Научная статья на тему 'Юридические ограничения и гарантии прав, свобод и законных интересов осужденных, отбывающих уголовные наказания'

Юридические ограничения и гарантии прав, свобод и законных интересов осужденных, отбывающих уголовные наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1689
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридические ограничения и гарантии прав, свобод и законных интересов осужденных, отбывающих уголовные наказания»

достоинство работников милиции, охраняющих общественный порядок: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 19.

37 Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. № 8. Ст. 83; Бюллетень Верховного Суда СССР. 1963. № 8.

38 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М., 1995. С. 359.

39 Там же. С. 529.

40 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1975. С 524.

41 См.: Бородин С.В. Ответственность за убийство. М., 1994. С183.

42 Денисов С.А. Актуальные проблемы уголовной ответственности за преступления против правосудия: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2002. С. 38.

43 См.: Елизаров П.С. Ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников: Учебное пособие. Киев, 1973. С. 27.

44 См.: Милюков С.Ф. К понятию посягательства на жизнь работника милиции или народного дружинника // Социалистическая законность. 1977. № 9. С. 71.

45 См.: Козаченко И.Я., Курченко В.Н. Отграничение оконченного преступления от покушения: теория и практика // Российский юридический журнал. 1995. № 4. С. 109; Устинова Т. Индивидуализация ответственности за неоконченное преступление // Уголовное право. 1997. № 4. С.18.

46 Скутин С.Л. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями, посягающими на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, охраняющих общественный порядок: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1995. С. 103.

47 См.: Поленов Г.Ф. Ответственность за преступления против порядка управления. М, 1966. С. 43.

48 См.: Уголовное право. Особенная часть. Ч. 2 / Под ред. Н.А. Беляева, Д.П. Водяникова, В.В. Орехова. СПб.,

1995. С. 101.

49 См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1993. С. 474.

50 См.: Советское уголовное право. Часть Особенная / Под ред. В.А. Владимирова, Н.И. Загородникова. М., 1979. С. 428.

51 См.: Болотин Б., Годунов Н. Ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников // Советская юстиция. 1976. № 10. С. 12.

52 Архив Санкт-Петербургского городского суда. Уголовное дело № 27-312/98.

53 Курс русского уголовного права. Соч. А. Лохвицкого. СПб., 1867. С. 373.

54 Бюллетень Верховного суда РСФСР 1964. № 8-9.

55 Михеев РИ. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве. Владивосток, 1983. С.49.

56 Загородников Н.И. Преступления против здоровья. М., 1969. С. 33.

С.М. Оганесян*, И.Л. Третьяков**, Ю.П. Пузанов***

Юридические ограничения и гарантии прав, свобод и законных интересов осужденных, отбывающих уголовные наказания

Права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, предотвращения противоречий, противоборства конфликтов. Они основаны на сочетании свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием государства и общества.

«Права и свободы, - отмечает М.Б. Смоленский, - отражают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне»1. «Полноценное обеспечение прав личности возможно только в рамках адекватного культурного пространства, с которым личность идентифицируется»2.

Процесс формирования института прав человека прошел длительный и трудный путь. Этот путь никогда не проходил в сугубо правовом пространстве. Права человека изначально имели нравственно-этическое, духовно-культурное и религиозное наполнение3.

Права человека социально обусловлены и зависят от степени развития цивилизации. Развитие идеи о правах человека необходимо рассматривать во взаимосвязи генезиса самого права, правовых принципов4.

Энциклопедический словарь по политологии дает следующее определение прав человека: «Права человека есть неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид приобретает в силу рождения»5. Данное определение связывает возникновение прав и свобод человека с наличием предусмотренных законом обстоятельств.

* Докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

** Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

*** Кандидат юридических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Система социального регулирования, предусматривающая ограничения в поведении людей, впервые сложилась в условиях первобытного общества. Ограничения в первобытном обществе выражались в виде норм - табу и определялись необходимостью сдерживания биологических инстинктов.

Большое значение ограничения имеют в установлении подлинной свободы личности. Во французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. указывается, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другим. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами.

