Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ПРАВА / МОТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ / ПЕНСИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маматказин Илья Робертович

Мотивационная функция имеет существенные особенности, которые выделяют ее из других функций права, и позволяет раскрыть такие сущностные свой ства права социального обеспечения, которые не проявляются в иных функциях. Взяв за основу механизм мотивационного воздействия, включающий законы мотивации, структуру мотивов, их классификацию, в работе исследуются вопросы мотивационного воздействия, имеющие важное значение для права социального обеспечения. При проведении исследования выявлено, что пенсии, пособия, другие виды социального обеспечения имеют мотивационное значение не столько для социально-обеспечительных правоотношений, сколько для правоотношений трудовых. Этим самым подтверждается, что социально-обеспечительные, и в первую очередь пенсионные права, формируются не в социально-обеспечительных правоотношениях, а в правоотношениях трудовых, служебных или предпринимательских. Но данные права (право на пенсию, право на пособие) являются определенными мотиваторами для лиц, осуществляющих трудовую деятельность. Иными словами мотивы, имеющие правовую природу и сформированные на основе норм социально-обеспечительного законодательства, побуждают субъектов трудовых отношений на более производительный труд. Также обращено внимание на недостатки системы мотивов, показано, что государству, в определенных случаях, правильнее предоставить дополнительные пенсионные льготы, оценив этим самым предшествующую трудовую деятельность граждан и установив дополнительные мотивы для тех лиц, которые еще не вышли на пенсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE OF THE MOTIVATIONAL FUNCTION OF SOCIAL WELFARE LAW

The motivational function has essential features that distinguish it from other functions of law. It allows us to reveal such essential properties of social security law that do not manifest themselves when studying other functions. Taking as a basis the mechanism of motivational in uence, including the laws of motivation, the structure of motives and their classi cation, the paper examines the issues of motivational in uence that are important for the law of social security. The study revealed that pensions, bene ts, and other types of social security have motivational signi cance not so much for social security legal relations as for labor legal relations. This con rms that social security and, rst of all, pension rights are formed not in social security legal relations, but in labor, service or business legal relations. But these rights (the right to a pension, the right to bene ts) are certain motivators for persons engaged in labor activity. In other words, motives that have a legal nature and are formed on the basis of the norms of social security legislation, encourage the subjects of labor relations to more productive work. Attention is also drawn to the shortcomings of the system of motives, it is shown that in certain cases it is more correct for the state to provide additional pension bene ts, thereby assessing the previous work activity of citizens and establishing additional motives for those persons who have not yet retired.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2022. № 1

трудовое право

и право социального обеспечения

Научная статья уДК 349.3:369.012

и. р. маматказин*

юридическая природа и значение мотивационной функции права социального обеспечения

Аннотация. Мотивационная функция имеет существенные особенности, которые выделяют ее из других функций права, и позволяет раскрыть такие сущностные свойства права социального обеспечения, которые не проявляются в иных функциях. Взяв за основу механизм мотивационного воздействия, включающий законы мотивации, структуру мотивов, их классификацию, в работе исследуются вопросы мотивационного воздействия, имеющие важное значение для права социального обеспечения. При проведении исследования выявлено, что пенсии, пособия, другие виды социального обеспечения имеют мотивационное значение не столько для социально-обеспечительных правоотношений, сколько для правоотношений трудовых. Этим самым подтверждается, что социально-обеспечительные, и в первую очередь пенсионные права, формируются не в социально-обеспечительных правоотношениях, а в правоотношениях трудовых, служебных или предпринимательских. Но данные права (право на пенсию, право на пособие) являются определенными мотиваторами для лиц, осуществляющих трудовую деятельность. Иными словами мотивы, имеющие правовую природу и сформированные на основе норм социально-обеспечительного законодательства, побуждают субъектов трудовых отношений на более производительный труд. Также обращено внимание на недостатки системы мотивов, показано, что государству, в определенных случаях, правильнее предоставить дополнительные пенсионные льготы, оценив этим самым предшествующую трудовую деятельность граждан и установив дополнительные мотивы для тех лиц, которые еще не вышли на пенсию.

Ключевые слова: функция права, мотивационная функция, право социального обеспечения, межотраслевое взаимодействие, формирование пенсионных прав, нематериальные способы мотивации, пенсионные правоотношения.

* Илья Робертович Маматказин — кандидат юридических наук; доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет; dekart74@yandex.ru © Маматказин И. Р., 2022

Для цитирования: Маматказин И. Р. Юридическая природа мотивационной функции права социального обеспечения и ее значение для межотраслевого взаимодействия социально-обеспечительных и трудовых правоотношений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 2022. № 1. С. 66-89.

Мотивационная функция права социального обеспечения является достаточно значимой для теоретической науки и имеет существенные особенности, которые позволяют ее выделить среди других правовых функций. Например, характеризуя социальную, политическую или экономическую функции, авторы, как правило, уделяют внимание проявлению сущностных черт права социального обеспечения в конкретной общественной системе: в экономической, социальной или политической системах. Существование данных систем и их взаимодействие с системой социального обеспечения обосновано и подтверждено теоретическими положениями.

Такой подход будет неприменим относительно мотивационной функции. Проявление мотивационной функции обусловлено механизмом воздействия одной независимой системы на другую, и в этом смысле данная функция существенно отличается от социальной, политической, экономической и иных функций, рассматриваемых в правовых науках.

Характеризуя мотивационную функцию, следует признать, что единая всеобъемлющая система мотивации, аналогичная экономической или социальной системам, отсутствует. Несмотря на глубокую теоретическую разработку вопросов мотивационного воздействия, включая обоснования законов мотивации, структуры мотивов, их классификации, каждый вид общественных отношений имеет свои особенности мотивации, и, как следствие, свои мотивы. Например, вопросы экономической мотивации, направленные на стимулирование экономических процессов, осуществляются посредством специфических мотивов. Но мотивация в экономике имеет свою специфику, связанную с организацией «модели экономического поведения»1. Нужно отметить, что к экономической мотивации относится и институт мотивации работников. Отдельного внимания заслуживает политическая мотивация и, соответственно, те мотивы, которые управляют людьми и коллективами на определенных исторических этапах и связаны с формированием политических взглядов, идеологии2.

1 См.: Экономика и право: соотношение, проблемы взаимодействия / Отв. ред. М. Н. Семякин, А. Н. Сергеев. Екатеринбург, 2018.

2 См.: Основы политической науки: учеб. пособие для вузов. Ч. 2 / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1994. С. 34-36, 51-53. Существуют многочисленные исследования, посвященные мотивации отдельных элементов политической жизни (см., напр.: Руденкин Д. В. Мотивы и формы политической активности молодежи в современной России: сравнение провластных и оппозиционных активистов // Проблемы современных социокультурных

Право социального обеспечения применительно к мотивационной функции показывает, что отрасль права в целом и ее институты могут осуществлять определенное воздействие на иные системы, включая правовые, находящиеся за пределами отрасли права. Данное воздействие не связано непосредственно с предоставлением социального обеспечения, поэтому говорить о воздействии на иную систему путем предоставления материальных благ в данном случае нет смысла. Воздействие производится через формирование мотивов, интересов, которые, с одной стороны, связаны с правом на получение социального обеспечения, а с другой — эти мотивы и интересы непосредственно проявляются в тех отношениях, в которых формируется право на социальное обеспечение.

