Научная статья на тему 'Соотношение государства и права в современной России: состояние проблемы'

Соотношение государства и права в современной России: состояние проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7882
780
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА / ТЕОРИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ / ПОЛИТИ0 ЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ПРАВО / ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / САМООГРАНИЧЕНИЕ ВЛАСТИ / ПРАВОВОЕ ГОСУ0 ДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоровская М. Ю.

В статье анализируются вопросы взаимодействия права в юридическом смысле и государ0 ства. Показывается взаимное влияние права и государства в области нормотворчества и реали0 зации права, в функционировании правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение государства и права в современной России: состояние проблемы»

Федоровская М.Ю.

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье анализируются вопросы взаимодействия права в юридическом смысле и государства. Показывается взаимное влияние права и государства в области нормотворчества и реализации права, в функционировании правового государства.

Ключевые слова: взаимное влияние права и государства, теории правопонимания, политический режим и право, единство государства и права, самоограничение власти, правовое государство.

При изучении проблемы соотношения государства и права имеет смысл выделить факторы, которые обычно указывают в качестве значимых для систематизации и описания этих явлений.

К факторам субъективного порядка можно отнести тип правопонимания, из которого исходит исследователь. В этом вопросе предпринято два основных направления исследования: позитивистское и неопозитивистское.

Юридический позитивизм предлагает формальное определение права, как совокупности правовых норм, установленных или санкционированных государством. В рамках юридического позитивизма выделяется легистское (позитивистское и неопозитивистское) и социологическое понятие права и государства.

Легистский позитивизм отождествляет право и закон. Право - это то, что приказывает государство, а государство - это содержание законов об организации, полномочиях и осуществлении суверенной принудительной власти [1, с. 38, 100]. Поэтому этот подход часто называют этатистским т.е. государственническим, согласно которому государство первично, а право вторично.

Легистский неопозитивизм предлагает определение права как иерархической системы норм, основанной на других принудительных нормах, снабженных санкциями.

Социологический позитивизм, видит в праве реальные социальные отношения, имеющие юридические последствия. Государством с позиции социологического позитивизма называется любая организация публичной политической власти в любой форме и с любым содержанием. «Общей чертой социологического понятия государства ... является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формальноюридических, а фактических социальных ... явлений властвования» [2, с. 73].

В рамках неопозитивизма выделяются этическое и юридическое понятия права и соответствующее им понимание государства.

Этическое направление различает право и закон по содержанию, причем право объясняется через понятие справедливости. Традиционно этическое понятие права использовалось в учениях о естественном праве, согласно которому право выводится из разума или природы общества и человека, а человеку предписываются врожденные и неотъемлемые права, существующие независимо от государства и предшествующие ему.

Юридическое понятие объясняет право как самостоятельное явление, которое не сводится к его официальной форме или морально-этическим представлениям о должном содержании законов. Право - это нормы и полномочия, выражающие и обеспечивающие свободу индивидов в их отношениях друг с другом и с государственной властью [1, с. 61]. Это философское понимание сводит право к принципу свободы, определяет её меру, сферы и границы, воспринимает свободу как разумное общественное поведение [3, с. 13].

Смысл юридического понимания государства выражен в определении, предложенном В. С. Нерсесянцем: «государство - это правовая форма организации и функционирования публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина» [1, с. 677].

Как видно из приведенных выше положений, понятие «государство» невозможно раскрыть без конкретизации понятия «право», и наоборот. С учетом того, что оба эти понятия в юридической литературе раскрываются неоднозначно, их сопоставление представляется достаточно сложным.

Среди объективных факторов, которым обычно придается значение в юридической литературе, значится вопрос о соотношении по-

литической и правовой систем. В этой связи сущность сложившихся отношений между государством и правом увязывается с господствующим в данной стране политическим режимом. Немаловажными представляются и те исторические условия, в рамках которых производится сопоставление систем «государство - право».

Советская правовая доктрина вопрос о соотношении государства и права изучала с учетом их общего надстроечного характера над экономическим базисом. Среди трудов ученых этого периода самым значимым является монография М.А. Аржанова «Государство и право в их соотношении», изданная в 1960 году. Работа выдержана исключительно в духе классовой борьбы, противопоставления государств социалистического типа государствам буржуазным. В этой связи указывались такие общие черты государства и права, как их политический характер, возможность применения принуждения, одномоментное возникновение и неминуемое последующее одновременное отмирание, невозможность существования права без государства и государства без права и т. д. [5].

Все последующие исследования, обозначенной темы, вплоть до начала 80-х годов XX века, так или иначе выполнены в идейном соответствии работе М.А. Аржанова. В основном, государство и право рассматривались по параметрам единства, различия и взаимодействия [6, с. 60].

