Юридическая сущность завещания, его понятие и свойства
С.н. Лой, д.А. Шаповалов
В статье исследована правовая природа завещания. Завещание — сделка, т.е. юридическое действие, производящее изменение в существующих юридических отношениях и направленное на такие изменения, предпринятое с целью произвести эти изменения. Завещание — это односторонняя сделка, поскольку для его совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Однако, являясь односторонней сделкой, завещание характеризуется такими особенностями, которые не позволяют считать его классическим примером односторонней сделки. Завещание — сделка, очень тесно связанная с личностью лица, ее совершающего. Завещание — сделка строго формальная, предполагающая соблюдение целого ряда предписаний закона при ее совершении. Завещание приобретает юридическую силу еще при жизни завещателя, а не после его смерти. Главное обстоятельство, порождающее иные особые признаки завещания, — завещание является распоряжением на случай смерти.
Ключевые слова: гражданский кодекс, завещание, односторонняя сделка, распоряжение, смерть
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 4 (25). С. 77-82.
Гражданский кодекс РФ закрепляет положение, в соответствии с которым завещание определяется как односторонняя сделка (п. 5 ст. 1118). Казалось бы, четко обозначенная позиция законодателя, зафиксированная в указанной статье, должна свести к минимуму изыскания по этому поводу. И в целом как теоретики, так и практики, исследующие проблемы наследования по завещанию, считают правовой аксиомой положение о том, что завещание — сделка односторонняя.
Однако отдельные исследователи занимают иную правовую позицию. Так С.Н.Рождественский в несколько ином ракурсе смотрит на этот вопрос: смертью лица права и обязанности (для данного лица) прекра-
Лой Сергей николаевич — студент магистратуры Международного института экономики и права.
Адрес для корреспонденции: lsn50@list.ru.
Шаповалов дмитрий анатольевич — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательского права Международного института экономики и права.
Адрес для корреспонденции: shadim@mail.ru.
щаются ввиду прекращения правоспособности, поэтому никаких обязательств перед кем бы то ни было завещатель на себя не берет и брать не может. В то же время при жизни тем более он не берет на себя никаких обязательств по причине возможности отмены или изменения завещания [11, с. 36]. Данные положения, по мнению С.Н.Рождественского, не позволяют однозначно отнести завещание к односторонним сделкам, которые создают обязанности для лица, совершившего ее (ст. 155 ГК РФ). С.Н.Рождественский предлагает считать завещание офертой в двусторонней сделке, а принятие наследства по завещанию — акцептом, а в целом считать такие отношения двусторонними и договорными (договор заключается в этом случае путем обмена письменными документами).
В связи с данным предложением С.Н.Рождественского считаем необходимым заметить следующее:
1) односторонний характер придает сделке тот факт, что для ее совершения необходимо и достаточно волеизъявления одной стороны, — это главный признак односторонней сделки, и в случае с завещанием он, безусловно, присутствует. Возникновение обязанностей — обстоятельство вторичное, сделка вовсе может повлечь возникновения не обязанностей, а только права. Считать по этой причине завещание не совсем односторонней сделкой представляется нецелесообразным;
2) после смерти завещателя у наследника возникает субъективное право даже при условии, что он еще не успел принять наследство. В договорных отношениях субъективные права возникают после получения согласия (после акцепта) второй стороны, а до этого момента субъективного права не возникает. Договорные отношения предполагают наличие двух сторон (как минимум). К моменту, когда получен так называемый «акцепт» — принятие наследства, так называемый «оферент» отсутствует как субъект права, обладающий правоспособностью и дееспособностью. Завещателя нет, кому же тогда адресован акцепт? С кем заключается договор?
По перечисленным соображениям данная теория, изложенная С.Н.Рождественским в работе «Завещание как сделка по гражданскому законодательству», представляется нам как вносящая путаницу и в без того специфические, а потому непростые наследственные отношения. Да, завещание не в полной мере соответствует общим положениям об односторонних сделках, о чем будет сказано ниже. Но главный, основной признак, позволяющий считать завещание односторонней сделкой, присутствует. Задача законодателя состоит в том, чтобы урегулировать
общественные отношения (в том числе наследственные) оптимальным образом, при этом изложив норму закона так, чтобы не усложнять жизнь правоприменителям, а достичь гармоничного сочетания эффективности правовой нормы и ее простоты изложения и понимания. При таком подходе завещание целесообразнее считать односторонней сделкой, что и сделал законодатель в ст. 1118 ГК РФ.
Вернемся к одному из базовых признаков завещания — тому обстоятельству, что завещание является распоряжением на случай смерти. В.И.Серебровский отмечает этот признак как наиболее характерный для завещания [12, с. 112-113]. Это обстоятельство придает специфические особенности самому завещанию и правовым последствиям, из него вытекающим: завещание (распоряжение на случай смерти) совершено; при условии соблюдения всех требований гражданского законодательства такая сделка является действительной, но реализована она будет только после открытия наследства — смерти наследодателя или признания его в установленном законом порядке умершим. Конечно, некоторые иные (хотя и ограниченные) правовые последствия могут иметь место еще при жизни завещателя: вновь составленное завещание может повлечь за собой отмену или изменение ранее совершенного, И все же основные правовые последствия, на достижение которых направлено составление завещания, наступают после открытия наследства.
