Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
555
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / UNMANNED AERIAL VEHICLES / БПЛА / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ СУДНА / VESSEL / ДРОНЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БПЛА / THE LEGAL REGULATION OF THE USE OF UAVS / ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ / SOURCE OF INCREASED DANGER / UAVS / UNMANNED AERIAL DRONES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мотасова Дарья Даниловна

В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования в сфере применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России и за рубежом, в частности, исследуются особенности правового закрепления понятия БПЛА, отмечаются гражданско-правовые проблемы использования БПЛА, связанные, в том числе, с возмещением нанесенного ими ущерба, рассматриваются примеры правового регулирования БПЛА в зарубежном законодательстве США, КНР, других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мотасова Дарья Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil legal regulation of the use of unmanned aerial vehicles in the Russian and foreign law

This article discusses some aspects of the legal regulation in the sphere of the use of unmanned aerial vehicles (UAVs) in Russia and abroad, in particular, explores the peculiarities of the legal concept of UAV, docking are marked with civil legal problems of using UAVS, including the reimbursement of damage caused by them are considered examples of the legal regulation of UAV in a foreign law United States, China and other countries.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

МОТАСОВА Дарья Даниловна,

аспирантка Российского университета транспорта (МИИТ). E-mail: motasova_darya@mail.ru

Краткая аннотация: в настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования в сфере применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России и за рубежом, в частности, исследуются особенности правового закрепления понятия БПЛА, отмечаются гражданско-правовые проблемы использования БПЛА, связанные, в том числе, с возмещением нанесенного ими ущерба, рассматриваются примеры правового регулирования БПЛА в зарубежном законодательстве США, КНР, других стран.

Abstract: this article discusses some aspects of the legal regulation in the sphere of the use of unmanned aerial vehicles (UA Vs) in Russia and abroad, in particular, explores the peculiarities of the legal concept of UA V, docking are marked with civil legal problems of using Ua VS, including the reimbursement of damage caused by them are considered examples of the legal regulation of UA V in a foreign law United States, China and other countries.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, БПЛА, беспилотные летательные судна, дроны, правовое регулирование использования БПЛА, источник повышенной опасности.

Keywords: unmanned aerial vehicles, UAVS, unmanned aerial drones, vessel, the legal regulation of the use of UAVS, a source of increased danger.

Как справедливо отмечают современные исследователи, «беспилотные летательные аппараты (далее - БПЛА) в последнее время используются все чаще для разного вида работ, например, для фото- и видеосъемки местности, доставки предметов и товаров, в спасательных операциях и т.п.; а количество квадрокоптеров и иных БПЛА постепенно растет. При этом стоит помнить, что квадрокоптер не просто полезная «игрушка», но прежде всего воздушное судно, на использование которого распространяются соответствующие авиационные правила»1.

Право все чаще обращается к регу-

лированию отношений в сфере создания и применения БПЛА, отвечая на вызовы современной науки и техники, потребности экономики, промышленности и ВПК.

Например, согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»2 (статье 1 «Основные понятия»), для целей данного Федерального закона используются следующие основные понятия: «средства доставки -ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения».

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных

1 Слесарев С.А. Квадрокоптеры: регистрация и использование //

СПС КонсультантПлюс. 2018. 2 «Российская газета», № 146, 29.07.1999.

правил использования воздушного пространства Российской Федерации»1 указывается, что «целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10 - 15-процентного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020 - 2025 годах», при этом отмечается, что приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут следующие. Первое направление - создание ряда перспективной авиационной техники и двигателей, в том числе: «(...)реализация проекта «истребитель пятого поколения», создание вертолетов нового поколения, перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов». В данных Федеральных правилах используются следующее определение: «беспилотный летательный аппарат» -летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Некоторые определения в интересующей нас области содержатся в Импле-ментационном регламенте № 923/2012 Комиссии Европейских сообществ «Об установлении общих правил полетов и условий эксплуатации относительно аэронавигационных услуг и процедур, а также об изменении Имплементационного Регламента (ЕС) 1035/2011 и Регламентов (ЕС) 1265/2007, (ЕС) 1794/2006, (ЕС) 730/2006, (ЕС) 1033/2006 и (ЕС) 255/2010»2, согласно которым «95a. под «авиамоделью» понимается беспилотный летательный аппарат, кроме игрушечного самолета, эксплуатационная масса которого не превышает пре-

1 «Собрание законодательства РФ», 05.04.2010, № 14, ст. 1649.

2 Первоначальный текст Регламента на английском языке опубликован в Official Journal of the European Union № L 281. 13.10.2012. P. 1. (http://eur-lex.europa.eu/).

делы, установленные компетентным органом, который может выдержать длительный полет в атмосфере и который используется исключительно в целях демонстрации или рекреационной деятельности».

