Научная статья на тему 'Некоторые вопросы функционального взаимодействия социально-обеспечительных и трудовых правоотношений при реализации экономической функции'

Некоторые вопросы функционального взаимодействия социально-обеспечительных и трудовых правоотношений при реализации экономической функции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СИСТЕМА ПРАВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ПРАВООТНОШЕНИЙ / FUNCTION OF SOCIAL SECURITY LAW / LEGAL SYSTEM / INTERACTION OF LEGAL RELATIONS / LEGAL CONSTRUCTIONS OF LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маматказин И.Р.

Целью работы является попытка разобраться в механизме функционального воздействия права социального обеспечения, отделив систему, осуществляющую функциональное воздействие, от объекта такого воздействия. В процессе анализа удалось выделить систему «норма права правоотношение» как систему, принципиально отличающуюся от иных систем. Эта система создается в результате функционально воздействия норм права и состоит из элементов, один из которых создан другим. В связи с этим ставиться вопросы: могут ли подобные системы иметь свою самостоятельную функцию, отличную от функции норм права, могут ли обладать самостоятельной функцией правовые отношения, выступая в роли элемента, осуществляющего функциональное воздействие? В основе изучения лежат функциональные воздействия права социального обеспечения и трудового права при реализации экономической функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF FUNCTIONAL INTERACTION OF SOCIAL-SECURITY AND LABOR RELATIONSHIPS IN THE IMPLEMENTATION OF ECONOMIC FUNCTION

The paper attempts to understand the mechanism of the functional impact of social security law. The system of functional impact is considered separately from the object of influence. It is shown that the system “legal norm legal relationship” is significantly different from other systems. It is created as a result of the functional impact of a legal norm. In this system, one element is created by another. Questions are being studied in the work: сan such systems have their own independent function, whether legal relations can have an independent function.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы функционального взаимодействия социально-обеспечительных и трудовых правоотношений при реализации экономической функции»

УДК [349.3+349.2]:65

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ

И.Р. Маматказин,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры трудового и международного права ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-ma¡l: dekart74@yandex.ru

Аннотация: целью работы является попытка разобраться в механизме функционального воздействия права социального обеспечения, отделив систему, осуществляющую функциональное воздействие, от объекта такого воздействия. В процессе анализа удалось выделить систему «норма права — правоотношение» как систему, принципиально отличающуюся от иных систем. Эта система создается в результате функционально воздействия норм права и состоит из элементов, один из которых создан другим. В связи с этим ставиться вопросы: могут ли подобные системы иметь свою самостоятельную функцию, отличную от функции норм права, могут ли обладать самостоятельной функцией правовые отношения, выступая в роли элемента, осуществляющего функциональное воздействие?

В основе изучения лежат функциональные воздействия права социального обеспечения и трудового права при реализации экономической функции.

Ключевые слова: функция права социального обеспечения, система права, взаимодействие правоотношений, юридические конструкции правоотношений.

SOME QUESTIONS OF FUNCTIONAL INTERACTION OF SOCIAL-SECURITY AND LABOR RELATIONSHIPS IN THE IMPLEMENTATION OF ECONOMIC FUNCTION

I.R. Mamatkazin

Perm State University

15, Bukirevst., Perm, Russia, 614990

E-mail: dekart74@yandex.ru

Annotation: The paper attempts to understand the mechanism of the functional impact of social security law. The system of functional impact is considered separately from the object of influence. It is shown that the system "legal norm — legal relationship" is significantly different from other systems. It is created as a result of the functional impact of a legal norm. In this system, one element is created by another. Questions are being studied in the work: can such systems have their own independent function, whether legal relations can have an independent function.

Keywords: function of social security law, legal system, interaction of legal relations, legal constructions of legal relations.

В научной литературе неоднократно рассматривался вопрос об экономической функции и права социального обеспечения, и трудового права1. Поскольку две отрасли права выполняют одинаковые функции, есть все основания предполагать, что в процессе функционального воздействия данные отрасли могут взаимодействовать, усиливая свое влияние. Взаимодействие на функциональном уровне отраслей права является очень непростым вопросом, открывающим целый ряд теоретических и практических проблем.

Современная философская модель функции характеризует ее как взаимодействие аргумента функции и величиной, которая именуется как значение функции (и первый, и второй элементы представляют собой функтивы). При изменении аргумента (независимой переменной) изменяется значение функции. Такая взаимозависимость между двумя функтивами, при которой изменение одного влияет на изменение другого, именуется как функциональная зависимость, или функция. При этом один из элементов является условно независимой переменной (эту роль выполняет аргумент функции), второй элемент представля-

1 Проблемы Общей части права социального обеспечения: Монография / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. С. 37-38; Курс российского трудового права. В 3 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 223.

