ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Герасимова Н.Р.1, Курмаева Т.И.2 ©
1 2 Доцент, канд.юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства права; студент.
Национальный исследовательский мордовский государственный университет им.
Н.П. Огарева
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о юридической природе ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Определены виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Обосновывается вывод об относительной самостоятельности данного вида ответственности в системе видов юридической ответственности.
Ключевые слова: местное самоуправление, юридическая ответственность, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления.
Keywords: local government, legal responsibility, local self-government bodies, officials of local government.
Местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении нескольких лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных и правовых основ местного самоуправления.
На фоне упорядочения прав и обязанностей местного самоуправления остро встал вопрос об усилении юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Правовое регулирование установления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, процедуры и последствий возложения, требует дальнейшего теоретического осмысления понятия юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ. Признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
Согласно п.1 ст.2 ФЗ от 06.10. 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ № 131) под местным самоуправлением понимается осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление осуществляется в двух организационно-правовых формах -непосредственное самоуправление и опосредованное самоуправление. К непосредственному самоуправлению отнесены местный референдум, местные выборы, народная правотворческая инициатива, собрания (сход) граждан, обращения (петиции) граждан и территориальное общественное самоуправление. Опосредованное самоуправление осуществляется через органы и должностных лиц местного самоуправления. Решающую роль в осуществлении местного самоуправления принадлежит опосредованным формам осуществления местного самоуправления, т. е. органам и должностным лицам.
© Герасимова Н.Р., Курмаева Т.И., 2016 г.
Институт ответственности является одним из самых проблематичных институтов муниципального права. Следует отметить, что за последнее десятилетие появилось множество определений юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, отражающих практически все общетеоретические концепции юридической ответственности. Так, В.В. Лучков рассматривает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления как применение к соответствующему органу или лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном порядке. [4, 53] В этом определении нашли свое отражении подходы, характерные для родоначальников теории юридической ответственности С.Н.Братуся, О.С. Иоффе, Н.И. Матузова, Л.С. Явича и др. Близка к ним также позиция Н.Н. Неровной, которая исследуя юридические механизмы ответственности в системе местного самоуправления, пришла к выводу, что наиболее полно признаки, функции и цели юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления отражаются в ее понимании как обязанности претерпевать определенные меры государственно- правового принуждения. [5, 68]
По мнению Д.А. Прокушева юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления можно определить, как неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм. [6, 117]
С точки зрения Н.Ю. Давыдовой, под ответственностью органов местного самоуправления понимается реакция государства на совершенное органом местного самоуправления правонарушение, связанная с перепреванием последним неблагоприятных для него последствий». [2, 61]
Можно сделать вывод, что установленные законом санкции за допущенные правонарушения, а также неотвратимые меры по их применению - непременное условие реализации одного из важнейших принципов взаимоотношений государства и местного самоуправления - государственный контроль в форме правового воздействия. Однако сводить юридическую ответственность только к ее негативному аспекту, по нашему мнению, неправомерно, а самое главное это не отвечает социальной и правовой природе местного самоуправления.
А. Т. Данилова, подчеркивает, что отличие муниципальной ответственности состоит в том, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предполагает не только акцент на кару в плане государственного принуждения, но в большей степени ориентирована на позитивные аспекты. [3, 248]
По мнению ряда авторов, позитивный смысл юридической ответственности возникает из обязанности органов местного самоуправления осуществлять положительные действия, в точном соответствии следуя нормам текущего законодательства, уставов муниципальных образований. Как видим, налицо две модели ответственности, что характеризует сам феномен юридической ответственности.
Таким образом, ответственность органов местного самоуправления, необходимо рассматривать в двух аспектах: позитивном (проспективном) и негативном (ретроспективном). Под позитивной ответственностью местного самоуправления следует понимать ответственную деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, требует от субъектов права активного поведения для достижения общественно полезных целей.
В муниципальной теории и практике институт юридической ответственности имеет свои особенности регулирования и применения. Стоит отметить, что согласно ст. 70 ФЗ № 131 органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами несут ответственность перед: а) государством; б) населением муниципального образования; в) физическими и юридическими лицами.
Ответственность перед населением - это ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, которая реализуется как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке, установленном уставами муниципальных образований в соответствии с ФЗ № 131.
Ответственность должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Ответственность должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и иными ФЗ. В результате незаконных действий (бездействия), в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, органы и должностные лица местного самоуправления возмещают убытки физическим и юридическим лицам. «Незаконными» признаются действия, нарушающие не только закон, но и иные нормативные акты любого уровня. «Бездействие» предполагает невыполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом или иным нормативным актом обязаны были совершить.
Основой юридической ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является конституционная норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать нормы действующего законодательства.
Можно выделить несколько оснований наступления ответственности органов местного самоуправления:
- принятие органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан;
- органы или должностные лица местного самоуправления несут ответственность за совершение противоправных действий, причинивших имущественный или иной вред;
- причинение вреда органами и должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности.
Виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по своей принадлежности, определяемой характером, содержанием и степенью общественной опасности нарушения норм права или ненадлежащего осуществления полномочий, могут быть объединены в две группы - публично-правовая и частно-правовая ответственность.
Публично-правовая ответственность органов местного самоуправления наступает за совершение правонарушений или ненадлежащее осуществление ими полномочий. Публично-правовая ответственность должностного лица местного самоуправления включает в себя конституционную, административную и уголовную ответственность.
Частно-правовая ответственность представляет собой установленную нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Частно-правовая ответственность органов местного самоуправления может проявляться в виде гражданско-правовой и материальной ответственности.
Таким образом, юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц представляет собой необходимость субъектов ответственности действовать в интересах муниципального образования в соответствии с возложенными на них обязанностями, отвечать в установленном порядке за свое юридически значимое поведение, а в случае отклонения - претерпевать неблагоприятные последствия.
Литература
1. Герасимова Н.Р., Бакулина Л.В. Юридическая ответственность в системе местного самоуправления / Н.Р. Герасимова, Л.В. Бакулина. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - 6 с.
2. Давыдова Н.Ю. Юридическая природа ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами / Н.Ю. Давыдова. // Юридические записки. - 2014. - № 2. -С. 58-63.
3. Данилова А.Т. Проблемы муниципально-правовой ответственности / А.Т. Данилова. // Наука и современность. - 2015. - № 2. - С. 246-251.
4. Лучков В.В. Юридическая ответственность в системе местного самоуправления / В.В. Лучков. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 52-54.
5. Неровная Н.Н. К вопросу о выделении муниципально-правовой ответственности в качестве одного из видов юридической ответственности / Н.Н. Неровная. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 9. - С. 66-74.
6. Прокушева Д.А. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления / Д. А. Прокушева. // Законность и правопорядок в современном обществе. -2014. - № 22. - С. 115-119.