Научная статья на тему 'Роль юридической клиники в системе практико-ориентированного образования Республики Беларусь'

Роль юридической клиники в системе практико-ориентированного образования Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ / ЗНАНИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / НАУЧНЫЙ КРУЖОК / LEGAL CLINIC / LEGAL EDUCATION / SKILLS / KNOWLEDGE / HUMAN RIGHTS / FREE LEGAL AID / SCIENTIFIC СIRCLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хватик Юлия

Настоящая статья посвящена анализу деятельности юридических клиник в Республике Беларусь. Автором определён правовой статус юридических клиник, содержатся сведения об истории развития, особенностях образовательного процесса, описаны тенденции развития клинического юридического образования Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Legal Clinic in the System of Practical-Oriented Education of the Republic of Belarus

The article is devoted to the analysis of legal clinics in the Republic of Belarus. The author described legal status of clinics, contains information about the history of the development, particularities of educational process (model), trends of future development of clinical legal education of Belarus.

Текст научной работы на тему «Роль юридической клиники в системе практико-ориентированного образования Республики Беларусь»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 1 (54). С. 99-105.

УДК 340.67

DOI 10.25513/1990-5173.2018.1.99-105

РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ В СИСТЕМЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

THE ROLE OF LEGAL CLINIC IN THE SYSTEM OF PRACTICAL-ORIENTED EDUCATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Ю. А. ХВАТИК (Yu. A. KHVATIK)

Настоящая статья посвящена анализу деятельности юридических клиник в Республике Беларусь. Автором определён правовой статус юридических клиник, содержатся сведения об истории развития, особенностях образовательного процесса, описаны тенденции развития клинического юридического образования Беларуси.

Ключевые слова: юридическая клиника; юридическое образование; навыки; знания; права человека; бесплатная юридическая помощь; научный кружок.

The article is devoted to the analysis of legal clinics in the Republic of Belarus. The author described legal status of clinics, contains information about the history of the development, particularities of educational process (model), trends of future development of clinical legal education of Belarus.

Key words: legal clinic; legal education; skills; knowledge; human rights; free legal aid; scientific a'rcle.

Глобализация во всём мире обусловила целесообразность присоединения Республики Беларусь к Болонской декларации 1999 г. и внедрения Болонского процесса в систему отечественного образования. Главная идея Болонского процесса - создать единый общеевропейский рынок труда, соответственно выпускники вузов присоединившихся государств будут иметь равные возможности при устройстве на работу в Европейском союзе. Общей основополагающей тенденцией Болонского процесса является изменение образовательной парадигмы: переход от «знание-вого» подхода к «компетентностному», выражается это в переходе от академической направленности образовательного процесса к практикоориентированию. Так, в условиях современного, динамически меняющегося законодательства наиболее актуальным становится не объём усвоенной информации, а способность её найти, понять, выбрать, структурировать и использовать. Вследствие этого осуществляется переход к большему

© Хватик Ю. А., 2018

числу практических занятий, подразумевающий самостоятельное изучение материала, развитие способности к самообразованию. Однако для юриста гораздо важнее, кроме знания юридической догматики и техники, уметь применять полученные знании на практике, а это невозможно сделать без разрешения юридических казусов, знания юридических процессов и процедур, навыков интервьюирования и консультирования и т. д. Кроме того, в условиях реформирования важно сохранить высокую степень нравственного воспитания, традиционно свойственного юристам. На практике данный аспект учебных программ зачастую остаётся без внимания. Из юридического образования уходит моральная идея служения обществу, юристы начинают «осознавать себя не столько профессионалами, сколько предпринимателями или чиновниками, где бы они ни находились» [1]. С данным тезисом сложно не согласиться.

Две вышеназванные проблемы эффективно решаются посредством внедрения

(дополнения) учебного плана курсом «Юридическая клиника» (или «Профессиональные навыки юриста»).

Юридическая клиника представляет собой программу обучения студентов юристов практическим навыкам посредством работы с реальными («живыми») клиентами (социально-уязвимыми слоями населения) и составлением юридических документов. Данная программа позволяет студентам-юристам применить полученные теоретические знания на практике, выработать навыки по работе с клиентами, обучиться социально-ориентированной модели поведения юриста путём служения государству и обеспечению доступа к юридической помощи социально-уязвимых слоёв населения.

