Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОГО'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
организации / осуществляющие коллективное управление / договор о передаче полномочий по управлению правами / государственная аккредитация / договор о выплате вознаграждения / смежные договоры / авторские права / смежные права.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лутовинова Н.В.

В настоящей статье исследуется правовая природа договора коллективного управления авторского и смежных прав путем рассмотрения вопросов существующего нормативного правового регулирования, доктринальных вопросов, а также вопросов, возникающих в практической деятельности при реализации положений такого договора, определены проблемные аспекты при разрешении таких вопросов и предложены некоторые пути их решения. Проанализированы основные договорные конструкции, отраженные в Гражданском кодексе Российской Федерации и возникающие на практике, при помощи которых полномочия правообладателей могут передаваться в управлении. Кроме того, для построения наиболее полного представления о юридической природе договора коллективного управления проведен сравнительный анализ такого договора с рядом смежных договоров: договор доверительного управления исключительными правами, лицензионный договор, посреднические договоры. В ходе сравнительного анализы выделены основные отличительные характеристики рассматриваемого договора, которые и определяют уникальность его юридической природы. Также рассмотрен международный аспект заключения договоров коллективного управления авторского и смежных прав на примере Соглашения Евразийского экономического союза и законодательства Франции и выявлены положительные черты в международном опыте, которые возможно постепенно внедрить в отечественном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОГО»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-139-145 NIION: 2018-0076-2/23-94 MOSURED: 77/27-023-2023-2-94

ЛУТОВИНОВА Наталья Викторовна,

старший преподаватель кафедры общей юриспруденции факультета юриспруденции и правового регулирования Российского государственного социального университета, e-mail: NLutovinova@mail.ru

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

Аннотация. В настоящей статье исследуется правовая природа договора коллективного управления авторского и смежных прав путем рассмотрения вопросов существующего нормативного правового регулирования, доктринальных вопросов, а также вопросов, возникающих в практической деятельности при реализации положений такого договора, определены проблемные аспекты при разрешении таких вопросов и предложены некоторые пути их решения. Проанализированы основные договорные конструкции, отраженные в Гоажданском кодексе Российской Федерации и возникающие на практике, при помощи которых полномочия правообладателей могут передаваться в управлении. Кроме того, для построения наиболее полного представления о юридической природе договора коллективного управления проведен сравнительный анализ такого договора с рядом смежных договоров: договор доверительного управления исключительными правами, лицензионный договор, посреднические договоры. В ходе сравнительного анализы выделены основные отличительные характеристики рассматриваемого договора, которые и определяют уникальность его юридической природы. Также рассмотрен международный аспект заключения договоров коллективного управления авторского и смежных прав на примере Соглашения Евразийского экономического союза и законодательства Франции и выявлены положительные черты в международном опыте, которые возможно постепенно внедрить в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: организации, осуществляющие коллективное управление; договор о передаче полномочий по управлению правами; государственная аккредитация; договор о выплате вознаграждения; смежные договоры; авторские права; смежные права.

LUTOVINOVA Natalya Viktorovna,

Senior lecture, Faculty of law Russian State Social University

LEGAL NATURE OF THE COLLECTIVE MANAGEMENT CONTRACT FOR COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS

Annotation. This article examines the legal nature of the collective management contract for copyright and related rights by considering issues of existing regulatory legal regulation, doctrinal issues, as well as issues arising in practical activities in the implementation of the provisions of such a contract, identifies problematic aspects in resolving such issues and proposes some ways to solve them. The main contractual structures reflected in the Civil Code of the Russian Federation and arising in practice, with the help of which the powers of copyright holders can be transferred to management, are analyzed. In addition, in order to build the most complete idea of the legal nature of the collective management agreement, a comparative analysis of such an agreement was carried out with a number of related agreements: a trust management agreement for exclusive rights, a license agreement, and intermediary agreements. In the course of the comparative analysis, the main distinctive characteristics of the contract in question are highlighted, which determine the uniqueness of its legal nature. The international aspect of concluding collective management agreements for copyright and related rights on the example of the Agreement of the Eurasian Economic Union and French legislation was also considered and positive features in international experience were identified, which can be gradually introduced in domestic legislation.

