1 См.: Строкова О.Г. Гражданское право: курс лекций. Ч. 1. Саратов. 2011. С. 256.
2 Кротов М.В. О некоторых проблемах перемены лиц в обязательстве // Очерки по торговому праву: сборник научных трудов / под ред. Е.А. Крашенинникова. Ярославль, 1999. Вып. 6. С. 67-68.
3 Ломидзе О. Переход обязательственных прав: общее правило и исключения // Российская юстиция. 2000. № 9 // СПС «Гарант»: http://base.garant.ru (дата обращения: 18.02.2015).
4 Липовецкая Т.Л. Некоторые вопросы регулирования гражданским законодательством договора финансирования под уступку денежного требования // Актуальные проблемы гражданского права / под ред. С.С. Алексеева. М., 2000. С. 278.
5 См. п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2007 г. № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Серветник А.А. Правоприменение в гражданско-правовых договорах по отчуждению имущества. Саратов, 2005. С. 59.
7 Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 2 / под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. С. 8.
8 См.: Казанцев М.Ф. Изменение субъектного состава предпринимательского договора // Законодательство. 1999. № 4.
9 См.: Почуйкин В.В. Уступка права требования: основные проблемы применения в современном гражданском праве России. М., 2005. С. 47-48.
10 См.: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В. Основания и порядок перехода прав к другому лицу // Гражданский кодекс Российский Федерации: Постатейный комментарий: в 3 т. Т. I: Комментарий части первой / под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2014. С. 941.
11 См.: Строкова О.Г. Указ. раб. С. 257.
12 См.: Новоселова Л. О перемене лиц в обязательстве // Хозяйство и право. 2009. № 4. С. 36.
13 Почуйкин В.В. Указ. раб. С. 147.
14 Пункт 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2007 г. № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации».
15 См., например: Строкова О.Г. Указ. раб. С. 257; Брагинский М.И. Переход прав кредитора к другому лицу // Гражданское право России. Общая часть: курс лекций / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2001. С. 660-661; Почуйкин В.В. Указ. раб. С. 62; Новоселова Л. Указ раб. С. 44.
16 См.: Почуйкин В.В. Указ. раб. С. 62.
17 Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
О.Г. Строкова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
В статье рассматриваются юридические предпосылки договора строительного подряда. На основании многочисленных правовых актов, а также точек зрения ученых-цивилистов формулируются выводы о наличии в ряде случаев таких юридических предпосылок, как предоставление земельного участка под строительство и установление прав на него, разрешение на строительство, свидетельство о допуске к выполнению строительных работ и т.д.
Ключевые слова: строительный подряд, земельный участок, разрешение на строительство, проектная документация, преддоговорная работа.
O.G. Strokova
LEGAL BACKGROUND TO ENTER INTO A CONSTRUCTION CONTRACT
The article investigates the legal prerequisites for the construction contract. Based on numerous legal acts, as well as the points of view of scientists, jurist, formulate conclusions about the presence, in some cases such as legal prerequisites: the provision of land for the construction and establishment of rights to it; a building permit; certificate of admission to the execution of the construction works, etc.
Keywords: building a row, plot, building permit, project documentation, pre-contractual work.
© Строкова Ольга Геннадиевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия)
Ранее действующее законодательство1 регламентировало отношения в сфере строительства посредством договора подряда на капитальное строительство и в обязательном порядке предусматривало плановые предпосылки его заключения, важнейшими из которых выступали: а) план капитального строительства, разрабатываемый министерством, включавший такие показатели, как задания по вводу в действие мощностей и основных фондов, объемы капитальных вложений на весь срок строительства и т.д.; б) титульный список, разрабатываемый заказчиком и впоследствии согласованный с подрядчиком, представлявший собой поименный перечень планируемых объектов с указанием места строительства, его сметной стоимости, проектируемой мощности, времени начала и окончания строительных работ и т.д. План капитального строительства и титульный список определяли подрядчика и держателя титула (заказчика). Однако для включения стройки в титульный список она должна быть обеспечена необходимым проектированием — проектно-сметной документацией2.