Таким образом, юридическая клиника (как учебная лаборатория или факультативный курс) позволяет студентам-юристам приобрести практические навыки юриста, увидеть применимость теоретических познаний в практической плоскости, обучиться стандартам работы с клиентами. К сожалению, в научной и методической литературе данные об опыте организации и обучения студентов в юридических клиниках Беларуси немногочисленны. В то же время близость нашей республики к Западной Европе и сотрудничество с европейскими коллегами обуславливает наличие прогрессивного педагогического опыта с целью развития клинического юридического образования (именно этот термин используется в Западной Европе и Великобритании, Австралии и США).

В Республике Беларусь первая клиника правового просвещения была открыта в 1999 г. на базе юридического университета Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Классическая юридическая клиника была впервые создана в 2000 г. на юридическом факультете Белорусского государственного университета при поддержке Программы развития ООН в Республике Беларусь и Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь.

Импульсом, а также правовой основой для создания юридических клиник на юридических факультетах других вузов страны явилось инструктивное письмо Министерства образования Республики Беларусь от

7 февраля 2002 г. № 11-04/68. Посредством данного письма ректорам высших учебных заведений Республики Беларусь, осуществляющих подготовку специалистов с присвоением квалификации «юрист», было рекомендовано в срок до 15 марта 2002 г. создать организационно-правовую и материальную базу с целью открытия общественной приёмной для оказания правовой помощи населению. В настоящее время клиническим юридическим образованием охвачены все регионы страны.

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 98 «О некоторых вопросах правового просвещения населения» юридические клиники были наделены статусом субъекта правового просвещения» [2]. Согласно п. 1.14 указанного постановления лица, ведущие приём граждан в юридических клиниках, создаваемых на базе учреждений образования, осуществляют под руководством преподавателей учреждения образования правовое информирование и консультирование граждан, не являющееся профессиональной деятельностью по оказанию юридической помощи, в ходе предоставления консультаций по правовым вопросам в устной форме малообеспеченным гражданам, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, детям-сиротам, одиноким матерям, членам многодетных семей, учащимся и другим категориям граждан; проведения профилактической работы по предупреждению правонарушений (выступления по правовым вопросам в организациях и коллективах и др.). Исторически сложилось, что юридические клиники создаются исключительно на базах учреждений образований, но не ограничены в сотрудничестве как с государственными, так и некоммерческими организациями.

По состоянию на 1 декабря 2017 г. функционирует 14 юридических клиник на базах как государственных, так и частных университетов. Отсутствует официальное организационное единство, но имеется профессиональное сообщество кураторов и экспертов - около 25 человек. В 2011 г. представителями большинства клиник были подписаны Рекомендации по организации деятельности юридических клиник Республики Беларусь, которые представляют собой стан-

дарты работы юридических клиник Беларуси и направлены на развитие юридического клинического образования, обеспечение его устойчивости и единообразия, повышение уровня клинической подготовки студентов по всей стране [3].

В последние годы юридические клиники разных университетов были вовлечены в различные проекты, направленные на их институциональное развитие с участием иностранных организаций [4].

В силу того обстоятельства, что юридический статус клиник фактически не определён, это не создаёт условий для императивного включения клинического компонента в академический курс подготовки юристов. Однако активная работа и достижения представителей клинического сообщества (как кураторов, так и студентов) способствует постепенному изменению роли и места, отношения к клиническим методам обучения в высшей юридической школе Республики Беларусь. Так юридические клиники включены в проект Концепции развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 г. Разработчики данной кон -цепции указывают, что наличие юридических клиник на юридических факультетах учреждений высшего образования обеспечивает комплексный практико-ориентированный подход при подготовке юридических кадров. Посредством клиник в традиционно сложившуюся систему юридического образования привносятся инновационные элементы, способствующие повышению качества подготовки грамотных и социально-ориентированных юридических кадров. Юридические клиники призваны содействовать повышению правовой культуры и правового сознания населения, обеспечивать доступ к правовой помощи малообеспеченным и социально незащищенным слоям населения.

