Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
437
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
организации / осуществляющие коллективное управление / договор о передаче полномочий по управлению правами / государственная аккредитация / договор о выплате вознаграждения / смежные договоры / авторские права / смежные права.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лутовинова Н.В.

В настоящей статье исследуется правовая природа договора коллективного управления авторского и смежных прав путем рассмотрения вопросов существующего нормативного правового регулирования, доктринальных вопросов, а также вопросов, возникающих в практической деятельности при реализации положений такого договора, определены проблемные аспекты при разрешении таких вопросов и предложены некоторые пути их решения. Проанализированы основные договорные конструкции, отраженные в Гражданском кодексе Российской Федерации и возникающие на практике, при помощи которых полномочия правообладателей могут передаваться в управлении. Кроме того, для построения наиболее полного представления о юридической природе договора коллективного управления проведен сравнительный анализ такого договора с рядом смежных договоров: договор доверительного управления исключительными правами, лицензионный договор, посреднические договоры. В ходе сравнительного анализы выделены основные отличительные характеристики рассматриваемого договора, которые и определяют уникальность его юридической природы. Также рассмотрен международный аспект заключения договоров коллективного управления авторского и смежных прав на примере Соглашения Евразийского экономического союза и законодательства Франции и выявлены положительные черты в международном опыте, которые возможно постепенно внедрить в отечественном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ»

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-106-114 NIION: 2022-0079-10/22-155 MOSURED: 77/27-025-2022-10-155

ЛУТОВИНОВА Наталья Викторовна,

старший преподаватель кафедры общей юриспруденции факультета юриспруденции и правового регулирования Российского государственного социального университета, e-mail: NLutovinova@mail.ru

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

Аннотация. В настоящей статье исследуется правовая природа договора коллективного управления авторского и смежных прав путем рассмотрения вопросов существующего нормативного правового регулирования, доктринальных вопросов, а также вопросов, возникающих в практической деятельности при реализации положений такого договора, определены проблемные аспекты при разрешении таких вопросов и предложены некоторые пути их решения. Проанализированы основные договорные конструкции, отраженные в Гражданском кодексе Российской Федерации и возникающие на практике, при помощи которых полномочия правообладателей могут передаваться в управлении. Кроме того, для построения наиболее полного представления о юридической природе договора коллективного управления проведен сравнительный анализ такого договора с рядом смежных договоров: договор доверительного управления исключительными правами, лицензионный договор, посреднические договоры. В ходе сравнительного анализы выделены основные отличительные характеристики рассматриваемого договора, которые и определяют уникальность его юридической природы. Также рассмотрен международный аспект заключения договоров коллективного управления авторского и смежных прав на примере Соглашения Евразийского экономического союза и законодательства Франции и выявлены положительные черты в международном опыте, которые возможно постепенно внедрить в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: организации, осуществляющие коллективное управление; договор о передаче полномочий по управлению правами; государственная аккредитация; договор о выплате вознаграждения; смежные договоры; авторские права; смежные права.

LUTOVINOVA Natalya Viktorovna,

Senior lecture, Faculty of law Russian State Social University

LEGAL NATURE OF COLLECTIVE MANAGEMENT AGREEMENT COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS

Annotation. This article examines the legal nature of the collective management contract for copyright and related rights by considering issues of existing regulatory legal regulation, doctrinal issues, as well as issues arising in practical activities in the implementation of the provisions of such a contract, identifies problematic aspects in resolving such issues and proposes some ways to solve them. The main contractual structures reflected in the Civil Code of the Russian Federation and arising in practice, with the help of which the powers of copyright holders can be transferred to management, are analyzed. In addition, in order to build the most complete understanding of the legal nature of the collective management agreement, a comparative analysis of such an agreement was carried out with a number of related agreements: a trust management agreement for exclusive rights, a license agreement, intermediary agreements. In the course of the comparative analysis, the main distinctive characteristics of the contract in question are highlighted, which determine the uniqueness of its legal nature. The international aspect of concluding collective management agreements for copyright and related rights on the example of the Agreement of the Eurasian Economic Union and French legislation was also considered and positive features in international experience were identified, which can be gradually introduced in domestic legislation.

Key words: organizations performing collective management; Rights Management Transfer Agreement; state accreditation; remuneration agreement; related contracts; copyright; related rights.

Федеральной службой по интеллектуальной собственности одной из девяти поставленных целей на 2022 год было обозначено содействие в создании и совершенствовании систем управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации [1], что позволяет говорить об управлении интеллектуальными правами как об одном из наиболее востребованных для исследования в настоящее время направлений.

