Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАУНИСТИЧЕСКИЕ ЛИЦА / СУБЪЕКТЫ / ENTITIES / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ФАУНИСТИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIP FAUNISTIC RELATIONSHIPS / FAUNISTIC PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В статье говорится о юридических лицах как субъектах фаунистических правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal persons as subjects of legal relations of fauna

In the article it's referred to legal persons as subjects of the Faunistic relationships.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ИВАНОВА Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и трудового права Оренбургского государственного аграрного университета (ОГАУ). E-mail: servis-05@list.ru

Краткая аннотация: В статье говорится о юридических лицах как субъектах фаунистических правоотношений. Abstract: In the article it's referred to legal persons as subjects of the Faunistic relationships.

Ключевые слова: Фаунистические лица, субъекты; правоотношения, фаунистические правоотношения. Keywords: Faunistic persons, entities; relationship faunistic relationships.

Всякое правоотношение, независимо от его характера, есть регулируемое нормами права волевое общественное отношение между субъектами этого отношения, обладающими соответствующими правами и обязанностями. Для выявления специфики и особенностей фаунистических правоотношений, важно определить круг субъектов этих правоотношений и охарактеризовать их правомочия. В теории права различают понятия "субъект права" и "субъект правоотношения". Субъектом права считаются "лицо, организация или иное образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей"[1]. Неотъемлемым свойством субъекта права является правоспособность, т.е. способность иметь права и нести определенные обязанности. Обладая правоспособностью, лицо способно быть потенциальным участником правоотношений. Для характеристики понятия субъект права используется понятие правосубъектности. По мнению О.С.Колбасова, "правосубъектность" есть реализованная (или реализуемая) правоспособность. Правосубъектность по содержанию представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, которые возникли в результате участия данного субъекта права в действительных правоотношениях[2] ". Значит, субъект права, обладая дееспособностью как дополнительным свойством к правоспособности, становится субъектом правоотношения. В результате, из потенциального участника правоотношения субъект права переходит в реального участника конкретного правоотношения.

Субъектами фаунистических правоотношений являются физические и юридические лица. Особыми субъектами является Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Правосубъектность организаций, осуществляющих оперативно-хозяйственную и социально-культурную деятельность, обозначается в юридической науке, законодательстве и на практике специальной категорией - юридическим лицом. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ[3], юридическим лицом признает-

ся организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает "с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении"[4].

К числу юридических лиц относятся коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Гражданское законодательство наделяет коммерческие организации общей правоспособностью, т. е. способностью иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Это значит, что коммерческие организации вправе осуществлять различные виды пользования животным миром, закрепленные в законодательстве о животном мире с целью извлечения прибыли. При этом, пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с законодательством о животном мире. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. Юридические лица, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. "Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49) и могут осуществлять любые виды

предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами"[5].

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных парт-нерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Эти юридические лица могут выступать субъектами фаунистических правоотношений. Основной вид деятельности коммерческой организации определяется на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД". В список основных видов деятельности в сфере использования животного мира входят: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (раздел А) и Рыболовство, рыболовство (раздел В). К примеру, к основным видам деятельности в сфере охоты и разведения диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (раздел А) относятся: охота, включая ловлю животных, для получения продуктов питания, шкур, кожи или для использования в исследовательских целях, в зоопарках или в качестве домашних животных; производство пушнины, кожи пресмыкающихся и шкурок птиц в результате охоты, в том числе ловли животных; разведение диких животных; предоставление услуг по развитию охоты, в том числе ловли животных, в коммерческих целях; добыча морских млекопитающих (моржей, тюленей и т.п.). Эта группа не включает: производство пушнины, кожи пресмыкающихся и шкурок птиц в результате разведения животных на фермах; разведение животных на фермах, кроме диких животных с целью сохранения вида; добычу китов; производство шкур и кож на бойнях; спортивно - любительскую охоту[6].

Таким образом, коммерческие организации, созданные на основе норм гражданского и налогового законодательства могут быть субъектами фаунистических правоотношений, если в их правоустанавливающих документах будет обозначен определенный вид деятельности в сфере использования животного мира согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели наделяются одновременно с гражданской правосубъектностью и фаунистической правосубъектностью с момента их государственной регистрации, внесения записи в единый реестр юридических лиц и закрепления видов деятельности в правоустанавливающих документах.

Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. "В соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность[7] ". К некоммерческим организациям относятся юридические лица с организационно-правовой формой учреждения, общественных организаций, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации и других, предусмотренных ст. 50 ГК РФ.

Учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждения могут быть созданы гражданином, юридическим лицом, Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. К числу учреждений, которым предоставляется животный мир относятся природные парки, национальные парки, заповедники.

К субъектам фаунистических правоотношений относятся общественные организации, которые, создаются по инициативе граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе. Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей[8]. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизион-

ного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Особенности правового положения общественной организации определяется ФЗ "Об общественных объединениях".

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объедине-ния[9]. Таким образом, общественные организации создаются для достижения любых целей граждан, связанных с нематериальными потребностями. Такие организации могут создаваться для общения по интересам, для защиты прав отдельных категорий граждан. К примеру охотники и рыболовы создают на основе общности своих интересов Общества охотников и рыболовов. Основными целями подобных обществ являются: удовлетворение потребностей членов Организации в охоте и рыбной ловле; охраны природы, рационального использования природных ресурсов, экологической культуры, передового опыта ведения охот-ничье-рыболовного хозяйства, любительской охоты и рыбной ловли, стрелково-охотничьего и рыболовного спорта, охотничьего собаководства, трофейного дела; реализации и защиты прав и интересов охотников и рыболовов - членов организации; "воспитания членов Организации в духе бережного отношения к природе и ее богатствам, строгого соблюдения законодательства об охране природы; проведения мероприятий по сохранению, увеличению и обогащению рыбных запасов; рациональной эксплуатации запасов рыбы в водоемах, ведение рыболовного и охотничьего хозяйства на научной основе; привлечения членов Организации к активной работе по охране и воспроизводству охотничьих, рыбных и лесных богатств"[10]; защиты и охраны диких животных и среды их обитания. Для достижения уставных целей и задач Организация в соответствии с действующим законодательством РФ осуществляет следующие виды деятельности организует рыбную ловлю, охоту и отдых для членов Организации и других граждан; организует проведение научных исследований, разработку и внедрение новых технологий, методик ведения охотничье-рыболовного хозяйства; создает и эксплуатирует в установленном законодательством порядке рыболовные и охотничьи хозяйства (участки), рыболовно - туристические и охотничьи базы; развивает любительскую и спортивную охоту и рыбную ловлю, охотничье собаководство, трофей-

