Научная статья на тему 'МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФАУНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА'

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФАУНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАУНИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО / FAUNAE RIGHT / ЖИВОТНЫЙ МИР / ANIMAL WORLD / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В статье говорится о межотраслевых принципах фаунистического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary principles of animals rights

The article speaks about interdisciplinary principles of animals law.

Текст научной работы на тему «МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФАУНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА»

Гражданское право

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФАУНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА

ИВАНОВА Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук,

оцент кафедры земельного и трудового права юридического факультета ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет". Email: servis-05@list.ru

Краткая аннотация: В статье говорится о межотраслевых принципах фаунистического

права.

Abstract: The article speaks about interdisciplinary principles of animals law.

Ключевые слова: Фаунистическое право; животный мир; принципы. Keywords: Faunae right; animal world; principles.

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Сущность фаунистического права, а также закономерность его развития раскрывается посредством правоотношений и принципов. Поэтому исследование теоретических основ фаунистиче-ского права приводит к установлению специфических особенностей отношений по охране и использованию животного мира и выявлению взаимодействия с другими отраслями права, что обуславливает изучение межотраслевой связи фаунистического права с другими отраслями права в сфере правового регулирования фаунистических правоотношений.

В зависимости от сферы правового регулирования, можно выделить "межотраслевые принципы, отраслевые принципы и принципы отдельных институтов права"[1]. Межотраслевой принцип права - это общая для двух и более отраслей права основная идея, отражающая закономерности и связи развития общественных отношений, нормативно закрепленная в позитивном праве, направляющая правовое регулирование и определяющая сущность и со-

циальное назначение права[2]. Межотраслевые принципы охватывают две и более отрасли права, наиболее тесно взаимодействующие между собой в области регулирования отношений по использованию и охране животного мира. Межотраслевой характер этих принципов проявляется при взаимодействии фаунистического права с другими отраслями права (конституционным правом, финансовым правом, гражданским правом, налоговым правом). По мнению Г.А.Волкова "в каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику"[3]. В юридической литературе отмечается, что "использование межотраслевых принципов права позволяет экономить нормативный материал, предотвращает его дублирование, упрощает тексты законов, делает правовые предписания более гибкими и приспособленными для регулирования и охраны динамичных общественных отношений. В случае возникновения пробелов в правовом регулировании общественных отношений, межотраслевые принципы права выполняют роль компенсирующего механизма". Следовательно, исследование межотраслевых принципов в фаунистическом праве имеет большое практическое и теоретическое значение для субъектов правотворческой и правоприменительной деятельности.

Принцип гласности реализуется при подготовке и проведении аукционов на право заключения договоров в сфере охраны и исполь-

зования животного мира. Согласно принципа гласности, предусмотренного в ст. 2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"[4] предоставления в пользование водных биологических и охотничьих ресурсов, пользование водными биологическими и охотничьими ресурсами осуществляется открыто, путем предоставлении информации о проведении публичных конкурсов, аукционов на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет". Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"[5] организаторы размещают информацию о проведении конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка; о проведении аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами; о проведении аукционов на право заключения охот-хозяйственного соглашения. Опубликованная информация включает сведения об организаторе аукциона; о предмете аукциона, о месте, дате и времени начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором указываются последнее и предпоследнее предложения о цене предмета аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио- или видеозапись аукциона.

Принцип гласности реализуется в ст. 28 Федерального закона " Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которой закрепляются требования к порядку организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяй-ственного соглашения. Несмотря на детальную аргументацию всех этапов подготовки и проведения аукциона, при подготовке к проведению аукциона и публикации извещений о его проведении могут допускаются нарушения организа-

торами. Процессуальные нарушения приводят к отмене результатов аукциона и другим негативным последствиям для участников аукциона. Так, рассматривая иск Корчагиной Н.Е. и Ивановской областной общественной организации охотников рыболовов к Обществу с ограниченной ответственностью «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов», судом были установлены следующие нарушения: "В соответствии с ч. 6 ст.28 ФЗ «Об охоте...», извещение о проведении аукциона, в числе прочих, должно содержать сведения об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты. Организатор аукциона разместил в «Ивановской газете» от 18.11.2011г. извещения, в которых предусмотренные законом сведения не содержатся, а имеется лишь отсылка общего характера: «в соответствии с законодательством и аукционной документацией» без какой-либо конкретизации требований закона. Ограничение использования лесов регулируется нормами ст.ст.102, 107 Лесного кодекса РФ. Так, сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ) имеются в лесничествах и занесены в материалы лесоустройства. В зависимости от категории ОЗУ, устанавливается правовой режим их использования, в том числе ограничения по использованию. Организатор аукциона в данном случае должен был указать эти сведения в извещении об аукционе, чего сделано не было.