В Республике Беларусь курс «Юридическая клиника», как правило, является факультативным либо организован в форме работы учебной лаборатории при кафедре, факультете. Студенты под руководством и контролем преподавателей готовят для граждан информационно-правовые консультации, составляют проекты юридических документов. По неофициальным данным в течение академического года совокупно юридическими

клиниками в среднем бесплатная информационно-правовая помощь оказывается 1 400 малоимущим лицам Беларуси. Среднее количество кураторов составляет 2-4 чел., студентов-клиницистов - 15-20 чел. Эти цифры могут значительно разниться в зависимости от возможностей факультета, институциональной устойчивости, наличия преемственности в клинике. Участие в обучении и работе для студентов является добровольным, осуществляется в свободное от основной учёбы время. Кураторы в большинстве случаев работают на безвозмездной основе и по личной инициативе. Однако налюдаются изменения в лучшую сторону. Например, в юридической клинике Международного университета «МИТСО» (Минский филиал) предусмотрен бюджет с оплатой труда трёх кураторов секций: консультирования, правового просвещения и медиации (создана в 2017 г.).

С 2015 г. курс под названиями «Юридическая клиника», «Практические навыки в профессиональной деятельности юриста» включается в программу подготовки бакалавров, преподаётся для всех студентов юридических факультетов (например, в БГУ, БГЭУ, Академии при Президенте Республики Беларусь, Брестском государственном университете им. А. С. Пушкина). Студенты изучают следующие темы: интервьюирование, консультирование, анализ дела, типы клиентов, техники юридического письма, профессиональная ответственность и этика юриста, деловой профессиональный этикет и др. Как правило, данный курс ведут кураторы клиники, что, по нашему мнению, очень важно.

Следует заметить, что особую роль в процессе организации процесса обучения студентов и работы юридических клиник играет квалификация преподавателей-кураторов. Кроме ведения учебной дисциплины, данный преподаватель должен обучить студентов широкому кругу практических компетенций (интервьюирование и консультирование клиента, анализ дела и выработка позиции по делу, техника юридического письма, типы клиентов и тактика работы с ними, и др.). Ранее отмечалось, что работа преподавателей кураторов в большей степени выполняется на общественных началах. Учитывая постоянную модернизацию правовой систе-

мы, повышение требований нанимателей к компетенциям выпускников, остро стоит вопрос как о способах повышения квалификации кадрового состава юридических клиник, так и о мотивации к данной деятельности. Этот вопрос одинаково актуален как для Республики Беларусь, так и стран Европейского союза, Соединённых Штатов Америки, Азии, Африки и Австралии. На местном уровне мы пытались решить данный вопрос путём организации работы в течение 2015 г. «Школы куратора юридической клиники». Опытные кураторы и эксперты создали учебную программу подготовки новых клинических кураторов, проводили мастер-классы и занятия с преподавателями различных юридических факультетов г. Минска, заинтересованных в создании юридической клиники, курировании студентов клиники. По итогам работы школы было подготовлено 12 кураторов, 7 из которых в настоящее время трудятся в качестве кураторов клиник [5].

С целью обеспечения условий для взаимного обмена опытом, обучения передовым обучающим технологиям в области юридического образования представителями мирового академического юридического сообщества в 1999 г. был создан Глобальный альянс юридического образования (Global Alliance for Justice Education - далее GAJE). Программа клинического обучения студентов-юристов является ключевым компонентом для GAJE. С 2011 г. представители Беларуси входят в состав GAJE, благодаря чему имеют право посещать всемирные конференции клинического юридического образования. Данные конференции проводятся раз в 2 года в разных частях света. В 2011 г. 10 представителей юридических клиник Беларуси приняли участие в GAJE конференции, которая проводилась в г. Валенсия (Испания), в 2013 г. 4 представителя посетили GAJE конференцию в г. Нью Дели (Индия), в 2015 г. 9 кураторов клиник Беларуси участвовали в конференции GAJE, которая состоялась в г. Еске-шехир (Турция), в декабре 2017 г. 2 белорусских куратора провели презентации в г. Пуэб-ла (Мексика) [6]. Участие в данных конференциях предполагает проведение (на английском языке) мастер-класса или презентации с рассказом о персональных учебных разработках, реализации клинического учеб-

ного проекта. Такие конференции позволяют получить обратную связь от зарубежных коллег, установить с ними партнёрские и дружественные связи, познакомиться с зарубежной литературой о клинических метода обучения, а значит, определить направление для дальнейшего профессионального развития.

