Научная статья на тему 'ПРОМЫСЕЛ МОРСКИХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ В АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ПРОМЫСЕЛ МОРСКИХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ В АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА / МОРСКИЕ ЖИВЫЕ РЕСУРСЫ / МОРСКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ / РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авхадеев Владислав Рамилевич

Добыча морских живых ресурсов в Арктике оказывает непосредственное влияние на состояние ее окружающей среды, а также на продовольственное обеспечение населения данного региона продуктами промысла названных ресурсов. Основной задачей исследования законодательных актов государств Арктического региона в рассматриваемой сфере является уточнение специфики правового регулирования промысла морских живых ресурсов каждого из арктических государств в целях дальнейшей выработки предложений по оптимизации законодательства Российской Федерации в части устранения пробелов в правовом регулировании. Автором проанализированы положения ключевых нормативных и иных правовых актов, регулирующих вопросы промысла морских живых ресурсов Арктики, принятых в Канаде, Дании (включая законодательство Гренландии), Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и США. Применение метода исторического анализа позволило исследовать становление и развитие правового регулирования добычи морских живых ресурсов, а использование метода системного анализа помогло представить для каждого из арктических государств целостную систему источников, регулирующих добычу морских живых ресурсов. В Российской Федерации в настоящее время отсутствует законодательный акт, полностью посвященный вопросам добычи морских млекопитающих. Представляется целесообразным использовать опыт законодательного регулирования вопросов добычи морских млекопитающих США и Канады для его реализации в законодательной практике Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISHING OF MARINE LIVING RESOURCES IN THE ARCTIC STATES: LEGAL PROBLEMS

The relevance of the scientific study of the main legislative acts of the Arctic states regulating the fishing of marine living resources lies in the fact that fishing in this region directly affects the Arctic environment, as well as the food supply of the population of this region with products of the fishing of marine living resources. The main objective of the study of the Arctic states legislation is to clarify the specifics of the legal regulation of each Arctic state in order to further develop proposals for optimizing the legislation of the Russian Federation in terms of eliminating gaps in legal regulation. The author analyzes the provisions of key regulatory and other legal acts regulating the fishing of Arctic marine living resources adopted in Canada, Denmark (including Greenland legislation), Finland, Iceland, Norway, the Russian Federation, Sweden and the United States of America. In order to conduct an effective study of the task, the method of historical analysis was applied to study the formation and further development of legal regulation on fishing of marine living resources. The method of system analysis was also used, which helped to present for each of the Arctic states an integral system of sources regulating the fishing of marine living resources. There is currently no act in the Russian Federation devoted entirely to the fishing of marine mammals. It seems appropriate to use the experience of legislative regulation of the issues of marine mammal production in the USA and Canada for its implementation in the legislative practice of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫСЕЛ МОРСКИХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ В АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

ЗЕМЕЛЬНОЕ, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, АГРАРНОЕ ПРАВО РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН_

УДК 639.22/24:349.6(98) DOI: 10.12737/jflcl. 2021.057

Промысел морских живых ресурсов в арктических государствах: правовые проблемы

Владислав Рамилевич Авхадеев

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, vladislavavkhadeev@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4548-3467

Аннотация. Добыча морских живых ресурсов в Арктике оказывает непосредственное влияние на состояние ее окружающей среды, а также на продовольственное обеспечение населения данного региона продуктами промысла названных ресурсов. Основной задачей исследования законодательных актов государств Арктического региона в рассматриваемой сфере является уточнение специфики правового регулирования промысла морских живых ресурсов каждого из арктических государств в целях дальнейшей выработки предложений по оптимизации законодательства Российской Федерации в части устранения пробелов в правовом регулировании.

Автором проанализированы положения ключевых нормативных и иных правовых актов, регулирующих вопросы промысла морских живых ресурсов Арктики, принятых в Канаде, Дании (включая законодательство Гренландии), Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и США.

Применение метода исторического анализа позволило исследовать становление и развитие правового регулирования добычи морских живых ресурсов, а использование метода системного анализа помогло представить для каждого из арктических государств целостную систему источников, регулирующих добычу морских живых ресурсов.

В Российской Федерации в настоящее время отсутствует законодательный акт, полностью посвященный вопросам добычи морских млекопитающих. Представляется целесообразным использовать опыт законодательного регулирования вопросов добычи морских млекопитающих США и Канады для его реализации в законодательной практике Российской Федерации.

Ключевые слова: Арктика, арктические государства, морские живые ресурсы, морские млекопитающие, рыбные ресурсы

Для цитирования. Авхадеев В. Р. Промысел морских живых ресурсов в арктических государствах: правовые проблемы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 5. С. 104—116. DOI: 10.12737/jflcl.2021.057

Fishing of Marine Living Resources in the Arctic States: Legal Problems

Vladislav R. Avkhadeev

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, vladislavavkhadeev@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4548-3467

Abstract. The relevance of the scientific study of the main legislative acts of the Arctic states regulating the fishing of marine living resources lies in the fact that fishing in this region directly affects the Arctic environment, as well as the food supply of the population of this region with products of the fishing of marine living resources. The main objective of the study of the Arctic states legislation is to clarify the specifics of the legal regulation of each Arctic state in order to further develop proposals for optimizing the legislation of the Russian Federation in terms of eliminating gaps in legal regulation.

The author analyzes the provisions of key regulatory and other legal acts regulating the fishing of Arctic marine living resources adopted in Canada, Denmark (including Greenland legislation), Finland, Iceland, Norway, the Russian Federation, Sweden and the United States of America.

In order to conduct an effective study of the task, the method of historical analysis was applied to study the formation and further development of legal regulation on fishing of marine living resources. The method of system analysis was also used, which helped to present for each of the Arctic states an integral system of sources regulating the fishing of marine living resources.

There is currently no act in the Russian Federation devoted entirely to the fishing of marine mammals. It seems appropriate to use the experience of legislative regulation of the issues of marine mammal production in the USA and Canada for its implementation in the legislative practice of the Russian Federation.

Keywords: Arctic, arctic states, marine living resources, marine mammals, fish resources

For citation. Avkhadeev V. R. Fishing of Marine Living Resources in the Arctic States: Legal Problems. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2021, vol. 17, no. 5, pp. 104—116. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2021.057

Введение. Правовое регулирование промысла морских живых ресурсов Арктики осуществляется прежде всего на основании законодательства государств, имеющих береговой выход к морским пространствам Арктического региона. К морским пространствам Арктики представляется возможным отнести не только Северный Ледовитый океан, но и акватории морей северных частей Атлантического и Тихого океанов, находящихся в субарктическом климатическом поясе. Так, определенная часть Балтийского моря (Ботнический залив) расположена в зоне субарктического климата и к данной акватории непо -средственно выходят берега таких государств Арктического региона, как Финляндия и Швеция. При этом законодательство каждого арктического государства в данной сфере по-своему уникально.

Для национально-правового регулирования всех арктических стран характерно специальное законодательство, определяющее географические координаты принадлежащих им полярных территорий, закрепляющее приоритеты и правовые средства их освоения. В Российской Федерации в течение долгого времени национальное правовое регулирование развивалось хаотично, но в последние годы наметилась тенденция к его систематизации и развитию, более согласованному с другими арктическими государствами1.

Российская Федерация. Россия является крупнейшим арктическим государством как по протяженности территории, расположенной в Арктике, так и по площади занимаемых ею арктических морских пространств. Более того, морские пространства, на которые полностью или частично распространяется суверенитет Российской Федерации в Арктике, расположены не только в Северном Ледовитом океане, но и в северо-восточной части Тихого океана, непосредственно расположенной в Арктической и Субарктической климатических зонах.

