Научная статья на тему 'Перспективы развития юридического образования в свете новой парадигмы образования в России'

Перспективы развития юридического образования в свете новой парадигмы образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ / EDUCATION / LEGAL EDUCATION / BACHELOR / MASTER DEGREE / LAW CLINIC / TRADITIONS AND INNOVATIONS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Людмила Михайловна, Казачкова Земфира Мухарбиевна, Навасардова Элеонора Сергеевна

В статье рассмотрены основные направления реформы юридического образования на примере юридического факультета Ставропольского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of juridical education reform have been considered on the data from the Law Department of Stavropol State University.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития юридического образования в свете новой парадигмы образования в России»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Л. М. Щербакова, З. М. Казачкова, Э. С. Навасардова

THE PERSPECTIVES OF JURIDICAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE LIGHT OF NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN RUSSIA

Sherbakova L. M., Kazachkova Z. М.,

Navasardova E. S.

The main directions of juridical education reform have been considered on the data from the Law Department of Stavropol State University.

Key words: education, legal education, bachelor, master degree, law clinic, traditions and innovations in education.

В статье рассмотрены основные направления реформы юридического образования на примере юридического факультета Ставропольского государственного университета.

Ключевые слова: образование, юридическое образование, бакалавр, магистр, юридическая клиника, традиции и инновации в обучении.

УДК 37.035:340(470)

Юбилейные торжества в честь 80-летия Ставропольского государственного университета разворачиваются в условиях, глобальных по масштабам преобразований в системе высшего образования практически во всех странах мира. Мировые издания, посвященные проблематике высшего образования, отводят целые полосы проблемам повышения качества образования, академической мобильности, финансирования и расходования эндаументов, грантов, оплаты труда профессорско-преподавательского

состава.

«Существует множество информационных поводов аплодировать отечественному образованию, но немало и таких оснований, которые требуют радикального реформирования системы высшего образования», - эти слова можно обнаружить на сайте Министерства образования США, что свидетельствует об универсальности вызовов, с которыми сталкивается современное высшее образование во многих странах мира (6). Острая полемика развернулась вокруг широкомасштабных слияний европейских университетов. Оправдаются ли надежды европейских реформаторов о том, что более крупные по размерам институты будут способствовать развитию научных исследований? Может быть, стоит прислушаться к американским скептикам, которые считают, что размер университета - не панацея от стагнации в области науки, а, скорее, волна слияний обусловлена демографическими и финансовыми трудностями. Ведь и Финляндия,

и Дания, и Франция, и многие другие европейские страны ощущают подобные проблемы (3).

Знаковой и универсальной является также проблема рейтинга университета. Ведь университеты высшей лиги в любой стране - это знак отличия самого народа, его интеллекта, культуры, измерение вклада в развитие мировой сокровищницы знаний. Так, Президент Франции, Н. Саркози заявлял, что его целью является вхождение двух французских университетов в 20 лучших университетов мира, а в списке 100 лучших он надеется увидеть 10 французских университетов (3). Таким образом, фон наших торжеств достаточно противоречив, сложен, одновременно интересен, ведь именно в такое неспокойное время, как правило, рождаются неожиданные управленческие решения, парадоксальные прорывы, междисциплинарные программы. В этом смысле мы, разумеется, не ощущаем возраста нашего университета: он молод, динамично развивается, в нем интересно работать, заниматься наукой, спортом, творчеством, совершенствовать профессиональный стиль, получать удовлетворение от хорошо сделанной работы! Наш университет гибко приспосабливается к реалиям многоуровневой системы образования, к необходимости выработки новой культуры интеллектуального труда, грантовой и изобретательской активности профессорско-преподавательского состава и студентов. Наш университет - это хорошо оснащенный, обладающий информационной культурой, великолепной библиотекой, музеями, кампусом живой организм, развитие которого обусловлено не только накоплением традиций, но и умением обновляться, приспосабливаться, выживать и жить для реализации права общественного интереса.

