Научная статья на тему 'Характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами'

Характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1603
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / RESPONSIBILITY / LOCAL AUTHORITIES / BODIES / OFFICIALS OF LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдова Наталья Юрьевна

В данной статье рассматривается вопрос ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами, её правовой характеристики, определения её места и роли в системе видов юридической ответственности соответствующих органов и должностных лиц. Предлагается вывести за рамки правового поля понятие «ответственность перед населением» и применять его только в политическом или социальном смысле, заменить его в юриспруденции понятием «ответственность перед гражданами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY OF AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENT OFFICIALS TO THE CITIZENS

The problem of responsibility of authorities and officials of local government to the citizens, its legal characteristics, determination of its place and role in the system of types of legal responsibility of relevant authorities and officials is considered in the article. It is suggested that the notion «responsibility to the population» would be turned out of the framework of legal sphere and used only in the political or social sense and be replaced in the jurisprudence by the notion of «responsibility to the citizens».

Текст научной работы на тему «Характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами»

Характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами

Н.Ю. Давыдова, к.ю.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГУ

В научной литературе и в законодательстве о местном самоуправлении выделяется три вида юридической ответственности, которую несут органы и должностные лица местного самоуправления: 1) перед государством; 2) перед населением; 3) перед физическими и юридическими лицами [1, 2]. Несмотря на то что эти виды ответственности и одноименные правовые институты достаточно обстоятельно исследованы правоведами, ответственность этих субъектов перед гражданами получила наименьшее теоретическое обоснование. В то же время этот вид ответственности непосредственно направлен на охрану прав, свобод и законных интересов граждан.

Задачу охраны прав, свобод и законных интересов граждан решает и институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, на что прямо указано в ст. 73 и 74 упомянутого Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. Однако данный вид юридической ответственности обеспечивает только опосредованную охрану прав, свобод и законных интересов граждан.

Объективность бытия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими лицами обусловлена существованием правоотношения или группы правоотношений между указанными субъектами. Эти отношения носят имущественный характер и ограничиваются сферами гражданского оборота и налогообложения. При этом понятие «физическое лицо» включает в себя не только граждан, но также иностранных граждан и лиц без гражданства. Для реализации данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления принципиальное значение имеет не публично-правовая составляющая статуса лица — принадлежность к определённому государству, а частноправовая — право- и дееспособность, в первую очередь гражданская.

Несколько сложнее обстоит ситуация с ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Систематическое толкование Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ приводит к выводу, что такие отношения существуют. Однако анализ законодательства о местном самоуправлении не позволяет безоговорочно подтвердить данный вывод, поскольку сам термин «население» является трудно применимым к таким категориям, как правоотношение и ответственность, т.к. установить права и обязанности населения без известных оговорок и условностей не представляется возможным в силу его фактиче-

ской обезличенности. Следовательно, правильнее вести речь об ответственности органов местного самоуправления перед гражданами. Ответственность же перед населением следует вывести за рамки правового поля и говорить о ней только в политическом или социальном смысле. Принимая во внимание данное обстоятельство, некоторые правоведы справедливо подразделяют юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, возникающую из правоотношений с участием соответствующих органов или их должностных лиц, с одной стороны, и физических лиц — с другой, на два вида:

1) применительно к частноправовым отношениям и отношениям в сфере налогообложения следует вести речь об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими лицами, делая тем самым акцент на обеспечение имущественных интересов последних;

2) применительно к публично-правовым отношениям — об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами, акцентируя тем самым участие последних в решении вопросов местного значения [3].

При этом множественность и неопределённость лиц (граждан) в соответствующих правоотношениях не ставит под сомнение справедливость данного вывода. Множественность лиц, пусть даже неопределённая, не должна приводить к подмене конкретного гражданина, с его вполне определёнными правами и обязанностями, абстрактным понятием «население», чьи права и обязанности могут быть определены исключительно через совокупность прав и обязанностей, пусть даже общих, всех граждан, проживающих на определённой территории.

При определении отраслевой принадлежности юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами возникает определённая сложность в сопоставлении позиций различных исследователей, связанная с тем, что до настоящего времени в правовой науке было принято говорить лишь об ответственности перед населением, оставляя за пределами предмета исследования ответственность перед гражданами.

В ходе решения этой задачи первостепенным, на наш взгляд, является не столько определение наименования рассматриваемого вида ответственности и её отраслевой принадлежности, сколько достижение полной ясности в вопросе о наличии или отсутствии оснований рассматривать её как ответственность юридическую. Это, в свою очередь, позволит ответить на вопрос, действуют ли

в сфере взаимоотношений органов и должностных лиц местного самоуправления с гражданами общие закономерности возникновения и реализации юридической ответственности. Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение при разработке правовой конструкции данной ответственности. Следует отметить, что он является одним из ключевых в науке как конституционного, так и муниципального права и состоит в установлении соотношения юридической (как конституционной, так и муниципальной) и политической ответственности.

По этому поводу правоведы высказывают различные суждения: что конституционная и муниципальная ответственность являются разновидностью политической ответственности [4], а также что они объединяют в себе ответственность политическую, моральную и юридическую [5]. Существует также точка зрения, что конституционная и муниципальная ответственность — это виды юридической ответственности [6].

