Научная статья на тему 'Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим как институты гражданского права'

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим как институты гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5710
799
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА / ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ / ПРЕЗУМПЦИЯ ЖИЗНИ / MISSING / TRUST / INTERESTED PARTIES / DECLARATION OF DEATH / PRESUMPTION OF LIFE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорошенко Т.Н., Чикунова А.С.

В статье рассматриваются институты безвестного отсутствия гражданина и объявления его умершим. Авторы раскрывают понятия исследуемых институтов, условия и законодательные подходы к срокам, необходимым для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим. В работе проведен анализ судебной практики по делам исследуемой категории, позволивший сформулировать практически обоснованные предложения о модернизации гражданского законодательства. Авторами при написании статьи выявлен ряд проблем, касающихся применения институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим. Так, и в материальном, и в процессуальном законодательстве имеются пробелы, не позволяющие определить точный состав заинтересованных лиц, которые имеют право подавать заявление по делам данной категории. Также в законе не указаны обстоятельства, которые служат основанием для передачи имущества пропавшего гражданина в доверительное управление. Авторы, анализируя законодательство и научную литературу, предлагают свои варианты решения вышеназванных проблем. А именно предлагается внести в Гражданский Кодекс Российской Федерации норму, определяющую круг лиц, которые имеют право подавать заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим; а также зафиксировать основания, необходимые для передачи в доверительное управление имущества пропавшего гражданина. Авторы также полагают необходимым принятие Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которое содержало бы разъяснения по применению положений гражданского и гражданского процессуального законодательства о процедурах признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOGNITION OF A CITIZEN AS MISSING AND THE ANNOUNCEMENT A CITIZEN OF THE DECEASED AS CIVIL LAW INSTITUTES

The article examines the institutions of an unknown absence of a citizen and declaring him dead. The authors disclose the concepts of the institutions under study, the conditions and legislative approaches to the terms necessary for recognizing a citizen as missing or dead. The paper analyzes the judicial practice in cases of the studied category, which made it possible to formulate practically substantiated proposals for the modernization of civil legislation. When writing this article, the authors revealed a number of problems regarding the application of institutes for recognizing a citizen as missing and declaring a citizen dead. Thus, there are gaps in the substantive and procedural laws that do not allow determining the exact composition of interested persons who have the right to file an application for cases of this category. Also, the law does not indicate the circumstances that serve as the basis for the transfer of the property of a missing citizen to trust. The authors, analyzing the legislation, scientific literature offer their own solutions to the above problems. It is proposed to introduce into the Civil Code of the Russian Federation a norm that defines the circle of persons who have the right to submit applications for recognizing a citizen as missing and declaring him dead. It is required to fix the grounds necessary for transferring the property of a missing citizen to trust management. The authors also consider it necessary to adopt the Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation, which will contain clarifications on the application of the provisions of civil and civil procedural laws on the procedures for recognizing a citizen as missing and declaring the citizen dead.

Текст научной работы на тему «Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим как институты гражданского права»

УДК 347.1

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.1(34).86-94

ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Дорошенко Т.Н.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия Чикунова А.С.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия Арбитражный суд Новгородской области, Великий Новгород, Россия

В статье рассматриваются институты безвестного отсутствия гражданина и объявления его умершим. Авторы раскрывают понятия исследуемых институтов, условия и законодательные подходы к срокам, необходимым для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим. В работе проведен анализ судебной практики по делам исследуемой категории, позволивший сформулировать практически обоснованные предложения о модернизации гражданского законодательства. Авторами при написании статьи выявлен ряд проблем, касающихся применения институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим. Так, и в материальном, и в процессуальном законодательстве имеются пробелы, не позволяющие определить точный состав заинтересованных лиц, которые имеют право подавать заявление по делам данной категории. Также в законе не указаны обстоятельства, которые служат основанием для передачи имущества пропавшего гражданина в доверительное управление. Авторы, анализируя законодательство и научную литературу, предлагают свои варианты решения вышеназванных проблем. А именно предлагается внести в Гражданский Кодекс Российской Федерации норму, определяющую круг лиц, которые имеют право

RECOGNITION OF A CITIZEN AS MISSING AND THE ANNOUNCEMENT A CITIZEN OF THE DECEASED AS CIVIL LAW INSTITUTES

Doroshenko T.N.