Постепенно изменяется место университета в культурном пространстве; не так давно образован Северо-Кавказский федеральный округ, что не могло не усилить миссию нашего университета! Формируются условия для свежего старта многонационального коллектива университета, для инновационного развития, для интеллектуального и человеческого роста.

В эту пеструю ткань столкновений интересов, конкуренции реформаторских решений вплетены дискуссии последних лет о целях и способах совершенствования юридического образования. Не секрет, что в последние годы всеобщее внимание было приковано именно к этому сегменту предоставления образовательных услуг. В сфере образования юридическая специальность во всех странах мира занимает особую нишу, т. к. имеет ключевое значение в обеспечении успешного продвижения страны к прогрессу, от его уровня в немалой степени зависит национальная безопасность страны - политическая, экономическая, экологическая. Нельзя не учитывать тот факт, что в мире все общество повернулось к праву, и в США около 50 %, а в Англии 40 % выпускников учебных заведений являются юристами (2).

Формула образования, которую законодатель определил именно в Законе «Об образовании» почти 18 лет назад, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, приобретает особый смысл именно на юридическом факультете. Ведь носители правовой культуры, ответственного правового сознания формируются, прежде всего, именно на юридическом факультете.

Вот почему руководство нашей страны, Президент РФ Д. А. Медведев справедливо высказывают пожелания, направленные на принятие неотложных мер по созданию современной системы высшего образования, в том числе, высшего юридического образования. Лейтмотив данных выступлений -органичное включение в структуру образования новых технологических культур, этических принципов, органичное соединение теории и практики, традиционных и инновационных методов преподавания, решительное очищение от неправомерных явлений в любом сегменте предоставления образовательных услуг. Усилия руководства нашего университета, лично ректора Шаповалова В. А., всего коллектива юридического факультета направлены на реализацию данных прогрессивных направлений.

Вступление России в Болонский процесс обусловливает усложнение задачи под-

готовки современного юриста. Кардинально меняется понимание сущности образования. На смену парадигме, учитывающей синтез воспитания и обучения, приходит новая формула: образование - это процесс подготовки практикующего юриста. Поиск золотой середины между преподаванием чистой теории и чистых практических казусов продолжается. Таким образом, в новой парадигме многоуровневый процесс подготовки практикующего юриста - это процесс гармонизации теоретической и практической 2

подготовки .

Реформа затрагивает цели образования; практическая направленность процесса образования выдвигается на первый план. Весь процесс обучения строится через максимальное погружение в практику.

Коллективу юридического факультета привычно решать подобные задачи. Ведь 15 лет назад он сформировался путем присоединения Ставропольского филиала Московской государственной юридической академии и юридического факультета педагогического института. Юридический корпус серьезно усилился за счет специалистов, которые учились и работали с такими корифеями юридической науки, как Кута-фин О. Е., Исаев И. А., Мартемьянов В. С., Быстров Г. Е., Рясенцев В. А., Шакарян М. С.

Но нельзя не замечать, игнорировать и другое. Юридический корпус, сформировавшийся в стенах Ставропольского государственного педагогического института,

2 В Древнем Риме акцент в преподавании был сделан на подготовке адвокатов. Не существовало системного изучения права. В средневековой Европе, включая Англию, было возможно изучение канонического и римского права, но не локальной правовой системы. Не изучалось и обычное право. Специфическое английское общее право изучалось в меньшей степени, чем каноническое. Вплоть до XIX века не развивалось университетское преподавание английского права. В конце XX века - начале XXI века в Европе и в США вузовские программы составлены не просто как свод академических дисциплин, а совокупность программ, направленных на формирование крепких практических навыков.

обладал, среди прочих, таким конкурентным преимуществом, как знание педагогических и психологических основ подготовки специалистов, что так необходимо было в условиях 90-х годов. Сплав этих начал, усиленный инновационным менеджментом в условиях конкуренции за право стать классическим университетом не только de jure, но и de facto, - вот, что лежало в основе целого ряда ярких успехов юридического факультета. К ним можно отнести перманентные успехи студентов на юридических олимпиадах различного ранга, победы в творческих соревнованиях, участие в летних школах, моделях ООН, в тренингах по линии Европейского суда по правам человека, Американской Ассоциации юристов, выездных консультациях.