Итак, завещание совершено. При этом возникновение прав и обязанностей для лиц, определенных в завещании, отодвигается на неопределенный срок, кроме того, оно ставится в некоторой степени под сомнение. Если кто-либо указан в завещании в качестве наследника, то такое обстоятельство еще не дает оснований для полной уверенности в возникновении и реализации прав и обязанностей, вытекающих из завещания. Ведь наследодателю предоставлено право лишить наследства определенных им лиц, это могут быть те, кто были указаны в завещании как наследники. К моменту открытия наследства может оказаться, что список лиц, претендующих на обязательную долю, достаточно велик, и после выделения из наследственного имущества того, что причитается так называемым необходимым наследникам, наследник по завещанию получит значительно меньше, чем это предполагалось по воле завещателя.
Таким образом, возникновение субъективных прав и обязанностей, их объем поставлены в зависимость не только от воли завещателя. Имеют значение обстоятельства, сложившиеся к моменту открытия наследства, в частности, круг лиц, претендующих на обязательную долю в наследстве.
Возникновение прав, вытекающих из завещания, отодвигается на неопределенный срок и всегда связано с событием, которое наступит неизбежно, — смерть наследодателя или признание его умершим в судебном порядке, что по интересующим нас правовым последствиям приравнивается к смерти.
Еще одной характеристикой завещания является его строго личный и индивидуальный характер. По данному вопросу можем наблюдать редкое единство мнений ученых-цивилистов и юристов-практиков. На данный признак обращают внимание A.M.Эрделевский и С.П.Гришаев [6, с. 31; 13] . Э.А.Абашин, отмечая данный признак завещания, формулирует его следующим образом: «Завещание является сделкой, совершаемой только одним лицом, выражающей волю только этого лица и совершаемой им лично только в отношении лично этому лицу принадлежащего имущества» [4, с. 3]. Ученые-цивилисты в свое время также указывали на личный характер завещания как на необходимый признак для такой сделки.
Из различных формулировок, предлагаемых учеными по данному вопросу, вычленим главное. Сугубо личный характер завещания предполагает:
1. Завещание должно быть совершено только самим завещателем. Совершение данной сделки через представителя (законного или действующего на основании доверенности) не допускается.
2. Завещание выражает действительную волю лица, его составившего (в противном случае возникают основания для оспаривания действительности завещания).
3. Завещание должно быть совершено от имени одного лица. Не допускается включение распоряжений двух и более лиц в одно завещание, даже при условии, что такие лица являются близкими родственниками.
Таким образом, завещание может быть определено как односторонняя сделка, носящая лично-формальный характер, устанавливающая порядок правопреемства в правах и обязанностях наследодателя после его смерти.
Литература
1. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964. Раздел VII // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть III) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4552.
3. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. № 6.
4. Абашин Э.А. Завещание и договор дарения. М., 2012. 320 с.
5. Барщевский М.Ю. Правовое регулирование наследования по завещанию в СССР. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984. 159 с.
6. Гришаев С.П. Наследственное право. М., 2013. 235 с.
7. ДронниковВ.К. Наследственное право Украинской ССР. Киев, 1974. 150 с.
8. Костычева А.И. Наследование по завещанию // Бюллетень нотариальной практики. 2013. № 2. С. 14-25.
9. Кутузов О.B. Наследование по завещанию: анализ правовой теории и практики. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 120 с.
10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 357.
11. Рождественский С.Н. Завещание как сделка по гражданскому законодательству // Бюллетень нотариальной практики. 2013. № 5. С. 36-42.
12. Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М., 2013. 632 с.
13. Эрделевский A.M. Постатейный научно-практический комментарий части третьей ГКРФ. www.truddoc.narod.ru/kodex/k_tk12.htm (дата обращения 30.11.2015).
14. Эйдинова Э.Б. Наследование по закону и по завещанию. М., 1984. С. 38.
15. Ярошенко К. Наследование по завещанию // Закон. 2014. № 4. С. 22-36.
Legal disclosure of will and its concept and properties
Loy Sergey — Master student of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: lsn50@list.ru
Shapovalov Dmitry — Candidate of Juridical Sciences, Associate professor, Head of the Department of business law of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: shadim@mail.ru
Authors investigated the legal nature of the will. Will is a transaction, the legal effect of producing a change in the existing legal relations and aimed at such changes are undertaken to make these changes. Will is a one-sided deal, since it is absolutely necessary
and sufficient expression of the will of one party. However, as a unilateral transaction, a will is characterized by such features that do not allow us to consider it as a classic example of a one-sided deal. Will is a deal very closely connected with the personality of the person committing it. Will is a strictly formal deal, implying compliance with a number of provisions of the law when it is committed. The will becomes valid during the lifetime of the testator, and not after his death. The main factor that generates other special signs of the will — the will is the order in case of death.
Key words: civil code, will, unilateral transaction, order, death
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 4 (25). P. 77-82.