Такое мотивационное воздействие права социального обеспечения обеспечивается самим механизмом формирования права на социальное обеспечение. Право на социальное обеспечение зависит от условий, указанных в законе, которые в целом представляют собой юридические факты-события, фиксация и подтверждение которых осуществляется при назначении социального обеспечения. Наряду с юридическими фактами-событиями, представляющими собой основные условия социального обеспечения, в социально-обеспечительных юридических составах также могут присутствовать юридические факты, которые испытывают влияние воли субъекта-индивида, хотя охарактеризовать их как исключительно факты-действия не представляется возможным. Например, такие факты, как доход, заработная плата, размер страховых взносов, сложно охарактеризовать исключительно как факты-события, в которых не присутствует воля субъекта; воля индивида проявляется и в таком юридическом факте, как страховой или трудовой стаж. Тем не менее даже факты, включающие в себя волю субъекта, формируются за пределами социально-обеспечительных правоотношений и привносятся в данные правоотношения извне. В этом смысле они для социально-обеспечительных правоотношений имеют такое же значение, что и юридические факты-события, т. е. участники повлиять на эти факты как субъекты социально-обеспечительного правоотношения уже не могут, но могут их изменить в рамках тех правоотношений, в которых они формируются или формировались. Такой механизм формирования прав на социальное обеспечение и их последующей реализации очень ярко проявляется в пенсионных отношениях, хотя он характерен и для всех иных видов отношений, включенных в предмет регулирования права социального обеспечения.

Но юридические факты — условия предоставления социального обеспечения, формируясь в иных отношениях, связаны с осуществлени-

исследований: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Е. В. Хлыщевой, Р. Т. Алиева, В. Л. Тихоновой, О. И. Закутнова. Астрахань, 2019. С. 105-108).

ем субъективных прав и юридических обязанностей субъектов именно этих отношений. Например, работник в рамках трудовых отношений исполняет обязанности, связанные с его трудовой функцией, государственный служащий в рамках служебных отношений осуществляет свои властные полномочия, при этом специальных отдельных действий для формирования пенсионных или иных социально-обеспечительных прав лицо не совершает. Но для формирования социально-обеспечительных прав важны особые качественные характеристики деятельности субъектов: длительность работы или службы и их условия, величина заработной платы и др. Эти характеристики фиксируются нормами пенсионного права и принимают вид юридических фактов, т. е. фактов, которые порождают правовые последствия. Эти факты, способные повлиять на объем будущего социального обеспечения, формируют мотивы, побуждающие лицо к более активной деятельности, более производительному труду.

Связь прав на социальное обеспечение с юридическими фактами, формирующимися в иных правоотношениях, является достаточно значимой в мотивации субъектов иных правоотношений. Вместе с тем данная связь указывает и на особую роль юридических фактов, воздействующих на иные правоотношения. Данная особенность юридических фактов в свое время отмечалась в теории права, более того, она явилась основой характеристики особой правовой функции — функции предварительного воздействия норм права на общественные отношения.

В. Б. Исаков, проводя комплексное исследование юридических фактов, их формирования и значения, уделил внимание и функциям, которые выполняют юридические факты. Ученый указал на связь основных функций юридических фактов с обеспечением возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Вместе с тем он выделил и дополнительные функции, наличие которых обосновывалось тем, что функции юридических фактов в конкретных правоотношениях неповторимы. Одной из таких дополнительных функций и явилась функция, обусловленная предварительным воздействием норм права на общественные отношения. Указание в наименовании функции не на юридические факты, а на нормы права вполне объяснимо, поскольку права и обязанности участников правоотношений предусмотрены именно нормами права. В то же время нормы права не могут действовать автоматически, их реализация обусловлена наличием соответствующих юридических фактов. В. Б. Исаков отметил очень интересную зависимость между правоотношениями: поскольку правоотношения представляют собой субъективные права и обязанности, связанные с определенными юридическими фактами, то правовые последствия можно предусматривать на будущее, учитывая юридические факты, которые данные последствия формируют. «Появление

одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать» 3. При этом автор обращал внимание на неодинаковость действия юридических норм через юридические факты: в меньшей степени оно связано с фактами-событиями, в большей степени с юридическими фактами-сроками. Следует обратить внимание на то, что в качестве примера такого предварительного воздействия ученый привел именно порядок формирования прав на социальное обеспечение и иных социальных благ.

Если применить данные положения относительно права социального обеспечения, юридических фактов и иных отношений, например трудовых, в которых формируются данные юридические факты (стаж, доход застрахованного), то, по нашему мнению, нормы пенсионного права действительно имеют правовое значение для трудовых отношений. При этом возникает очень интересная ситуация: пенсионные отношения, основанием которых должны являться пенсионные нормы, еще не возникли, но сами нормы уже «работают», воздействуя на интересы субъектов трудовых отношений. Вопрос о предварительном воздействии норм права социального обеспечения на трудовые отношения требует особого исследования правоотношений и их взаимодействия с нормами права. Но предварительные выводы позволяют сформулировать суждение о том, что нормы пенсионного права через юридические факты, предусмотренные в их гипотезах, могут влиять на волю застрахованных лиц, позволяя им формировать в трудовых отношениях такие условия будущего пенсионного обеспечения, которые соответствуют их интересам, осуществляя при этом мотивационную функцию.

Аналогичным образом можно рассматривать и воздействие на субъективные интересы и иных социально-обеспечительных прав, например права на пособие по временной нетрудоспособности, права на страховое возмещение при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании, которые также формируются в трудовых отношениях и связаны с волей и интересами застрахованных лиц.

Характеризуя общие закономерности мотивационных механизмов, следует отметить, что они предусматривают наличие особых явлений, именуемых в социологии и психологии мотивами. Мотивы взаимосвязаны с поведением лица, они направляют его, в некоторых случаях побуждают к активным действиям, в некоторых, наоборот, — требуют воздержаться от действий4. Мотивация представляет собой

3 Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 59-60.

4 См.: Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1998. С. 154.

процесс побуждения человека к деятельности в соответствии с его потребностями и целями5. Потребности и цели являются очень существенными категориями, раскрывающими сущность мотивации. Нужно отметить, что Т. Парсонс, раскрывая структуру социального действия и объясняя мотивацию субъектов, особое внимание уделял и наличию цели. По его мнению, социальное действие должно быть обязательно ориентировано на достижение цели и на конформизм по отношению к нормам6. М. Вебер, определяя социальное действие как действие, ориентированное на поведение других, характеризовал мотивы как нечто осознанное, являющееся достаточной причиной для определенного действия7. Среди возможных мотивов социальных действий ученым особое внимание уделялось целерациональным и ценностно-рациональным мотивам8.

