Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЗА ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЗА ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КИБЕРБУЛЛИНГ / БУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ В ИНТЕРНЕТЕ / ТРАВЛЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТРАВЛЮ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТРАВЛЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Владимир Владимирович, Ерохина Алла Владимировна, Черкасова Светлана Владимировна

Анализируется законодательство разных стран в области ответственности несовершеннолетних за противоправные действия в Интернете. Наравне с законодательством Российской Федерации, рассматриваются законодательные акты США, Филиппин и Казахстана. Цель - показать феномен кибербуллинга с точки зрения международного сообщества, определить особенности подходов тех или иных государств к вопросам ответственности и определении травли, а также рассмотреть иные правонарушения в Интернете среди несовершеннолетних. Объект исследования - законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в области ответственности несовершеннолетних за правонарушения в Интернете. Предмет - сравнительно-правовой анализ ответственности несовершеннолетних за противоправные действия в интернет-пространстве в разных странах. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют частно- и общенаучные подходы к изучению данной тематики; применялись формально-логический и сравнительный методы, а также методы структурного анализа. В ходе исследования были сделаны выводы о необходимости законодательного закрепления кибербуллинга в Российской Федерации и пересмотр ответственности за некоторые интернет-преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL LIABILITY OF MINORS FOR ILLEGAL ACTIONS ON THE INTERNET (COMPARATIVE LEGAL ASPECT)

The legislation of different countries in the field of responsibility of minors for illegal actions on the Internet is analyzed. Along with the legislation of the Russian Federation, the legislative acts of the USA, the Philippines and Kazakhstan are considered. The goal is to show the phenomenon of cyberbullying from the point of view of the international community, to determine the specifics of the approaches of certain states in matters of responsibility and the definition of bullying, as well as to consider other offenses on the Internet among minors. The object of the study is the legislation of the Russian Federation and foreign countries in the field of responsibility of minors for offenses on the Internet. The subject is a comparative legal analysis of the responsibility of minors for illegal actions in the Internet space in different countries. The methodological and theoretical basis of the research is based on private and general scientific approaches to the study of this topic, formal logical and comparative methods, as well as methods of structural analysis were used. In the course of the study, conclusions were drawn about the need for legislative consolidation of cyberbullying in the Russian Federation and the revision of responsibility for some Internet crimes.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЗА ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 341

https://d0i.0rg/l 0.24412/2073-0454-2022-5-202-207 ШЮ№ 2003-0059-5/22-444 MOSURED: 77/27-003-2022-05-643

Юридическая ответственность несовершеннолетних граждан за противоправные действия в сети Интернет (сравнительно-правовой аспект)

Владимир Владимирович Попов1, Алла Владимировна Ерохина2, Светлана Владимировна Черкасова3

'А3 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Анализируется законодательство разных стран в области ответственности несовершеннолетних за противоправные действия в Интернете. Наравне с законодательством Российской Федерации, рассматриваются законодательные акты США, Филиппин и Казахстана. Цель — показать феномен кибербуллинга с точки зрения международного сообщества, определить особенности подходов тех или иных государств к вопросам ответственности и определении травли, а также рассмотреть иные правонарушения в Интернете среди несовершеннолетних. Объект исследования — законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в области ответственности несовершеннолетних за правонарушения в Интернете. Предмет — сравнительно-правовой анализ ответственности несовершеннолетних за противоправные действия в интернет-пространстве в разных странах. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют частно- и общенаучные подходы к изучению данной тематики; применялись формально-логический и сравнительный методы, а также методы структурного анализа. В ходе исследования были сделаны выводы о необходимости законодательного закрепления кибербуллинга в Российской Федерации и пересмотр ответственности за некоторые интернет-преступления.

Ключевые слова: сравнение законодательства, кибербуллинг, буллинг, травля в Интернете, кибербуллинг, травля, ответственность за травлю, девиантное поведение, интернет-травля, социальные сети, ответственность несовершеннолетних

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-01 1-33051.