Правовое регулирование освоения морских биоресурсов в Российской Федерации осуществляется в со -ответствии с рядом федеральных законов, имеющих определенную специфику, в зависимости от объекта правового регулирования: одни направлены на правовое регулирование промысла различных компонентов окружающей природной среды, которые являются объектами промысла, иные — на регламентацию деятельности в пределах того или иного пространства. Отдельно следует выделить нормативные правовые акты, направленные на охрану окружающей морской среды от негативного воздействия со стороны субъектов промышленной деятельности. Деятельность, которая осуществляется в Арктическом регионе, регулируется также и программно-целевыми актами, содержащими нормы мягкого пра-

1 См.: Арктическое право: концепция развития / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2014. С. 28.

ва и, соответственно, носящими рекомендательный характер.

Касаясь вопроса регулирования промысла водных биологических ресурсов в Российской Федерации, необходимо прежде всего обратиться к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», закрепляющему термин «водные биологические ресурсы», в дефиницию которого включены как рыбы, так и иные живые организмы: водные млекопитающие, беспозвоночные, водные растения и др. Таким образом, и рыболовство в соответствии с названным Законом как вид промысла осуществляется в отношении водных биоресурсов, которые, в свою очередь, включают не только рыбу, но и иные биоресурсы, о которых сказано в глоссарии указанного Закона.

Данным Законом закреплены определенные водные пространства, которые именуются рыбохозяй-ственными бассейнами. Они включают морские пространства и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйствен-ного значения. Установлены следующие рыбохозяй-ственные бассейны: Азово-Черноморский, Байкальский, Волжско-Каспийский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Западный и Северный. Некоторые из них лишь частично затрагивают Арктическую зону Российской Федерации, а Северный рыбохозяйственный бассейн практически полностью расположен в Арктике.

Добыча водных биологических ресурсов осуществляется на разрешительной основе. Порядок выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов определен в ст. 34 названного Закона. Помимо добычи водных биоресурсов в данном Законе также регламентируется их охрана. В частности, урегулированы отдельные вопросы управления в области сохранения водных биоресурсов и порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей области.

К актам законодательства, направленным главным образом на регулирование деятельности, связанной с добычей водных биоресурсов, относится Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», который определяет статус данного морского пространства, а также закрепляет суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их реализацию в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Другим законодательным актом, регламентирую -щим деятельность в морских пространствах Российской Федерации, является Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Поскольку правовой режим территориального мо -ря и прилежащей зоны во многом отличается от правового режима, установленного для исключительной экономической зоны, то, соответственно, и право на занятие деятельностью по добыче водных биоресур -сов для иностранных государств, а также физических и юридических лиц выглядит иначе. Разница заклю -чается в том, что в территориальном море государство обладает всей полнотой власти, в прилежащей зоне оно наделено только определенными функциями, а в исключительной экономической зоне суверенитет ограничен.

Согласно законодательству Российской Федерации, регулирующим правовой режим территориального моря, проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок либо безопасность Российской Федерации в том случае, если в террито -риальном море указанное судно осуществляет любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Соответственно, при всей полноте власти государства в его морском пространстве — территориальном море оно вправе устанавливать любые ограничения в пределах суверенной акватории. Данный тезис основан на нормах международного права, закрепленных в международных договорах Российской Федерации. Например, в соответствии с п. 1 ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. «суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем».

К федеральным законам, ряд норм которых направлен на защиту морских биоресурсов, безусловно, необходимо отнести Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Важно, что УК РФ дифференцирует ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации от уголовной ответственности за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Более того, действующее уголовное законодательство устанавливает ответственность за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов. Административная ответственность установлена за нарушение правил, регламентирующих вопросы рыболовства и других видов пользования объектами животного мира, включая морских млекопитающих.

Также отметим Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», в соответствии с положениями которого установлены определенные виды пользования животным миром, осуществляемые юридическими лицами и гражданами. Одним из таких

видов пользования является рыболовство, включающее добычу водных беспозвоночных, а также морских млекопитающих. Но при этом специальный законодательный акт, регулирующий промысел морских млекопитающих, отсутствует в Российской Федерации.

Соединенные Штаты Америки. Вопросы добычи морских биоресурсов в США находятся в непосредственном ведении Национальной службы морского рыболовства, которая является частью Национального управления океанических и атмосферных исследований. Данное управление, в свою очередь, является структурным подразделением Министерства торговли США.

Законодательство США, регулирующее вопросы добычи морских ресурсов, дифференцируется в зависимости от предмета правового регулирования: отдельными законодательными актами регулируется морское рыболовство и промысел морских млекопитающих.

Основным законодательным актом США в сфере рыболовства является Закон Магнусона-Стивенса о сохранении рыбных запасов и управлении рыболовством, вступивший в силу в 1976 г., который регулирует управление морским рыболовством в федеральных водах США2. Этот Закон способствует долгосрочному развитию биологической и экономической устойчивости морского рыболовства США. Основными целями данного Закона являются предотвращение избыточного вылова морских биоресурсов, восстановление запасов морских ресурсов, увеличение долгосрочных экономических и социальных преимуществ, обеспечение безопасной и устойчивой поставки морепродуктов.

В соответствии с указанным Законом управление рыболовством в США в отдельных рыболовных районах осуществляется региональными советами по управлению рыболовством. Вопросами рыболовства в Арктическом регионе непосредственно занимается Совет по управлению рыболовством в северной части Тихого океана. Данный региональный совет по управлению рыболовством состоит из представителей штатов Аляска, Вашингтон и Орегон. В его компетенцию входит управление рыболовством в Северном Ледовитом океане, Беринговом море и на Тихоокеанском побережье Аляски. Совет по управлению рыболовством в северной части Тихого океана включает 11 членов с правом голоса, в том числе семь назначаемых секретарем, пять из которых назначаются из штата Аляска, а два — из штата Вашингтон.

Важным положительным элементом законодательства США является наличие специального правового акта, направленного на регулирование промысла не только рыбных ресурсов, но и морских млекопитающих.

2 См.: Magnuson-Stevens Act. National Oceanic and Atmospheric Administration. URL: https://www.fisheries.noaa. gov/topic/laws-policies (дата обращения: 30.05.2019).

Закон о защите морских млекопитающих был принят в США в 1972 г. и регулярно актуализируется с учетом изменения социально-экономических и природно-климатических условий обитания морских млекопитающих. Данный законодательный акт направлен на защиту популяции отдельных видов морских млекопитающих, которые находятся либо могут находиться под угрозой исчезновения в результате деятельности человека. Численность животных данных видов не должна уменьшаться ниже пределов отметки, после которой они перестают быть важным функционирующим элементом экосистемы, частью которой являются. Соответственно, не должно быть разрешено уменьшение их оптимальной численности ниже установленного предела.

Закон о защите морских млекопитающих предусматривает немедленное принятие дальнейших мер по пополнению любых видов или популяции, численность которых уже уменьшилась ниже низшего предела. В частности, должны быть предприняты усилия для защиты основных мест обитания, в том числе лежбищ, брачных угодий и участков, имеющих сходное значение для каждого вида морских млекопитающих, от неблагоприятного воздействия человека.