Во многом этот успех стал результатом вхождения в классический университет преподавателей старой советской школы (профессор Медведев С. Н., Чечель Г. И., профессора Бондаренко Н. В., Новицкая В. В., доцент Демченко Т. И.).

Профессура, молодые преподаватели достойно представляли наш университет в качестве приглашенных профессоров и лекторов в университетах США, Австралии, Франции (профессора Казачкова З. М., Ки-бальник А. Г., доцент Габрилян Р. Э.).

Выросла целая плеяда молодых, талантливых преподавателей, которые понимают необходимость непрерывной работы над собой, подтверждения своего мастерства путем участия в грантах, передачи своих навыков и умений студентам (доценты Ам-вросова О. Н., Белявский Д. С., Гондарен-ко А. С., Касевич Е. В., Станкевич Г. В., Суркова И. С., Трофимов М. С.). Эта творческая атмосфера- результат труда руководства университета, научно-исследовательского сектора университета, Диссертационного совета (профессор Мухачев И. В., доцент Демченко Т. И.) по формированию научной среды юридического факультета. На многих кафедрах факультета работают только остепененные преподаватели, нацеленные на новые творческие достижения.

Меняется функция юридического факультета во внешней среде: преодолевается

некоторая оторванность его от реальных нужд заказчиков образовательных услуг. Это направление работы во многом задано энергией первопроходцев, прежде всего, тех, кто на протяжении многих лет бескорыстно работал в различных экспертных советах, занимался законопроектной деятельностью, разрабатывал непривычные, оригинальные формы сотрудничества с работодателями (профессора Мухачев И. В., Навасардова Э. С., Щербакова Л. М.).

Происходящие изменения в недрах общественной жизни инициируют изменения в структурном ландшафте факультета, кафедры дополняются лабораториями (проблем-ные лаборатории по уголовному и экологическому праву, по криминологии профессоров Чечеля Г. И., Навасардовой Э. С., Щербаковой Л. М.), Центр экономико-правовых и институциональных исследований (проф. Казачкова З. М.).

Совершенствуется архивное и библиотечное дело; ведение учета, делопроизводства автоматизируется. Университет на глазах превращается в киберуниверситет.

Одновременно развивается междисциплинарная направленность преподаваемых курсов. Процессы модернизации детерминируют преподавание элективных курсов на стыке права и экономики, технологий и культуры.

Рождаются инновационные образовательные программы, преодолевающие строгие критерии отбора под патронажем учебно-методического управления (проректор по учебной работе, профессор Белозеров В. С.).

Например, экономисты на протяжении ряда последних лет читают инновационный курс, разработанный доцентом Казачковым В. А. «Противодействие теневому обороту капиталов», удачно вписывающийся в общую парадигму антикоррупционной составляющей подготовки специалистов. На юридическом факультете этот параметр работы курируется специалистом в данной области, профессором Клюковской И. Н.

Перечисленные аспекты подразумевают постановку новых задач, связанных с необходимостью рационального совмещения российской и болонской модели к построе-

нию образования, учете их принципиальных отличий.

К ним относятся такие отличия, как несовпадение количества изучаемых дисциплин, различные подходы к структурированию факультетов, обоснованию планки профессионального уровня преподавателей и студентов. По некоторым оценкам, число изучаемых дисциплин в европейских вузах почти в два раза меньше, чем в России. Однако Россия - это уникальная по масштабам страна, с иным ресурсным потенциалом, технологическим и интеллектуальными резервами.

