Научная статья на тему 'Юридические факторы снижения эффективности административного наказания'

Юридические факторы снижения эффективности административного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / производство по делу об административном правонарушении / административное наказание / административная пенология / административная деликтология / administrative responsibility / proceedings in the case of an administrative offense / administrative punishment / administrative penology / administrative delectology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерюга А. Н., Дерюга Н. Н.

актуальность исследования заключается в большом количестве выявляемых административных правонарушений, в том числе совершенных повторно. Целью исследования является определение причин низкой эффективности правового механизма назначения и исполнения административного наказания, выработка емкого обобщенного предложения путей ее решения. Методы исследования: дедукции и индукции, анализа и синтеза, сравнительно-правового исследования. Результаты исследования выражаются в выводах о том, что современные тенденции к упрощению и последующему ускорению процессов привлечения виновных лиц к административной ответственности, а также исполнения административных наказаний существенно снижают воспитательную функцию административного наказания. Для нейтрализации сложившейся ситуации предложено дополнить закон для закрепления визуально-вербальной связи между субъектами правоохранительной деятельности и правонарушителями в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal factors of reducing the effectiveness of administrative punishment

the relevance of the study lies in the large number of detected administrative offenses, including repeated ones. The purpose of the study is to determine the reasons for the low efficiency of the legal mechanism for the appointment and execution of administrative punishment, to develop a comprehensive generalized proposal of ways to solve it. Research methods: deduction and induction, analysis and synthesis, comparative legal research. The results of the study are expressed in the conclusions that modern trends towards simplification and subsequent acceleration of the processes of bringing perpetrators to administrative responsibility, as well as the execution of administrative penalties, significantly reduce the educational function of administrative punishment. To neutralize the current situation, it is proposed to supplement the law to consolidate visual and verbal communication between law enforcement entities and offenders in the process of considering an administrative offense case.

Текст научной работы на тему «Юридические факторы снижения эффективности административного наказания»

А. Н. Дерюга,

заведующий кафедрой Дальневосточного филиала Российского университета правосудия (г. Хабаровск), профессор кафедры Дальневосточного юридического института МВД России, доктор юридических наук, доцент

Н. Н. Дерюга,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного филиала Российского университета правосу-дия, доктор юридических наук, профессор

A. N. Deryuga,

Head of the Department

of the Far Eastern Branch of the Russian

University of Justice (Khabarovsk),

Professor of the Department

of the Far Eastern Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs

of Russia, Doctor of Law,

Associate Professor

derjuga@mail.ru

N. N. Deryuga,

Professor of the Department of State and Legal Disciplines, Far Eastern Branch of the Russian University of Justice, Doctor of Law, Professor

•o

и

и

DOI:

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Аннотация: актуальность исследования заключается в большом количестве выявляемых административных правонарушений, в том числе совершенных повторно. Целью исследования является определение причин низкой эффективности правового механизма назначения и исполнения административного наказания, выработка емкого обобщенного предложения путей ее решения. Методы исследования: дедукции и индукции, анализа и синтеза, сравнительно-правового исследования. Результаты исследования выражаются в выводах о том, что современные тенденции к упрощению и последующему ускорению процессов привлечения виновных лиц к административной ответственности, а также исполнения административных наказаний существенно снижают воспитательную функцию административного наказания. Для нейтрализации сложившейся ситуации предложено дополнить закон для закрепления визуально-вербальной связи между субъектами правоохранительной деятельности и правонарушителями в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Ключевые слова: административная ответственность, производство по делу об административном правонарушении, административное наказание, административная пенология, административная деликтология.

