Научная статья на тему 'Принципы государственного управления в сфере охраны и использования животного мира'

Принципы государственного управления в сфере охраны и использования животного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1535
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАУНИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЖИВОТНОМ МИРЕ / FAUNAL LAW / OBJECTS OF THE ANIMAL KINGDOM / STATE MANAGEMENT / LEGISLATION ON THE ANIMAL KINGDOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

Раскрыта сущность фаунистического права, закономерности его развития. Обозначены принципы, актуальные задачи, основные направления путей повышения эффективности правового регулирования с помощью принципов фаунистического права. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости разработки механизма, посредством которого будут реализовываться в правоприменительной практике принципы фаунистического права. В сравнительном аспекте рассмотрены полномочия государственных органов по управлению, контролю и надзору в области охраны и рационального использования животного мира, организационная структура этих органов, формы и методы их работы, показаны пределы их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF STATE MANAGEMENT IN THE SPHERE OF PROTECTION AND USE OF THE ANIMAL KINGDOM

The essence of faunal law and the laws of its development are revealed. The principles, actual tasks, the main ways to increase the efficiency of legal regulation using the principles of faunal law are pointed out. Special emphasis is laid on the substantiation of the need to develop the mechanism, by means of which the principles of faunal law would be implemented in the law enforcement practice. The authorities of state bodies for management, control and supervision in the field of wildlife protection and rational use, the organizational structure of these bodies, the forms and methods of their work and the limits of their activities are considered in the comparative aspect.

Текст научной работы на тему «Принципы государственного управления в сфере охраны и использования животного мира»

млрд. В дальнейшем также прогнозируется рост: количество банкнот в обращении в 2017 г. может приблизиться к 7 млрд шт. Более того, помимо роста количества банкнот в обращении, происходит неуклонное увеличение количества транзакций с использованием наличных денег, что не позволит сколь-нибудь существенно сократить инфраструктуру обработки наличных.

Оценка темпов распространения новых платёжных инструментов должна учитывать не только уровень развития самого новшества (экономические и технологические аспекты), но и готовность лиц использовать это новшество. Для измерения такого рода диффузии инноваций в современном обществе социальными науками наработан необходимый методологический аппарат, который может быть использован для анализа динамики развития различных платёжных инструментов.

В исследовании, проведённом ФГУП «Гознак» в 2011 г., была предпринята попытка спрогнозировать динамику изменения долей различных платёжных инструментов в России на период до 2025 г. [6], используя модель распространения инноваций Фрэнка Басса, предложенную в 1969 г. [7]. В данной модели новые пользователи инновации появляются двумя путями: в результате воздействия рекламы (adoption from advertising) и в результате контактов с теми, кто уже пользуется инновацией (adoption from word-of-mouth).

Однако согласно представленным в 2014 г. данным Банка России об объёме платежей с использованием платёжных карт и данным Росстата об обороте розничной торговли и обороте предприятий общественного питания в 2013 г., доля платежей с использованием платёжных карт в общем объёме розничных платежей в 2013 г. составила 10%. Данный результат существенно отличается от рассмотренных уровней. Если столь высокие

темпы роста доли безналичных платежей приобретут характер тенденции, то к 2025 г. ими будет охвачен значительно больший процент розничных платежей [8].

Итак, затраты на одну платёжную операцию в розничных расчётах для различных платёжных инструментов в целом отличаются несущественно, а реальная экономия может достигаться за счёт выбора наиболее приемлемой для конкретных обстоятельств формы расчётов, использования наличных денег и отдельных форм электронных денег при небольших платежах, дебетовых карт — для средних платежей и других инструментов — для крупных сделок.

Рост количества безналичных операций по оплате товаров и услуг в розничной торговле будет продолжаться, и можно ожидать, что доля безналичных расчётов в России увеличится по меньшей мере до 27% к 2025 г.

Литература

1. Кочергин Д.А. Электронные деньги. СПб.: Маркет ДС, 2011. 101 с.

2. Improving Eurozone Cash Processing Harmonisa-tion and Efficiency within SEPA. European Payment Council, EPC193-07 Version 1.0 Approved, 2007. 28 September.

3. Бугров Д.А. Социальные затраты на наличный оборот и их влияние на эффективность российского платёжного рынка: презентация II Правовые механизмы стимулирования безналичного денежного оборота: парламентские слушания, 3 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http: pandia.ru| text|77|4l7|944l5.php.

