Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора) в сфере охраны, воспроизводства использования объектов животного мира'

Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора) в сфере охраны, воспроизводства использования объектов животного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАУНИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЖИВОТНЫЙ МИР / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / МОНИТОРИНГ / ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВНЕПЛАНОВЫЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саулин Максим Юрьевич

В статье исследуются некоторые причины неэффективности реализации полномочий органами государственного фаунистического контроля, а также заостряется внимание на законодательные пробелы и упущения в Федеральном законе О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Предлагаются варианты их устранения и повышения результативности проводимых контрольных (надзорных) мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саулин Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal regulation of state control (supervision) in the field of protection, reproduction and use of fauna

The article studies some reasons of inefficiency of the exercising authorities the state faunistic control and also describes the gaps in legislation and the Federal law On Protecting Rights of Entities and Individual Entrepreneurs when Exercising State Control (Supervision) and Municipal Control. The author of the article also suggests certain options to eliminate the gaps and raise the efficiency mentioned state control (supervision).

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора) в сфере охраны, воспроизводства использования объектов животного мира»

10.2. АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОХРАНЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

Саулин Максим Юрьевич, аспирант кафедры уголовноправовых и специальных дисциплин Московского Гуманитарного Университета

[email protected]

Аннотация: В статье исследуются некоторые причины неэффективности реализации полномочий органами государственного фаунистического контроля, а также заостряется внимание на законодательные пробелы и упущения в Федеральном законе О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Предлагаются варианты их устранения и повышения результативности проводимых контрольных (надзорных) мероприятий.

Ключевые слова: контроль, государственный

фаунистический контроль, животный мир, объекты животного мира, мониторинг, плановые проверки, внеплановые контрольно-надзорные мероприятия, органы публичной власти, хозяйствующие субъекты.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF STATE CONTROL (SUPERVISION) IN THE FIELD OF PROTECTION, REPRODUCTION AND USE OF FAUNA

Saulin M.Yu., graduate student of criminal law and special subjects of the Moscow University for the Humanitie

[email protected]

Annotation: The article studies some reasons of inefficiency of the exercising authorities the state faunistic control and also describes the gaps in legislation and the Federal law On Protecting Rights of Entities and Individual Entrepreneurs when Exercising State Control (Supervision) and Municipal Control. The author of the article also suggests certain options to eliminate the gaps and raise the efficiency mentioned state control (supervision).

Keywords: control, state faunistic control, hunting resource, fauna, objects of the fauna, planned inspections, unscheduled inspections, authorities, businessmen.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» [9], федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования объектов животного мира - это деятельность специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными

предпринимателями, их уполномоченными

представителями и гражданами требований, установленных международными договорами РФ и национальным законодательством в данной сфере. Государственный контроль (надзор) включает в себя организацию и проведение проверок вышеуказанных лиц

и (или) проведение мероприятий по контролю на

территории обитания объектов животного мира, принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также мониторинг исполнения требований российского законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами публичной власти и хозяйствующими субъектами своей деятельности.

Согласно Положению о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования

объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства

Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 843 [4], государственный контроль (надзор) в названной сфере осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и

уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данном положении приводится перечень должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих государственный контроль (надзор), определяются права, которые они реализуют в процессе своей деятельности, а также закрепляются обязанности юридических и физических лиц, в отношении которых проводятся проверки.

В силу утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» [5], Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в том числе в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Отмечается, что должностные лица соответствующих органов имеют право проверять у хозяйствующих субъектов наличие разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение ими огнестрельного оружия, привлекать нарушителей к административной ответственности, проверять орудия добывания объектов животного мира, при необходимости применять физическую силу и служебное оружие.

На федеральном уровне Росприроднадзор является не единственным федеральным органом исполнительной власти, наделенным функцией государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания [1]. К настоящему времени согласно нормам действующего законодательства, специально уполномоченными органами контроля (надзора) в названной сфере являются: Федеральное агентство по рыболовству

(Росрыболовство), Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 г. № 444 [6], данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по государственному контролю (надзору) за сохранением водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ (за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей

Бизнес в законе

2’2013

до определения их статуса), за обеспечением безопасности рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.