В существующем законодательстве Российской Федерации управление интеллектуальными правами возможно двумя моделями - доверительное управление исключительными правами и управление авторскими и смежными правами на коллективной основе. В современном мире коллективное управление правами становится наиболее перспективным способом обеспечения имущественных прав авторов и обладателей смежных прав, так как сами они зачастую не могут эффективно защитить свое нарушенное право и пресечь его нарушение в дальнейшем. Поэтому представляется актуальным в рамках настоящей статьи исследовать юридическую природу договора коллективного управления авторского и смежных прав (далее также - рассматриваемый договор).

Анализ юридической природы рассматриваемого договора невозможен без понимания его места в системе гражданского права и квалифицирующих признаков, отличающих данный договор от иных.

Стоит обозначить, что нормами Гражданского кодекса Российской Федерации [2] регулируется правовой статус организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, вместе с тем определение договора, позволяющее выявить его существенные условия, отсутствуют. Указанное обстоятельство в числе прочих порождает доктринальные споры о правовой природе договора и неопределенность при квалификации указанного договора в практической деятельности [3]. Так, нормы о правовом статусе и деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление, в статье 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат указание на факт возможности передачи полномочий от правообладателя посредством заключения договора о передаче полномочий по управлению правами.

Особенность нормативного правового регулирования указанного договора в следующем. Применимы:

- общих нормы об обязательствах;

- общие положения о договоре [4]. Неприменимы нормы о:

- лицензионном договоре;

- договоре об отчуждении исключительных прав.

Получается, что на законодательном уровне регламентированы положения, позволяющие сделать вывод о различной юридической природе лицензионного договора, договора об отчуждении исключительных прав и договора о передаче полномочий по управлению правами. Схожие положения просматриваются и в ранее действовавшем Законе об авторском праве и смежных правах, где отдельно отмечена невозможность применения к такому договору положений об авторском договоре [5].

Вместе с тем, важно понимать, что так как факт заключения упомянутого в статье 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации договора возможен с организацией, осуществляющей коллективное управление правами, необходимо говорить об указанных составляющих в совокупности - как о договоре по управлению правами на коллективной основе. Именно с указанной точки зрения будет рассматриваться юридическая природа договора в настоящей статье. Следует заметить, что такое мнение поддерживается большинством исследователей [6].

Предмет договора - управление авторскими и смежными правами. Например, состав правомочий «управления» исключительным правом автора на произведение следующий:

- распоряжение исключительным правом;

- самостоятельное использование исключительного права;

- действия, направленные на защиту и охрану исключительного права.

Объект управления, в отличие от иных договоров, предусматривающих управление исключительными правами, усеченный - только авторские и смежные права, причем в различном составе: права на отдельный вид объектов авторских или смежных прав, права на несколько видов таких объектов, права на отдельные способы использования рассматриваемых объектов, права на все возможные способы использования. Вместе с тем, к примеру, по договору доверительного управления исключительными правами в управление могут быть переданы и иные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Субъект, на которого может быть возложена обязанность по управлению, также законодательно ограничен - таким правомочием может обладать только основанная на членстве некоммерческая организация. Чаще всего данные организации создаются в организационно-правовой форме союза, общественной организации или ассоциации.

Следует отметить, что реализация положений рассматриваемого договора на практике может осуществляться за счет нескольких договорных конструкций, заключаемых с пользователями [7] (схема 1).

чеШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖ!^^

ПРАВО п УПРАВЛЕНИЕ - № 10 - 2022 107

Схема 1

Кроме того, проводя анализ законодательно существующих классификаций рассматриваемого договора, следует отметить возможность «расширенного коллективного управления».

Так в отечественном законодательстве предусмотрена возможность собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав организациями, осуществляющим коллективное управление, без факта передачи такого права по договору. Для реализации этой возможности необходимо, чтобы были

соблюдены 2 условия: наличие специальной государственной аккредитации и осуществление ограниченного законом круга прав. Указанные допустимые сферы коллективного управления для получивших аккредитацию организаций представлены в статье 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для наглядного представления условия для осуществления расширенного коллективного управления отражены на схеме 2.

_ Схема 2

г--

Условия осуществления организациями коллективного управления сбора вознаграждения для всех правообладателей независимо от наличия

договора

Государственная аккредитация

Управление в следующих сферах:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений;

2) осуществление прав авторов музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения;

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений;

4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения;

5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения;

6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознагражде ння.

