Научная статья на тему 'Конституционные принципы осуществления судебной власти Кыргызской Республики'

Конституционные принципы осуществления судебной власти Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7287
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные принципы осуществления судебной власти Кыргызской Республики»

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ШЕйШЕЕВА А.А.,

преподаватель, Кыргызская Государственная Юридическая Академия, Кыргызская Республика

Одним из принципиальных особенностей Конституции Кыргызской Республики является закрепление судебной власти наряду с законодательной и исполнительной.

Основное предназначение судебной власти -осуществление правосудия. Правосудие является видом государственной правоохранительной деятельности, направленный на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц, государства; на охрану и защиту от любого произвола членов общества, причем как от произвола других граждан, так и от незаконных действий самого государства, его органов и должностных лиц.

Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Государственная власть в Кыргызской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть как один из видов государственной власти осуществляется специальными органами государства судами, входящими в судебную систему Кыргызской Республики, т.е. Верховным и местными судами.

Как уже отмечалось выше судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства (ч.2 ст.93 Конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.

Правосудие - форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции уголовных, гражданских и административных дел. Правосудие осуществляется только судом в установленном законом порядке [8].

Правосудие может осуществляться в рамках одного из предусмотренных законом порядке, это: рассмотрение дел в первой инстанции; рассмотрение дел в апелляционной или кассационной инстанции; рассмотрение дел в надзорной инстанции; рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Осуществление правосудия является главным содержанием судебной власти, важнейшей судебной функцией.

Принципы правосудия - это закрепленные в Конституции Кыргызской Республики или вытекаю-

щие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Поэтому, в юридической литературе принципы правосудия принято называть конституционными принципами.

Принципы правосудия обладают рядом признаков:

• носят объективный характер. Они отражают исторически сложившиеся закономерности построения и функционирования судебных органов. В принципах воплощаются правовые и этические идеи, господствующие в данном обществе. Принципы правосудия тесно связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство закона, охрана прав и свобод личности.

• носят общий характер. В них закрепляются наиболее общие подходы в организации деятельности судов.

• являются руководящими положениями. Они обязательны для соблюдения всеми судами, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве.

Значение принципов правосудия:

• принципы определяют основу правосудия

• все нормы о правосудии должны соответствовать принципам

• принципы правосудия обязательны для судов и судей, а также для законодателей при издании законов в сфере правосудия

• принципы правосудия определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия

• принципы имеют большое значение для правильного толкования всех других норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истиной направленности конкретного правового акта.

К системе конституционных принципов относятся: законность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечение доступа к правосудию; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательность и равноправие сторон; гласность разбирательства дела в суде; язык судопроизводства; обязательность судебных актов, непосредственность и уст-ность судебного разбирательства при осуществлении правосудия [6].

1. Законность - универсальный общеправовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях Основного закона

Кыргызской Республики - Конституции.

Значение принципа законности при осуществлении правосудия заключается в том, что суд и все органы и лица, участвующие в конституционном, гражданском, уголовном, административном или в иных форм судопроизводства, обязаны строго соблюдать положения Конституции Кыргызской Республики, УПК КР, ГПК КР и других законов, а также иных нормативных правовых актов, соответствующих законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Кыргызской Республики.

На этом основании суды также обязаны соблюдать не только законы вообще, но и иерархию законов. В случае коллизии норм действующего права, суд должен руководствоваться сначала Конституцией КР как основным законом, а уже после этого иными законами. Он должен не только правильно применять действующее законодательство, но и предупреждать любые нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также других государственных органов, должностных лиц и граждан.

Малейшее отступление от законности не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может оправдать нарушения законности при отправлении правосудия [2].

2. Осуществление правосудия только судом. Функция осуществления правосудия предоставлена только суду. Ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает полномочиями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Данное положение закреплено в нормах Конституции КР. Применительно к правосудию по уголовным делам нормы УПК КР устанавливают, никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда. Компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им уголовного судопроизводства определяются законом и не могут быть произвольно изменены. Учреждение чрезвычайных или специальных судов для рассмотрения уголовных дел не допускается. Приговоры и другие решения чрезвычайных судов, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.