Кроме того, на основании Указа Президента РФ от 29.08.1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» [8], в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [11], а также ст. 3 закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» [2], пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляют функции государственного контроля в сфере охраны водных биоресурсов

территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ; за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства РФ в области охраны и использования водных биоресурсов в приграничной территории; за соблюдением взятых РФ на себя международных обязательств в данной сфере; за сохранением

биоресурсов во внутренних морях, а также в Каспийском и Азовском морях до определения их правового статуса.

В научной юридической литературе неоднократно

ставился вопрос о неэффективности проводимого государственного экологического контроля

(государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира) в РФ, что приводит к нарушению и умалению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду [3, С.17]. На данный момент решение этой проблемы остается актуальной. Многие российские ученые считают, что к настоящему времени органы государственного контроля в вышеуказанной сфере не способны результативно проводить контрольнонадзорные мероприятия.

Так, в настоящее время общие требования к организации и порядку проведения государственного контроля (надзора) в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира установлены Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [10]. Закрепляется, что проведение государственного контроля (надзора) возможно в форме плановых либо внеплановых проверок (каждая из которых может быть документарной и (или) выездной).

Однако следует обратить внимание на то, что в статье 10 приведенного федерального закона устанавливается возможность проведения внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов в сфере государственного контроля по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира только при поступлении в специальный государственный контролирующий (надзорный) орган обращения или заявления гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя, информации от органов публичной власти или средств массовой информации о нарушении фаунистического законодательства.

Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия возможны только для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений в результате планового мероприятия по контролю и только при поступлении в органы государственного контроля (надзора) доказательств, свидетельствующих о наличии

признаков нарушения законодательства должностными лицами органов публичной власти или хозяйствующими субъектами. Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможны только один раз в три года при условии заблаговременного уведомления. Ежегодно до 30 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, формируется ежегодный сводный план таких проверок, который не позднее 31 декабря того же года размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети интернет [7].

Кроме того, до начала проведения проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, соответствующим органам государственного контроля необходимо заручиться одобрением на ее проведение у органов прокуратуры. Однако примечательно, что к настоящему времени как на федеральном, так и на региональном уровнях не ведутся реестры субъектов малого и среднего бизнеса, что затрудняет правоприменение Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [10].

Отмечается, что с принятием приведенного федерального закона заметно упростилась процедура и порядок проведения государственного контроля (надзора) за предпринимателями, устранились многие административные барьеры и коррумпированные схемы, препятствующие хозяйствующим субъектам в осуществлении экономической деятельности. Однако с учетом того, что основной задачей такого контроля (надзора) стало плановость проводимых предприятий и учитывая современный уровень законопослушности хозяйствующих субъектов, можно говорить об ослаблении государственного фаунистического контроля (надзора). В данной связи следует согласиться с утверждением профессора Винокурова Ю. Е. на конференции для аспирантов и докторантов, посвященной вопросам эффективности и совершенствования прокурорского надзора, о том, что нельзя ограничивать прокуроров в надзоре, контроля и надзора должно быть столько, сколько этого требует единообразное исполнение законов и укрепление законности во всех сферах общественной жизни.

Закрепленные действующим законодательством требования к порядку проведения фаунистического государственного контроля как в части периодичности, так оснований и сроков его проведения, как показывает практика, являются не существенными, что приводит не к защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а к нарушению и умалению конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду [3, С.22].

Ослабление государственного фаунистического контроля (надзора), выраженное в установленных действующим законодательством ограничений при проведении внеплановых проверок как государственными контролирующими органами, так и органами прокуратуры препятствует целям контроля (надзора) по выявлению, пресечению и предупреждению совершения нарушений в сфере законодательства о животном мире. В связи с вышеизложенным российскому законодателю целесообразно было бы изменить порядок проведения внеплановых проверок органами государственного фаунистического контроля (надзора).

Таким образом, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира является неотъемлемым элементом единого механизма государственного управления рыбными и охотничьими ресурсами в Российской Федерации.