Слепое копирование здесь не уместно, но тщательное и детальное знание зарубежного опыта полезно, особенно в плане междисциплинарных прорывов, нахождения неординарных управленческих решений, понимания динамики обновления человеческого капитала. И студенты, и профессура европейских вузов обязаны непрерывно подтверждать свой уровень, являясь частью конкурентной среды (1, с. 124-127).

В сетке часов должны быть предусмотрены практикумы, курсы, имеющие прикладное значение. Система государственного экзамена подкрепляется тестированием, используются новые стандарты контроля качества образования.

Опасность формирования узкоспециализированного юриста преодолевается инициированием научно-исследовательской работы.

Таким образом, поддерживается и поощряется дух состязательности, инновационного мышления, задаются параметры пожизненной ротации кадров.

По сути, нынешняя реформа юридического образования - это своеобразный вызов. Руководство страны ставит перед юридическим корпусом такие задачи, которые во многих странах решались на протяжении нескольких веков.

Приведем пример из американской истории. Как свидетельствуют специалисты, до 1870 года требования Гарвардской юридической школы, основанной в 1817 году, были весьма низкими. Не было никаких вступительных экзаменов, также как и вы-

пускных. Все, что требовалось, - это наличное время, два года, и возможность заплатить определенную сумму за обучение. Все изменилось в 1870 году. Тогда родилось американское юридическое образование в современном виде, стал формироваться прецедентный метод преподавания, внедряться метод Сократа, обучения, построенного по методу «вопросы-ответы». Студентов стали больше погружать в живое право, насаждался метод юридического консультирования, как кратчайший путь развития профессионального юридического мышления. Эти качественные сдвиги повлияли даже на развитие доктрины, юридической науки, дифференциацию программы преподавания. Был дан сильный импульс развитию деликтоло-гии. Модель стала приобретать системные качества только по прошествии десяти лет с момента внедрения. Пионером такого образования стал тогдашний декан юридического факультета Гарварда К. Лангделл. Этому же новатору американцы обязаны введением должности профессора права. В настоящее время Гарвардская школа права - это элитарное заведение, со строгим отбором и Кодексом профессуры и студентов, стройной системой промежуточных и финальных экзаменов, с единым стандартом требований ко всем обучающимся, с высокой шкалой платы за обучение (4).

Итогом приспособления образовательных систем к нуждам рыночных отношений является уже апробированная и в США, и в европейских государствах двухуровневая система образования, нацеленная на усиление прикладного значения образования.

Во временном аспекте европейские вузы предпочитают схему «3 плюс 2», то есть три года на бакалавриат и два года на магистратуру. В США используется более продолжительная схема получения юридического образования: «4 плюс 2». Заметим, что США предпочитают общественную аккредитацию престижного юридического образования. Таким органом является влиятельная Американская ассоциация адвокатов (АВА), которая насчитывает 1 миллион членов! Заметим, что юридический факультет СГУ успешно преодолел сложный этап обществен-

ной аккредитации. Коллектив много и плодотворно сотрудничает с региональным отделением Ассоциации юристов России.

Существует еще один нюанс, связанный с популярностью юридической профессии. Пожалуй, данная тенденция является универсальной в правовом государстве! Мировая практика свидетельствует о том, что при должной постановке юридического образования, совпадающего с параметрами экономического роста страны, наблюдается стойкая рыночная привлекательность данного сегмента образовательных услуг. Временные демографические трудности не отталкивают общество от него.

Так, в Англии зарегистрировано около 80 аккредитованных школ. Почти повсеместно наблюдается рост числа выпускников юридических учебных заведений. Объясняется это вовлечением в профессию женщин, представителей национальных меньшинств. Во многом эти процессы обусловлены динамикой экономического развития, целями построения правовых государств.

В 1995 г. в США насчитывалось 177 аккредитованных школ права (1, с. 128). Для сравнения отметим, что в настоящее время в США насчитывается около 200 аккредитованных школ права. Напротив, слишком резкое сокращение профессионального корпуса, как правило, предпринималось в нашей стране в периоды экономического спада и политических потрясений. Такие же процессы переживали и иные государства. Так, драматическое сокращение юридического корпуса было зафиксировано в Китае в 1966-1976 годах - во времена культурной революции, когда юридические факультеты императивно закрывались. Китайское общество до сих пор не оправилось от таких «реформ».