Указанный Закон ввел мораторий на добычу морских млекопитающих любым гражданином США, за единственным исключением — дозволение промысла данной категории животных с целью обеспечения средств к существованию (пропитания) для коренных жителей Аляски3.

Данный Закон особо оговаривает права коренных народов, ведущих традиционный образ жизни, на добычу морских млекопитающих. За исключением некоторых случаев, положения этого Закона не применяются в отношении промысла любого морского млекопитающего индейцами, алеутами или эскимосами, которые проживают на Аляске, не -посредственно на побережье северной части Тихого океана либо Северного Ледовитого океана, если данная промысловая деятельность соответствует следующим критериям: а) для прожиточных целей (пропитания); б) для целей создания и (или) продажи изделий народного промысла, рукоделия и одежды при условии, что только подлинные предметы народного промысла и одежды могут продаваться в межгосударственной торговле, а также при условии, что любая съедобная часть морских млекопитающих может быть продана в родных деревнях или городах на Аляске либо для местного (домашнего) потребления4.

3 См. : Lefevre J. S. A Pioneering Effort in the Design of Process and Law Supporting Integrated Arctic Ocean Management // Environmental law reporter. 2013. No. 10. P. 10900.

4 См.: Marine mammal protection act of 1972 [Public Law 92—

522, Approved October 21, 1972, 86 Stat. 1027]: As Amended Through P. L. 115—329, Enacted December 18, 2018. URL:

Канада. Управление морскими биоресурсами в этой стране осуществляется в рамках деятельности Министерства рыболовства и океанов Канады — федерального органа государственной власти в сфере защиты водных пространств, а также управления канадскими рыбными, океанскими и пресноводными ресурсами. Другим не менее важным направлением деятельности Министерства является развитие морского и рыбного секторов экономики, а также инновационное развитие в таких областях, как аквакультура и биотехнология. Министерство рыболовства и океанов помогает обеспечить здоровые и устойчивые водные экосистемы посредством защиты среды обитания и стимулирования научно-исследовательской деятельности в данной сфере.

Законодательство Канады, посвященное проблематике промысла водных биоресурсов, дифференцируется в зависимости от объекта правового регулирования. Но при этом Законом о рыболовстве регулируются общественные отношения, возникающие в связи с промыслом не только рыбы, но также омаров, морских растений. Более того, в данном Законе затрагиваются и отдельные природоохранные аспекты промысла морских животных.

Закон о рыболовстве содержит прежде всего нормы права о взаимодействии центральных и региональных (провинциальных) органов власти. Также он содержит нормы, регулирующие вопросы ответственности (включая уголовную) за нарушение правил рыболовства.

Из содержания Закона следует, что предоставление исключительного права на промысел в пределах территорий и акваторий, находящихся под юрисдикцией провинций Канады, находится в ведении самих провинций.

При этом Министерство может заключить соглашение с провинцией для достижения целей настоящего Закона, включая соглашение по одному или нескольким пунктам: содействие сотрудничеству между сторонами такого рода соглашений, включая совместную деятельность в областях, представляющих взаимный интерес, уменьшение дублирования между их программами в соответствующих областях, а также согласование этих программ иным образом; содействие расширению связей между сторонами, включая обмен научной и другой информацией; содействие общественным консультациям или заключению соглашений со сторонними заинтересованными сторонами5.

https://legcounsel.house.gov/Comps/Marine%20Mammal%20 Protection%20Act%20Of%201972.pdf (дата обращения: 07.06.2019).

5 См.: Fisheries Act (R. S.C., 1985, c. F-14). URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/f-14/FullText.html (дата обращения: 26.06.2019).

Важным преимуществом законодательства Канады о рыболовстве является закрепление прав коренных народов на добычу морских живых ресурсов. Под аборигенным промыслом в контексте данного Закона понимается добыча морских живых ресурсов какой-либо организацией аборигенов или ее членами для использования в качестве пищи и для социальных или церемониальных целей или для целей, изложенных в соглашении о земельных претензиях, заключенном с организацией коренных народов; добывается какой-либо организацией аборигенов или ее членами для использования рыбы в качестве пищи, для социальных или церемониальных целей или для целей, изложенных в соглашении об урегулировании претензий, заключаемом с организациями коренных (автохтонных) народов.

Более того, Закон о рыболовстве содержит отсылки к законодательству о коренных народах Канады6. Это касается вопросов контроля и надзора за деятельностью, связанной с добычей морских живых ресурсов, осуществляемой представителями коренных народов Канады. Полномочия в сфере реализации должностными лицами и органами средств правовой защиты объектов рыболовства также определяются на основании Закона о рыболовстве с учетом требований законодательных актов об отдельных коренных народах Канады.

Правила Канады о морских млекопитающих7 распространяются на контроль промысла морских млекопитающих и связанные с ним виды деятельности в Канаде и канадских рыбных водах8.

Правила о морских млекопитающих предусматривают привилегированное природопользование для коренных жителей — индейского и инуитского9 населения. Данным группам канадского населения предоставлено право на осуществление промысла без лицензии для употребления в пищу, а также в социальных либо церемониальных целях тюленей, ки-

6 В Канаде в отношении каждого из коренных народов приняты отдельные законодательные акты: Закон об окончательном соглашении Нисгаа, Закон об окончательном соглашении Тлаамина, Закон об окончательном соглашении Цаввассенов, Закон об окончательном соглашении Первых наций Маану-ла. Также в Законе Канады о рыболовстве имеется отсылочная норма к Акту о заключительном соглашении первого народа Йельского университета.

7 См.: Marine Mammal Regulations (SOR/93-56). URL: https:// laws-loisjustice.gc.ca/eng/Regulations/SOR-93-56/page-1.html (дата обращения: 27.06.2019).

8 Термин «Канадские рыбные (рыболовные) воды» означает все воды в рыболовных зонах Канады, все морские пространства в территориальном море Канады, а также все внутренние воды Канады. Данный термин установлен в соответствии с Законом о рыболовстве 1985 г.

9 Инуиты — официальное наименование и самоназвание

эскимосского народа.

тообразных, за исключением белух в определенных районах, гренландских китов, а также китов некоторых других видов и нарвалов. Помимо этого, индейцам и инуитам разрешается добыча четырех моржей в год. Лицензия на промысел нарвала не может быть выдана никакому другому лицу, кроме инуитов.

Правилами о морских млекопитающих предусмотрен ряд мер по их правовой охране. В частности, никто не должен беспокоить морское млекопитающее, помимо следующих целей: выполнение работ, мероприятий или деятельности, которые разрешены либо требуются в соответствии с Законом Канады о рыболовстве 1985 г.; при осуществлении промысла морских млекопитающих в соответствии с Правилами о морских млекопитающих; при осуществлении промысла морских млекопитающих в порядке, указанном в лицензии, выданной в соответствии с Правилами рыболовства10, разрешающими им вести данный промысел в экспериментальных, научных, образовательных или общественных целях; либо способом, разрешенным в соответствии с Законом 2002 г. о видах, подверженных риску, целями которого, в свою очередь, являются следующие: предотвращение истребления или исчезновения различных видов дикой природы, обеспечение восстановления тех из них, которые были истреблены, подвергаются природной (климатической) угрозе или угрозе в результате деятельности человека, а также осуществление управления теми видами, которые вызывают особую обеспокоенность. Данные цели поставлены для того, чтобы предотвратить исчезновение этих видов11.

В Канаде Правила рыболовства 1993 г. именуются общими и применяются к регулированию правоотношений, возникающих в связи с рыболовной деятельностью в пределах морских пространств, находящихся под юрисдикцией Канады, но при этом в Правилах содержатся также и бланкетные нормы, корреспондирующие к региональному законодательству.