В Решении № 406 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О внесении изменений и дополнений в Типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю» (Принято в г. Москве 12.12.2008)3 также содержится следующее определение: «Беспилотный (воздушный) летательный аппарат (БЛА) - любой летательный аппарат, способный взлетать и поддерживать контролируемый полет и аэронавигацию без какого-либо присутствия человека на борту (категория 9)».

Необходимо отметить разницу в понятиях, используемых в российском законодательстве. Наряду с БПЛА используется также понятие «беспилотное летательное судно». Например, согласно статье 8 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ4 «беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее».

Полагаем, что с целью унификации в различных отраслях российского законодательства необходимо использовать единую терминологию, в связи с чем скорректиро-

3 Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

4 «Российская газета», № 59-60, 26.03.1997.

вать положения воздушного законодательства и ввести более часто употребляемый термин «беспилотный летательный аппарат». Тем более, что и в литературе утвердился именно этот термин. Например, исследователи предлагают понимать под БПЛА «автоматизированный интерактивный беспилотный летательный аппарат, способный выполнять полет по заданному маршруту и поддерживать свою ориентацию в пространстве без вмешательства человека, но в то же время готовый реагировать на управляющие воздействия чело-1

века-оператора»1.

Гражданский кодекс Российской Федерации напрямую не регулирует использование БПЛА. В целом можно сказать, что они в своем использовании подчиняются правовому режиму имущества, с ними могут совершаться сделки, как и с иным имуществом. Специальный же правовой режим БПЛА, в том числе порядок регистрации, права пилота БПЛА и т.д. устанавливаются воздушным законодательством.

При этом из комплексного анализа положений гражданского и воздушного законодательства в их системной связи следует, что БПЛА относятся к недвижимому имуществу. В частности, согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации «к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество». При этом к категории «воздушные суда» в соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации (статья 32 «Воздушное судно») относятся, в том числе беспилотные воздушные судна.

Вместе с тем, отнесение БПЛА к гражданско-правовому режиму недвижимого имущества ставит ряд вопросов, таких как возможность распространения на них положений Гражданского кодекса Россий-

1 Солдатов Е.Л., Кульнев С.В., Лемешкин Р.Н. Беспилотные летательные аппараты // Армейский сборник. 2010. № 3. С. 42-45.

ской Федерации, связанных с регистрацией недвижимого имущества. В частности, возможно ли отнесение к БПЛА положения пункта 4 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу».

С гражданско-правовым регулированием тесно связаны также проблемы гражданско-правовой ответственности за ущерб, причинённый БПЛА.

Как видится, БПЛА могут быть признаны источниками повышенной опасности, в связи с чем целесообразно внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кроме того, как отмечают исследователи, «неясным остается вопрос об ответственности в случае причинения беспи-лотниками тяжкого вреда, обусловленного сбоем в заложенном в них программном обеспечении. Для решения этой проблемы рациональным представляется установление административной и уголовной ответственности для лиц, разрабатывающих ненадлежащее программное обеспечение для беспилотников либо нарушающих технологию его установки и обслуживания»2.

Также гражданско-правовую составляющую имеет вопрос о пересечении БПЛА границ земельных участков. В частности, как отмечается в научной литературе, «в связи с развитием персонального транспорта, перемещающегося не по поверхности земли (по дороге), а по воздуху, принципиальным станет вопрос о возможности свободно пересекать воздушные пространства над частными земельными участками. В принципе, уже сегодня обсуждаются те вызовы, которые бросило юриспруденции взрывное развитие беспилотных летательных управляемых аппаратов - дронов. Для

2 Фокин М.С., Рязанов Н.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1. С. 103-110.

меня очевидно, например, что свободное пересечение воздушных границ земельного участка должно подчиняться каким-то другим правилам, чем пересечение наземных границ (сегодня п. 2 ст. 262 ГК РФ устанавливает правило свободного прохода через земельный участок, за исключением случая, если он не огорожен либо собственник участка иным образом ясно не обозначил, что свободный проход через его участок не допускается). Освоение этой сферы права недвижимости - дело будущего, и она лишь только ждет своих иссле-дователей»1.

В целом, как отмечают исследователи, «нормы, регламентирующие правовой статус беспилотников, появились в Воздушном кодексе РФ сравнительно недавно, когда был принят и вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» (так называемый «закон о беспилот-никах»). ...Принятие «закона о беспилотни-ках» несколько изменило ситуацию с неопределенностью правового статуса беспи-лотников, однако не прояснило ее до конца. Так, в различных нормативно-правовых актах содержатся различные определения беспилотников, отсутствуют нормы, касающиеся порядка регистрации беспилот-ников, и т.д., то есть законодательное регулирование правового статуса беспилот-ников далеко не совершенно»2.

Правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов (дронов) можно найти в законодательстве и некоторых зарубежных стран, в основном тех, в которых они находят применение в военной сфере в связи с чем данные технологии получают активное развитие.