В дальнейшем изучение мотивации в социологии и психологии было в большей степени связано с категорией «потребность». Использование этой категории составило основу многих теорий мотивации, одна из самых распространенных среди них принадлежит американскому психологу А. Маслоу. В основу его теории положено суждение о том, что внутренние побудительные силы представляют собой структурные элементы процесса мотивации деятельности, а основным элементом являются потребности индивида: физиологические, экзистенциональ-ные, социальные и др. Именно иерархическая система потребностей составила концепцию теории мотивации. Иерархическая система, по А. Маслоу, не только предполагает оценку значимости одних потребностей перед другими, но и показывает генезис возникновения и развития потребностей личности, т. е. переход от одних потребностей к другим и наоборот9. Данную концепцию включают в себя многие современные теории мотивации. Можно привести в качестве примера двухфакторную теорию Ф. Герцберга, содержащую факторы, обусловленные условиями труда, и факторы, связанные непосредственно с самовыражением, развитием, признанием, которые определяются как мотиваторы10. Необходимо отметить, что отечественные исследования

5 См.: Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2013. С. 34. Хотя в некоторых случаях мотивацию определяют как поведение, направленное на выбор мотивов (см., напр.: Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология: учеб. М., 2007. С. 104).

6 Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002. С. 333, 336.

7 Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М., 1990. С. 611, 625.

8 Там же. С. 629.

9 В настоящее время существует множество теорий мотивации, использующих в том или ином виде структуру потребностей (см., напр.: Губарев Р. В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Сер. Экономика. 2014. № 1(7)). С. 239-246.

10 Сошникова А. И., Александров А. А. Модель мотивации Ф. Герцберга как один из инструментов управления человеческой деятельностью в профессиональной сфере // Гуманитарный вестник. 2019. № 1. С. 1-9.

вопросов мотивации также имеют глубокие научные корни, при этом в трудах российских ученых во многих случаях с разных позиций интерпретировались проблемы мотивации11.

Мотивация в широком смысле представляет собой детерминацию поведения, а мотив определяется как побудитель к активности, к какой-либо деятельности в соответствии с потребностями человека, которые в свою очередь связаны с целями. Удовлетворение потребностей является мотивом для побуждения индивида к деятельности12.

Таким образом, прослеживается связь, объединяющая мотивы через потребности и цели, с категориями «интерес» и «воля». Данные категории тесно связаны с правовыми отношениями, поскольку воздействуют на поведение, деятельность субъектов правоотношений 13. Использование этих категорий в формировании мотивационной функции правовых систем в целом и права социального обеспечения в частности придает функции особую значимость.

Одной из первых, кто в праве социального обеспечения обратил внимание на роль социального страхования в системе мотивации труда, была М. Ю. Федорова. Опираясь на положения теории А. Маслоу, она указала на связь вопросов мотивации труда с потребностями работников, определяя при этом мотив как явление, имеющее структуру. В структуру данного мотива, по мнению М. Ю. Федоровой, кроме потребности, которую хочет удовлетворить работник, включаются: благо, способное удовлетворить потребность, трудовое действие, необходимое для получения блага, а также цена, связанная с осуществлением трудового действия, включающая в себя издержки материального и морального характера. Автор справедливо относит социально-обеспечительные представления к категории первичных потребностей, формирующих мотивы, указывая, что уровень заработной платы застрахованных лиц должен быть достаточен «не только для удовлетворения текущих потребностей, но и служить надежной основой для социального страхования»14.

Рассмотренные М. Ю. Федоровой элементы структуры мотива известны в социологии, но не как структурные элементы, а как условия

11 См.: Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976; Каз М. С. Динамика экономического знания и мотивация труда: когнитивно-ценностный подход. Томск, 2003. С. 87-99.

12 См.: Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005. С. 25-26; см. также: Ромашов О.В. Указ. соч. С. 104, 106.

13 О связи права с категориями «интерес», «воля» см., напр.: Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 313-314.

14 Федорова М. Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения. Омск., 2000. С. 160-161.

формирования мотива15. В то же время положение о том, что должны быть созданы условия, позволяющие получить какое-либо благо в трудовых отношениях с наименьшими издержками, является очень существенным и для права социального обеспечения, и для взаимодействия трудовых и пенсионных отношений.

Далее отметим, что значительная часть работ, в которых рассматриваются вопросы мотивации, посвящена проблемам мотивации работников. Это является не случайным, поскольку, как правило, работник, заключая трудовой договор, становится частью трудового коллектива, участником социально-трудовых отношений16. Нужно отметить, что социологический подход в изучении вопросов мотивации не отрицает влияния правовых норм на волю и поведение участников трудовых отношений. Напротив, в данной сфере социология труда тесно связана с трудовым правом, которое рассматривается как инструмент социального контроля поведения субъектов в сфере труда17.

Трудовое поведение членов трудового коллектива определяется взаимодействием различных внутренних и внешних сил. Осознанные работником потребности принимают форму интереса. Например, работник не просто желает получить заработную плату как средство для существования, у него возникает интерес к получению премии, предусмотренной внутренним положением организации за хорошие показатели в работе. Исходя из этого, потребность в получении повышенного дохода формируется в конкретный интерес, обусловленный премированием, вследствие чего возникает мотив на достижение цели в виде хороших показателей в работе. Премия в данном случае представляет собой мотиватор, определяющий поведение работника. Но если к этим мотивам, являющимся трудовыми, добавляются мотивы, связанные с будущим социальным обеспечением, то они взаимно усиливают свои воздействия на волю индивида. В этом случае действие мотива, направленного на получение премии, будет подкрепляться действием мотива на формирование социально-обеспечительных прав.

В частности, если работник, получая заработную плату и премию, понимает, что повышенный размер вознаграждения также влияет и на

15 Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 7: Человек. Индивид. Личность. М., 2005. С. 428.

16 Социально-трудовые отношения с позиции социологии представляют собой отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, эти отношения образуют социально-трудовую среду (см.: Генкин Б. М. Указ. соч. С. 334); Юридическая наука и практика придает им иной смысл и определяет социально-трудовые отношения как отношения, основанные на коллективных договорах и соглашениях (см., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12 // Вестн. ВАС РФ. 2013. № 10).

17 Ромашов О.В. Указ. соч. С. 17. Интересным обстоятельством является то, что в некоторых случаях пенсионные отношения также включают в структуру социально-трудовых отношений (см., напр.: Генкин Б. М. Указ. соч. С. 334).

его пенсионные права, которые будут выражаться в большем размере страховых взносов, у него появляется дополнительный стимул к работе. В некоторых случаях работник имеет интерес не только обеспечить себе право на страховую пенсию на общих основаниях, но и выйти на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста, исходя из этого он выбирает работу, предусмотренную п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»18 (далее — Закон о страховых пенсиях), либо переезжает в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к таким районам, работа в которых дает право на досрочный выход на страховую пенсию и таким образом формирует свои будущие права.