Всеобщая Декларация прав и свобод человека в ст. 29 впервые на международном уровне предусмотрела необходимость и пределы ограничения прав человека. В 1950 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепила необходимость ограничения прав человека на региональном уровне. Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, а также Пакт о гражданских и политических правах юридически закрепили ограничение прав человека на международном уровне.

Всеобщая Декларация прав и свобод человека определяет, что ограничения устанавливаются исключительно в целях обеспечения должного признания прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния (ст. 29). Международный пакт о гражданских и политических правах указывает на ограничения в связи с охраной государственной безопасности, здоровья и нравственности населения. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах устанавливает ограничения лишь постольку, поскольку это совместимо с их природой. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится, что ограничения не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они предусмотрены (п. 18).

В юридической литературе нет единства в трактовке понятия «ограничение прав». В различных международных документах также нет единого его толкования. Всеобщая Декларация прав человека (п. 2. ст. 29), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ст. 24) употребляют термин «ограничения». Пакт о гражданских и политических правах (ст. 4) использует термин «отступление государств от своих обязательств» (ст. 15).

А.В. Малько по отношению к общепринятому понятию ограничений употребляет термин «правовые ограничения» и под ними понимает «установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, это есть сдерживание неправомерного поведения, создающее условия для удовлетворения интересов контрагента (в широком смысле слова) и общественных интересов в охране и защите»6.

К признакам правовых ограничений относят:

- наступление неблагоприятных условий (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта;

- уменьшение объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности;

- отрицательная правовая мотивация;

- то, что они направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны7.

Основным законом, устанавливающим ограничения прав человека, выступает Конституция. Ограничения основных прав, устанавливаемые Конституцией и основанными на ней федеральными законами, представляют собой изъятия конституционного статуса личности. «Кроме того, в качестве ограничений основных прав, - пишет член Конституционного Суда России Б.С. Эбзеев, - может также рассматриваться изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод. В этом последнем случае ограничение основных прав особенно тесно сопрягается с их умалением, под которым подразумевается уменьшение материального содержания основных прав, объема социальных, политических и иных благ, причитающихся их обладателю, минимизация гарантий основных прав.. ,»8.

Цели ограничений определены универсальными международными актами. П. 2 ст. 29 Всеобщей декларации указывает, что целями ограничений прав человека являются: обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе.

Отмеченные цели названы в Пакте о гражданских и политических правах и значительно расширены Европейской конвенцией, согласно которой целями ограничений прав человека также являются: поддержание государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращение беспорядков или преступлений; охрана здоровья или нравственности населения; охрана территориальной целостности; защита репутации других лиц; предотвращение разглашения конфиденциальной информации; поддержание авторитета и беспристрастности судебных органов.

Конституция РФ в соответствии с ч. 3 ст. 55 целями ограничений определяет: защиту основ конституционного строя; обеспечение безопасности других лиц; обеспечение безопасности государства. Ст. 56 Конституции допускает ограничение прав в условиях чрезвычайного положения с целью обеспечения безопасности граждан.

Таким образом, ограничение прав и свобод направлено на решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности.

Следует отметить, что в международных и национальных правовых актах отсутствуют четкие, ясные и определенные критерии ограничения прав и свобод человека. Поэтому представляется целесообразным принять специальный закон и международную конвенцию об общих основаниях и условиях ограничения прав и свобод человека.

«Суть правового ограничения, - отмечает А.С. Мордовец, - состоит в побуждении индивидов к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживанию их социально вредного поведения, с другой»9.

Ограничение прав и свобод человека должно соответствовать определенным требованиям, которые направляли бы правовое регулирование в особых условиях, служили бы организующими стержнями, принципами.

Принципиально важной является возможность установления ограничений только Конституцией, федеральным законом и судебным решением.

Большое значение имеет внутренняя связь ограничения прав человека с их разделением на абсолютные и относительные.

Абсолютными правами и свободами являются: право на жизнь, достоинство, право на неприкосновенность, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести и вероисповедания, право на жилище.

