P. 486—498; O'Donovan E. The Merv oasis: Travels and adventures east of the Caspian during the years 1879-80-81, including five months residence among the Tekkees of Merv. Vol. 1-1, London: Smith Elder and Co, 1882.
17. See: The Ethnography of Turkmens of the Eastern districts of the left Bank Khorezm // MHA. Vol. 7. Field studies of the Khorezm expedition in 1958— 1961 years. H. II. M., 1963.
18. See: Maksimovich F.K. Socio-economic structure of the Transcaspian Turkmen on the eve of accession to Russia... P. 46—47; Alikhanov M. Merv oasis and the roads leading to it. SPb, 1883. P. 31.
19. See: The first General census of Russian Empire of 1897. (Provincial totals). St. Petersburg, 1903—1905; Turchaninov N. In. The Population Of Asian Russia. Statistical essay // Asian Russia. St. Petersburg, 1914. Vol. 1. P. 79.
20. See: Roslyakov A.A. a Brief sketch of the history of Turkmenistan (to join Russia). Ashgabat: Turkmen state publishing house, 1956. P. 138; the Peoples of Central Asia and Kazakhstan... V. 2. P. 1—20; the history of the Turkmen SSR. Vol. 1. kn. 2. P. 29.
21. Steinberg E.L. The Decree. CIT. P. 18.
22. Freser S.R. Narrative of Jornay into Khorosan in the Year, 1821, аnd 1822, London, 1825.
УДК 34 ББК 67
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ1
ИЛЬЯ ИСАКОВИЧ АМИНОВ,
кандидат психологических наук, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права
Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
E-mail: aminovii@mail.ru; ВЛАДИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ ОРЛОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
E-mail: vlad-orlov@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются механизмы реализации конституционного права человека на безопасность в контексте отбывания наказания в местах лишения свободы. Раскрываются правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности осужденных в местах принудительного содержания; сопоставляются нормы международного права и российского законодательства в этой сфере, приводится зарубежный опыт, анализируются возможности применения технологий «социальных лифтов» в уголовно-исполнительной системе России.
Ключевые слова: право на безопасность, уголовно-исполнительная система, ресоциализация осужденных, технологии «социальных лифтов».
Annotation. The article deals with the mechanisms of realization of the constitutional human right to security in the context of serving the sentence in places of deprivation of liberty. Disclosed the legal and organizational aspects of ensuring security of prisoners in places of detention, compared norms of international law and Russian legislation in this sphere, provides international experience, analyze the possibilities of application of technology of «social elevator» in the penal system of Russia.
Keywords: right to security, the penal system, resocialization of convicts, the technology of «social elevator».
В основе функционирования уголовно-исполнительных систем современных правовых государств должны быть заложены гарантии безопасности всех субъектов пенитенциарных отношений: осужденных, персонала, администрации, иных лиц. Вместе с тем, исправительные учреждения УИС по определению являются источниками повышенной опасности в виду специфики содержащегося в них криминального контингента и негативного потенциала изоляции осужденных от общества, несущего возможную угрозу.
Право человека на безопасность как философ-ско-правовая категория состоит в защищенности его жизни и здоровья, прав и свобод, имущества, чести и достоинства, личной неприкосновенно-сти2. Безопасность как состояние физической, психической, правовой, социально-экономической защищенности является необходимым условием эффективности функционирования всей уголовно-исполнительной системы, так как служит показателем ее целесообразности и результативности, соответствия установленным международным сообществом стандартам и нормам.
Вопрос обеспечения безопасности актуален для всех участников уголовно-исправительных отношений, и, в первую очередь, — для осужденных, находящихся в местах принудительного содержания. Негативное, крайне дискомфортное состояние вызывает сам социальный статус осужденного, приговоренного судом к наказанию в виде лишения свободы. Такое угнетенное положение может усугубляться или смягчаться отношением со стороны социума к данным лицам3.