Отмена, изменение или приостановление судебного акта могут быть осуществлены судом в установленном законом порядке (п.4 ст. 99 Конституции КР).

Только на стадии судебного разбирательства реализуются все принципы судопроизводства и правосудия, что неосуществимо на стадии предварительного расследования. В стадии судебного разбирательства больше прав имеет возможность реализовать подсудимый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Приговор и другие решения суда, осуществлявшего уголовное судопроизводство по неподсудному ему делу, превысившего свои полномочия или иным образом нарушившего предусмотренные УПК принципы уголовного судопроизводства, незаконны [3].

Приговор и другие решения суда по рассмотренному делу могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами.

Приговор и решение суда вправе отменить или изменить только вышестоящий суд. Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечивается нормами процессуального права, а также характером судопроизводства в целом. Соответствующее процессуальное законодательство (УПК, ГПК и т.д.) детально регламентируют процедуру осуществления правосудия. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Кыргызской Республики, процессуальным и иным законам. Всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия недопустимо и является серьезным правонарушением.

В соответствии со ст. 103 Конституции КР, правосудие отправляется бесплатно в предусмотренных законом случаях, а также в любом случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения.

3. Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Согласно ст. 94 Конституции КР, судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

Привлечение судьи Конституционной палаты Верховного суда КР, Верховного суда КР к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия Жогорку Кенеша, а судей местного суда - с согласия Президента КР. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Только независимый и беспристрастный суд может объективно рассмотреть уголовное, гражданское дело и вынести по нему законное, обоснованное решение, приговор [5].

Согласно ст. 6 Конституционного закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики», независимость судьи обеспечивается:

- осуществлением правосудия по правилам, предусмотренным только законом;

- недопустимостью, под угрозой ответственности, воздействия на судей в какой бы то ни было форме, с чьей бы то ни было стороны;

- созданием надлежащих условий для отправления правосудия;

- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

- неприкосновенностью судьи;

- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

- системой мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судьи.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, социального обеспечения, распространяются на всех судей Кыргызской Республики и не могут быть отменены либо снижены иными нормативными актами Кыргызской Республики.

Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, представлять дела кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, регламентирующим организацию и порядок деятельности судов, статус судов и судей.

4. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. В соответствии с ч.3 ст. 16 Конституции, в Кыргызской Республике все люди равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлению свобод и прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным обстоятельствам личного или общественного характера.

Условия уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, определяются Конституцией Кыргызской Республики, УПК КР, законами и международными договорами, ратифицированными Кыргызской Республикой.

Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким вышеуказанным признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности [2].

Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское дело предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т.д. суд не может давать, кому бы то ни было предусмотренные законом преимущества, а также искусственно создавать ограничения. Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом.

5. Обеспечение доступа к правосудию - согласно п.1 ст. 40 Конституции КР, каждому гарантируется судебная защита его свобод и прав. При любом публичном или ином обвинении каждый имеет право на защиту своих чести, достоинства, деловой репутации и своих прав в суде. Ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано.

Потерпевшему обеспечивается доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба в случаях и порядке, установленных законом.

6. Презумпция невиновности. Понятие «презумпция» означает предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное. Данный принцип достаточно четко и полно представлен в ст. 26 Конституции, ст. 15 УПК КР. Согласно данным

нормам сущность принципа презумпции невиновности можно определить в следующих положениях:

- каждый считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;

- обвиняемый по уголовному делу не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого. Все сомнения в доказанности обвинения, которые не могут быть устранены в рамках надлежащей правовой процедуры в соответствии с УПК, толкуются в пользу обвиняемого. В его пользу должны разрешаться также не устраненные сомнения, возникшие при применении закона;

- никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего(ей) супруга(и) и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания;

- бремя доказывания вины по уголовным и административным делам возлагается на обвинителя;

- доказательства, добытые с нарушением закона, не признаются и не используются в судопроизводстве;

- никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания в совершении преступления.