В настоящее время законодатель в нормах Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) не дает императивных указаний о наличии каких-либо предпосылок к заключению договора строительного подряда, но правовые акты, в т.ч. федеральные законы3, а также, акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти4 выделяют подобные предпосылки. Полемика о наличии в одном случае публично-правовых, а в другом — организационно-правовых (обязательных и необязательных) предпосылок заключения договора строительного подряда находит свое отражение и в работах некоторых ученых-цивилистов5. Итак, к числу предпосылок заключения договора строительного подряда относятся следующие: а 1) предоставление в установленном порядке земельного участка для про-
? ведения строительных работ (строительная площадка) и установление прав в
ю
3 отношении земельного участка. До 1 марта 2015 г. порядок предоставления и
| приобретения земельных участков регулировался ст. 30-39 гл. 5 «Возникнове-
I ние прав на землю» Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ)6. Федеральным
1 законом от 23 июня 2014 г. №171«О внесении изменений в Земельный кодекс
го
| Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде-
§ рации» (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 356-ФЗ)7 положения
| данной главы признаются утратившими силу в связи с введением в действие
2 гл. 5.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной ° или муниципальной собственности». Новая глава устанавливает основания ж возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находя-| щихся в государственной или муниципальной собственности8. Поименованные е в ЗК РФ права на земельные участки могут возникать посредством проведения 1 торгов, аукционов или без таковых. Кроме того, гл. 5.1. ЗК РФ закрепляет как
0
° возможность индивидуального жилищного строительства, так и комплексного
го
освоения территории (поиск земельного участка; оформление прав на участок;
1 разработка градостроительных решений; инфраструктурное обеспечение; вы-| полнение функций заказчика и т.д.).
2) наличие у заказчика в прямо установленных законом случаях разрешения на строительство, которое в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ представляет собой документ: а) подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае 68 строительства, реконструкции линейных объектов); б) дающий застройщику
право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом9. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-6 ст. 51 и другими федеральными законами.
Статья 51 Градостроительного кодекса РФ также устанавливает ряд случаев, когда выдача разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт не требуется10, соответственно применительно к указанным случаям рассматриваемая предпосылка утрачивает свое правовое значение и практическую необходимость.
В науке гражданского права также существует мнение о том, что самостоятельной предпосылкой заключения договора выступает одно из условий получения разрешения на строительство, а именно проектно-сметная документация11. Думается, что перед тем, как высказать все «за» и «против» указанной предпосылки, необходимо определиться с терминологией. Так, Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в ст. 368 и правовые акты, издаваемые союзными министерствами, использовали понятие «проектно-сметная документация», включающее следующие разделы: а) проектное задание; б) технический проект; в) сметно-финансовый расчет; г) сводную смету к техническому проекту. Гражданским кодексом РФ в ст. 743 употребляется понятие «техническая документация», определяющая:
а) объем работ; б) содержание работ; в) другие, предъявляемые к работам требования, а также понятие «смета», определяющая цену работ. Состав и содержание сметы и технической документации, а также сторона, предоставляющая техническую документацию, определяются договором. Статья 48 Градостроительного с кодекса РФ указывает на проектную документацию, которая представляет собой и документацию: а) содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем); а
Т5
б) определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструк- о
в
тивные и инженерно-технические решения; в) для обеспечения строительства, §
реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального а
ремонта12. Названная статья, также устанавливает состав проектной докумен- |
тации объектов капитального строительства, за исключением проектной доку- е
ментации линейных объектов и включает целый ряд разделов13, в свою очередь о
состав и требования к содержанию которых устанавливаются Правительством р
РФ в Постановлении от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной 1
документации и требования к их содержанию»14. |
Таким образом, совершенно очевидно, что понятия «проектно-сметная доку- к
ментация», «техническая документация» и «проектная документация» отчасти м
схожи, но не идентичны, т.к. предполагают различные: сферы применения; I
правовое регулирование; содержание; порядок подготовки, согласования и ¡§
утверждения (государственно властный императивный либо договорный дис- (10
позитивный). В связи с этим, думается, не стоит говорить о «проектно-сметной ^
документации» как самостоятельной предпосылке заключения договора 55 строительного подряда по двум причинам: во-первых, нормы ГК РФ вообще не содержат такого понятия; во-вторых, в некоторых случаях при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте вообще не требуется наличие проектно-сметной документации15;
3) наличие у подрядчика, в прямо установленных законом случаях, выданного
саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к выполнению 69
работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, влияющих на безопасность объекта капитального строительства16;
4) проведение преддоговорной работы которое подразумевает: а) подготовку решений по договору, заключаемому по результатам конкурса; б) принятие совместных решений в отношении предмета договора, цены (калькуляция сметы), сроков и иных условий, распределению обязательств и т.д.; в) выбор вида договора, а также составление и подписание протокола о намерениях; г) заключение предварительного договора и т.д.17 Позволим себе предположить, что преддоговорная работа не выступает в качестве предпосылки к заключению договора, она представляет собой не что иное, как процесс его заключения посредством поочередного использования возможными контрагентами оферты и акцепта (гл. 37 ГК РФ и, в частности, §3 не содержат специальных норм о порядке заключения договора как подряда, так и строительного подряда, поэтому порядок его заключения регулируется общими нормами гл. 28 ГК РФ). В пользу сказанного выступает и консенсуальный характер договора строительного подряда: договор считается заключенным с момента, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям18;
5) в зависимости от того, какая именно организация выступает в роли заказчика: а) для государственных бюджетных организаций — необходимость внесения статьи расходов в бюджет на следующий финансовый год, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов недвижимости; б) для юридических лиц — необходимость в принятии решения, в зависимости от характера, объема и стоимости работ либо общим собранием, либо уполномоченным органом или должностным лицом о внесении статьи расходов в бюджет на следующий финансовый год, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов недвижимости.
