4
№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 342.95 Е.В. Дорогом
К. V. Dorogova
ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с пониманием определения «информация. причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей». Предлагается классификация информации в широком смысле и применительно к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Рассматривается вопрос отнесения рекламы к разрешенной информации. Определяются цели Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (ши) развитию».
Ключевые слова: информация, вред, информационная продукция, реклама, защита.
LEGAL ESSENCE OF INFORMATION HARMFUL TO CHILDREN’S HEALTH AND (OR) DEVELOPMENT
The article deals with the problematic issues related to understanding the definition of «information harmfid to children's health and (or) development». We suggest a new classification of information in a broad sense and in the context of the law "On the protection of children from information harmfid to their health and (or) development". The question of advertising as a permitted information is considered in the article. The objectives of the Federal Taw «On Protection of'children from information harmfid to their health and (or) development» are defined.
Kepvords: information, harm, information products, advertising, protection.
До сих пор нс утихают дебаты по поводу нс так давно принятого Федерального закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный закон ввел новый режим для старых явлений, закрепил некоторые термины, ранее нс использовавшиеся. В связи с этим возникает ряд вопросов, в том числе и о юридической сущности информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Для начала обратимся к Федеральному закону РФ от 27 июля 2(Х)6 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления |4, ст. 21.
Анализируя данный Федеральный закон, можно выделить следующую классификацию информации:
запрещенная к распространению - направленная на пропаганд} войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность |4, ст. 1()|. Частным случаем такой информации будет являться ла, которая запрещена к распространению среди детей;
ограниченная к распространению - государственная, служебная, профессиональная, коммерческая тайна или иная информация, соблюдения
конфиденциальности которой предусмотрено федеральными законами. Частным случаем такой информации будет являться та, распространение которой среди детей ограничено:
разрешенная к распространению информация - созданная с соблюдением требований законодательства.
Информацию в рамках ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» можно подразделить следующим образом:
информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено |2, ст. 2|;
иная информация. Специального термина для се обозначения нс содержится, но се существование следует из самого факта выделения первой группы 111.
Согласно определению информационной продукции. информация является составной частью данного понятия. Но, к примеру, в законодательном определении доступа детей к информации данное понятие воспринимается как нечто отдельное от информационной продукции. Такое непростое понимание понятийного аппарата вызвано тем, что определение «информационная
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014
продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация...» дано через понятия «продукция» и «информация», а нс только через понятие «информация». Обращаясь к другим статьям Федерального закона «О 'защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) их развитию», можно заметить, что «информационная продукция определяется через понятие «информация» либо через конкретные признаки той или иной информационной продукции. Исходя из этого, следует сделать вывод, что соотносить понятие «информация» и «информационная продукция» следует как содержание и форму, так как любая информационная продукция содержит какую-либо информацию.
Анализируя нормы Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) их развитию», можно выделить следующие признаки вредной для детей информации:
побуждает к причинению вреда своему здоровью, жизни;
провоцирует безнравственное поведение: отрицает семейные ценности; вредит правовому воспитанию: вызывает страх, ужас, панику; вызывает интерес к сексу: ее разглашение ущемляет права и законные интересы другого несовершеннолетнего; вредит половому воспитанию детей. Федеральные законы «О защите детей от информации. причиняющей вред здоровью и (или) их развитию» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не ограничивают оборот некоторых видов информационной продукции, исходя из чего можно сделать вывод, что согласно действующем) законодательств) не считается вредной информация:
научная, научно-техническая, статистическая; имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества:
общественно-политического или производственно-практического характера, распространяемая в периодических печатных изданиях;
учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством об образовании:
транслируемая в прямом радио или телеэфире, демонстрируемая посредством зрелищных мероприятий:
нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного само) правления;
о состоянии окружающей среды: о деятельности государственных органов и органов местного само) правления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну):
накапливаемая в открытых фондах библиотек. музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.
Данный перечень является открытым. И если свободное распространение большинства видов информации нс вызывает возражений, то часть из них вызывает сомнения.