Таким образом, только одна инстанция может признать человека виновным - суд. Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на основе исчерпывающих доказательств не будет доказано в судебном порядке, что лицо виновно в совершении преступления [2].

7. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту - принцип правосудия в сфере уголовного судопроизводства опирается на ст. 40 Конституции КР. Согласно этим нормам, каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства.

В соответствии со ст. 20 УПК КР, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый имеют право на защиту. Орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому, подсудимому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.

Право на защиту обеспечивается также лицу, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера.

Также предусмотрены случаи обязательного участия защитника подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) (ст.46 УПК КР): если такое желание выразил подозреваемый, обвиняемый или подсудимый; подозреваемому, обвиняемому или подсудимому трудно самостоятельно осуществлять принадлежащее ему право на защиту вследствие существенного нарушения функций речи, слуха, зрения, продолжительной тяжелой болезни, а также слабоумия, явной умственной неразвитости, других физических или психических недостатков; подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не владеет или недостаточ-

но владеет языком уголовного судопроизводства; подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не достиг совершеннолетия; лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления; подозреваемый, обвиняемый или подсудимый является военнослужащим срочной службы; между интересами подозреваемых, обвиняемых или подсудимых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет защитника; в производстве по уголовному делу участвует представитель потерпевшего (частного обвинителя) или гражданского истца.

Участие защитника обязательно при рассмотрении судом ходатайства следователя об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Это требование распространяется и на процедуру продления сроков содержания обвиняемого под стражей.

8. Состязательность и равноправие сторон - в соответствии ст. 99 Конституции КР судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В частности, по УПК КР уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты (ст.18).

Обвинение, защита и разрешение дела судом отделены друг от друга и осуществляются разными органами и должностными лицами. Обязанность доказывания предъявленного подсудимому обвинения возлагается на обвинителя. Защитник обязан использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты подсудимого.

Суд не выступает на стороне обвинения или защиты и не выражает, каких бы то ни было интересов, помимо интересов права [4].

Суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления сторонами их процессуальных прав и обязанностей [8].

Стороны, участвующие в уголовном судопроизводстве, равноправны. Суд основывает процессуальное решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон. Стороны избирают в ходе уголовного судопроизводства свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от суда, других органов и лиц. Суд по ходатайству стороны оказывает ей содействие в получении необходимых материалов в порядке предусмотренном УПК КР.

Государственный обвинитель и частный обвинитель могут в суде поддерживать обвинение или, в случаях, предусмотренных законом, отказаться от обвинения. Подсудимый вправе отрицать или признать свою вину. Гражданский истец вправе отказаться от иска или заключить мировое соглашение с гражданским ответчиком. Гражданский ответчик вправе признать иск или заключить мировое соглашение с гражданским истцом.

9. Гласность разбирательства дела в суде - в соответствии со ст. 99 Конституции КР, разбирательство дел во всех судах открытое. Заочное разбирательство уголовных или иных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным путем. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти [7].

Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение суда объявляется публично. Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному решению суда по уголовным делам о половых и других преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и в случаях, требующих обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников. Слушание дел в закрытом заседании суда осуществляется с соблюдением правил уголовного судопроизводства (ст.22).

10. Язык судопроизводства - в соответствии со ст.10 Конституции КР, государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык, в качестве официального языка употребляется русский язык.

Согласно ст. 22 УПК КР, судопроизводство ведется на государственном или русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого и приговора (определения, постановления) вручаются обвиняемому, подсудимому, осужденному в переводе на их родной язык или язык, которым они владеют.

Не допускается ущемление свобод и прав граждан по признаку незнания государственного или официального языка.