В отдельных европейских странах (Норвегия, Дания, Австрия, Германия, Швейцария, Швеция и др.) человек, попадая в места лишения свободы, теряет только свободу. Обращение к нему со стороны персонала исправительного учреждения в целом такое, как будто он никакого преступления не совершал (Шотландия). В Нидерландах, тюрьме «Цухтхауз», еще со дня ее построения (1595 г.) стал действовать принцип «Хоорт» (можно перевести как «гуманное наказание»)4, чтобы после отбытия срока заключенный мог нормально влиться в привычную жизнь, а не быть изгоем. Даже в Японии, несмотря на сложившийся веками уклад жизни в соответствии с кодексом чести «Бусидо», внушающим
неукротимый страх перед тюрьмой и последствиями заключения, современные японские сотрудники УИС действуют в соответствии с философским постулатом: «Лишение свободы имеет своей целью внушить узнику чувство стыда (не страха — авт.), поскольку преступление равнозначно утрате нравственного чувства, что оправдывает своего рода очищение через страдания5». В соответствии же с российской ментальностью осужденный, можно сказать, теряет все — доброе имя, репутацию, работу, положение, социальные связи, а часто и семью. В нашем понимании осужденный почему-то должен пройти через отчужденность, страдания и лишения. В местах принудительного содержания осужденного преступника зачастую стараются не только наказать, а сделать это как можно жестче, духовно сломить и унизить его. Но и после отбытия наказания у таких людей возникают порой непреодолимые сложности с трудоустройством, их стесняются родные и близкие. В результате складывается огромное число рецидивов, доходящее до 90% (в США на уровне 50—60% , в скандинавских странах — 20%)6.
Обеспечение прав и законных интересов, создающее в совокупности чувство защищенности, самоуважения и комфорта, имеет важное значение в жизни каждого человека независимо от места его пребывания. А в период нахождения гражданина в местах принудительного содержания соблюдение прав человека становится наиболее актуальным и приобретает глубочайший социальный смысл. Места лишения свободы не должны быть резервациями для изгоев, накапливающих ненависть и обиду, а цивилизованными, социально-ориентированными уголовно-исправительными учреждениями, цель которых — восстановление социальной справедливости путем исполнения наказания в строгом соответствии с законом; оказание гуманного коррекци-онно-воспитательного воздействия на осужденных; продуманная, основанная на лучшем отечественном и зарубежном опыте профилактика рецидивной преступности7.
Чтобы после заключения состоялось возвращение в общество психически полноценного, свободного от криминального прошлого человека, осознавшего свои ошибки и вину, необходимо понимать, что наказание существует не ради совершения
возмездия, а ради исправления. А это значит, что условия и обращение с осужденными должны быть соответствующими. В процессе отбывания наказания необходимо дать осужденному возможность сохранить свой человеческий облик, подготовиться к полноценной жизни на свободе, дать шанс для возвращения к социальным нормам поведения, не только не утратить трудовые навыки, но и развить их, повысить свою квалификацию, а при необходимости — получить образование.
На данный момент в России существует довольно обширный перечень нормативных правовых документов, защищающих права человека, в том числе и отбывающего наказание в местах лишения свободы. Это международные стандарты, принципы и нормы в области защиты прав человека, нормативные правовые акты Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые и иные акты8.
Правовое положение осужденных к лишению свободы, с одной стороны, должно предусматривать право администрации учреждений УИС на необходимые правовые действия для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в исправительных учреждениях, предупреждение среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а с другой, — в максимальной степени гарантировать соблюдение прав и законных интересов осужденных.
Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью и установила их соблюдение и защиту обязанностью государства. Государство, охраняя права осужденных, обеспечивает законность применения к ним средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность (УИК РФ, ст. 3, 10).
Следуя рекомендациям международного сообщества и, в частности, Организации Объединенных Наций и Европейского союза, Россия взяла на себя обязательство привести условия содержания осужденных и обеспечение их безопасности в соответствие с международно-правовыми нормами.
Международные правовые акты в отношении заключенных декларируют права, определяющие состояние безопасности человека, среди которых:
право на жизнь; право на благоприятные условия содержания, отвечающие требованиям безопасности; право на максимально достижимый уровень физического и психического здоровья; право на уважение физической, духовной и моральной неприкосновенности личности; право на получение возможности заработать себе на жизнь трудом без принуждения и с учетом личных потребностей и др.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными принятые первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными в 1955 г., содержат рекомендации в обращении с заключенными подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами (п. 61). В связи с этим, при общении с ними надлежит укреплять в них чувство собственного достоинства, нравственного сознания и гражданской ответственности (п. 65), должного отношения к принципу «№ навреди!». Правилами определены также нормы, направленные на удовлетворение физиологических и социальных потребностей лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также меры обеспечения их безопасности.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/111 обозначены принципы обращения с заключенными. В них — уважительное отношение к осужденным со стороны персонала; недопущение дискриминации по какому-либо признаку; ответственность тюрем за содержание заключенных; отмена или ограничение одиночного содержания в качестве наказания; создание условий заключенным заниматься полезным вознаграждаемым трудом; предоставление им качественного и своевременного медицинского обслуживания и психологической помощи.