ет собой значение функции, котрое определенным образом зависит от изменения аргумента (независимой переменной)1. Данная модель является основой для понимания функции в других науках, включая социологию и правовые науки.

В правовой науке теория функций уточняет понимание функции и, делая акцент на активной роли права, говорит о его функциональном воздействии. Система права в этом случае играет роль независимой переменной, при изменении которой происходит изменение в объекте функционального воздействия. Кроме этого, указывается, что воздействие, которое осуществляет система права, является свойством данной системы, неотъемлемым и сущностным2.

Структурно-функциональный анализ как системы права социального обеспечения (независимой переменной), так и объекта функционального воздействия (значения функции) выявляет достаточно вопросов, позволяющих по-иному оценить и функциональные правовые проявления и в целом механизм правового регулирования.

Проводя анализ системы права как системы, осуществляющей функциональное воздействие, многие авторы отмечают, что данная система, по существу, представляет собой систему правовых норм. Именно норма права или система норм (отрасль, институт и другие системные образования) является тем правовым явлением, которое способно осуществить функциональное воздействие.

Правовые нормы содержат субъективные права социально-обеспечительного характера, для реализации которых необходимы социально-обеспечительное правоотношения. В свою очередь, права и обязанности, предусмотренные нормами права, представляют собой содержание правоотношения. Объем прав и обязанностей зависит от нормы права. Это может говорить о том, что если норма права является той независимой переменной, осуществляющей воздействие, то правоотношение через содержание правоотношения может являться как раз тем элементом, который испытывает на себе это воздействие, возникает, изменяется или прекращается под воздействием нормы. В этом случае взаимодействие между правоотношением и нормой права можно охарактеризовать как функциональное взаимодействие.

Процесс функционального воздействия норм права, в том числе права социального обеспечения, достаточно сложен. В первую очередь следует отметить, что особенностью права социального обеспечения является то, что одних материальных норм права, даже структурированных и объединенных в системы, недостаточно для осущест-

1 Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академ. Проект, 2009. С. 135-142.

2 Радько Т.Н. Теория функций права: Монография. М.: Проспект, 2015. С. 72.

вления правового воздействия. Для того чтобы система норм права социального обеспечения могла сформировать свое функциональное свойство и проявить его вовне, необходимо наличие процедурных норм и процедурных правоотношений. Данные компоненты являются необходимыми элементами, позволяющими реализоваться тем социально-обеспечительным правам, которые заложены в отраслевых материальных нормах.

Во-вторых, нельзя механически переносить положения о «независимой переменной» на нормы права. Нормы права обладают известным постоянством и являются достаточно статичным явлением. Они не изменяются по воле субъекта правоотношения, следовательно, сами по себе не могут играть роль аргумента функции. Но гипотезы норм права содержат условия, жизненные обстоятельства, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются права субъектов, указанные в диспозициях правовых норм. При возникновении жизненных обстоятельств — юридических фактов, при их изменении меняется содержание социально-обеспечительного правоотношения.

Одним из самых известных, самых значимых и широко используемых в праве социального обеспечения юридических фактов является трудовой или страховой стаж. Во многих случаях изменение величины страхового или иного вида стажа влечет за собой возникновение или изменение прав на социальное обеспечение. Размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев и профессиональных заболевание) зависит от размера страхового стажа, имеет значение страховой стаж до шести месяцев, до пяти лет, до восьми и свыше восьми лет1. Размер страховых пенсий не зависит от величины страхового стажа, установленная минимальная продолжительность страхового стажа является необходимым условием для получения права на страховое пенсионное обеспечение: для пенсий по старости — 15 лет, пенсии по инвалидности и СПК назначаются независимо от продолжительности страхового стажа. Государственные пенсии за выслугу лет более восприимчивы к величине специального стажа — выслуги лет. Стаж влияет не только на возникновение субъективного пенсионного права, но и на размер пенсионного обеспечения таких категорий, как военнослужащие, государственные служащие и др.2 Данные примеры помогают раскрыть и объяснить механизм функционального взаимодействия.

