Научная статья на тему 'Юридический факультет: направления инновационного развития'

Юридический факультет: направления инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Л., Казачкова З., Навасардова Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридический факультет: направления инновационного развития»

Л. ЩЕРБАКОВА, доцент, декан юридического факультета З. КАЗАЧКОВА, профессор, завкафедрой

Э. НАВАСАРДОВА, профессор, завкафедрой

Юридический факультет: направления инновационного развития

Юбилейные торжества, посвященные 75-летию Ставропольского государственного университета и 10-летию юридического факультета, - замечательный повод, чтобы не только подвести итоги, но и посмотреть вперед, представить образ динамично развивающегося юридического факультета в структуре обновленного классического университета.

Как известно, направлениями реформирования российского образования являются обеспечение качества образования и повышение квалификации преподавателей в университетах, взаимодействие и сотрудничество университета и общества, интеграция научных исследований, учебного процесса и обучения через практику. Таким образом предполагается преодолеть постоянное отставание системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество, придать ему стабильную инновационную перспективу.

Классический университет как культурно-образовательный, интеллектуальный центр все больше сталкивается с вызовами времени. И его миссия состоит в постоянной готовности не только ответить на них, но и предвидеть новые, планировать пределы развития и преодолевать их на основе обновления всех элементов его технологической среды.

Применительно к рассматриваемой нами системе юридического образования это означает, что без обеспечения органичного единства вышеперечисленных элементов проблематично рассчитывать на достижение цели подготовки юриста, адаптированного к изменяющимся условиям.

Менеджмент Ставропольского государственного университета и юридического факультета, учитывая это, концентрировал

усилия на необходимости создания современной культурной среды формирования юридического образования, делового стиля общения будущих юристов со своими клиентами. Изучались традиции русской классической школы размещения и оформления юридических факультетов, вплоть до подходов к декоративному оформлению аудиторий, лабораторий, юридических клиник, специальных полигонов. Создавались совершенно новые технологические цепочки сотрудничества кафедр, факультета, университета с органами государственной власти и управления, будущими работодателями, бизнес-структурами, СМИ, выпускниками, родителями, абитуриентами.

Одно из примечательных явлений в парадигме подготовки сегодняшних высококлассных юристов во всем мире - слияние самых престижных юридических факультетов с библиотекой, т.е. приближение сокровищницы мировых и национальных интеллектуальных достижений к каждому входящему в университетское сообщество

- от студента до академика. Интересно, что в развитых странах мира существуют даже архитектурные каноны проектирования юридических факультетов. Как правило, юридический

факультет размещается в отдельном помещении, органично встроенном в пространство юридической библиотеки. Заведующий библиотекой является вторым после декана лицом факультета. Таким образом, юридический факультет и юридическая библиотека составляют не только единое архитектурное, но и единое жизненное пространство. Оно обустраивается таким образом, чтобы подчеркнуть некоторую консервативность и респектабельность самой профессии, предоставить возможность для самоуглубления, концентрации интеллектуальных и духовных усилий для постижения сути сложнейшей профессии. Так, сборники законодательства или судебных прецедентов выкладываются на открытых стеллажах для воспитания постоянной потребности в чтении и критическом осмыслении прочитанных текстов.

Понимая это, ректорат нашего университета сумел в короткие сроки реализовать удивительный проект по созданию одной из самых высокотехнологичных и красивых библиотек в Европе. Библиотека постепенно становится центром притяжения, площадкой, через которую открываются окна в глобальное информационное пространство. Но это пространство требует овладения современными информационными технологиями работы с электронными библиотеками и каталогами, он-лайновыми энциклопедиями и электронными учебниками, знания авторского права и умения строить цивилизованные отношения в расширяющемся поле взаимного сотрудничества, требует выработки и технологического закрепления нового навыка. Следует научить студента не просто читать юридические тексты, но оценивать их критически, анализировать юридические казусы, принимать решения, сообразуясь с принципами права и справедливости. Юридическая библиотека является неотъемлемым атрибутом ряда старейших учебных заведений страны. По такому принципу, к примеру, реконструирован юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, что

в известной мере обусловливает его притягательность в качестве эталонного учебного заведения, давшего миру многих представителей политической и интеллектуальной элиты нации.

