Научная статья на тему 'Уголовно-правовые меры противодействия использованию беспилотных летательных аппаратов для доставки опасных предметов'

Уголовно-правовые меры противодействия использованию беспилотных летательных аппаратов для доставки опасных предметов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
беспилотный летательный аппарат / незаконное использование / уголовная ответственность / совершенствование / unmanned aerial vehicle / illegal use / criminal liability / improvement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мариус Йокубо Муркштис, Людмила Александровна Букалерова

В статье анализируется проблематика определения уголовно-правовых средств противодействия неправомерному использованию беспилотных летательных аппаратов. В рамках выполненной работы авторы проанализировали общеправовые и специальные меры предупреждения использования БПЛА при совершении различных преступлений: убийств, причинение вреда здоровью, террористических актов, доставка наркотиков, запрещенных предметов в колонии, контрабанда через границу, передача сведений, нарушение неприкосновенности частной жизни, хищение людей и имущества и многих других. Выработаны предложения по внесению необходимых изменений в уголовный закон и ряд постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для повышения эффективности уголовно-правовой защиты от незаконного использования БПЛА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мариус Йокубо Муркштис, Людмила Александровна Букалерова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal legal measures to counter the use of unmanned aircraft for delivery of dangerous items

The article analyzes the problems of determining criminal legal means of countering the unlawful use of unmanned aerial vehicles. As part of the work performed, the authors analyzed general legal and special measures to prevent the use of UAVs in the commission of various crimes murder, personal injury, terrorist acts, delivery of drugs, prohibited items to colonies, smuggling across the border, transfer of information, violations of privacy, theft of people and property and many others. Proposals have been developed to make the necessary changes to the criminal law and a number of decisions of the Plenum of the Supreme Court to increase the effectiveness of criminal legal protection against the illegal use of UAVs.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые меры противодействия использованию беспилотных летательных аппаратов для доставки опасных предметов»

Закон и право. 2023. № 12. С. 232-239. Law and legislation. 2023;(12):232-239.

Научная статья УДК 343.2/.7

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-232-239 EDN: https://elibrary.ru/OOCYAC

NIION: 1997-0063-12/23-730 MOSURED: 77/27-001-2023-12-930

Уголовно-правовые меры противодействия использованию беспилотных летательных аппаратов для доставки опасных предметов

Мариус Йокубо Муркштис1, Людмила Александровна Букалерова2

1 РУДН имени Патриса Лумумубы, Москва, Россия

2 РУДН имени Патриса Лумумубы; Государственный университет управления, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье анализируется проблематика определения уголовно-правовых средств противодействия неправомерному использованию беспилотных летательных аппаратов. В рамках выполненной работы авторы проанализировали общеправовые и специальные меры предупреждения использования БПЛА при совершении различных преступлений: убийств, причинение вреда здоровью, террористических актов, доставка наркотиков, запрещенных предметов в колонии, контрабанда через границу, передача сведений, нарушение неприкосновенности частной жизни, хищение людей и имущества и многих других. Выработаны предложения по внесению необходимых изменений в уголовный закон и ряд постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для повышения эффективности уголовно-правовой защиты от незаконного использования БПЛА.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, незаконное использование, уголовная ответственность, совершенствование.

Для цитирования: Муркштис М.Й., Букалерова Л.А. Уголовно-правовые меры противодействия использованию беспилотных летательных аппаратов для доставки опасных предметов // Закон и право. 2023. № 12. С. 232—239. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-232-239 EDN: https://elibrary.ru/OOCYAC

Original article

Criminal legal measures to counter the use of unmanned aircraft for delivery of dangerous items

Marius Yo. Murkshtis1, Lyudmila A. Bukalerova2

1 Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russia

2 Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba; State university

of management; Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article analyzes the problems of determining criminal legal means of countering the unlawful use of unmanned aerial vehicles. As part of the work performed, the authors analyzed general legal and special measures to prevent the use of UAVs in the commission of various crimes - murder, personal injury, terrorist acts, delivery of drugs, prohibited items to colonies, smuggling across the border, transfer of information, violations of privacy, theft of people and property and many others. Proposals have been developed to make the necessary changes to the criminal law and a number of decisions of the Plenum of the Supreme Court to increase the effectiveness of criminal legal protection against the illegal use of UAVs.

Keywords: unmanned aerial vehicle, illegal use, criminal liability, improvement.