Для цитирования: Попов В. В., Ерохина А. В., Черкасова С. В. Юридическая ответственность несовершеннолетних граждан за противоправные действия в сети Интернет (сравнительно-правовой аспект) // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 202-207. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-202-207.

Vladimir V. Popov1, Alla V. Erokhina2, Svetlana V. Cherkasova3

'■2'3 State University of Management, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The legislation of different countries in the field of responsibility of minors for illegal actions on the Internet is analyzed. Along with the legislation of the Russian Federation, the legislative acts of the USA, the Philippines and Kazakhstan are considered. The goal is to show the phenomenon of cyberbullying from the point of view of the international community, to determine the specifics of the approaches of certain states in matters of responsibility and the definition of bullying, as well as to consider other offenses on the Internet among minors. The object of the study is the legislation of the Russian Federation and foreign countries in the field of responsibility of minors for offenses on the Internet. The subject is a comparative legal analysis of the responsibility of minors for illegal actions in the Internet space in different countries. The methodological and theoretical basis of the research is based on private and general scientific approaches to the study of this topic, formal logical and comparative methods, as well as methods of structural analysis were used. In the course of the study, conclusions were drawn about the need for legislative consolidation of cyberbullying in the Russian Federation and the revision of responsibility for some Internet crimes.

Keywords: comparison of legislation, cyberbullying, bullying, Internet bullying, cyberbullying, bullying, liability for bullying, deviant behavior, Internet bullying, social networks, responsibility of minors

© Попов В. В., Ерохина А. В., Черкасова С. В., 2022

Original article

Legal liability of minors for illegal actions on the Internet (comparative legal aspect)

JURISPRUDENCE

Acknowledgements: The research was carried out with the financial support of the RFBR and the EISI within the framework of the scientific project No. 21-011-33051.

For citation: Popov V. V., Erokhina A. V., Cherkasova S. V. Legal liability of minors for illegal actions on the Internet (comparative legal aspect). Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):202-207. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-202-207.

С развитием информационных технологий и появлением социальных сетей как отдельного ресурса для получения информации человечество получило доступ к данным из любой точки земного шара. В настоящее время основной категорией пользователей социальных сетей в Российской Федерации являются молодые люди в возрасте до 24 лет, значительную долю которых составляют несовершеннолетние. Данная возрастная категория использует социальные сети для поиска обучающих и развлекательных материалов, которые можно находить в одном месте, не тратя при этом огромное количество времени на поиски. Использование цифровых технологий современным человеком позволило создать совершенно новое общество, которое характеризуется как с положительной, так и с отрицательной стороны. К положительным качествам использования всех возможностей цифрови-зации и Интернета можно отнести упрощение производственных и технических процессов, развитие баз данных на электронных носителях, усиление роли интеллектуального развития человека для пользования и создания цифровых технологий и др. К отрицательной же стороне можно отнести создание новой среды для развития противоправных действий, особенно в социальных сетях. Сами по себе социальные сети в некоторых случаях из инструмента для общения, образования трансформировались в сообщества с девиантными и деструктивными девиантными материалами. Особую опасность материал данных групп представляет для несовершеннолетних, так как из-за своей неопытности, вспыльчивости, доверчивости и других особенностей характера подростковая категория может стать отличным орудием в руках преступников. Подростки — личности восприимчивые и некоторую информацию они еще, в силу своего возраста, не способны «фильтровать» и принимают все за «чистую монету». В связи с этим подростки сами не осознают, когда они становятся частью противозаконной группы или осуществляют противоправные действия.

Развитие девиантного поведения в социальных сетях связано с тем, что в некоторых странах, как

правило, отсутствует контроль над публикуемой информацией. Существует определенный перечень информации, которую запрещено публиковать. К нему можно отнести экстремистские материалы, информацию о наркотических средствах и т. д. В случае обнаружения такого материала на просторах социальной сети он подлежит удалению, что далеко не всегда возможно сделать вследствие воспроизводимости информации.

