала все окружающие ее культуры. В таком взаимодействии отечественное общественное сознание усваивало инородные нормы, перерабатывая их на основе интересов и целей, стоящих перед российским обществом, тем самым создавая новый, неповторимый правовой менталитет, который и лежит в основе самобытного российского правосознания.

Правоведы сходятся во мнении о том, что главными отличительными чертами российского правового менталитета и правосознания являются его общинность или соборность, нравственность, религиозность, справедливость и патернализм, т. е. властная трактовка права. В совокупности все перечисленные элементы способствовали появлению уникального российского правового менталитета и правового сознания.

Право русским народом понимается не просто как способ построения общественных отношений и их строгого регулирования, но и элемент духовной жизни людей, тесно связанный с моральными традициями и убеждениями российского общества. Специфика отечественного правового менталитета и правосознания предполагает ее учет в процессе построения правовой системы государства. По мнению В.Н. Синюкова, органы власти при издании нормативных правовых актов должны следовать не принятым во многих демократических странах юридическим принципам регулирования общественных отношений, а интересам русского народа, его нравственным установкам и идеям. В отечественном законодательстве существуют проблемы, связанные с учетом исторически сложившегося правового менталитета и правосознания народа, именно поэтому русским людям свойственно в некоторой степени отрицательное отношение к праву и законам.

Таким образом, российский правовой менталитет и правосознание следует оценивать как феноменальные правовые явления, не имеющие аналогов в мире. Формируясь под постоянным воздействием западной и восточной культур, правосознание трансформировалось и обрело значительный набор своеобразных характеристик. В юридической литературе отмечается, что отечественному правовому менталитету и правосознанию свойственен

высокий уровень нравственности и моральности, а также указывается на то, что отражение данных категорий в сознании русского народа нельзя представить без религиозности и об-щинности, сопровождающих российское общество с начала его зарождения и на всем протяжении исторического развития. Однако уче-

Литература

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1994.

2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ struktura-pravovogo-mentaliteta/viewer (дата обращения: 12.11.2021).

3. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994.

4. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/pra-vovoy-mentalitet-kak-osnovanie-issledovaniya-natsionalnogo-prava-i-publichno-vlastnoy-orga-nizatsii-v-xxi-veke/viewer (дата обращения: 12.11.2021).

5. Овчиев Р.М Правовая культура и российский правовой менталитет: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.

6. Меняйло Д.В. Правовой менталитет: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ko-mpromissnoe-pravosoznanie-i-pravovaya-kultu-ra-kak-neobhodimye-elementy-razvitiya-grazh-danskogo-obschestva/viewer (дата обращения: 12.11.2021).

8. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/o-pravosoznanii-i-ego-deformatsii/viewer (дата обращения: 12.11.2021).

9. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/36828 -problemy-teorii-pravosoznaniya-sovremennoj-otechestvennoj-yurisprudencii (дата обращения: 12.11.2021).

10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sus-chestvennye-priznaki-pravosoznaniya/viewer (дата обращения: 12.11.2021).

11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pra-vosoznanie-i-pravovoy-mentalitet/viewer (дата обращения: 12.11.2021).

12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pra-vovoy-mentalitet-kak-sotsiokulturnyy-faktor-re-formirovaniya-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 12.11.2021).

13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effek-tivnost-prava-pod-uglom-natsionalnogo-pravovogo-mentaliteta/viewer (дата обращения: 12.11.2021).

ные также обращают внимание на то, что на сегодняшний день в России получили новый импульс тенденции, связанные с формированием правового нигилизма, поэтому сейчас данный вопрос для современного Российского государства является достаточно острым.

Bibliography

1. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow, 1994.

2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ struktura-pravovogo-mentaliteta/viewer (date of access: 12.11.2021).

3. Kovalenko A.I. A short dictionary-reference book on the theory of state and law. Moscow, 1994.

4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-voy-mentalitet-kak-osnovanie-issledovaniya-nat-sionalnogo-prava-i-publichno-vlastnoy-organizatsii-v-xxi-veke/viewer (date of access: 12.11.2021).

5. Ovchiev R.M. Legal culture and Russian legal mentality: author. abstract ... Cand. of Law. Rostov-on-Don, 2006.

6. Menyailo D.V. Legal mentality: author. abstract ... Cand. of Law. Volgograd, 2003.

7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kom-promissnoe-pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-kak-neobhodimye-elementy-razvitiya-grazhdan-skogo-obschestva/viewer (date of access: 12.11.2021).

8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravosoznanii-i-ego-deformatsii/viewer (date of access: 12.11.2021).

9. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/36828 -problemy-teorii-pravosoznaniya-sovremennoj-otechestvennoj-yurisprudencii (date of access: 12.11.2021).

10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sus-chestvennye-priznaki-pravosoznaniya/viewer (date of access: 12.11.2021).

11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pra-vosoznanie-i-pravovoy-mentalitet/viewer (date of access: 12.11.2021).

12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pra-vovoy-mentalitet-kak-sotsiokulturnyy-faktor-re-formirovaniya-sovremennoy-rossii/viewer (date of access: 12.11.2021).

13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ef-fektivnost-prava-pod-uglom-natsionalnogo-pra-vovogo-mentaliteta/viewer (date of access: 12.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.