Key words: organizations performing collective management; Rights Management Transfer Agreement; state accreditation; remuneration agreement; related contracts; copyright; related rights.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Федеральной службой по интеллектуальной собственности одной из девяти поставленных целей на 2022 год было обозначено содействие в создании и совершенствовании систем управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации [1], что позволяет говорить об управлении интеллектуальными правами как об одном из наиболее востребованных для исследования в настоящее время направлений.

В существующем законодательстве Российской Федерации управление интеллектуальными правами возможно двумя моделями - доверительное управление исключительными правами и управление авторскими и смежными правами на коллективной основе. В современном мире коллективное управление правами становится наиболее перспективным способом обеспечения имущественных прав авторов и обладателей смежных прав, так как сами они зачастую не могут эффективно защитить свое нарушенное право и пресечь его нарушение в дальнейшем. Поэтому представляется актуальным в рамках настоящей статьи исследовать юридическую природу договора коллективного управления авторского и смежных прав (далее также - рассматриваемый договор).

Анализ юридической природы рассматриваемого договора невозможен без понимания его места в системе гражданского права и квалифицирующих признаков, отличающих данный договор от иных.

Стоит обозначить, что нормами Гражданского кодекса Российской Федерации [2] регулируется правовой статус организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, вместе с тем определение договора, позволяющее выявить его существенные условия, отсутствуют. Указанное обстоятельство в числе прочих порождает доктринальные споры о правовой природе договора и неопределенность при квалификации указанного договора в практической деятельности [3].

Так нормы о правовом статусе и деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление, в статье 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат указание на факт возможности передачи полномочий от правообладателя посредством заключения договора о передаче полномочий по управлению правами.

Особенность нормативного правового регулирования указанного договора в следующем.

Применимы:

- общих нормы об обязательствах;

- общие положения о договоре [4].

Неприменимы нормы о:

- лицензионном договоре;

- договоре об отчуждении исключительных прав.

Получается, что на законодательном уровне регламентированы положения, позволяющие сделать вывод о различной юридической природе лицензионного договора, договора об отчуждении исключительных прав и договора о передаче полномочий по управлению правами. Схожие положения просматриваются и в ранее действовавшем Законе об авторском праве и смежных правах, где отдельно отмечена невозможность применения к такому договору положений об авторском договоре [5].

Вместе с тем, важно понимать, что так как факт заключения упомянутого в статье 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации договора возможен с организацией, осуществляющей коллективное управление правами, необходимо говорить об указанных составляющих в совокупности - как о договоре по управлению правами на коллективной основе. Именно с указанной точки зрения будет рассматриваться юридическая природа договора в настоящей статье. Следует заметить, что такое мнение поддерживается большинством исследователей [6].

Предмет договора - управление авторскими и смежными правами. Например, состав правомочий «управления» исключительным правом автора на произведение следующий:

- распоряжение исключительным правом;

- самостоятельное использование исключительного права;

- действия, направленные на защиту и охрану исключительного права.

Объект управления, в отличие от иных договоров, предусматривающих управление исключительными правами, усеченный - только авторские и смежные права, причем в различном составе: права на отдельный вид объектов авторских или смежных прав, права на несколько видов таких объектов, права на отдельные способы использования рассматриваемых объектов, права на все возможные способы использования. Вместе с тем, к примеру, по договору доверительного управления исключительными правами в управление могут быть переданы и иные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Субъект, на которого может быть возложена обязанность по управлению, также законодательно ограничен - таким правомочием может обладать только основанная на членстве некоммерческая организация. Чаще всего данные организации создаются в организационно-правовой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

форме союза, общественной организации или ассоциации.

Следует отметить, что реализация положений рассматриваемого договора на практике

Кроме того, проводя анализ законодательно существующих классификаций рассматриваемого договора, следует отметить возможность «расширенного коллективного управления».