Приоритет прав исключает любые ограничения естественных и неотчуждаемых прав и свобод, какими бы законными интересами запрет ни мотивировался. Дело в том, что естественные и неотчуждаемые права и свободы относятся к категории естественного, «первичного» права, в то время как законные интересы относятся к категории позитивного, или «вторичного» права10.

Не допускаются ограничения по полу, расе, национальности, языку, происхождению, имущественному и должностному положению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям.

Следует выделить особые отношения государства с осужденными. У них иначе, чем у простых граждан, понимаются отдельные права, в особенности личные. Предметом всеобщего осуждения в России являются условия содержания людей в местах лишения свободы, сводящие заключение к пытке. Чрезмерные ограничения не соответствуют потребностям поддержания охраняемого в обществе порядка. Представляется целесообразным сформулировать принцип соразмерности ограничений.

Основаниями ограничений прав являются обстоятельства, указанные в законе. К ним необходимо отнести: совершение правонарушения, вступление приговора, решения или определения суда в законную силу, введение чрезвычайного и военного положения.

Необходимо отметить круг прав, которые могут быть ограничены, или, другими словами, определить объект ограничений.

Пакт о гражданских и политических правах допускает возможность ограничения права на свободу религии и убеждений (п. 3 ст. 18), права на свободу передвижения и свободу выбора места жительства (п. 3 ст. 19), права на свободное выражение своего мнения (п. 3 ст. 19), права на мирные собрания (ст. 21), права на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (п. 2 ст. 22).

Европейская конвенция расширяет перечень ограничений еще одним - правом на полицейскую деятельность иностранцев (ст. 18).

Конституция РФ указывает около 30 разных ограничений, к которым отнесены: обязанность не нарушать права других лиц, возможность ареста, заключения и содержания под стражей, ограничения права на тайну личных сообщений, право на основании закона проникать в жилище, лишение имущества по решению суда, лишение избирательных прав лиц, содержащихся под стражей, и другие.

Пределы ограничения прав и свобод - это допускаемые конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина. В качестве ограничений основных прав и свобод может также рассматриваться соответствующее нормативному содержанию основных прав и свобод изъятие из круга правомочий. Такие ограничения основных прав можно связать с их умалением, выражающимся в уменьшении материального содержания основных прав, объема социальных, политических и иных благ11.

Конституция Российской Федерации установила, что права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в такой мере, в какой это необходимо в целях

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства (ч. 3. ст. 55).

Согласно Конституции РФ, ограничения прав и свобод человека допускаются в соответствии с федеральным конституционным законом и образуют определенную систему, которая включает в себя: ограничения общего характера, которые определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод; ограничения, устанавливаемые в связи с введением чрезвычайного положения; ограничения в связи с особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (например, осужденных к лишению свободы).

Не подлежат ограничению такие основные права и свободы, как: право на жизнь, право на достоинство, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Не подлежат ограничению права на судебную защиту, право каждого на международную защиту своих прав и свобод, на рассмотрение дела в том суде и теми судами, к подсудности которых оно отнесено законом, право на получение квалифицированной юридической помощи, право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда, право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право не свидетельствовать против себя и ближних родственников, право на доступ к правосудию, право на возмещение вреда.

Субъектами ограничения прав человека могут быть: суд, прокуратура, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, судебные приставы, органы ФСБ, внутренние войска, налоговая полиция, таможенная служба.

Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания, могут ограничивать права человека в следующих формах: смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение свободы, обязательные работы, исправительные работы, штраф, ограничение по службе, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности.

Основные права ограничиваются применительно к душевнобольным, задержанным в уголовнопроцессуальном порядке. Наибольшая степень ограничений прав и свобод человека допускается в отношении осужденных к лишению свободы.