Поскольку мотивационная функция права социального обеспечения определяется порядком формирования социально-обеспечительных прав, то нужно учитывать, что разные права на социальное обеспечение предполагают и различные процессы их формирования, что в свою очередь определяет особенности проявления мотивационного воздействия на волю и интересы субъектов. М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова, разделив организационно-правовые формы социального обеспечения на две группы в зависимости от того, связано ли предоставление социального обеспечения с предшествующей или существующей трудовой деятельностью лица либо социальное обеспечение предоставляется вне всякой связи с трудовой деятельностью, одни из первых отметили данную особенность права социального обеспечения19. Действительно, право на пенсию формируется в течение предшествующей деятельности индивида, но иные виды социального обеспечения предоставляются вне связи с такой деятельностью.

Ярким примером социального обеспечения, не связанного с трудовой деятельностью, является предоставление социальной помощи, т. е. такого вида обеспечения, который предоставляется при условии наличия дохода ниже прожиточного минимума. В этом случае, как правило, не имеет значения предшествующая трудовая деятельность, которая не влияет ни на право, ни на размер социальной помощи. Другим подобным примером является социальное обеспечение, предоставляемое семьям с детьми в виде пособий. Если исключить из данного вида социального обеспечения социально-страховые пособия, право на которые обусловлено трудовой деятельностью, то будет видно, что выплата пособий связана с фактом рождения ребенка и фактом ухода за ним до определенного возраста. Особая роль в предоставлении содержания семьям с детьми посредством социально-обеспечительных средств принадлежит

18 СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6965.

19 См.: Захаров М. Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. М., 2004. С. 59.

материнскому (семейному) капиталу. Можно привести еще несколько примеров, когда право на социальное обеспечение (как правило, в виде пособий) не зависит от трудовой деятельности, а возникает при наличии определенного факта-события. В этом случае по-особенному проявляется и мотивационная функция права социального обеспечения.

В отношении предоставления семейных пособий можно говорить о том, что социальное обеспечение мотивационно воздействуют на семейные отношения, стимулируя семьи на рождение детей, выполняя этим самым и демографическую функцию. Но, вероятнее всего, мотивация будет связана с тем, что рождение детей при наличии права на пособия уже не будет представлять для семей такую тяжелую жизненную ситуацию, которая будет являться контрмотиватором появления ребенка.

Предоставление социальной помощи само по себе не формирует мотивы у индивидов на какую-либо активную деятельность, но возможность получения такой помощи создает у лиц ощущение безопасности, понимание того, что в сложной ситуации им будет предоставлена помощь от имени общества. А это, в свою очередь, можно определить как потребность человека в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне. По теории А. Маслоу, данная потребность является весьма существенной и относится к первичным (врожденным) потребностям. Соответственно, мотивы, сформированные на основании данной потребности, являются достаточно значимыми.

Таким образом, мотивация, основанная на предоставлении социальной помощи, различных видов пособий, обусловленных возникновением объективных трудных жизненных ситуаций, имеет особый характер, связанный с обеспечением потребности в безопасном существовании индивида. В этом смысле данную мотивационную функцию можно распространить и на все виды социального обеспечения, поскольку они в любом случае являются гарантией помощи от государства, исходя из сложной жизненной ситуации.

Тем не менее в тех случаях, когда социальное обеспечение в большей или меньшей степени связано с предшествующей трудовой деятельностью, в процесс мотивационного воздействия включаются дополнительные мотиваторы, которые усиливают и усложняют проявление мотивационной функции.

Особенностью видов социального обеспечения, права на которые формируются в трудовых отношениях, является то, что они, в большинстве случаев, направлены на компенсацию дохода индивида, имевшегося у него в трудовых отношениях. А это, в свою очередь, свидетельствует о проявлении другой функции — компенсационной. С одной стороны, право социального обеспечения в этих случаях компенсирует утраченный доход, с другой — оказывает мотивационное

воздействие на те отношения, в которых формируются социально-обеспечительные права. При этом видны некоторые закономерности между существованием мотивационной и компенсационной функций: если в праве социального обеспечения осуществляется компенсация утраченного дохода, значит, вероятнее всего, будет проявляться и мотивационное воздействие на отношения, в которых формировался утраченный доход (трудовые отношения, служебные, предпринимательские), и наоборот.

Такая закономерность является объяснимой. Проявление компенсационной функции свидетельствует о тесной связи между социально-обеспечительными правоотношениями и правоотношениями, формирующими доход индивида. Наличие такой связи является обязательным условием и для компенсационной функции, и для мотивационной функции, при которой виды социального обеспечения будут выполнять функцию мотиваторов. Исходя из этого, возможна и более существенная корреляция между данными функциями: чем выше степень компенсационности, тем теснее связь между правоотношениями, тем существеннее проявление мотивационного влияния социального обеспечения на трудовые отношения. В этом смысле уровень ком-пенсационности прямо пропорционально влияет на уровень мотивационной функции. При этом данные функции (компенсационная и мотивационная) не связаны между собой, более того, они имеют разную природу и различную сущность.

Нужно отметить, что пенсионное обеспечение: государственное и по обязательному пенсионному страхованию, имеют существенную особенность, отличающую их от других видов выплат, права на которые так же, как и пенсионные, формируются в трудовых отношениях. Пенсии в отличие от иных выплат имеют сложную структуру, это значит, что и право на них формируется с учетом большего количества факторов. Данное положение влияет и на мотивационную функцию пенсионного обеспечения, которая является более сложной и значимой не только для трудовых, но и для иных общественных отношений.

В частности, пенсионные правоотношения связаны не только с прошлой трудовой деятельностью. На право на пенсию и на ее размер оказывают влияние достаточно большое количество социально-значимых обстоятельств, не связанных непосредственно с трудом. В большей степени это проявляется в страховых пенсиях, в меньшей степени — в государственном пенсионном обеспечении. Основным видом государственного пенсионного обеспечения является пенсия за выслугу лет, которая связана исключительно с временем прохождения государственной службы. Механизм пенсионного обеспечения по старости в этом смысле более гибок и позволяет учитывать и условия социального характера.

Прежде всего, в отношении страховых пенсий можно выделить обстоятельства, связанные с исполнением семейных обязанностей, влияющих на пенсионное обеспечение. Рождение трех, четырех и пяти детей и воспитание их до 8-летнего возраста являются обстоятельствами, снижающими пенсионный возраст в страховых пенсиях по старости; рождение двух детей является основанием для предоставления дополнительной льготы, снижающей требования к продолжительности времени работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, для досрочного выхода на страховую пенсию по старости; время ухода за детьми до достижения ими возраста 1,5 года включается в страховой стаж с начислением нестраховых баллов; рождение в семье ребенка-инвалида и воспитание его до 8-летнего возраста дает право на досрочную пенсию по старости; время ухода за ребенком-инвалидом включается в страховой стаж с начислением нестраховых пенсионных баллов; наличие у пенсионера иждивенцев, в число которых могут входить и дети, дает возможность увеличения фиксированной выплаты к страховым пенсиям по старости и по инвалидности.