Безусловным, первостепенным, неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь (Конституция РФ, ст. 20; Всеобщая декларация прав человека, ст. 3; Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 6 и др.). Вместе с тем, в случаях и порядке, установленных законом для поддержания порядка и пресечения противоправных действий, или когда налицо угроза для личной безопасности, персонал пенитенциарных учреждений имеет право на применение физической силы,
специальных средств, газового и, в качестве крайней меры, огнестрельного оружия, что может иметь тяжелые и даже летальные последствия. При этом лишение жизни осужденных сотрудником не будет являться нарушением прав человека, если оно произошло в результате абсолютно необходимого применения силы.
Основная проблема, однако, состоит в том, что эта абсолютная необходимость зачастую трактуется произвольно, субъективно и расширительно, а специальные средства и оружие применяются не столько для пресечения противоправных действий, сколько в целях устрашения или «наказания» лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства. К ним запрещается применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Международный пакт о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 10). Но, отнюдь, не всякое обращение с лицами, находящимися в заключении, можно назвать пыткой или унижающим их достоинство, даже если осужденные терпят от пребывания в заключении физический дискомфорт, моральные страдания, чувство стыда, ущербности. Само по себе нахождение в местах лишения свободы — уже наказание и влечет за собой эмоционально-волевые переживания. Однако, законное, определенное судом, лишение свободы не является нарушением прав человека и в демократическом государстве необходимо как неотвратимое возмездие за совершенное преступление. Вместе с тем, лишение свободы не должно усугублять страдания осужденных, за исключением случаев, возникающих по соображениям поддержания порядка и дисциплины, или в интересах обеспечения общественной безопасности.
Абсолютным по международному праву и российскому законодательству является запрет на применение к осужденным пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего их достоинство обращения, наказания или взыскания. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреж-
дения, исполняющего наказания (Конституция РФ, ст. 21; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ст. 3; УИК РФ, ч. 2 ст. 12). Соответственно лица, которые в местах лишения свободы сознательно применяют пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения, должны привлекаться к уголовной ответственности. Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за истязание с применением пытки (п. «д» ч. 2 ст. 117); превышение должностных полномочий (ст. 286), принуждение к даче показаний (ч. 2 ст. 302). Все перечисленные преступления отнесены к категории тяжких. Тем не менее, почта Уполномоченного по правам человека в РФ, практика, как российских судов, так и Европейского Суда по правам человека, сообщения СМИ, сайты общественных правозащитных организаций свидетельствуют о том, что подобные преступления по-прежнему не изжиты.
Право на свободу передвижений осужденных (Конституция РФ, ст. 27; Всеобщая декларация прав человека, ст. 13) ограничено уже самим характером заключения — лишением свободы и нахождением в местах принудительного содержания. В некоторых странах практикуется расширение «географии» перемещения заключенных. Например, в Германии в тюрьме «Гельзенкирхен» женщинам предоставлена возможность прогулок и под присмотром за пределами тюрьмы. В Норвегии в мужской тюрьме «Хальден», заключенные имеют возможность один раз в неделю посетить местный супермаркет. Осужденные в открытой тюрьме «Хорсерод» (Дания), больше похожей на оздоровительный пансионат, могут работать, в том числе и снаружи, выходить на выходной один раз в 3 недели. В тюрьме «Цухт-хауз» (Нидерланды) решеток на окнах нет, вместо этого бронированные стекла. Тюрьма напоминает дом, чтобы человек не обозлился окончательно. Чем ближе к концу срока, тем мягче режим содержания. Под конец заключенные могут на выходные уезжать домой.
В настоящее время в России идет эффективный процесс адаптации российских учреждений УИС к европейским гуманитарным стандартам, изложен-
ным, в частности, в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.). Законодательством Российской Федерации закреплено, что лица, отбывающие наказание, сохраняют все права человека, за исключением тех, в которых они ограничены в связи с лишением свободы. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
Комплексное создание условий, соответствующих наивысшим критериям безопасности (комфортные бытовые условия, оснащенные по последнему слову комнаты совместного отдыха, спортивные площадки и библиотеки, полноценное питание, привлечение заключенных к заинтересованному и соразмерному труду с достойной оплатой, организация полезного досуга и т.д.) способствует коррекции криминальных психологических установок осужденных и выравнивает их социальную деформацию. В таких исправительных учреждениях практически не бывает суицидов, голодовок, восстаний, побегов и нападений на охранников.