Крайне распространенным правонарушением в цифровом пространстве является кибербуллинг (травля в Интернете). Кибербуллингом является индивидуальное либо групповое преследование лица с использованием информационных технологий с целью его унижения, запугивания либо причинения иного морального вреда, при этом преследование носит публичный характер [1, с. 98]. Данное явление можно назвать общемировым, а к основным причинам его возникновения относятся неустроенность подростков в материально-бытовом плане, отсутствие достаточного количества денежных средств как в семье, так и в плане карманных расходов ребенка, что позволяет некоторым детям чувствовать себя ущемленными по сравнению со сверстниками, а также проблемы с межличностными отношениями среди сверстников и другие. Как уже было сказано выше, данное явление присуще всем странам и некоторые государства ведут активную борьбу с кибербуллингом путем определения и закрепления в законодательных актах этимологии, видов и характерных черт его проявления, развивается и дополняется существующее законодательство мерами ответственности за буллинг или же создаются совершенно новые законодательные акты, посвященные ответственности за травлю в Интернете и реальной жизни.

Кибербуллинг в настоящее время весьма распространен в США, вследствие чего юридические методы противодействия данному явлению представляют особый интерес. Американские подростки сталкиваются с кибербуллингом в социальных сетях, через текстовые сообщения в онлайн и оффлайн режимах, на интернет-форумах, чат-румах (chat rooms), через электронную почту и онлайн-игры (так как в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

большинстве случаев онлайн-игра представляет собой командную работу, а для коммуникации с другими пользователями в игре необходимо общение как через обычный чат — письменный способ, так и через voice chat — общение с помощью голоса с использованием микрофона). В. М. Елин исследовал уголовно-правовой аспект противодействия кибер-буллингу в США на федеральном уровне и уровне штатов [2, с. 22-25].

В США действует два федеральных закона, направленных на обеспечение интернет-безопасности несовершеннолетних — Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете (Children's Online Privacy Protection Act (16 CFR Part 312, COPPA)) [3] и Закон о защите детей в Интернете (The Children's Internet Protection Act (20 U.S.C. § 9134; 47 U.S.C. § 254 (CIPA)) [4].

В локальных актах образовательных организаций США закреплены нормы о кибербуллинге и ответственности за него. Законы штатов направлены на применение специальных мер для предотвращения кибербуллинга, а также на защиту детей от данного вида психологического насилия.

К юрисдикции штатов, а также территории Федерального округа Колумбия относятся закрепление и борьба с данным правонарушением. Особенности административно-территориального деления США позволяют каждому штату по-разному определять политику и законы в области борьбы с кибербул-лингом и установления юридической ответственности. Так, одни нормы имеют закрепление в законах, а другие направлены на развитие политик школ и местных образовательных центров. В декабре 2010 г. Министерство образования США разработало основу для законодательства в области кибербуллинга, которая обязательна к применению во всех штатах. Данный документ находит отражение в законодательстве штатов либо в политиках. Политики (policies) — это нормы, которые правительство собирается внедрить или описывает изменения, которые будут происходить в обществе при их внедрении в законодательство, показывают, как улучшится ситуация в какой-либо из областей или же описывает будущий план работы правительства; данная политика также описывает положения либо методы, которые нецелесообразно внедрять в государстве. Политика представляет из себя документ, но не закон, который устанавливает стандарты, принципы, про-

цедуры, которым необходимо следовать в обществе, но политика в будущем может стать законом или быть его основой [5]. Ключевыми и общими положениями в области законодательства США для всех штатов в сфере кибербуллинга являются: определения буллинга или кибербуллинга, перечень неспецифичных манер поведения людей, которые можно определить как буллинг или кибербуллинг, которые могут быть осуществлены как с прямым, так и с косвенным умыслом, описывают формы проявления — физическая (через насилие, т. е. избиение и пр.), вербальная (включает в себя как словесное оскорбление в реальной жизни, так и в интернет-пространстве) и невербальная (исключительно через Интернет, т. е. кибербуллинг по своей природе) [6].