Список литературы:

1. Винокуров А.Ю. Административно-правовое регулирование государственного экологического контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 5.

2. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 г. № 4730-1 // Российская газета от 04.05.1993г. №84

3. Заславская Н.М. Проблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля // Экологическое право. 2010. № 3.

4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания» от 10.11.2008 г. № 843 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 г. № 46. Ст. 5358

5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования»» от 30.07.2004 г. № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 г. № 32. Ст. 3347

6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «О Федеральном агентстве по рыболовству»» от 11.06.2008 г. № 444 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 г. № 25. Ст. 2979

7. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 11.08.2010 г. № 313, П.3// Законность. № 11. 2010.

8. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» от 29.08.1997 г. № 950 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. № 35. Ст.4060

9. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 17. Ст. 1462

10. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294 // Собрание

законодательства Российской Федерации. 2008 г. №52 (ч.1). Ст.6249

11. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. №15. Ст.1269

Reference list:

1. Vinokurov A. Administrative and legal regulation of state environmental control / / The administrative and municipal law. 2009. Number 5.

2. Federal Law "On the State Border of the Russian

Federation" dated 01.04.1993, the № 4730-1 / /

Rossiyskaya Gazeta from 04.05.1993g. Number 84

3. Zaslavsky N.M. The problems of building a modern functional organization of state environmental control / / Environmental Law. 2010. Number three.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation "On approval of the Regulation on state control in the sphere of protection, reproduction and use of wildlife and their habitat" from 10.11.2008 № 843 / / Collected Legislation of the Russian Federation. 2008 number 46. Art. 5358

5. Resolution of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Regulation" On the Federal Service for Supervision of Natural Resources' "from 30.07.2004, № 400 / / Collected Legislation of the Russian Federation. 2004 number 32. Art. 3347

6. Resolution of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Regulation" On the Federal Agency for Fisheries "" from 11.06.2008 № 444 / / Collected Legislation of the Russian Federation. 2008 number 25. Art. 2979

7. Order of the General Prosecutor of the Russian Federation "On the formation of prosecutors annual consolidated plan of scheduled audits of legal entities and individual entrepreneurs" from 11.08.2010, № 313, item 3 / / The legitimacy. Number 11. 2010.

8. Presidential Decree "On measures to ensure the protection of marine biological resources and state control in this sphere" of 29.08.1997 № 950 / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1997 number 35. St.4060

9. The Federal Law "On Fauna" of 24.04.1995 № 52 / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1995 number 17. Art. 1462

10. The Federal Law "On Protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control" of 26.12.2008 № 294 / / Collected Legislation of the Russian Federation. 2008 number 52 (Part 1). St.6249

11. The Federal Law "On the Federal Security Service" from 03.04.1995, № 40 / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1995 number 15. St.1269

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Саулина М. Ю. «Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора) в сфере охраны, воспроизводства использования объектов животного мира»

Трудно не согласиться с автором, что с принятием приведенного федерального закона заметно упростилась процедура и порядок проведения государственного контроля (надзора) за предпринимателями, устранились многие административные барьеры и коррумпированные схемы, препятствующие хозяйствующим субъектам в осуществлении экономической деятельности. Однако с учетом того, что основной задачей такого контроля (надзора) стало плановость проводимых предприятий и учитывая современный уровень законопослушности хозяйствующих субъектов, можно говорить об ослаблении государственного фаунистического контроля (надзора). Саулин М.Ю. справедливо делает выводы, что ослабление государственного фаунистического контроля (надзора), выраженное в установленных действующим законодательством ограничений при проведении внеплановых проверок как государственными контролирующими органами, так и органами прокуратуры препятствует целям контроля (надзора) по выявлению, пресечению и предупреждению совершения нарушений в сфере законодательства о животном мире. В связи с вышеизложенным российскому законодателю целесообразно было бы изменить порядок проведения внеплановых проверок органами государственного фаунистического контроля (надзора).

Таким образом, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира является неотъемлемым элементом единого механизма государственного управления рыбными и охотничьими ресурсами в Российской Федерации. Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина к.ю.н., доцент

Р.В. Пузиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.