Научная статья на тему 'Юридические предпосылки возникновения гражданского правоотношения в образовательном процессе'

Юридические предпосылки возникновения гражданского правоотношения в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1922
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДОГОВОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATION / CONTRACT / EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толочкова Ирина Александровна

Введение: актуальность регулирования возникновения гражданского правоотноше ния в сфере образования не вызывает сомнений. Необходимо глубокое теоретическое осмысления вопроса юридических предпосылок возникновения гражданского правоот ношения в образовательном процессе. Цель: исследовать особенности юридических предпосылок в образовательном процессе. Методологическая основа: использованы общенаучные методы исследования: формально-логический, систематического ана лиза, сравнительно-правовой, толкования норм и др. Результаты: установлены юридические предпосылки возникновения гражданско-правовых отношений в сфере образования. Выводы: при анализе юридических предпосылок выявлена необходимость выделения и законодательного закрепления отдельного вида возмездных образова тельных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF CIVIL LEGAL RELATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Background: the relevance of the regulation of civil legal relations in the field of education is of no doubt. It is necessary to have a deep theoretical understanding of the issue of legal prerequisites for the emergence of civil legal relations in the educational process. Objective: to study the features of legal prerequisites in the educational process. Methodology: general scientific methods of research are used in examining the issues raised in the article: formal-logical, systematic analysis, comparative legal, interpretation of norms and others. Results: the legal prerequisites for the emergence of civil law relations in the field of education are determined. Conclusions: the analysis of legal prerequisites revealed the need for the allocation and legislative consolidation of a separate type of paid educational services.

Текст научной работы на тему «Юридические предпосылки возникновения гражданского правоотношения в образовательном процессе»

Безусловно, существует огромный пробел в правовом регулировании воздушной перевозки беспилотными судами, который, на наш взгляд, невозможно закрыть путем лишь одного изменения существующего воздушного законодательства, в связи с чем он и требует отдельного регламентирования.

Библиографический список

1. Елисеев Б.П. Воздушные перевозки: законодательство, комментарии, судебная практика, образцы документов. М.: Litres, 2017. 540 с.

References

1. Eliseev B.P. Air Transportation: Legislation, Comments, Court Practice, Sample Documents. M.: Litres, 2017. 540 р.

УДК 347.122

И.А. Толочкова

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Введение: актуальность регулирования возникновения гражданского правоотношения в сфере образования не вызывает сомнений. Необходимо глубокое теоретическое осмысления вопроса юридических предпосылок возникновения гражданского правоотношения в образовательном процессе. Цель: исследовать особенности юридических предпосылок в образовательном процессе. Методологическая основа: использованы общенаучные методы исследования: формально-логический, систематического анализа, сравнительно-правовой, толкования норм и др. Результаты: установлены юридические предпосылки возникновения гражданско-правовых отношений в сфере образования. Выводы: при анализе юридических предпосылок выявлена необходимость выделения и законодательного закрепления отдельного вида возмездных образовательных услуг.

Ключевые слова: образование, договор, образовательные услуги, образовательная организация.

I.A. Tolochkova

LEGAL PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF CIVIL LEGAL RELATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Background: the relevance of the regulation of civil legal relations in the field of education is of no doubt. It is necessary to have a deep theoretical understanding of the issue of legal prerequisites for the emergence of civil legal relations in the educational

© Толочкова Ирина Александровна, 2019

Преподаватель кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: irina_tollochkova@mail.ru

© Tolochkova Irina Aleksandrovna, 2019 178 Lecturer, Civil law department (Saratov State Law Academy)

process. Objective: to study the features of legal prerequisites in the educational process. Methodology: general scientific methods of research are used in examining the issues raised in the article: formal-logical, systematic analysis, comparative legal, interpretation of norms and others. Results: the legal prerequisites for the emergence of civil law relations in the field of education are determined. Conclusions: the analysis of legal prerequisites revealed the need for the allocation and legislative consolidation of a separate type of paid educational services.

Key-words: education, contract, educational services, educational organization.

Правоотношение возникает на основе определенных предпосылок — общих и специальных. Таковы основания возникновения любого правоотношения, в том числе и гражданско-правового. В теории права к общим предпосылкам относят наличие определенных условий экономического, политического, духовного, социального характера, допускающих возникновение конкретного правоотношения, наличие не менее чем двух субъектов права, наличие интереса субъекта в реализации своего права. К специальным предпосылкам (именуемым также юридическими) относят нормы права, регулирующие отношения между субъектами, наличие правоспособности и дееспособности субъектов правоотношения, наличие юридического факта. Рассмотрим юридические предпосылки на примере возникновения гражданского правоотношения в образовательном процессе.

В Российской Федерации, помимо бесплатного образования, есть платные его формы. Эти услуги предлагаются различными учреждениями, индивидуальными предпринимателями и частными лицами. Эти формы, возмездные и безвозмездные, возможно сочетать, но принципиально и то, что объективной конкуренции между ними не существует. Действующие нормы права в сфере образования предполагают, что образовательные программы, предоставляемые как возмездно, так и безвозмездно, отвечают неким определенным стандартам по количеству и качеству образовательной услуги. Так, например, в сфере высшего образования обучение студентов по одним и тем же направлениям подготовки и соответствующим им рабочим программам дисциплин идентичны как для обучающихся на возмездной (за счет личных средств), так и на безвозмездной основе (за счет государственных аккредитивов).