Описываются сферы и области, где применяются нормы, правовые регуляторы и политики, т. е. у каждого из актов есть определенная территориальная закрепленность. Например, некоторые документы применяются исключительно на территории школы, школьных площадок, на школьных мероприятиях. В политике прописаны основные черты, характеристики жертвы буллинга или кибербуллинга на основе исторического опыта проявления травли. Описываются механизмы взаимодействия между школьной администрацией, персоналом, студентами и их родителями или опекунами, прописаны процедуры расследования данного правонарушения, уточняется, что сбор информации о жертве или обидчике происходит исключительно с сохранением анонимности учащихся, также указываются виды санкций и наказаний и т. д. Так, например, в основном законе штата Северная Каролина гл. 14 Уголовный закон ст. 60 посвящена преступлениям, связанным с компьютерами, а параграф 14-458.1-1 посвящен кибербуллингу. Пункт 1 параграфа описывает перечень того, что понимается под кибербул-лингом — использование компьютера или компьютерной сети для причинения вреда или истязания несовершеннолетнего, также в определение входит создание ложного (фейкового) профиля или сайта, выдача себя за другого лица в интернет-чатах, в сообщениях по электронной почте или в мгновенных сообщениях, слежка в социальных сетях, выкладывание либо побуждение выложить фотографии в Интернет с содержанием частной, личной или сексуальной информацией несовершеннолетнего, оскорбления, правдивые или ложные заявления, с

JURISPRUDENCE

целью провокации, сталкинга (слежки) и харасс-мента (приставаний, сексуальных домогательств) несовершеннолетнего и многие другие положения [7]. В целом в данной статье существует обширный перечень того, что относится к кибербуллингу. Мера ответственности в Северной Каролине за данное преступление зависит от возраста; если преступник на момент совершения достиг 18 лет и больше, то он наказывается в соответствии с 1 class misdemeanor, если же меньше 18 лет, то ответственность наступает по 2 class misdemeanor. В США особая система ответственности, где существуют petty offenses (аналог российских правонарушений), felonies (аналог российских преступлений по УК РФ), misdemeanors (деяния между правонарушениями и преступлениями, для их обозначения используются подкатегории для классификации и в зависимости от этого назначается наказание).

Так, к 1-му классу относят самые тяжкие правонарушения, включающие в себя длительное тюремное заключение и штраф. В Северной Каролине для лиц старше 18 лет, как уже было сказано выше, ответственность идет по 1-му классу, т. е. за кибербул-линг лицо подлежит тюремному заключению на срок от 1 до 120 дней. Необходимо отметить, что суд может установить как тюремное заключение на весь срок, так и на его половину, т. е. лицо, к примеру, приговоренное к 120 дням заключения, первые 60 дней проведет в тюрьме, а остальные на специальных образовательных программах, лечении или под домашним арестом. Наказание по 2-му классу подразумевает под собой тюремное заключение на срок от 1 до 60 дней, также на усмотрение судьи полный срок в заключении или половина. И во всех случаях, вне зависимости от времени тюремного заключения, будет назначен обязательный штраф в размере 1 тыс. долл. В Северной Каролине ответственность наступает не только за кибербуллинг сверстников, одноклассников, но и за кибербуллинг учителей. Ответственность для школьника, совершающего данное правонарушение в отношении школьного работника, наступает по параграфу 14-458.2 и мера ответственности также по 2-му классу. Политика против буллинга и харассмента описана в гл. 115C «Начальное и среднее образование» основного закона Северной Каролины, параграф 115С-407.16. К основным направлениям работы в данных областях относят определения травли либо харассмента, опи-