LEGAL FACTORS OF REDUCING THE EFFECTIVENESS OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Abstract: the relevance of the study lies in the large number of detected administrative offenses, including repeated ones. The purpose of the study is to determine the reasons for the low efficiency ofthe legal mechanismfor the appointment and execution ofadministrative punishment, to develop a comprehensive generalized proposal of ways to solve it. Research methods: deduction and induction, analysis and synthesis, comparative legal research. The

I

э

е ■е-

187

ь ь

ьь рр

5 5

а а

results of the study are expressed in the conclusions that modern trends towards .simplification and subsequent acceleration of the processes of bringing perpetrators to administrative responsibility, as well as the execution of administrative penalties, significantly reduce the educational function of administrative punishment. To neutralize the current situation, it is proposed to supplement the law to consolidate visual and verbal communication between law enforcement entities and offenders in the process ofconsidering an administrative offense case.

Keywords: administrative responsibility, proceedings in the case of an administrative offense, administrative punishment, administrative penology, administrative delectology.

Административное наказание является самым массовым видом государственного принуждения. Его цель - снизить количество административных правонарушений путем предупреждения совершения новых правонарушений наказанными лицами и другими лицами. Вместе с тем современная статистика административных правонару-.а шений доказывает обратное.

Почему? Совершение административных правонарушений вызвано объективными и оттого разнообразными причинами [1, с. 26-32; 2, с. 20; 3, с. 676-683]. Они связаны с естественным желанием человека максимально эффективно (с наименьшим временем и энергозатратами) добиться нужного ему результата любым относительно 2 безопасным способом. Разнообразны они потому, что не привязаны ^ к шаблонам правомерного поведения и формируются случайным — рядом событий и обстоятельств. Нередко результатом такого поведе-§ ния является большое количество мелких и оттого достаточно долго 5 скрываемых нарушений [4, с. 57-61], которые в любой момент, непред-§ сказуемо и зачастую по не зависящим от правонарушителя причинам, С

I

могут проявиться в общественно опасных последствиях. Чаще всего именно так возникают дорожно-транспортные происшествия.

о Склонность к дальнейшему совершению административных ^ правонарушений нередко формируется в результате чрезмерно мягких С административных наказаний и (или) невозможности их применить.

Оценивая вышеназванные факторы, создается впечатление, что 188 они не устранимы. Однако не следует торопиться с этим выводом и по-^ ставить следующий вопрос: почему у одних граждан, претерпевших СЧ на себе административное наказание, несмотря на имеющиеся при® чины, все же сформировалась привычка правомерного поведения или, ^ по крайней мере, уважительное отношение к закону, а у других - нет?

Административное наказание, как и другие виды наказаний, действительно нацелено на формирование должного поведения. Другой вопрос, в каких формах и методах оно формируется и, наконец, возникает? В случае применения административного наказания это всегда

письменная форма (постановление), содержащее обязательное для исполнения принудительное требование. Есть еще одна форма и связанные с ней методы: административная ответственность устанавливается человеком и применяется им на основании противоправных действий другого лица и в его же отношении.

Это означает, что административное наказание в конечном итоге вызвано взаимодействием лиц, применяющих по закону наказание, и наказуемых лиц.

Очевидно, такое взаимодействие может осуществляться в разных формах. Однако вряд ли можно отрицать, что наибольшую эффектив- § ность оказывает непосредственное визуально-вербальное взаимо- ^ действие, в котором при умелом подходе наиболее ярко проявляется 8 воспитательная функция административного наказания. I

Назначение административного наказания без визуально-вер- ^^ бального взаимодействия правоприменителя и нарушителя без- ■§ душно, не проникает в сознание наказуемого, а значит, слабо меняет о его [5, с. 269, 271]. Ц