Например, в Китайской Народной Республике в соответствии с действующи-

1 Бевзенко Р.С. Земельный участок с постройками на нем // Вестник гражданского права. 2017. № 1. С. 9-36; № 2. С. 84-114.

2 Макухин А.А. Законодательное регулирование правового статуса беспилотных летательных аппаратов // Научный вестник Крыма. 2017. № 1. С. 2, 4.

ми Положениями «О руководстве направлением иностранных инвестиций» 2002 года (Постановление Государственного совета КНР № 346, все виды деятельности для иностранных инвестиций разделены на четыре вида: поощряемые, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные виды деятельности. К поощряемым для иностранных инвестиций видам деятельности в сфере производства оборудования для транспорта относится в том числе «10) производство экранопланов, беспилотных летательных аппаратов и аэростатов»3.

В США, как отмечают исследователи, «как такового, комплексного законодательства, которое бы регулировало использование дронов еще нет, идет его разработка. ...Пока что считается, что использование дронов в некоммерческих целях разрешено практически везде, кроме того, FAA (Ассоциация Гражданской Авиации) приняла порядка 1000 «исключений» из правил воздушных перевозок, касающихся коммерческого использования дронов, что создало легальные возможности для коммерческого использования дронов. Некоторые уверены, что из-за нечеткости формулировок в «исключениях», их можно трактовать произвольно, что на практике приводит к коллизиям и спорам, связанным с использованием дронов. В США беспилотники весом более 250 г (включая полезную нагрузку) подлежат обязательной регистрации в FAA. Действует ограничение высоты полетов - не выше 91.44 м»4.

Имеются и иные примеры установления правого режима использования БПЛА в зарубежных странах. Например, в мае 2017 года в Китае начали требовать с владельцев регистрировать беспилотники. Израильская компания Airobotics получила разрешение регулятора CAA (Civil Aviation Authority) на использование полностью ав-

3 Бажанов П.В. Ведение бизнеса в Китае: правовые аспекты. Выпуск 1. Обзор правовой среды для бизнеса: кн. для юристов, сопровождающих бизнес. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 212 с.

4 Регулирование беспилотников в США [Электронный ресурс] // URL: http://robotrends.ru/robopedia/regulirovanie-bespilotnikov-v-ssha (дата обращения — 5 апреля 2018 г.).

тономных беспилотников в воздушном пространстве страны. На частных территориях, принадлежащих компаниям и иным потребителям, приобретающим услуги на основе дронов, пилотирование аппаратов возможно, в том числе, и за пределами видимости БЛА для оператора или даже в автономном режиме. Швейцарский регулятор FOCA (Swiss Federal Office for Civil Aviation) выдал сертификат компании Matternet. Документ подтверждает право американской компании эксплуатировать беспилотники в автономном режиме, включая и полеты над городами страны, как днем, так и ночью.

В Сингапуре разрабатывают систему регулирования трафика БЛА. Разработчики пока ведут испытания системы в компьютерных симуляциях, задача которых - выя-

Библиография:

вить наиболее безопасные и эффективные маршруты, высоты и аварийные маневры. Стадия концептов и симуляций в рамках четырехлетнего проекта раскрутится к концу 2017 года, испытания новых БЛА назначены на 2018 год (Регулирование дронов [Электронный ресурс] // URL: http://robotrends.ru/robopedia/regulirovanie-dronov (дата обращения — 5 апреля 2018 г.)).

В целом следует сделать вывод о том, что правовое регулирование использования БПЛА и в России, и в мире сегодня находится только в начале пути, контуры будущих правовых режимов ещё находятся в стадии определения, а многие проблемы (например, связанные с ответственностью за причинённый ущерб) еще требуют своего решения.

2.

3.

4.

5.

6.

Бажанов П.В. Ведение бизнеса в Китае: правовые аспекты. Выпуск 1. Обзор правовой среды для бизнеса: кн. для юристов, сопровождающих бизнес. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 212 с.

Бевзенко Р.С. Земельный участок с постройками на нем // Вестник гражданского права. 2017. № 1. С. 9-36; № 2. С. 84114. Регулирование беспилотников в США [Электронный ресурс] // URL: http://robotrends.ru/robopedia/regulirovanie-bespilotnikov-v-ssha (дата обращения — 5 апреля 2018 г.).

Макухин А.А. Законодательное регулирование правового статуса беспилотных летательных аппаратов // Научный вестник Крыма. 2017. № 1.

Регулирование дронов [Электронный ресурс] // URL: http://robotrends.ru/robopedia/regulirovanie-dronov (дата обращения — 5 апреля 2018 г.).

Слесарев С.А. Квадрокоптеры: регистрация и использование // СПС КонсультантПлюс. 2018.

Солдатов Е.Л., Кульнев С.В., Лемешкин Р.Н. Беспилотные летательные аппараты // Армейский сборник. 2010. № 3. С. 42-45.

Фокин М.С., Рязанов Н.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.