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia Chikunova A.S. Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia Arbitration Court of Novgorod Region, Veliky Novgorod, Russia

The article examines the institutions of an unknown absence of a citizen and declaring him dead. The authors disclose the concepts of the institutions under study, the conditions and legislative approaches to the terms necessary for recognizing a citizen as missing or dead. The paper analyzes the judicial practice in cases of the studied category, which made it possible to formulate practically substantiated proposals for the modernization of civil legislation. When writing this article, the authors revealed a number of problems regarding the application of institutes for recognizing a citizen as missing and declaring a citizen dead. Thus, there are gaps in the substantive and procedural laws that do not allow determining the exact composition of interested persons who have the right to file an application for cases of this category. Also, the law does not indicate the circumstances that serve as the basis for the transfer of the property of a missing citizen to trust. The authors, analyzing the legislation, scientific literature offer their own solutions to the above problems. It is proposed to introduce into the Civil Code of the Russian Federation a norm that defines the circle of persons who have the right to submit applications for recognizing a citizen as missing and declaring him dead. It is required to fix the grounds necessary for transferring the

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

86

подавать заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим; а также зафиксировать основания, необходимые для передачи в доверительное управление имущества пропавшего гражданина. Авторы также полагают необходимым принятие Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которое содержало бы разъяснения по применению положений гражданского и гражданского процессуального законодательства о процедурах признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.

Ключевые слова: безвестное отсутствие; доверительное управление; заинтересованные лица; объявление умершим; презумпция жизни.

«Ушел из дома и не вернулся». Именно так пишут в объявлениях лица, потерявшие своих родственников или друзей. Такая ситуация может произойти в каждой семье, несмотря на хорошие взаимоотношения друг с другом. Долгое отсутствие гражданина несет за собой определенные последствия как для лиц, находящихся в родстве с этим гражданином, так и для самого пропавшего. Возникают проблемы с определением судьбы имущества, оставшегося после пропажи гражданина, материальным обеспечением лиц, находившихся на его иждивении, становится неясным статус супруга (супруги) пропавшего лица. Для разрешения всех появляющихся проблем и неувязок существуют институты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим [Исаенкова, Демичев, 2009; 316].

Необходимо проводить грань между объявлением умершим и признанием безвестно пропавшим. Несмотря на свою схожесть, эти институты имеют достаточно существенные различия, касающиеся сроков, при которых можно объявить гражданина умершим или признать его безвестно отсутствующим, а также последствий обнаружения места пребывания лица. Верное и правильное отграничение данных понятий друг от друга имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела.

В современном мире данные институты являются достаточно актуальными, т.к. ежегодно в России исчезает огромное количество человек (около 30-35 тыс.) по совершенно разным причинам: кто-то скрывается от долгов; некоторые уходят из-за проблем в семье; большую роль играет усиление криминогенной обстановки, приводящей к совершению в отношении этих лиц преступлений, которые нередко выступают причиной их исчезновения; немаловажным фактором исчезновения граждан становятся военные действия, террористические акты (например, в Петербургском

Образец цитирования:

Дорошенко Т.Н., Чикунова А.С. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим как институты гражданского права // BENEFICIUM. 2020. № 1 (34). С. 86-94. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.1(34).86-94. For citation:

Doroshenko T.N., Chikunova A.S. Recognition of a Citizen as Missing and the Announcement a Citizen of the Deceased as Civil Law Institutes // BENEFICIUM. 2020. No. 1 (34). pp. 86-94. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.1(34).86-94.

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

87

property of a missing citizen to trust management. The authors also consider it necessary to adopt the Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation, which will contain clarifications on the application of the provisions of civil and civil procedural laws on the procedures for recognizing a citizen as missing and declaring the citizen dead.

Keywords: the missing; trust; interested parties; declaration of death; presumption of Life.

метрополитене в 2017 г.), стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, смерчи), а также разного рода катастрофы. В большинстве случаев меры, которые принимаются для поиска лиц, пропавших без вести, не приносят желаемого результата, следствием чего как раз становится юридическая неопределенность.

Для того, чтобы четко разграничивать два схожих между собой понятия, необходимо дать характеристику каждому из них.

Безвестное отсутствие - установленный судом факт длительного отсутствия гражданина в его постоянном месте жительства. Длительное отсутствие гражданина - одного из важнейших субъектов хозяйственных связей - затрагивает интересы множества других граждан и юридических лиц - контрагентов по договорам. Кроме того, могут страдать интересы работодателей, членов семьи, наследников и т.д. Во всех этих случаях встает вопрос о безвестном отсутствии гражданина, чтобы не нарушался нормальный ход хозяйственного оборота.

