ПРАВО И ОБЩЕСТВО
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
А. В. КУЗНЕЦОВ
В статье обозначена социальная и политическая актуальность определения правового статуса осужденных к лишению свободы в процессе реформирования пенитенциарной системы России. Автором с использованием методики структурного анализа конфликта исследована система «осужденный-общество-государство». Предложено расширение политических прав данной категории граждан, в частности, возможность участия в референдуме и обладание активным избирательным правом.
Ключевые слова: правовой статус, осужденный к лишению свободы, пенитенциарная система, общество, государство, гражданство, избирательное право, референдум.
Несмотря на крайнюю остроту сложившейся криминальной ситуации в России, деятельность силовых структур, правоохранительных и иных государственных органов, судов по борьбе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснительном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осужденные), усиление юридических гарантий прав и законных интересов которых представляется необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с уголовной преступностью.
Уголовное наказание представляет собой меру государственного принуждения, существенно изменяющего правовое положение (статус) гражданина. Но каким бы суровым оно не было, за осужденными всегда сохраняется определенная сфера дозволенного поведения, состоящая из субъективных прав и законных интересов, которыми он пользовался до осуждения. Из указанных субъективных прав и законных интересов, а также юридических обязанностей (нередко и запретов) складывается правовое положение лиц, отбывающих наказания.
По состоянию на 1 ноября 2011 г. [7] в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 768,9 тыс. чел.
В 760 исправительных колониях отбывало наказание 652,4 тыс. чел., в том числе: в 150 колониях-поселениях отбывало наказание 45,8 тыс. чел., в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1783 чел.
В 230 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось 112,3 тыс. чел.
В 7 тюрьмах отбывало наказание 1,1 тыс. чел.
В 47 воспитательных колониях для несовершеннолетних находится 3 тыс. чел.
В учреждениях содержится 60,2 тыс. женщин, в том числе 50,2 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, и 10 тыс. чел., в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 800 детей.
Проблема пенитенциарной системы на сегодняшний день является одной из самых острых проблем российского общества. В учреждениях пенитенциарной системы находится каждый четвертый мужчина страны, а также очень много женщин и детей. Поэтому важно, чтобы эта система была не карательным, а исправительным органом, чтобы она позволяла человеку стать после освобождения полноценным членом общества.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость принятия Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р) [2].
Отношение к осужденным со стороны государства, общества, отдельных граждан свидетельствует об уровне социально-нравственного развития этого общества, степени его демократизма, гуманизма на конкретном историческом этапе [8].
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-
исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
Отличительной чертой правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишение гражданства России, а соответственно правового статуса граждан.
Сохранение за осужденным правового статуса гражданина является принципиальным положением политико-правовой доктрины Российского государства по отношению к лицам, совершившим преступления, находится в соответствии с международными актами, закрепляющими принципы обращения с осужденными, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их проявления неизбежно связаны с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства, а во-вторых, преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет формировать гражданские чувства осужденных.
Они «... остаются гражданами своего государства и, следовательно, на них распространяются общегражданские права и обязанности, установленные Конституцией РФ, с определенными ограничениями. Вместе с тем осужденные наделяются и специфическими правами и обязанностями, свойственными назначенной им мере уголовно-правового характера» [4].
Признание осужденных гражданами РФ имеет первостепенное значение для понимания их правового положения. Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством. Гражданство служит юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные Конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, гражданином которого оно является.
Конституция РФ в ч. 2 ст. 6 закрепляет, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» [5] (Данный принцип продублирован ч. 4 ст. 4
закона «О гражданстве РФ» [3]). Запрет лишения гражданства выражается в том, что правовая связь между гражданином и государством не может быть прекращена по инициативе государства.
Вместе с тем, ст. 20 Закона «О гражданстве РФ» устанавливает перечень случаев, когда выход из гражданства запрещен. К этому перечню относится запрет для лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Наказание рассматривается как мера государственного принуждения, применяемая в защиту интересов общества и государства от преступных посягательств, вследствие чего выход лица из гражданства РФ невозможен до окончания отбывания лицом назначенного по приговору суда наказания, подобный запрет на выход из гражданства установлен и в большинстве законов о гражданстве стран СНГ: ст. 17 Закона Азербайджана, ст. 18 Закона Украины, ст. 20 Закона Беларуси, ч. 3 ст. 20 Закона Узбекистана, п. 2 ст. 24 Закона Армении,
ч. 3 ст. 20 Закона Казахстана и др. [3].
Таким образом, государство право осужденного быть гражданином РФ делает его обязанностью, изменяя при этом правовой статус такого гражданина. Это изменение осуществляется не автоматически, не по усмотрению администрации исправительного учреждения, а в соответствии с волей государства, закрепленной в законодательстве, определяющем принципы и устанавливающем общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, назначенного судом. Текущее законодательство, ограничивающее правовой статус гражданина, имеет конституционное происхождение, и потому закрепление правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ.
Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовноисполнительного права, социально-правовая значимость которого проявляется в следующем. Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку права и свободы человека и гражданина являются согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации [5] высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы
о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.
Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих наказание, обусловливается также необходимостью повышения эффективности процесса исполнения наказания, а в отдельных случаях и применения мер исправительного воздействия. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей.
Необходимо отметить, что социально-
правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказание, в последнее время не исчерпывается решением задач в сфере правоохранительной деятельности.
Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных, в числе таких решений следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопо-
рядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было сфере (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: Пекинские правила (1985) и другие. Развитие правового статуса осужденных, особенно в свете указанных выше международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства, влияет на ее международный авторитет. Более того, соблюдение основных прав человека во время отбывания наказания, в основном лишения свободы, нередко становится условием уступок международных партнеров в иных важных для России областях государственного сотрудничества - экономических, оборонных, гуманитарных и т. п.