В случае несоответствия между Правилами рыболовства (общими) и любым из региональных правил рыболовства последние имеют преимущественную силу перед общими правилами. К региональным правилам относятся следующие: Правила рыболовства в Атлантике 1985 г., Правила рыболовства в Британской Колумбии 1996 г., Правила рыболовства с иностранных морских судов 2017 г.; Правила морских млекопитающих 1993 г., Правила управления рыболовством в загрязненных водах 1990 г., Правила рыболовства в морских провинциях 1993 г., Правила рыболовства в Ньюфаундленде и Лабрадоре

10 См.: Fishery (General) Regulations (SOR/93-53). URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/SOR-93-53/ (дата обращения: 02.07.2019).

11 См.: Species at Risk Act (S. C. 2002, c. 29). URL: https:// laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/S-15.3/FullText.html (дата обращения: 27.06.2019).

1978 г., Правила рыболовства в Северо-Западных тер -риториях 2017 г., Правила рыболовства в Тихом океане 1993 г., Правила промысла на территории Юкона 2011 г., Правила выдачи лицензий для общинного рыболовства 1993 г., Правила тихоокеанской аквакуль-туры 2010 г., а также Положения об инвазивных водных видах12 2015 г.

Таким образом, правовое регулирование промысла морских живых ресурсов в Канаде осуществляется на основании как центрального, так и регионального законодательства. Но в случае возникновения коллизии между нормами центрального и регионального законодательных актов приоритет имеет региональный акт.

Исландия. Побережье Исландии, несмотря на то что данное государство расположено к югу от Север -ного полярного круга, имеет прямой выход к Норвежскому морю, являющемуся частью Северного Ледовитого океана. Таким образом, Исландия и ее территориальные воды, а также иные морские пространства являются частью экосистемы Арктики. Помимо этого, Исландия участвовала в подписании Декларации об учреждении Арктического совета 1996 г. и в соответствии с ней является арктическим государством.

Правовое регулирование морских биоресурсов в Исландии осуществляется на основании Закона об управлении рыболовством 1990 г. (в ред. 2006 г.)13. В соответствии с законодательством Исландии морские биоресурсы берегов Исландии являются общим достоянием исландской нации. Целью названного Закона является содействие сохранению и эффективному использованию морских живых ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает стабильную занятость и равномерное распределение населения по всей территории Исландии.

Закон об управлении рыболовством регулирует правоотношения, возникающие в связи с эксплуатацией морских ресурсов различных категорий, включая морских животных (млекопитающих), а также морские растения. Главным условием распространения данного Закона на соответствующие правоотношения является обнаружение данных биоресурсов в исключительной зоне рыболовства Исландии. Другими условиями применения данного Закона к морским биоресурсам является их использование либо потен-

12 В данном контексте термин «инвазивные водные виды» означает случайно занесенные человеком (или распространившиеся по созданным человеком коридорам) виды морских биоресурсов в новые для них регионы, где они успешно приживаются, начинают размножаться и захватывать новые акватории.

13 См.: The Act on Fisheries Management as subsequently amended in the Republic of Iceland (Act No. 38/1990). URL: extwprlegs1.fao.org/docs/texts/ice3455.doc/ (дата обращения: 04.07.2019).

циальная возможность использования в коммерческих целях, а также отсутствие специальных законодательных актов, регулирующих их эксплуатацию.

Промысел морских млекопитающих, упоминаемых в официальных правовых актах Исландии как «морские животные», как и промысел различных видов рыб, регулируется Законом об управлении рыболовством. Промысел тех видов морских животных, на которых не распространяются ограничения по общему допустимому улову (ОДУ), предусмотренные в ст. 3 данного Закона14, может свободно осуществляться всеми судами, имеющими разрешения на коммерческий промысел, как это предусмотрено в ст. 4 Закона15, с учетом ограничений, установленных общими правилами, касающимися промысла.

Анализируя основные законодательные акты Исландии, посвященные промыслу морских биоресурсов, важно обратить внимание на то, что они в большей степени ориентированы на рыбный промысел, чем на промысел морских млекопитающих в исключительной рыболовной зоне Исландии.

Королевство Дания (включая Гренландию). Дания представлена в Арктическом регионе островом Гренландия — самым крупным островом на Земле. Несмотря на то что Королевство Дания является унитарным государством по форме устройства, Гренландия обладает автономией в достаточной мере.

Закон о самоуправлении Гренландии от 29 ноября 1978 г. № 577 (гл. 2, ст. 2—4) регламентирует сферы деятельности органов самоуправления с учетом специальных приложений к данному закону, фиксирующих списки конкретных направлений деятельности, чтобы точно определить конкретные области ведения для органов местного самоуправления16. К таким направлениям деятельности относятся рыбная ловля

14 Так, ОДУ видов демерсальных (донных) видов морских биоресурсов определяется на 12-месячный (годовой) период, начинающийся 1 сентября каждого года и продолжающийся до 31 августа следующего года, называемый в Законе промысловым годом. ОДУ на предстоящий промысловый год должен быть определен до 1 августа каждого года. Однако министр может в течение любого промыслового года увеличивать или уменьшать ОДУ отдельных демерсальных видов. ОДУ других морских животных определяется заблаговременно, до наступления приближающегося промыслового сезона либо периода промысла, и министр может увеличивать или уменьшать его в течение следующего рыболовного сезона или периода рыбалки.

15 В данном случае имеются в виду два типа разрешений на промысел морских биоресурсов: общее разрешение на рыбную ловлю с квотой вылова и общее разрешение на рыбную ловлю с квотой на вылов, осуществляемый при помощи крючков и лесок.

16 См.: Ананидзе Ф. Р. Правовое положение эскимосов—ко-

ренного населения острова Гренландия // Евразийский юри-

дический журнал. 2015. № 4. С. 70.

на территории Гренландии, охота, а также сельское хозяйство и оленеводство17.

Законодательство Гренландии, регулирующее проблематику охраны морских биоресурсов, разнообразно по содержанию. Основополагающие правовые нормы, касающиеся вопросов промысла морских биоресурсов в Гренландии, зафиксированы в законах об охране природы и об использовании биоресурсов. Кроме того, имеются правовые акты, регулирующие морское рыболовство, а также промысел морских животных (охоту на них). Но особого внимания заслуживают распоряжения Ландстинга об арктической рыбной ловле, поскольку уже в названии правового акта отмечается его распространение на арктические морские пространства.

Закон от 18 декабря 2003 г. № 29 «Об охране природы» направлен на стимулирование мер по охране природы в Гренландии на экологически устойчивой основе и в соответствии с принципом предосторожности, а также с учетом условий жизни человека и возможностей в сфере защиты животного и растительного мира.

Основная цель Закона «Об охране природы» выражена в различных аспектах природоохранной сферы деятельности: сохранение биологического разнообразия, включая гены, виды, места обитания и экосистемы; обеспечение эксплуатации живых ресурсов на экологически устойчивой основе; сохранение и управление ландшафтными ценностями; обеспечение доступа общественности к богатому разнообразию природы, а также обеспечение эффективного выполнения международных договоров Гренландии по проблемам охраны природы во внутригосударственной сфере. Комплементарной целью данного Закона является содействие сохранению следующих объектов: генетические ресурсы диких животных, растений и микроорганизмов на суше и на море, которые принадлежат гренландскому сообществу и используются на благо общества; природа и здоровье человека (имеется необходимость в их охране в связи с эксплуатацией генетически модифицированных организмов). Данный Закон распространяется как на земельные, так и на рыболовные территории18.