Н. Неновски пишет, что единство государства и права составляет их происхождение, типология, детерминированность экономическими условиями, общность исторической судьбы, политическое содержание, культурные и иные условия. Причем, это единство двух различных, многообразных в своих проявлениях и относительно самостоятельных явлений, что служит основой взаимного влияния и взаимодействия [7, с. 36]. Связи и взаимоотношения между правом и государством развиваются внутри единого целого, частями которого они являются. На институциональном уровне единство проявляется в единстве государства как аппарата и права как законодательства. На субстанциональном и атрибутивном уровне единство государства как всеобщей в территориальном отношении суверенной политической организации всего населения и системы государственно-политических отношений и взаимосвязей в масштабе всего общества, и права как всеобщей, реально действующей системы правовых норм, которая претворяется во всеобщем правопоряд-

ке, воплощающем юридическое устройство данной территории и данного населения [7, с. 43].

В общем смысле государство и право выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

Различия вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. С.С. Алекссев писал по этому поводу следующее: «Если право призвано выражать нормативные начала общественной жизни, её стабилизирующие, упорядочивающие потребности, то государство во всех случаях неизменно остается институтом организованной политической власти, инструментом её реализации, воплощения в жизнь. Государство на определенных этапах развития общества становится носителем и обителью демократии, с которой напрямую связан прогресс и в сфере права» [8, с. 72].

Взаимодействие государства и права выражается в различных взаимных влияниях.

Рассматривая влияние государства на право можно отметить следующее:

Во-первых, государство создает правовые нормы, сообщая им посредством своих властных особенностей общеобязательный характер.

По мнению С.С. Алексеева, «главное в миссии государства по отношению к праву состоит в том, чтобы сообщить определенным нормам, принципам, положениям, особое юридическое качество, а затем они начинают действовать сами, в значительной мере самостоятельно, и это может быть обращено уже против государства» [8, с. 72].

Новое качество сообщается двумя путями. Первый путь лежит через придание нормам, принципам, положениям нормативного и обязательного для всех государственного значения соответствующим актам. Второй осуществляется либо посредством введения юридических дозволений или запретов, либо введения прямых нормативных государственных предписаний. Два указанных случая выражают различную степень государственного «присутствия» в праве и отсюда различную степень наличия в нем собственно правовых начал.

Во-вторых, государство обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности.

В-третьих, государство оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уваже-

Федоровская М.Ю.

Соотношение государства и права в современной России

ние к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Отходя от позитивистской концепции понимания проблемы, О.В. Макаров воздействие государства на право связывает с оказанием субъектам права со стороны государства содействия в реализации прав, свобод и обязанностей, а также с достижением максимального сочетания правовой нормы, устанавливаемой законодательным путем, и права как продукта потребностей и интересов нормальной человеческой деятельности [9, с. 17-18].

Необходимо признать, что соотношение государства и права зависит от действующего в данном государстве политического режима. Известно, что политический режим отражает ключевой момент в бытии и функционировании государства, его состояние как института политической власти, его истоки, организацию и проявления, особенности и соотношение выраженных в государстве классовых, национальных и общегражданских интересов, механизм формирования и действия власти. Этот же ключевой момент имеет определяющее значение и для права. Следуя этой логике, С.С. Алексеев, заключил, что в условиях авторитарного режима, право реализует свою динамическую функцию, сводясь к прямо исходящим от государства предписаниям. В условиях демократии существует развитая правовая система, обеспечивающая простор для существования саморегулирующихся механизмов, являющихся основой гражданского общества. В то же время право ограждает демократический политический режим от разрушительных стихийных процессов, своеволия толпы, господства силы и беспредела [8, с. 74]. В таком обществе права и свободы человека приобретают высокий удельный вес и реальное действие, что органически связано с развитием права.

Зависимость государства от права также имеет различные проявления.

Во-первых, она раскрывается во внутренней организации государства, связях между его отдельными звеньями. Право оформляет структуру и взаимодействие между элементами механизма государства, создает гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации - разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации.

Во-вторых, зависимость раскрывается во внешних проявлениях государства, в той роли, которую оно играет в общественных отношениях. Право воздействует на государство при его отношениях с населением, определяя пределы воздействия государства на личность, его права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право предает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения. Однако необходимо помнить, что право способно лишь в принципе ограничить государство, не допустить его произвола, при условии, если власть сама пойдет на известное самоограничение.

Анализируя связь государства и права, следует иметь ввиду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, также как и государство относительно самостоятельно в отношении права [10, с. 226]. Это подтверждает тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Однако, государственная власть по отношению к праву выступает в качестве непосредственной правообразующей и обеспечивающей силы, а право, в свою очередь, несет по отношению к государству организующую и упорядочивающую роль.

