ПРАВО
УДК 340
Э.М. Васекина
Кандидат юридических наук Юридического института НИУ «БелГУ» Россия
redaction-el@mail. ru
ЮРИДИЧЕСКИЕ СРОКИ И ФУНКЦИИ ПРАВА [Vasekina E.M. Law terms and law functions]
This article deals with the problems of interaction and interconnection of functions of law and legal terms. The author explores the participation of terms in generally social and especially legal functions of law, in generally legal and interdisciplinary functions of law, in smaller groups of normative prescriptions (norms-goals, norms-tasks, norms-principles, norms-definitions, norms-collisions, norms-rules of behavior). It was made logical conclusion that the legal terms in addition to being permanently involved in the functions of law, but also have their own abilities of legal influence on almost all of social relationships that exist in this society. About the fact those terms have their own function to resolve social relations in society, and those directions of impact, in their turn, are divided into basic and advanced.
Key words: legal terms, the functions of law, legal regulation, dynamics of social relations, functions of terms.
Функции сроков в правовом регулировании чрезвычайно многообразны. В литературе упоминается о предупредительном действии сроков, кроме этого, сроки выполняют стимулирующую функцию, служат юридической гарантией защиты прав и исполнения обязанностей, стабилизируют правовое регулирование и так далее [4]. С одной стороны, функции права позволяют более тщательно охарактеризовать свойства юридических сроков, с другой, сроки в значительной мере помогают сделать основные направления правового воздействия на общественные отношения более результативными. Сказанное в полной мере касается как общеправовых, межотраслевых, так специальных функций права.
В связи с этим уместно говорить, что сами юридические сроки обладают определенными функциями, которые выступают обобщенными характеристиками их роли и задач в механизме правового регулирования.
Поскольку правовое регулирование - сложная, многоплановая система, соответственно, не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические
сроки. Соответственно, в зависимости от связи с элементами правовой системы можно выделить основные и дополнительные функции юридических сроков.
Основные функции вытекают из сущности правовых сроков, которые выступают разновидностью юридических фактов, а поскольку главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании, - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений, значит, к числу основных функций сроков следует отнести: правообразующую, пра-воизменяющую и правопрекращающую функции.
Правильно понять и оценить значение указанных функций юридических фактов можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации. А сроки обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной [5].
В этом и состоит их основное предназначение в механизме правового регулирования: обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические сроки тем самым способствуют стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.
В качестве дополнительных функций юридических сроков целесообразным представляется рассмотреть:
- функцию временного сопровождения, которая означает, что при помощи сроков современная российская правовая наука и органы власти, анализируя реалии общественной и политической жизни, направленные на формирование правого государства, по-новому осмысливает устоявшиеся конструкции, в условиях поступательного развития юридических ситуаций. Это должно учитываться при разработке новых нормативно-правовых актов или приводить к внесению соответствующих изменений в уже действующие. Принцип обратной силы закона в настоящее время устанавливается ст. 15 Между-
народного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. [8] и положением ч. 1 ст. 54 Конституции РФ 1993 г.;
- функцию фиксирования во времени юридических фактов, правовых состояний, фактических составов. Правовые состояния могут проявляться, в том числе и в возрасте: (п. 1 ст. 2.3 КоАП Российской Федерации, п. 1 ст. 7 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [9];
- функцию временного ограничения. В субъектах Российской Федерации сегодня предусмотрены самые разнообразные варианты регулирования начала срока полномочий депутатов. Например, законы, регулирующие статус депутата Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Ярославской областей, устанавливают, что полномочия депутата начинаются со дня его избрания [2];
- правоохранительную функцию, так как иногда фиксация момента времени становится необходимой, к примеру, момент совершения преступления требует фиксации возраста виновного для определения возможности применения мер юридической ответственности (п. 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»)[10];
- правоустанавливающую функцию, чем более развернутой становится правовая система, чем более законодатель вдумывается в необходимость четко определить точку отсчета времени в сроках. (Выводы судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР в определениях 1965 и 1974 гг. на основании ст. 103 УПК РСФР, п. 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»[10];
- ориентирующую функцию. При ее характеристике некоторые исследователи отмечают, что по ряду правовых проблем, связанных с применением сроков об исковой давности по недействительным сделкам, судебные органы должны более четко определять свою позицию, обеспечив тем самым единообразие судебной практики [2]. Например, постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 07.10.97 г. № 6427/95 [20], постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.96 № 175/96 [21] и от 28.05.96 г. № 179/96 [22] по поводу п. 1 ст. 166 и п. 1 ст. 167 части первой Гражданского кодекса РФ;
- оценочно-временную функцию. Современный подход к нормативному закреплению срока основывается исключительно на его видовых признаках. Содержание категории «давность» как некоего родового, общетеоретического понятия при этом до сих пор не получило четкого определения, а общетеоретический анализ юридической конструкции «срок» имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Отсутствие подобной модели сказалось при разработке нового Таможенного кодекса Российской Федерации, положения которого относительно сроков давности были отвергнуты Конституционным Судом Российской Федерации [3].