В силу различий американской, африканской и азиатской систем юридического образования по инициативе представителей европейского клинического сообщества (с участием двух представителей Республики Беларусь) в 2012 г. была создана Европейская ассоциация клинического юридического образования (European Network of Legal Clinic Education - далее ENCLE). Её штаб-квартира находится в г. Оломоуц (Чехия). Деятельность участников ENCLЕ направлена на объединение усилий лиц из разных европейских стран, обменивающихся опытом и совместно работающих с представителями различных правовых и образовательных организаций в целях продвижения идей права (справедливости) и повышения качества преподавания посредством клинического юридического образования. В силу того, что клиническое юридического образование (Clinical Legal Education) получает всё большую популярность и распространение в странах Европы, создание ENCLE способствует росту и поддержанию единообразия клинических программ обучения посредством международного образовательного обмена, проведения исследований и стажировок, создания единого информационного ресурса с открытым доступом к учебным материалам. В рамках ENCLЕ для представителей юридических клиник проводятся тренинги повышения квалификации, практические конференции с участием представителей большинства европейских государств. Это создаёт эффективные условия для сотрудничества, обмена опытом, открывает границы преподавательской и студенческой мобильности, обеспечивает доступ к зарубежным образовательным материалам и публикациям.

Таким образом, посредством участия кураторов юридических клиник в международных образовательных ассоциациях и альянсах обеспечивается интеграция национального юридического образования в Болонский процесс, модернизируется система юридиче-

ского образования государства в контексте европейских и мировых подходов. Международное сотрудничество в сфере клинического юридического образования является залогом его развития.

По нашему мнению, особая роль в юридической клинике должна придаваться созданию и обновлению содержания учебной программы для лиц, обучающихся в юридической клинике. Данное обстоятельство также способствует увеличению количества кураторов, расширению доступа к бесплатной юридической помощи малоимущих граждан.

К сожалению, в силу ряда причин, в том числе отсутствия единого подхода к пониманию роли юридической клиники в учебном процессе, не на каждом юридическом факультете Республики Беларусь есть утверждённая программа клинического курса. С целью популяризации, создания условий единства подходов и организационной устойчивости профессионального становления кураторов была проведена комплексная работа по созданию Модельной программы юридической клиники в Республике Беларусь [7]. Данная работа стала возможной благодаря поддержке Института Рауля Валенберга (г. Лунд, Швеция), чей опыт в области обучения правам человека позволил наполнить программу прогрессивными элементами философии и принципов, касающихся прав человека и гендерного равенства.

Авторами программы ставилась задача в долгосрочной перспективе подготовить социально ориентированных юристов, тем самым обеспечить реформу правовой системы, содействовать реализации прав человека, верховенству права и формированию челове-ко-центристских взглядов будущих поколений юристов. Активное включение студентов в разрешение трудных жизненных ситуаций клиентов, в решение социальных проблем населения, по мнению авторов программы, будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции, в том числе достижению гендерного равенства в белорусском обществе. По мнению членов рабочей группы, важно обучать студентов навыку правового анализа, выходящему за рамки национального права, стимулировать обращение к политико-правовым категориям и международно-правовым нормам в прикладном

аспекте. Это позволит сформировать у студентов критическое мышление и профессиональное правосознание, основанные на гуманитарных ценностных аспектах теории прав человека. Для обоснования правовой позиции, на уровне «академических» компетенций, студентам предлагается использовать правовые интерпретации Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Программа состоит из двух блоков: «Юридическая клиника» и «Правовое просвещение». Ниже представлено содержание одной из тем.