сание типов поведения при данных правонарушениях как у работников образования, так и у учащихся, последствия и незамедлительные действия для лица, совершившего правонарушение и т. д. [8]. Штат Калифорния же входит в те немногие штаты, которые в должной мере развили политику и законодательство о кибербуллинге. Отдельно выделяются акты интернет-травли, связанные с сексуальным контентом (распространением, вымогательством или подстрекательством к распространению фотографий, видеоматериалов от одного учащегося к другому или между школьным персоналом и учащимся) [9]. Мера ответственности за мелкие правонарушения через кибербуллинг (травля, оскорбления, запугивания) представляет собой тюремное заключение на срок до одного года или выплату штрафа в размере не более 1 тыс. долл. или же все вместе. Если же деяния можно квалифицировать как уголовное преступление (тяжкое, в основном связанное с порнографией), то лицу грозит тюремное заключение на срок до пяти лет или штраф до 5 тыс. долл. или все вместе. В штате Флорида учащийся или школьный работник, сообщивший о буллинге или кибербуллинге, не может быть привлечен к гражданской ответственности за такое обращение, поскольку считается, что через данное обращение лицо совершило «жест доброй воли», направленный на отчет о травле в учебном заведении [10].

Развивающиеся страны также принимают законы о противодействии подростковой преступности в сети Интернет, направленные, главным образом, против кибербуллинга, интенсивно набирающего обороты в последнее время. Например, в Республике Филиппины действует Закон о борьбе с бул-лингом 2013 г. (Anti-Bulling Act, RA No. 10627) [11], который предусматривает во всех начальных и средних образовательных учреждениях страны специальную политику по профилактике и борьбе с бул-лингом и кибербуллингом. Закон четко дает определение терминам «буллинг» и «кибербуллинг» с конкретным указанием на то, какие действия и в каких местах совершать запрещается, а именно под запретом любой нежелательный физический контакт между жертвой и хулиганом, в том числе толчок, пинок, удар, пощечина, щекотание, передразнивание, драка, борьба и использованием любых предметов в качестве оружия. Рассматриваемый закон предусматривает и меры ответственности для пра-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вонарушителей: дисциплинарные меры, включая исключение из учебного заведения. При этом нарушителю придется в любом случае проходить процедуру реабилитации, которая включает в себя комплекс психологических мероприятий. Кроме того, на усмотрение администрации школы правонарушителю может быть предъявлено обвинение в совершении преступления, тогда уведомление о произошедшем будет направлено в полицию либо иные правоохранительные органы.

В Республике Филиппины действует Закон о предупреждении киберпреступности № 10175 [12], который содержит определение киберпреступности и виды преступлений в цифровом пространстве, в перечень которых включены киберсекс, детская порнография, киберсквоттинг, кража личных данных, клевета и незаконный доступ к информации. До принятия данного акта законодательство страны не предусматривало ответственность за преступления с использованием цифрового пространства. Республиканский закон включает в себя оговорку, согласно которой все правонарушения, совершенные с использованием компьютера и сети Интернет, предусматривают ответственность более суровую, чем устанавливает Уголовный кодекс.

В Российской Федерации на данный момент нет отдельного нормативного правового акта, направленного на борьбу с буллингом, есть Федеральный закон, защищающий детей от вредной информации, есть меры административной и уголовной ответственности, которые применяются к правонарушителям за совершение противоправных действий. Ведется работа над законодательством против буллинга, инициировано создание рабочей группы, куда будут входить эксперты из различных областей: психологи, суи-цидологи, психиатры, криминологи, юристы. Закон должен предусматривать комплекс мер, направленных на профилактику возникновения буллинга и подростковой преступности в целом.

Развитие высоких технологий, интеграция информационно-коммуникационной сети Интернет в повседневную жизнь общества несут не только плюсы, но и минусы, ведь наряду со всеми удобствами и упрощением жизни мы получаем очевидные угрозы безопасности несовершеннолетних. Проблема имеет мировой масштаб, во всех развитых странах, где граждане могут беспрепятственно получать ежесекундный доступ к Интернету, существует серьезная

угроза для детей и подростков, являющихся активными пользователями цифрового пространства. В связи с этим многие государства работают над изменением правовых механизмов противодействия преступлениям, совершаемым подростками и в отношении подростков, эффективным использованием действующих правовых норм и, что самое главное, применением методов виктимологической профилактики кибербуллинга и иных правонарушений, связанных с использованием сети Интернет.