Отсутствие сведений об ограничении использования лесов и параметрах охоты, по мнению суда, является существенным нарушением ст.28 ФЗ «Об охоте...» при проведении аукциона на право заключения охотхозяйствен-ных соглашений.Решением от 28 июня 2013 г. суд удовлетворил требования истца. Результаты аукциона на право заключения Охотхозяйст-венного соглашения, оформленные протоколом о результатах аукциона от 23.12.2011 (Лот № 23) признаны недействительными. Охотхозяй-ственное соглашение № 23/100-2012 от 20 января 2012 года. признано недействительным. Право пользования охотничьими ресурсами прекращено"[6]. Таким образом, принцип гласности означает гарантированную возможность получения исчерпывающей и объективной информации всеми заинтересованными лицами о

ходе и результатах аукциона. Межотраслевой характер этого принципа проявляется при взаимодействии фаунистического права с административным правом.

Одним из межотраслевых принципов фаунистического права является принцип платности использования животного мира. В соответствии с налоговым законодательством, плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Субъекты уплачивают сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, которые являются федеральными сборами. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира, являющегося объектом обложения, как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Согласно п. 1 статьи 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации[7], объектом обложения сбором являются объекты водных биологических ресурсов. Поэтому "судам следует исходить из того, что при внесении изменений в выданные лицензии (разрешения) в виде увеличения или уменьшения объема разрешенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов соответствующим образом увеличивается или уменьшается объект обложения сбором, разрешенный к добыче (вылову) на основании соответствующей лицензии (разрешения)"[8].

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов относятся к числу федеральных сборов. Поэтому аккумулирование денежных средств происходит в федеральном бюджете. Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, смысл и содержание принципа платности реализуется в

рамках бюджетного права, налогового права и законодательства о животном мире.

Правовой основой принципа платности является международные акты. В Декларации по окружающей среде и развитию определяется, что "в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип принятия мер предосторожности». К подобным мерам предосторожности можно отнести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Принцип платности выступает как предупреждающая мера для загрязнителя окружающей среды и ее компонентов. Отдельные авторы полагают, что такие принципы как платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде, независимость экологического контроля, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности являются исходными началами профилактики экологических преступлений и правонарушений. То же самое относится к принципу «загрязнитель пла-тит"[9]. В зарубежном законодательстве, "принцип "загрязнитель платит" является сдерживающим загрязнителя средством, так как последний понимает, что ответственность (как административная, так и уголовная) в любом случае будет возложена на него"[10].

Принцип ответственности за нарушение законодательства о животном мире непосредственно взаимодействует с гражданским, административным, уголовным правом. Эта взаимосвязь обусловлена видами юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Действующим законодательством РФ[11] устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. "Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства^] ".

Административная ответственность предусмотрена за правонарушения в сфере охраны и использования животного мира. Межотраслевая связь отражается путем применения норм административного права за нарушение среды обитания животных; нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов; за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, нарушение правил охоты и другие правонарушения.

За совершение экологических преступлений юридические и физические лица привлекаются к уголовной ответственности. Нормы уголовного права устанавливают ответственность за совершение преступлений, при совершения которых причиняется существенный вред компонентам окружающей среды. К числу подобных преступлений относятся: загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству; загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, причинивших существенный вред водным биологическим ресурсам; незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

Нормы гражданского права устанавливают общие положения о возмещении вреда. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред[13]. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных

комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Таким образом, содержание межотраслевого принципа ответственности за нарушение законодательства о животном мире определяет экологические, административные, уголовные и гражданские начала.

Одним из межотраслевых принципов в области охраны и рационального использования животного мира является принцип привлечения граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира. Посредством этого принципа реализуются межотраслевые связи конституционного права и фаунистического права. Правовой основой участия граждан общественных организаций в управлении животным миром являются положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О животном мире», «Об охоте» и других нормативных правовых актов. Согласно Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам[14]. В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего

проживания, мерах по ее охране, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Кроме того, граждане могут создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству РФ акциях, а также выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке, оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ; органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды, предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде[15] и т.д.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О животном мире», граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В связи с этим граждане и юридические лица имеют право: получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством РФ; проводить общественную экологическую экспертизу; осуществлять общественный экологический контроль; проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания; содействовать реализации соответствующих государственных программ. В то же время органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания обязаны учитывать предложения и рекомендации граж-

дан и юридических лиц. Также предусмотрено участие международных общественных организаций в охране и устойчивом использовании объектов животного мира на территории РФ, которое должно регламентироваться международными договорами РФ[16]. Положения статьи 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[17] закрепляют принцип участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане РФ и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В отдельных субъектах Российской Федерации приняты подзаконные нормативно-правовые акты об общественном участии в управлении природопользованием и охраной окружающей среды, которые, главным образом, детализируют статус граждан и их объединений как участников соответствующих правоотношений и процедуру такого участия. К примеру, постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2011 №211 утверждено Положение об общественных охотничьих инспекторах Забайкальского края[18]. Положение определяет статус общественных охотничьих инспекторов по охране объектов животного мира и среды их обитания на территории края, порядок организации их деятельности. Согласно указанному нормативно-правовому акту общественные охотничьи инспектора - добровольное формирование граждан, созданное с целью их содействия в охране объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Деятельность общественных охотинспекторов основана на строгом соблюдении законности и осуществляется на добровольной и безвозмездной основе. Общественные охотинспектора при решении возложенных на них задач взаимодействуют с Государственной службой по охране, контролю и регулированию использования объектов жи-

вотного мира и среды их обитания Забайкальского края, взаимодействуют с правоохранительными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими долгосрочное пользование объектами животного мира, общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами.