Тема 1. Юридическая клиника: понятие, цели и задачи:

История юридического клинического образования. Особенности клинического обучения. Виды юридических клиник. Цели и задачи юридических клиник, обзор существующих клиник в России, США, странах Евросоюза и Республики Беларусь. Цели и задачи юридической клиники. Права человека и гендерное равенство как составные элементы образовательного процесса в юридической клинике. Роль теории прав человека при работе над делом клиента [8].

Таким образом, цель дополнения клинической программы учением о правах человека и гендерного равенства получила своё выражение в Модельной учебной программе юридической клиники в Республике Беларусь. Авторы выражают надежду, что данная программа займёт особое место в системе обучения «академическим» (вузовским) компетенциям, будет использована в процессе внедрения клинического элемента в академическое юридическое образование большинства вузов.

Особое внимание в Беларуси придаётся наделению некоторых секций юридических клиник статусом научного кружка. Считаем целесообразным согласиться с точкой зрения М. Ю. Осипова о том, что юридическая клиника может не только ограничиваться оказанием юридической помощи населению, а также обучением студентов навыкам оказания юридической помощи, но и выступать в качестве научного кружка (студенческого научного центра). Данная позиция весьма популярна в Республике Польша, где большинство секций юридических клиник носит

название "ко1о naukowe" (с пол. - научный кружок) [9]. Так, научная юридическая клиника предполагает: а) социально-правовой анализ обращений граждан за помощью в юридическую клинику; б) юридический анализ типичных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане, обращающиеся в юридическую клинику; в) научно-теоретический анализ законодательства, подлежащего применению в конкретном деле в целях выявления в нём пробелов и противоречий; г) научный анализ практики применения норм действующего законодательства; д) подготовку рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства и практики его применения для органов государственной власти или органов местного самоуправления. Более того, научная юридическая клиника может участвовать в подготовке обоснованных предложений по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения с первоначальной апробацией в тезисах выступлений на научных конференциях, научно-исследовательских работах студентов и сотрудников клиники.

Представляется, что важным является положение о том, что так юридическая клиника может выступать в качестве центра учебной и производственной практик (сбора практических данных) для студентов-бакалавров, студентов-магистров, а также аспирантов, специализирующихся в области юриспруденции, для которых научная работа является важнейшей составляющей их образовательной программы [10]. Данная позиция в современных условиях находит всё большую поддержку и понимание у руководства юридических факультетов Беларуси.

В последние годы клиническое сообщество работает над увеличением количества научных публикаций о клинических методах обучения. Так, в учебный процесс внедрена рабочая тетрадь студента юридической клиники [11]. Для развития программ правового просвещения подготовлено учебно-методическое пособие, содержащее курс лекций, методические рекомендации по проведению практических занятий, характеристику интерактивных методов, разработанные студентами планы занятий [12].

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что система образования в любой стране

является приоритетным направлением государственной политики. Это обусловлено заинтересованностью государства в построении системы стабильного и устойчивого развития каждого гражданина и самого государства при достижении общественного блага. Особая роль в развитии системы государственного управления, определяющего стратегию развития государства, отводится представителям юридической профессии. Именно в процессе профессионального обучения выполняется социальный заказ на профессиональную подготовку в соответствии с потребностями общества на определённом этапе исторического развития. В настоящее время в Республике Беларусь остро ощущается необходимость изменения качества и содержания профессиональной подготовки с целью повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда страны. Представляется, что важнейшей задачей современного юридического образования является подготовка нового поколения юристов, ориентированных на защиту прав человека, принимающих во внимание гуманистические ценности демократического общества, разделяющих глобальную идею социальной справедливости, объединённых идеями взаимопомощи в рамках единого профессионального сообщества.

Решение данной задачи возможно только путём актуализации изучения в учебном процессе теории прав человека, методик практи-ко-ориентированного образования и доступа студентов к работе с «живыми» клиентами и настоящими правовыми проблемами. Непосредственно на базе юридических клиник возможна и успешно реализуется эффективная инкорпорация в учебную программу триады элементов: обучения знаниям, выработки навыков и воспитания качеств.