Так ли это сегодня? Не всегда. |

Связано это с развитием цифровых технологий. Еще в недалеком прошлом административные правонарушения выявлялись ис- 18 ключительно «живым» способом, т.е. непосредственным контактом, | возникающим между субъектом правоохранительной деятельности о и правонарушителем. Сегодня едва ли не половина общей массы * обнаруженных административных правонарушений фиксируется г в автоматическом режиме. Пока это касается немногих видов адми- О нистративных правонарушений, например, в сфере безопасности дорожного движения или благоустройства мест проживания граждан |§ (примечание к ст. 1.5 КоАП РФ). Однако, учитывая технологический | прогресс, расширение указанных возможностей в будущем очевидно. 5 В таких условиях правоотношения, связанные с привлечением | к административной ответственности, необязательно возникают непо- | средственно между субъектами правоохраны и нарушителем, что существенно снижает воспитательный характер этих правоотношений. 189 Более того, в условиях отсутствия прямых законодательных уста- ^ ь новок, каких-либо сдерживающих сил осуществлять воспитательную Ь Ь функцию при производстве по делу об административном правонару- § § шении, сохранять и поддерживать вербальную коммуникацию между * * правоприменителем и правонарушителем нет. В результате этого ~ правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях начало меняться в ту же сторону, максимально упрощая контакт между указанными выше субъектами. В настоящее

время закон не исключает возможность возбуждения дела об административном правонарушении, расследования и принятия по нему решения без участия лица, привлекаемого к административной ответственности (ч. 4.1 ст. 28.2, ч. 3, 4 ст. 28.6, ч. 2 ст. 29. 11 КоАП РФ).

Очевидно, в таких правовых условиях административное наказание как вид и мера государственного принуждения остается единственной формой и методом воспитательного воздействия в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Способно ли административное наказание самостоятельно, без участия судей, должностных лиц и коллективных органов административной юрисдикции сформировать уважительное отношение к закону и правоприменителю?

Увы, статистика административных правонарушений последних лет не вселяет оптимизма. По данным ГИАЦ МВД России, в 2017 г. „о на территории Российской Федерации органами внутренних дел го было пресечено 121 516 013 административных правонарушений, | в 2018 г. - 140 631 509 и в 2019 г. - 153 386 306, в 2020 г. - 175 707 344, ~ в 2021 г. - 192 203 733 [6].

§ Упрощение процесса привлечения к административной ответ-§ ственности также вызвано интересами правоохранительных органов. 2 С одной стороны, сокращение штатной численности должностных лиц ^ правоохранительных органов увеличивает нагрузку на сохранившиеся — должности. С другой стороны, несмотря на установленные в законах § иные принципы определения качества правоохранительной деятель-^ ности, их эффективность традиционно основана на «палочном» под-§ ходе. К сожалению, это касается и судебных органов. В этом смысле ^ результаты проделанной работы, собранные в статистические данные, лишний раз доказывают важность и необходимость своего существо-о вания и бюджетного финансирования.

^ Попутно решается еще одна задача - противодействие коррупции. С Минимизация живого контакта между правоприменителем и правонарушителем максимально снижает вероятность договориться в обход 190 закона.

^ Цифровые технологии уже глубоко проникли в сферу исполнения СЧ отдельных видов административных наказаний. В первую очередь ® это касается административных штрафов как самого массового вида ^ налагаемого административного наказания.

Установленные банкоматы в супермаркетах и в других доступных местах, различные приложения в сети Интернет дают возможность чрезвычайно удобно оплачивать административный штраф, а если всмотреться в суть действия - удобно исполнять административное

наказание как бытовую услугу. Способно ли такое действие, хотя бы ненадолго, повлиять на сознание административного делинквента? Однозначно сказать трудно. Следовательно, этот способ исполнения административного наказания нельзя уверенно назвать удачным с точки зрения изменить поведение административного делинквента.

Кроме того, любопытно, как на добропорядочных граждан влияют «иконки» оплаты административных штрафов среди нужных им операций в банкоматах или на интернет-сайтах. Рабочей гипотезой такого исследования может стать «смягчение критического взгляда

на противоправное поведение других лиц, допущение неизбежности §

незначительных правонарушений». В случае подтверждения этой ^

догадки можно с уверенностью говорить об увеличении армии по- 8

тенциальных административных делинквентов. I

Те же корни имеют изменения и дополнения в закон, касающиеся ^

снижения размера оплаты административного штрафа наполовину §

от назначенного по постановлению по делу об административном О

правонарушении (ч. 1.3 и ч. 1.3.1 ст. 32.2 КоАП РФ). |

На первый взгляд такая дисконт-ответственность стимулирует до- | бровольное исполнение административного наказания. Однако, если

