Научная статья на тему 'Юридический континуум свободы: понятие и общая характеристика'

Юридический континуум свободы: понятие и общая характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ВЛАСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СВОБОДЫ / ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ВЛАСТНО-ПРАВОВОЙ ВЕКТОР / ПРАВО-ВЛАСТНЫЙ ВЕКТОР / ЛЕГИСТСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ / ПОЗИТИВИЗМ / ЗАКОН / LAW / POWER / LEGAL CONTINUUM OF FREEDOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хорошильцев Александр Иванович

Статья посвящена одной из актуальных и дискуссионных проблем юридической науки: отношениям права и власти. Автор предлагает ввести в научный оборот понятие юридического континуума свободы, отражающего целостность функционирования права и власти. Выделяются основные элементы названного континуума, дается его характеристика. Отмечается проявление юридического континуума на практике и в науке, в повседневной жизни и социально-исторической перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal continuum of freedom: concept and general characteristic

The author suggests to introduce a notion of legal continuum of freedom, which reflects integrity of law and power, describes its elements and characterizes its properties.

Текст научной работы на тему «Юридический континуум свободы: понятие и общая характеристика»

А.И. Хорошильцев

Юридический континуум свободы: понятие и общая характеристика

Юридическое познание открывает человеку мир как целостное функционирование права и власти (право -о власть), которое уместно именовать юридическим континуумом свободы [1; 2, с. 18-26].

Юридический континуум свободы - это своего рода «сплав» права и власти, универсальный стандарт упорядочения, который формирует юридическую сферу, определяя пределы проявления социальной активности*. В буквальном переводе с латинского понятие «континуум» (continuum) означает непрерывность, неразрывность явлений и процессов**. Соответственно с этим термин «юридический континуум свободы» призван отражать названные особенности связей права и власти, простирающиеся от противоположностей феноменов до их единства. Так, по мнению Б.П. Вышеславцева, «право по своему духу противоположно власти» [1, с. 523-524]. С.С. Алексеев полагает, что «власть - антипод права... Власть, особенно власть политическая, государственная, которая и делает "право правом", в то же время - явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой чуждого, остро враждебного фактора» [4, с. 64, 67]. В то же время отношения права и власти характеризуются тесной связанностью, единством***. Так, Л. Дюги видел во власти силу, отданную на служение праву [5, с. 56], B.C. Соловьев понимал власть как реальное воплощение права [6, с. 296]. А.И. Куфтырев рассматривал власть как полномочие на право управления [7, с. 30].

С.С. Алексеев так же уверен в тесной связанности права и власти, несмотря на их противоположность. «Право требует власти», констатирует он [4, с. 64, 67]. Эту же мысль высказывают Г.И. Иконникова и В.П. Лященко, справедливо отмечая, что между правом и властью «существует диалектическое взаимодействие: право нуждается во власти, а власть - в праве» [8, с. 159].

Право и власть как бы взаимно «перетекают», «переходят» друг в друга, но так, что их связанность не утрачивается, не прекращается. Б.П. Вышеславцев утверждал, что «всякая власть предполагает минимум права; всякое право предполагает минимум власти» [3, с. 523, 524]. Такая связанность позволяет говорить о целостности и неразрывности функционирования права и власти, образующих юридический континуум свободы.

Основополагающими факторами этого континуума служат право, власть и свобода как объем пространства и времени для размещения активности человека и общностей людей****. Такое понимание свободы базируется на ее видении С.С. Алексеевым. По его мнению, свобода «являет собой основополагающий элемент человеческого бытия», суть предназначения которого состоит в том, что она представляет собой «пространство активности, развертывания природных задатков человека с целью восходящего развития всего человеческого рода» [4, с. 87-88]. Это «пространство» (объем) наполняется различными проявлениями активности человека и общностей людей, упорядоченных властью и правом. Власть в юридическом континууме свободы оказывается механизмом (носителем форм) упорядочения посредством активности воздействия, а право - механизмом (носителем форм) упорядочения посредством активности отражения*****.

Юридический континуум свободы проявляет себя и в науке, и в практике.

