УДК 341.357.6 Жуков Д.В., Каляшин А.В.
Жуков Д.В.
студент юридического факультета Владимирский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Владимир, Россия)
Каляшин А.В.
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Владимирский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Владимир, Россия)
ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация: развитие современной военной сферы во многом обусловлено интеграцией цифровых технологий, дающих значительные преимущества в военных операциях. Технический прогресс зачастую опережает принятие новых законов, оставляя открытыми вопросы, в том числе в отношении правового регулирования военнослужащих. В статье рассматриваются актуальные цифровые технологии, применяемые в военной сфере, анализируется российская правовая характеристика информационных воин, кибервойн, беспилотных летательных аппаратов и искусственного интеллекта в военной сфере, определяется влияние цифровых технологий на правовое положение военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, предлагаются практические рекомендации по разработке законодательства Российской Федерации в области использования искусственного интеллекта с учетом правовых положений военнослужащих.
Ключевые слова: цифровые технологии, военные операции, законодательная база, правовое положение, ВС РФ, информационные войны, кибервойны, БПЛА, искусственный интеллект.
Военные технологии являются двигателями технического прогресса, благодаря военным технологиям появились научные открытия и разработки в области космоса, атомной энергетики, компьютерных технологий. Цифровые технологии на современном этапе представляют наиболее перспективную отрасль развития военной отрасли, исход сегодняшних военных операций во многом предопределен техническим оснащением, таким как инновационные беспилотные летательные аппараты, позволяющие отслеживать поведение противника с помощью искусственного интеллекта и наносить высокоточные удары по стратегически важным объектам. Другими важными компонентами конфликтов государств являются информационные войны и кибервойны, ущерб от которых не следует игнорировать. Настоящая научная работа обращает внимание на актуальность российского законодательства с точки зрения освящения современных цифровых технологий, используемых в военной сфере, а также на правовые аспекты военнослужащих.
Информационные войны, кибервойны. Информационная война представляет собой информационную операцию, главным оружием которой является информация, направленная на раскол общественного мнения с целью разжигания ненависти в определенных социальных группах и провокации к агрессии, ориентированной на смену режима [1, С. 102]. Кибервойны от отличаются от информационных войн тем, что основной военный удар приходится не на социальные группы, а непосредственно на информационную инфраструктуру государственных учреждений, дня нарушения работоспособности военного управления, для уничтожения или завладения конфиденциальными государственными данными, для разрыва коммуникационных каналов [2, С. 669]. Информационные войны и кибервойны часто недооцениваются по причинам неочевидности рисков, невидимости
угрозы, трудности определения источника угрозы, тем не менее они способны насести серьезный вред государству, связанный с экономическими потерями, подорвать государственную безопасность, воспрепятствовать проведению военных действий противника, привести к гражданским войнам, что можно наблюдать в исторических событиях Ливии и Сирии [3, С. 81, 4, С. 49].
Законодательную базу Российской Федерации в аспекте информационных войн и кибервойн составляют:
1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5].
Статья 10.6 «Особенности распространения информации в социальных сетях» (действует с 01.02.2021) [6]. Статья запрещает ряд действий, выполняемых в сети Интернет, в частности публичную огласку государственной тайны, размещение материалов, пропагандирующих, поддерживающих терроризм и экстремизм [6, С. 61].
Федеральный закон № 149-ФЗ в целом не содержит в себе конкретные Статьи, посвященные защите прав военнослужащих в цифровом пространстве, однако, с его помощью устанавливаются общие нормы и требования, определяющие меры противодействия киберугрозам, обеспечения информационной безопасности, защиты конфиденциальных данных, достоверности и актуальности информации [7, С. 322].
2. Федеральный закон от 04.03.2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [8].
Статья 207.3 УК РФ запрещает доведение до всеобщего сведения дезинформации касательно армии РФ.
Статья 280.3 УК РФ запрещает публичные действия, подрывающие авторитет военнослужащих армии России.
Статья 284.2 УК РФ рассматривает случаи повторных нарушений со стороны граждан и юридических лиц в отношении Вооруженных сил РФ.
Наказания за уголовные преступления по Статье 207.3 УК РФ, Статье 280.3 УК РФ, Статье 284.2 УК РФ предусматривают штрафы от 100 тысяч до 5 миллионов рублей, принудительные работы от 1 года до 5 лет, арест с максимальным сроком до 6 месяцев или лишение свободы от 3 до 15 лет, в зависимости от тяжести совершенного преступления [9, С 294-296].