лицо будет и дальше совершать административные правонарушения, 18

механизм уплаты административного штрафа останется прежним. |

Следовательно, закон не ставит каких-либо условий в правила опе- О

ративного исполнения административного наказания. *

Быстрая оплата административного штрафа не отменяет право г

на обжалование. Однако это существенно снижает вероятность ак- О

тивации этой стадии административно-юрисдикционного процесса ■*

до исполнения постановления об административном наказании. |§

В этом смысле гипотеза о том, что оперативная оплата половины |

административного штрафа не стимулирует дальнейшее критичное о*

8

отношение наказанного к качеству проведенного административно- й

юрисдикционного процесса, в случае проведения специального ис- | следования, вероятнее всего подтвердится. Это формирует условия

для формального и даже небрежного отношения к исполнению закона, 191

в конечном итоге сопутствует формированию чувства безнаказанности ^ ^

за юридические ошибки. В результате суммы вышеперечисленного Ь Ь

у правоприменителя и правонарушителя формируется устойчивое от- § §

ношение к соответствующим административным правонарушениям, * * как к услуге, которая продается и покупается с 50 %-й скидкой.

Судя по высказываниям государственных деятелей, активно включенных в законотворческий процесс, указанные тенденции ожидают развития [7].

В конечном итоге это может привести к появлению у физических и юридических лиц специальных банковских счетов, с которых, в случае совершения ими административных правонарушений, будут в автоматическом режиме списываться денежные средства в половине от назначенного размера административного штрафа. Очевидно, удобство такой формы уплаты административного штрафа и соответствующий бонус не потребуют принуждать граждан и юридических лиц размещать на всякий случай на таких счетах относительно небольшие суммы денежных средств, что достаточно быстро сформирует еще один стереотип нейтрального отношения к административному правонарушению.

По самым пессимистичным прогнозам, все вышерассмотренное может привести к полной ликвидации административно-юрисдикци-онного производства по делам с формальными составами администра-„q тивных правонарушений, осуществляемого во внесудебном порядке, в силу значительных временных и материальных затрат, превратив его итог - административное наказание, в еще один вид обязательного а сбора, например, за неизбежные риски, связанные с соблюдением § юридических правил.

oq Таким образом, без прямого закрепления в законе воспитательной

2 функции, в процессе которой будет сохранена визуально-вербальная

связь правоприменителя и правонарушителя при назначении админи-

— стративного наказания, вышеизложенные предположения с течением

g времени могут стать реальностью. Р

§ Список литературы:

С 1. Додин, Е.В. Методика изучения причин административных право-

5 нарушений / Е.В. Додин // Советское государство и право. - 1983. - № 11. § - С. 26-32.

oq 2. Кудрявцев, В. Н. Изучение динамики правонарушений и ее причин /

сЕ В.Н. Кудрявцев, В. И. Ремнев // Советское государство и право. - 1984. - № 8.

3. Куракин, А.В. Причины и условия совершения административных правонарушений / А.В. Куракин, М. В. Костенников, Н.П. Мышляев // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 7 (91). - С. 676-683.

4. Дерюга, А.Н. Причины латентности административных правонару-й шений / А. Н. Дерюга, И. Д. Мотрович // Административное право и процесс.

- 2013. - № 7. - С. 57-61. ^ 5. Король, М.В. Витражи мудрости: Афоризмы, крылатые слова. В 54 из-(V речениях / сост. М.В. Король. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Полымя, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ЦСИ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России» URL: http: //10.5.0.16/csi.: (дата обращения: 20.03.2022).

7. URL: https://rg.ru/2020/10/11/za-kakie-narusheniia-v-pervyj-raz-naka-zhut-ne-rublem-a-preduprezhdeniem.html

С

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.