И.В. Колина
Колина Инна Викторовна — соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России
Юридические конструкции участия общественных объединений в деятельности уголовно-исполнительной системы России
В настоящее время во взаимоотношениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и общества постепенно складываются предпосылки для выстраивания системы объективно необходимого, эффективного и конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Такое взаимодействие полезно как для уголовно-исполнительной системы, так и для общества в связи с тем, что помощь получает не только один из важнейших элементов государственного аппарата, но и общество в целом, приобретая возможность контролировать деятельность этого аппарата в более полном объеме. Кроме того, подобное взаимодействие может и должно стать одним из направлений формирования подлинного, развитого гражданского общества. Рост числа общественных формирований, активно участвующих в деятельности государства, совершенствование политической системы общества, учреждение нового органа воздействия на государственные структуры и контроля за их деятельностью в лице Общественной палаты Российской Федерации позволяют оптимистично оценивать складывающиеся тенденции все более широкого и динамичного сотрудничества государства, его органов с общественными формированиями.
Участие общественных объединений в контроле за деятельностью Федеральной службы исполнения наказаний можно рассмотреть в виде своеобразной правовой конструкции. Традиционно юридическая конструкция определяется следующим образом: «Это такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и формами ответственности соответствующих лиц»1.
В соответствии с логикой права вслед за одной сформировавшейся юридической конструкцией на свет как бы по цепочке появляются другие конструкции. Например, типовые взаимодействия между юридическими элементами при формировании общественных организаций в современных условиях2.
Иными словами юридические конструкции можно рассмотреть как типовые взаимосвязи и процессы обусловленные правом и представляют собой собственно конструкцию формирования участия общественности в контроле за обеспечением прав человека в уголовно- исполнительной системе.
По нашему мнению, такая конструкция включает в себя ряд типичных элементов.
1. Механизм правового регулирования процесса состоит в общем воздействии права на общество и складывающиеся в нем общественные отношения в частности в сфере исполнения уголовных наказаний. Происходит формулирование правил поведения, направленных на удовлетворение интересов определенной группы субъектов права (общественных объединений и осужденных, подозреваемых и обвиняемых). На данном этапе речь идет о качественном подходе к формированию нормы права.
2. Определяются специальные условия, при наступлении которых общие правила поведения могут быть детализированы применительно к определенному виду субъекта (субъектов) права. На данном этапе речь идет о юридическом факте, выступающем в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения возможной юридической связи между субъектами права (вступление в силу приговора суда об уголовной ответственности за совершенное преступление или принятия решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу).
3. Устанавливается характер конкретной юридической связи между субъектами права посредством определения взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу и к третьим лицам (члены общественной палаты; общественные объединения; учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы; подозреваемые, обвиняемые и осужденные). На данном этапе на основе норм права и конкретных юридических фактов осуществляется процесс возникновения правоотношений определенного вида (общественный контроль за соблюдением прав человека и содействие общественных объединений в работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы).
4. Реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на удовлетворение их целей посредством соблюдения, исполнения или использования
1 www.yurforum.ucoz.ru
2 Образование в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 Общественной палаты Российской Федерации потребовало того, чтобы были созданы общественные наблюдательные комиссии как субъекты, осуществляющие контрольные функции в сфере исполнения уголовных наказаний и меры пресечения в виде заключения под стражу.
Юридическая техника. 2013. № 7 (ч. 2)
предоставленных правовыми предписаниями возможностей. Это находит свое отражение в актах реализации прав и обязанностей. В действующем уголовно-исполнительном законодательстве России в соответствии с частью 1 статьи 23 УИК РФ закреплены положения, согласно которым общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных; на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кроме того, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Правовое регулирование в области общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации»1, Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-Ф3 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»2, Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»3, Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам»4, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р «О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»5, Приказа Минюста России от 25 декабря 2009 года № 435 «Об общественном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации»6, весь данный объем нормативной правовой базы свидетельствует об увеличении роли общественных институтов в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Общественная палата Российской Федерации (далее — Общественная палата) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Общественная палата формируется из сорока двух граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, сорока двух представителей общероссийских общественных объединений и сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.
Выбор представителей межрегиональных и региональных общественных объединений осуществляется членами Общественной палаты, утвержденными Президентом Российской Федерации, совместно с представителями общероссийских общественных объединений, принятыми в члены Общественной палаты, путем голосования из числа кандидатур, определенных на конференциях, проведенных в федеральных округах. Число представителей межрегиональных и региональных общественных объединений от каждого федерального округа определяется решением совета Общественной палаты. При этом должно соблюдаться примерное равенство по числу представителей межрегиональных и региональных общественных объединений от каждого федерального округа.