В Европе широко применяются разнообразные модели «открытых тюрем», когда заключенные могут выходить за пределы учреждения на различные мероприятия, работать «на стороне», отлучаться домой и т.д. В Европе за хорошее поведение арестованных отпускают домой на праздники или выходные. Во время командировки в Германию (земля Северный Рейн-Вестфалия) пришлось наблюдать удивительную картину, когда в огромном семиэтажном здании местной тюрьмы («Вупперталь») не было ни одного заключенного — все были отправлены домой на двухмесячные Рождественские каникулы.
Важным элементом безопасности заключенных является возможность реализации ими права на свободу общения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 20), которого они не лишены полностью, поскольку редко содержатся в абсолютной изоляции. А если осужденному не разрешены совместные прогулки с другими заключенными, то дефицит общения, как правило, компенсируется взаимодействием со специально обученными психологами.
Составной частью уголовно-исполнительной системы, которая стремится гуманно обращаться с осужденными, должно быть максимально возможное обеспечение права на его общение с семьей (Всеобщая декларация прав человека, ст. 12). Это является аргументом в пользу того, чтобы место жительства осужденного выступало в качестве определяющего фактора, в какое исправительное учреждение он должен быть направлен для отбывания наказания.
Конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (Конституция РФ, ч. 1 ст. 41) получает конкретизацию в УИК РФ (ч. 6 ст. 12). Осужденные, вне зависимости от характера их преступления, сохраняют за собой право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 12). Заключенные пользуются медицинским обслуживанием без дискриминации в связи с их юридическим положением (Основные принципы обращения с заключенными, принцип 9).
Кроме того, осужденные имеют право на психологическую помощь, которая осуществляется только с их согласия (УИК РФ, ч. 6.1 ст. 12). При этом, ни при каких условиях осужденные не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований (УИК РФ, ч. 3 ст. 12).
По данным Федеральной службы исполнения наказаний России на 1 декабря 2015 г. медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 136 больниц различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркома-нией9. Для сравнения, в норвежских тюрьмах проблема туберкулеза отсутствует напрочь. В среднем содержание одного заключенного в месяц обходится стране в 6 000 евро, что несколько выше уровня жизни среднестатистического норвежца. Стоимость жизни россиянина за этот же период достигает 500 евро10.
Право осужденных на личную безопасность предусмотрено ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания, с просьбой об обеспечении личной безопасности, а должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Ст. 15 УИК РФ закрепляет право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований УИК РФ. Законом предусмотрены и другие права осужденных, находящихся в местах принудительного содержания.
В качестве механизма оптимизирующего ситуацию с обеспечением безопасности осужденных в местах лишения свободы выступают внедряемые в настоящее время в исправительных учреждениях УИС России технологии «социальных лифтов», сущность которых заключается в перемещении (переводе) осужденных в зависимости от их за-конопослушания и степени участия в программах по ресоциализации в более или менее благоприятные условия содержания (лифт «вверх»), либо наоборот (лифт «вниз»). Иными словами, «социальный лифт» — это механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. При этом конечным, верхним, пунктом назначения выступает условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев. Система «социальных лифтов» позволяет осужденным не только встать на путь исправления, но и компенсировать свои морально-психологические и социально-статусные потери, получить существенный ресурс для дальнейшей ресоциализации.
Одна из главных особенностей системы «социальных лифтов» — адресный, индивидуальный
подход к каждому конкретному осужденному, использование широкого спектра разнообразных стимулов и предоставление возможности самому осужденному решать вопрос о том, как он будет отбывать наказание в местах лишения свободы. Стабильно позитивное поведение осужденного позволяет ему на каждом конкретном этапе (этаже «лифта») получить определенные льготы и преимущества для перехода на следующий уровень. Осужденный может ускорить свой «подъем» инициативными действиями (например, загладить свою вину перед потерпевшими лицами). Применение технологий «социальных лифтов» в исправительных учреждениях, как показывают исследования, способствует решению целого комплекса социально-значимых задач, одной из которых выступает обеспечение пенитенциарной безопасности, создание необходимых и действенных условий для эффективной социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы, их дальнейшей ресоциализации после освобождения, снижения рецидивной преступности в целом11.
Важнейшим свойством института прав человека является их гарантированность и реализуемость. С учетом современных тенденций реформирования УИС России государственный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания должен сочетаться с действенным общественным контролем.