Лишение свободы существенно влияет на состояние прав и свобод человека. В ст. 1 ч. 2 УИК РФ сказано, что осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Осуждение лица за правонарушение, особенно за преступление, ведет к сужению объема правового статуса. Уголовное наказание в виде лишения свободы в зависимости от вида преступления может привести к очень существенным ограничениям в правах и свободах. Правовой статус осужденного не может быть статичным, он, в зависимости от поведения осужденного, может

меняться в лучшую или худшую сторону. При отбывании наказания к осужденному применяются

12

меры поощрения и взыскания, которые существенно расширяют или сужают права осужденного12.

Лишение свободы, как наиболее суровое наказание, влечет за собой ограничение и временное приостановление ряда основных прав личности, что вытекает из целей наказания.

Одной из основных целей наказания является исправление преступника с помощью средств исправительного воздействия. Применение указанных исправительных средств предполагает ограничение основных прав на посткриминальный, пенитенциарный и постпенитенциарный период. Такое ограничение не должно выступать главным в сравнении с другими средствами исправительного воздействия. Ограничение прав и свобод в связи с лишением свободы, как нам представляется, носит вынужденный характер, т.к. без него невозможно применение других средств исправительного воздействия, да и самого наказания.

В соблюдении и реализации конституционно-правового положения осужденного имеет четкое законодательно обоснованное и социально оправданное определение соотношения содержания лишения свободы и существующих ограничений применительно к осужденным в исправительных учреждениях.

Правовое положение осужденных к лишению свободы существенно изменяется в зависимости от условий отбывания наказания. При этом перевод из одних условий в другие осуществляется администрацией исправительного учреждения. Перевод осужденных в запираемые помещения, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа влечет за собой существенные ограничения правового статуса личности осужденного на продолжительный срок. По сути, условия отбывания наказания в ПКТ, ЕПКТ и запираемых помещениях можно сравнить с условиями отбывания наказания в тюрьме. По нашему мнению, такой перевод необходимо осуществлять судом, а не администрацией исправительного учреждения, и закрепить это положение в ст. 87 УИК РФ. По решению суда необходимо устанавливать запреты, предусмотренные в отношении осужденных УИК РФ при исполнении наказания в виде исправительных работ, т.к. подобные запреты также существенно изменяют содержание наказания и приближают его к ограничению свободы.

Содержание в ПКТ, ЕПКТ влечет за собой не только ограничение правового статуса осужденного, но и оказывает существенное воздействие на его моральное и физическое состояние. Помещения ПКТ и ЕПКТ - это, по сути, камеры, которые плохо проветриваются, имеют недостаточное освещение, мрачный вид. Пребывание в таких камерах продолжительное время представляет собой своего рода пытку, т.к. вызывает моральные и физические страдания. Представляется целесообразным существенно сократить сроки пребывания в ПКТ, ограничив их тремя месяцами, а ЕПКТ исключить из мер дисциплинарного воздействия как жестокие и негуманные.

Ограничение основных прав личности в условиях лишения свободы, по нашему мнению, должно носить законодательно обоснованный и социально оправданный характер. Нам представляется необходимым определить в законе, начиная с Конституции, в каких именно правах и свободах ограничиваются осужденные полностью, а в каких частично, и максимально подробно регламентировать в нормативно-правовых актах пределы и характер ограничений основных прав и свобод человека.

При переходе к свободному демократическому государству, в условиях формирования гражданского общества проблема правового статуса осужденных, отбывающих уголовные наказания, нуждается в серьезном осмыслении, т.к. является составной частью проблемы прав человека и гражданина в целом13.

О сущности того или иного государства можно судить по тому, каким образом и в каком обьеме соблюдаются права и свободы человека. В правовом государстве основу отношений между человеком и государством составляют взаимные права и обязанности, взаимная ответственность.

Средством ограничения произвола государства может и должен стать правовой запрет. Поскольку политическая власть имеет склонность к различным злоупотреблениям, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, ставящие ограничения произволу власти14.