Представляется, что и в нашей стране речь должна идти не о формальном сокращении юридических вузов, а о достижении оптимума в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Полагаем, что юридическое образование содержит определенные резервы для сохранения национальной специфики. Это связано, прежде всего, с генетикой российской

правовой системы, институциональной спецификой отечественной модели высшего образования.

Вместе с тем, этот тезис вовсе не должен применяться для защиты и стагнации негативных тенденций, складывающихся в системе отечественного высшего образования. Переход к новой системе должен способствовать становлению и развитию прогрессивных элементов системы: прикладного характера образования, формированию серьезных практических навыков юристов, органической связи с работодателями, гармоничного единства всех ступеней и форм образования.

Самый сложный вопрос заключается в переводе уже привычных часов, выделяемых для освоения программы, в кредитные часы, унифицированные во всей системе стран, входящих в единое образовательное пространство.

Унификация кредит-часов предпринимается для обеспечения важнейшего принципа Болонской системы - всемерного обеспечения академической мобильности студентов. Как добиться грамотного решения этой трудоемкой задачи?

На наш взгляд, здесь нет единого решения. Но уже сложившаяся практика демонстрирует разные варианты. Так, при учебнометодических управлениях вузов создаются специальные центры, которые решают эту технологическую задачу. Вторая модель решение данной задачи передает на уровень деканатов, которые владеют большим объемом технологической информации, теснее связаны с ресурсами факультета для нахождения оптимального варианта. Не стоит забывать и о том, что именно кредит-часы выбирает и приобретает потребитель образовательной услуги. Поэтому данная единица должна быть обоснована с точки зрения ее ресурсного обеспечения (библиотека, аудиторный фонд, квалифицированный преподавательский состав).

Так, в специальной литературе отмечено, что «приблизительно можно считать, что 1 кредит равен 10 часам лекций или с учетом практики, самостоятельной работы, подготовки и сдачи экзамена - почти 40 часам.

Европейский диплом бакалавра требует накопить от 180 до 240 кредитов, а степень магистра - еще 60-120 кредитов» (5).

Такие революционные преобразования потребуют внедрения рейтинговой системы текущих и итоговых оценок, надлежащего мониторинга успеваемости, оптимизации внутреннего и внешнего аудита.

Одна из причин усиления контроля состоит в отслеживании финансовой чистоты предоставления образовательной услуги, реальной потребности в ней с позиций европейской образовательной модели. Как видим, это действительно непростой этап в жизни отечественной высшей школы, требующий огромной трудовой отдачи. Верно не только то, что студент сам выбирает курсы, формируя структуру кредит-часов. С момента оформления определенных договорных отношений с вузом студент обязан соблюдать правила, установленные документально.

Несоблюдение данных правил сурово карается, вплоть до исключения из университета. Университетская культура в таких условиях не может без последствий культивировать презумпцию «виновности преподавателя» за пропуски занятий студентами. Ведь во все времена в юридических школах во главу угла ставился принцип персональной вины лица, совершившего правонарушение. Понимание и осознание этого принципа формирует стержень правовой культуры лица, чувство ответственности и социальной зрелости индивида. Только так достигается понимание ценности и сложности профессии юриста, особой миссии их носителей. Естественно, при этом презюмируется нахождение в системе предоставления образовательных услуг преподавателей, отвечающих канонам, установленным государственным образовательным стандартом.

Создание отлаженной системы формирования практических навыков юристов не представляется возможным без развития в структуре юридических факультетов юридических клиник. Вот почему стандарты третьего поколения предусматривают обязательность клиник на обоих уровнях предоставления образовательных услуг.