Во-первых, распространение передач прямого эфира без знака информационной продукции может вызвать споры. С одной стороны, нет возможности провести экспертиз) информационной продукции и установить возрастное ограничение. С другой стороны, кто возьмет на себя ответственность в случае, если в такой передаче осуществится распространение информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей? Возможно, следует заранее осуществлять некоторую возрастную фильтрацию, исходя из сценария передачи (такого просто нс может нс быть), темы, контингента, приглашенного к участию в передаче, либо ставить ограничение 18+, дабы наверняка следовать целям защиты детей от вредной информации.
Во-вторых, сомнения касаются учебников и учебных пособий. В статье 15 ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) их развитию» сказано, что «содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных организациях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей, нс достигших возраста шести лет». Отсюда возникает вопрос, является ли продукция, предназначенная для обучения детей в дошкольных образовательных организациях, учебными пособиями или учебниками. Если да, то пол) чается, что учебники и учебные пособия
6
№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
необходимо удалить из списка распространяемой информационной продукции без знака информационной продукции. Если нет, то необходимо дать законодательное определение понятию «у чебники и учебные пособия» в рамках данного закона. Ведь на полках в магазинах встречаются книги с заголовками «Учебник для дошкольников».
Данный перечень некоторые авторы дополняют «информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» |3, ст. 3|, то сеть рекламой 111. Но, несмотря на то, что Федеральный закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) их развитию» устанавливает, что нормы данного закона нс распространяются на рекламу, нельзя утверждать, что реклама признается информацией нс вредной для детей. Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» содержит массу норм, призванных защищать несовершеннолетних от возможного вредного воздействия информации. Он не требует применять классификацию информационной проду кции, но та реклама, которая согласно ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) их развитию» могла бы быть ограничена к распространению среди детей, Федеральным законом «О рекламе» запрещена вообще или должна распространяться в специально отведенное время. Таким образом, можно не согласиться с теми авторами, которые у тверждают, что реклама признается не вредной информацией для детей. Реклама регу лиру ется Федеральным законом «О рекламе», который содержит специальные нормы по отношению к нормам Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и
(или) их развитию», а значит, законодатель посчитал излишним ду блировать одни и те же нормы в разных нормативно-правовых актах.
Целью ограничения распространения информации, причиняющей вред здоровью детей и (или) их развитию, исходя из названия, является защита здоровья и развития детей. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гласит, что «ограничение досту па к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конститу ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру гих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» |4, ст. 9|. Учитывая тот факт, что данная статья содержит общую норму для всех правоотношений с информацией, а специальная норма отсутству ет в законе «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) их развитию», можно утверждать, что целями закона является защита всех перечисленных выше благ. В подтверждение данного су ждения следует отметить, что статьями 9 и 10 ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) их развитию» разрешена информация о насилии, применяемом в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из всего вышесказанного хотелось бы сделать вывод, что рассматриваемый нами Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» ввел новые понятия, закрепил основы регу лирования важных социально значимых правоотношений, но вместе с тем появились новые вопросы, которые требуют всестороннего рассмотрения, чтобы достижение целей данного 'законодательства стало максимально возможным и эффективным.
----------------------------------*-----------------------------------
Примечание:
1. Иванов И. С. Правовая защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: расширенный научно-практический комментарий // Справ.-правовая система Консультант-Плюс (дата обращения 8 февраля 2014).
2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 31 декабря.
3. О рекламе : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 15 марта.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 29 июля.
ДОРОГОВА Евгения Вадимовна, преподаватель кафедры Государственных и гражданско-правовых дисциплин факу льтета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский госу дарственный у ниверситет (НИУ). E-mail: EVgeniy A2406/<T,yandex.ru
DOROGOVA Evgenia Vadimovna, Lecturer of State and Civil Disciplines Chair, Faculty of Law Enforcement Officers" Training, South Ural State University (National Research University ). E-mail: EVgeniy A2406<7,\andcx.ru