Юридические запреты в отношении государства должны быть направлены не на собственно управляющее воздействие со стороны государственных структур на человека, а лишь на действия, являющиеся вредными для общества, необоснованно ущемляющие интересы граждан15. Косвенные ограничения государственной власти содержатся прежде всего в самих правах и свободах человека и гражданина. «Индивидуальные права представляют всего одну черту: они ограничивают права государства, - отмечал А. Эсмен, - государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности,..»16. Юридические ограничения государства должны входить в систему «сдержек и противовесов» с целью недопустимости излишнего, регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. Государственную власть, таким образом, можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества.

В юридической литературе под гарантиями прав человека понимают закрепленные законодательством условия, средства и способы, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану прав и обязанностей индивида. Н.В. Витрук среди юридических гарантий прав и свобод личности различает гарантии реализации и гарантии охраны (защиты). В качестве гарантий реализации прав и обязанностей он называет закрепленные правовыми нормами пределы прав, средства конкретизации, в т.ч. путем определения обязанностей контрагентов; юридические факты, с которыми связывается их реализация; процессуальные формы осуществления

^ 17

прав; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации17.

В число юридических гарантий охраны прав человека, по мнению А.А. Мухортова, следует включить «закрепленные правовыми нормами: меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав; меры профилактики и предупреждения правонарушений»18. А. С. Мордовец под юридическими гарантиям понимает «систему социально-экономических, политических, нравственных, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов»19.

Юридические гарантии в механизме социально-юридической защиты прав человека, его основных свобод и законных интересов имеют две стороны: гарантированные действия субьектов правоотношения и гарантированные возможности участников правореализации. В первом случае это независимость судебной власти от правоохранительных органов, подчинение только праву, закону, недопустимость незаконного вмешательства в их деятельность, во втором - это права личности, закрепленные и обеспечивающие неукоснительное соблюдение ее интересов20.

Юридические гарантии защиты прав человека включают в себя внутригосударственные и межгосударственные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

Внутригосударственные институты защиты прав человека закреплены в Конституции либо в конституционных законах.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Важнейшей конституционной гарантией является обязанность государства защищать права и свободы человека; право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; право на получение юридической помощи; принцип презумпции невиновности.

Особая роль в защите прав принадлежит Президенту РФ, который является их гарантом. Важнейшая роль в гарантиях прав личности принадлежит Конституционному Суду.

Международный механизм осуществляется мировым сообществом и включает в себя меры культурного, политического и юридического характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гарантиями защиты прав осужденных в пенитенциарных учреждениях являются также посещения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, закрепленные в ст. 2 УИК РФ. В целях более эффективной защиты прав осужденных представляется необходимым наделить правом посещения пенитенциарных учреждений без специального разрешения Уполномоченного по правам человека в РФ при исполнении служебных обязанностей. Это позволит Уполномоченному по правам человека своевременно и беспрепятственно проводить проверки соблюдения прав человека. Право посещения пенитенциарных учреждений без специального на то разрешения должно быть представлено членам Европейского комитета по правам человека. Это вытекает из ст. 2, 7, 8 Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 26 ноября 1997 г.

Обеспечение прав и свобод гражданина немыслимо вне правового государства, которое отвечает перед гражданами за их обеспечение. Для этого правовое государство должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные права на основе объективного, основанного на праве порядка государственной деятельности. Эти процедуры, механизмы, институты не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни общества21.

Конституция Российской Федерации закрепила принцип верховенства судебной власти в системе государственной защиты прав граждан. Граждане России должны беспрепятственно пользоваться судебной защитой своих прав и свобод, что является признаком гражданского общества и правового государства. Государство обязано также претворять в жизнь гарантии, обеспечивающие воплощение в действительность конституционных прав и свобод граждан. В этих целях государство и его органы создают условия, определяют средства и приемы, способствующие фактическому осуществлению конституционных прав и свобод граждан, их всесторонней охране22.

Всеобъемлющая система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина венчается конституционным правосудием в лице его специального органа - Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд своей важнейшей функцией имеет защиту прав и свобод человека и гражданина.