ное дело, дичеразведение и другие задачи. Причем, для осуществления отдельных видов деятельности, общественные организации обязаны получить соответствующие разрешения на право пользование животным миром. Пользование осуществляется в порядке, установленном законодательством о животном мире.

К числу субъектов, имеющих особый правовой статус, относятся лица, относящиеся к коренным малочисленным народам и этнические общества. В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях»[11], общины относятся к некоммерческим организациям. Общины коренных малочисленных народов представляют собой формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов. В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"[12], общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов). Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Учредителями общин малочисленных народов не могут быть Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица, юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства. С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной. Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока утвержден Распоряжением Правительства РФ[13]. Эта категория граждан наряду с общими правами граждан в области охраны и использо-

вания животного мира, обладают особыми правами. К примеру, они имеют право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности.

Особыми субъектами фаунистических правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. От имени данных субъектов в фаунистических правоотношениях выступают органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления соответственно. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны и использования объектов животного мира определяются действующим законодательством о животном мире[14].

Правосубъектность этих субъектов характеризуется особым набором прав и обязанностей, которые свойственны только публичным субъектам. Правовое положение Российской Федерации как субъекта фаунистических правоотношений характеризуется тем, что она является носителем права государственной собственности на животный мир. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира. В правовых отношениях государство действует как самостоятельный, полноправный субъект, а государственные органы осуществляют функцию представительства его интересов. "Государственный орган является «профессиональным представителем» государства в правовых отношениях"[15].

К числу основных государственных органов, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны животного мира относится Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министрство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания. К полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации относятся: утверждение порядка ведения государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира, порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов и среды их оби-

тания, и применения его данных; нормативы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; утверждение перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи; определение порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений, а также его состав[16] и другие.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации; по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аквакультуры (рыбоводства)[17].

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением; учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания; участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам.

Отношения между государственными органов и другими пользователями животным миром являются публичными. Этим отношениям характерен внедоговорный ха-

рактер. Это значит, что права и обязанности сторон, условия пользования животным миром, требования к рациональному использованию и охране животного мира, порядок предоставления объектов животного мира определяются законодательством о животном мире и не могут быть изменены по договоренности между собой. К примеру, право на заключение охотхозяйственного соглашения имеет победитель аукциона.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что субъекты фаунистических правоотношений отличаются своим многообразием и характерными особенностями. К субъектам фаунистических правоотношений относятся физические и юридические лица. Их особенности проявляются через их правомочия. Всех субъектов фау-нистических правоотношений можно разделить на несколько групп в зависимости от их правового статуса и наделения их правомочиями по использованию животного мира. В первую группу субъектов относятся Российская Федерация,

государственные органы, органы местного самоуправления. Собственником животного мира является государство. Поэтому именно государство в лице уполномоченных органов предоставляет в пользование объекты животного мира другим субъектам - пользователям. Государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства о животном мире и управление в лице специально уполномоченных органов. Эта группа субъектов обладает властными публичными полномочиями и этим отличается от других субъектов фаунистических правоотношений.

Другую группу субъектов составляют физические и юридические лица. Индивидуальные предприниматели и юридические лица как субъекты фаунистических правоотношений осуществляют права и несут обязанности в соответствии с целями деятельности, предусмотренными их правоустанавливающими документами. Эти субъекты в отношениях по использованию и охране объектов животного мира преследуют эстетические, культурные, научные, образовательные цели. Юридические лица, использующие объекты животного мира с одной стороны выступают как пользователи, осуществляющие деятельность на основании разрешительных документов. С другой стороны, юридические лица выступают как субъекты, которые сами выдают другим лицам именные разовые разрешения на право пользования объектами животного мира в границах соответствующих участков и в пределах установленных лимитов.

Библиография:

1.

2.

3.

4.

5.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

Энциклопедия юриста // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2172/%D0%A1 %D0%A3%D0%91 %D0%AA%D0%95%D0%9A%D0%A2 Колбасов О.С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. М.: Издательство "Наука". 1972. С. 18. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / под ред. С.А.Степанова. - М.: Проспект, 2015. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. // http://base.garant.ru/10164072/

Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.06.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (с измен. от 23 июня 2015 г.).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельностиОК 029-2001 (ОКВЭД). Введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст) // http://base.garant.ru/185134/

О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 //

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181602/ef8b3fc29212d069e19db14fe2edc70b3d6bc37c/ О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Об общественных объединениях. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_6693/

Устав Тульской региональной общественной организации охотников и рыболовов. Утвержден XVIII конференцией Протокол от 26 июня 2010 года.

О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ // http://base.garant.ru/182356/

Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 № 536-р // СЗ РФ. 2006. № 17 (часть II). Ст. 1905.

О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст.1462 Слепнев А.В. Государство как субъект правоотношений: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2009. С.11

Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации(утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219 // СПС Гарант

Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 // http://base.garant.ru/12160970/#block_1000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.