К таким семейным обстоятельствам можно также отнести и включение в страховой стаж времени проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных гарнизонах, где отсутствовала возможность для его трудоустройства, супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений, государственных учреждений в случае проживания за рубежом, где отсутствовала возможность для их трудоустройства. Данные обстоятельства, учитываемые в пенсионных правоотношениях, без сомнения, положительно влияют на семейные отношения, предоставляя гарантии супругам и родителям при возникновении сложных семейных ситуаций.

В страховой стаж с предоставлением нестраховых пенсионных баллов включаются периоды военной и иной приравненной к ней по статусу службы; периоды осуществления своих полномочий судьями. В отношении военнослужащих по призыву нестраховые пенсионные баллы начисляются в соответствии с п. 12 ст. 15 Закона о страховых пенсиях. В отношении иных лиц действует механизм, установленный Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»20.

Кроме того, к основаниям для возникновения права на досрочные страховые пенсии по старости можно отнести порядка девяти обстоятельств социального характера, указанных в ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях, таких как: наличие инвалидности I группы по зрению, инвалидность вследствие военной травмы и др. Данные обстоятельства

20 СЗ РФ. 2011. № 23. Ст. 3266.

влияют на интересы индивидов и формируют соответствующие мотивы, направляющие поведение индивидов.

В пенсионном обеспечении можно выделить общие мотивационные элементы для страховых и государственных пенсий — это зависимость права на пенсию от стажа (страхового, общего трудового или государственной службы), а также порядок расчета пенсионного обеспечения от суммы дохода лица. Все это мотивирует индивидов не только на длительную трудовую деятельность, но и на более производительный труд, поскольку последний, по общему правилу, оплачивается в более высоком размере, что в свою очередь влияет на размер будущей пенсии.

В целом можно констатировать, что пенсионное законодательство, оказывая мотивационное воздействие на трудовые отношения, формирует у индивидов стремление трудиться, приносить пользу обществу. Рассмотрение мотивационной функции в этом ракурсе показывает, насколько близко соотносятся цели данной функции с целями таких функций, как воспитательная и идеологическая. Одна из целей воспитательной и идеологической функций — это формирование у индивида уважения к труду. В этом смысле мотивационная функция преследует практически те же самые цели и при воздействии права социального обеспечения на трудовые отношения сложно отделить одну функцию от другой. Данная ситуация показывает сложность функционального подхода к исследованию правовых систем, когда по формальным признакам производится разделение одной функции от другой. С другой стороны, видна ответственность, возложенная на системы социального обеспечения, когда неверное решение при реформировании института пенсий или пособий может вызвать сбой в осуществлении сразу нескольких функций.

Рассматривая мотивационную функцию в трудовых отношениях, можно выделить ряд мотиваторов, имеющих положительную или отрицательную направленность. Среди положительных отмечаются мотиваторы, установленные положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающие не только поощрения за труд, но и гарантии и компенсации, связанные с различными ситуациями в трудовых отношениях. К отрицательным мотиваторам можно отнести те, которые установлены нормами Трудового кодекса РФ, касающимися дисциплинарной ответственности работников, материальной ответственности и др. Последние формируют мотивы поведения, создающие условия для несовершения работником нежелательных для трудового отношения действий. Необходимо указать, что большинство вопросов, относящихся к положительной мотивации работника, касается вопросов его материальной заинтересованности в результатах работы. Исходя из этого, значительную роль играют мотивы, направленные на повышение оплаты труда, премирования работника за хорошую работу. Трудовое

право определяет системы оплаты в целом, устанавливая общие правила системы оплаты труда21. В сфере экономики труда и управления персоналом вопросы материального стимулирования работников рассматриваются более глубоко. Но большинство авторов обращают внимание на неправильность позиции, связанной только с материальной заинтересованностью работников, т. е. с материальной мотивацией. Поэтому законодателю следует уделить особое внимание проблемам нематериального стимулирования, которое необходимо отразить с учетом мотивации в отношении формирования будущей пенсии.

Исследования показывают, что не меньшее значение для работников имеет признание их труда не только со стороны трудового коллектива, но и со стороны общества в целом. Перечень поощрений работника за хороший труд, приведенный в ст. 191 ТК РФ, является не исчерпывающим. В то же время заслуги в труде могут быть признаны и на государственном уровне. В соответствии с Положением о государственных наградах, утвержденным Указом Президента РФ от 9 сентября 2010 г. № 109922, в Российской Федерации установлена единая система наград, которая включает в себя: высшие звания, ордена, знаки отличия, медали и почетные звания. В системе наград можно выделить награды, которые связаны исключительно с военными заслугами, но многие виды наград, согласно статутам, предусматривают возможность награждения ими за особые трудовые достижения. Среди таких высших званий можно отметить, например, высшее звание — Героя Труда Российской Федерации. В перечень орденов, награждение которыми производится за заслуги в труде, входят: ордена Святого апостола Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством», Пирогова, Почета. Положение о государственных наградах содержит достаточно большой перечень медалей, которыми награждаются за достижения в труде: «За труды по сельскому хозяйству», «За развитие железных дорог», «За заслуги в освоении атомной энергии», «За заслуги в освоении космоса» и др. Наконец, подавляющее большинство почетных званий присваивается именно за заслуги в труде в определенной профессии, например: «Народный учитель Российской Федерации»; «Заслуженный врач Российской Федерации»; «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»; «Заслуженный строитель Российской Федерации». Все перечисленные виды наград являются примерами проявления нематериальной мотивации в труде, которая имеет существенное значение для индивидов. Но значительную роль она будет играть при взаимодействии двух видов мотивации — и нематериальной, и материальной, когда

21 Трудовое право: учеб. / Под ред. О. В. Смирнова, О. И. Снигиревой. М., 2013.

22 Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 37. Ст. 4643.

наряду с признанием труда со стороны общества работник получает дополнительное вознаграждение. Исходя из этого, по нашему мнению, это позволит повысить интересы работника в трудовых отношениях, побуждая его на еще более производительный труд.

Мотивация, связанная с признанием трудовой деятельности, наградами за трудовую деятельность и иные заслуги, должна обязательно отражаться и в пенсионном обеспечении, т. е. пенсионные отношения должны содержать мотиваторы, отражающие увеличение размера пенсии за особые заслуги. Данное положение в равной степени относится и к сфере обязательного пенсионного страхования, и к сфере государственного пенсионного обеспечения. Исследования показывают, что индивид во многих случаях не только желает получить достойное вознаграждение в виде заработной платы или денежного довольствия, но и получить признание его заслуг со стороны общества23. При этом признание заслуг, наличие государственных и ведомственных наград будут в большей степени ценны и значимы для лица при условии повышения размера его пенсии.

