Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ГРАЖДАНИНА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ'

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ГРАЖДАНИНА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
безвестное отсутствие / индивидуальный предприниматель / обязательные платежи / доверительное управление / unknown absence / individual entrepreneur / obligatory payments / trust management.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волошина Ю.О.

Статья посвящена исследованию проблемным вопросам применительно к последствиям признания безвестно отсутствующим гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Дана оценка действующего законодательства, регламентирующего указанный вопрос. Предложены пути решения выявленных пробелов правового регулирования. Проанализированы положения нормативных актов, определяющих последствия признания лица безвестно отсутствующим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONSEQUENCES OF RECOGNIZING A CITIZEN REGISTERED AS AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR AS MISSING

The article is devoted to the study of problematic issues in relation to the consequences of recognizing a citizen registered as an individual entrepreneur as missing. The assessment of the current legislation regulating this issue is given. Ways to solve the identified gaps in legal regulation are proposed. The article analyzes the provisions of regulations that determine the consequences of recognizing a person as missing.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ГРАЖДАНИНА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ГРАЖДАНИНА, зарегистрированного в КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

LEGAL CONSEQUENCES OF RECOGNIZING A CITIZEN REGISTERED AS AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR AS MISSING

wW

УДК 34:347.172

Волошина Ю.О., магистрант 3 курса, юридический факультет, ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права», г. Хабаровск

Voloshina Yu.O. a73.yuvoloshina@arbitr.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемным вопросам применительно к последствиям признания безвестно отсутствующим гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Дана оценка действующего законодательства, регламентирующего указанный вопрос. Предложены пути решения выявленных пробелов правового регулирования. Проанализированы положения нормативных актов, определяющих последствия признания лица безвестно отсутствующим.

Annotation

The article is devoted to the study of problematic issues in relation to the consequences of recognizing a citizen registered as an individual entrepreneur as missing. The assessment of the current legislation regulating this issue is given. Ways to solve the identified gaps in legal regulation are proposed. The article

analyzes the provisions of regulations that determine the consequences of recognizing a person as missing.

Ключевые слова: безвестное отсутствие, индивидуальный предприниматель, обязательные платежи, доверительное управление.

Keywords: unknown absence, individual entrepreneur, obligatory payments, trust management.

Правовое положение гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, еще не отрицает его правоспособность. Однако она не остается неизменной вследствие такого признания: одни права лица прекращаются, а другие в определенной мере ограничиваются. В целом, юридические последствия признания лица безвестно отсутствующим регулируются гражданским законодательством и иными нормативными актами.

Вместе с тем, действующее законодательство оставляет открытым вопрос о последствиях признания безвестно отсутствующим гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в части сохранения за ним прав и обязанностей, связанных с наличием такого статуса.

В пунктах 1 - 6 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 №2 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержится перечень обстоятельств, по которым осуществляется государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а именно:

- смерть физического лица;

- решение самого физического лица о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

- вступление в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Признание судом гражданина безвестно отсутствующим к основаниям прекращения деятельности индивидуального предпринимателя не относится.

Кроме того, законодательством не предусмотрена даже возможность приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с признанием его безвестно отсутствующим. Соответственно, сохраняют силу обязательства предпринимателя перед государством, обусловленные его особым статусом.

Таким образом, складывается ситуация, при которой, несмотря на отсутствие предпринимательской деятельности как таковой в связи с отсутствием субъекта, ее осуществляющего, сохраняются налоговые обязательства, возникающие с момента регистрации права на ее осуществление.

Более того, сохраняются обязанности, сопровождающие предпринимательскую деятельность, как-то: ведение книги учета доходов и расходов, представление деклараций и отчетности в установленные законодательством сроки, а, следовательно, и ответственность за нарушение данных обязанностей.

Как следует из пункта 1 статьи 51 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, возлагается на лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего (доверительный управляющий).

Доверительный управляющий исполняет обязанности пропавшего без вести лица уплачивать всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные

суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Между тем, пункт 3 статьи 51 Налогового кодекса РФ предусматривает исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.

При принятии соответствующего решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

Вместе с тем, при реализации данных норм существуют некоторые сложности. В частности, положение о возможности приостановления обязанности платить налоги, сборы, пени и штрафы применяется исключительно в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств у данных физических лиц для исполнения указанных обязанностей. Соответственно, если денежные средства имеются, то производить обязательные платежи сохраняется.

Более того, в силу того, что законодатель в пункте 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ производит разграничение налоговых обязательств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, следовательно, пункт 3 статьи 51 Налогового кодекса РФ к налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям не применим.

Не устраняет правовую неопределенность и передача в доверительное управление имущества индивидуального предпринимателя, признанного безвестно отсутствующим, поскольку в число обязанностей доверительного управляющего входит лишь управление имуществом последнего. Если предположить, что доверительный управляющий еще и будет осуществлять

предпринимательскую деятельности от имени пропавшего физического лица, то такая деятельность будет противоречить требованиям к ней, установленным статьей 2 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким признаки предпринимательской деятельности как самостоятельность и осуществление ее на свой риск, в случае передачи доверительному управляющему обязанности по ее осуществлению за пропавшее без вести физическое лицо, будут отсутствовать.

В связи с изложенным, положения пункта 4 статьи 51 Гражданского кодекса РФ, наделяющие доверительного управляющего всеми правами и обязанностями налогоплательщиков и плательщиков сборов, не могут распространять своей действие на тот набор прав и обязанностей, который обусловлены государственной регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Устранение правовой неопределенности по рассмотренному вопросу возможно путем дополнения статьи 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следующим положением: «Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с признанием безвестно отсутствующим осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган из суда путем направления заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно -телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, копии решения суда о признании данного лица безвестно отсутствующим».

Внесение указанного изменения в статью 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» позволит устранить правовые неопределенности, возникающие в связи с управлением имущества безвестно отсутствующего лица в сфере налогообложения, а также усилить гарантии субъектов хозяйственного и гражданского оборота, полагающихся на информацию реестра, и, как следствие, укрепить состояние гражданского правопорядка в целом.

Литература

1. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2001. № 33 (часть I). ст. 3431.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. ст. 3340.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3824.

4. Симонова Л.А., Новикова Г.М. Предпринимательская деятельность безвестно отсутствующего: фантастика или реальность? // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 5 (108). - С. 60-63.

Literature

1. On state registration of legal entities and individual entrepreneurs: Federal law No. 129-FZ of08.08.2001 // Collection of legislation of the Russian Federation, 2001. No. 33 (part I). article 3431.

2. Tax code of the Russian Federation (part two): Federal law No. 117-FZ of 05.08.2000 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2000. No. 32. article 3340.

3. Tax code of the Russian Federation (part one): Federal law No. 146-FZ of 31.07.1998 // Collection of legislation of the Russian Federation, 1998, No. 31, article 3824.

4. Simonova L.A., Novikova G.M. Entrepreneurial activity of the unknown absent: fiction or reality? // Science and education: economy and Economics; entrepreneurship; law and management. 2019. No. 5 (108). - Pp. 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.