Необходимо выделить следующие особенности аккредитованных на коллективное управление организаций:

- аккредитация должна проводится в отношение каждой из перечисленных сфер;

- организация раз в год обязана отчитываться Министерству культуры РФ (до 2011 года существовала отдельная федеральная служба - Росохранкультура, которая была упразднена с передачей полномочий Министерству культуры РФ) о своей деятельности в качестве аккредитованной организации по управлению правами. Такой отчет содержит в том числе сведения о количестве заключенных в отчетном периоде договоров на коллективное управление правами с юридическими лицами, с физическими лицами, размер собранных вознаграждений, размер удержанных средств из всей суммы вознаграждения;

- аккредитация предоставляется на две категории сроков в зависимости от аккредитуемого лица: 5 лет для организаций, получающих аккредитацию впервые, от 5 до 10 лет для повторного получения аккредитации при отсутствии замечаний к осуществляемой деятельности по коллективному управлению за предыдущий срок аккредитации;

- организация за свою деятельность по сбору и распределению вознаграждения может удержать до 45 % из всей суммы собранного вознаграждения. Причем в указанный размер удержания включаются суммы направляемые в специальные фонды, созданные такой организацией, но в размере не более 20 % [8].

Получается, что возможность организаций, осуществляющих коллективное управление, на представление интересов лиц, с которыми не был заключен договор на управление правами, на практике позволяет аккредитованным организациям при управлении правами не только самостоятельно заключать договоры с пользователями, но и выбирать способы использования таких прав [9].

На настоящий момент согласно информации, из раздела открытых данных на сайте Мин-культуры России (схема от 15.09.2021 г.) [10] представлены аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе. Подробная информация об организациях, уполномоченных в настоящее время в России на расширенное коллективное управление, представлена в таблице 1.

Таблица 1

№ Наименование организации Приказ об аккредитации Сфера коллективного управления Срок

1 Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства» (УПРАВИС) Приказ Минкультуры России от 16.12.2013 № 2105 Управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописен (автографов) литературных и музыкальных произведений 10 лет

2 Общероссийская общественная организация «Общ ее те о по коллективном}' управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» СВОИС) Приказ Минкультуры России от 21.07.2014 № 1273 Осуществление прав исполнителен на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях 10 лет

Приказ Минкультуры России от 21.07.2014 № 1274 Осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм.. опубликованных в коммерческих целях 10 лет

3 Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (РСП) Приказ Минкультуры России от 18.09.2015 № 2440 Осуществление прав авторов: исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях 10 лет

4 Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15.08.2013 № 1164 Управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции 10 лет

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15.08.2013 № 1165 Осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфнр или по кабелю такого аудиовизуального произведения

Так на сегодняшний день государственная аккредитация на коллективное управление правами есть всего у 4 организаций: УПРАВИС (на одну сферу управления), ВОИС (на две сферы управления), РСП (на одну сферу управления), РАО (на две сферы управления). Например, среди организаций, занимающихся управлением авторскими правами на коллективной основе с предоставленной государственной аккредитацией, можно выделить Российское авторское общество с основной целью деятельности в виде достижения коллективных интересов в области формирования эффективной системы правовой защиты авторских и смежных прав [11]. Государственная аккредитация в сфере управления смежными правами предоставлена Всероссийской организации интеллектуальной собственности. Срок аккредитации у всех представленных организаций на коллективное управление - 10 лет, что свидетельствует о повторности такой аккредитации.

Также целесообразно для исследования предмета настоящей статьи провести сравнительный анализ рассматриваемого договора со смежными.

Первый среди смежных - договор доверительного управления исключительными правами. Среди основных категорий, которые отличают между собой рассматриваемые договоры, можно выделить следующие.

1. Ограничением для организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, является невозможность на законном основании использовать объекты, которые переданы им в управление. В тоже время по договору доверительного управления за доверительным управляющим сохраняется возможность использования объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые передаются в управлении, но только в случае осуществления действий в интересах выгодоприобретателя.

2. В договоре коллективного управления ограничен объект, передаваемый в управление. Таким объектом могут выступать только авторские и смежные права. Однако для договора доверительного управления такого ограничения не существует (в управление можно передать любые исключительные права).