В 1999 г. одному из авторов данной статьи довелось участвовать в ежегодной встрече представителей юридических факультетов, членов Американской ассоциации юридических вузов. Одна из секций данного собрания называлась «Читаем критически». Вот только некоторые темы, обсуждавшиеся собравшимися: «Как читать протоколы?», «Читаем клиентские истории», «Читаем, думаем, пишем», «Читаем критически тексты кодексов и контрактов».

В СГУ складывается замечательная традиция проведения занятий по освоению методики работы со справочными правовыми системами «Гарант», «Консультант Плюс» выпускниками факультета. Так, например, Кирилл Урсов, аспирант юридическогофа-культета, одновременно представляет интересы фирмы «Консультант Плюс» по сотрудничеству с образовательными учреждениями. Этим же целям - постижению основ юридической техники студентами фа-

культета - служит лаборатория исследования проблем юридической техники и мониторинга регионального законодательства, созданная на факультете в феврале 2005 г.

Факультет, как известно, это в первую очередь сообщество профессуры и преподавателей. Во многих странах мира стандарты преподавания на юридическом факультете задаются профессиональными объединениями юристов. В нашей стране сложилась иная традиция: государственный стандарт формируется и контролируется уполномоченным государственным органом. В рамках предоставляемой академической свободы преподаватель должен неукоснительно выполнять требования ГОС, установленные применительно к читаемой им дисциплине. К сожалению, в нашем сегменте образования в последние годы сложились не вполне благоприятные тенденции. Резкое увеличение спроса на юридическое образование привело к неоправданно заниженным критериям отбора преподавателей, призванных обеспечивать его качество. Последнее вполне объяснимо: высокий рыночный потенциал данной специальности приводил к тому, что стремление использовать донорские возможности юридического факультета зачастую опережало его реальные возможности по подготовке педагогических кадров высшей квалификации.

Менеджмент Ставропольского государственного университета понимает, что ответить на эти вызовы возможно лишь при адекватной комплексной оценке уже достигнутого уровня и точной диагностике состояния наиболее проблемных зон современного юридического образования в стенах классического университета, при стратегическом планировании непрерывного повышения квалификации самих преподавателей.

В этих условиях совершенно оправданными и своевременными выглядят усилия Министерства образования и науки Российской Федерации, базирующиеся на фундаментальных положениях «Концепции мо-

дернизации российского образования на период до 2010 года».

Все более выраженными и целенаправленными становятся и усилия вузов, в том числе СГУ, направленные на критическое осмысление уровневых, качественных характеристик образования. В этой связи вполне понятной выглядит попытка опереться на потенции такого современного инструментария анализа образования, как мониторинг качества.

Мониторинг качества образовательных услуг - это система инструментов, позволяющая определять, форматировать, хранить, контролировать и осуществлять административный надзор за качеством предоставляемых образовательных услуг. Целью мониторинга является постоянное поддержание образовательной системы в режиме реализации требований государственного образовательного стандарта: отслеживание степени мобильности образовательной структуры для решения текущей задачи образовательной системы; контроль реализации каждого компонента образовательного стандарта (кадры, программы, учебники, правильность эксплуатации имущества и т.д.); инициативный и внешний аудит документации. Мониторинг позволяет установить надзор за

обеспечением единой стратегии контроля потребителей образовательных услуг - на «входе» в систему и «выходе» из нее. Таким образом, мониторингспособствует решению важной задачи: сомкнуть в единую цепь все усилия по формированию новой технологической культуры контроля качества потребляемой образовательной услуги. Заметим, что эта новизна обусловливается, в известной мере, развертывающейся информационной революцией во всем мире.