Члены общественной палаты принимают участие в формировании общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии;
Общественные наблюдательные комиссии (далее — ОНК) образуются в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. В субъекте Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная
1 Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 15. — Ст. 1277.
2 Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 24. — Ст. 2789.
3 Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 42. — Ст. 4109.
4 Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 32. — Ст. 3559.
5 Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.
6 Бюллетень Министерства юстиции РФ. — 2010. — № 3.
Колина И.В. Юридические конструкции участия общественных объединений..
325
комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Рассмотренные нами конструкции участия общественности позволяют установить и отметить позитивные и негативные моменты этой деятельности.
В частности, в течение 2011 года продолжалось конструктивное сотрудничество уголовно-исполнительной системы с ОНК. В течение года члены ОНК более 1770 раз посещали учреждения УИС, 711 раз принимали участие в работе комиссий исправительных учреждений по вопросам, связанным с изменениями условий содержания осужденных, заменой неотбытой части наказания более мягким видом, условно-досрочного освобождения. В этих целях при исправительных учреждениях сформированы комиссии по оценке поведения осужденных.
В состав комиссий вошли 1302 члена общественных объединений и религиозных организаций, 916 работников органов государственной власти и местного самоуправления, 177 представителей региональных уполномоченных по правам человека и по правам ребенка.
В прошедшем году комиссиями рассмотрены материалы в отношении 369 000 осужденных, 39 000 из них переведены в облегченные условия содержания, 13 500 осужденных переведены из исправительных колоний в колонии-поселения. Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким наказанием 3 500 осужденным, более 45 000 человек освобождены условно-досрочно1.
Благодаря деятельности общественных наблюдательных комиссий в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты и целевые программы, направленные на обеспечение эффективного взаимодействия территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений в решении проблем социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений, в части:
— содействия в трудоустройстве после освобождения от отбывания наказания;
— медицинской реабилитации (выдача медицинских полисов обязательного медицинского страхования, получение необходимой медицинской и лекарственной помощи);
— бытового устройства (содействие в оформлении документов, оплата проезда к новому месту жительства, решение жилищных проблем, восстановление социальных связей) и др2.
Однако на данный момент назрела необходимость изменения в целом концепции общественного контроля. ОНК должны заниматься не только защитой лиц, отбывающих уголовные наказания и содержащихся под стражей, но и способствовать развитию всех видов исправительных учреждений и мест содержания под стражей в соответствии с международными стандартами.
Кроме того, необходимо отметить, что нормы уголовно-исполнительного законодательства, касающиеся участия общественности в деятельности уголовно-исполнительной системы, носят разрозненный и несогласованный характер, ограничивают возможность участия целого ряда субъектов в деятельности данной системы, применяя более узкое понятие «общественные объединения» (ч. 4 ст. 12, ст. 23, ст. 142, ч. 3 ст. 165 УИК РФ). В Законе РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»3 вообще содержится еще более узкое понятие, «общественные организации». Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»4 указывает, что общественные организации — лишь одна из организационно-правовых форм общественных объединений. Уяснение отличий данных субъектов и определение круга полномочий должно внести определенную ясность в систему субъектов общественности, участвующих в исправлении осужденных и оказывающих содействие администрации учреждений в материально-бытовой, социальной, образовательной и других сферах деятельности.
Таким образом, юридическая конструкция участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека представляет собой комплекс правовых средств, которые образуют типизированные модели, образующие разновидности общественных отношений, возникающих в процессе исполнения уголовных наказаний или применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Рассмотрение данного процесса в качестве правовой конструкции позволяет:
1. Стандартизировать форму участия общественных объединений в процессе контроля за соблюдением прав человека в уголовно-исполнительной системе.
2. Повышает степень прозрачности деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
3. Позволяет повысить эффективность использования общественных объединений в сфере контроля за соблюдением прав и свобод человека в правоохранительной деятельности.
1 См.: Выступление директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы A.A. Реймера на расширенном заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 года // www.fsin.su
2 Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: Материалы научно-практической конференции, 14 марта 2012 г. г. Рязань. — Рязань, 2012. — С. 99.
3 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 33. — Ст. 1316.
4 Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 21. — Ст. 1930.
Юридическая техника. 2013. М 7 (ч. 2)