Необходимо также отметить активное участие общественных организаций рыболовов и охотников на территории субъектов Российской Федерации, которые проводят огромную работу по оказанию помощи уполномоченным государственным органам в осуществлении мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира, а также по вопросам воспитания у граждан бережного отношения к объектам животного мира и их сохранению.

Таким образом, правовая основа для участия граждан в управлении в сфере охраны и рационального использования животного мира достаточно обширная. Однако в последующих нормах законодательства о животном мире не нашли отражение конкретные формы и механизм такого участия. В юридической литературе отмечается, что для конкретной реализации положений об участии граждан в управлении, осуществлении их прав на достоверную информацию необходимо создание "головного регионального общественного института, призванного обеспечить координацию общественного участия в решении эколого-правовых вопросов и участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды"[19]. Таким положительным примером может служить Постановление Губернатора Ульяновской области "Об Экологической палате Ульяновской области"[20]. Экологическая палата является отраслевой общественной палатой в Ульяновской области, обеспечивающей взаимодействие граждан Российской Федерации с органами государственной власти области и органами местного самоуправления в целях учета потреб-

Библиография:

1.

2.

3.

4.

ностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений, иных некоммерческих организаций при формировании и реализации политики Ульяновской области в сферах природопользования и охраны окружающей среды, а также в целях оказания содействия в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и органов местного самоуправления в указанных сферах. На наш взгляд, формирование общественного регионального органа, выполняющего координационные функции по содействию реализации прав граждан в сфере использования и охраны животного мира, представляется наиболее перспективным подходом организационно-правового обеспечения определения законных интересов граждан, участия граждан в управлении охраной и использования животного мира, "их институционализации, легитимации и защиты экологических прав и законных интересов граждан"[21], предусмотренных как федеральным, так и региональным природоохранным законодательством и законодательством о животном мире.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовой основой взаимодействия фаунистического права с гражданским правом, финансовым правом, административным правом, налоговым правом и другими отраслями права в сфере правового регулирования отношений по охране и использованию животного мира являются межотраслевые принципы: платности, гласности, ответственности за нарушение законодательства о животном мире, принцип привлечения граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира. Посредством межотраслевых принципов реализуется основная цель фаунистического права - сохранение биоразнообразия для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Ершов В.В. Классификация принципов российского гражданского права. // Российская юстиция. 2009. № 4. С. 13 - 15. Захаров А.Л. межотраслевые принципы права: атореф. дисс... к.ю.н. Казань, 2003. С. 7 Волков Г. А. Принципы земельного права. Изд-во "Статут". 2006

О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004 г. N 52 (часть I). Ст. 5270

5. Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 2012 г. N 909 // СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5121

6. Решение Фрунзенского районного суда от 28 июня 2013 г. Дело № 2- 1542/13. г.Иваново // http ://sudact.ru/reg ular/doc/ZJJ CVPIVF95Q/

7. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 г. N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами положений главы 25.1 налогового кодекса российской федерации в части взыскания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71149/

9. Сосновский В.В. Значение принципов экологического права для профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды // Экономика и право № 2. 2012. С. 106

10. Кромарек П. О «чудо-кодексе» Франции // Экологическое право. 2002. № 5. С.39-41.

11. О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст.1462; Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133

12. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук Анисимова А.П. ). - "Деловой двор", 2010 г. // СПС ГАРАНТ

13. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410

14. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237

15. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133

16. О животном мире. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6542/

17. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть I). Ст. 5270

18. Об утверждении Положения об общественных охотничьих инспекторах Забайкальского края (с изм. и доп.). Постановление Правительства Забайкальского края от 21.06.2011 №211 // «Азия-Экспресс». 2011. №26.

19. Харьков В.Н. Правовое обеспечение общественного участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды: региональный аспект // Известия Тульского государственного университета. Экологические и юридические науки. 2015. № 2-2. С. 111

20. Об Экологической палате Ульяновской области. Постановление Губернатора Ульяновской области от 04.03.2015 №31 // «Ульяновская правда». №30 от 12.03.2015.

21. Харьков В.Н. Правовое обеспечение общественного участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды: региональный аспект // Известия Тульского государственного университета. Экологические и юридические науки. 2015. № 2-2. С. 112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.