1 Статья 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

2 См., напр.: ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств

При этом, с одной стороны, если система права воздействует на правоотношение, то правоотношение должно находиться вне системы права. С другой стороны, если норма права воздействует на правоотношение и между нормой права и правоотношением имеется функциональная связь, образуют ли два эти элемента самостоятельную систему? Является ли данная функциональная связь органической связью, т.е. связью, органически связывающей два элемента в единое целое? Если признать наличие системы «норма права — правоотношение», основанной на функциональной зависимости второго от первого, то в этом случае следует также признать, что перед нами предстает система несколько иного рода, чем системы, ранее представленные в правовой теории систем.

Ранее известные системы представляли собой, выражаясь языком математики и логики, совокупность независимых переменных, взаимодействие которых внутри системы порождало единое системное свойство. К таким системам можно отнести норму права, состоящую из гипотезы, диспозиции, санкции. Изменение гипотезы не влечет за собой с неизбежностью изменение содержания или объема диспозиции, следовательно, данные элементы не связаны функциональной связью. В качестве примера можно указать на правоотношение, которое также представляет собой систему независимых между собой переменных: субъектов, объекта и содержания. В совокупности данные элементы образуют систему, но функционально влиять друг на друга не могут. Данные системы достаточно широко распространены в научной и учебной литературе.

Возвращаясь к системе «норма права — правоотношение», видим, что правоотношение не только зависит от нормы права, оно в определенной степени порождается нормой права и не может без нее существовать. Таким образом, представленная система состоит из элементов, один из которых создан другим элементом, более того, один из элементов является объектом функционального воздействия, играет роль значения функции.

Дальнейший ход рассуждений может привести к следующим вопросам. Может ли объект функционального воздействия, созданный независимой переменной, иметь свою функцию или его функция будет являться продолжением функции независимой переменной? Иными словами, может ли правоотношение иметь свою самостоятельную функцию, может ли правоотношение, являясь значением функции,

и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»; ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

быть тем не менее независимой переменной, но, вероятно, уже в другой системе?

Может ли система, созданная независимой переменной и объектом функционального воздействия, порожденного независимой переменной, иметь свою самостоятельную функцию или функцией системы будет функция независимой переменной? Иначе говоря, признавая в качестве рабочей гипотезы наличие системы «норма права — правоотношение» должны ли мы признавать наличие у данной системы самостоятельного свойства, функции, отличного от функции нормы права?

Ответ на данный вопрос может быть дан с использованием основных положений функционального анализа, обоснованных общей теорией права. Любая правовая система только тогда является системой, когда имеет свою самостоятельную функцию. Следовательно, если мы признаем правовое образование системой, мы должны признать, что данное образование обладает самостоятельной функцией. Причем функция системы не может быть сведена к сумме функций ее элементов. Кроме этого, функция системы не может совпадать с функцией какого-либо ее элемента. Следовательно, система «норма права — правоотношение» должна иметь самостоятельное свойство (функцию) и самостоятельный объект функционального воздействия.

Для того чтобы дать ответ на данные вопросы, необходимо прежде всего прийти к более точному пониманию функций права, систем права, функций правоотношений. Понимание функций должно опираться на суждение о том, что функция является свойством неотъемлемым системы, следовательно, функция как свойство неотделима от ее системы, а природа функций заложена именно в системе, ее породившей. Функция не зависит от объекта воздействия, от того, на что направлена функция, функция не зависит от задач и от целей. Задачи и цели необходимы для создания соответствующей системы, которая будет обладать соответствующими функциональными свойствами.

Несмотря на теоретическую сложность, некоторые предпосылки для дальнейшего рассуждения по данным вопросам имеются и в настоящее время. В частности, есть все основания говорить о том, что правоотношения различной отраслевой принадлежности могут взаимодействовать между собой, создавая системные образования. И это свидетельствует о самостоятельности правоотношений как правовых явлений, их автономности от норм права.

В первой половине 2000-х гг. в науке права социального обеспечения достаточно серьезно обсуждался вопрос о природе социально-страхового правоотношения, является ли правоотношение трехсторонним, объединяющим страховщика, страхователя и застрахованной

лицо, либо к праву социального обеспечения относится исключительно двустороннее отношение по выплате страховщиком страхового обеспечения в пользу застрахованного лица. Дискуссия завершилась в пользу положения о двустороннем характере социально-страхового правоотношения1. При этом был скорректирован понятийный аппарат: правоотношение по выплате страхового обеспечения стало именоваться социально-страховым, правоотношение по уплате страховых платежей — финансовым правоотношением, находящимся соответственно в сфере финансового права.