Исследовав различные точки зрения по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что, безусловно, в ряде случаев указанные предпосылки имеют место, но отнюдь не всегда.
1 См.: Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24, ст. 406. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
2 См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 439-443; Чигир В.Ф. Договор строительного подряда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954. С. 10.
3 См.: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 487-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; 2015. № 1, ч. I , ст. 38; Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 14; 2015. № 1, ч. I , ст. 38; Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 533-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16; 2015. № 1, ч. I , ст. 86; Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 359-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст. 6067; 2014. № 48, ст. 6640; Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 416-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 314, ст. 1652; Российская газета. 2014. 5 дек.
4 См.: Письмо Минстроя России от 10 июня 1992 г. № БФ-558/15 «Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации» // Сборник документов и методических рекомендаций по вопросам сметного ценообразования в строительстве. 2000. Вып. 2; Письмо Минстроя России от 10 июня 1992 г. № БФ-558/15 «Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации» // Сборник документов и методических рекомендаций по вопросам сметного ценообразования в строительстве. 2000. Вып. 2.
5 См.: Кириллова А.А. Заключение, изменение и расторжение договора строительного подряда // Бухучет в строительных организациях. 2010. № 8. С. 14; Файзулин В.Р. Договор строительного подряда по российскому гражданскому праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10.
6 Действующие до 1 марта 2015 г. нормы Земельного кодекса РФ определили следующий порядок предоставления земельных участков под строительство и возникновения прав на них: Предоставлению земельного участка для строительства предшествует: выбор земельного участка для строительства, осуществляемый исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка, который утверждается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принимаемого исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Данное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ст. 31 ЗК РФ). Статья 30 ЗК РФ определяет Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков осуществляется: а) без предварительного согласования мест размещения объектов в собственность или аренду посредством: проведения работ по формированию земельного участка; определения разрешенного использования; определения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; принятие решения о проведении торгов; проведение торгов (конкурсов, аукционов); подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов); б) с предварительным согласованием мест размещения объектов в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование (ст. 20 ЗК РФ) посредством: выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: а) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; б) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; в) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Статьи 30.1 и 30.2 ЗК РФ устанавливают особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства, а также для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В ст. 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ законодатель определяет Порядок приобретения земельного участка, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) с указанием специфики в отношении земельных участков предназначенных для жилищного строительства или для комплексного освоения участка в целях жилищного строительства (см.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 487-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; 2015. № 1, ч. I , ст. 38.
7 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26, ч. I, ст. 3377; 2014. № 14, ст. 6637.
8 В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.
9 Градостроительный кодекс РФ выделяет: а) строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (производственного, непроизводственного назначения, в т.ч. линейных объектов), в целях осуществления которых застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагается перечень документов (ст. 51), среди которых особое внимание хотелось бы обратить на обязательное наличие проектной документации; б) строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, в целях осуществления которого застройщик также направляет заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
10 В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в следующих случаях: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 5) в иных случаях, если в соответствии
с настоящим Кодексом законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
11 См.: Иоффе О.С. Указ. раб. С. 439-443; Чигир В.Ф. Указ. раб. С. 10; Заяханов Г.М. Договор строительного подряда в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 15 и т.д.