4. Трачук А.В., Голембиовский Д.Ю. Перспективы распространения безналичных розничных платежей || Деньги и кредит. 2012. № 7. С. 24-32.

5. Gorka J.Payment Behaviour in Poland — The Benefits and Costs of Cash, Cards and Other Non-Cash Payment Instruments. January 2012.

6. НИР по теме 1.1.4—2011: Исследование перспектив развития электронных денег в России | НИИ Гознака. М., 2011. б9 с.

7. Frank M. Bass. A new product growth for model consumer durables. Management Science. 2009. Vol. 15. P. 227 с.

8. Коротаева Н.В. Проблемы и перспективы развития в России безналичных розничных платежей || Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12 (04б). С. 1бб—173.

Принципы государственного управления в сфере охраны и использования животного мира

С.В. Иванова, к.ю.н., ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования базируется на определённой группе принципов, закреплённых в действующем законодательстве о животном мире, отражающих содержание управления в рассматриваемой сфере, его сущность и целевое назначение. В Федеральном законе «О животном мире» закреплены принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира. К их числу относятся: принцип поддержки деятельности, направленной на охрану животного

мира и среды его обитания; принцип недопустимости совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира; принцип привлечения граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира.

Следует отметить, что указанным законом предусмотрен ряд других принципов (осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными,

в соответствии с общими принципами гуманности; отделение права пользования животным миром от права пользования землёй и другими природными ресурсами; платность пользования животным миром). Однако, на наш взгляд, их надо отнести к принципам фаунистического права, которые определяют основные направления и перспективы развития фаунистических правоотношений. Принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира направлены исключительно на сферу государственного регулирования и управления.

Принцип недопустимости совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля с деятельностью по использованию природных объектов входит в содержание принципа разделения хозяйственных и контрольно-надзорных функций в деятельности органов управления. По своей сути этот принцип, именуемый как принцип разделения хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных полномочий, имеет антикоррупционную направленность и направлен на охрану окружающей среды. Он означает, что органы и должностные лица, уполномоченные на проведение контроля и надзора, ни в коем случае не могут осуществлять хозяйственную деятельность и участвовать в извлечении прибыли (доходов) от использования объектов животного мира и среды его обитания.

Принцип разделения хозяйственных и контрольно-надзорных функций в деятельности органов управления закреплён в ст. 11, 16, 16.1 Федерального закона «О животном мире» и нашёл своё выражение в предметах ведения органов управления, а также в их полномочиях. Так, на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ряд других функций [1]. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, эти функции осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) [2]. Отдельным примером несоблюдения указанного принципа органами

государственной власти субъектов Российской Федерации является нарушение положений п. 5 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которому запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Так, одной из функций министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовии, согласно его Положению, является осуществление функции государственного заказчика по размещению государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных объектов и ресурсов, окружающей среды, обращения с отходами, безопасности гидротехнических сооружений в порядке, установленном законодательством. В то же время это министерство проводит государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды [3]. Поэтому административно-правовая реформа, проводимая в стране в целях упорядочения системы и структуры органов управления в области охраны и использования животного мира, на наш взгляд, способствует укреплению принципа недопустимости совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля с деятельностью по использованию в правотворческой и правоприменительной практике.

Одним из основных принципов государственного управления в области охраны и рационального использования животного мира является принцип привлечения граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира. Правовой основой участия граждан и общественных организаций в управлении животным миром являются положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О животном мире», «Об охоте» и других нормативных правовых актов. Согласно Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [4]. В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане

имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Кроме того, граждане могут создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству РФ акциях, а также выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке, оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ; органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды, предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде [5] и т.д.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О животном мире» граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В связи с этим физические и юридические лица имеют право получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством РФ; проводить общественную экологическую экспертизу; осуществлять общественный экологический контроль; проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания; содействовать реализации соответствующих государственных программ. В то же время органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания обязаны учитывать предложения и рекомендации граждан и юридических лиц. Также предусмотрено участие международных общественных организаций в охране и устойчивом использовании объектов животного мира на территории РФ, которое должно регламентироваться международными договорами РФ [6]. Положения ст. 2 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных

биологических ресурсов» [7] закрепляют принцип участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане РФ и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В отдельных субъектах Российской Федерации приняты подзаконные нормативно-правовые акты об общественном участии в управлении природопользованием и охраной окружающей среды, которые главным образом детализируют статус граждан и их объединений как участников соответствующих правоотношений и процедуру такого участия. К примеру, постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2011 № 211 утверждено Положение об общественных охотничьих инспекторах Забайкальского края [8]. Положение определяет статус общественных охотничьих инспекторов по охране объектов животного мира и среды их обитания на территории края, порядок организации их деятельности. Согласно указанному нормативно-правовому акту общественные охотничьи инспектора — добровольное формирование граждан, созданное с целью их содействия в охране объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты. Деятельность общественных охотинспекто-ров основана на строгом соблюдении законности и осуществляется на добровольной и безвозмездной основе. Общественные охотинспектора при решении возложенных на них задач взаимодействуют с Государственной службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Забайкальского края, с правоохранительными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими долгосрочное пользование объектами животного мира, общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами.

Необходимо также отметить активное участие общественных организаций рыболовов и охотников на территории субъектов Российской Федерации, которые проводят огромную работу по оказанию помощи уполномоченным государственным органам в осуществлении мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира, а также по вопросам воспитания у граждан бережного отношения к объектам животного мира и их сохранению.

Таким образом, правовая основа для участия граждан в управлении в сфере охраны и рационального использования животного мира доста-

точно обширная. Однако в последующих нормах закона не нашли отражения конкретные формы и механизм такого участия. В юридической литературе отмечается, что для конкретной реализации положений об участии граждан в управлении, осуществлении их прав на достоверную информацию необходимо создание «головного регионального общественного института, призванного обеспечить координацию общественного участия в решении эколого-правовых вопросов и участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды» [9]. Положительным примером может служить постановление губернатора Ульяновской области «Об Экологической палате Ульяновской области» [10]. Экологическая палата является отраслевой общественной палатой в Ульяновской области, обеспечивающей взаимодействие граждан Российской Федерации с органами государственной власти области и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений, иных некоммерческих организаций при формировании и реализации политики Ульяновской области в сферах природопользования и охраны окружающей среды, а также в целях оказания содействия в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и органов местного самоуправления в указанных сферах. Нам представляется, что формирование общественного регионального органа, выполняющего координационные функции по содействию реализации прав граждан в сфере использования и охраны животного мира, это наиболее перспективный подход к организационно-правовому обеспечению законных интересов граждан, участию граждан в управлении охраной и использованием животного мира, «их институционализации, легитимации и защиты экологических прав и законных интересов граждан» [11], предусмотренных как федеральным, так и региональным природоохранным законодательством и законодательством о животном мире.

Таким образом, изучение принципов государственного управления в сфере охраны и использования животного мира как основы долгосрочной политики и законотворческой деятельности, требует особых усилий со стороны науки экологического права. Центральное место, отведённое принципам в системе фаунистического права, означает признание их особой роли в регулировании фаунистических правоотношений и актуализирует потребность более пристального исследования данной правовой категории.

Литература

1. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219. [Электронный ресурс]. URL://http://www.mnr.gov. ru/mnr/statute/.

2. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016). [Электронный ресурс]. URL://http://rpn.gov.ru/node/120.

3. Жочкина И.Н. Современное состояние и перспективы развития системы органов экологического управления в регионах (на примере Республики Мордовия) // Экологическое право. 2011. № 6. С. 24-28.

4. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

5. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

6. О животном мире. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015). [Электронный ресурс]. URL: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6542/.

7. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. I). Ст. 5270.

8. Об утверждении Положения об общественных охотничьих инспекторах Забайкальского края (с изм. и доп.). Постановление Правительства Забайкальского края от 21.06.2011 № 211 // Азия-Экспресс. 2011. № 26.

9. Харьков В.Н. Правовое обеспечение общественного участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды: региональный аспект // Известия Тульского государственного университета. Экологические и юридические науки. 2015. № 2-2. С. 111.

10. Об Экологической палате Ульяновской области. Постановление губернатора Ульяновской области от 04.03.2015 № 31 // Ульяновская правда. № 30 от 12.03.2015.

11. Харьков В.Н. Правовое обеспечение общественного участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды: региональный аспект // Известия Тульского государственного университета. Экологические и юридические науки. 2015. № 2-2. С. 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.