Сложно не согласится с обоснованностью отраслевой принадлежности двух видов правоотношений, но также нельзя и не замечать их тесного взаимодействия. Социально-страховое правоотношение невозможно без финансового правоотношения по уплате страховых взносов, в этом заключается природа социального страхования. В свою очередь, существование финансового правоотношения без страхового вообще теряет смысл. Финансовое отношение создано для того, чтобы, уплачивая страховые взносы, субъекты формировали будущие социально-обеспечительные права. В этом смысле, возможно, и функция финансовых отношений заключается в формировании социально-обеспечительных прав через уплату страховых взносов.

Но нельзя не отметить, что и социально-страховое, и финансовое правоотношение не может существовать без трудового правоотношения2. Именно трудовое правоотношение является тем обязательным условием, которое порождает и социально-страховое, и финансовое правоотношение. Последние два правоотношения возникают в силу закона при наличии трудового правоотношения. Сумма заработной платы и других отчислений в пользу работника является обязательным элементом содержания и финансового правоотношения и в определенных случаях социально-страхового. Поэтому правоотношения связаны не только временем существования, но и своим содержанием.

Поэтому без третьего элемента, трудового правоотношения, в некоторых случаях гражданско-правового, система правоотношений, их конструкция является неполной.

Связь между правоотношениями может быть разной, скорее всего, все зависит от того, где формируются социально-обеспечительные права. Основаниями или условиями возникновения социально-обеспечительных прав (прав на пенсии, пособия, иные социальные выплаты

1 Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М.: Юстицинформ, 2009. С. 525.

2 Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. Омск: ОмГУ, 2000. С. 289.

или социальные услуги) являются юридические факты. Юридический факт представляет собой жизненное обстоятельство, в соответствии с которым закон связывает возникновение или изменение права. При этом доктрина права социального обеспечения содержит суждение о том, что юридические факты являются основаниями возникновения именно социально-обеспечительных прав, а не правоотношений1. Правоотношения необходимы для реализации социально-обеспечительных прав, поскольку социальное обеспечение может быть предоставлено только в рамках правоотношений2. Но право на социальное обеспечение является правом, которое лицо может реализовать, а может не реализовать, иными словами, не подать заявление на получение социальных выплат или социальных услуг. Поэтому отсутствует прямая корреляция между возникновением права на социальное обеспечение и социально-обеспечительным правоотношением.

Для права социального обеспечения характерно, во-первых, то, что основаниями возникновения социально-обеспечительных прав являются юридические факты-события, т.е. факты, не связанные с волей человека3. Во-вторых, большая часть юридических фактов возникает в иных правоотношениях, не в социально-обеспечительных. К таким правоотношениям относятся, например, правоотношения, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, это: трудовые правоотношения и гражданско-правовые правоотношения, по выполнению работ, предоставлению услуг, а также возникающие на их основе финансовые правоотношения по уплате страховых взносов. В круг отношений можно включить и отношения, не являющиеся правовыми, но представляющие большую общественную значимость.

В этом кроется один из аспектов связи между социально-обеспечительным правоотношением и правоотношениями трудовым и финансовым. Поскольку речь идет о формировании социально-обеспечительных прав, то следует выявить, в каких правоотношениях происходит формирование прав.

Юридический состав страховых пенсий по старости содержит следующий перечень юридических фактов: достижение пенсионного

1 Андреев В.С. Научные труды. Т. 2. М.: Изд. центр Университета им. О.Е. Кутафи-на (МГЮА), 2013. С. 320; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гу-сова. М.: Проспект, 2004. С. 100.

2 Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 127.

3 При этом юридические факты-события могут происходить и с участием людей, но их волей не вызываются. См. подробнее: Актуальные проблемы теории государства и права / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. С. 257-263.

возраста, страховой стаж не менее 15 лет, наличие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30. Возраст является биологическим фактором, который протекает вне правоотношений, поэтому достижение пенсионного возраста является абсолютным событием.

Страховой стаж представляет собой время осуществления трудовой деятельности, в течение которой осуществлялась уплата страховых взносов. Из этого видно, что формирование страхового стажа как сложного юридического факта происходит и в трудовом правоотношении (время трудовой деятельности), и в финансовом правоотношении (уплата страховых взносов), в правоотношениях разной отраслевой принадлежности. Следовательно, через страховой стаж как основание пенсионного обеспечения пенсионное социально-обеспечительное правоотношение связано и с трудовым правоотношением, и с финансовым. Следует признать, что в связке трудового и финансового правоотношения в целях формирования страхового стажа данные правоотношения не равны. Приоритет, к сожалению, отдается финансовому правоотношению, поскольку по общему правилу без уплаты страховых взносов период работы в страховой стаж не будет включен1.