Внесение изменений в Уголовный кодекс РФ стали результатом информационной войны против России, санкций со стороны недружественных стран Запада [10, С 20, 11, С.7], дискредитации Вооруженных сил РФ в сети Интернет внутри России.
Законодательные решения, принимаемые властями Российской Федерации, по отношению к Вооруженным силам Российской Федерации в последние годы, отражают актуальную политическую повестку, в рамках которой страна осуществляет борьбу с негативным информационным влиянием стран Запада, оказывает сопротивлением кибератакам недружественных стран, прилагает усилия для предотвращения кражи данных государственной важности, дестабилизации связи во время боевых действий, а также стремиться психологически защитить военнослужащих посредством недопущения в массы вымышленной, фальсифицированной информации в связи с Вооруженными силами России, которая может деморализовать, демотивировать военнослужащих. Глобальная проблема законодательства в области цифровых технологий состоит в том, что цифровые технологии очень быстро прогрессируют, в то время как процедура принятия закона в отдельных случаях может занимать месяцы и годы.
Беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) являются летательные аппараты, координация которых осуществляется с использованием дистанционного управления или посредством специального программного обеспечения, которое позволяет БПЛА работать автономно [12, С. 335]. При этом в нормативно-правовой документации Российской Федерации закреплено понятие «воздушное судно» [13, С. 130]. Использование БПЛА во время военных действий гарантирует весомое преимущество в области разведки, высокоточного
поражения цели, осуществления безопасного управления для пилотов, большая продолжительность работы, способность к выполнению заданий в эпицентре боевых действий [14, С. 45, 46].
Законодательную базу Российской Федерации в аспекте применения БПЛА составляют:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [15] содержит общие правила эксплуатации БПЛА, в частности устанавливает норматив по высоте полетов в 120 м [16, с. 91].
2. Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» [17] включает данные области применения БПЛА, согласно которым БПЛА средней и тяжелой массы подлежат обязательной сертификации, должны быть зарегистрированы и пройти техническое обслуживание, при этом указанные требования отсутствуют для государственных БПЛА, а также для БПЛА, производители которых заключили контракт с государством [16, С. 91, 92].
3. Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке».
Статья 6. «Полномочия органов внешней разведки Российской
Федерации» [18] позволяет службе внешней разведки Российской Федерации останавливать активность БПЛА доступными способами в пределах вверенных ей территорий в интересах обороны и сохранения безопасности данных [19, с. 147].
4. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [20].
Статья 2 рассматривает возможности отмены правовых норм на конкретный интервал времени, в случае, когда требуется проведение экспериментальных исследований для апробирования инновационных цифровых разработок [19, с. 148], к которым относятся БПЛА.
Развитие военных беспилотных технологий в Российской Федерации происходит стремительными темпами, о чем свидетельствуют российские БПЛА, представленные на форуме «Армия-2023» [21]. С 2021 года в России по инициативе Минобороны решили начать подготовку командиров беспилотных авиаций в высших учебных заведениях [22], по данным на 2023 год активно ведется подготовка военных операторов дронов [23]. В целом законодательство Российской Федерации способствует развитию военных технологий в области БПЛА, за счет ослабления требований к беспилотным технологиям, находящимся в ведении государства, предоставления привилегии воздушного пространства для тестирования оборудования, обучения военнослужащих. Проведение операций при помощи БПЛА помогает обеспечить безопасность военнослужащих за счет преимущества пребывания в укрытии, предоставление права пресекать функционирование сторонних БПЛА способствует недопущению нанесения физического и информационного вреда в отношении военнослужащих.
Искусственный интеллект. Искусственный интеллект (ИИ) имеет широкое применение в военной сфере, он используется в беспилотной авиации для управление боевыми БПЛА, для планирования оптимальных маршрутов, наблюдения, разведки, автономной навигации, управления данными [24, С. 9], в кибербезопасности [25, С. 78], в военной логистике [26, С. 6] и т.д.
В Указе Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [27] закреплено понятие ИИ, в соответствии с которым ИИ понимается как система технологических разработок, способная к улучшению, самосовершенствованию и поиску вариантов решений на основе предшествующего опыта обучения, что позволяет проводить параллель ИИ с умственной работой, совершаемой человеком. Постоянная изменяемость, свойственная ИИ, ограничивает возможность расценивания ИИ в качестве программного обеспечения, т.к. через определенный промежуток времени изменит свое наполнение [27, С. 77].
В российской юридической практике отсутствуют законодательные акты, регулирующие использование ИИ в военной промышленности, одновременно с этим Российская Федерация не поддерживает полный запрет на применение ИИ в военной сфере по причине развития беспилотной авиации, где ИИ массово задействуется [28, С. 111], что привело бы к инновационной стагнации. Поэтому существует необходимость создания законодательной базы РФ в связи с использованием ИИ в военной промышленности.
