Международный научный журнал «Инновационная наука»
УДК 15.81.57
А.Н.Качур
канд. юрид. наук, доцент, г. Новороссийск, Россия E-mail: [email protected]
О.В.Ивасева канд. пед. наук, г. Новороссийск, Россия [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Аннотация:
Раскрываются проблемы, структура психологической подготовки и ряд особенностей психологической подготовленности сотрудников правоохранительных органов к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Ключевые слова:
психологическая подготовка, сотрудники правоохранительных органов
Совершенствование правоохранительной деятельности и построение правового государства невозможно без профессиональной культуры и психологической подготовленности сотрудников правоохранительных органов.
Обладать соответствующими нравственными качествами должны все лица, профессиональная принадлежность которых требует обязательного общения с людьми, а тем более тогда, когда общение происходит в связи с правонарушением, сопряженным стрессовым или иным негативным для психики человека состоянием. Как справедливо писал В.В. Аврамцев, положительное влияние на людей может оказывать только та личность, которая сама хорошо воспитана и отличается высоким моральным обликом [1, с.11-12].
В процессе правоприменительной деятельности нравственные основы и психологическая готовность особенно значимы, так как прокурорами, следователями и другими сотрудниками правоохранительных органов оказывается воспитательное воздействие как неотъемлемая составная часть их деятельности по обеспечению справедливости и восстановлению нарушенных отношений. Высокий профессионализм, нравственность и верность долгу, постоянная бдительность и отзывчивость, чувство гражданской ответственности - это одни из тех качеств, которыми должен обладать каждый сотрудник правоохранительных органов.
Чтобы справляться с работой им требуется иметь не только настойчивость, решительность, терпение, выдержку, но и интеллектуальную подготовку, большой запас знаний в сфере права и психологии. Несмотря на очевидность понимания этих психологоправовых основ, активно учитываемых при подборе и подготовке кадров, на практике имеют место проблемы в работе, обусловленные невыдержанностью, психологической несовместимостью и конфликтностью сотрудников соответствующих государственных органов в работе с правонарушителями, потерпевшими, свидетелями, заявителями и другими категориями граждан. Это говорит о недостаточной эффективности использования традиционных схем юридической (судебной) психологии, прежде всего в процессе раскрытия преступлений и профилактики правонарушений.
269
№ 1 - 2/ 2015
Психологическая подготовка должна осуществляться как в отношении сотрудников, так и самостоятельно каждым сотрудником в отношении самого себя, так как в определенных ситуациях эффективность административного и уголовного производства во многом зависит от непосредственной подготовки по конкретному делу, связанной с объемом сведений о жертве посягательства, подозреваемом и других участников отношений. Соответствующая подготовка безусловно поможет учесть влияние сильного эмоционального стресса на искажение деятельности психических процессов у очевидцев правонарушений, которое объективно влияет на достоверность информации о расследуемом событии. Однако, в настоящее время еще не разработаны, в частности, эффективные специальные психологические методы для работы с потерпевшими, учитывающие их послестрессовое состояние.
Особенности выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов требуют общей физической подготовленности и правильного планирования своей деятельности, которые способствуют поддержанию постоянного высокого уровня работоспособности. В ходе организации работы правоохранительных органов должны быть учтены отдых и другие естественные потребности человека [2, с.44]. Необходимость отдыха должна учитываться и реализовываться особенно в тех случаях, когда законодатель в процессуальном порядке оставил без подробного нормативного закрепления многие вопросы осуществления прав правоприменителей, нормативно обеспечив права, прежде всего, обычных граждан. Например, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, срок допроса в день не может превышать 8 часов, а без перерыва 4 часа, срок перерыва - не менее 1 часа. Для допроса несовершеннолетних сроки допроса сокращаются вдвое. Срок же обыска, осмотра предметов и документов и других действий не ограничен законодательно так, чтобы это учитывало физические и психические возможности оперативно-следственных сотрудников. Поэтому эффективность этих действий связана с соответствующей индивидуальной подготовленностью работника и эффективностью организации труда в государственном правоохранительном органе (выражается в привлечении к следственному действию следственной группы и др.) [3, с.65].
Особенности выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов требуют специфических психологических качеств личности, которые не появляются сами по себе, а развиваются и совершенствуются только в процессе профессиональной деятельности. Умение пользоваться такими методами какпсихотерапевтический метод аутотренинга обеспечит поддержание высокой работоспособности с учетом особенностей поставленных задач. Периодические аутогенные психосоматические тренировки и их разновидности, в виде нейролингвистического программирования, психотонической тренировки, позволят сотрудникам правоохранительных органов более эффективно проявить необходимые психологические качества.
Законодательное обеспечение обязательности и повседневное качество психологической подготовки повысят эффективность деятельности оперативно-следственных работников. Целесообразен системный характер психологического обеспечения с включением в него профессиональных психологов. Повышение эффективности деятельности оперативноследственных сотрудников правоохранительных органов возможно только в результате широкого системного использования психологических методов, средств и методик.
Список использованной литературы:
1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: Учебно-методическое пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
270
Международный научный журнал «Инновационная наука»
2. Историческая и современная дифференциация деятельности органов дознания в России / Материалы II Международной научной конференции по частному и публичному праву (14 июня 2014 г.). - Вена, 2014. - С.42-45.
3. Историко-правовые особенности деятельности органов предварительного следствия / Материалы VI Международной научно-практической конференции «Экономика. Право. Менеджмент: современные проблемы и тенденции развития» (25 июня 2014 г.). - Краснодар, 2014.- С.64-66.
© Качур А.Н., Ивасева О.В., 2015
УДК 159.922.76
Н.А. Самойлик,
канд. психол. наук, преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной психологии ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк, Кемеровская область
ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ КАК ФАКТОР ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
Аннотация
В статье представлен анализ дестабилизации ценностно-смысловой сферы как фактор делинквентного поведения в подростковый период. Рассмотрены особенности делинквентного поведения, позволяющие дифференцировать его от девиантного поведения. Особое внимание уделено проблеме становления ценностно-смысловой сфере у подростков - правонарушителей.
Ключевые слова
Подростковый возраст, ценностно-смысловая сфера, девиантное поведение, делинквентное поведение, виды делинквентного поведения, криминальная субкультура.
В настоящее время наиболее актуальной социальной проблемой в нашей стране является преступность несовершеннолетних. Одной из явных причин преступного поведения среди подростков можно назвать разрушение ценностно-смысловых ориентиров, составляющих внутренний стержень любой личности. Подобная ситуация выражается в резком социальном расслоении, чрезмерной эмоциональной насыщенности, приводящей к постоянным стрессам, недостатках в системе образования, кризисе института семьи и семейного воспитания, яркими проявлениями индивидуализма среди молодых людей, а также влияние массовой культуры на формирующуюся личность подростка. Все это способствует тому, что криминальная субкультура и криминальный образ жизни становятся привлекательными для подростка и позволяют им самоутвердиться не только среди своих сверстников, но и среди людей зрелого возраста. Применяя наркотические препараты и другие психоактивные вещества, прибегая к сексуальным перверсиям, реализуя постоянную тягу к бродяжничеству и высокий уровень
271