Юридическая клиника при юридическом факультете СГУ была создана более семи лет назад в целях совершенствования высшего юридического образования, получения студентами практических навыков профессионального юриста, защиты прав и свобод человека и гражданина путем оказания бесплатной юридической помощи гражданам. Работа построена в тесном взаимодействии с Уполномоченным по правам человека в Ставропольском крае А. И. Селю-ковым. Отметим, что в процессе работы мы ставили перед собой и иные цели, связанные с необходимостью формирования ответственности всех вовлеченных в процесс клинического обучения и предоставления услуг. Мы стремились показать студентам многообразие юридической профессии, необходимость следования этическим принципам служения людям, научить практическому разрешению конфликтов, привить навык взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, выработать навык управления эмоциями. Клиницисты самостоятельно разработали и приняли этический кодекс Юридической клиники СГУ.

Для реализации таких целей необходимо привлечение соответствующих специалистов, которые, безусловно, разделяют этические принципы функционирования клиники. Но это лишь верхушка айсберга в иерархии методов и приемов воспитания молодых клиницистов. Следовало продумать уникальную модель обучения каждого потенциального консультанта, то есть индивидуализировать подходы к подготовке специалистов.

Так зародилась традиция регулярного проведения мастер-классов, где секретами профессионального ремесла делятся уважаемые профессионалы, судьи, следователи, адвокаты, представители властных структур, правозащитных организаций. Только с начала 2008 года удалось провести 32 таких интереснейших классов по проблемам крупных последних юридических мероприятий страны. Студенты с интересом изучали проблемные зоны трудового законодательства, вникали в особенности административного судопроизводства, встречались со специали-

стами в области избирательного законодательства, земельного и экологического права.

Наша клиника - это площадка для приема клиентов, обращающихся в Прокуратуру Ставропольского края. Создан уникальный совместный проект «Выездная Юридическая клиника на базе Прокуратуры Ставропольского края и Юридической клиники СГУ». Прием клиентов высокопрофессиональными работниками Прокуратуры Ставропольского края при непосредственном участии студентов-клиницистов - уникальная школа постижения глубин профессии и жизни во всех проявлениях. За семь лет студенты присутствовали при приеме более 550 клиентов, обратившихся по различным вопросам к омбудсмену, в Прокуратуру Ставропольского края, иные правоохранительные структуры.

Студентами-консультантами подготовлено множество документов в суд, в том числе, подготовлены и приняты к рассмотрению три жалобы в Европейский Суд по правам человека. Есть прекрасные примеры полностью проведенных гражданских и уголовных дел в суде, плоды сотрудничества с детским домом.

Еще не являясь профессиональными юристами, студенты клиники под руководством преподавателей показывают достойный уровень знаний, учатся приемам надлежащего делопроизводства, архивирования юридических документов, обустраивают пространство клиники с таким энтузиазмом и желанием, что убеждаешься в том, насколько много прекрасных молодых людей в профессии. В специальной книге отзывов наших клиентов имеется немало теплых слов в адрес студентов-практикантов. Клиентов буквально поражает работоспособность, знания и навыки студентов. Есть слова о том, что студенты помогли убедиться клиентам в торжестве справедливости. Клиенты отмечают внимание, сердечность и серьезность, с которой студенты относятся ко всем клиентам, безвозмездность проведенной работы. По мнению клиентов, для студентов это отличная практика, а для них самих, это действительно «скорая юридиче-

ская помощь», даже «клиническая юридическая реанимация».

Мы культивируем систему совместного обсуждения проблем, студенты пишут эссе по наиболее актуальным проблемам, интересным делам, которые им удалось профессионально разрешить. Каждый мастер-класс подробно описывается клиницистом, наиболее интересные эссе публикуются в сборниках и на сайте клиники. Вчерашние выпускники юридической клиники возвращаются, чтобы представить авторские курсы по профессиональной этике юриста, по проблемам консультирования. К нам приходят работники различных силовых ведомств, чтобы рассказать о буднях борьбы с преступностью, с коррупцией, с иными болевыми точками современной правовой действительности.