- функцию обеспечения динамики общественных отношений. Ее сущность состоит в содействии продвижению субъектов правового регулирования к стадии реализации взаимных субъективных прав и юридических обязанностей или применению к правонарушителям мер государственного принуждения в пределах установленного временного периода.
Теперь охарактеризуем, как именно юридические сроки участвуют в основных направлениях правового воздействия на общественные отношения, имеющие своей целью их упорядочение.
Начнем с влияния сроков на общесоциальные функции права, которое проявляется в следующем:
- сроки опосредуют экономические отношения (вытекающие из договора определенные санкции для стороны не выполняющей свои обязанности прямо или косвенно, путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики (мошенничество, вымогательство, хищение));
- при осуществлении политической функции сроки определяют права и свободы человека в сфере участия в осуществлении публичной власти. Например, ч. 4 ст. 36 федерального закона «О политических партиях» «...политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах» [11];
- в ходе реализации воспитательной функции следует учитывать, что сроки, не отражающие желания и настроения людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании, в связи с этим указанное направление воздействия на общественные отношения может не достигать
своей цели. В связи с этим в ч. 2 ст. 21 федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предусматриваются сроки планируемых мероприятий [12];
- участие в информационной функции проявляется посредством концентрации в правовых предписаниях, содержащих и сроки различных сведений, которые доводятся до участников регулируемых общественных отношений различными путями. (например, ч. 2 ст. 23) федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» [13];
- экологическая функция права реализуется посредством детализации положений ст. 42 Конституции Российской Федерации федеральными законами, законами субъектов федерации, нормативными актами Президента и Правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления, направленными на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства. В частности, федеральный закон «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран-участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», (ч. 2. ст. 5), определяет срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации необходимых для проведения саммита объектов [14].
Что касается специально-юридических функций права, то и при их реализации сроки проявляют себя следующим образом:
- в ходе осуществления регулятивной статической функции с помощью сроков происходит регулирование общественных отношений путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из коренных задач всего правового регулирования. Например, п. 2 ст. 5 федерального закона «О выборах Президента РФ» определяет «день голосования на выборах Президента Российской Федерации» [15];
- регулятивная динамическая воплощается с помощью установления процессуальных или процедурных, например, ст. 9. федерального закона
«О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в ч. 1 п. 1 «Порядок рассмотрения ходатайства уполномоченным органом» предусмотрела «срок не более чем четырнадцать дней» [16];
- в реализации охранительной функции сроки могут устанавливать определенный временной период, в течение которого должны быть совершены определенные действия. Например, «установленный срок» в ст. 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Функции права многие авторы подразделяют на подфункции (межотраслевые функции). Подфункция показывает в рамках данного направления некоторые особые специфические стороны воздействия [6]. В научных исследованиях проводится четкое разграничение на основные и неосновные, явные и латентные функции, подфункции (правоохранительная, правообеспечительная подфункция, правовосстановителъная, компенсационная, карательная подфункция, постоянные и временные подфункции и др. [7]) и т. д. [1].