3. Управление правами на коллективной основе вправе осуществлять только некоммерческие организации. Для договора доверительного управления характерен наиболее широкий перечень: индивидуальные предприниматели, коммерческие организации (кроме унитарных предприятий). Кроме данных лиц, исходя из выводов судебной практики, к субъектам доверительного управления могут быть отнесены граждане без статуса индивидуального предпринимателя (для случаев, в которых необходимо доверительное управление для сохранения наследственной

массы, включающей, в том числе, исключительные права) [12].

Второй смежный договор, предлагаемый для сравнительного анализа - лицензионный договор. Оба рассматриваемых договора -лицензионный и договор коллективного управления - имеют единый предмет в виде распоряжения конкретным образом имущественными правами в отношении интеллектуальной собственности. Вместе с тем, согласно требованиям законодательства, предъявляемым к условиям лицензионного договора, правообладателем предоставляется право использования и распоряжения его правами напрямую, не предполагая посредничества. Рассматриваемый договор, наоборот, предполагает передачу прав опосредованно - без прямого участия правообладателя в дальнейшем (после заключения договора). Аналогичные отличительные признаки можно выделить и при сравнении договора коллективного управления с договором об отчуждении исключительного права.

Кроме того, в доктрине высказывается мнения о схожести договора коллективного управления с некоторыми посредническими договорами. Например, Суханов Е.А. высказывал мнение, согласно которому договор коллективного управления следует относить к обязательствам по договору поручения или агентскому договору [13]. Однако до сих пор нет определенной точки зрения по вопросам наиболее схожего посреднического договора с рассматриваемым договором. Например, в отношении условий агентского договора предусмотрено вознаграждение агента за совершение юридических и иных действий. Вместе с тем, для организаций, осуществляющих коллективное управление, возможно лишь удержать сумму из вознаграждения на покрытие необходимых расходов.

На основе вышеприведенного сопоставления смежных договоров можно сделать вывод о том, что рассматриваемый договор по своей юридической природе предоставляет возможность передачи правообладателями своих полномочий по управлению специализированным организациям. Причем процесс управления заключается в следующих действиях: сбор вознаграждения, распределение вознаграждения, защита прав и иные действия, направленные на реализацию полномочий организаций, занимающихся коллективным управлением авторскими и смежными правами.

В контексте определения актуальности выявления юридической природы рассматриваемого договора важно отметить, что между государствами-членами Евразийского экономического союза заключено соглашения, регулирующее порядок управления правами на коллектив-

ной основе (далее - Соглашение) [14]. В Соглашении определены положения аналогичные положениям в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так для организаций, осуществляющих коллективное управление, предусмотрена возможность заключения двух форм договорных конструкций для получения полномочий управления: договор на условиях простой (неисключительной) лицензии и договор о выплате вознаграждения. В целом, Соглашение направлено на регламентирование общих принципов и начал деятельности организаций на территории государств-членов и на обеспечение взаимодействия уполномоченных органов государств-членов по предоставлению друг другу необходимой информации о деятельности таких организаций.

Кроме того, исследуя аспекты международного регулирования рассматриваемого договора, следует упомянуть нормативное правовое регулирование в стране, где впервые на законных основаниях возникли организации коллективного управления - во Франции. Так, возможность заключения рассматриваемого договора регламентирована в Кодексе интеллектуальной собственности Франции (далее Кодекс Франции) [15]. Учитывая длительность существования организаций коллективного управления во Франции (с 1777 года), нормативное правовое регулирование договоров коллективного управления значительно усовершенствовалось. Так Кодексом Франции регламентирована возможность дистанционного порядка вступления организаций коллективного управления в договорные отношения с правообладателями.

Также законодательно закрепленную обязанность эффективного управления переданными правами организации коллективного управления вправе осуществлять за счет специального порядка распределения вознаграждения от пользования исключительными правами по договору: инвестирование доходов от использования полученных на управление прав в интересах правообладателя.

Помимо французского законодательства представляется целесообразным отметить некоторые положения законодательства иных стран по рассматриваемой теме, представленные в пособии Всемирной организации интеллектуальной собственности по передовой практике для ОКУ (организаций коллективного управления) [16]. Например, в законе Бразилии по договору коллективного управления могут быть переданы права по судебной и внесудебной защите авторских прав, а также по сбору вознаграждения. При этом возможно самостоятельное осуществление правообладателями данных прав, но при условии уведомления организации коллективного управления об этом за 48 часов. При расторжении

договора, согласно директиве Европейского союза, правообладателем могут отозвать переданные организации полномочия только при уведомлении об этом в срок до 6 месяцев. Причем в таком случае организация коллективного управления может заявить о прекращении полномочий только по истечении финансового года. По закону Бразилии можно расторгнуть договор в любое время, достаточно лишь письменного уведомления об этом. В Китае также возможно расторжение договора в любое время, однако в случае заключения лицензионного договора между правообладателем и организацией коллективного управления, такой договор остается в силе до истечения своего срока действия.

