Научная статья на тему 'Юридическая процедура как гарантия прав человека'

Юридическая процедура как гарантия прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1532
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НАДЛЕЖАЩАЯ ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА / LEGAL PROCEDURE / HUMAN RIGHTS / DUE PROCESS OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смольянов М. С.

В статье рассматриваются специфические особенности юридической процедуры, позволяющие ей выступать в качестве гарантии прав человека, функциональное назначение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROCEDURE AS HUMAN RIGHT GUARANTEE

Legal procedure specific peculiarities that allow it to act as human right guarantee, functionality of some of its types are considered, the contents of "due process of law" is shown in the article

Текст научной работы на тему «Юридическая процедура как гарантия прав человека»

ч

г

ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

-

л

УДК 342.7

М.С. Смольянов

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА КАК ГАРАНТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются специфические особенности юридической процедуры, позволяющие ей выступать в качестве гарантии прав человека, функциональное назначение отдельных ее разновидностей, показано содержание «надлежащей правовой процедуры».

Ключевые слова: юридическая процедура, права человека, надлежащая правовая процедура.

Legal procedure specific peculiarities that allow it to act as human right guarantee, functionality of some of its types are considered, the contents of "due process of law" is shown in the article.

Key words: legal procedure, human rights, due process of law.

Одной из гарантий достижения требуемого результата человеческой деятельности с древнейших времен выступает процедура. Процедура как социальное явление представляет собою заранее установленную последовательность действий, направленную на достижение определенного результата. Любая процедура несет в себе момент ограничения произвола субъекта, поведение которого она упорядочивает (хотя далеко не всегда достаточный). Она дает возможность знать, что будет делать тот или иной субъект и чем это может закончиться. Процедура ведет к предсказуемости, дает возможность контролировать поведение субъекта и тем самым в какой-то мере ограничивает его произвольное поведение.

Юридическая процедура является разновидностью и продуктом развития социальной процедуры, а именно ритуала. Ритуализация организации и функционирования власти наблюдалась в древнем обществе, в частности в упорядочении кормления, поборов, сбора дани и т.д.1 Это свидетельствует не только о том, что процедура освящала и укрепляла власть вождя, но, что очень важно, ограничивала возможности злоупотребления ею.

История развития юридической процедуры, как и история права, начинается с эпохи Античности. История развития юридической процедуры как гарантии прав человека, равно как и история развития представлений о ней, есть преимущественно история англосаксонского права, где уже с XIII века в Великой хартии вольностей (1215 г.) признана основополагающая процессуальная (процедурная) гарантия прав - возможность лишения свободы и собственности не иначе как по законному определению пэров и по праву страны - в рамках надлежащей юридической процедуры (ст. 39).

Сфера применения юридической процедуры как гарантии прав человека - публично-правовая деятельность преимущественно государственных органов и должностных лиц по признанию (официальному установлению), реализации и защите права. Юридическая процедура, устанавливая определенные требования к поведению публично-властных субъектов, действующих в чужом правовом интересе - публичноправовом интересе, с одной стороны, запрещает (ограничивает) действия, связанные с нарушением прав человека, с другой - определяет (предписывает) определенные действия и их последовательность, логиче-

M.S. Smolyanov

LEGAL PROCEDURE AS HUMAN RIGHT GUARANTEE

1 См., например, Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 12; Бромлей Ю.В. История первобытного общества. Эпоха классобразований. М., 1988. С. 421, 423.

Вестник^КрасТАУ 2011. №7

ски способствующую достижению правового результата - признанию (официальному установлению), реализации и защите права.

Юридическую процедуру следует отличать от иных и, в частности, от тех процедур, которые устанавливаются законом, но не обладают правовым характером. К основным признакам юридической процедуры как правового явления, на наш взгляд, относятся:

1) направленность на достижение правового результата - признания (официального установления), реализации и защиты права (прав человека);

2) обязательным участником (адресатом) процедурного регулирования выступают государственные органы и должностные лица, а также иные публичные субъекты (например, политические партии), наделенные публично-правовыми полномочиями действовать в чужом правовом интересе;

3) гласность и состязательность процедуры и наличие иных процедурных гарантий прав;

4) служебный характер юридической процедуры, вторичный и производный характер ее норм;

5) предварительная официальная определенность процедурных норм;

6) иерархичность и детализированность юридической процедуры;

7) наличие доказывания как элемент процедурного регулирования;

8) специфические последствия несоблюдения процедурных требований в виде признания недействительным непосредственного результата, для достижения которого реализовывалась конкретная юридическая процедура.