Но в страховой стаж включаются также и иные периоды, в рамках которых не производилась уплата страховых взносов (нестраховые периоды), а также периоды уплаты страховых взносов без осуществления трудовой деятельности. Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержит десять периодов, включаемых в страховой стаж без обязательной уплаты страховых взносов. В течение данных периодов трудовая деятельность либо совсем не осуществляется, либо осуществляется, но доход от данной деятельности в силу закона не облагается страховыми взносами. В силу высокой общественной значимости данные периоды подлежат включению в страховой стаж. Это является вполне оправданным и отвечает задачам и функциям пенсии как социальной выплаты. Пенсия должна не только компенсировать утраченный заработок, являться

1 Исключение составляет правило, установленное постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой», впоследствии закрепленное в положениях Закона о страховых пенсиях. Речь идет о ситуации, когда страховые взносы работодателем начислены, но не уплачены. В этом случае период работы включается в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов.

выплатой, связанной с прошлой трудовой деятельностью, но и учитывать социально значимые обстоятельства и заслуги гражданина перед обществом.

Но в этом случае страховой стаж как юридический факт, формирующий социально-обеспечительные права, формируется без учета финансового правоотношения, поскольку не происходит уплата страховых взносов.

Пенсионное законодательство имеет и прямо противоположный пример формирования пенсионных прав в отношении страхового стажа. Пункты 2, 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дают возможность добровольно вступить в финансовые правоотношения по уплате страховых взносов. Заключив договор с Пенсионным фондом РФ, застрахованное лицо без осуществления трудовой деятельности может добровольно уплачивать страховые взносы, формируя будущий ИКП, при этом время уплаты страховых взносов будет включено в страховой стаж1. В этом случае пенсионные права формируются исключительно в финансовом правоотношении, конструкция правоотношений имеет вид «пенсионное правоотношение — финансовое правоотношение», трудового правоотношения в системе правоотношений нет.

Следует отметить, что два последних приведенных примера являются исключением из общего правила о страховом стаже и имеют определенные ограничения. Нестраховые периоды могут быть включены в страховой стаж, только если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности, «купленный страховой стаж» не может превышать более половины стажа, требуемого для назначения пенсии.

Формирование индивидуального пенсионного коэффициента как юридического факта имеет существенные особенности. Они связаны не только с тем, что в формировании ИПК не участвуют трудовые правоотношения, поскольку ИПК формируется из суммы уплаченных страховых взносов. В формуле расчета ИПК величина страхового стажа отсутствует, время работы может влиять на размер ИПК, но только опосредованно, опять же через размер уплаченных страховых взносов. Как было показано ранее, формирование пенсионных прав в системе правоотношений, исключающей трудовое, на сегодняшний день не является уникальным для права социального обеспечения, особенность заключается в том, что и размер страховых взносов не является тем определяющим, что влияет на величину ИПК. Формула расчета

1 В обиходе данное положение получило наименование «купить страховой стаж».

ИПК в знаменателе содержит элемент НСВгод1, который определяется как произведение предельной величины базы для уплаты страховых взносов на размер индивидуальной части тарифа в ПФР. Ежегодно увеличиваясь, предельная величина базы увеличивает и значение НСВгод1, уменьшая значение ИПК, т.е. уменьшая будущие пенсионные права граждан. Увеличение предельной величины базы для уплаты страховых взносов предполагает увеличение заработной платы граждан, которого, к сожалению, не происходит, а при неизменной заработной плате пенсионные права граждан уменьшаются.