Так в отечественном законодательстве предусмотрена возможность собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав организациями, осуществляющим коллективное управление, без факта передачи такого права по договору. Для реализации этой возмож-

может осуществляться за счет нескольких договорных конструкций, заключаемых с пользователями [7] (схема 1).

Схема 1

В ситуациях, при которых,

согласно действующим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, возможно применение объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения

Г Договор о выплате

v вознаграждения у

ности необходимо, чтобы были соблюдены 2 условия: наличие специальной государственной аккредитации и осуществление ограниченного законом круга прав. Указанные допустимые сферы коллективного управления для получивших аккредитацию организаций представлены в статье 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для наглядного представления условия для осуществления расширенного коллективного управления отражены на схеме 2.

Схема 2

Условия осуществления организациями коллективного управления сбора вознаграждения для всех правообладателей независимо от наличия

договора

^Государственная аккредитация

* :

Управление б следующих сферах:

1) управление нсклвдчитеяьньгмн правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений;

2) осуществление прав авторов музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения:

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных н музыкальны-: произведений;

4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения;

5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения;

6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Необходимо выделить следующие особенности аккредитованных на коллективное управление организаций:

- аккредитация должна проводится в отношение каждой из перечисленных сфер;

- организация раз в год обязана отчитываться Министерству культуры РФ (до 2011 года существовала отдельная федеральная служба - Росохранкультура, которая была упразднена с передачей полномочий Министерству культуры РФ) о своей деятельности в качестве аккредитованной организации по управлению правами. Такой отчет содержит в том числе сведения о количестве заключенных в отчетном периоде договоров на коллективное управление правами с юридическими лицами, с физическими лицами, размер собранных вознаграждений, размер удержанных средств из всей суммы вознаграждения;

- аккредитация предоставляется на две категории сроков в зависимости от аккредитуемого лица: 5 лет для организаций, получающих аккредитацию впервые, от 5 до 10 лет для повторного получения аккредитации при отсутствии замечаний к осуществляемой

деятельности по коллективному управлению за предыдущий срок аккредитации; - организация за свою деятельность по сбору и распределению вознаграждения может удержать до 45 % из всей суммы собранного вознаграждения. Причем в указанный размер удержания включаются суммы направляемые в специальные фонды, созданные такой организацией, но в размере не более 20 % [8].

Получается, что возможность организаций, осуществляющих коллективное управление, на представление интересов лиц, с которыми не был заключен договор на управление правами, на практике позволяет аккредитованным организациям при управлении правами не только самостоятельно заключать договоры с пользователями, но и выбирать способы использования таких прав [9].

На настоящий момент согласно информации, из раздела открытых данных на сайте Мин-культуры России (схема от 15.09.2021 г.) [10] представлены аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе. Подробная информация об организациях, уполномоченных в настоящее время в России на расширенное коллективное управление, представлена в таблице 1.

Таблица 1

№ Наименование организации Приказ оо аккредитации Сфера коллективного управления Срок

1 Ассоциация правообладателей по ■защите и управлению авторскими правами Е сфере изобразительного искусства» [УПРАВИП Приказ Мннкультуры России от 16.12.2013 № 2105 Управление правом следования е отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописен (автографов) литературных и музыкальных произведений 10 лет

2 Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» [ВОИС) Приказ Мннкультуры России от 21.07.2014 № 1273 Осуществление прав исполнителен на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях 10 лет

Приказ Мннкультуры России от 21.07.2014 № 1274 Осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм: опубликованных е коммерческих целях 10 лет

3 Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» [РСП) Приказ Мннкультуры России от 18.03.2015 № 2440 Осуществление прав авюров, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях 10 лет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

4 Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» ¡ТАО) Приказ Министерства культуры Российской Федерация 01 15.08.2013 № 1164 Управление исключительными праваш1 на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения е зфир или по кабелю, е том числе путем ретрансляции 10 лет

Приказ Министерства культуры Российской Федерации и 15.08.2013 № 1165 Осуществление прав авторов музыкальных пр отведений (с текстом или без гекста): использоеэнных в аудиовизуальном произведении. на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфнр вли по кабелю такого аудиовизуального произведения

