Таким образом, хотелось бы предложить изменить законодательную норму ст. 69 СК РФ, исключив из нее формулировку об уважительных причинах для отказа. Сам по себе отказ от ребенка, только если он на самом деле не был подтвержден наличием у родителей права на устройство его на полное государственное обеспечение, всегда влечет за собой фактическое нежелание родителей заниматься воспитанием своего ребенка. В таких ситуациях необходимо лишение родительских прав, а обязанность по содержанию должна быть возложена на родителей. Желательно также и привлекать к ответственности и медицинских работников, психологически воздействующих на женщин, пребывающих после родов в шоковом состоянии.
Библиографический список
1. Кузнецова И.Ю., Ахмедов А.Я. Формы отказ от родительских прав и обязанностей // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 1. С. 48-54.
Referenses
1. Kuznecova I.Yu., Akhmedov A.Ya. The Forms of Refusal of Parental Rights and Duties // Political and legal life of society. 2019. № 1. P. 48-54.
УДК 347.4
О.С. Сотскова
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА БЕСПИЛОТНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ
Введение: в настоящий момент ни одно государство не имеет законодательства, которое бы в полной мере регулировало режим перевозки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов. Цель: исследовать особенности правового регулирования воздушной перевозки груза беспилотными воздушными судами и выявить существующие проблемы правового регулирования. Методологическая основа: в процессе исследования были использованы общенаучные и специальные методы познания предмета, традиционно относящиеся к методологическому аппарату юридической науки: методы системно-структурного анализа правовых явлений, диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой. Результаты: аргументирован тезис относительно того, что для перевозки груза беспилотными воздушными судами необходимо вносить существенные изменения и дополнения в законодательство, учитывая специфику такой перевозки. Выводы: в настоящее время существуют пробелы в регулировании перевозок беспилотными воздушными судами, которые требуют отдельной правовой регламентации.
Ключевые слова: беспилотное воздушное судно, дрон, договор, воздушная перевозка, груз.
© Сотскова Ольга Сергеевна, 2019
Старший преподаватель кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Sotskova Olga Sergeevna, 2019
Senior lecturer, Civil law department (Saratov State Law Academy) 175
O.S. Sotskova
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF AIR CARGO TRANSPORTATION BY UNMANNED AIRCRAFTS (DRONES)
Background: at the moment, no state has legislation that would fully regulate transportation of goods by unmanned aircrafts. Objective: to study the features of legal regulation of air cargo transportation by unmanned aircrafts and to identify the existing problems of legal regulation. Methodology: in the process of research, general scientific and special methods of cognition of the subject were used, traditionally related to the methodological apparatus of the legal science: dialectical-materialistic, methods of system-structural analysis of legal phenomena, dialectical, formal-logical, comparative-legal. Results: the thesis is argued that for the transportation of cargo by unmanned aircrafts (drones) it is necessary to make amendments and additions to the legislation, taking into account the specifics of such transportation. Conclusions: currently, there are gaps in the regulation of transportation by unmanned aircrafts (drones), which require separate legal regulation.
Key-words: unmanned aircraft, drone, contract, air transportation, cargo.
Современное использование сверхлегких воздушных судов, так называемых беспилотных летательных аппаратов изначально для военных нужд, главным образом разведывательного назначения, вышло за рамки своего былого предназначения. Мобильный автономный аппарат, запрограммированный на выполнение каких-либо задач, оказался более чем пригодным для доставки различных грузов в коммерческих целях.
Правовые инструменты для включения коммерческих беспилотных летательных аппаратов в законодательные базы различных стран варьируются от прямого запрета на их использование до стратегии ожидания и наблюдения за эффективностью политики других стран, прежде чем принимать какие-либо правовые нормы. Даже для стран с действующим законодательством о беспилотных летательных аппаратов законы постоянно пересматриваются, и почти все были написаны или изменены в течение последних двух лет1.
В России проблемой остается отсутствие четкого регулирования в области доставки грузов беспилотными летательными аппаратами, как и в большинстве стран, особенно в автономном режиме. Однако прецедент использования беспилотных летательных аппаратов для коммерческой доставки грузов все же был создан.
Так, в июне 2014 г. компания «Додо пицца» в Сыктывкаре совместно с Сор1егЕхргв88 стала осуществлять коммерческую доставку пиццы с помощью беспилотников. В связи с тем, что полет был выполнен без разрешения на использование воздушного пространства, мировой судья вынес постановление назначить административное наказание в виде штрафа юридическому лицу за «...осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов с грубым нарушением лицензионных требований»2! Ведь перевозчик, в лице
1 См.: Jones, Therese, International Commercial Drone Regulation and Drone Delivery Services. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2017. URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/ RR1718z3.html. (дата обращения: 20.05.2019).