В научной среде высказываются разные точки зрения по поводу содержания понятия «безвестного отсутствия». Например, С.П. Прянишников говорит о том, что нормы института безвестного отсутствия гражданина регулируют некие последствия, которые возникают в связи с длительным отсутствием в своем месте жительства гражданина, состоящего в определенных отношениях с другими лицами или организациями, а также порядок признания такого лица безвестно отсутствующим [Прянишников, 1990; 64]. Ю.А. Попова считает, что безвестное отсутствие - это такое отсутствие, при котором невозможно установить место жительства лица и нет оснований для предположения о нахождении его в живых [Попова, 1985; 37].

Следует поддержать точку зрения С.П. Прянишникова, т.к., действительно, при долгом отсутствии лица затрагиваются не только его интересы, но и интересы тех лиц, организаций, с которыми он находился в родственных или деловых отношениях. Нормы данного института, несомненно, регулируют порядок признания лица безвестно отсутствующим. Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно его местонахождение, вызывает некоторые трудности для других его участников. Данный факт влечет неопределенность как в семейных, деловых отношениях, так и в вопросах, связанных с собственностью.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года в месте его жительства не было сведений о его месте пребывания. Если лицо, признанное безвестно пропавшим или объявленное умершим, возвращается или становится известна информация о его месте нахождения, то решение суда отменяется, и могут быть восстановлены те отношения, которые подлежат восстановлению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) пересматривала очень интересное решение, поданное женщиной с тремя детьми о признании ее мужа безвестно отсутствующим. Истица являлась жительницей Псковской области, в заявлении она указывала, что ее муж в 2012 г. уехал в Украину и с этого времени больше не появлялся. По истечении месяца отсутствия мужа испуганная супруга заявила в правоохранительные органы о его пропаже. Однако заявление ожидаемых результатов не принесло.

Спустя пять лет после пропажи супруга истица повторно обратилась с аналогичным заявлением в правоохранительные органы. В этот раз ей сообщили о том, что ее супруг находится в розыске за совершение преступления. По истечении месяца истицу оповестили о том, что меры, направленные на поиск ее супруга, исчерпаны, найти супруга не удалось. Истица решила обратиться в суд с заявлением о признании

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

88

ее супруга безвестно отсутствующим. Это решение ей необходимо для того, чтобы оформить пенсию по потере кормильца и назначить доверительного управляющего для управления имуществом пропавшего супруга. Городской суд, заслушав все доводы истицы, решил отказать в удовлетворении заявления. Областной суд, в который истица решила обжаловать решение, встал на сторону суда первой инстанции и аналогично отказал в удовлетворении заявленных требований.

Отменяя принятые по делу решения ВС РФ указал следующее. Заявительница состояла в браке с пропавшим с 1998 г. В 2012 г. муж заявительницы пропал и было подано заявление в правоохранительные органы. Спустя пять лет заявительницей было подано аналогичное заявление, т.к. супруг все еще не вернулся. В деле упоминается сообщение Следственного управления Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области, датированное 2017 г., о том, что еще летом 2012 г. в отношении данного гражданина было возбуждено уголовное дело, супруг истицы фигурировал в уголовном деле в качестве обвиняемого, которого объявили в розыск. Розыск сначала был на федеральном, затем на международном уровне. Уголовное дело было приостановлено на основании того, что гражданина все-таки обнаружить не смогли. Из местной полиции были представлены и другие документы, в которых сказано о том, что в рамках розыскного дела местонахождение пропавшего гражданина установить не удалось. Аргументы нижестоящих инстанций, на основании которых истице было отказано в признании супруга отсутствующим, заключались в том, что супруг истицы скрывался от правоохранительных органов из-за совершения преступления.

В своих аргументах ВС РФ отослал к ст. 42 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В статье упоминается о том, что гражданина можно признать безвестно отсутствующим на основании заявления «заинтересованных лиц». Чтобы заявление было удовлетворено, об отсутствующем гражданине в течение года по месту его жительства не должно быть сведений о его месте проживания. По мнению ВС РФ, факт объявления гражданина в розыск из-за возбуждения уголовного дела без анализа и оценки всех сведений, которые были получены в результате такого розыска, не может служить основанием для отказа в признании такого гражданина безвестно отсутствующим.

Просматривая материалы дела, можно установить, что с 2012 г. о гражданине отсутствовали сведения о его местонахождении, близкие родственники мужчины тоже не могли предоставить необходимую информацию о нем. Вся эта информация была подтверждена в суде. Представители Пенсионного фонда и Министерства труда социальной защиты населения не возражали в признании гражданина безвестно отсутствующим. ВС РФ отменил все ранее принятые решения и направил дело на повторное рассмотрение.