Закон от 20 ноября 2006 г. № 20 «О коммерческом и научном использовании биологических ресурсов» представляет особый интерес в связи с исследованием проблем имплементации международных догово-

17 См.: The Greenland Home Rule Act: Act No. 577 of 29 November 1978. URL: http://www.stm.dk/_p_12712.html/ (дата обращения: 10.07.2019).

18 См.: Landsting Act No. 29 of 18 December 2003 on the Protection of Nature. The official web-site of the Government of Greenland. URL: https://naalakkersuisut.gl/~/media/ Nanoq/Files/ Attached%20Files/Engelske-tekster/Legislation/ Nature%20protection%20act%20Greenland.pdf (дата обращения: 11.07.2019).

ров, поскольку он принят в соответствии с международным договором — Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 г. (далее — Конвенция 1992 г.); ее участницей является Королевство Дания, автономной территорией в составе которой является Гренландия. В указанном Законе обозначена его многоаспектная цель в соответствии с Конвенцией 1992 г.: он направлен на регулирование таких правоотношений, как изучение биологических ресурсов в соответствии с Конвенцией 1992 г., использование результатов исследований для создания коммерческой ценности, обеспечение возможностей для получения Гренландией справедливой доли дохода от биологических ресурсов, а также их использование таким способом, который соответствовал бы целям охраны окружающей природной среды19.

Исполнительный приказ Гренландского самоуправления от 19 августа 2002 г. № 22 «Об организации досуговой охоты и рыбной ловли» отдельно регулирует рыбную ловлю и охоту на животных, т. е. нормы, регулирующие охоту и рыбную ловлю, закреплены в различных статьях данного исполнительного приказа.

В соответствии с данным приказом досуговая рыбная ловля разрешена только действительным владельцам рыболовных лицензий, которые являются личными и не могут быть переданы в аренду или иным образом передоверены. Лицензии на свободное рыболовство выдаются Гренландским самоуправлением. Самоуправление Гренландии может потребовать от муниципалитетов администрирования лицензий на рыболовство в свободное время и может разрешить учреждениям и туристическим офисам администрировать лицензии на рыболовство.

Вопросы, связанные с организацией досуговой охоты, урегулированы в отношении таких видов млекопитающих, как овцебык и карибу (северный олень). Для них установлены определенные квоты вылова. Отдельно урегулированы вопросы досуговой охоты на мелкую дичь, под которой понимаются птицы, тюлени и мелкие наземные млекопитающие20.

Специфика регионально-правового регулирования промысла морских млекопитающих заключается в том, что в системе правового регулирования добы-

19 См.: Greenland Home Rule Parliament Act No. 20 of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 November 2006 on Commercial and Research-Related Use of Biological Resources. URL: https://naalakkersuisut.gl/~/media/ Nanoq/Files/Attached%20Files/Engelske-tekster/ Legislation/ While%20this%20translation%20was%20carried%20out%20 by%20a%20professional%20translation%20agency.pdf (дата обращения: 11.07.2019).

20 См.: Greenland Home Rule Executive Order No. 22 of 19 August 2002 concerning Leisure Hunting and Fishing. URL: https://naalakkersuisut.gl/en/About-government-of-greenland/ Travel-activities-in-remote-parts-of-Greenland/Legislation (дата обращения: 11.07.2019).

чи биоресурсов Гренландии имеется такой нормативный правовой акт, направленный исключительно на регулирование арктической деятельности, что также отражено в его наименовании. В данном случае имеется в виду распоряжение Парламента Гренландии от 18 июня 1997 г. «Об арктической рыбной ловле».

Данное распоряжение регулирует арктическое рыболовство не только в морских пространствах, но и в реках и озерах Гренландии, поскольку все эти водоемы являются частью одной экосистемы; органам местного самоуправления — муниципальным советам делегированы широкие полномочия. В частности, каждые пять лет муниципальный совет готовит список потенциально плодовитых арктических рек, которые считаются наиболее подверженными чрезмерному вылову рыбы. Список передается в Министерство рыболовства, охоты и сельского хозяйства. Муниципальными актами могут быть установлены охраняемые районы, а также может быть разрешена рыбная ловля ручными лесками или удочками в охраняемых районах; таким образом сохраняется традиционное рекреационное наследие промысловых районов21.

Законодательство Гренландии, касающееся вопросов правового регулирования промысла морских биоресурсов, имеет ярко выраженную региональную специфику, обусловленную нахождением практически всех морских пространств Гренландии в Арктическом регионе.

Королевство Норвегия. Данное государство представлено в Арктическом регионе островом Ян-Май-ен и архипелагом Шпицберген. Помимо этого, северное побережье континентальной Норвегии имеет выход к берегам Северного Ледовитого океана, в частности к Норвежскому и Баренцеву морям, в водах которых осуществляется достаточно широкомасштабный промысел морских живых ресурсов. Рыболовство является одной из важнейших отраслей норвежской экономики, наряду с добычей ресурсов континентального шельфа. В связи с этим важно отметить достаточно высокий качественный уровень как системы государственного управления, так и законодательного регулирования рыболовной деятельности в Норвегии.

Органом государственного управления Королевства Норвегия в сфере добычи морских биоресурсов является Министерство торговли, промышленности и рыболовства, которое несет ответственность за определение и осуществление политики развития промышленности Норвегии и морского рыболовства

21 См.: Greenland Home Rule Executive Order concerning Arctic Char Fishing. The Greenland Home Rule Government, 18 June 1997. The official web-site of the Government of Greenland. URL: https://naalakkersuisut.gl/en/About-government-of-greenland/Travel-activities-in-remote-parts-of-Greenland/ Legislation (дата обращения: 11.07.2019).

и промышленной аквакультуры Королевства с прицелом на будущее22.

Законодательство Норвегии, применимое к рыболовству в арктических морях, весьма обширно и включает ряд фундаментальных законодательных актов.

Прежде всего необходимо отметить Закон от 17 декабря 1976 г. № 91 «Об экономической зоне Норвегии», поскольку именно в данной категории морских пространств осуществляется рыболовная деятельность под юрисдикцией прибрежного государства. В соответствии с данным Законом в морях, прилегающих к побережью Королевства, создается экономическая зона. Король определяет дату создания экономической зоны и воды, к которым она применяется. Внешняя граница экономической зоны должна быть обозначена на расстоянии 200 морских миль (далее отмечается величина 1 морской мили — 1852 м) от соответствующих базовых линий, но не выше средней линии по отношению к другим государствам. Создание экономической зоны не влечет изменений в положениях, касающихся территориального моря Норвегии.

В указанном Законе приводится ссылка на ранее принятый Закон Королевства Норвегия от 17 июня 1966 г. № 19 «Об ограничении и запрещении рыболовства в Норвегии для иностранцев», в котором говорится о запрете для иностранных граждан заниматься рыболовством или охотой в пределах норвежской экономической зоны23. Разрешается занятие рыболовством для иностранцев только в том случае, если у Норвегии заключен договор с соответствующим государством.