Особое значение среди признаков юридической процедуры имеют так называемые процессуальные гарантии, которые также могут именоваться и как процессуальные права, и как принципы процедуры. Юридическая процедура, обеспеченная наиболее оптимальным набором процессуальных гарантий, получила в науке и практике наименование «надлежащая правовая процедура»2. Концепция «надлежащей правовой процедуры», имеющая усеченное подобие в отечественной литературе в виде категории «процессуальная форма», выступает достоянием многовековой англо-саксонской правовой традиции (Великобритании и США) и включает следующий набор процедурных (процессуальных) гарантий прав человека:

1) право на судебную защиту;

2) право на эффективное расследование;

3) право на скорый суд;

4) право на публичный суд;

5) право на беспристрастный суд («никто не может быть судьей в своем деле»);

6) право на суд беспристрастных присяжных;

7) право на состязательный процесс;

8) право считаться невиновным, пока виновность не будет доказана в рамках судебного разбирательства и установлена вступившим в силу решением суда (презумпция невиновности);

9) право не свидетельствовать против себя;

10) право на очную ставку в суде со свидетелем обвинения;

11) право на помощь адвоката во время судебного разбирательства;

12) право быть выслушанным («пусть будет выслушана другая сторона»);

13) право не подвергаться дважды наказанию за одно и то же преступление («нельзя наказать дважды за одно и то же»);

14) право на непосредственный процесс (принцип непосредственности);

15) право на непрерывный судебный процесс (принцип концентрированности (непрерывности) судебного заседания);

16) право на обжалование (право на вторую инстанцию).

Надо сказать, что доктрина «надлежащей правовой процедуры» - развивающаяся концепция, ее основные положения, выступающие в качестве процедурных гарантий прав человека, используются в настоящее время в отношении административной деятельности («административная надлежащая процедура»), равно как и в отношении всей публично-властной деятельности, в виде требования к государству, какую бы процедуру оно ни устанавливало, не нарушать ею права и свободы личности («материальная надлежащая процедура»)3.

2 См., например, Боботов С.В. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития. М., 1989. С.100; Ледях И.А.,

О.В. Воробьев, Н.С. Колесова. Механизмы защиты прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990. С. 144.

3 См., например, Бернам У. Правовая система США. М., 2007. С. 588.

Критерии разделения юридических процедур на виды различны и отчасти условны. Юридическим критерием будет выступать характер регулируемой процедурой правовой деятельности, определяемый ее целью. Так, правоустановительная процедура направлена на установление (признание) права, судебная процедура - на защиту прав, правоисполнительная или административная - призвана регламентировать деятельность административных органов, направленную на исполнение права и создание условий, обеспечивающих реализацию гражданами их прав. Дальнейшая дифференциация процедур также может быть связана с юридическим критерием, например, характером защищаемого субъективного права (уголовный и гражданский процессы). Но очень часто критерием выделения тех или иных видов процедур служит практика, исторические традиции, национальные особенности развития права и прочие. Так, различие англосаксонской и континентальной моделей конституционного процесса связано более с факторами неправового характера. Итак, руководствуясь эмпирическими наблюдениями и теоретическими обобщениями, можно выделить следующие виды юридических процедур:

1. Правоустановительная процедура.

2. Судебная процедура, включающая такие виды процедур, как: а) уголовный процесс, б) гражданский процесс, в) административный процесс, г) конституционный процесс.

3. Административная (правоисполнительная) процедура.

Каждый их указанных видов юридических процедур характеризуется своеобразием функционального назначения и набора процедурных гарантий.

Функциональное назначение правоустановительной процедуры состоит в упорядочении деятельности по установлению официальных правовых актов, направленном на минимизацию вероятности умышленного или ошибочного принятия неправовых актов. Она предполагает наличие следующих процедурных гарантий:

1) обязательность доказывания необходимости принятия нормативно-правового акта;

2) строгое соблюдение порядка, этапов, сроков деятельности, недопустимость форсированного принятия акта;

3) гласность и состязательность;

4) участие в правоустановительной процедуре разных субъектов (второй палаты, президента и др.) и распределение между ними процедурных полномочий;

5) право на получение любой информации о правоустановительной деятельности (кроме установленного законом перечня информации, составляющей государственную тайну);

6) возможность судебного (конституционного) контроля над деятельностью правоустановительных органов.

Функциональное назначение судебной процедуры - это, главным образом, упорядочение деятельности по защите нарушенных субъективных прав (прав человека). Она включает самый широкий набор процессуальных гарантий, соотносимый с концепцией «надлежащей правовой процедуры». Основными среди них выступают: 1) право на правосудие; 2) гласность и состязательность судебной процедуры; 3) презумпция невиновности; 4) право на обжалование (право на вторую инстанцию); 5) доказательность обстоятельств дела.

Функциональное назначение административной (правоисполнительной) процедуры состоит в регламентации деятельности исполнительных и иных органов государственной власти, а также некоторых органов общественных объединений, направленной на обеспечение беспрепятственной реализации гражданами своих прав. Она включает следующий набор процедурных гарантий прав человека в рамках административной деятельности: 1) обнародование органами административных процедур деятельности, включая право заинтересованных субъектов участвовать в установлении административных процедур; 2) право на получение информации. Любое лицо должно иметь возможность подать запрос в любой административный орган о выдаче ему любой информации, и тот обязан ответить в течение определенного срока. Перечень информации, которая не может быть выдана, должен быть определен законом. При этом обязанность доказательства того, что информация не может быть выдана по закону, должна лежать на административном органе; 3) строгую подзаконность действий административных органов; 4) осуществление всей административной деятельности в форме письменных документов, подлежащих хранению и могущих быть доступными для контроля; 5) возможность судебного контроля любых действий администрации; 6) презумпцию невиновности гражданина; отсутствие у него права, о содействии в реализации которого он просит, должно быть доказано административным органом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.