Данное положение, по мнению некоторых западных юристов, в части защиты прав и свобод как основополагающей функции Конституционного Суда оспаривается, и акцент переносится на его функцию в качестве «стража Конституции». Такая позиция объясняется необходимостью защиты Конституции, возможностью ограничения прав и свобод. Подобный подход представляется неправомерным, т.к. он открывает государству возможность, вопреки Конституции, манипулировать правами и свободами человека в угоду политической целесообразности. В результате такого подхода деформируется представление о самой сущности прав человека, об их роли как способа контроля за властью, о предназначении института Конституционного Суда23.

Важной гарантией обеспечения прав и свобод является возможность подачи индивидуальной и коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод.

В 1987 г. был принят специальный закон, допускающий обжалование действий должностных лиц24. В 1989 г. был принят новый закон25, который допускал возможность судебного обжалования не только единоличных действий должностных лиц, но и коллегиальных органов государственного управления. 27 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебное разбирательство имеет большие преимущества перед решением спора в административном порядке. Обжалование решений должностного лица в вышестоящий орган управления порождает у гражданина чувство неуверенности. А рассматривающее жалобу должностное лицо склонно не признавать ошибку, допущенную руководимым им аппаратом.

Подача жалобы в суд в корне меняет положение дела, т.к. предполагает независимость суда, отсутствие у судей ведомственной заинтересованности, гласность обсуждения, исследование всех доказательств. Гражданин и должностное лицо выступают в суде в качестве равных сторон.

Новый закон делает подконтрольным суду любые действия любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности. Закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан Российской Федерации.

21 декабря 1993 г. было принято Постановление Пленума Верховного Суда России «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан»,

в котором с учетом практики самым детальным образом разъясняются положения Закона от 27 апреля 1993 г.26

В суде могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия, если ими: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; 3) на него незаконно возложена какая-либо обязанность; 4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (материальной, дисциплинарной и другой).

Гражданин вправе обжаловать в суд решения нормативного и правоприменительного характера. В этом смысле в суде могут быть рассмотрены указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств в случаях нарушения ими прав и свобод.

14 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”»27.

Согласно ст. 19 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека, лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. Анализ поступивших жалоб показывает, что администрацией мест принудительного содержания по 2/3 жалоб допускается нарушение сроков их направления от 3 до 30

суток28.

Необходимо разработать процедуры рассмотрения жалоб и возражений против решений, принятых администрацией исправительного учреждения.

В том случае, если осужденные будут считать, что исправительная система не в состоянии выполнить свои обязательства, они должны иметь возможность подавать свои жалобы в независимые инстанции.

В Минимальных стандартных правилах ООН в Правиле 55 указано, что «пенитенциарные учреждения и службы должны подвергаться регулярной инспекции со стороны квалифицированных и опытных инспекторов, назначаемых компетентными властями». Инспектора должны, в частности, удостовериться в том, что места заключения управляются в соответствии с действующими законами и предписаниями и что их деятельность соответствует задачам, поставленным перед пенитенциарными и исправительными службами.

Концепция судебной реформы в качестве отдельного звена судебной системы предусматривает введение участковых (территориальных) и специализированных (следственных, пенитенциарных и других) судов. Создание специализированных пенитенциарных судов является вполне обоснованным и необходимым для контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных. Судебное разбирательство по жалобам осужденных необходимо осуществлять на территории пенитенциарного учреждения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась развитием и конкретизацией Устава ООН и впервые в истории международных отношений определила круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению. В ст. 18-20 Декларации подробно перечислены политические и гражданские права и свободы человека: право каждого на свободу мысли, совести, религии, убеждений и свободное их выражение, на свободу мирных собраний и ассоциаций. Ст. 21 Декларации предусматривает право каждого на участие в управлении страной и равное всеобщее избирательное право при тайном голосовании.

В международно-правовых документах различные права и свободы в основном классифицируются по четырем основным группам. Декларация прав человека к первой группе относит так называемые элементарные права и свободы. Среди них право на жизнь (ст. 3), свобода и неприкосновенность, свобода от рабства (ст. 4), запрет пыток и жестокого, бесчеловечного обращения или наказания (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), ряд прав, касающихся процедурных гарантий правосудия (ст. 8-11), защита от произвольного вмешательства в личную, семейную жизнь и от посягательств

на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, тайна переписки (ст. 12).