Именно поэтому на государственном уровне выработаны стандарты образовательных программ, которые содержат минимально необходимый с точки зрения обучения набор информации. Такие образовательные программы одинаково представлены в различных учреждениях, в т.ч. оказывающих услуги на возмездной основе. Последние предлагают и другие образовательные программы, расширенные по сравнению со стандартными либо и вовсе представляющие собой авторские разработки коллектива или отдельного педагога.

Что касается государственных и муниципальных образовательных организаций, то они предлагают широкий выбор дополнительных образовательных программ на безвозмездной основе, которые выходят за рамки обязательного образования. Например, в школах реализуется программа безвозмездного дополнительного образования в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 10081.

1 См.: Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Российская газета. 2013. 11 дек. 179

Однако не все специалисты признают гражданско-правовой характер договорных отношений в сфере образовательных услуг. Так, А. Запесоцкий считает, что образование, осуществляемое по государственному образовательному стандарту, не является услугой [1, с. 48].

Задолго до введения специальной главы об услугах в ГК РФ Н.С. Малеин утверждал, что как возмездные, так и безвозмездные отношения между гражданами и зрелищными, лечебными учреждениями и т.д. по поводу оказания соответствующего вида услуг носят гражданско-правовой характер [2, с. 33-34].

М.Н. Малеин также полагает, что безвозмездные образовательные правоотношения между вузом и студентом возникают из гражданского договора, т.е. являются гражданско-правовыми. Они подчинены гражданско-правовому методу юридического равенства сторон, автономии их воли, имущественной самостоятельности, их возникновение происходит путем согласования воли вуза студента [3; 4, с. 264, с. 61].

Таким образом, юридической предпосылкой возникновения гражданского правоотношения в сфере образования следует считать установленную нормой права возможность получения образования не только на безвозмездной, но и возмездной основе, что позволяет использовать в отношениях сторон по поводу получения образования конструкцию гражданского договора оказания услуг.

Одной из важнейших юридических предпосылок является установленный нормой права принцип непрерывности образования. На практике указанный принцип реализуется в ходе оказания помощи в получении образования, освоение новой специальности, переквалификации, действующей в отношении совершеннолетних граждан. Естественно, данный принцип предполагает получение образования вообще, тогда как конкретные образовательные программы могут быть поставлены в зависимость от возраста обучающегося. Наравне с принципом непрерывности образования, реализуется принцип свободного усмотрения гражданином своего образования, что является третьей предпосылкой для возникновения гражданского правоотношения в сфере образования. Данный принцип следует понимать как представленное нормой права правомочие по отказу от повышения уровня образования либо получения такового на протяжении всей жизни. Ограничения, касающиеся одной программы, могут не затрагивать другие. Это может быть как профессиональное образование, так и иное, например предполагающее навык (обучение вождению автомобиля). Возраст индивида — это объективное ограничение. Например, в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»2 возраст поступления в дошкольную образовательную организацию — два года, а в школьное учреждение — от шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет. Норма эта диспозитивна и дозволяет учредителю образовательной организации (по заявлению законных представителей ребенка) разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

2 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 6 марта 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, 180 ч. 1, ст. 7598; 2016. № 27, ч. II, ст. 4245.

Наконец, еще одной юридической предпосылкой возникновения гражданского правоотношения в сфере образования является наличие юридического факта — заключения сделки. Действующее гражданское законодательство не содержит специальных норм, призванных урегулировать общественное отношение, связанное с образовательной деятельностью, поэтому договоры в указанной сфере заключаются по правилам гл. 39 ГК РФ. Данная глава регулирует общие положения договора возмездного оказания услуг и содержит отсылочные нормы к специальному законодательству. Однако законодательство, регулирующее образовательный процесс в настоящее время, не содержит специальных норм об оказании платных образовательных услуг. В связи с этим возникает необходимость выделения данного вида услуг и его правового закрепления.

Библиографический список

1. Запесоцкий А. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 44-60.

2. Малеин Н.С. Гражданско-правовое положение личности в СССР / отв. ред. Н.С. Малеин. М.: Наука, 1975. 339 с.

3. Малеина М.Н. Правовая природа и основания правоотношений «вуз-студент» // Правоведение. 2002. № 3. С. 262-264.

4. Малеина М.Н. Договор о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием // Государство и право. 2004. С. 57-56.

References

1. Zapesotsky A. What Kind of Person should Form the Education System Today? // Higher education in Russia. 2003. No. 3. P. 44-60.

2. Malein N.S. Civil Status of the Individual in the USSR /resp. ed. Malein N.S. M.: Science, 1975. 339 р.

3. Maleina M.N. Legal Nature and Basis of Legal Relations "University-student" // Jurisprudence. 2002. No. 3. P. 262-264.

4. Maleina M.N. Agreement on the Training of Specialists with Higher Education // State and law. 2004. P. 57-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.