Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НОВЫЙ УЧЕБНИК'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НОВЫЙ УЧЕБНИК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НОВЫЙ УЧЕБНИК»

УДК 159.9:34(049.32)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НОВЫЙ УЧЕБНИК

М. И. Кузнецов

Для цитирования

Кузнецов, М. И. Юридическая психология: новый учебник / М. И. Кузнецов // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 1(58). - С. 144-146.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Выход в свет нового учебника всегда вызывает закономерный интерес как научного сообщества, так и практических работников, преподавателей и обучающихся. Не стало исключением и опубликование в 2020 г. учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» «Юридическая психология». Отрадно отметить, что в числе его авторов наряду с учеными Российского государственного гуманитарного университета, Московского университета МВД России имени В. Я. Ки-котя есть и представитель Академии ФСИН России - начальник кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета доктор психологических наук, доцент И. С. Га-нишина.

© Кузнецов М. И., 2022

Первая главаучебного издания посвящена характеристике юридической психологии как науки. В ней представлен краткий обзор основных этапов развития этой отрасли психологических знаний, раскрыты ее предмет, задачи, принципы и система. Следует отметить подробное изложение методов, используемых в юридической психологии. Кроме того, анализируется ее роль и место в системе научного знания, описывается междисциплинарный характер, представлена взаимосвязь с различными отраслями права.

Во второй главе учебника рассматриваются особенности психологии правосознания личности: понятие, структура и виды, объясняются социально-психологические проблемы его развития.

В третьей главе раскрыта содержательная часть криминальной психо-

Научная жизнь

145

логии. В ней определены понятие и основные подходы к изучению личности преступника, описан психологический механизм преступного поведения, представлены психологические типы лиц, совершивших противоправные деяния, дается психолого-правовая характеристика преступных групп.

Четвертая глава учебного издания посвящена психологии оперативно-розыскной деятельности. Здесь определены общая характеристика и психологическая структура деятельности оперативных сотрудников различных правоохранительных ведомств.

В пятой главе выявляется психология профессиональной деятельности: дается понятие и раскрывается сущность психологии юридического труда, определяется психологическая структура личности юриста, формулируются психологические предпосылки профессионального развития личности специалиста, занятого в сфере юриспруденции.

В шестой главе четко обозначены психологические особенности раскрытия преступлений: анализируются организационно-психологические основы взаимодействия следователя и оперативных работников, рассмотрены профессионально важные с точки зрения психологии качества следователя. Внимание уделено психологическим техникам взаимодействия следователя и психолога в расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами, а также организационно-психологическим аспектам.

Седьмая глава рецензируемого учебника дает четкое преставление о психологических основах следственных действий. В ней достаточно обстоятельно изложены психологические

особенности осмотра места происшествия, психологическая структура обыска, стратегии и психотехники воздействия на обыскиваемое лицо. Весьма доходчиво авторами описывается психологическая структура допроса свидетелей и потерпевших, психологические основы действия следователя в конфликтных ситуациях допроса, психологические основы очной ставки, опознания и следственного эксперимента.

Глава восьмая дает обучающимся полное представление о судебно-психологической экспертизе в уголовном процессе: раскрыты ее предмет, компетенции, виды, методы. Удачной следует признать девятую главу, объясняющую психологическую специфику судебной деятельности в общем и судебного следствия в частности.

В десятой главе издания анализируются психологические аспекты деятельности адвоката, особое внимание уделено особенностям его речи в ходе судебного следствия. Обучающиеся смогут пополнить свои знания о психологической структуре деятельности прокурора и специфике речи работников надзирающего органа, участвующих в судебных заседаниях, изучив главу 11 учебника.

Следует отметить, что все главы имеют список литературы, вопросы для самоконтроля, тестовые задания, практикумы, что является хорошим подспорьем для обучающихся при их подготовке к занятиям семинарского типа, а также к промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, учебник удачно снабжен словарем основных терминов и понятий, библиографическим списком дополнительных источников.

Издание рекомендовано Международным учебно-методическим цент-

ром «Профессиональный учебник» и Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция», что свидетельствуют о его признании профессиональным сообществом. Оно может эффективно использоваться при обучении курсантов Академии ФСИН России по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (специализация - Пенитенциарная психология, ведомственная специализация - Организация воспитательной, социальной и психологической работы в УИС), а также в образовательном процессе студентов Института подго-

товки государственных и муниципальных служащих академии.

Нельзя не согласиться с мнением авторов о том, что учебник призван обеспечить понимание будущими юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Содержание учебника соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и представляет интерес и для людей, чья деятельность связана с использованием психологических знаний в правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.