For citation: Murkshtis M.Yo., Bukalerova L.A. Criminal legal measures to counter the use of unmanned aircraft for delivery of dangerous items // Law and legislation. 2023;(12):232—239. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2023-12-232-239 EDN: https://elibrary.ru/OOCYAC

© Муркштис М.Й., Букалерова Л.А. М., 2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Президент России В.В. Путин заявил, что необходимо активно развивать и использовать беспилотные летательные аппараты в Вооруженных Силах страны1.

Сразу проведем аналогию применения беспилотных (воздушных) летательных аппаратов (БЛА, БПЛА, дронов) с сетью Интернет — и те, и другая создавались и предназначались для общественно полезных целей, а впоследствии стали использоваться в достижении преступных целей. Беспилотные (воздушные) летательные аппараты используются для таких благих задач, как фотосъемка, съемка, доставка продуктов, лекарств, почты, проведения поисково-спасательных операций и организации развлечений.

Использование дронов в России резко возросло за последние несколько лет, особенно в вооруженных силах, где они используются для наблюдения, разведки и в конечном счете для обеспечения большей безопасности граждан. Помимо этого, дроны используются для доставки оружия в законных и, к сожалению, в противоправных целях. Важное значение имеет использование БЛА в военной сфере, что в несколько раз усиливает как их полезность для обороны, так и вредоносность от посягательств.

2 июня 2020 г. было издано два важнейших указа Президента РФ — Военная доктрина Российской Федерации и Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания.

В пункте 15 Военной доктрины Российской Федерации2 предусмотрено, что одной из характерных черт и особенностей современных военных конфликтов является, в частности, массированное применение беспилотных летательных аппаратов, а в п. 2 Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания сказано, что основными военными опасностями, которые в зависимости от изменения военно-политической и стратегической обстановки могут перерасти в военные угрозы Российской Федерации (угрозы агрессии) и для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, являются:

«б) развертывание государствами, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, систем и

1 Кошечкин В. Путин высказался о повсеместности бес-пилотников в ВС России // URL: https://lenta.ru/news/ 2022/12/21/bpla/

2 Военная доктрина Российской Федерации // Рос. газ. 2014. № 298. 30 дек.

средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии».

А в пункте 14 сказано, что при осуществлении ядерного сдерживания Российская Федерация принимает во внимание размещение потенциальным противником на территориях других государств наступательных средств (крылатых и баллистических ракет, гиперзвуковых летательных аппаратов, ударных беспилотных летательных аппаратов), оружия направленной энергии, средств противоракетной обороны, предупреждения о ракетно-ядерном ударе, ядерного оружия и (или) других видов оружия массового поражения, которые могут быть использованы против Российской Федерации и (или) ее союзников3.

Десять лет назад в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» Правительству Российской Федерации было предписано обеспечить приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно -космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих4.

Правы Б.Н. Кашников и С.Е. Любимов, что средства войны изменились до неузнаваемости на наших глазах, к числу средств современного вооружения, которые коренным образом меняют характер войны, можно отнести: применение беспилотных летательных аппаратов, избирательные убийства противника, шантаж, применение роботов, кибервойну, террористические средства, пытки и многое другое [4].

3 Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания: Указ Президента РФ // СЗ РФ. 2020. № 23. Ст. 3623.

4 О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 603 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2340.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

О вредоносности БЛА могут свидетельствовать следующие факты, указанные в Постановлении СФ ФС РФ от 12 апреля 2023 г. № 130-СФ «Об итоговом докладе парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины»: агентством США по патентам и товарным знакам был выдан Украине патент от 3 марта 2015 г. № 8967029В1 на беспилотный летательный аппарат для распространения в воздухе зараженных комаров. При помощи данного устройства войска противника могут быть уничтожены или выведены из строя, что соответствует реализуемой США концепции «бесконтактной войны». Показана возможность снаряжения капсул отравляющими, радиоактивными, наркотическими веществами, а также возбудителями инфекционных заболеваний. Полученные документы свидетельствуют также об осуществлении проектов, направленных на изучение возможностей трансграничного переноса заболеваний перелетными птицами (иР-4) и летучими мышами (Р-781).

Также в рамках проекта иР-4 проводилось исследование возможности распространения особо опасных инфекций через мигрирующих птиц, в том числе высокопатогенного гриппа А (Н5Ш), летальность которого для людей достигает 50%, а также болезни Ньюкасла. В проекте Р-781 в качестве переносчиков потенциальных агентов биологического оружия рассматривались летучие мыши. В числе приоритетов обозначено изучение бактериальных и вирусных патогенов, способных передаваться от них человеку, — возбудителей чумы, лептоспироза, бруцеллеза, а также коронавирусов и филовирусов.