Созданная группой высококлассных разработчиков из СГУ система ежедневного автоматизированного мониторинга всей образовательной системы СГУ, в том числе юридического образования, получила большое признание в России. Технологические прорывы порождают цепную реакцию: сегодня требуется придание им завершенности в форме программного продукта. Так, юридический факультет накопил уникальный банк тестов, находящихся в стадии непрерывной апробации и обновления.

Следующий элемент профессиональной подготовки современного специалиста - это обучение через систему последовательного погружения студента в юридическую практику. Наш факультет сумел сохранить традиции и разработать совершенно новую, уникальную модель общения преподавателя-тренера.

Юридическая клиника при юридическом факультете СГУбыла открыта в 2003 г. Главной идеей с самого начала было не только обучение студентов практическим навыкам будущей профессии, но и оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям населения. Методика погружения студентов в живое право дает колоссальные возможности для развития гуманитарной и социальной миссии классического университета и юридического факультета. Клинический опыт постепенно становится ключевым элементом в системе компетенций востребованного молодого специалиста. Для поступления в юридическую клинику студенты проходят тестирование, пишут творческие работы.

Неотъемлемой составляющей юридической клиники является образовательный элемент. Студенты-консультанты проходят обучающий курс, включающий следующие программы: «Профессиональная этика юриста», «Интервьюирование», «Анализ дела», «Консультирование», «Техника юридического письма», «Альтернативное разрешение споров», «Осуществление представительства в суде». Неотъемлемой частью обучения является участие студентов клиники в сезонных школах, направленных на повышение уровня знаний в отдельных отраслях права.

Анализ программ подготовки юристов в ведущих университетах мира убедительно демонстрирует повсеместное распространение краткосрочных, использующих временные ниши в расписаниях, юридических курсов. Стремление ненадолго собрать под крышей классического университета специалистов по очень узкой тематике, способных четко позиционировать тему перед лицом заинтересованной аудитории, характерно для многих успешно развивающихся юридических школ. Особенно популярны так называемые «Летние школы»:специалисты могут использовать время отпусков, а вузы - ненадолго высвободившиеся аудитории и их современное оборудование.

Разумеется, далеко не каждый вуз может пойти на риск, проводя «Летние школы»: ведь для этого надо суметь на время четко интегрировать материальные, интеллектуальные и организационные ресурсы, опирающиеся на прочную финансовую базу.

Многочисленные «Летние», «Зимние» и «Осенние» школы находим в расписаниях престижных юридических школ мира. Исследующие и популяризирующие наиболее острые области правовой материи, они за короткое время способны выработать у слушателей навыки консультирования в узкой сфере, грамотного юридического письма и профессиональной речи, сформировать умение вести переговоры, слушать и слышать партнера.

«Летняя школа» хороша для самооценки вуза: может ли он гибко перестроиться для работы в новом организационном формате? Есть ли в субкультуре факультета свежие идеи, заставляющие спонсора инвестировать проект? Возникают вопросы и относительно конкурентоспособности самой рабочей идеи: насколько ей присущ новаторский дух и востребована ли она в сложившихся условиях?

Однако в концептуальном плане наибольшую сложность представляет разработка полновесной программы «Летней школы», позволяющей не только привлечь внимание заказчика и слушателей, но и наполнить интересным содержанием каждый из немногих дней, в течение которых реализуется проект. Тематика таких школ разнообразна. Их содержание главным образом связано с наличием острого общественного интереса к обучению и позиционированию данной группы специалистов в заданных параметрах. Как правило, они предполагают наличие внутри факультета разнообразных структурных подразделений, часто юридических клиник, еще чаще - специализированных центров, гибкой системы читаемых дисциплин специализации и курсов по выбору.