Исходя из вышесказанного, следует обратить внимание на взаимодействие мотивов, усиливающее мотивировочную функцию. Материальные элементы трудовой мотивации основываются на потребностях первого уровня по классификации А. Маслоу. Эти потребности, являясь физиологическими потребностями, являются первичными, наиболее важными для индивида в том смысле, что потребности всех вышестоящих уровней включаются в орбиту интересов субъекта в случае, если удовлетворены потребности первого уровня. Мотивация, основанная на предоставлении наград и других видов нематериального стимулирования за трудовую деятельность, связана, вероятнее всего, с потребностями четвертого уровня: потребностями, в признании со стороны других, высокой оценки обществом трудовой деятельности, уважения труда работника. Эти потребности являются приобретенными. Но если эти потребности, являющиеся приобретенными, вторичными, будут дополнительно мотивированы возможностью повышения размера пенсии, то они, в свою очередь, будут связаны с потребностью первого уровня. Такое взаимодействие потребностей и мотивов, порождаемых ими, показывает тонкую связь между пенсионными и трудовыми отношениями, позволяющую добиться синергетического эффекта в усилении мотивации работников. Пенсия при этом будет представлять не просто источник средств к существованию, а еще и итог достойной оценки труда со стороны общества, признание заслуг.

23 См.: Ерошина О. А. Анализ работы командира роты десантно-штурмового батальона по управлению личным составом с использованием мотивационной функции управления // Наука и образование: новое время. 2019. № 2. С. 303-309.

Заметим, что в прошлом остались персональные пенсии, назначаемые по советскому законодательству на основании особых трудовых заслуг. Можно по-разному относиться к данному институту пенсии, но нельзя отрицать, что в плане мотивации он выполнял очень важную задачу — статус персонального пенсионера однозначно свидетельствовал о признании заслуг лица перед обществом.

Первый российский пенсионный закон24 в качестве определенной альтернативы персональным пенсиям предусматривал новый на то время для пенсионного законодательства элемент — повышение пенсии. В отличие от надбавок к пенсиям, которые предоставлялись при наличии социально-демографических оснований, повышения были связаны с обстоятельствами иного характера: общественные заслуги, государственные награды, некоторые иные обстоятельства. Значительный блок повышений государственных пенсий был связан с периодом Великой Отечественной войны, законом оценивались и участие в войне, и работа во время войны, а также нахождение в концлагерях и наличие инвалидности с детства, полученной в связи с боевыми действиями.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»25, отменяя действие предшествующего ему пенсионного закона, не воспринял в своем содержании данный элемент пенсионного обеспечения. Некоторые из оснований для повышения пенсии нашли свою «вторую жизнь» в Законе о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией26. Но данный закон, действующий и на сегодняшний день, предоставляет дополнительное социальное обеспечение не за все достижения, а только за выдающиеся. К таким достижениям, имеющим непосредственное отношение к трудовой или общественной деятельности, относятся: наличие звания Герой труда Российской Федерации, наличие наград в виде орденов «За заслуги переде Отечеством», Трудовой Славы трех степеней, признание лица лауреатом Ленинской премии, лауреатом государственных премий СССР и лауреатом государственных премий Российской Федерации. Повышения размера пенсии по иным основаниям остались, к сожалению, незаслуженно забытыми27.

24 Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Вед. СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

25 СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920.

26 Федеральный закон от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» // Там же. 2002. № 10. Ст. 964.

27 Следует отметить, что Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, действующий с 1993 г. по настоящее время, сохранил многие основания повышения пенсий, аналогичные повышениям, которые были предусмотрены в нормах утратившего силу Закона о государственных пенсиях в РФ 1990 г.

В действительности необходимо было не только сохранить данные черты пенсионного законодательства, но и развивать их, усиливая мотивационные факторы пенсионного характера для трудовых и общественных отношений. В частности, пенсионное законодательство не коснулось граждан, награжденных медалью «Ветеран труда», и лиц, имеющих большой страховой стаж. Помощь данным категориям граждан ограничена исключительно мерами социальной поддержки: предоставление соцпакета, социальных выплат, в некоторых случаях — компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг. Данное положение нельзя признать правильным, поскольку статус этих лиц обусловлен фактом длительной трудовой деятельности, согласно чему это обязательно должно отразиться и на размере страховой пенсии. Страховая пенсия, рассчитываемая из величины ИПК, на сегодняшний день содержит механизм предоставления дополнительных коэффициентов по некоторым основаниям (п. 12 ст. 15 Закона о страховых пенсиях в РФ), что дает возможность предоставить подобные коэффициенты ветеранам труда, лицам с большим страховым стажем, лицам, обладающим иными наградами и специальными званиями, и повысить и статус страховой пенсии, и статус подобных наград и званий. Нужно отметить, что подобные повышения страховой пенсии будут способствовать не только увеличению общего размера страховой пенсии, но и прежде всего увеличению размера той части пенсии, которая формируется путем уплаты страховых взносов, повышая ее значение.

Таким образом, усиление трудового и пенсионного мотиваторов должно являться взаимным. Данную взаимность следует развивать, изменяя пенсионное законодательство путем включения в него дополнительных обстоятельств, мотивирующих будущих получателей пенсий на длительный и более производительный труд.

Наряду с общими чертами мотивации государственная и страховая пенсионные системы имеют и отличия в формировании мотивов, которые тесно связаны с различиями в возникновении пенсионных прав. Расчет государственных пенсий не представляет больших сложностей: их размер определяется от суммы дохода в процентах и зависит от величины стажа государственной службы. Соответственно, в интересах государственных служащих необходимо сформировать как можно больший размер стажа и выйти на пенсию с более высоким доходом.

Порядок расчета страховых пенсий иной и порядок формирования права на страховую пенсию более сложен. Необходимо еще раз указать, что формирование права на страховую пенсию производится с участием финансовых отношений по уплате страховых взносов. Данные отношения усложняют процесс образования пенсионных прав в обязательном пенсионном страховании, принижая значение трудовых отношений для пенсионного обеспечения, и соответственно, значение

пенсии как мотиватора для трудовых отношений. Большим минусом действующего порядка расчета страховых пенсий является его запутанность формулировок и использование вместо абсолютных величин (страховых взносов) величин относительных (ИПК)28. Вследствие этого порядок определения размера пенсии является для застрахованных лиц сложным, поскольку им трудно понять, как они могут повлиять своим трудом на размер страховой пенсии. Согласно этому уменьшается значение страховой пенсии в мотивации работников к длительному и добросовестному труду.

Кроме того, нужно указать и на особенности формирования индивидуального коэффициента пенсионера, являющегося основным элементом расчета страховой пенсии, которые также не способствуют повышению мотивационной функции страховой пенсии. Это обусловлено тем, что порядок формирования права на страховую пенсию зависит от многих обстоятельств как трудового, так и нетрудового характера. Нужно отметить, что в некоторых случаях, к сожалению, обстоятельства нетрудового характера позволяют сформировать право на страховую пенсию более эффективно, чем работа и уплата страховых взносов. Это свидетельствует о том, что трудовая мотивация при формировании права на страховую пенсию в ряде случаев отступает на второй план.