Кроме того, 9 марта 2022 г. на территории Херсонской области Вооруженными Силами РФ были обнаружены три беспилотных летательных аппарата, оснащенных емкостями объемом 30 литров и оборудованием для распыления рецептур. В конце апреля 2023 г. найдены еще 10 таких же в районе населенного пункта Каховка. Ранее, и это подтверждается документами, украинская сторона запрашивала компанию — производитель БПЛА «Байрактар» о возможности оборудовать системой распыления аэрозолей с емкостью свыше 20 литров изделие «ВаугаМаг АИпсЬ с максимальной дальностью полета до 300 км.

Таким образом, БЛА (БПЛА) используются все шире не только для доставки, перевозки, но и распыления отравляющих веществ. Беспилот-

ные летательные аппараты могут обладать различными программными задачами, в том числе автономным поведением, выражающимся, например, в способности самостоятельно и целенаправленно перемещаться в воздухе для выполнения различных функций [2].

Характеристики многих БПЛА — военная тайна, описываются официальные разработки, о характеристиках ряда БПЛА можно узнать только, когда их применят, в частности, они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток.

Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Грузовой отсек GAAS Avenger способен нести две бомбы с лазерным прицелом, весом 440 кг. Беспилотник перевезет полтонны оружия и снаряжения, способен лететь со скоростью 740 км/ч на высоте 18 км. Израильский Heron может лететь 36 часов и разгоняться до 460 км/ч, нести средства управления огнем и ударные комплексы, видит в оптическом и инфракрасном диапазонах.

Американский MQ-9 Reaper может взлетать на высоту 14 км и находиться в воздухе до 30 часов, максимальная скорость 480 км/ч, может поднять груз весом до 4,7 т, оптоволоконная система AN/AAS-52 распознает и отследит цель, телекамеры прочитают номерной знак, даже находясь в 3 км от автомобиля. Время реакции на полученную от оператора команду — 1,5 с, вооружен противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух — земля». Reaper ликвидировал, в частности, руководителей «Аль-Каиды».

Rainbow-5 из Китая может нести до 16 ракет класса «воздух — земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг, максимальная скорость — 400 км/ч, без дозаправки держится в воздухе 60 часов.

В ВВС США есть беспилотник Kratos UTAP-22, который полностью управляется искусственным интеллектом5.

5 Югова Е. Самые мощные беспилотники в мире // URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/60ae826c9a7947fcb 9be3ebb

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

В России объединенная двигателестроитель-ная корпорация (ОДК) госкорпорации «Ростех» изготовила демонстратор гибридной силовой установки (ГСУ) мощностью 100 киловатт, которая может использоваться в беспилотниках6. Серийное производство FPV-дрона «Воробей», который предназначен для поражения бронированной техники, началось с октября 2023 г., их оснащают кумулятивными боеприпасами, которые весят около 500 г, что позволяет им пробивать броню до 200 мм7.

Беспилотник «Италмас», разработанный компанией ZALA AERO, дрон с уникальной системой самонаведения, с дальностью действия 200 км — это дрон-камикадзе, начиненный взрывчатым веществом, который зависает над целью противника и после команды взрывает объект8.

Отечественные FPV-дроны — грозное оружие, способное маневрировать на скорости в 200 км/ч, влетать в форточки и вентиляционные отверстия, пикировать с зарядом на любую, даже быстро движущуюся цель.

Например, разведывательно-ударные БПЛА «Курс-800 ТБ», работающие в режиме обычных БПЛА, и FPV-дроны с кумулятивно-осколочными боевыми элементами «Гранат-КОБЭ». Компания ОКБ «Астрон» выпускает FPV-дроны, они же дроны-камикадзе, под различную полезную нагрузку. Это могут быть гранаты ПГ-7 (выстрел от ручного противотанкового гранатомета (РПГ) — прим. ТАСС), а также кумулятивно-осколочные боеприпасы массой от 500 г., на дро-нах могут быть использованы подвесы для кассеты из четырех кумулятивных боеприпасов9.