На основе изучения опыта юридических клиник можно выделить существенные признаки, которые характеризуют современную модель юридической клиники, встраиваемую в систему белорусского юридического образования:

1) юридическая клиника в большинстве случаев является структурным подразделением образовательного учреждения;

2) юридическая клиника имеет цели деятельности: прежде всего образователь-

ную, а также социальную и иные (сопутствующие образовательным), поэтому она становится обязательным элементом различных образовательных программ (как для бакалавров, так и для магистров);

3) основными субъектами в работе юридической клиники являются студенты-консультанты и преподаватели-кураторы (при этом, как справедливо отмечают российские коллеги, повышенные требования предъявляются к соответствующей подготовке как студентов, так и преподавателей);

4) основным методом обучения студентов является их самостоятельная (в то же время под руководством преподавателей) практическая деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям населения (т. е. это работа студентов с настоящими делами различных категорий, с реальными жизненными ситуациями); данная деятельность направлена на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, определённых соответствующей учебной программой;

5) сотрудники юридических клиник принимают активное участие в международных научных и методических мероприятиях, посвященных клиническому юридическому образованию, обмениваются опытом, внедряют прогрессивные образовательные идеи в практику преподавания (теории прав человека, гендерного равенства);

6) осуществляется создание рекомендаций (стандартов) обучения и деятельности юридических клиник Беларуси, локальных программ подготовки кураторов, модельных программ для юридических клиник различного типа.

1. Тюменева Н. В., Акульшин В. С. Реформа юридического образования в России: первые итоги // Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского : [сайт]. - URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocs-files/2014/03/13/tyumeneva_akulshin.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

2. О некоторых вопросах правового просвещения населения : Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 нояб-

ря 2010 г. № // ЭТАЛОН-ONLINE. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - URL: http://etalonline.by/?type=text&regnum=w21022 985#load_text_none_1_ (дата обращения: 24.12.2017).

3. Юридические клиники Республики Беларусь // Юридический факультет БГУ : [сайт]. -URL: https://law.bsu.by/index.php?option=com_ content&view=article&id=1553 &Itemid=7 (дата обращения: 24.12.2017); Круглый стол «Юридическое клиническое образование: опыт и перспективы» (11-12 ноября 2011 г.). Итоги. Рекомендации // Там же. - URL: https://law. bsu.by/novosti/novosti-yuridicheskikh-klinik-belarusi/5207-2011-12-14%2019-58-25.html (дата обращения: 24.12.2017).

4. Информация о проектах для юридических клиник Республики Беларусь // Юридический факультет БГУ : [сайт]. - URL: https:// law. bsu.by/index.php?option=com_content&view= article&id=5133&Itemid=7 (дата обращения: 24.12.2017).

5. Там же.

6. GAJE's 9th Worldwide Conference "Breaking Down Walls: the Transformative Power of Justice Education" // Global Alliance for Justice Education (GAJE) : [site]. - URL: https:// www.gaje.org/conferences/9th-worldwide-conference/ (дата обращения: 24.12.2017).

7. Модельная программа клинического образования Республика Беларусь : учебная программа учреждений высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1-24 01 02 «Правоведение». - Минск : БГУ, 2017. -24 с.

8. Список юридических клиник Республики Польши см.: Global Alliance for Justice Education (GAJE) : [site]. - URL: http:// www.fupp.org.pl/kliniki-prawa/kliniki-w-polsce (дата обращения: 24.12.2017).

9. Там же.

10. См.: Бондаренко Н. Л., ХватикЮ. А. Юридическая клиника и её роль в процессе профессиональной подготовки юриста в высшей школе // Инновационный образовательные технологии. - 2011. - № 4. - С. 32.

11. Машаров Р. Н., Михасева Е. А., Савкина Ю. М., Хватик Ю. А. Учебно-методическое пособие для студентов юридических клиник. -Минск : БГУ, 2017. - 32 с.

12. Школа правового просвещения : учебно-методическое пособие / Л. О. Шерайзина, О. В. Глухова, Л. А. Силюк ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - 2-е изд. стер. - Брест : БрГУ, 2017. - 285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.