2 См.: Постановление Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 19 176 сентября 2014 г. по делу № 5-850/2014. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).
собственника летательного аппарата, не получил разрешения на полет, а так же не имел лицензии на перевозку, это все же была самая настоящая воздушная перевозка груза.
Отметим, что нормы, регламентирующие правовой статус беспилотников появились в Воздушном кодексе РФ сравнительно недавно, когда вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов»3! В п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ дается определение беспилотного воздушного судна — «...воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)»4.
Несмотря на ряд внесенных поправок, особенности договорного регулирования перевозки груза беспилотным летательным аппаратом все же требуют существенных изменений в воздушном законодательстве.
В целом, п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса РФ, касающийся договора перевозки груза и почты, подходит для регулирования такой перевозки беспилотным воздушным судном. Однако нормы Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 825 (далее — Авиационные Правила) ориентированы на регулирование перевозки пилотируемым воздушным судном и не предусматривают специфику перевозки груза беспилотниками.
Так, при выдаче груза перевозчик или обслуживающая организация обязаны проверить количество грузовых мест и вес прибывшего груза, но фактически при выдаче груза участвует только грузополучатель (п. 208). Также условие, что «... перевозчик выдает груз получателю только под расписку и после выполнения им всех условий, указанных в авиагрузовой накладной» [1, с. 256] остается практически невыполнимым.
В ряде случаев (несоответствие фактического наименования груза, его веса, повреждение, порчи груза и проч.) составляется коммерческий акт — данная процедура должна отдельно регулироваться с учетом специфики перевозки.
Согласно Авиационным Правилам, выдача груза производится грузополучателю, указанному в грузовой накладной, в аэропорту назначения (п. 205). По смыслу перевозки с помощью беспилотников, груз может быть доставлен практически в любой пункт назначения, согласно договору перевозки.
Помимо этого раздел Авиационных Правил «Хранение груза» регулирует надлежащее хранение прибывшего до выдачи его грузополучателю груза в аэропорте. При этом, по смыслу законопроекта6 внесенного в Госдуму для беспилотных воздушных судов, вводится ограничение на полет над стратегически важными объектами, к которым относятся и аэропорты.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ст. 82.
4 См.: Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 12, ст. 1383.
5 См.: Российская газета. 2007. 10 окт.
6 См.: Проект Федерального закона № 636681-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на
31 января 2019 г.). URL: https://sozd.duma.gov.ru (дата обращения: 20.05.2019). 177
Безусловно, существует огромный пробел в правовом регулировании воздушной перевозки беспилотными судами, который, на наш взгляд, невозможно закрыть путем лишь одного изменения существующего воздушного законодательства, в связи с чем он и требует отдельного регламентирования.
Библиографический список
1. Елисеев Б.П. Воздушные перевозки: законодательство, комментарии, судебная практика, образцы документов. М.: Litres, 2017. 540 с.
References
1. Eliseev B.P. Air Transportation: Legislation, Comments, Court Practice, Sample Documents. M.: Litres, 2017. 540 р.
УДК 347.122
И.А. Толочкова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Введение: актуальность регулирования возникновения гражданского правоотношения в сфере образования не вызывает сомнений. Необходимо глубокое теоретическое осмысления вопроса юридических предпосылок возникновения гражданского правоотношения в образовательном процессе. Цель: исследовать особенности юридических предпосылок в образовательном процессе. Методологическая основа: использованы общенаучные методы исследования: формально-логический, систематического анализа, сравнительно-правовой, толкования норм и др. Результаты: установлены юридические предпосылки возникновения гражданско-правовых отношений в сфере образования. Выводы: при анализе юридических предпосылок выявлена необходимость выделения и законодательного закрепления отдельного вида возмездных образовательных услуг.
Ключевые слова: образование, договор, образовательные услуги, образовательная организация.
I.A. Tolochkova
LEGAL PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF CIVIL LEGAL RELATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Background: the relevance of the regulation of civil legal relations in the field of education is of no doubt. It is necessary to have a deep theoretical understanding of the issue of legal prerequisites for the emergence of civil legal relations in the educational
© Толочкова Ирина Александровна, 2019
Преподаватель кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Tolochkova Irina Aleksandrovna, 2019 178 Lecturer, Civil law department (Saratov State Law Academy)