Но проблема касается не только сохранения пенсионных прав, в данном случае видно, что связь между пенсионным, социально-обеспечительным правоотношением и финансовым правоотношением ослабляется, поскольку влияние страховых взносов на формирование пенсионных прав является весьма опосредованным. Значение ИПК, а также и размер пенсии в большей степени зависят не от суммы уплаченных страховых взносов, рассчитанных из величины заработной платы, а от иных элементов, содержащихся в формуле расчета пенсии. Из этого следует, что пенсионное правоотношение при формировании ИПК в определенной степени самоизолируется, обособляется от финансового и трудового правоотношений. Несмотря на то что в основе расчета ИПК лежат страховые взносы, связь размера ИПК и размера уплаченных страховых взносов является опосредованной, ИПК формируется внутри пенсионного правоотношения. Это может разрушить систему правоотношений.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства также реализуется через конструкцию правоотношений, включающую в себя правоотношение социально-обеспечительное (социально-страховое), трудовое и финансовое (по уплате страховых взносов). Но в отличие от правоотношений по обязательному пенсионному страхованию связь между социально-страховым правоотношением по обеспечению страховым пособием и трудовым правоотношением выше. Несмотря на то что обязательным условием для получения права на страховое пособие является статус гражданина как застрахованного лица и уплата за него страховых взносов, юридические факты — основания для расчета пособия связаны не с финансовым, а с трудовым правоотношением. Размер страхового пособия зависит от страхового стажа на момент получения права на пособие и от величины заработной платы за два года перед годом наступления страхового случая. Следовательно, социально страховые права в этом случае формируются в большей степени в трудовом правоотношении, и содержание социально-страхового правоотношения также связано прежде всего с трудовым правоотношением.

Государственное социальное обеспечение, прежде всего государственное пенсионное обеспечение, по-иному строит конструкцию правоотношений. Несмотря на то что в основе государственного социального обеспечения лежит бюджетное финансирование, финансовые бюджетные отношения не влияют на социально-обеспечительные права граждан. Основаниями для возникновения прав в данной сфере социального обеспечения являются юридические факты, сформированные исключительно в трудовых правоотношениях и в правоотношениях по государственной службе. В этой связи можно отметить, что социально-обеспечительные права формируются именно в правоотношениях, опосредующих труд государственного служащего, финансовые правоотношения в формировании прав не участвуют. Следовательно, и правовая конструкционная связь между социально-обеспечительным правоотношением и финансовым бюджетным правоотношением отсутствует.

Выявление конструкционных связей между правоотношениями, с одной стороны, позволяет по-иному подойти к изучению правоотношения как правовой категории, а с другой стороны, ставит перед правом социального обеспечения следующую задачу, касающуюся функционального взаимодействия. Если между социально-страховым и трудовым правоотношениями существует системная связь, позволяющая объединяться правоотношениям в системы, конструкции, представляет ли эта связь функциональное воздействие одного элемента на другой. В этом случае необходимо разобраться, какую функцию выполняет трудовое правоотношение по отношению к социально-страховому правоотношению и какую функцию выполняет социально-страховое правоотношение по отношению к трудовому.

Если основываться на приведенных ранее примерах, то можно отметить, что трудовое правоотношение, а также правоотношение по государственной службе выполняют функцию формирования социально-обеспечительных прав. Необходимо понимать, что работник, государственный служащий, осуществляя трудовую или служебную деятельность, получает не только заработную плату или денежное довольствие, но и формирует социально-обеспечительные права, связанные со случаями, когда он не сможет трудиться (возраст, стойкая или временная нетрудоспособность) или содержать свою семью (смерть кормильца). Финансовое правоотношение по уплате страховых взносов также выполняет функцию формирования социально-обеспечительных прав, но в том случае, если права реализуются через страховые механизмы. Из этого, возможно, следует, что финансовое правоотношение является дополнительным элементом в конструкции правоотношений, необходимым для

конвертации «обычных», не страховых социально-обеспечительных прав в страховые.

Поэтому формирование социально-обеспечительных прав исключительно в страховых правоотношениях путем внесения добровольных взносов в целях увеличения ИПК и «покупки» страхового стажа, вероятно, не отвечает целям и принципам обязательного социального страхования. Без связи с трудовой деятельностью социальное страхование теряет свою социальную природу и превращается в обычное индивидуальное страхование.

Если характеризовать функцию социально-страхового правоотношения по отношению к трудовому, то можно отметить, что в рамках социально-страхового правоотношения производится компенсация утраченного заработка, и охарактеризовать функцию как компенсационную.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы теории государства и права / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. 447 с.

2. Андреев В.С. Научные труды. Т. 2. М.: Изд. центр Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. 528 с.

3. ДелезЖ., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический Проект, 2009. 261 с.

4. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 176 с.

5. Курс российского трудового права. В 3 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 573 с.

6. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М.: Юстицинформ, 2009. 656 с.

7. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2004. 487 с.

8. Проблемы Общей части права социального обеспечения: Монография / Под ред. под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. 416 с.

9. Радько Т.Н. Теория функций права: Монография. М.: Проспект, 2015. 272 с.

10. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. Омск: ОмГУ, 2000. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.