Использование методики структурного анализа конфликта в определении конституционноправового статуса осужденных к лишению свободы в Российской Федерации [1] позволяет исследовать систему «осужденный-общество-государ-ство» и обосновать социально-политическую необходимость его изучения.
Определение полярности системы помогает показать, как ее составные элементы соотносятся друг с другом (рис. 1).
Рис. 1. Конфликтологическая модель системы «осужденный-общество-государство» со знаками полярности
Обоснование знаков полярности:
Осужденный - Общество ( - )
(осужденный негативно относится к обществу, совершил преступление)
Общество - Осужденный ( - )
(общество негативно относится к осужденному за совершение преступления)
Общество - Государство ( + )
(общество обращается к государству за защитой)
Государство - Общество ( + )
(государство защищает общество от преступника)
Государство - Осужденный ( - )
(государство помещает осужденного в МЛС) Осужденный - Государство ( - ) (осужденный негативно относится к государству за лишение его свободы)
Сложившаяся в настоящее время ситуация в России показывает, что все полуциклы системы сбалансированы. Такая система - бесконфликтна. Положительные обратные связи позволяют взаимодействующим сторонам получать подтверждение своим действиям, способу поведения, стремиться сохранить и усилить его.
Изменить отношение общества к осужденному можно лишь «сняв информационную блокаду» пенитенциарной системы, а государства - предоставив ему «право избирать».
Политические конституционные права применительно к осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, должны иметь разную степень ограничения; каждое политическое право, закрепленное в Конституции РФ, должно быть урегулировано соответствующим образом в уголовно-исполнительном праве, что позволит улучшить правоприменительную практику в этой сфере в отношении осужденных.
Конституционное право осужденных участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ) имеет наибольшие ограничения, если иметь в виду политические права. Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ «не имеют права избирать и быть избранными граждане, . содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» [5]. Лишение осужденного права быть избранным -логично, но почему государство, признавая его своим гражданином, не оставляет возможности избирать своего представителя, который бы участвовал в управлении страной. Может из-за этого в России до сих пор не перестает быть актуальным вопрос о защите прав осужденных? Получается, что в представительных органах власти нет человека, который бы интересовался их положением. И если предоставить осужденным к лишению свободы их право избирать, то хотя бы раз в четыре года будут подниматься все проблемные вопросы пенитенциарной системы.
Однако Конституция РФ, вместе с тем, не содержит ограничения на участие осужденных в референдуме. В этой связи невозможно согласиться с утверждением, что указанные выше конституционные нормы в равной мере относятся и к институту референдума. Ведь в ч. 2 ст. 32 достаточно четко прослеживается различие между терминами «избирать», «быть избранным», с одной стороны, и «участвовать в референдуме» - с другой. А поскольку в части 3 говорится только о
праве избирать и быть избранным, то, следовательно, запрет на участие в референдуме осужденных к лишению свободы не касается.
Вместе с тем, такой запрет, как известно, содержится в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [6]. В данном законе, очевидно, превышены конституционные рамки. Дело в том, что если бы в Конституции РФ вообще не затрагивались вопросы ограничения избирательных прав, то их регулирование в ином законе могло иметь достаточно большие границы. Но если Конституция РФ достаточно ясно уточняет ограничения избирательных прав осужденных к лишению свободы, то законодатель был не вправе расширительно толковать соответствующие конституционные положения.
Кроме того, лишать осужденных права на участие в референдуме неправильно. Такая позиция основывается на том, что референдум призван решать наиболее важные для государства вопросы. Осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, остаются гражданами Российской Федерации. Лишая их права участия в референдуме, государство тем самым неоправданно сужает свои отношения со своими гражданами. В этой связи, осужденные к лишению свободы должны иметь равные со всеми права в принятии общегосударственных вопросов на уровне референдума.
В целом же, на сегодня, с точки зрения законодательной регламентации, основы конституционно-правового статуса осужденных во многом соответствуют международным стандартам, и основной задачей остается их воплощение на практике. Конечно, проблема должной реализации прав осужденных в деятельности исправительных учреждений связана еще и с социально-экономическими возможностями страны, но изыскивать средства на оздоровление общества необходимо. Тем более, что необходимые механизмы и основы действий заложены в Концепции развития УИС и должны эффективно применяться.
Литература
1. Использование методики структурного анализа конфликта в определении конституционно-правового статуса осужденных к лишению свободы в Российской Федерации // Конституционные чтения. Вып. 3: Актуальные проблемы науки конституционного права: Совершенствование основ конституционного строя и правового статуса личности / под ред. Т. Д. Зражев-ской. Воронеж, 2008. С. 104-116.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. иЯЬ: http://www.rg.ru
3. Коряковцев В. В., Питулько К. В. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации». СПб., 2003.
4. Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001.
5. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001.
6. Официальный сайт ФСИН России. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. иКЬ: http://www.fsin.su
7. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ. иКЬ: http://www.rg.ru.
8. Филимонов О. В. Предисловие к монографии Минязевой Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001. С. 7-8.
* * *
SOCIALLY-POLITICAL VALUE OF SCIENTIFIC STUDYING OF THE LEGAL STATUS SENTENCED TO IMPRISONMENT
A. V. Kuznetsov
In article the social and political urgency of definition of legal status sentenced to imprisonment in the course of reforming of penitentiary system of Russia is marked. The author with use of a technique of the structural analysis of the conflict investigates system «sentenced -society - state». Expansion of the political rights of the given category of citizens, in particular - possibility of participation in a referendum and possession the active suffrage are offered.
Key words: legal status, sentenced to imprisonment, penitentiary system, society, state, citizenship, suffrage, referendum.