Закон от 3 июня 1983 г. № 40 «О морском промысле» по кругу лиц применяется в отношении граждан Норвегии и лиц, проживающих в данном государстве. Данный Закон применяется в водах под норвежской юрисдикцией, в водах за пределами любой национальной юрисдикции в области рыболовства, если ведется рыболовство или охота с использованием норвежского судна, в водах под юрисдикцией рыболовства иностранного государства. Король Норвегии может принять решение о том, что другие положения указанного Закона также применяются к норвежским судам в данных водах.

В соответствии с Законом «О морском промысле» равными с гражданами Норвегии или лицами, проживающими в Королевстве Норвегия, считаются общества с ограниченной ответственностью и другие общества с ограниченной ответственностью, если их

22 См.: Зиланов В. К., Борисов В. М., Лука Г. И. Рыбное хозяйство Норвегии. М., 2017. С. 199.

23 См.: Act No. 91 of 17 December 1976 relating to the Economic Zone of Norway. URL: https://www.un.org/Depts/los/

legislationandtreaties/pdffiles/nor_1976_Act.pdf (дата обращения: 12.07.2019).

головной офис или органы управления расположены в Норвегии; государство, объекты и фонды, находящиеся в ведении государства и норвежских муниципалитетов; любые лица, занимающиеся рыболовством либо охотой на норвежском судне. Под норвежским судном понимается судно, которое удовлетворяет условиям, изложенным ранее, т. е. принадлежит указанным выше лицам (физическим, юридическим лицам либо государству).

Особо оговаривается, что данный Закон не затрагивает право судоходства в экономической зоне, изложенное в Законе «Об экономической зоне Норвегии», касающемся экономической зоны Норвегии. Положения Закона «О морском промысле» применяются с учетом таких ограничений, которые вытекают из международного права или соглашений с иностранными государствами24. Данная норма означает признание как императивных принципов международного права, так и международных договоров Королевства Норвегия.

В Норвегии также имеется специальный нормативный правовой акт, регулирующий промысел морских биоресурсов, встречающийся в дикой природе.

Закон от 6 июня 2008 г. № 37 «Об управлении морскими ресурсами дикой природы» направлен на обеспечение надежного и экономически выгодного управления дикими морскими ресурсами и связанным с ними генетическим материалом и призван внести вклад в обеспечение занятостью и жильем лиц, проживающих в прибрежных общинах.

Действие данного Закона распространяется на все виды эксплуатации диких морских ресурсов и связанного с ними генетического материала. Под морскими ресурсами дикой природы в этом случае понимаются рыба, морские млекопитающие, которые полностью или частично связаны с морем, иные морские организмы, в том числе обитающие на морском дне или под ним, которые не находятся в частной собственности.

В соответствии с названным Законом закреплена система мер по управлению морскими ресурсами дикой природы, а также связанным с ними генетическим материалом. Система включает следующие меры: предосторожный подход в соответствии с международными соглашениями и руководящими принципами; экосистемный подход, который учитывает жизненное пространство и биологическое разнообразие; эффективный контроль за использованием по назначению и другим использованием ресурсов; полезное распределение ресурсов, которое может помочь обеспечить занятость и бизнес в прибрежных сообществах; оптимальное использование ресурсов, адаптированных к созданию морской стоимости,

24 Act of 3 June 1983 No. 40 Relating to sea-water fisheries. URL: https://app.uio.no/ub/ujur/oversatte-lover/data/lov-19830603-040-eng.pdf. (дата обращения: 14.07.2019).

рынка и промышленности; необходимость уменьшения любого негативного воздействия на живые морские ресурсы при различных методах сбора урожая и использования в поездках; вовлечение мер управления и обеспечение материальной основы для развития культуры саамского народа25.

Помимо законодательных актов, действие которых распространяется на все правоотношения, связанные с добычей морских биоресурсов, имеются также и подзаконные нормативные правовые акты, действие которых распространяется на отдельные регионы данного государства и прилегающие к ним морские пространства. В данном случае речь идет о правилах, регулирующих те или иные аспекты добычи морских живых ресурсов вблизи острова Ян-Майен и архипелага Шпицберген.

Королевство Швеция. Территория Швеции не имеет прямого выхода к побережью Северного Ледовитого океана, а также Атлантического океана, но тем не менее часть ее расположена в Арктике. Швеция имеет непосредственный выход к побережью Ботнического залива, который является частью единой экосистемы Атлантического океана. Более того, экосистема Швеции в определенной степени связана с Арктическим регионом в части флоры и фауны, находящимся в северной части Королевства.

Основным органом государственной власти в сфере регулирования рыболовства в Швеции является Национальный совет по рыболовству, который был основан в 1948 г. и находится в ведении Министерства сельского хозяйства, продовольствия и рыболовства, под руководством генерального директора, который также возглавляет совет директоров. Национальный совет по рыболовству способствует ответственному использованию рыбных ресурсов в целях обеспечения устойчивых уловов. Он отвечает за развитие биологического разнообразия и обилие разнообразных рыбных запасов в рамках ответственности своего сектора за окружающую среду. Национальный совет по рыболовству способствует расширению возможностей для жизнеспособной рыбной промышленности, увеличению возможностей рыболовства для населения и содействию доступности высококачественной рыбы26.

В Швеции основополагающим актом законодательства, регулирующим правоотношения, связанные с охраной природы, является Кодекс окружаю-

25 См.: Lov om forvaltning av viltlevande marine ressursar (havressurslova). LOV-2008-06-06-37. Lovdata. rettslige informasjonssystemet. URL: https://lovdata.no/dokument/NL/ lov/2008-06-06-37/KAPITTEL_14#%C2%A769 (дата обращения: 15.07.2019).

26 См.: Information on fisheries management in the kingdom

of Sweden. Food and Agriculture Organization. URL: http:// www.fao.org/fi/oldsite/FCP/en/SWE/body.htm (дата обращения: 16.07.2019).

щей среды. В нем закреплены основные положения, касающиеся управления земельными участками и акваторией. Данные объекты должны использоваться для тех целей, для которых они лучше всего подходят с учетом их природных особенностей, а также сложившейся ситуации и существующих потребностей. Приоритет должен быть отдан использованию соответствующих пространств с точки зрения общественных интересов. Земельные и водные пространства, не являющиеся либо являющиеся только в небольшой степени затронутыми проектами развития или другим вторжением в окружающую среду, насколько это возможно, должны быть защищены против мер, которые могут существенно повлиять на их состояние27. Прежде всего и водные, и сухопутные пространства должны быть защищены от антропогенной нагрузки, связанной с промышленной деятельностью.

Одним из основополагающих актов, регулирующих вопросы сохранения морских биоресурсов в Швеции, является Закон о рыболовстве от 10 июня 1993 г., регулирующий общественные отношения, связанные с рыболовной деятельностью как в пределах территориального моря Швеции, так и за его пределами, включая пространства исключительной экономической зоны данного государства, а также расположенные за ее пределами.

Данный Закон относится к таким категориям водных биоресурсов, как рыба, водные моллюски и ракообразные. Он дифференцирует режим водных объектов, находящихся в государственной собственности, от водных объектов, находящихся в частной собственности. Так, каждый гражданин Швеции может ловить рыбу в общественных водах, в море на таких пляжах и островках, которые принадлежали государству по состоянию на 30 июня 1986 г., а также на пляжах и островках, которые не принадлежали ни одному дому либо находились на особых условиях. Рыбалка в отдельных водах принадлежит собственнику. Однако каждый гражданин Швеции имеет право ловить рыбу в таких водах в объеме и порядке, указанных в приложении к настоящему Закону. По общему правилу, иностранные граждане имеют право заниматься рыбной ловлей при помощи ручных инструментов.