Своеобразным венцом, кульминацией, выражающей позитивный потенциал, заложенный в праве, в его соотношении с государством, является правовое государство. В правовом государстве право способно значительно преодолевать негативные проявления феномена власти, оно способствует раскрытию позитивного потенциала государства как формы правления, в свою очередь, государство углубляет свое правовое развитие и содержание.

Наиболее высокую ступень развития права, С.С. Алексеев связывает не просто с правовым государством, а с обществом права, т. е. обществом, в котором устанавливается безусловное верховенство права, абсолютное и нерушимое господство его начал и ценностей [8, с. 74].

Логическим завершением анализа взаимного влияния, единства и противоречий государства и права является раскрытие вопроса о характере сложившейся между ними связи. В этом вопросе предпринято несколько направлений исследования:

В.Е. Гулиев и М.А. Аржанов склонны считать, что взаимоотношения между государством и правом имеют причинно-следственную природу. В данном аспекте подчеркивается, что речь идет о соотношении неравных элементов, ибо предполагается примат государства над правом [11, с. 117].

Л.С. Явич считает, что более точно определяет связь права и государства точка зрения, согласно которой между этими явлениями существуют функциональные связи. По мнению автора, подобный подход позволяет учитывать взаимную обусловленность государства и права как самостоятельных общественных явлений, и подчеркивает активную роль права по отношению к государству. Функциональная связь «носит глубинный характер, действуя на уровне сущности права и сущности государства, опираясь на их причинно-следственную связь с господствующим типом производственных отношений» [12, с. 54].

Логически этот философский спор разрешил Н.И. Матузов. По его мнению, «вопрос не должен решаться по принципу: или - или, ибо между государством и правом могут существовать как одни, так и другие связи. Во-первых, сами причины бывают разные (основные и производные, главные и второстепенные, формальные и материальные); во-вторых, решение воп-

роса во многом зависит от того, как понимается право («узконормативно» или более широко, с включением в него правовых взглядов, правоотношений, естественных прав человека и даже охраняемого властью фактического порядка); в-третьих, множество правовых норм создается не государством непосредственно, а общественными и иными субъектами, с санкции государства» [6, с. 55]. Представляется, что рациональное решение вопроса в этом смысле может быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях их взаимовыгодного сотрудничества.

Приведенный выше анализ точек зрения ученых по поводу соотношения государства и права позволяет заключить, что в современной российской науке преобладает нормативистс-кий подход к проблеме. Несмотря на то, что в любом исследовании в области государства и права неизбежно приходится касаться с той или иной стороны, в том или ином объеме их соотношения, в настоящее время к проблеме соотношения государства и права необходимо подойти с позиций обобщения закономерностей общественного развития и практики строительства правового государства. Такой подход позволит разработать рекомендации, связанные с совершенствованием системы правового регулирования и государственного управления.

Список использованной литературы:

1. Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М., 1997.

2. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

3. Мартышин О. В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. №6.

4. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2006.

5. Аржанов М. А. Государство и право в их соотношении. М., 1960.

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000.

7. Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1982.

8. Алексеев С. С. Теория права. М., 1994.

9. Макаров О. В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. №5. С. 17-18.

10. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. М.: Эксмо. 2008.

11. Общая теория государства и права: Учебник. Т.2. / Под ред. В. С. Петрова, Л. С. Явич. Л., 1974.

12. Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1967.

Федоровская Мария Юрьевна, аспирант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Fedorovskaya M.YU.

CORRELATION of STATE and RIGHT in MODERN RUSSIA: PROBLEM'S CONDITION

Problems of right and state's interaction in legal meaning are analysed in the article. The mutual influence of right and state in the sphere of norm creation and right's realization, in law-based state's operation are shown.

Keywords: mutual influence of right and state, theories of law understanding, political regime and right, unity of state and right, power's self-restriction, law-based state.

Bibliography:

1. Chetvernin V. A. Notions of right and state. Introduction to Theory of Right and State’s course. M., 1997.

2. Zorikin V. D. Pozitivists’ theory of right in Russia. M., 1978.

3. Martyshin O. V. Are the main types of understanding the right compatible? // State and right. 2003. №6.

4. General Theory of Right and State’s problems: Textbook / ed. V. S. Nersesyanca. M., 2006.

5. Arzhanov M. A. State and right in their correlation. M., 1960.

6. The Theory of State and Right: Course of lectures / ed. N. I. Matuzova, A. V. Maliko. M., 2000.

7. Nenovski N. Unity and interaction of state and right. M., 1982.

8. Alekseev S. S. Theory of right. M., 1994.

9. Makarov O. V. Correlation of right and state // State and right. 1995. №5. P. 17-18.

10. Morozova L. A. Theory of state and right. Textbook. M.: Eksmo. 2008.

11 .General Theory of state and right: Textbook. V. 2./ed. V. S. Petrova, L. S. Yavich. L., 1974.

12. Yavich L. S. General Theory of right. L., 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.