Вторую группу составляют гражданские права: право личности на признание ее правосубьектности (ст. 6), свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 16), право владеть имуществом (ст. 17)

К третьей и четвертой группам относятся соответствено политические права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права.

На основании Декларации были разработаны международные правовые акты и договоры: пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах. Ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что государства-участники должны уважать и обеспечивать права всех лиц, находящихся в пределах их территории.

Гл. 3 Пакта полностью посвящена конкретным правам и свободам, прежде всего праву на жизнь, которое понимается как неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Право на жизнь, как уже отмечалось, неразрывно связано с правом на здоровье. В ст. 12 Международного соглашения по экономическим, социальным и культурным правам человека, ООН признается право каждого человека на достижимый наивысший уровень физического и психического здоровья. Данное положение распространяется и на осужденных. Учитывая то обстоятельство, что осужденные являются особенно уязвимыми в этом отношении, созданы специальные международные нормы по охране их здоровья

В Организации Объединенных Наций, ее специализированных организациях и так называемых конвенционных органах апробированы три формы международного контроля29.

Первая форма предусматривает регулярные доклады государств о выполнении принятых обязательств в области прав человека.

Вторая форма предусматривает сообщение государств о том, что другие участники международного соглашения на своей территории не обеспечивают права и свободы граждан.

Третья форма контроля предполагает сообщения и жалобы индивидов о нарушении их прав и свобод.

Наиболее широко применяемой формой международного контроля является система докладов и информации государств.

Проблемы обращения с осужденными начали рассматриваться в рамках ООН с 1955 г.

Первый конгресс ООН, состоявшийся в Женеве в 1955 г., рассмотрел правила обращения с осужденными, проанализировал принципы организации и оплаты труда осужденных, вопросы набора и обучения администрации пенитенциарных учреждений. На этом конгрессе были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

Второй конгресс ООН (Лондон, 1960) рассмотрел проблемы исполнения краткосрочного лишения свободы, подготовки осужденных к освобождению и оказанию постпенитенциарной помощи, а также использование тюремного труда в рамках национального хозяйства, включая вопрос о вознаграждении заключенных за такой труд.

На третьем конгрессе (Стокгольм, 1965) были проанализированы меры государств по предупреждению рецидива, специальные превентивные и исправительные меры для молодежи.

На четвертом конгрессе (Киото, 1970) была рассмотрена практика применения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Пятый конгресс ООН (Женева, 1975) рассматривал вопросы обращения с правонарушителями, содержащимися в заключении и находящимися на свободе. Конгресс принял рекомендации о необходимости разработки Процедур для эффективного осуществления Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

На шестом конгрессе ООН (Каракас, 1980) была принята «Каракасская декларация». В резолюции Конгресса о принятии Декларации отмечается, в частности, что ее целью является подтверждение принципов, касающихся развития политики в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия, что конгресс «призывает все государства-члены довести текст настоящей Декларации до сведения международных организаций и должностных лиц, занимающихся вопросами предупреждения преступности и обращения с правонарушителями».

Седьмым конгрессом ООН, состоявшемся в Милане 26 августа-6 сентября 1985 г., были приняты Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, так называемые «Пекинские правила». Такое название эти Правила получили в связи с тем, что разработка их проекта была завершена на Межрегиональном подготовительном совещании к седьмому конгрессу ООН.

Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990) рассмотрел политику государств в области уголовного правосудия в связи с проблемами, касающимися тюремного заключения, других уголовно-правовых санкций и альтернативных мер. На этом конгрессе были приняты Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, - «Токийские правила».

Вопросы соблюдения прав и обращения с осужденными рассматривались и в других специализированных и конвенционных органах ООН. Существенную роль в охране прав осужденных играл комитет ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Он осуществлял подготовку конгрессов ООН по названным проблемам, планирование международных усилий по борьбе с преступностью и координировал изучение соблюдения прав и обращения с осужденными в той или иной стране.