В Законе о рыболовстве оговаривается, что профессиональный промысел с использованием рыболовных судов в море может осуществляться только при наличии лицензии на промысел, о чем указано в ст. 6 Регламента Совета (ЕС) № 1224/2009 от 20 ноября 2009 г., устанавливающего систему контроля в Сообществе для обеспечения соблюдения положе-

27 См.: The Swedish Environmental Code. Ds 2000:61. Government Offices of Sweden. URL: https://www.government. se/legal-documents/2000/08/ds-200061/ (дата обращения: 16.07.2019).

ний общей политики в области рыболовства, а также иных нормативных правовых актов и документов ЕС.

Соответственно, законодательство Швеции, касающееся вопросов регулирования промысла морских биоресурсов, характеризуется рядом особенностей, в том числе международно-правового характера. Особенность заключается в том, что законодательство Швеции отличается нормами, им-плементирующими нормы международного права в национальное законодательство о рыболовстве. Во многом это касается правовых актов Европейского Союза, членом которого является Швеция.

Финляндская Республика. Данная страна не имеет прямого выхода к побережью Северного Ледовитого океана, но часть ее государственной территории также расположена в Арктике. Более того, Финляндия имеет особые природно-климатические условия, определяющие рыболовную деятельность в данном государстве. Климатические условия характеризуются как арктические. Это выражено прежде всего в том, что северная часть акватории Ботнического залива, особенно прибрежные воды, в разной степени покрыта льдом в течение части года. При этом основной период рыбной ловли в Финляндии длится с апреля по ноябрь28.

В Финляндии государственное регулирование морского и пресноводного рыболовства находится в ведении Министерства сельского и лесного хозяйства, в состав которого входит Департамент рыбы и дичи, осуществляющий управление рыбным хозяйством, а также охотой и оленеводством. Департамент подразделяется на два структурных подразделения, осуществляющих управление рыбным хозяйством: одно из них отвечает за управление в сфере любительского рыболовства, а другое — в сфере рыбной промышленности.

На региональном уровне ответственность за управление рыболовством возложена на 11 отделов рыболовства в центрах занятости и экономического развития. Региональные центры занятости и экономического развития занимаются вопросами оказания помощи в сфере рыболовства. Они также ведут реестры и предоставляют консультации по вопросам, касающимся прав на воду, ассигнований на рыболовство, регионального планирования и управления водотоками. Данными государственными услугами в равной мере могут воспользоваться как профессиональные рыбаки, так и рыбаки-любители.

Основным законодательным актом, регулирующим добычу морских биоресурсов в Финляндии, является Закон о рыболовстве (286/1982), принятый в 1982 г. и действующий с учетом изменений, внесенных в 2003 г.

28 См.: Information on fisheries management in the republic

of Finland. Food and Agriculture Organization. URL: http:// www.fao.org/fi/oldsite/FCP/en/FIN/body.htm. (дата обращения: 17.07.2019).

Главным требованием к организации рыбного промысла в Финляндии в соответствии с данным Законом является то, что при проведении промысла должны быть предприняты усилия для постоянной продуктивности водных биоресурсов. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения рационального использования рыбных запасов на должном уровне, а также обеспечение управления рыболовством и расширения рыбных запасов. Следовательно, необходимо избегать таких мер, которые могут нанести вред или неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды.

В Законе о рыболовстве закреплено понятие «рыболовная корпорация», под которым понимается товарищество, образованное совладельцами рыболовных вод, функционирующими в соответствии с Законом о совместно принадлежащих районах (758/1989) 1989 г.

В целях развития сектора рыбного хозяйства и реализации иных целей, указанных в Законе о рыболовстве, водные пространства Финляндии делятся на рыболовные районы вне зависимости от их собственности, разделения на муниципалитеты либо иные структурные единицы, образованные на основании решения органов местного самоуправления либо Администрации Правительства.

Право на занятие рыболовством и издание распоряжений, связанных с ним, принадлежит владельцу объекта водных биоресурсов, если это право не было передано другой стороне и если иное предусмотрено Законом о рыболовстве.

Указанным Законом определен также субъектный состав потенциальных участников рыболовной деятельности под юрисдикцией Финляндии. Гражданин любого государства — члена ЕС, постоянно проживающий на территории Финляндии, имеет право заниматься рыболовством в общественных водах в морских районах и рыболовной зоне Финляндии. Граждане Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и Дании имеют право ловить рыбу для бытовых нужд и отдыха в вышеуказанных водных пространствах вне независимости от места их проживания29.

Помимо органов государственной власти, в Финляндии достаточно заметная роль в регулировании рыболовной деятельности принадлежит общественным объединениям, специализирующимся в сфере рыболовства. Федерация рыболовных ассоциаций (Kalatalouden Keskusliitto) представляет владельцев водных объектов и всех рыбаков — как рекреационных, так и коммерческих. Финская ассоциация профессиональных рыбаков (Биотеп Ammattikalastajaliitto, SAKL) представляет интере-

29 См.: Fishing Act (286/1982; amendments up to 154/2003 included). Finlex. Web-site of Finnish legislation. URL: https:// www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1982/en19820286_20030154.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

сы профессиональных рыбаков, т. е. лиц, преимущественно и на профессиональной основе занимающихся рыбной ловлей. Финская ассоциация рыболовов (Биотеп Kalakauppiasliitto) работает в тесном сотрудничестве с SAKL. Финская ассоциация рыбоводов (Биотеп Kalankasvattajaliitto) — отраслевая ассоциация, основанная в 1964 г., представляет интересы всех субъектов аквакультурной деятельности в Финляндии и является членом Федерации европейских производителей аквакультуры ^ЕАР). Финская центральная организация рыбаков (Биотеп vapaa ajankalastajien Keskusjarjestб) представляет интересы рыболовов-любителей в Финляндии.

Рассмотренное государственно-правовое регулирование рыбного промысла в Финляндии относится непосредственно к промыслу рыбы. Промысел морских биоресурсов, относящихся к категории морских млекопитающих, регулируется Законом об охоте (615/1993) 1993 г., который в настоящее время действует с учетом изменений, внесенных в 2013 г.

Этот Закон распространяется на охоту, отлов и уничтожение незащищенных животных, а также на управление охотой, компенсацию за ущерб, нанесенный дикими животными, и содержание охотничьих собак. В данном Законе также упоминаются отдельные виды ластоногих (морских млекопитающих). В частности, к категории диких и незащищенных животных законодатель относит балтийскую кольчатую нерпу, морского тюленя, серого тюленя. Специальные правила охоты на морских млекопитающих и правила охраны их популяции финским законодателем не предусмотрены30.

Таким образом, характерной чертой развития правового регулирования общественных отношений в сфере добычи водных биоресурсов Финляндии является довольно заметная роль общественных организаций, специализирующихся в сфере рыболовства, которые призваны не только консолидировать общество в целях рационального использования природных богатств, но также отстаивать законные интересы субъектов рыболовной деятельности.

Заключение. Возрастание геополитической конкуренции за Арктику требует мобилизации не только политических, социально-экономических, но и правовых ресурсов, поскольку только право как универсальный социальный регулятор способно придать необходимое направление развитию Арктики и защитить арктические интересы России31.

Морские живые ресурсы составляют основу рациона питания для многих жителей Арктического ре-

30 См.: Hunting Act (615/1993; amendments up to 206/2013 included). URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1993/ en19930615.pdf (дата обращения: 19.07.2019).