В теоретическом плане юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, за исключением ответственности указанных лиц перед физическими и юридическими лицами как участниками имущественного оборота, близка к политической. На это указывает наличие целого ряда общих признаков юридический и политической ответственности этих субъектов. Во-первых, они вытекают из особенностей политических отношений и регламентирующих их социальных норм. Во-вторых, эти виды ответственности возникают в процессе взаимоотношений между классами, нациями, иными социальными группами, государством или местным самоуправлением и их органами. В-третьих, они наступают не только за умышленные виновные действия, но и за неумелость, приспособленчество, опрометчивость в вопросах политики.

Практически все авторы дают похожие характеристики ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами и населением, выделяют одни и те же её существенные признаки и черты, одинаковым образом определяют её специфику, с той лишь разницей, что одни называют её ответственностью конституционной, другие — муниципальной, третьи — публично-правовой, четвёртые — политической. В связи с чем на основе критического обобщения имеющихся в научной литературе характеристик рассматриваемого вида ответственности необходимо внесение ряда уточнений.

Трудно спорить с тем, что ответственность перед гражданами и населением с точки зрения целей носит ярко выраженную политическую направленность. Вместе с тем нельзя согласиться с теми авторами, которые, признавая её юридической, отмечают, что она имеет иную природу, нежели ответственность правонарушителя за совершённое правонарушение, преследует другие цели, выпол-

няет другие функции, отличается основаниями и порядком осуществления [8]. Признание ответственности юридической означает распространение на неё всех признаков последней, в том числе признание оснований её реализации правонарушением и закрепление неблагоприятных последствий их совершения в санкции соответствующей правовой нормы. Иной подход имеет в своей основе непонимание или нежелание признавать сущности юридической ответственности. Для установления юридической ответственности недостаточно просто «...облачить политическую ответственность в правовую форму..» [7], упомянув о ней в законе. При любом другом подходе границы собственно юридической ответственности безосновательно расширяются, а её специфические черты утрачиваются.

Полагаем, что нет оснований настаивать на признании «ответственности за ненадлежащее осуществление власти» разновидностью юридической ответственности. Признавая существование такой ответственности, следует относиться к ней как ответственности политической или социальной, но не юридической. Доводы о том, что в результате признания юридической ответственностью только «ответственности за правонарушение» население муниципального образования лишается возможности непосредственно влиять на положение дел в муниципальном образовании в случае недобросовестного, неэффективного осуществления властных полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления, представляются неубедительными. Добросовестность, эффективность, разумность — это правовые критерии, которыми могут быть охарактеризованы обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления. Следовательно, недобросовестность, неэффективность, неразумность в решении вопросов местного значения могут служить признаками объективной стороны правонарушения. При этом не следует говорить о том, что при реализации ответственности за правонарушение единственным основанием отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления становится только совершение этим субъектом правонарушения. Гражданское законодательство содержит в себе аналогичные нормы, когда неразумные и недобросовестные действия органа юридического лица признаются правонарушением с его стороны и влекут обязанность возместить убытки (ст. 53 ГК РФ). Такая аналогия в данном случае представляется уместной. Нет принципиальных отличий применительно к определению природы ответственности между органами юридического лица и органами местного самоуправления, так же как и нет отличия между участниками (акционерами, кредиторами и т.п.) юридического лица и гражданами. В гражданско-правовой науке вывод о том, недобросовестные

или неразумные действия органа юридического лица является правонарушением, не подвергается сомнению. Полагаем, что данный вывод справедлив и в отношении органов местного самоуправления, если только не следовать по пути необоснованного сужения понятия правонарушения.

Только ответственность за правонарушение обеспечена формализованными правовыми средствами прямого действия, имеет правовой механизм возникновения и реализации, сопряжена с претерпеванием ответственным субъектом определённых неблагоприятных последствий, предусмотренных нормами права, следовательно, может считаться юридической. Всякая иная ответственность юридической не является и должна рассматриваться как политическая или социальная [3].

Придание рассматриваемой ответственности правовой формы, которая постоянно совершенствуется и усложняется, обусловлено объективной необходимостью и стремлением законодателя превратить такую ответственность в подлинно демократический механизм народовластия. При этом существует необходимость в размежевании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и перед гражданами.

Первая из них носит политический или социальный характер. Она не имеет и не может иметь юридически формализованных оснований реализации, что в свою очередь влечёт невозможность закрепления в законе неблагоприятных последствий для указанных лиц, которые бы определили содержание данной ответственности. Фактически содержание такой ответственности выражается в том, что население перестаёт поддерживать утратившего доверие депутата или выборное должностное лицо на выборах.

Но утрата доверия может повлечь за собой вполне определённые и формализованные юридические последствия и служить основанием реализации собственно юридической ответственности. Она наступает в результате утраты органом или должностным лицом местного самоуправления доверия избирателей в результате ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами своих задач и функций, недобросовестных, неразумных, неэффективных действий.

Первая представляет собой функциональную ответственность и удачно ложится в схему управленческой ответственности О.Э. Лейста [8]. Вторая же, с учётом изложенных выше доводов, должна рассматриваться в качестве деликтной.

Литература

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 38-22.

2. Черногор Н.Н. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления (теоретико-правовые проблемы). М.: Юриспруденция, 2006.

3. Медведев С.М. Юридическая ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц в механизме охраны прав, свобод и законных интересов граждан (теоретико-правовой аспект): дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.

4. Пискотин М.И. Политическая ответственность работника аппарата государственного управления в социалистических странах // Доклад на международной научной конференции «Ответственность сотрудника государственной администрации». Варшава, 1975.

5. Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе конституционных норм. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985.

6. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000.

7. Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2007.

8. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М.: Изд-во МГУ, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.