Объявление гражданина умершим - это факт установления судом не только безвестного отсутствия лица, но и наличия обстоятельств, которые дают основание полагать, что гражданина уже нет в живых. Такими основаниями могут служить стихийные бедствия, военные, чрезвычайные действия, в которые гражданин мог попасть.

В ГК РФ установлены разные сроки для объявления гражданина умершим; так ст. 45 уточняет: «гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет». Важно установить тот факт, что предварительное признание гражданина безвестно отсутствующим в данном случае не требуется. Помимо пятилетнего срока установлены иные, сокращенные сроки:

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

89

- военнослужащие или иные граждане, которые пропали без вести в связи с военными действиями, могут быть объявлены судом умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий; в данном случае, чтобы была возможность основываться на данных военных действиях, суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина;

- если лицо пропало без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, например, кораблекрушение, то срок сокращается до шести месяцев.

Правовое положение лица, признанного безвестно отсутствующим, влечет за собой изменения в его правовом статусе. Правоспособность данного лица еще не ограничивается, но могут быть прекращены некие права и обязанности. После признания гражданина безвестно отсутствующим наступают следующие последствия, закрепленные в ГК РФ.

1) Имущество такого гражданина на основании решения суда передается в доверительное управление. Необходимо уточнить, что договор доверительного управления заключается именно тогда, когда существует реальная необходимость в управлении данным имуществом. Лицо, которому будет передано данное имущество, определяется органом опеки и попечительства. Лицо, заявляющее о пропаже гражданина, может предложить себя в качестве такого управляющего. В законе нет уточнений по поводу того, кто конкретно может управлять имуществом пропавшего гражданина. Лицо управляет имуществом на платной основе, а денежные средства поступают за счет вверенного ему имущества. Доверительный управляющий может совершать любые действия и сделки в пользу безвестно отсутствующего лица от своего имени, указывая на то, что он действует в качестве доверительного управляющего. В договоре полностью должны быть прописаны все права и обязанности управляющего лица, может быть введено уточнение по поводу того, какие вещи продавать нельзя. Обязанности доверительного управляющего состоят в том, чтобы направлять свои силы на надлежащую охрану имущества, заботиться о его надлежащем состоянии.

2) Из состава имущества безвестно пропавшего лица погашаются задолженности по его долгам, выдается содержание гражданам, которые находились на его иждивении (дети, нетрудоспособный супруг). Погашать задолженность следует в строго определенном порядке, т.е. кредитор, желающий получить денежную выплату, должен обратиться в суд с заявлением после вступления решения суда в законную силу о получении исполнительного листа. На основании этого пристав-исполнитель может предъявить требование к доверительному управляющему о взыскании денежных средств.

3) Брак расторгается в упрощенном порядке. Важно отметить, что, согласно Семейному кодексу Российской Федерации, после вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим брак не прекращается автоматически, его нужно расторгнуть. Однако при принятии заявления от супруга органы ЗАГС обязаны известить о разводе доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Если же у гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеется имущество в собственности, то доверительный управляющий должен подать исковое заявление в суд о выделении этой доли, в противном случае будет некая неопределенность по поводу имущества, которым необходимо управлять.

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

90

4) Прекращаются все обязательства, где гражданин, признанный безвестно отсутствующим, являлся непосредственным участником, например, договор поручения, комиссии, агентский договор; прекращает действовать доверенность, выданная им или ему.

5) Гражданин снимается с регистрационного учета по месту его жительства.

6) В соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации возможно усыновление или удочерение ребенка без согласия гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим.

7) Происходит прекращение трудовых отношений. При этом работодатель не обязан выплачивать заработную плату доверительному управляющему в период отсутствия гражданина, т.к. деньги не являются объектом доверительного управления.

Основное правовое последствие объявления гражданина умершим - его исчезновение как субъекта права. Основные юридические последствия, связанные с объявлением гражданина умершим такие же, как и в случае естественной смерти гражданина:

1) прекращение или переход прав и обязанностей к наследникам;

2) прекращение трудовых отношений;

3) расторжение в одностороннем порядке брака с гражданином, который объявлен умершим;

4) возникновение у родственных лиц права на получение пособий по потере кормильца;

5) прекращение всех отношений, с которыми гражданин был непосредственно связан;

6) выдача заинтересованным лицам органами ЗАГС на основании решения суда об объявлении гражданина умершим свидетельства о смерти гражданина.