В связи с изложенным, следует отметить возможность реформирования законодательства Российской Федерации в сфере коллективного управления вами в части внедрения процесса цифровизации и опыта инвестирования доходов, полученных от деятельности по коллективному управлению авторскими и смежными правами, взяв за основу положительный опыт иных стран [17].

Подводя итог рассмотрению юридической природы рассматриваемого договора следует отметить следующие выводы.

1. В Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует определение договора коллективного управления, позволяющее выявить его существенные условия, однако содержится указание на факт возможности передачи полномочий посредством заключения договора о передаче полномочий по управлению правами. Указанные обстоятельства порождают правовую неопределенность при квалификации рассматриваемого договора в практической деятельности, что подтверждает необходимость уточнения норм Гражданского кодекса в части определения понятия договора коллективного управления авторскими и смежными правами.

2. Предмет договора - управление: сбор вознаграждения, распределение вознаграждения, защита прав и иные действия, направленные на реализацию полномочий организаций, занимающихся коллективным управлением. Объект управления - авторские и смежные права в различном составе: права на отдельный вид объек-

тов, права на несколько видов объектов, права на отдельные способы использования объектов, права на все способы использования. Субъект, на которого может быть возложена обязанность по управлению - основанная на членстве некоммерческая организация.

3. Коллективное управление правами возможно организациями и без заключения договора с конкретным правообладателем при наличии специальной государственной аккредитации и осуществлении ограниченного законом круга прав - «расширенное» коллективное управление.

4. Особенностями рассматриваемого договора в сравнении со смежными договорами можно выделить:

4.1. в отличие от договора доверительного управления исключительными правами:

- ограниченный объект управления;

- ограниченный круг субъектов, которым права могут быть переданы в управление;

- невозможность организациями использовать объекты, которые переданы им в управление;

4.2. в отличие от лицензионного договора:

- передачу прав по коллективному договору происходит опосредованно - без прямого участия правообладателя в дальнейшем (после заключения договора).

4.3. в отличие от агентского договора:

- для организаций, осуществляющих коллективное управление, не предусмотрена отдельная плата за управление, возможно лишь удержать сумму из вознаграждения на покрытие необходимых расходов.

5. Между членами Евразийского экономического союза заключено Соглашение, регулирующее в том числе порядок заключения рассматриваемого договора, нормы которого во многом повторяют требования отечественного законодательства - Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. На примере положительного международного опыта отмечена необходимость реформирования отечественного законодательства в сфере коллективного управления в части внедрения процесса цифровизации и опыта инвестирования доходов.

Список литературы:

[1] Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по интеллектуальной собственности на 2022 год (утв. Роспатентом 11.03.2022) // СПС Консультант Плюс.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

[3] Барковская Л.Е. Проблемы развития деятельности по защите авторских и смежных прав на коллективной основе // Юрист. 2022. № 2. С. 6 - 8.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

[5] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, № 147, 03.08.1993 (утратил силу).

[6] Семенникова Н. Сущность и правовая природа договора коллективного управления авторскими и смежными правами // ИС. Авторское право и смежные права. 2018. № 11. С. 51 - 60.

[7] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» //Российская газета, № 96, 06.05.2019.

[8] Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также об установлении предельного (максимального) размера сумм, удерживаемых аккредитованной организацией на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды» // Российская газета, № 6, 16.01.2008.

[9] Кудряшов В.В. К вопросу об управлении исключительным правом организациями по коллективному управлению правами // ИС. Авторское право и смежные права. 2021. № 3. С. 45 - 50.

[10] Аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе // Электронный ресурс: URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-copyright_accredited_organizations (Дата обращения: 10.11.2022 г.).

[11] Устав Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» // Электронный ресурс: URL: https://rao.ru/newdocs/Ustav_2020.pdf (дата обращения 03.11.2022 г.).

[12] Определение ВАС РФ от 16.04.2012 № ВАС-3817/12 по делу № А40-65876/11-137-95 // СПС КонсультантПлюс.

[13] Суханов Е.А. Договор доверительного управления имуществом // Вестник ВАС РФ, № 1,

2000.