Так на сегодняшний день государственная аккредитация на коллективное управление правами есть всего у 4 организаций: УПРАВИС (на одну сферу управления), ВОИС (на две сферы управления), РСП (на одну сферу управления), РАО (на две сферы управления). Например, среди организаций, занимающихся управлением авторскими правами на коллективной основе с предоставленной государственной аккредитацией, можно выделить Российское авторское общество с основной целью деятельности в виде достижения коллективных интересов в области формирования эффективной системы правовой защиты авторских и смежных прав [11]. Государственная аккредитация в сфере управления смежными правами предоставлена Всероссийской организации интеллектуальной собственности. Срок аккредитации у всех представленных организаций на коллективное управление - 10 лет, что свидетельствует о повторности такой аккредитации.

Также целесообразно для исследования предмета настоящей статьи провести сравнительный анализ рассматриваемого договора со смежными.

Первый среди смежных - договор доверительного управления исключительными правами. Среди основных категорий, которые отличают между собой рассматриваемые договоры, можно выделить следующие.

1. Ограничением для организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, является невозможность на законном основании использовать объекты, которые переданы им в управление. В тоже время по договору доверительного управления за доверительным управляющим сохраняется возможность использования объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

передаются в управлении, но только в случае осуществления действий в интересах выгодоприобретателя.

2. В договоре коллективного управления ограничен объект, передаваемый в управление. Таким объектом могут выступать только авторские и смежные права. Однако для договора доверительного управления такого ограничения не существует (в управление можно передать любые исключительные права).

3. Управление правами на коллективной основе вправе осуществлять только некоммерческие организации. Для договора доверительного управления характерен наиболее широкий перечень: индивидуальные предприниматели, коммерческие организации (кроме унитарных предприятий). Кроме данных лиц, исходя из выводов судебной практики, к субъектам доверительного управления могут быть отнесены граждане без статуса индивидуального предпринимателя (для случаев, в которых необходимо доверительное управление для сохранения наследственной массы, включающей, в том числе, исключительные права) [12].

Второй смежный договор, предлагаемый для сравнительного анализа - лицензионный договор. Оба рассматриваемых договора - лицензионный и договор коллективного управления -имеют единый предмет в виде распоряжения конкретным образом имущественными правами в отношении интеллектуальной собственности. Вместе с тем, согласно требованиям законодательства, предъявляемым к условиям лицензионного договора, правообладателем предоставляется право использования и распоряжения его правами напрямую, не предполагая посредничества. Рассматриваемый договор, наоборот, предполагает передачу прав опосредованно - без пря-

мого участия правообладателя в дальнейшем (после заключения договора). Аналогичные отличительные признаки можно выделить и при сравнении договора коллективного управления с договором об отчуждении исключительного права.

На основе вышеприведенного сопоставления смежных договоров можно сделать вывод о том, что рассматриваемый договор по своей юридической природе предоставляет возможность передачи правообладателями своих полномочий по управлению специализированным организациям. Причем процесс управления заключается в следующих действиях: сбор вознаграждения, распределение вознаграждения, защита прав и иные действия, направленные на реализацию полномочий организаций, занимающихся коллективным управлением авторскими и смежными правами.

В контексте определения актуальности выявления юридической природы рассматриваемого договора важно отметить, что между государствами-членами Евразийского экономического союза заключено соглашения, регулирующее порядок управления правами на коллективной основе (далее - Соглашение) [13]. В Соглашении определены положения аналогичные положениям в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так для организаций, осуществляющих коллективное управление, предусмотрена возможность заключения двух форм договорных конструкций для получения полномочий управления: договор на условиях простой (неисключительной) лицензии и договор о выплате вознаграждения.

Список литературы:

[1] Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по интеллектуальной собственности на 2022 год (утв. Роспатентом 11.03.2022) // СПС Консультант Плюс.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

[3] Барковская Л.Е. Проблемы развития деятельности по защите авторских и смежных прав на коллективной основе // Юрист. 2022. № 2. С. 6 - 8.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

[5] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, № 147, 03.08.1993 (утратил силу).