Особенности возбуждения данной категории дел регламентированы в гл. 30 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Вопрос о подсудности решается в соответствии со ст. 276 ГПК РФ, которая гласит о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. Если данное заявление подается юридическим лицом, то оно отправляется в суд по месту нахождения юридического лица. Место нахождения определяется местом его государственной регистрации. Но здесь возникает еще один вопрос: кто будет выступать в данном случае заинтересованным лицом? В законодательстве четкого указания на этот вопрос нет.

Т.В. Грунтовская говорит о том, что на законодательном уровне не определены четкие границы для установления понятия «заинтересованное лицо». На наш взгляд, эта неурегулированность создает проблему, которая заключается в том, что каждый судья может толковать данное понятие по-разному и включать разных лиц в данную категорию [Грунтовская, 2016; 55]. Для заинтересованных лиц необходима юридическая заинтересованность, которая и сподвигла бы их на обращение в суд по данной категории дел. К заинтересованным лицам в данном случае следует относить не только близких родственников, но и кредиторов, работодателей [Закаряева, 2018; 93]. Это мнение, на наш взгляд, является верным, т.к. не только близкие родственники могут иметь ту или иную заинтересованность, но и другие лица, такие как, например, работодатели, нуждаются в прекращении трудовых отношений с безвестно отсутствующим лицом.

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

91

Необходимость объявления гражданина умершим имеет такие же основания, как и при признании гражданина безвестно отсутствующим: неопределенность дальнейших отношений между данным лицом и лицами, которые состояли в отношениях с этим лицом.

Бесследное исчезновение граждан в современном мире, по нашему мнению, является одной из важных и социальных проблем среди множества других. В большинстве случаев, когда граждане пишут заявления, направленные на розыск пропавших лиц, розыск обычно не приносит положительных результатов.

При рассмотрении данной категории для поиска пропавших граждан могут привлекаться и органы внутренних дел, задачами которых является принятие заявлений о безвестном отсутствии гражданина, проведение необходимых мероприятий, направленных на поиски гражданина [Кузнецова, 2017; 88].

Институты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим обладают определенными специфическими признаками, которые присущи только им.

Проанализировав указанные институты, полагаем необходимым внести следующие изменения в материальное и процессуальное законодательство.

Первое предложение заключается в сокращении срока для признания гражданина умершим до трех лет, вместо существующих пяти. Напомним, Гражданский кодекс РСФСР устанавливал именно трехлетний срок для подачи такого заявления в суд. Представляется возможным вернуть данный срок, т.к. при современных средствах коммуникации исчезнувший гражданин найдет способ связаться с членами своей семьи и сказать о том, что он находится в живых. Пятилетний срок при современной продолжительности жизни является достаточно большим и длительное время вызывает неопределенные юридические последствия, связанные с исчезновением лица, которые в некоторых случаях необходимо решить как можно быстрее.

Далее, предлагается принять Постановление Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим», которое позволило бы обеспечить единообразие складывающейся судебной практики. В данном постановлении необходимо:

- обобщить, кто вправе обращаться в суд с заявлениями по делам указанных категорий, а также кто из субъектов права может стать наиболее очевидным заинтересованным лицом в таких процессах;

- уточнить требования, связанные с оформление заявлений в порядке особого производства, а также обобщить случаи оставления таких заявлений без движения;

- разъяснить правила, по которым исчисляется срок отсутствия гражданина, необходимый для подачи заявления в типичных и нетипичных ситуациях (в том числе, необходимо отдельно уточнить, какие события свидетельствуют об окончании военных действий при признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим при военных и чрезвычайных ситуациях (вывод войск, подписание мирного договора и др.);

- охарактеризовать перечень действий, совершаемых судами для надлежащей подготовки дел указанных категорий;

- обобщить практику представления и исследования доказательств, которые подтверждают обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим;

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

92

- дать рекомендации судам по анализу относимости и допустимости доказательств, представляемых заявителями для выявления истинных мотивов длительного отсутствия гражданина и исключения злого умысла в целях использования последствий, вызываемых решениями по таким делам и др.

При изучении институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим были выделены некоторые проблемы, создающие препятствия в осуществлении правильного правосудия.

В законодательстве не содержится четкого перечня заинтересованных лиц, которые имеют право подавать заявление по данной категории дел. Как представляется, заинтересованными лицами по данной категории дел могут выступать не только родственники, но и кредиторы, а также другие лица, с которыми пропавшее лицо состояло в тех или иных отношениях.