Важно, что в России налажено производство антидронов. Так, в 2023 г. на форуме «Армия» холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ро-стех» представил комплексы «Серп-ВС-6», которые могут подавить канал управления беспи-лотником, вывести из строя навигационное обо-

6 Иринин Д. В России изготовили демонстратор гибридного двигателя для беспилотников // Техника: Наука и техника: URL: https://lenta.ru/news/2022/12/21/hybrid/

7 В России запустят в серийное производство FPV-дрон «Воробей» // URL: https://iz.ru/1582059/2023-09-30/v-rossii-zapustiat-v-seriinoe-proizvodstvo-fpv-dron-vorobei

8 В России создали аналог дрона-камикадзе «Герань» // URL: https://iz.ru/1577283/2023-09-21/v-rossii-sozdali-analog-drona-kamikadze-geran

9 Кучушев В. От охранника до штурмовика: новейшие российские беспилотники на форуме «Армия-2023» // URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/185225137ysclidHn5 ztzv224142782620

рудование БПЛА, глушить сигналы GPS, ГЛО-НАСС, Beidou и разрывать управление дронами по Wi-Fi. Но меры противодействия не всегда срабатывают и БПЛА достигают поставленных операторами целей, поэтому необходимо предусмотреть уголовную ответственность за незаконное использование беспилотников.

БЛА могут использоваться не только в военных целях, но и способствовать совершению различных преступлений. В их числе: убийства, причинение вреда здоровью, террористические акты, доставка наркотиков, запрещенных предметов в колонии, контрабанда через границу, переча сведений, нарушение неприкосновенности частной жизни, хищения людей и имущества и др.

А.И. Трусов описал случай, произошедший 14 сентября 2019 г., когда десять дронов, начиненных взрывчаткой, запущенных предположительно с территории Йемена, атаковали два нефтеперерабатывающих завода в Абкайке и Хурайсе в Саудовской Аравии, что привело к обширным возгораниям [10].

В зависимости от целей таковые могут быть одноразовыми и уничтожаться или, выполнив задачу, возвращаться на базу.

М.А. Ефремова и Т.М. Лопатина считают, что преступление, когда робототехника и ИИ могут быть взяты на вооружение террористами и экстремистами, представляет собой наиболее опасный вид применения достижений компьютерной техники; авторы выделяют, в частности, незаконный оборот оружия с использованием беспилотных летательных аппаратов [3].

Как со временем расширялась сфера незаконного использования сети Интернет, так и все шире незаконно используются беспилотники; особую опасность, на наш взгляд, несут БПЛА, которые приспособлены для доставки оружия и используемые в качестве оружия, т.е. имеют двойное назначение.

Нормативно БЛА в настоящее время в России регламентированы следующим образом: п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ дает определение беспилотному воздушному судну — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот), а беспилотная авиационная система — это комплекс взаимосвязанных элементов, включающий одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных

LAW & LEGISLATION • 12-2023

воздушных судов (станцию внешнего пилота и линию управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы), а также средства осуществления взлета и посадки беспилотных воздушных судов (п. 6).

В ГОСТе Р 56122-2014 «Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования», утвержденном Приказом Рос-стандарта от 18 сентября 2014 г. № 1130-ст, в частности, выделяются: автономное воздушное судно — беспилотное воздушное судно, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом; беспилотное воздушное судно — воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту; внешний пилот — лицо, манипулирующее органами управления дистанционно пилотируемого воздушного судна в течение полетного времени; дистанционно пилотируемая авиационная система — комплекс конфигурируемых элементов, включающий дистанционно пилотируемое воздушное судно, связанную с ним станцию (станции) внешнего полета, необходимые линии управления и контроля, а также любые другие элементы системы, которые могут потребоваться в любой момент в ходе выполнения полета; дистанционно пилотируемое воздушное судно — воздушное судно, которое пилотирует пилот, не находящийся на борту этого воздушного судна.

В статье 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ дано следующее понятие: средства доставки — ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

В Постановлении Правительства РФ от 19 июля 2022 г. № 1299 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» в категории «Авиационно-космическая промышленность и двигательные / силовые установки» указаны беспилотные (воздушные) летательные аппараты (БЛА) или беспилотные дирижабли, взаимосвязанные системы, оборудование и компоненты и БЛА или беспилотные дирижабли, разработанные для контролируемого полета за пределами прямой видимости оператора и имеющие любое из следующего:

а) имеющие все следующее: максимальную длительность полета 30 минут или более, но менее 1 часа; и разработаны для взлета и стабиль-

ного контролируемого полета при порывах ветра 46,3 км/ч (25 узлов) или более; или

б) максимальную длительность полета 1 час или более. При этом оператором является человек, инициирующий полет или управляющий БЛА или беспилотным дирижаблем»10.

Нормативный запрет несанкционированных полетов беспилотников установлен, например, в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. № 74: полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — с разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов (п. 49).