Следующие практические рекомендации по разработке законодательного регулирования в контексте военных технологий ИИ с учетом правового положения военнослужащих, рисунок 1, позволят определить дальнейшее направление развития отрасли.
Законодательное регулирование ИИ
Права человека
прозрачность, понятность алгоритмов
безопасность для военнослужащих и экологии
недопущение дискриминации, соблюдение этических аспектов
Ответственно сть
ответственно сть разработчиков и операторов за действия систем ИИ
ответственность за разглашение персональных данных
необходимость разработки мер ответственности за нарушения
Автономные системы
Конфидециально сть
Обучение военнослужащих
введение ограничении на автономные системы
гарантирование
человеского вмешательства в работу автономных систем
согласие
военнослужащих на обработку данных
защита данных военнослужащих от незаконного доступа
обучение технологиям на основе ИИ
обучение законодательству, правовым аспектам
Рисунок 1. Рекомендации в отношении законодательного регулирования ИИ.
Правовые положения военнослужащих РФ наиболее учтены в аспекте противодействия информационным воинам ввиду принятия законов в последние годы, запрещающих распространение ложной информации в отношении Вооруженных сил Российской Федерации. Противодействие кибервойнам рассматривается в законодательстве в общем виде, для достижения точности стоит рассмотреть конкретные по борьбе с киберугрозами для военной сферы и уточнить права военнослужащих. Законодательство в области применении военных БПЛА предоставляет достаточную свободу действий для разработки, обучения и испытаний воздушной авиации, в то же самое время вопросам безопасности военнослужащих и конфиденциальности личных данных военнослужащих не уделяется достаточного внимания. Применение ИИ во время военных операций пока еще не урегулировано законодательно, поэтому приводятся рекомендации, руководствуясь которыми возможно реализовать законодательную базу с учетом правового положения военнослужащих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Манойло, А.В. Информационная война и новая политическая реальность (I) / А. В. Манойло // Вестник Московского государственного областного университета. - 2021. - № 1. -С. 100-132;
2. Шагов, А.Е. Элементы гибридной войны / А.Е. Шагов // Заметки ученого. - 2021. - № 4-1. - С. 667-671;
3. Альбо Таслих, М.И.К. Роль информационной войны в ливийском конфликте 2011 г.: средства и методы / М. И. К. Альбо Таслих // Меди@льманах. - 2020. - № 2-3(97-98). - С. 8191;
4. Смирнов, Н А. Информационная война в Сирии / Н.А. Смирнов // Вестник МГИМО Университета. - 2015. - № 1(40). - С. 49-56;
5. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Президент России [сайт]: kremlin.ru - 2024. - URL: https://clck.ru/3A7iP9 (дата обращения: 16.04.2024);
6. Дополнение к законодательству об информации, информационных технологиях и о защите информации. Статья 10.6. "Особенности распространения информации в социальных
сетях" Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Роскомнадзор [сайт]: rkn.gov.ru - 2024. - URL: https://clck.ru/3A7iVQ (дата обращения: 16.04.2024);
7. Демичева, П.А. Роль органов прокуратуры в противодействии экстремизму в социальных сетях / П. А. Демичева // Нюрнбергский процесс: невыученные уроки истории: сб. материалов студ. круглого стола (г. Симферополь, 17 ноября 2023 г.) / под общ. ред. Н.Н. Колюки - Симферополь: Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2024. - C. 61-64.;
8. Чернова, П.А. К вопросу об определении принципов правового института государственных информационных систем / П.А. Чернова, Л.Г. Шобей // Право и управление. - 2023. - № 1. - С. 321-323;
9. Федеральный закон от 04.03.2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Президент России [сайт]: kremlin.ru - 2024. - URL: https://clck.ru/3A7irh (дата обращения: 16.04.2024);
10. Чичканева, Ю.В. Федеральный закон №32-Ф3 «о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 04.03.2022 Г. Как действенная мера противодействия внутренним угрозам национальной безопасности Российской Федерации / Ю.В. Чичканева, А.С. Мугалева // Уголовное право в эволюционирующем обществе: Сборник научных статей симпозиума молодых учёных и студентов с международным участием, Курск, 08 июня 2022 года / Редколлегия: Ю.А. Панина (отв. ред.). - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 293-297;
11. Современная информационная война / Л.А. Журавлева, Е.В. Зарубина, А.В. Ручкин [и др.] // Образование и право. - 2022. - № 9. - С. 18-26;
12. Бубнова, Н. И. Тотальные санкции Запада против России в контексте "интегрированного сдерживания" / Н.И. Бубнова // Общественные науки и современность. -2022. - № 6. - С. 7-22;