Очевидно, что в осуществлении и этих направлений воздействия права на общественные отношения активно участвуют юридические:
- в ходе реализации компенсационной межотраслевой функции права, в которой заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости (ст. 126 ТК Российской Федерации);
- восстановительная подфункция предполагает осуществление относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленное на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. Сроки, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся во многих источниках права, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека;
- ограничительная подфункция имеет своей целью уравновешивание противоположных интересов, благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации прав граждан, формулируется в запрещающих и
обязывающих нормах, в других правовых предписаниях, например, ст. 11 и ч. 7 ст. 11 федерального закона «Об аудиторской деятельности [17].
Естественно, что общеправовые и межотраслевые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия сроков на общественные отношения. Эта возможность представляется в основном в ходе исследования более мелких групп нормативных предписаний (отраслей права, правовых институтов) или конкретных юридических норм, в частности:
- в нормах-целях и нормах-задачах, юридические сроки определяют временные границы достижения обозначенных ориентиров (ст. 2 АПК Российской Федерации);
- в нормах-принципах сроки показывают их роль в установлении природы российской государственности, обосновании путей формирования контуров правового государства, определении методологии и методики, создании адекватных теоретическим представлениям юридических формул, гарантировании прав и свобод, обеспечении стабильности и динамизма государства (ст. 15 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») [18];
- в нормах-дефинициях сроки помогают включить содержание определений в систему правовых категорий и понятий общей теории государства и права. Широкое применение они находят в легистике, юрислингвистике. Например, ст. 31.4 КоАП Российской Федерации;
- в коллизионных нормах сроки призваны разрешить конкуренцию между старыми и новыми предписаниями, и в подобной ситуации они не являются ни регулятивными, ни охранительными. Сроки довольно часто регулируют коллизии, так как немалая их часть посвящена предотвращению и разрешению противоречий между ранее и позднее принятыми законодательными и иными актами (ч. 3 ст. 11 и п. 1 Заключительных и переходных положений Конституции РФ);
- в нормах-правилах поведения сроки непосредственно регулируют поведение людей, общественные отношения указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям (ст. 6 Закона
РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [19].
Более того, установление правотворческим органом тех или иных юридических сроков в статьях нормативных правовых актов может использоваться и реально используется законодательством как средство влияния на поведение субъектов, а, следовательно, представляется возможным сделать вывод о наличии у сроков собственных функций по уре -гулированию социальных связей в обществе.
Данные направления воздействия, в свою очередь, делятся на основные: правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую функцию и дополнительные: временного сопровождения, фиксирования во времени юридических фактов, правовых состояний, временного ограничения, правоохранительную, ориентирующую, оценочно-временную, обеспечения динамики общественных отношений.
Таким образом, юридические сроки помимо того что перманентно участвуют в осуществлении функций права, но и обладают собственными достаточно серьезными возможностями правового воздействия практически на всю совокупность социальных связей, существующих в данном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: сборник научных трудов / Ярославскмй государственный университет им. Г. Демидова / Отв. ред. В.Н. Карташов. Ярославль, 2007. Вып. 7. Ч. 2.
2. Догадайло Е.Ю. Время, право и социальная жизнь [Электронный ресурс] Национальные интересы: электронный журнал. 2005. № 2.
3. Догадайло Е.Ю. Временные границы и право // Гражданин и право. 2007. № 5.
4. Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980.
5. Исаков В.Б. Юридические факты в российском праве: учебное пособие. М., 1997.
6. Курцев И.А. Проблемы реализации охранительной функции права // Автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.
7. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: в 2 ч. Ярославль, 2005. Ч. 1.
8. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
9. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. 2001, 20 декабря.
10.О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 (ред. от 06.02.2007) // Российская газета. 2000, 14 марта.
11.О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) // Российская газета. 2001, 14 июля.
12.Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2010) // Парламентская газета. 2008, 19 июня.
13.О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
14.Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.2009 № 93-ФЗ // Российская газета. 2009, 15 мая.
15.О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Российская газета. 2003, 16 января.
16.О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны
страны и безопасности государства: Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ // Парламентская газета. 2008, 15 мая.
17.О6 аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 01.07.2010) // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15.
18.О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. 1997, 6 января.