При признании гражданина безвестно отсутствующим его имущество может быть передано в доверительное управление физическому или юридическому лицу, которое назначается органом опеки и попечительства. В законе не указаны обстоятельства, которые служат основанием для передачи такого имущества в доверительное управление. Помимо всего прочего, необходимо также указать, в каких случаях имуществом гражданина необходимо управлять.

В заключение необходимо отметить, что институты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим являются защитой интересов заинтересованного лица путем вынесения законного судебного решения, которое направлено на устранение неопределенности в семейных, жилищных, гражданских отношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с другими лицами. Благодаря данным институтам сохранятся устойчивость гражданских правоотношений и все права и законные интересы участников находятся под защитой.

Библиография

Грунтовская Т.В. Институт объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим: перспективы гражданско-правового реформирования / Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ростов-на-Дону, 19 апреля 2016. Ростов-на-Дону, 2016. Часть 2. С. 51-55. Закаряева М.М. Заинтересованные лица в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7 (92) июль. С. 90-98. Исаенкова О.В., Демичев А.А. Гражданское процессуальное право России. М.: НОРМА, 2009. 448 с.

Кузнецова Е.А. Участие органов внутренних дел по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим // Вестник СевКавГТИ. 2017. № 1 (28). С. 87-91. Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими. М.: Юридическая литература, 1985. 80 с.

Прянишников Е.А. О безвестном отсутствии и признании умершим // Правоведение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1990. № 1. С. 64-68.

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

93

References

Gruntovskaya T.V. Institut ob"yavleniya grazhdanina umershim i priznaniya grazhdanina bezvestno otsutstvuyushchim: perspektivy grazhdansko-pravovogo reformirovani-ya [Institute for the Declaration of Death and the Declaration of Statelessness: Prospects for Civil Law Reform] / Perspektivy gosudarstvenno-pravovogo razvitiya Rossii v XXI veke [Prospects for the State-Legal Development of Russia in the 21st Century]: materials of the All-Russian Scientific and Theoretical Conference of Adjuncts, Cadets and Students of Higher Education Institutions of the MIA of the Russian Federation, Postgraduate Students and Students of Educational Organizations, dedicated to the 55th anniversary of the Rostov Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Rostov-on-Don, 19 April 2016. Rostov-on-Don, 2016. Part 2. pp. 51-55. (In Russ.).

Zakaryaeva M.M. Parties Concerned in Cases of Recognition of an Individual as Missing and Deceased // Actual Problems of Russian Law. 2018. № 7 (92) July. pp. 90-98. (In Russ.).

Isaenkova O.V. & Demichev A.A. Grazhdanskoe processual'noe parvo Rossii [Russian Civil Procedural Law]. M.: NORMA, 2009. 448 p. (In Russ.).

Kuznetsova E.A. Uchastie organov vnutrennih del po delam o priznanii grazhdanina bezvestno otsutstvuyushchim ili ob"yavleniya grazhdanina umershim [Participation of Internal Affairs Agencies in Cases where a Citizen is Declared Missing or Declared Dead] // Vestnik NCGTI. 2017. № 1 (28). pp. 87-91. (In Russ.).

Popova Yu.A. Priznanie grazhdan bezvestno otsutstvuyushchimi [Recognition of Missing Persons]. M.: Legal literature, 1985. 80 p. (In Russ.).

Pryanishnikov E.A. O bezvestnom otsutstvii i priznanii umershimi [Declaration of Absence and Death] // Pravovedenie. L.: Leningrad University Publishing House. 1990. № 1. pp. 64-68. (In Russ.).

Об авторах / Authors

Татьяна Николаевна Дорошенко - кандидат исторических наук, доцент; доцент, кафедра гражданского права и процесса, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия / Tatyana N. Doroshenko - PhD in in Historical Sciences, Docent; Associate Professor, Department of Civil Law and Procedure, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia. E-mail: Tatyana.Doroshenko@novsu.ru. SPIN РИНЦ 4658-2231.

Анастасия Сергеевна Чикунова - студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия; секретарь судебного заседания, Арбитражный суд Новгородской области, г. Великий Новгород, Россия / Anastasia S. Chikunova - Student, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia; Clerk, Arbitration Court of Novgorod Region, Veliky Novgorod, Russia. E-mail: 45890009@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институты гражданского и гражданского процессуального права: особенности законодательного регулирования / Institutions of Civil and Civil Procedure Law: Characteristics of Legislative Regulation

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.