12 В соответствии со ст. 47 Градостроительного кодекса РФ для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения выполняются инженерные изыскания. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (см. также: Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. № 48) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 4 ст. 392; 2011. № 7, ст. 979.
13 Состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов (п. 12 ст. 48): 1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в т.ч. с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; 2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка; 3) архитектурные решения; 4) конструктивные и объемно-планировочные решения; 5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства; 7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); 8) перечень мероприятий по охране окружающей среды; 9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; 10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации); 10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства; 11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; 11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; 12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 533-ФЗ)) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16; 2015. № 1, ч. 1, ст. 86.
14 Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно: а) к различным видам объектов капитального строительства, в т.ч. к линейным объектам; б) к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства; в) к проведению капитального ремонта объектов капитального строительства; г) к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора (см.: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10 декабря 2014 г. № 1346) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 8, ст. 744; 2015. № 50, ст. 7125.
15 В соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ: осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
16 См.: Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (в ред. Приказа Минрегиона России от 14 ноября 2011 г. № 536) // Российская газета. 2010. 26 апр.; Российская газета. 2012. 14 марта.; Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 533-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16 // Официальный интернет портал правовой информации http//www. pravo.dov.ru на 31 декабря 2014 г.).
17 См., например: Файзулин В.Р. Договор строительного подряда по российскому гражданскому праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.
18 См.: В соответствии с Письмом Минстроя и Методическими рекомендациями Госстроя согласованию подлежат: 1) предмет правоотношений (определяется посредством технической документации или иными способами); 2) сроки выполнения работ; 3) стоимость работ и структура стоимости; 4) порядок сдачи-приемки объекта (или работ по договору); 5) гарантии качества по сданным работам; 6) порядок взаиморасчетов;
7) распределение обязательств между сторонами: а) обязательства, реализующие перечисленные выше условия договора; б) вспомогательные по отношению к строительству объекта обязательства, реализация которых необходима для надлежащего проведения строительных работ и реализации договора (обеспечение
строительства материалами и оборудованием; обустройство строительной площадки; ведение журнала производства строительных работ; охранные мероприятия; страхование объекта строительства; надзор за осуществлением работ (представительство заказчика на объекте); контроль финансовой дисциплины; гарантии и поручительства); 8) случаи и порядок внесения изменений в договор: а) изменения, связанные с выполнением сторонами своих обязательств; б) изменения внешних условий строительства (форс-мажорные условия; изменения законодательства; изменения цен на материальные ресурсы и оплату труда); 9) порядок разрешения споров; порядок прекращения договорных отношений в случаях: а) расторжения договора; б) завершения договорных отношений вследствие удовлетворенности интересов сторон реализацией договора (Письмо Минстроя РФ от 10 июня 1992 г. № БФ-558/15 «Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации» // Сборник документов и методических рекомендаций по вопросам сметного ценообразования в строительстве. 2000. Вып. 2; Методические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации (утв. Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое РФ протоколом от 5 октября 1999 г. № 12). М., 2000.
О.Ф. Фаст
ДОГОВОРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В статье рассматриваются договорные конструкции при перевозке грузов автомобильным транспортом, применение которых позволяет иначе взглянуть на основания заключения договорных отношений, структуру субъектов правоотношений, основания прекращения договорных отношений при перевозке грузов автомобильным транспортом.
Ключевые слова: договорные конструкции, перевозка, груз, автомобильный транспорт, заключение договоров, прекращение договоров.
О.F. Fast
CONTRACT CONSTRUCTIONS WITH TRANSPORTATION OF GOODS BY ROAD
The use of these constructions makes it possible to treat differently the grounds of contractual relations, structure of legal entities, grounds to termination of the contractual relationship with carriage of goods by road.
Keywords: contractual relationship, carriage, cargo, automobile transport, contracts, termination of contracts.
Осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом характеризуется согласованным развитием единой транспортной системы правового государства1; унификацией законодательства, регулирующего отношения перевозчика с клиентурой; расширением прав организаторов автотранспортных услуг в планировании хозяйственной деятельности; усилением их ответственности за конечные результаты; сокращением сроков доставки грузов и обеспечением его сохранности.
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом активно изучается отечественными учеными, однако в современных условиях необходимо, на наш взгляд, применять моделирование договорных конструкций, при котором процесс перевозки грузов автомобильным транспортом предстанет в виде согласованных совместных действий по достижению максимально полезного экономического результата. Моделирование договорных конструкций при перевозке
© Фаст Ольга Фёдоровна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]