Так постепенно продуцируется не только интерес к избранному делу, но профессиональная энергия, заполняющая различные проекты, конкурсы, гранты, олимпиады с участием наших клиницистов. Студенты юридического факультета СГУ столько раз выигрывали престижные соревнования, что это уже не удивляет коллег. На стенах кафедр, клиники можно увидеть немало дипломов и сертификатов участия наших представителей. Не удивляют и телефонные звонки работодателей в конце каждого учебного года с традиционными словами: мы хотим пригласить на работу ваших выпускников.

Инновационные курсы тщательно апробируются, проходят предварительную экспертизу. Внедряется преподавание права на иностранных языках, развивается информационно-правовая специализация. Магистерские программы, на наш взгляд, подразумевает особую селективность подхода. Университеты должны располагать высокотехнологичными библиотеками, центрами, лабораториями, клиниками, великолепными информационными ресурсами для подготовки небольшого числа высококвалифицированных специалистов для пополнения узкоспециализированных ниш, ориентированных на воспроизводство самого влиятельного класса. Университетов, отвечающих таким параметрам, не так много даже в самых вы-

сокоразвитых странах мира. Данные университеты, подобно знаменитой «плющевой лиги» университетов в США, МГУ, юридического факультета Санкт-Петербургского университета, являются поставщиками не только политических элит, но и бизнес-элит во многих странах мира. Выпускников данных университетов знают во всем мире. Это президенты и представители высшего политического истэблишмента различных государств, топ-менеджеры ведущих фирм, бизнес-элита, демонстрирующая наивысший коэффициент интеллектуальности, творческих способностей, психологической устойчивости. Опыт показывает, что крепкие региональные вузы спорадически могут выталкивать в политическую и бизнес-элиту своих выпускников. Однако для устойчивого подтверждения такого результата нужны большие финансовые ресурсы, мотивированная корпоративная культура обеспечения такого результата.

Новые информационные возможности в эпоху Интернет-технологий открывают для региональных вузов беспрецедентные возможности для ускоренного совершенствования качества предоставляемых образовательных услуг. Студент даже в отдаленном регионе имеет возможность воспользоваться библиотечными ресурсами наиболее передовых библиотек мира. Преподаватель призван играть роль проводника в новые, образовательные миры, открывать инновационные возможности профессионального непрерывного тренинга. Без напряжения этих ресурсов, без рационального качественного прорыва в идеологии и технологии предоставления образовательных услуг региональные вузы будут выпускать специалистов с провинциальным мышлением, не способных конкурировать с выпускниками столичных вузов.

Университету 80 лет, нашему факультету только 15 лет. Но мы не только гордимся нашими успехами, но и понимаем особую ответственность, ведь во времени полноценная эволюция классического университета началась со дня рождения именно юридического факультета, который готов к новым свершениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесов В. П., Жильцов Е. Н., Ломаное П. Н. (ред.). Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО. — М.: Теис. 2007.

2. Побежимова Н. И. Актуальные проблемы юридического образования в России // Юридическое образование и наука. 2003. № 4. С. 4.

3. Persson Eva. Leader hope larger, more-diverse institutions will improve research.// The Chronicle. January 2, 2011 // chronicle.com /article / University-Mergers-Sweep/125781/ Последнее посещение сайта 12 января 2011 года.

4. Kimball B. I. Students ’ Choices and Experience During the Transition to Competitive Academic Achievement at Harvard Law School, 18761882 // Journal of Legal Education. Vol. 55. March / June 2005. №1-2. P.163.

5. The Official Guide to U. S. Law Schools. From the Producers of the LSAT. Bantam Doubleday Dell. 1995.

6. Официальный сайт Министерства образования США. / www.ed.gov.

Об авторах

Щербакова Людмила Михайловна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, декан юридического факультета.

Казачкова Земфира Мухарбиевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор кафедры финансового и предпринимательского права.

Навасардова Элеонора Сергеевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор кафедры эклологического, земельного и трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.