13. Цуканов, И.Р. Решаемые проблемы, преимущества и перспективы развития стратосферных беспилотных летательных аппаратов / И.Р. Цуканов, А.В. Азман // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2023. - № 2. - С. 335-339;
14. Грищенко, Г.А. Правовое регулирование беспилотных летательных аппаратов: российский подход и мировая практика / Г.А. Грищенко // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. - № 12(64). - С. 129-136;
15. Использование БПЛА в военных целях / В. А. Первушин, В. К. Шарыпова, Д.И. Карапыш, Д.В. Зинченко // Лучшая студенческая статья 2023: сборник статей II
Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 10 марта 2023 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. - С. 44-46;
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // Правительство России [сайт]: government.ru - 2024. - URL: https://clck.ru/3A7jcG (дата обращения: 16.04.2024);
17. Фильчаков, Д.Р. Правовой аспект применения дронов в специальной военной операции / Д.Р. Фильчаков // Актуальные проблемы российского права и законодательства: Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 25-26 апреля 2023 года / Составитель Е.В. Василенко. - Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2023. - С. 90-93;
18. Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» // Президент России [сайт]: kremlin.ru - 2024. - URL: https://clck.ru/3A7jwr (дата обращения: 16.04.2024);
19. Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Президент России [сайт]: kremlin.ru - 2024. - URL: https://clck.ru/3A7hgy (дата обращения: 16.04.2024);
20. Полетыкин, Д.А. Правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития / Д.А. Полетыкин // Юридическая наука. - 2023. - № 9. - С. 143-153;
21. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // Президент России [сайт]: kremlin.ru - 2024. - URL: https://clck.ru/3A7m7Z (дата обращения: 16.04.2024);
22. От охранника до штурмовика: новейшие российские беспилотники на форуме "Армия-2023" // ТАСС [сайт]: tass.ru - 2023. - URL: https://clck.ru/3A7pde (дата обращения: 16.04.2024);
23. Взошли на дрон: в РФ начинается массовая подготовка «беспилотных командиров» // Известия [сайт]: iz.ru - 2021. - URL: https://clck.ru/3A7qUc (дата обращения: 16.04.2024);
24. Минобороны России показало подготовку операторов дронов // РИА Новости [сайт]: ria.ru - 2023. - URL: https://clck.ru/3A7qUc (дата обращения: 16.04.2024);
25. Матюха, С.В. Искусственный интеллект в беспилотных авиационных системах / С.В. Матюха // Транспортное дело России. - 2022. - № 1. - С. 8-11;
26. Ромашкина, Н.П. Стратегические риски и проблемы кибербезопасности / Н.П. Ромашкина, Д.В. Стефанович // Вопросы кибербезопасности. - 2020. - № 5(39). - С. 77-86;
27. Буренок, В.М. Новая парадигма силового противостояния государств на основе применения искусственного интеллекта / В.М. Буренок // Вооружение и экономика. - 2020. -№ 2(52). - С. 4-8;
28. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Президент России [сайт]: kremlin.ru -2024. - URL: https://clck.ru/3A852z (дата обращения: 16.04.2024);
29. Глухов, Е.А.О правовом регулировании применения искусственного интеллекта в военной сфере / Е. А. Глухов // Военная мысль. - 2022. - № 8. - С. 73-85;
30. Атабеков, А.Р. Применение искусственного интеллекта в военных целях: проблемы теоретизации и правового регулирования / А. Р. Атабеков // Общество: политика, экономика, право. - 2023. - № 4(117). - С. 107-114
Zhukov D. V., Kalyashin A. V.
Zhukov D.V.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Vladimir, Russia)
Kalyashin A.V.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Vladimir, Russia)
LEGAL ISSUES IN APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN MILITARY OPERATIONS AND THEIR IMPACT ON LEGAL STATUS OF MILITARY SERVICEMEN
Abstract: the development of the modern military sphere is largely due to the integration of digital technologies, which provide significant advantages in military operations. Technological progress often outstrips the adoption of new laws, leaving open questions, including those regarding the legal regulation of military personnel. The article examines current digital technologies used in the military sphere, analyzes the Russian legal characteristics of information warfare, cyber warfare, unmanned aerial vehicles and artificial intelligence in the military sphere.
Keywords: digital technologies, military operations, legislative framework, legal status, Armed Forces, information warfare, cyber warfare, artificial intelligence.