19.О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
20.Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.1997 № 6427/95 // Вестник ВАС РФ. 1998. № 2.
21.Постановление Президиума ВАС РФ от 11.06.1996 № 175/96 // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.
22.Постановление Президиума ВАС РФ от 28.05.1996 № 179/96. Документ не опубликован. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант плюс».
REFERENCES
1. Actual problems of the theory and history of legal system: Sat. scientific. tr. / M of Education and Science of the Russian Federation, Feder. Agency for Education, Yarosl. state. Univ them. Demidov / Holes. ed. V.N. Kartashov. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2007. Vol. 7. Part 2.
2. Dogadaylo E.Y. Time, law and social life [electronic resource] National interests electron. magazine. 2005. № 2.
3. Dogadaylo E. Y. Temporary borders and the right // Citizen and Law. 2007. № 5.
4. Isakov V.B. The actual composition of the mechanism of legal regulation. Saratov Univ of Saratov University Press, 1980.
5. Isakov V.B. Legal facts in the Russian law: a tutorial. M.: Legal House «Yustitsinform», 1997.
6. Kurtsev I.A. Problems of realization of law enforcement functions: Author. dis. ... cand. jurid. sciences. Krasnodar, 2008.
7. Kartashow V.N. Theory of legal system: in 2 parts. Yaroslavl, 2005. Part 1.
8. Civil and Political Rights, the International Covenant on 16.12.1966 // Bulletin of the Supreme Court. 1994. № 12.
9. On labor pensions in the Russian Federation: Federal Law of 17.12.2001 № 173-FZ (ed. by 27.12.2009) // Russian newspaper. 2001, December 20.
10.0n judicial practice in cases involving minors: Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 14.02.2000 № 7 (ed. by 06.02.2007) // Russian newspaper. 2000, March 14.
11.Political parties: Federal Law of 11.07.2001 № 95-FZ (ed. by 04.06.2010) // Russian newspaper. 2001, July 14.
12.On public control over ensuring human rights in places of detention and assistance to persons in places of detention: Federal Law of 10.06.2008 № 76-FZ (ed. by 01.07.2010) // Parliamentary newspaper. 2008, June 19.
13.On referendum of the Russian Federation: the Federal Constitutional Law of 28.06.2004 № 5-FCL (ed. by 24.04.2008) // SZ RF. 2004. № 27. Art. 2710.
14.On the organization of the meeting of Heads of State and Government -participants of the forum «Asia-Pacific Economic Cooperation» in 2012, the development of Vladivostok as a center for international cooperation in the Asia-Pacific region and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law of 08.05.2009 № 93-FZ // the Russian newspaper. 2009, May 15.
15.Election of the President of the Russian Federation: Federal Law of 10.01.2003 № 19-FZ (ed. by 27.07.2010) // Russian newspaper. 2003, Jan. 16.
16.Procedures for Foreign Investment in Business Entities of Strategic Importance for National Defense and State Security: Federal Law of 29.04.2008 № 57-FZ // Parliamentary newspaper. 2008, May 15.
17.On the audit activity: Federal Law of 30.12.2008 № 307-FZ (ed. by 01.07.2010) // SZ RF. 2009. № 1. Art. 15.
18.On the Judicial System of the Russian Federation: the Federal Constitutional Law of 31.12.1996 № 1-FKZ (ed. by 27.12.2009) // Russian newspaper. 1997, Jan. 6.
19.On the right of citizens of the Russian Federation to freedom of movement and choice of place of residence within the Russian Federation: The Law of the Russian Federation of 25.06.1993 № 5242-1 (ed. by 18.07.2006) // Vedomosty SND and VS RF. 1993. № 32. Art. 1227.
20.Resolution of the Presidium of the Russian Federation of 07.10.1997 № 6427/95 // Bulletin of the VAS. 1998. № 2.
21.Resolution of the Presidium of the Russian Federation of 11.06.1996 № 175/96 // Bulletin of the VAS. 1996. № 9.
22.Resolution of the Presidium of the Russian Federation of 28.05.1996 № 179/96. The document has not been published. Access: Legal reference system «Consultant Plus».
_31 марта 2015 г.