Например, право на страховую пенсию, а также ее размер зависят от величины индивидуального коэффициента пенсионера (далее — ИПК). ИПК включает в себя как элемент, формируемый из страховых взносов (ИПК1), так и элемент, формируемый иным путем. В соответствии с п. 12 ст. 15 Закона о страховых пенсиях за некоторые социально значимые периоды страхового стажа государство предоставляет застрахованному лицу дополнительные коэффициенты (НП1), которые в законе указаны в твердых величинах. Самыми распространенными примерами предоставления НП1 являются случаи ухода за детьми до достижения ими возраста 1,5 лет. Величина НП1 зависит от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход: если уход осуществляется за первым ребенком, то НП1 составляет величину 1,8, за вторым — 3,6, за третьим и последующими детьми — 5,4. Данные положения пенсионного законодательства являются весьма значимыми для застрахованных лиц, поскольку позволяют не только включить время ухода за детьми в страховой стаж, но и увеличить размер ИПК.

Кроме того, положения п. 1 ст. 13 Закона о страховых пенсиях позволяют в случае совпадения, например периодов работы, в тече-

28 См.: Агашев Д. В. Проблемы установления отдельных юридических фактов, определяющих право на страховую пенсию по возрасту // Вестн. Томского гос. ун-та. Право. 2020. № 35. С. 148.

ние которых производилась уплата страховых взносов (страховых периодов), и периодов ухода за ребенком (нестраховых периодов) учитывать один из них по выбору застрахованного лица. Как видно из содержания пенсионной нормы, периоды работы не имеют преимущества перед нестраховыми периодами, а значит, застрахованное лицо вправе выбрать любой из данных периодов по своему усмотрению. И в этом случае мы снова сталкиваемся с понятиями «интерес», «потребность» застрахованных лиц, которые будут направлены на формирование страховой пенсии в более высоком размере. Задача законодателя состоит в том, чтобы заинтересовать, мотивировать застрахованное лицо отдавать предпочтение страховым периодам страхового стажа, т. е. периодам работы. Но, к сожалению, алгоритм расчета ИПК из страховых взносов был сформирован таким образом, что нестраховые пенсионные коэффициенты во многих случаях более выгодны даже тем лицам, которые состояли в трудовых отношениях и имеют определенный доход.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывают расчеты на 2021 г., для формирования ИПК в размере 1,8 страховым путем, т. е. участвуя в трудовых отношениях, получая заработную плату и уплачивая страховые взносы, застрахованное лицо должно условно работать полный календарный год с заработной платой 21 975,00 руб. Если принять в расчет, что медианная заработная плата в Российской Федерации на 2019 г. составила 34 335,00 руб.,29 то видно, что некоторые застрахованные лица наверняка воспользуются правом выбора и предпочтут для учета пенсионных прав нестраховые периоды ухода за детьми. Если принять во внимание размеры коэффициентов 3,6 и 5,4 (при уходе за вторым и третьим детьми), то для формирования ИПК в этих величинах потребуется работа в течение полного календарного года с заработной платой соответственно 43 950,00 и 65 925,00 руб. Эти данные расчета превышает медианную заработную плату в 1,280 и в 1,920 раз.

Заметим, что дело в данном случае не в том, что благодаря данным решениям государство мотивирует граждан увеличивать состав семьи и заниматься уходом за детьми, а дело в том, что наряду с этим непроизвольно принижается социальная ценность труда для формирования пенсионных прав. Оплата труда не позволяет быть надежной основой пенсионного страхования. Застрахованные лица понимают, что во многих случаях они тех же и даже больших результатов в формировании пенсионных прав могут добиться иным путем, т. е. происходит смена мотивов, вместо мотива работать и получать вознаграждение в качестве приоритетного может быть выбран иной мотив, не связанный

29 См.: Зубков И. Задача-минимум. Росстат рассказал о расчете медианной зарплаты, к которой привяжут МРОТ // Российская газета. 2020. 26 сент.

с работой. В настоящее время более пяти оснований, указанных в п. 12 ст. 15 Закона о страховых пенсиях, дают возможность формировать ИПК на нестраховой основе. При этом государственное пенсионное обеспечение не содержит подобных положений, в этом смысле оно более, чем обязательное пенсионное страхование, мотивирует государственных служащих на формирование пенсионных прав путем своего труда.

Нужно отметить безусловное совпадение большинства интересов, вызванных мотивами, сформированными в трудовых отношениях, и мотивами, сформированными в пенсионных отношениях, и указать, что в этих случаях мотивы действуют согласованно, увеличивая интерес индивида к более производительному труду. Но имеются случаи и иного взаимодействия мотивов, когда мотивационные функции трудовых и пенсионных отношений не дополняют друг друга, взаимно усиливая свой эффект, а определенным образом противопоставляются одна другой.

Например, порядок формирования индивидуального пенсионного коэффициента из страховых взносов при осуществлении застрахованным лицом работы или иной деятельности указан в ст. 15 Закона о страховых пенсиях. Часть 19 данной статьи закона содержит ограничение в размере ежегодного ИПК, который не может превышать величину 10. В то же время, если пенсионер является работающим пенсионером, т. е. продолжающим свою трудовую деятельность, то ч. 4 ст. 18 Закона о страховых пенсиях позволяет ему сформировать ежегодный ИПК не выше 3. Это является не совсем справедливым, поскольку заработная плата или иной доход работающего пенсионера облагаются страховыми взносами по общим основаниям. Равный размер страховых взносов должен обеспечить и равные пенсионные права, но закон в этом случае подходит дифференцированно к субъектам обязательного пенсионного страхования, устанавливая для работающих пенсионеров менее благоприятные условия формирования индивидуального пенсионного коэффициента. В связи с этим снижается заинтересованность пенсионера в продолжении трудовой деятельности, но остаются трудовые мотивы, связанные с возможностью получения вознаграждения. Этот существенный мотив с учетом невысокого уровня страховых пенсий в нашей стране30 обеспечивает достаточно понятное желание и интерес пенсионеров продолжать трудовую деятельность как можно дольше. В качестве контрмотиватора продолжения трудовой пенсии можно указать и отсутствие индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров. Таким образом, создается впечатление, что законодате-

30 По данным Минтруда, средний размер пенсий на 2021 г. составляет 15 744 руб. (В Минтруде назвали средний размер пенсий // РИА Новости. 2021. 29 марта).

лем постепенно формируется система, мотивирующая застрахованных лиц — пенсионеров на прекращение трудовой деятельности. Тем не менее, несмотря на это, интерес пенсионеров к продолжению работы после выхода на страховую пенсию не утрачивается. Существенным в обязательном пенсионном страховании является то обстоятельство, что право на страховую пенсию может быть сформировано не только в трудовых, но и в отношениях, именуемых предпринимательскими, которые имеют особенности, отражающиеся и на мотивационном воздействии.

Формирование права на страховую пенсию и возможность ее получения в более высоком размере являются важными мотивами для застрахованных лиц, побуждающих их работать и получать более высокий доход. Условия назначения пенсии и условия, влияющие на размер будущей пенсии, бесспорно, относятся к потребностям и интересам работающих лиц. Во многих случаях социальное обеспечение на длительный промежуток времени или бессрочно становится основным источником средств к существованию для неработающих граждан или существенной социальной помощью для малообеспеченных лиц, в соответствии с чем определяет значение обязательного социального страхования как мотива для выбора деятельности.