11. Непосредственность и устность судебного разбирательства при осуществлении правосудия - означает, что в судебном заседании все доказательства подлежат непосредственному исследованию. Суд заслушивает показания участников процесса, осматривает вещественные доказательства, оглашает протоколы и иные документы, проводит другие судебные действия по исследованию доказательств. При этом суд не вправе основывать приговор доказательствами, которые не были исследованы в судебном заседании.

Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса. Устность при рассмотрении дел присуща судам всех инстанций.

Реализация данного принципа обеспечивает состязательность судопроизводства.

12. Обязательность судебных актов

Вступившие в законную силу судебные акты судов Кыргызской Республики, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов являются обязательными для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, объединений граждан и других организаций, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Кыргызской Республики.

Неисполнение судебного акта, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению судебных актов, а также вмешательство в деятельность судов влекут установленную законом ответственность.

Судебные акты других государств, международных судов и арбитражей должны исполняться на территории Кыргызской Республики в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики или в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.

Литература:

1. Конституция Кыргызской Республики принята референдумом (всенародным голосованием) от 27 июня 2010 года.

2. Алексеев А.Б. Судебная власть в правовом государстве. М., 1996. С.38, 40.

3. Арабаев А.А. Конституционное право Кыргызской Республики. - Б., 2005.

4. Кайыпов М. Судебная реформа: Как восстановить доверие народа?// Право и предпринимательство. - №4. - Сентябрь. - 2001. C. 23;

5. Сооданбеков С.С, Укушев М.К. Конституционное право Кыргызской Республики (Общая часть): - Б.: Кыргызстан, 2001. С. 45.

6. Тогойбаев Дж. О некоторых проблемах судебно-правовой реформы в Кыргызской Республике. // Право и предпринимательство, №4, 2001. С.4.

7. Шерипов Н.Т. Конституционное право Кыргызской Республики: Учебное пособие. - Бишкек, 2010.

8. Шерипов Н. Т. Конституционное право Кыргызской Республики. Учебник. - Б.: Нур-Ас, 2013.

9. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здри-ковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. Монография. Издательство Погорело-ва Е.В., 2009. - 496 с.

10. Метелев С.Е., Величко А.Н. О совершенствовании правовой основы вынесения судом частных определений (постановлений) // Закон и право. -2012. - № 8. С. 20-25.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В КАНАДЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗУЛЬФУГАРЗАДЕ Т.Э.,

к.ю.н, доцент, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Под термином «зонирование» в законодательстве Канады принято понимать процессы и процедуры управления, осуществляемые властными органами, направленные на использование земли, строительство на них зданий (сооружений), а также улучшение земельных участков. [5, с. 1]

В свою очередь, земельные участки подразделяются на соответствующие виды, в зависимости от назначения их использования.

Процедуры зонирования в Канаде в настоящее время регламентированы Законом Канады о муниципалитетах и планировании (Canadian Municipal and Planning Law) [4, с.7], изданном в 1983 году. Согласно нормам указанного Закона, зонирование в Канаде также представляет собой контрольную функцию властных органов за надлежащим использованием земель в муниципальных образованиях. В нем, в том числе, регламентируются следующие основные вопросы:

1) как можно использовать землю;

2) где могут быть расположены здания и другие сооружения;

3) разрешенные типы зданий и как они могут быть использованы;

4) максимально допустимые размеры зданий и сооружений, а также требования к парковкам, высоте и фасадам зданий.

Основным принципом зонирования в Канаде является принцип регулирования на общегосударственном и нижестоящих уровнях правил использования земель, исходя из их целевого назначения.

К дополнительным принципам зонирования относят закрепленные законодательством Канады правила строительства зданий на земельных участках, в том числе, застройки земель в соответствии с их целевым назначением, определения высоты и иных размеров (параметров) строящихся на земельных участках зданий и их внешний вид. [1, с. 84]

Обращаясь к проблематике происхождения института территориального планирования в Канаде отметим, что взаимосвязь между сохранением куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.