31 См.: Хабриева Т. Я., Капустин А. Я. О феномене арктического права в контексте правового развития России // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85. № 5—6. С. 472.

гиона уже на протяжении нескольких тысячелетий, и, соответственно, данный промысел нуждается в постоянной поддержке и активном развитии.

На законодательном уровне должны предприниматься необходимые меры для обеспечения защиты арктической флоры и фауны, а также тех экосистем, от которых они зависят. Прежде всего следует уделять особое внимание различным биологическим видам: рыбам, птицам, китам, тюленям и другим морским млекопитающим, которые представляют собой ресурсы, потребляемые человеком, и в первую очередь представителями коренного населения. Необходимо уделять внимание и правовой охране мест обитания морских живых ресурсов: зоны кромки ледяного поля, прибрежных лагун, барьерных островов, заболоченных местностей, устьев рек, заливов и дельт рек32.

Важно обратить внимание на дифференциацию данного промысла на две достаточно существенные категории: рыбный промысел и промысел морских млекопитающих. Если рыбная промышленность регулируется законодательным актом практически в каждом арктическом государстве, то промысел морских млекопитающих в большинстве стран региона не урегулирован специальным правовым актом33.

В Российской Федерации до недавнего времени действовали Правила охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30 июня 1986 г. № 349. В настоящее время они отменены34.

Представителями рыболовного сообщества Российской Федерации была инициирована отмена данного нормативного правового акта в рамках «регуля-торной гильотины», поскольку он содержал «избыточные требования и не нес никакой функциональной нагрузки, за исключением возможности лишний раз штрафовать капитанов судов за попадание в запретные зоны»35.

Важно, что в связи с отменой Правил охраны и промысла морских млекопитающих в Российской Федерации широкий круг вопросов, связанных с со-

32 См.: Кукушкина А. В., Шишкин В. Н. Арктика: охрана окружающей среды при добыче углеводородов. Международно-правовые аспекты. М., 2010. С. 47.

33 Исключением являются Закон США о защите морских млекопитающих 1972 г. и Правила Канады о морских млекопитающих 1993 г.

34 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 июня 2020 г. №№ 857 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федераль -ного органа исполнительной власти Российской Федерации».

35 Рыбаки добились отмены устаревших правил. Новости

от 22 июня 2020 г. URL: https://fishnews.ru/news/ 39400 (дата

обращения: 08.07.2020).

ответствующим видом деятельности, остался неурегулированным: определение промысловых участков, установление лимита добычи морских млекопитающих, охрана данной категории животных от нарушения порядка их использования и др. В связи с этим представляется целесообразным принятие в Российской Федерации нового правового акта, регулирующего промысел морских млекопитающих, с учетом зарубежного опыта арктических государств. Важно также, что регулирование промысла морских живых ресурсов Арктики во многом направлено на поддержание традиционного ведения хозяйства коренными народами данного региона, для которых морские млекопитающие являются необходимой частью их рациона. Так, на территории Чукотского автономного округа действуют 23 общины коренных малочисленных народов, из них восемь общин заняты в морском зверобойном промысле и выполняют государственный заказ по реализации пищевой безопасности, а именно по обеспечению потребности населения 15 населенных прибрежных пунктов Восточной Чукотки в традиционных видах продуктов. Морским зверобойным промыслом профессионально занимаются около 240 человек. Сохранение морского зверобойного промысла как традиционной отрасли хозяйствования коренных народов — одна из стратегических целей правительства региона36.

Соответственно, если данный промысел направлен на поддержание традиционного образа жизни, то он должен поощряться и поддерживаться государством. Но освобождение субъектов этой деятельности от излишних административных барьеров должно осуществляться в условиях сохранения личных, семейных, бытовых нужд как целей промысла морских млекопитающих37.

Неурегулированность промысла морских млекопитающих специальным нормативным правовым актом создаст гораздо больше проблем, чем наличие административных барьеров и/или избыточных требований в случае его принятия. Соответственно, если компетентный законодательный орган решит принять данный правовой акт, то его содержание должно соответствовать достижению следующих целей: сохранение окружающей природной среды (минимизация причиняемого вреда), соблюдение интересов коренных жителей Арктики и интересов государства.

36 См.: ОткеА. И. Международно-правовое регулирование жизнедеятельности коренных народов Чукотки // Российская Арктика — территория права: альманах. Вып. III. Сохранение и устойчивое развитие Арктики: Арктика в социально-правовом измерении / отв. ред. В. П. Емельянцев, Е. А. Гали-новская. М.; Салехард, 2016. С. 65.

37 См.: Сиваков Д. О. Хозяйственная деятельность в поляр -ных условиях: экологические риски и задачи правового регулирования // Российская Арктика — территория права: альманах / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М.; Салехард, 2014. С. 220.

Список литературы

Lefevre J. S. A Pioneering Effort in the Design of Process and Law Supporting Integrated Arctic Ocean Management // Environmental law reporter. 2013. No. 10.

Ананидзе Ф. Р. Правовое положение эскимосов — коренного населения острова Гренландия // Евразийский юридический журнал. 2015. № 4.

Арктическое право: концепция развития / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2014.

Зиланов В. К., Борисов В. М., Лука Г. И. Рыбное хозяйство Норвегии. М., 2017.

Кукушкина А. В., Шишкин В. Н. Арктика: охрана окружающей среды при добыче углеводородов. Международно-правовые аспекты. М., 2010.

Отке А. И. Международно-правовое регулирование жизнедеятельности коренных народов Чукотки // Российская Арктика — территория права: альманах. Вып. III. Сохранение и устойчивое развитие Арктики: Арктика в социально-правовом измерении / отв. ред. В. П. Емельянцев, Е. А. Галиновская. М.; Салехард, 2016.

Сиваков Д. О. Хозяйственная деятельность в полярных условиях: экологические риски и задачи правового регулирования // Российская Арктика — территория права: альманах / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М.; Салехард, 2014.

Хабриева Т. Я., Капустин А. Я. О феномене арктического права в контексте правового развития России // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85. № 5—6.

References

Ananidze F. R. The legal status of the Eskimos — the indigenous peoples of the Greenland Island. Eurasian law journal, 2015, no. 4.

Arctic law: conception of development. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2014.

Khabrieva T. Y., Kapustin A. Ya. O fenomene arkticheskogo prava v kontekste pravovogo razvitiya Rossii. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk, 2015, vol. 85, no. 5—6.

Kukushkina A. V., Shishkin V. N. Arktika: okhrana okruzhayushchey sredy pri dobyche uglevodorodov. Mezhdunarodno-pravovye aspekty. Moscow, 2010.

Lefevre J. S. A Pioneering Effort in the Design of Process and Law Supporting Integrated Arctic Ocean Management. Environmental law reporter, 2013, no. 10.

Otke A. I. International-legal regulation of the issues of life of Indigenous Peoples of Chukotka. Russian Arctic: territory of law. Almanac. Iss. III. Protection and sustainable development of the Arctic. Arctic in the socio-legal dimension. Ed. by V. P. Emel'yantsev, E. A. Galinovskaya. Moscow; Salekhard, 2016.

Sivakov D. O. Economic Activities in Polar Conditions: Environmental Risks and Challenges of Legal Regulation. Russian Arctic: territory of law. Almanac. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow; Salekhard, 2014.

Zilanov V. K., Borisov V. M., Luka G. I. Rybnoye khozaystvo Norvegii. Moscow, 2017.

Информация об авторе

В. Р. Авхадеев, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.