[14] Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе // Бюллетень международных договоров, № 10, октябрь, 2019.

[15] Кодекс интеллектуальной собственности Франции (консолидированная версия от 1 января 2021 г.) // [Электронный ресурс] URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/20914 (Дата обращения: 16.11.2022 г.).

[16] Пособие ВОИС по передовой практике для ОКУ от 31.10.2018 г. // Электронный ресурс: URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_cr_cmotoolkit.pdf (Дата обращения: 17.11.2022 г.).

[17] Ларин А.Ю., Ларина Т.Ю., Кургузкина Е.Б. // Опыт России и Франции в развитии организаций по коллективному управлению правами // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2020 г. № 7. С. 1-5.

Spisok literatury:

[1] Publichnaya deklaraciya celej i zadach Federal'noj sluzhby po intellektual'noj sobstvennosti na 2022 god (utv. Rospatentom 11.03.2022) // SPS Konsul'tant Plyus.

[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 25.12.2006, № 52 (1 ch.), st. 5496.

[3] Barkovskaya L.E. Problemy razvitiya deyatel'nosti po zashchite avtorskih i smezhnyh prav na kollek-tivnoj osnove // YUrist. 2022. № 2. S. 6 - 8.

[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ // Rossijskaya gazeta, № 238-239, 08.12.1994.

[5] Zakon RF ot 09.07.1993 № 5351-1 «Ob avtorskom prave i smezhnyh pravah» // Rossijskaya gazeta, № 147, 03.08.1993 (utratil silu).

[6] Semennikova N. Sushchnost' i pravovaya priroda dogovora kollektivnogo upravleniya avtorskimi i smezhnymi pravami //IS. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. 2018. № 11. S. 51 - 60.

[7] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23.04.2019 № 10 «O primenenii chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta, № 96, 06.05.2019.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2007 № 992 «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstven-noj akkreditacii organizacij, osushchestvlyayushchih kollektivnoe upravlenie avtorskimi i smezhnymi pravami,

'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^

a takzhe ob ustanovlenii predel'nogo (maksimal'nogo) razmera summ, uderzhivaemyh akkreditovannoj organ-izaciej na pokrytie neobhodimyh raskhodov po sboru, raspredeleniyu i vyplate voznagrazhdeniya, a takzhe summ, kotorye napravlyayutsya v special'nye fondy» // Rossijskaya gazeta, № 6, 16.01.2008.

[9] Kudryashov V.V. K voprosu ob upravlenii isklyuchitel'nym pravom organizaciyami po kollektivnomu upravleniyu pravami // IS. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. 2021. № 3. S. 45 - 50.

[10] Akkreditovannye organizacii po upravleniyu pravami na kollektivnoj osnove // Elektronnyj resurs: URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-copyright_accredited_organizations (Data obrash-cheniya: 10.11.2022 g.).

[11] Ustav Obshcherossijskoj obshchestvennoj organizacii «Rossijskoe avtorskoe obshchestvo» // Elektronnyj resurs: URL: https://rao.ru/newdocs/Ustav_2020.pdf (data obrashcheniya 03.11.2022 g.).

[12] Opredelenie VAS RF ot 16.04.2012 № VAS-3817/12 po delu № A40-65876/11-137-95 //SPS Kon-sul'tantPlyus.

[13] Suhanov E.A. Dogovor doveritel'nogo upravleniya imushchestvom // Vestnik VAS RF, № 1, 2000.

[14] Soglashenie o poryadke upravleniya avtorskimi i smezhnymi pravami na kollektivnoj osnove // Byul-leten' mezhdunarodnyh dogovorov, № 10, oktyabr', 2019.

[15] Kodeks intellektual'noj sobstvennosti Francii (konsolidirovannaya versiya ot 1 yanvarya 2021 g.) // [Elektronnyj resurs] URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/20914 (Data obrashcheniya: 16.11.2022 g.).

[16] Posobie VOIS po peredovoj praktike dlya OKU ot 31.10.2018 g. // Elektronnyj resurs: URL: https:// www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_cr_cmotoolkit.pdf (Data obrashcheniya: 17.11.2022 g.).

[17] Larin A.YU., Larina T.YU., Kurguzkina E.B. // Opyt Rossii i Francii v razvitii organizacij po kollektivnomu upravleniyu pravami // Elektronnoe setevoe izdanie «Mezhdunarodnyj pravovoj kur'er». 2020 g. № 7. S. 1-5.

'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.