1 Смоленский М.Б. Права личности в системе современного правопонимания. Ростов н/Д., 1988. С. 17.

2 Синюков В.Н. Российская правовая система (вопросы теории): Автореф. дис... докт. юрид. наук. Саратов, 1995. С. 28.

3 См.: Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С. 13.

4 См.: Абдулаев М.И Права человека: историко-сравнительный анализ. СПб., 1988. С. 22.

5 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 309.

6 Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому // Правоведение. 1993. № 5. С. 19.

7 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 496.

8 Эбзеев Б.С. Ограничение конституционных прав: понятие и пределы // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сборник научных трудов. Ч. 1. Н. Новгород, 1998. С. 7.

9 Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 52.

10 См.: Зекалашвили З.В. Конституционная защита системообразующих прав человека в Российской Федерации (жизнь, свобода, равноправие, демократия): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1999. С. 21.

11 См. там же. С. 7.

12 См.: Бриллиантов А.В. Правовой статус осужденного и направление реформ в системе исполнения уголовного наказания // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 68.

13 См.: Витрук Н. Права осужденных: Перспективы развития // Преступление и наказание. 1993. № 4-5. С. 21.

14 См.: Пределы власти // Век двадцатый и мир (квартальное приложение к журналу). М., 1994. С. 23.

15 См.: Пределы прав контролируемых органов. М., 1991. С. 69.

16 Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1990. С. 398.

17 См.: Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 203-217.

18 Мухортов А.А. Гарантии реализации личных прав человека в пенитенциарной системе России (историко-теоретический аспект): Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 46.

19 См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека. Саратов, 1996. С. 168.

20 См.: Зарицкий А.В. Гарантия прав личности при реализации юридической ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1999. С. 54.

21 См.: Рыбак С.В. Органы внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999. С. 13.

22 См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношения // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1993. № 1. С. 3.

23 См: Защита прав человека: Сборник документов. М., 1999. С. 278.

24 См.: Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 388; 1987. № 42. Ст. 692.

25 См.: Ведомости ВС СССР. 1989. № 22. Ст. 416.

26 См.: ВВС РФ. 1994. № 3. С. 4-5.

27 См.: СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

28 См.: Обращение о необходимости соблюдения указанных в статье 19 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания // Защита прав человека: Сборник документов. М., 2000. С. 509.

29 См.: Валеев Р.М. Понятие международного контроля в международно-правовой литературе // Советский ежегодник международного права. М., 1981. С. 288.

В.П. Очередько*, О.Н. Коршунова**

Противодействие преступлениям экстремистской направленности: проблемы и пути решения

Анализ законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что к преступлениям экстремистской направленности могут быть отнесены преступления различных видов, в т.ч. преступления террористического характера, а также иные преступления, совершаемые на почве национальной, расовой, религиозной или иной вражды или ненависти (включая пропаганду фашизма и нацистской символики). Общеизвестным сегодня является тот факт, что терроризм и экстремизм

- это явления многоуровневые и многофакторные. Поэтому совершенно неверно рассматривать всерьез возможности противодействия им в какой-то одной сфере деятельности, в каком-то одном направлении. Только меры политического, экономического, образовательного, правового характера разрабатываемые и применяемые в единой системе, в едином комплексе, могут обеспечить успешность противодействия крайним проявлениям ненависти одного человека или группы людей в отношении другого человека или группы, объединенной по признакам расы, национальности, принадлежности к определенной религии, социальной группе и т.д.1

Еще в первой половине XX в. мировое сообщество осознало, какую опасность таит в себе ненависть одних людей по отношению к другим, к каким тяжелым последствиям может привести деятельность даже отдельных групп, руководимых ненавистью. Именно этим, по-видимому, были обусловлены разработка и принятие целого ряда международных документов, направленных на защиту прав и интересов человека или группы лиц, объединенных по тем или иным признакам.

* Заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей школы РФ.

* И.о. проректора Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических

наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.