[6] Семенникова Н. Сущность и правовая природа договора коллективного управления авторскими и смежными правами // ИС. Авторское право и смежные права. 2018. № 11. С. 51 - 60.

[7] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, № 96, 06.05.2019.

[8] Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также об установлении предельного (максимального) размера сумм, удерживаемых аккредитованной организацией на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды» // Российская газета, № 6, 16.01.2008.

[9] Кудряшов В.В. К вопросу об управлении исключительным правом организациями по коллективному управлению правами // ИС. Авторское право и смежные права. 2021. № 3. С. 45 - 50.

[10] Аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе // Электронный ресурс: URL: https://opendata.mkrf.ru/ opendata/7705851331-copyright_accredited_ organizations (Дата обращения: 10.11.2022 г.).

[11] Устав Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» // Электронный ресурс: URL: https://rao.ru/newdocs/ Ustav_2020.pdf (дата обращения 03.11.2022 г.).

[12] Определение ВАС РФ от 16.04.2012 № ВАС-3817/12 по делу № А40-65876/11-137-95 // СПС КонсультантПлюс.

[13] Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе // Бюллетень международных договоров, № 10, октябрь, 2019.

Spisok literatury:

[1] Publichnaya deklaraciya celej i zadach Federal'noj sluzhby po intellektual'noj sobstvennosti na 2022 god (utv. Rospatentom 11.03.2022) // SPS Konsul'tant Plyus.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 25.12.2006, № 52 (1 ch.), st. 5496.

[3] Barkovskaya L.E. Problemy razvitiya deya-tel'nosti po zashchite avtorskih i smezhnyh prav na kollektivnoj osnove // YUrist. 2022. № 2. S. 6 - 8.

[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ // Rossi-jskaya gazeta, № 238-239, 08.12.1994.

[5] Zakon RF ot 09.07.1993 № 5351-1 «Ob avtorskom prave i smezhnyh pravah» // Rossijskaya gazeta, № 147, 03.08.1993 (utratil silu).

[6] Semennikova N. Sushchnost' i pravovaya priroda dogovora kollektivnogo upravleniya avtor-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

skimi i smezhnymi pravami // IS. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. 2018. № 11. S. 51 - 60.

[7] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23.04.2019 № 10 «O primenenii chasti chetver-toj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta, № 96, 06.05.2019.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2007 № 992 «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarst-vennoj akkreditacii organizacij, osushchestvlyayush-chih kollektivnoe upravlenie avtorskimi i smezhnymi pravami, a takzhe ob ustanovlenii predel'nogo (mak-simal'nogo) razmera summ, uderzhivaemyh akkredi-tovannoj organizaciej na pokrytie neobhodimyh rask-hodov po sboru, raspredeleniyu i vyplate voznagrazh-deniya, a takzhe summ, kotorye napravlyayutsya v special'nye fondy» // Rossijskaya gazeta, № 6, 16.01.2008.

[9] Kudryashov V.V. K voprosu ob upravlenii isk-lyuchitel'nym pravom organizaciyami po kollek-

tivnomu upravleniyu pravami // IS. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. 2021. № 3. S. 45 - 50.

[10] Akkreditovannye organizacii po upravleniyu pravami na kollektivnoj osnove // Elektronnyj resurs: URL: https://opendata.mkrf.ru/openda-ta/7705851331-copyright_accredited_organizations (Data obrashcheniya: 10.11.2022 g.).

[11] Ustav Obshcherossijskoj obshchestvennoj organizacii «Rossijskoe avtorskoe obshchestvo» // Elektronnyj resurs: URL: https://rao.ru/newdocs/ Ustav_2020.pdf (data obrashcheniya 03.11.2022 g.).

[12] Opredelenie VAS RF ot 16.04.2012 № VAS-3817/12 po delu № A40-65876/11-137-95 // SPS Konsul'tantPlyus.

[13] Soglashenie o poryadke upravleniya avtorskimi i smezhnymi pravami na kollektivnoj osnove // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, № 10, okty-abr', 2019.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.