Ранее один из авторов статьи признавал, что разъяснение Пленума Верховного Суда РФ относительно содержания действий по незаконной перевозке оружия, сделанное около 20 лет назад, согласно которому перевозка привязана к транспортным средствам, объективно не могло учитывать новых форм совершения преступных деяний, появление которых обусловлено результатами технического прогресса.

В современных условиях незаконная перевозка оружия может осуществляться с использованием технических устройств и механизмов (например, промышленных и крупных самодельных дронов и квадрокоптеров). Перемещение оружия и боеприпасов с использованием таких устройств позволяет преодолевать существующие типичные системы контроля на территориях заводов по производству и ремонту оружия, доставлять оружие в места лишения свободы, перемещать его через Государственную границу Российской Федерации и т.п. [8].

10 Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль: Постановление Правительства РФ от 19.07.2022 № 1299 // СЗ РФ. 2022. № 30. Ст. 5630.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Считаем, что перевозка не равна перемещению, в данном случае лучше использовать более широкий термин — перемещение.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» под незаконной перевозкой этих же предметов понимается их перемещение на любом виде транспорта11. Термина «незаконное перемещение» для оружия в разъяснении Суда нет, а в п. 18.1 указанного документа говорится о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза.

Считаем возможным воспользоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде», в п. 5 которого дано определение: «Перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом»12.

Н.А. Лопашенко предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2 ст. 188 УК РФ, признает средства доставки оружия массового поражения, представляющие собой ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения [7].

И.А. Клепицкий к средствам доставки отнес «ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения» [5].

В связи с этим считаем необходимым в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» внести понятие «перемещение оружия, боеприпасов, взрывча-

11 О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 // Рос. газ. 2002. № 48. 19 марта.

12 О судебной практике по делам о контрабанде // Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 // Рос. газ. 2017. № 99. 11 мая.

тых веществ и взрывных устройств», под которым понимать доставку, в том числе с использованием БПЛА.

Предложенное нами дополнение в Постановление Пленума Верховного Суда РФ соответствует ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3, согласно которой средствами доставки являются ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

Статью 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов» следует дополнить таким способом совершения преступления, как «перемещение».

Для формулирования новых уголовно-правовых норм необходимо четкое понимание терминологии, но, как мы видим, даже в нормативно-правовых актах используется несколько терминов для обозначения: «беспилотные летательные аппараты», «беспилотные (воздушные) летательные аппараты», «БЛА», «беспилотные воздушные судна», «дистанционно пилотируемые воздушные судна», в публикациях они названы «дроны», «БПЛА» и др. Считаем целесообразным издание самостоятельного нормативного акта о понятии, правовом положении, видах беспилот-никах, где требуется установить терминологию, выделить законные и незаконные деяния с БЛА.

Далее, М.С. Фокин и Н.С. Рязанов предложили в статьи 263, 263.1, 264, 271.1 УК РФ включить квалифицирующий признак — с использованием БЛА [11].

И.В. Савельев предлагает осуществить конструирование самостоятельных составов преступного использования робототехники и ИИ; с этой целью автором предложено изложить нормы в ст. 273.1 «Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении преступлений», ст. 273.2 «Преступный оборот и использование технологий искусственного интеллекта» УК РФ [9]. Признаем данное предложение немного узким, специфическим для широкого правоприменения.

Относительно спора о необходимости введения квалифицирующего признака «с использованием беспилотников» С.М. Кочои отмечает, что отсутствует необходимость дополнения составов, предусмотренных отдельными статьями УК РФ, квалифицирующим признаком «с использованием БПЛА». Правильнее сконструировать в ст. 63 УК РФ норму, подобную той, что

LAW & LEGISLATION • 12-2023

предусмотрена в ч. 1.1, т.е. предоставить суду право самому решать, при совершении какого именно преступления считать использование БПЛА (БПВС, БПТС и др.) отягчающим наказание обстоятельством [6].

Л.А. Букалерова, Т.Н. Уторова и Д.О. Сизов предлагают внести изменения в перечень обстоятельств, отягчающих наказание, закрепленных в ст. 63 УК РФ, — обстоятельство «использование высокотехнологичного способа совершения преступлений», а в главу 28 УК РФ включить данный признак как квалифицирующий [1].