Необходимым условием обеспечения прав осужденных в местах принудительного содержания и пенитенциарной безопасности в целом является осуществление мер по формированию уважения к правам человека. Правильное понимание сущности прав человека и последовательно выстроенный комплекс мероприятий по их обеспечению на государственном уровне позволят повысить уровень правовой культуры общества в целом и его отдельных групп в частности, в том числе — сотрудников уголовно-исполнительной системы и самих осужденных.
Необходимость такой работы обусловлена тем, что отсутствие определенных знаний в области прав человека и навыков соответствующего поведения создает серьезные трудности в общении с осужденными, не позволяет сотрудникам исправительных учреждений должным образом
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
обеспечивать состояние защищенности осужденных и свою собственную безопасность, и вызывает дисбаланс в функционировании всего учреждения.
В этой связи целесообразно включение в планы служебной подготовки сотрудников ИУ лекций, семинаров и тренингов по вопросам реализации прав, свобод и обязанностей осужденных и этике общения с ними, а также углубленное изучение проблематики соблюдения в местах принудительного содержания прав человека, принципов и особенностей их правового регулирования. Наиболее важным моментом в подходе к осужденным должно стать гуманное и человечное отношение. Вместе с тем, исходя из сложности задач исправления и социальной адаптации осужденных, внедрение, например, технологий «социальных лифтов», кроме соответствующей подготовки и регулярной переподготовки сотрудников ИУ, требует планомерного и систематического осуществления таких мер, как: 1) целенаправленное создание у осужденных психологического настроя на активную ресоциализацию путем проведения с ними и их родственниками постоянной разъяснительной работы, раскрывающей все элементы технологий «социальных лифтов» и алгоритмы действий их участников; 2) обеспечение в ИУ благоприятной интерактивной среды, способствующей сознательному вовлечению осужденных в социально-адаптационную деятельность, охватывающую все этапы отбывания наказания; 3) разработка четких критериев оценки поведения осужденного; 4) создание в ИУ помещений с ощутимо более высоким уровнем материально-бытовых условий и технической оснащенности для осужденных, прошедших комиссию по оценке поведения по системе «социальных лифтов» и переведенных в облегченные условия отбывания наказания; 5) разработка новых индивидуальных форм работы с осужденными, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики и др.
На данный момент ФСИН России решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-ис-
полнительной политики, гуманизацию исполнения наказания; созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности, соответствующей международным стандартам.
В учреждениях уголовно-исправительной системы продолжается работа по созданию надлежащих условий содержания для лиц, заключенных под стражу, приведению их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и международными нормами, обеспечению соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
1 Статья опубликована в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00256 (пункт договора 2.3.12).
2 Ардашев А.И. Конституционно-правовое обеспечение права человека на безопасность в Российской Федерации //Современное право. 2008. № 1. С. 39—44.
3 Колесник Н.В. Современное состояние и основные векторы развития российской уголовно-исполнительной системы: междун. пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации): сб. тез. выступлений участников (Рязань, 5—6 декабря 2013 г.). Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 10—11.
4 Получил он название по имени известного голландского реформатора тюрем Яна ван де Хоорта.
5 Тюрьма в Японии. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tyurma.com/tyurma-za-rubezhom/tyurma-v-yaponii (дата обращения: 15декабря 2015 г.).
6 [Электронный ресурс]. URL: http://ribalych.ru/2011/02/16/ luchshie-tyurmy-mira/(дата обращения: 15 декабря 2015 г.).
7 Быков А.В. Зарубежный пенитенциарный опыт и его прикладное значение для совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы России: междун. пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации): сб. тез. выступлений участников (Рязань, 5—6 декабря 2013 г.). Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 22—28.
8 Бочаров И.В., Суслов А.Б. Обеспечение прав человека в местах лишения свободы: Справочное пособие для общественных наблюдателей. Пермь, 2012. С. 3—4.
9 [Электронный ресурс] URL: http://фсин.рф/structure/ inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har- (дата обращения: 15 декабря 2015 г.).
10 [Электронный ресурс] http://norvegus.ru/interesnoe/ tyurma-po-norvezhski.html (дата обращения: 15 декабря 2015 г.).
11 Аминов И.И., Эминов В.Е. Организационно-правовые механизмы реализации технологий «социальных лифтов» в исправительных учреждениях УИС России: проблемы и решения // Концепт. 2015. № 10.