Список источников/References

1. Иванова К. А., Степанов А. А., Немчинова Е. В. Кибербуллинг как девиация права граждан на свободу мнения в сети Интернет // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1. С. 96-101. (1. Ivanova K. A., Stepanov A. A., Nemchinova E. V. Cyberbul-lying as deviation of the right of citizens to freedom of opinion on the Internet // Actual problems of Russian law. 2019. № 1. Р. 96-101.)

2. Елин В. М. Уголовно-правовые инструменты борьбы с кибербуллингом в США // Международное уголовное право и международная юстиция. 2022. № 1. С. 22-25. (2. Elin V. M. Criminal legal instruments for combating cyberbullying in the USA // International criminal law and international justice. 2022. № 1. Р. 22-25.)

3. Children's Online Privacy Protection Act (16 CFR Part 312) (COPPA) URL://https://www.ftc.gov/-enforcement/rules/rulemaking-regulatory-reform-pro-ceedings/childrens-online-privacy-protection-rule.

4. The Children's Internet Protection Act (20 U.S.C. § 9134; 47 U.S.C. § 254) (CIPA) // URL://https://www. fcc.gov/consumers/guides/childrens-internet-protection-act.

5. Law vs Policy. What's the Difference? // careers. uw.edu // URL://https://careers.uw.edu/blog/2019/10/ 13/law-vs-policy-whats-the-difference.

6. Key Components in State Anti-Bullying Laws, Policies and Regulations // stopbullying.gov // URL:// http s ://www. stopbullying .gov/res ources/laws/key-com-ponents.

7. 2015 North Carolina General Statutes Chapter 14 — Criminal Law. Article 60 — Computer-Related Crime. § 14-458.1 // law.justia.com // URL://https://law. justia.com/codes/north-carolina/2015/chapter-14/ar-ticle-60/section-14-458.1.

8. North Carolina General Statutes Chapter 115C. Elementary and Secondary Education § 115C-407.16.

JURISPRUDENCE

Policy against bullying or harassing behavior // co-des.findlaw.com // URL://https://codes.findlaw.com/nc/ chapter-115c-elementary-and-secondary-education/nc-gen-st-sect-115c-407-16.html.

9. California Code, Education Code — EDC § 48900 // codes.findlaw.com // URL://https://codes.find-law.com/ca/education-code/edc-sect-48900.html.

10. Florida Statutes Title XLVIII. K-20 Education Code § 1006.147. Bullying and harassment prohibited // codes.findlaw.com // URL://https://codes.findlaw.com/

fl/title-xlviii-k20-education-code/fl-st-sect-1006-147.html.

11. Anti-Bulling Act (R. A. No. 10627) // URL:// https://hrep-website.s3.ap-southeast-1.amazonaws.com/ legisdocs/basic_18/HB02321.pdf.

12. Republic Act No. 10175. An Act Defining Cybercrime, Providing for The Prevention, Investigation, Suppression and The Imposition of Penalties Therefor and for Other Purposes // URL://https://lawphil.net/sta-tutes/repacts/ra2012/ra_10175_2012.html.

Информация об авторах

B. В. Попов — доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук;

А. В. Ерохина — студент Государственного университета управления;

C. В. Черкасова — студент Государственного университета управления.

Information about the authors

V. V. Popov — Associate Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Candidate of Legal Sciences;

A. V. Erokhina — Student of the State University of Management;

S. V. Cherkasova — Student of the State University of Management.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.06.2022; одобрена после рецензирования 25.07.2022; принята к публикации 29.08.2022.

The article was submitted 20.06.2022; approved after reviewing 25.07.2022; accepted for publication 29.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.