Действительно, возвращаясь к практике поступательного дополнения ряда статей Уголовного кодекса РФ квалифицирующим признаком: «Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет», которое не привело к полному охвату общественно опасных деяний, совершаемых посредством таковых, считаем более обоснованным дополнить ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» пунктом «т» следующего содержания: «совершение преступления с использованием беспилотного летательного аппарата».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом мы прогнозирует появление новых правовых и технологических проблем, так как есть данные, что беспилотник под управлением искусственного интеллекта принял решение убить оператора во время имитационных испытаний, проводимых армией США, чтобы тот не мешал выполнению миссии13.

Список источников

1. Букалерова Л.А.. К вопросу о значении искусственного интеллекта в уголовном праве / Л.А. Букалерова, Т.Н. Уторова, Д.О. Сизов // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14. № 1. С. 70—75.

2. Грачева Ю.В., Арямов А.А. Роботизация и искусственный интеллект: уголовно-правовые риски в сфере общественной безопасности // Актуальные проблемы рос. права. 2020. № 6. С. 169—178.

3. Ефремова М.А., Лопатина Т.М. Робототехника в уголовном законодательстве Российской Федерации // Рос. следователь. 2021. № 11. С. 55—58.

13 Дрон Пентагона решил убить своего оператора во время испытаний // URL : https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 64798bec9a79473d10277294?ysclid=ln60mz8qmq599066466

4. Кашников Б.Н., Любимов С.Е. Содержание и смысл победы // Военно-юрид. журнал. 2014. № 7. С. 21-32.

5. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М.: Статут, 2005. 572 с.

6. Кочои С.М. Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств // Актуальные проблемы рос. права. 2021. № 7. С. 125-135.

7. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ) (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2006. 720 с.

8. Муркштис М.И. Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту оружия. М.: Статут, 2019. 238 с.

9. Савельев И.В. Преступление, осложненное искусственным интеллектом: перспективы ближайших уголовно-правовых преобразований // Вопросы рос. юстиции. 2020. № 7. С. 475—488.

10. Трусов А.И. Административно-правовое регулирование полетов квадрокоптеров в России // Рос. юстиция. 2020. № 4. С. 64—66.

11. Фокин М.С., Рязанов Н.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств / / Актуальные проблемы рос. права. 2018. № 1. С. 103—110.

References

1. Bukalerova L.A. On the question of the importance of artificial intelligence in criminal law / L.A. Bukalerova, T.N. Utorova, D.O. Sizov // Penitentiary science. 2020. T. 14. № 1. Pp. 70—75.

2. Gracheva Yu. V., Aryamov A.A. Robotization and artificial intelligence: criminal legal risks in the field of public security // Current problems of Russian law. 2020. № 6. Pp. 169—178.

3. Efremova M.A., Lopatina T.M. Robotics in the criminal legislation of the Russian Federation / / Russian investigator. 2021. № 11. Pp. 55—58.

4. Kashnikov B.N., Lyubimov S.E. Content and meaning of victory // Military-legal journal. 2014. № 7. Pp. 21—32.

5. Klepitsky I.A. System of economic crimes. M.: Statute, 2005. 572 p.

6. Kochoi S.M. Criminal legal risks of using unmanned vehicles / / Current problems of Russian law. 2021. № 7. Pp. 125—135.

7. Lopashenko N.A. Crimes in the economic sphere: Author's commentary on the criminal law (Section VIII of the Criminal Code of the Russian

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Federation) (article-by-article). M.: Wolters Kluwer, 2006. 720 p.

8. Murkshtis M.I. Criminal legal counteraction to illegal arms trafficking. Moscow: Statute, 2019. 238 p.

9. Savelyev I. V. Crime complicated by artificial intelligence: prospects for the nearest criminal law reforms // Issues of Russian justice. 2020. № 7. Pp. 475—4

10. Trusov A.I. Administrative and legal regulation of quadcopter flights in Russia / / Russian Justice. 2020. № 4. Pp. 64-66.

11. Fokin M.S., Ryazanov N.S. Current problems of criminal law regulation of the illegal use of unmanned mobile vehicles // Current problems of Russian law. 2018. № 1. Pp. 103-110.

Информация об авторах

Муркштис М.Й. — доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Букалерова Л.А. — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления; профессор института государственного и муниципального управления Государственного университета управления

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 10.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the authors

Murkshtis M.Yo. — doctor of law, professor of the department of criminal law, criminal procedure and criminalistics Bukalerova L.A. — doctor of law, professor, professor of the department of public and municipal administration; professor of the institute of public and municipal administration of the State University of Management

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Юридическая служба

3 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.

5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.

ISBN: 978-5-238-03619-9

В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в государственных органах и на предприятиях.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.