Формирование социально-обеспечительных прав, в первую очередь пенсионных прав, в трудовых отношениях указывает на особую роль пенсий, пособий которую они выполняют в качестве мотивов. Вследствие того, что права на пенсии формируются не в социально-обеспечительных правоотношениях, пенсии и пособия не являются мотиваторами для лиц, уже вступивших в социально-обеспечительные правоотношения. Однако они исполняют роль мотивов для тех лиц, которые планируют вступить в социально-обеспечительные правоотношения с целью реализации своих прав, в частности для лиц, застрахованных в системе обязательного социального страхования. Иными словами, социально-обеспечительные представления мотивируют деятельность лиц в рамках трудовых, предпринимательских отношений и отношений по прохождению государственной службы. Эти лица в рамках трудовых, предпринимательских, служебных отношениях не только реализуют свое право на труд и получают вознаграждение, но и направлены на формирование будущих пенсионных прав. Таким образом, осуществляя мотивационную функцию, право социального обеспечения воздействует не только на трудовые отношения, но и на гражданско-правовые отношения, в рамках которых осуществляется деятельность физических лиц, подпадающая под объект обложения страховыми взносами, и отношения по прохождению государственной и муниципальной службы.

Список литературы

1. Агашев Д. В. Проблемы установления отдельных юридических фактов, определяющих право на страховую пенсию по возрасту // Вестн. Томского гос. ун-та. Право. 2020. № 35.

2. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.

3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

4. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. М., 2013.

5. Губарев Р. В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестн. УГУЭС. Сер. Экономика. 2014. № 1(7).

6. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 7: Человек. Индивид. Личность. М., 2005.

7. Ерошина О. А. Анализ работы командира роты десантно-штурмового батальона по управлению личным составом с использованием мотивацион-ной функции управления // Наука и образование: новое время. 2019. № 2.

8. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учеб. М., 2004.

9. Каз М. С. Динамика экономического знания и мотивация труда: когнитивно-ценностный подход. Томск, 2003.

10. Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.

11. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

12. Ромашов О. В. Социология труда и экономическая социология: учеб. М., 2007.

13. РуденкинД. В. Мотивы и формы политической активности молодежи в современной России: сравнение провластных и оппозиционных активистов // Проблемы современных социокультурных исследований: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Е. В. Хлыщевой, Р. Т. Алиева, В. Л. Тихоновой, О. И. Закутнова. Астрахань, 2019.

14. СошниковаА.И., АлександровА.А. Модель мотивации Ф. Герцберга как один из инструментов управления человеческой деятельностью в профессиональной сфере // Гуманитарный вестник. 2019. № 1.

15. Федорова М. Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2000.

16. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.

17. Экономика и право: соотношение, проблемы взаимодействия / Отв. ред. М. Н. Семякин, А. Н. Сергеев. Екатеринбург, 2018.

Статья поступила в редакцию 28.10.2021; одобрена после рецензирования 17.12.2022; принята к публикации 04.02.2022

Original article

Il'ya R. Mamatkazin*

LEGAL nature of THE motivational FuNCTIoN

of social welfare law

Abstract. The motivational function has essential features that distinguish it from other functions of law. It allows us to reveal such essential properties of social security law that do not manifest themselves when studying other functions. Taking as a basis the mechanism of motivational influence, including the laws of motivation, the structure of motives and their classification, the paper examines the issues of motivational influence that are important for the law of social security. The study revealed that pensions, benefits, and other types of social security have motivational significance not so much for social security legal relations as for labor legal relations. This confirms that social security and, first of all, pension rights are formed not in social security legal relations, but in labor, service or business legal relations. But these rights (the right to a pension, the right to benefits) are certain motivators for persons engaged in labor activity. In other words, motives that have a legal nature and are formed on the basis of the norms of social security legislation, encourage the subjects of labor relations to more productive work. Attention is also drawn to the shortcomings of the system of motives, it is shown that in certain cases it is more correct for the state to provide additional pension benefits, thereby assessing the previous work activity of citizens and establishing additional motives for those persons who have not yet retired.

Keywords: function oflaw, motivational function, social security law, intersectoral interaction, formation of pension rights, intangible methods of motivation, pension legal relations.

For citation: Mamatkazin, I. R. Legal nature and significance of the motivational function of social welfare law. Moscow University Bulletin. Ser. Law, 2022. 1, pp. 66—89 (in Russ.).

Bibliography

1. Agashev, D. V. (2020). Problems of establishing certain legal facts that determine the right to an insurance pension by age. Tomsk State University Journal of Law, 35, pp. 141-154 (in Russ.).

2. Alekseev, S. S. (1999). Law: ABC — Theory — Philosophy: the experience of a comprehensive study. Moscow (in Russ.).

3. Aseev, V. G. (1976) Motivation of behavior and personality formation. Moscow (in Russ.).

4. Dobren'kov, V. I., Kravchenko, A. I. (2005). Fundamental sociology: in 15 vols. Vol. 7: Man. Individual. Personality. Moscow (in Russ.).

* Ph. D. (Law); Ass. Prof., Perm state research University (Perm, Russia).

5. M. N. Semyakin, A. N. Sergeev (eds.). (2018) Economics and law: correlation, problems of interaction. Yekaterinburg (in Russ.).

6. Eroshina, O. A. (2019). Analysis of the work of the company commander of the air assault battalion in personnel management using the motivational function of management. Science and education: new time, 2, pp. 303—309 (in Russ.).

7. Fedorova, M. Yu. (2000). Social insurance as an organizational and legal form of social protection of the population: problems of legal regulation. Omsk (in Russ.).

8. Genkin B. M. (2013). Economics and sociology of labor. Moscow (in Russ.).

9. Gubarev, R. V. (2014). Analysis of modern theories of motivation and stimulation of labor. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Ser. Economy, 1(7) (in Russ.).

10. Isakov, V. B. (1984). Legal facts in Soviet law. Moscow (in Russ.).

11. Kaz, M. S. (2003). The Dynamics of Economic Knowledge and Labor Motivation: A Cognitive-Value Approach. Tomsk (in Russ.).

12. Parsons, T. (2002) On the structure of social action (in Russ.).

13. Romashov. O.V. (2007) Sociology of Labor and Economic Sociology: Textbook. Moscow (in Russ.).

14. Rudenkin, D. V. (2019). Motives and Forms of Political Activity of Youth in Modern Russia: Comparison of Pro-Government and Opposition Activists. In: E. V. Khlyshcheva, R. T. Aliev, V. L. Tikhonova, O. I. Zakutnov (eds). Problems of Modern Sociocultural Research: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Astrakhan (in Russ.).

15. Shibutani, T. (1998). Social Psychology. Rostov-on-Don (in Russ.).

16. Soshnikova A. I., Aleksandrov, A. A. (2019). F. Herzberg's model of motivation as one of the tools for managing human activity in the professional sphere. Humanitarian Bulletin, 1, pp. 105—108 (in Russ.).

17. Zakharov, M. L., Tuchkova, E. G. (2004). Russian social security law: textbook. Moscow (in Russ.).

The article was submitted 28.10.2021; approved 17.12.2022; accepted 04.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.