«Летние школы» могут быть устроены и по принципу разрешения этнических и культурных противоречий. Так, изучение мирового опыта и современных тенденций позволило позиционировать организацию «Летней школы» на базе Ставропольского государственного университета по проблематике международного гуманитарного права, в частности такого его актуального сегмента, как «Права беженцев». Проект реализовывался в Ставрополе в период с 9 по 16 ноября 2004 г. на базе госуниверситета при финансовой поддержке ООН и был посвящен проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

Клиника является одновременно и мастер-классом, где можно в реальном режиме наблюдать за приемом граждан, который осуществляют Уполномоченный по правам

человека в Ставропольском крае Селюков Алексей Иванович и начальник аппарата Уполномоченного Горяйнов Егор Алексеевич. Мастерские судей, адвокатов, государственных служащих становятся неотъемлемым компонентом формирования профессионального стиля молодых специалистов.

Юридическая клиника оказывает такие виды юридической помощи, как консультирование, проведение переговоров, составление исковых заявлений, кассационных жалоб, жалоб в порядке надзора и иных документов, представление интересов клиентов в государственных органах в соответствии с законодательством РФ. Студенты к концу обучения демонстрируют навыки составления процессуальных документов, способности оказать квалифицированную юридическую помощь по вопросам гражданского, уголовного, трудового, семейного, жилищного и других отраслей права.

Клиентами юридической клиники могут быть пенсионеры, безработные, другие граждане, доход которых ниже установленного прожиточного минимума, а также студенты и работники СГУ.

Особое внимание клиника уделяет наиболее незащищенной категории - детям-сиротам. В частности, на базе детского дома села Надежда студенты-консультанты проводили лекционные занятия в формате «живого права», посвященные вопросам ответственности за правонарушения и преступления, изучению прав и обязанностей несовершеннолетних, предусмотренных законодательством. Незабываемы праздники, гуманитарные акции, проведенные студентами юридической клиники.

Гранты Фонда Форда, Фонда Карнеги, ЛБЛ СБЕБ1, ШЛЮ, ШИСИ, других фондов и организаций предоставляют уникальную возможность для непрерывного привнесения в процесс юридического образования новых животворных идей и практических навыков.

Нужно сказать и об опыте обучения студентов технике подготовки проектов нормативных актов, составления сравнитель-

ных таблиц изменений, вносимых в законодательные и иные нормативные правовые акты, реализуемом в рамках лаборатории изучения проблем юридической техники и мониторинга регионального законодательства.

Итог такого подхода - многочисленные студенческие достижения, победы на конкурсах, олимпиадах, во время представительства в судебном процессе, в консультативной деятельности. Плоды просвещения - это новый стиль деловой и профессиональной куль-

туры университета XXI века, гранты, стипендии, стажировки, престижные олимпиады, где многократно побеждали лучшие студенты ЮФ СГУ.

А. СЕРЕБРЯКОВ, доцент, декан факультета филологии и журналистики

Факультет филологии и журналистики в современной

образовательной парадигме

Система российского образования переживает сложный этап, характеризующийся активной динамикой интегрирования в мировую и европейскую образовательную парадигму, что имеет как минимум три аспекта: признание фундаментальной роли классических университетов, сохранение лучших качеств отечественного образования и освоение передовых обучающих технологий, направленных на формирование и активизацию социальной и профессиональной мобильности специалиста. Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко отмечает: «Новый бренд российского образования пока не создан, и сам по себе он не возникнет. Для этого сле-

дует приложить определенные усилия. Проводимые нами мероприятия должны привести не к потере богатого опыта и традиций отечественного образования, накопленных предыдущими поколениями, а к использованию и дальнейшему развитию этих традиций. Я уверен, что мы создадим нечто новое, очень интересное и конкурентоспособное на базе, а не на обломках того, что было в нашей стране» [1].

Адекватный ответ на вызов времени означает системную и содержательную реорганизацию, которая предполагает в современных российских условиях ориентацию на инноватику в образовательном и воспитательном процессе. По мнению В.А. Ша-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.