Так, в юридической практике это обнаруживается в процессах правотворчества и реализации права. Каждый из них предполагает присутствие и права, и власти*. Процессы правотворчества проявляют вектор активности от власти к праву (власть ^ право), формируя властно-правовой объем юридического континуума свободы. В свою очередь процессы реализации права, проявляя обратный вектор активности - от права к власти (право ^ власть), формируют право-властный объем этого континуума. Известный ученый Гарольд Дж. Берман в своем исследовании западной традиции права обозначил властно-правовой и право-властный векторы упорядочения как «правление законом /rule by law/» и как «господство права /rule of law/» [9, с. 10].

В повседневной жизни единство права и власти проявляется в активности конкретных людей и их общностей в ходе формирования и осуществления конкретных социальных взаимосвязей. Власть человека и власть, присущая общностям людей, обеспечивают реализацию их прав, а отсутствие необходимых потенциалов власти превращает эти права в пустую формальность. Право обретает свою действенность и, следовательно, полноценность усилиями конкретных людей, предваряющих его установления в действительность общественного существования. Без этих усилий, реализующих правовые нормы и проявляющих власть в широком смысле этого слова, право мертво.

Целостность функционирования права и власти обнаруживается и в более широком социально-историческом аспекте. В истории человечества каждый тип власти порождал соответствующий ему тип права и находил в нем свое обоснование, а каждый тип права проявлял себя в присущем ему типе власти. Власть рождала право, а право рождало власть. В первом случае право оказывалось средством

самоутверждения власти в общественном сознании, а во втором случае власть служила посредником в реализации и воплощении права в жизнь.

В науке юридический континуум свободы наиболее ярко находит свое проявление в типах понимания права и власти. В частности, видение мира сквозь призму понятия позитивного права** предполагает не только понятие права, но и понятие власти. B.C. Нерсесянц отмечал, что «в основе легистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти...

Сила власти здесь рождает насильственное, приказное право.

Истина о праве, согласно легистской гносеологии, дана в законе, выражающем волю, позицию, мнение законодателя (суверена, государства). Поэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер мнения, хотя и официально-властного мнения.

По логике такого правопонимания, одна только власть, создающая право, действительно знает, что такое право и чем оно отличается от неправа» [10, с. 65-66]. Не менее концентрированно мысль о связанности права с властью выражена ученым в следующем суждении: «По существу же (т.е. социологически, по словам Кельзена) под действительностью позитивного права имеется в виду власть (правоустанавливающая власть, властная сила права), а под действительностью права -установленное этой властью позитивное право...» [10, с. 597].

Для позитивизма правом служит закон, который по существу представляет собой форму для выражения права в понимании государственной власти. Она формулирует, создает такое право и обеспечивает его реализацию своими ресурсами. Рассматривая право в позитивном понимании, мы обнаруживаем его «обремененным» смыслом и понятием власти. Позитивное право - это право «одетое в одежды» государственной власти, которая предлагает обществу закон как инструмент упорядочения и в то же время как инструмент юридического видения мира. Иными словами, в том случае, когда в качестве права рассматривается позитивное право, юридическое понимание мира предполагает присутствие не только понятия права, но и понятия власти. Аналогично обстоит дело и с другими подходами к пониманию права. Понятие власти, как и права, оказывается методологически и практически значимым для юридического познания в целом. Такова же значимость понятия юридического континуума свободы как целостного функционирования права и власти.

Литература

1. Хорошильцев А.И. Государственная власть в системе социальной власти. М.-Курск: Изд-во РОСИ, 2004.

2. Хорошильцев А.И. О целостности функционирования права и власти // Проблемы правоведения. 2004. Вып. 2.

3. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения. М.: Астрель, 2006.

4. Алексеев С.С. Философия права. М.: Изд-во НОРМА, 1998.

5. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.

6. Соловьев B.C. Философская публицистика. Значение государства // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 4: Политическая мысль в России: вторая половина XIX-XX в. М.: Мысль, 1997.

7. Куфтырев А.И. Политическая организация социалистического общества. М., 1981.

8. Иконникова Г.И., Лященко В.П. Философия права: Учебник. М.: Гардарики, 2007.

9. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

10. Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов. М.: Издательская группа «ИНФАМ -НОРМА», 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.